115 ФЗ легализация

Автор: | 26.01.2019

Основные моменты федерального закона о противодействии легализации доходов

В связи с вступлением в силу 31 июля 2013 года Федерального закона от 28.06.2013 №134 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»,
на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,

теперь распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).

К числу обязанностей индивидуальных предпринимателей, в частности, относятся:

– в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля, а также назначать лиц, ответственных за их реализацию;

– пройти обязательное обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Требованиями к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

– проводить проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на основании Перечня, размещенного на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет»;

– предоставлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, указанных в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Единый формат представления в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об операциях, в отношении которых на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установлен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245 (далее – Инструкция).

До приведения указанной Инструкции в соответствие с требованиями Федерального закона № 134-ФЗ, при представлении информации в Росфинмониторинг  вышеуказанным организациям и индивидуальным предпринимателям в графе 210 формы  4-СПД «Код вида организации (лица), представляющей(его) информацию» следует указывать соответствующий код вида организации:

Код

Наименование

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

При представлении информации в Росфинмониторинг предлагаем также руководствоваться информационными письмами и сообщениями, размещенными на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет».

 

By Семен Зелькин / 18th Июль, 2018 / Предпринимательское право / No Comments

Собственно к чему данная статья? К тому, что многие предприниматели столкнулись с проблемой, когда вдруг Вам отключается Клиент-Банк, а когда Вы пытаетесь разобраться, в чем же дело, получаете довольно сухой ответ от Банка, о том, что в соответствии с 115-ФЗ, Банк имеет право, отказать Вам в проведении операции по расчетному счету. Тем самым Банк побуждает Вас к смене кредитной организации. Никакие обращения в Банк, переговоры с управляющими не помогают. Никто не говорит ничего, помимо того, что приходится работать в рамках 115-ФЗ. Собственно, сутью 115-ФЗ, является борьба с финансированием терроризма (в меньшей части), и легализацией доходов полученных преступным путем (в большей части). В том числе, стоит отметить, что под легализацией, понимается и борьба с различными схемами по оптимизации налогообложения.

Фз №115: краткое описание

Для граждан, прибывших из стран, с которыми заключен договор о безвизовом режиме, срок пребывания в России ограничен тремя месяцами (90 дней) суммарно за каждый период в 180 дней, если не будут нарушены правила продления.Продлить срок можно максимум на один год, если иностранец получил трудовой патент (Федеральный закон 115 статья 5, пункт 5). По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы:

  1. Заявление на выдачу патента;
  2. Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда;
  3. Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам;
  4. Регистрация по месту проживания.

Ipc-zvezda.ru

  • 115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов
  • Закон 115 фз кратко суть
  • А.Н. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 2011
  • ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов При этом нужно отметить, что по обновленному 115-ФЗ легализация не предполагает каких-либо исключений по перечню преступлений, с помощью которых приобретались деньги или имущество.

    До изменений же 2015 г. не считались преступными доходы, полученные при уклонении от уплаты таможенных платежей, налогов и невозвращении из-за границы средств в валюте.

    An error occurred.

    Всем доброе время суток. Предлагаю поговорить о таком щекотливом вопросе, как 115-ФЗ. Да-да. Вы не ослышались. Обсудим. Попробуем ответить на вопрос, почему закрывают расчетный счет организации. Те, кто не слышали об это федеральном законе, Вам повезло.

    Уверен, будет Вам интересно. Если кому интересно, то, вот его полное название Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «

    О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Можно совсем в него погрузиться… Хотя, кто погружался, в курсе, что он достаточно не конкретен, и оставляет возможность вольных трактовок. Давайте немного объяснения.

    Msbhelp

    Собственно, сутью 115-ФЗ, является борьба с финансированием терроризма (в меньшей части), и легализацией доходов полученных преступным путем (в большей части).

    В том числе, стоит отметить, что под легализацией, понимается и борьба с различными схемами по оптимизации налогообложения.

    Те, кто занимается транслированием различных серых схем в своем бизнесе, и помощью в этом другим, больше всех имеет головную боль. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» .

    Федеральный закон 115

    Ваша компания дает 100 тысяч чистой прибыли. И в итоге с сотнемиллионных оборотов в год, Вы платите 20 тыс.руб.

    налогов и 3 копейки в

    ПФР и ФСС со своей МРОТ директора?Ну согласитесь, очень странная логика для ведения бизнеса)).

    Да Вы и сами знаете)

    • Если у Вас постоянные переводы денежных средств со счета ИП на карту физического лица, или Вы ООО, которое переводим очень много средств на карты физ.лиц… знайте.

      Вы, скорее всего, недолго еще будете продолжать работать спокойно в Банке.

    • У Вас очень большое количество займов, которые либо беспроцентные, либо с минимальным процентом, в тоже время Ваша организация, только начала деятельность, причем Вы как даете займы, так и получаете. Знайте.

    В книге дан подробный анализ элементов правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, — предупреждения, организации деятельности по противодействию, международного сотрудничества в указанной сфере.

    При рассмотрении положений Закона использован широкий круг международных актов, нормативных правовых актов Правительства РФ и Росфинмониторинга (КФМ России), нормативных актов Банка России.

    Издание предназначено для должностных лиц и работников уполномоченного органа и надзорных органов, руководителей и работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

    Иностранцам, приехавшим из безвизовых стран, работать в России позволяет патент на трудовую деятельность, им не требуется разрешение.

    Закон 115 ap кратко суть

    Ну и самое не приятное в данной ситуации то, что руководители и учредители организаций, которым будут блокироваться счета, в будущем, с большими проблемами будут открывать расчетные счета.

    Отсюда, делайте вывод, стоит ли Вам становится собственниками или директорами заведомо мертворожденных организаций, чтобы в будущем, когда Вы запланируете реальный бизнес, иметь проблемы, даже на уровне простого и банального открытия расчетного счета.

    Думаю, что в текущем моменте обсудили основные моменты с Вами. Если у Вас будут вопросы, прошу в комментарии, готов обсудить, добавить информации, а может быть написать еще дополнительный обзор, по интересующим Вас вопросам. Источник Александр MSBHelp Киселев.

    Закон 115 фз кратко суть

    Те, кто занимается транслированием различных серых схем в своем бизнесе, и помощью в этом другим, больше всех имеет головную боль. Потому что у Банков есть совершенно четкая задача, выводить схемщиков из Банка. Правильно ли это? Считаю совершенно правильно. Предприниматели, зарабатывающие деньги на возмещении НДС, это по сути люди, обкрадывающие государство и других честных предпринимателей, которые принимают общие правила игры. Повторюсь, это моя личная позиция, не настаиваю на ней, если у кого-то своё мнение, то обсуждать этичность не вижу смысла. Давайте дальше.

    Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ

    По каким же критериям попадает организация в список на «высаживание» из Банка.

    • Финансирование терроризма — совершение накоплений и платежей с осознанием того, что средства направляются на совершение одного или нескольких преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса, перечисленных в рассматриваемом законодательном акте.
    • Обязательный контроль — комплекс мер особо уполномоченного органа, направленных на проверку расчетов денежными средствами или имуществом, исходя из сведений, принятых от организаций, проводящих такие операции.
    • Внутренний контроль — особые процедуры в рамках предприятий, производящих расчеты деньгами или имуществом, по обнаружению расчетов, нуждающихся в особом контроле, и других взаиморасчетов, упомянутых в антиотмывочном законе.
    • 115 федеральный закон: изменения 2015 г., последняя редакция 2016 г. В 2015 г.

    По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы: Заявление на выдачу патента; Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда; Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам; Регистрация по месту проживания. Соответственно, 115-ФЗ разработан на основании Рекомендаций ФАТФ, представляющих набор мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов.

    В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005) рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

    Закон 115 фз кратко суть

    В связи с вступлением в силу 31 июля 2013 года Федерального закона от 28.06.2013 №134 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»,
    на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,

    теперь распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).

    К числу обязанностей индивидуальных предпринимателей, в частности, относятся:

    – в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля, а также назначать лиц, ответственных за их реализацию;

    – пройти обязательное обучение в форме целевого инструктажа в соответствии с Требованиями к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

    – проводить проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на основании Перечня, размещенного на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет»;

    – предоставлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, указанных в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

    Единый формат представления в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об операциях, в отношении которых на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установлен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245 (далее – Инструкция).

    До приведения указанной Инструкции в соответствие с требованиями Федерального закона № 134-ФЗ, при представлении информации в Росфинмониторинг  вышеуказанным организациям и индивидуальным предпринимателям в графе 210 формы  4-СПД «Код вида организации (лица), представляющей(его) информацию» следует указывать соответствующий код вида организации:

    Код

    Наименование

    Индивидуальный предприниматель, осуществляющий скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

    При представлении информации в Росфинмониторинг предлагаем также руководствоваться информационными письмами и сообщениями, размещенными на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет».

     

    О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

    1. Способы легализации доходов, полученных преступным путем

    Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества понимаются вовлечение в сферу легальной деятельности денежных средств и имущества, приобретенных незаконным, преимущественно преступным, путем, и придание им статуса легитимности с целью получения возможности их использования, не вызывая подозрений у правоохранительных органов.

    По экспертным данным МВД России, 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в предпринимательскую деятельность и 15% расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.

    Специалисты выделяют некоторые наиболее распространенные способы получения сокрытых от налогообложения денежных средств, а также основные этапы и механизмы, присущие отмыванию незаконно полученных доходов:

    1. создание организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств для продажи неучтенных наличных денег за безналичные деньги за определенный комиссионный процент. В настоящее время получила широкое распространение практика не только банкротства обналичивающей организации до первой проверки налоговыми органами, но и реорганизации фирмы путем смены учредителей или слияния с другой компанией путем использования документов граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, а также поддельных или похищенных документов. Введение "грязных" наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между хозяйствующими субъектами.

    Нередко встречаются случаи, когда организации создаются на непродолжительное время по подложным документам или на подставных лиц. В эти организации переводятся добытые преступным путем денежные средства, которые затем конвертируются и переводятся на счета "своих" организаций, расположенных чаще всего в офшорных зонах; эти организации и легализуют через счета различных компаний "грязные деньги".

    ФЗ-115 о противодействии легализации отмыванию доходов

    При проведении импортных операций в офшорной зоне создается дочерняя либо самостоятельная компания, которая заключает с российскими организациями контракты на поставку различных товаров в Российскую Федерацию. Для обеспечения этих контрактов переводятся крупные суммы денежных средств. Но товары в Российскую Федерацию не поступают, а денежные средства переводятся на счета других фирм <*>;

    1. отделение незаконных доходов от источника их получения с помощью финансовых операций. Нередко создаются офшорные предприятия, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств;
    2. осуществление экспортно-импортных операций (как правило, составляются два контракта: один реальный и один фиктивный, с завышенной суммой сделки; после этого денежные средства по фиктивному договору переводятся фирме-посреднику, на счетах которой остается разница между реальной и фиктивной ценой) или организация лотерей и участие в деятельности казино. Полученные средства вкладываются в недвижимость, в том числе за рубежом, в наиболее доходные сферы финансово-хозяйственной деятельности;
    3. участие в приватизации. Денежные средства от преступных промыслов успешно легализуются через приватизацию. Отдельные лидеры преступных группировок начинают приобретать политический вес в обществе, используя коррумпированных представителей органов государственной власти и управления.

    <*> Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. — М., 2001. — С. 24.

    За первый год действия уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов (1997 г.) в Российской Федерации было зарегистрировано 241 такое преступление. В 1998 г. их количество резко увеличилось и достигло 1003. В 1999 г. число выявленных фактов легализации незаконно полученных денежных средств осталось практически на уровне предшествующего года — 965. Треть из них (312) совершены в крупном и особо крупном размере; их рост по сравнению с предыдущим годом составил 67%. Из общего числа законченных производством материалов (790) 679 дел направлено в суд. Привлечено к уголовной ответственности 65 человек. Причиненный материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил 207,5 млн руб. Наложен арест на имущество, изъято материальных ценностей, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму 72,1 млн руб.

    2. Формирование законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

    В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)).

    Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем.

    Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.

    В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38), а обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44).

    Таким образом, в настоящее время привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением преступного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления (при отсутствии их состава) не представляется возможным и не имеет под собой законных оснований.

    При обсуждении в Государственной Думе вопросов противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, отмечалось, что поскольку налоги уплачиваются только с доходов, полученных легальным путем, то с не подвергшихся налогообложению доходов должны взиматься неуплаченные налоги, штрафы и пени, которые затем должны "работать" на экономику страны. В итоге депутаты Государственной Думы настояли на том, что под ответственность за легализацию не должны подпадать следующие правонарушения:

    • невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами;
    • уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов.

    Сторонники данной позиции отмечали, что за все это УК РФ уже установлена своя, гораздо более мягкая, чем за "отмывание" денег, ответственность.

    Правительство РФ предлагало в качестве компенсации за вывод налоговых нарушений из-под прямого действия УК РФ закрепить в нем хотя бы положение, что банки и финансовые организации не вправе отказать уполномоченному органу в предоставлении информации на основании того, что соответствующая операция, сделка связана с легализацией доходов, полученных в результате совершения вышеперечисленных правонарушений. Однако Государственная Дума сочла такое требование излишним. По мнению депутатов, через отслеживание налоговых нарушений, валютных и таможенных нарушений бессмысленно искать "грязные" деньги. Если можно выявить неуплату налогов с каких-то доходов, то это означает, что эти доходы, даже если они и были "грязными", уже каким-то способом легализованы.

    Таким образом, позиция отдельных депутатов привела к тому, что из-под действия законодательства о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, были выведены налоговые преступления. Однако, с нашей точки зрения, средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, также незаконны, а уклонение от уплаты налогов является таким же общественно опасным деянием, как и все остальные.

    3. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее — Закон N 115-ФЗ) под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена вышеуказанными статьями Кодекса.

    Указом Президента Российской Федерации от 01.11.2001 N 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу — КФМ России (с 09.03.2004 — Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг), одной из основных задач которого является направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. С момента образования Комитета по июль 2003 г. КФМ России передал в правоохранительные органы 4800 материалов, касающихся подозрительных финансовых операций, по итогам рассмотрения которых было возбуждено 10 уголовных дел.

    Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) выработала рекомендации, предусматривающие для стран мирового сообщества:

    • определение перечня преступлений, с легализаций доходов от которых следует бороться;
    • определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;
    • определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;
    • установление в законодательстве той или иной страны понятия "легализация незаконно полученных доходов" таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.

    Для выполнения рекомендаций FATF российскими законодателями разработан и принят Федеральный закон от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым появились следующие законодательные новеллы:

    1. перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, уточнен и дополнен страховыми организациями и лизинговыми компаниями, организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также устраивающими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, а также организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
    2. перечень операций с денежными средствами в наличной форме, которые подлежат обязательному контролю, дополнен операциями покупки или продажи наличной иностранной валюты физическим лицом;
    3. уточнен перечень иных сделок с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, в том числе получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и в иных основанных на риске играх;
    4. перечень операций с денежными средствами, которые подлежат обязательному контролю, дополнен такой услугой, как предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;
    5. перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, дополнен сделками с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее;
    6. уточнены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
    7. дополнены требования к правилам внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций — Банком России;
    8. установлен срок, в течение которого работники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при возникновении подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, обязаны сообщать об этом в уполномоченный орган, — не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций;
    9. уточнено, что пятилетний срок хранения документов, подтверждающих сведения, связанные с мероприятиями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом;
    10. уточнены запретительные меры для кредитных организаций, направленные на эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Кредитным организациям запрещается:
    • открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;
    • открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
    • устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
    1. установлены случаи, когда кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом:
    • отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
    • непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 Закона N 115-ФЗ сведения, либо представление недостоверных документов;
    • наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии его в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом N 115-ФЗ;
    1. Закон N 115-ФЗ дополнен ст. 7.1, в которой прописываются права и обязанности иных лиц.

    Так, устанавливается, что требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, если они готовят или осуществляют от имени либо по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

    • сделки с недвижимым имуществом;
    • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
    • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
    • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
    • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

    И.Н.Соловьев

    К. ю. н.,

    начальник

    Уголовно-правового управления

    Правового департамента

    МВД России

    Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1.

    «Грязный» доход: Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов»

    Цели настоящего Федерального закона

    Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

    Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

    Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

    Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

    Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

    Статья 7.1. Права и обязанности иных лиц

    Статья 7.1-1. Предоставление информации организаторами торговли, клиринговыми организациями и центральными контрагентами

    Статья 7.2. Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств

    Статья 7.3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц

    Статья 7.4. Дополнительные меры противодействия финансированию терроризма

    Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

    Статья 8. Уполномоченный орган

    Статья 8.1. Предоставление уполномоченным органом информации в целях противодействия коррупции

    Статья 9. Представление информации и документов

    Глава IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА

    Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь

    Статья 10.1. Информирование компетентных органов иностранных государств о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

    Статья 11. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства

    Статья 12. Выдача и транзитная перевозка

    Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

    Статья 14. Прокурорский надзор

    Статья 15. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц

    Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    В последние годы в стране укоренилась, так называемая, частная практика. Физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, могут оказывать разнообразные услуги от своего имени. Должны ли репетиторы, консультанты и прочие граждане, освоившие ниву фриланса, самостоятельно платить подоходный налог, разбирались с нашим экспертом Александром Пятинским, к. э. н., главным бухгалтером ГК «ЛАНИТ Образование».

    Получил доход — плати

    В предыдущей статье мы говорили о базовых понятиях, заложенных в термин «индивидуальный предприниматель», и о возможностях ИП сэкономить на налогах и прочих вычетах. Сегодня речь пойдет о тех доходах, которые гражданин должен декларировать самостоятельно.

    Самыми распространенными способами заработка, с которых физлицо обязано выплачивать подоходный налог, являются:

    — персональные уроки, дополнительные занятия, написание дипломов (репетиторство, консультационные услуги и информационное сопровождение);

    — частные работы, т. е. услуги бытового характера (пошив или ремонт одежды на дому), хозяйственного назначения (мелкий ремонт, «муж на час» и т. д.), плюс консалтинг во всех формах (от создания и сопровождения сайтов до ведения бухучета на дому);

    — сдача какого-либо собственного имущества в аренду (например, собственного жилья);

    — продажа имущества (квартира, гараж, автомобиль и т. д.).

    Мы выбираем, нас выбирают

    Основными критериями выбора исполнителя любых услуг являются:

    — цена — чем ниже, тем более привлекательной является перспектива сотрудничества;

    — близость к дому или работе — многие ищут маршруты, оптимизируя транспортные и временные потоки;

    — рекомендации — принцип «сарафанного радио» действовал хорошо во все времена, как правило, обращаются за услугами по личным рекомендациям знакомых, друзей и соседей;

    — качество — индивидуальные занятия всегда дают больший эффект, чем обучение в группах.

    Например, цена частного репетитора ниже, чем цена за такие же услуги, предлагаемые учебными центрами. Частнику не нужно оплачивать аренду, выплачивать зарплату сотрудникам, и налоговая нагрузка значительно ниже у физического лица. В этих условиях растет и развивается большой рынок частных услуг, предлагаемых физическими лицами — от экскурсий и квестов до личных помощников в бизнесе и даже шопинге. Для потребителя этот рынок — возможность получить услугу выгодно и индивидуально, для исполнителя — дополнительный или основной доход, зависящий исключительно от собственных способностей, а не от воли начальника.

    Важный вопрос во всей этой истории — легальность получаемых физическими лицами доходов. Рано или поздно конкуренты или же сами потребители услуг (оставшиеся недовольными, к примеру), пишут «донос» в фискальные органы с просьбой уточнить источники получения доходов. После этого физическому лицу-исполнителю приходится платить штрафы. Чтобы избежать подобных неприятностей, рассмотрим ключевые вопросы легализации данных доходов.

    Мифы легализации доходов

    Традиционных заблуждений, связанных с фриланс-работой три:

    1. «Репетиторы обязаны вставать на учет как ИП, так как образовательные услуги должны быть лицензированы».

    Обращаю внимание на пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, пункт 1 статьи 21 и статью 32 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, в которых указано, что образовательная деятельность может осуществляться только предпринимателями. Внимательное изучение законодательных актов об образовании позволяет увидеть возможность оказания услуг без получения лицензии. Основное отличие лицензируемых образовательных услуг от нелицензируемых — наличие документа об образовании. Если субъект не выдает документ, свидетельствующий о повышении уровня образования, значит, лицензированию такая услуга не подлежит. Таким образом, репетитор может позиционировать услуги как консультационные, а не как образовательные. И чтобы избежать каких-либо претензий (лучше всего это зафиксировать в договоре), не выдавать никаких сертификатов заказчикам.

    2. «На все услуги физическое лицо должно заключать письменный договор».

    Гражданское законодательство позволяет физическим лицам (не зарегистрированным в качестве ИП) заключать договор между собой как в письменной, так и в устной форме. Но нужно помнить, что подписанная с двух сторон бумага (договор), значительно облегчает жизнь.

    3. «Легализовать доходы частному лицу невыгодно».

    Легализация полученных доходов открывает новые границы и возможности для физического лица. С одной стороны, это может быть стартом для большого бизнеса. С другой стороны, легализация доходов повышает степень защиты (защита собственных интересов в арбитраже) и стабилизирует источник дополнительного заработка (снижается риск штрафа от налоговиков).

    Бесплатно не бывает

    В экономике есть интересная теория, которая называется «проблема безбилетника». Ее суть в том, что часть населения, потребляющая общественные блага, целенаправленно пытается уклониться от их оплаты (грубо говоря, многие считают и доказывают другим, что сыр в мышеловке все же бесплатный). Примером «проблемы безбилетника» является вопрос оплаты «зайцев», катающихся бесплатно на общественном транспорте. Решение этого вопроса частично переложено на тех, кто платит за проезд. Цена для них выше, чтобы у поставщика транспортных услуг были покрыты все издержке.

    В экономике не бывает бесплатных услуг и взявшихся из ничего денежных средств. За все нужно платить. Другой вопрос, кто за это платит. Получая личный доход и не уплачивая с него налоги, физическое лицо автоматически увеличивает налоговую нагрузку на ту часть населения, которая их платит.

    В разных странах данную проблему решают по-разному. Один из способов — контроль над расходами физических лиц. Считается, что если невозможно уследить за всеми доходами, значит нужно контролировать расходы и платежи. В нашей стране такую практику пытались внедрить, но пока что безуспешно.

    Как легализовать доходы

    Возвращаясь к вопросу частной практики. Краткий план для тех, кто получает доходы и хочет их легализовать:

    1. Идеальный вариант — составить и подписать формальный договор на бумажном носителе, с указанием вида работ и цены на услуги. Подтверждением факта оплаты может служить расписка. Отсутствие бумажного договора (несмотря на полное право физического лица заключать договор в устной форме) позволит налоговикам доначислять суммы налога.

    2. По окончании налогового периода нужно подсчитать все полученные доходы физическим лицом за год. Доходы учитываются не только в денежном выражении, но и в натуральном. Например, если с вами рассчитались за услуги продуктами или другими услугами. Из всех доходов нужно отнять те, с которых налоги уже уплачены налоговыми агентами (как правило, это работодатели).

    Закон 115-ФЗ изменения

    Оставшуюся сумму доходов нужно умножить на 13% (если вы резидент) и отразить в декларации 3-НДФЛ.

    3. До 30 апреля необходимо сдать декларацию по форме 3-НДФЛ в инспекцию по месту жительства физического лица. А до 15 июля физическому лицу нужно заплатить налог по результатам декларации.

    И последнее, как писал мой тезка: «…в России, под великим штрафом, нам каждого признать велят историком и геогрАфом!…»

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *