209 71 счет

Автор: | 02.05.2019

Перенос остатков на счет 209 00 по учету расчетов по ущербу имуществу и иным доходам (Зарипова М.Р.)

Минфин направил <1> Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции N 157н <2>, которые были введены Приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н (далее — Методические рекомендации). В статье рассмотрены вопросы переноса остатков на счет 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам» (новое название).

<1> Письмо от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Напомним, что в 2014 г. Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию N 157н. Так, в частности, счет 209 00 теперь включает более широкий спектр финансово-хозяйственных операций, отражающих расчеты по ущербу, нанесенному имуществу, и иным доходам, изменена аналитическая группировка данного счета. В соответствии с п. 221 Инструкции N 157н она выглядит следующим образом:

— счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат»;

— счет 209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

— счет 209 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

— счет 209 80 «Расчеты по иным доходам».

Однако несмотря на то, что Приказом Минфина России N 89н внесены поправки в Инструкцию N 157н еще в августе прошлого года, разъяснения финансового ведомства о том, как правильно осуществить переход на новые положения данной Инструкции, вышли только в конце года.

Рассмотрим, на что необходимо обратить внимание в случае внесения корректировок в порядок учета финансово-хозяйственной деятельности учреждения при отражении отдельных операций с учетом изменений в Инструкции N 157н на счете 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам».

Определяем период внесения изменений

В первых абзацах Методических рекомендаций чиновники заострили внимание на том, что положения Приказа Минфина России N 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014.

При этом учреждение вправе принять решение о переходе на применение изменений, внесенных в Инструкцию N 157н, как в целом <3>, так и по отдельным положениям. При этом следует исходить из условий проведения инвентаризации имущества, в том числе составляющего активы учреждения, и его обязательств и с учетом организационно-технической готовности учреждения, но не позднее 31.12.2014.

<3> По всей совокупности новых положений: по организации в учреждении ведения бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни, порядку проведения инвентаризации имущества, ведению учета отдельных объектов активов, обязательств, иных объектов учета, применению рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии.

Примечание. Однако возможен более ранний срок перехода к применению изменений в Инструкции N 157н, если он предусмотрен актами субъекта учета, устанавливающими организацию ведения бухгалтерского учета в учреждении.

Вносим изменения в учетную политику

Как отмечено в п. 1 Методических рекомендаций, независимо от даты перехода на применение Приказа Минфина России N 89н учреждениям необходимо учитывать, что при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, осуществляется изменение учетной политики. Поэтому, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказа Минфина России N 89н, нужно внести соответствующие изменения в учетную политику 2014 г.

Во-первых, следует внести поправки в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Так, счет 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам» будет дополнен следующими счетами:

Номер счета

Наименование

209 30

«Расчеты по компенсации затрат»

209 40

«Расчеты по суммам принудительного изъятия»

209 83

«Расчеты по иным доходам»

Во-вторых, поскольку вводятся новые счета, необходимо отразить порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в государственном (муниципальном) учреждении. Поэтому следует дополнить корреспонденцию счетов типовыми операциями, связанными с отражением ущерба и иных доходов.

Дебет

Кредит

Начислена сумма ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иных соглашений, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

0 209 30 000

0 401 10 130

Начислена сумма ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний

0 209 30 000

0 401 10 130

Начислена сумма ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск

0 209 30 000

0 401 10 130

Отражены расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)

0 209 30 000

0 401 10 130

Начислены суммы ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправильного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки их уплаты либо необоснованного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством

0 209 40 000

0 401 10 140

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)

2 302 00 000

2 209 40 000

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), если оплата контракта (договора) осуществляется за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

2 304 06 000

2 209 40 000

Кроме того, в Методических рекомендациях чиновники Минфина отметили и другие изменения и корректировки, которые следует внести:

— в положения учетной политики в части порядка взаимодействия бухгалтерии (структурного подразделения, на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, централизованной бухгалтерии) с должностными лицами (структурными подразделениями учреждения), ответственными за осуществление фактов хозяйственной жизни и их оформление первичными учетными документами;

— в перечень и формы регистров бухгалтерского учета и (или) порядок их формирования, в том числе в виде электронного документа;

— в иные положения учетной политики, необходимые для организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обратите внимание! По счетам рабочего плана счетов учреждения, по которым уточнены наименования счетов, отраженные в регистрах бухгалтерского учета обороты до даты перехода на применение Приказа Минфина России N 89н не корректируются.

Проводим инвентаризацию имущества и обязательств

В связи с тем что согласно внесенным в Инструкцию N 157н изменениям на балансовые счета учреждения переносятся отдельные виды расчетов, необходимо провести инвентаризацию.

Примечание. Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

В ходе инвентаризации нужно определить в разрезе аналитики расчеты по доходам и обязательствам, сформированные по состоянию на дату перехода на применение Приказа Минфина России N 89н, которые подлежат переносу на новые счета бухгалтерского учета. Поскольку в рамках данной статьи мы рассматриваем только расчеты, которые будут осуществляться на счете 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам», необходимо выделить:

— суммы предварительной оплаты, не возвращенные контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;

— суммы задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенные (не удержанные из заработной платы);

— суммы задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;

— суммы излишне произведенных выплат;

— суммы принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, а также по суммам ущерба, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц организации.

Результаты инвентаризации необходимо оформить инвентаризационными ведомостями, формы которых утверждены Приказом Минфина России N 173н <4>.

<4> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Осуществляем перенос остатков по счетам

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Дебет

Кредит

В части расчетов по доходам

В сумме задолженности по ущербу, подлежащему возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (уплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)

0 209 30 560

0 205 30 660

В сумме задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев

0 209 40 560

0 205 40 660

В сумме задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

0 209 40 560

0 205 40 660

В сумме задолженности по реализации имущества ввиду принятия решения о списании объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)

0 209 74 560

0 205 74 660

В сумме задолженности по иным доходам, не связанным с выполнением договоров, соглашений, в том числе по предоставлению субсидий, а также с выполнением учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций

0 209 83 560

0 205 80 660

В сумме задолженности по начисленным процентам за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки их уплаты или неосновательного получения или сбережения, а также по начислениям по возмещению упущенной выгоды

0 209 83 560

0 205 80 660

В части расчетов по обязательствам

В сумме задолженности перед учреждением по предварительной оплате в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенной контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

0 209 30 560

0 206 00 660

В сумме своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц, по которой на дату перехода осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания физическим лицом — должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения

0 209 30 560

0 208 00 660

В сумме ущерба в объеме задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск, выявленной при инвентаризации <*>

0 209 30 560

0 401 10 130

<*> С одновременным отражением исправительных бухгалтерских записей по соответствующим счетам учета расчетов 0 302 00 000 «Расчеты по обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

209 счет бюджетного учета

Статья С.Валовой, опубликованная в журнале «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2008, N 10.

В кассе организации обнаружена недостача по подложным документам. Для выявления причин и виновных была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности. При установлении факта хищения денежных средств и виновных лиц дело было передано в суд, который вынес решение взыскать с виновных сумму ущерба. Казалось бы, все ясно. Однако если учесть, что сам факт хищения выявлен в одном отчетном периоде, следствие велось не один год и обязанность погашения суммы ущерба возложена на службу судебных приставов, то возникает множество вопросов. Как оформить операции по перечислению судебными органами задолженности по недостачам на лицевой счет учреждения, чтобы закрыть задолженность по счету 209 00 000? На какой лицевой счет судебные органы должны перечислить погашенную виновным лицом задолженность (бюджетный или по платным услугам)? Какие нужно оформить документы, и как следует отразить данные операции? Ответы на эти и другие вопросы — в настоящей статье.

Об учете недостач и хищений
В соответствии с п. 159 Инструкции N 25н <1> учет расчетов по недостачам ведется на синтетическом счете 209 00 000 «Расчеты по недостачам».

Порядок применения счета 209 00: учитываем изменения

На данном счете отражается задолженность по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, отнесенных на виновных лиц, по рыночной стоимости. Недостача денежных средств отражается по номинальной стоимости. Учет расчетов по недостачам детализируется в разрезе аналитических счетов. Для учета недостач и хищений финансовых активов применяется счет 209 05 000 «Расчеты по недостачам финансовых активов».
———————————
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Под недостачей финансовых активов чаще всего понимается недостача наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе, которая в соответствии с п. 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации <2> определяется не только отсутствием денежных средств, но и выдачей денег из кассы, не подтвержденной распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе. В некоторых ситуациях речь может идти о необоснованном списании тех или иных сумм, например (как было сказано выше) по подложным документам.
———————————
<2> Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40.

Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 «Расчеты по недостачам» представляется неоправданным. В данном случае считаем целесообразным применение счета 205 04 000 «Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия». Он предназначен для отражения сумм хищений, отнесенных на счет виновных лиц в соответствии с УК РФ.
Учитывая вышеизложенную ситуацию, все записи, касающиеся операций по хищению, будут отражаться по бюджетной деятельности, поскольку выявлена недостача средств бюджета.

Отражение недостачи (хищения)

Отметим, ввиду того что правоохранительными органами выявлен подлог документов, в бухгалтерском учете должны быть сделаны исправительные записи методом «красное сторно», по которым прежде эти документы были приняты к учету. Далее по сумме выявленного хищения производятся записи:
Дебет счета 1 401 01 172 «Доходы от реализации активов»
Кредит счета 1 201 04 610 «Выбытие из кассы» и одновременно на эту же сумму;
Дебет счета 1 209 05 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов»
Кредит счета 1 401 01 172 «Доходы от реализации активов».
Затем, по мнению автора, в связи с тем, что судом было принято решение о принудительном взыскании суммы причиненного ущерба через службу судебных приставов, нужно закрыть счет 209 00 000 «Расчеты по недостачам» и открыть новый счет 205 04 000 «Расчеты с дебиторами по суммам принудительного изъятия» (аналитический счет «Служба судебных приставов»), по которому в соответствии с решением суда будет отражено погашение суммы ущерба путем принудительного изъятия.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества (в том числе денежных средств), подлежащего взысканию по исполнительному документу. К ним, в частности, относится совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть выполнено без личного участия должника. Поскольку служба судебных приставов наделена правом осуществлять погашение суммы причиненного ущерба от лица должника, перенос суммы дебиторской задолженности на вышеуказанный счет является вполне обоснованным.
При этом необходимо сделать следующую запись (п. 161 Инструкции N 25н):
— закрытие суммы недостачи по старому должнику ввиду взыскания денежных средств через службу судебных приставов:
Дебет счета 1 401 01 172 «Доходы от реализации активов»
Кредит счета 1 209 05 660 «Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов» и одновременно;
— отражение в учете суммы недостачи, которая будет возмещаться судебными приставами:
Дебет счета 1 205 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит счета 1 401 01 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия».

Погашение недостачи (хищения)
Сумма, поступившая в возмещение причиненного учреждению ущерба на лицевой счет учреждения от службы судебных приставов и подтвержденная выпиской органа Федерального казначейства, будет отражена следующим образом (п. 140 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 210 02 600 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от реализации финансовых активов»
Кредит счета 1 205 04 660 «Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов».
Бюджетное учреждение обязано перечислить суммы, поступившие в погашение хищения, в доход бюджета платежными поручениями, оформленными в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Поэтому необходимо отразить начисление задолженности по прочим платежам в бюджет на сумму перечисления (п. 187 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 401 01 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»
Кредит счета 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» <3>.
———————————
<3> Счет 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов» (в части доходов бюджетов) используется только учреждением, наделенным в установленном порядке правом администратора поступлений в бюджеты, поэтому операции по перечислению денежных сумм в бюджет целесообразно оформить через счет 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

После принятия учреждением банка платежного поручения органы Федерального казначейства представляют бюджетному учреждению выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, сформированную на основе платежного поручения. На основании выписки делается запись о подтверждении факта уплаты суммы хищения в бюджет (п. 203 Инструкции N 25н):
Дебет счета 1 303 05 730 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит счета 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам».

Завершающие операции по закрытию счетов

При завершении финансового года счета 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов», 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» закрываются на счет 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (п. п. 168, 203 Инструкции N 25н).

Теги: хищение, недостача, бюджетный учет

0Голосов: 030607 просмотров

С 8 мая официально вступили в силу изменения в план счетов и инструкции по его применению (157н, 162н для казенных, 174н для бюджетных и 183н для автономных учреждений). Инструкции в последней редакции прикладываю к этому письму.

Серьезные изменения коснулись в первую очередь самого плана счетов, добавлено много новых счетов. Изменения действуют на весь 2018 год.

Таким образом, в рамках перехода на введенные стандарты и перехода на новые положения инструкций необходимо:

  1. Обновить план счетов учреждениям
  2. В межотчетный период провести:
    — перевод между счетами 101Х3 на 101Х2
    — начислить доходы будущих периодов по арендным платежам — это актуально для всех учреждений, у которых есть доходы по КОСГУ группы 120. В большинстве своем это операционная аренда. Во вложении сжатая инструкция перехода на стандарт Аренды в части операционной аренды. Можно справку передать учреждениям для заполнения в ней своих договоров и распространения по учреждению
  3. В текущем периоде перенести обороты счетов на актуальные, например, счета 20500, 20626, 30226, 20690, 30290 и т.д. нужно провести по актуальным вновь введенным счетам.
  4. Внести изменения в учетную политику учреждения текущей датой.

Эти действия проводить необходимо помимо изменения КОСГУ, о которых я писала ранее.

Это минимальный перечень действий.

Какую задолженность казенное учреждение должно учитывать на новом счете 209 36?

Есть еще множество небольших изменений инструкций, которые нужно учесть. Прикладываю сводный обзор изменений инструкций.

Обзор изменений Инструкции 157н, 162н, 174н и 183н в связи с переходом на федеральные стандарты

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» с изменениями и дополнениями от 24 декабря 2012 г., 17 августа, 30 ноября 2015 г., 16 ноября 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 марта 2018 г

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

Страница не найдена

Настоящая Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (далее – Инструкция) устанавливает единый порядок отражения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственными академиями наук и созданными ими учреждениями активов, обязательств и фактов своей хозяйственной (финансовой) деятельности на счетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения (далее – План счетов бюджетного учреждения).

2. Бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих (далее – хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н1 (далее – Инструкция по применению Единого плана счетов) и настоящей Инструкции.

3. При ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражаются на счетах Плана счетов бюджетного учреждения, содержащих в 24 – 26 разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду Классификации операций сектора государственного управления, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов, при утверждении Рабочего плана счетов, вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

5. При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

6. Раздел 1 «Нефинансовые активы» включает следующие группировочные счета:

010100000 «Основные средства»;

010200000 «Нематериальные активы;

010300000 «Непроизведенные активы»;

010400000 «Амортизация»;

010500000 «Материальные запасы»;

010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 15

Порядок отражения в учете просроченной дебиторской задолженности

78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее — целевые субсидии), либо бюджетные ассигнования, доведенные в установленном порядке на принятие и исполнение публичных обязательств Российской Федерации перед физическими лицами в денежной форме от имени федерального органа исполнительной власти (далее — переданные полномочия).
Для получения целевых субсидий на указанные цели федеральному бюджетному и автономному учреждению (далее — учреждения) открываются соответствующие лицевые счета с кодом 21 (31) в органах Федерального казначейства.
Однако в результате проводимых мероприятий по вступлению в силу с 1 января 2012 года отдельных положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ целевые субсидии своевременно не поступили на указанные лицевые счета учреждений. В связи с этим федеральные бюджетные и автономные учреждениям за счет средств, полученных ими от оказания платных услуг, произвели выплаты, в частности, академических стипендий, а также выплаты, установленные законодательством о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иные выплаты, носящие социальный характер (далее -социальные выплаты).
По мнению Минфина России, учитывая, что социальные выплаты были осуществлены учреждениями за счет средств, полученных ими от оказания платных услуг, в целях снижения социальной напряженности считается возможным осуществить за счет целевых субсидий или бюджетных ассигнований, доведенных на исполнение переданных полномочий, единовременное возмещение расходов по социальным выплатам, произведенным в январе — феврале 2012 года.

Порядок возмещения

Единовременное возмещение произведенных учреждениями кассовых расходов допускается при представлении ими в орган Федерального казначейства:
— оформленной в установленном порядке Заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) (далее — Заявка);

Учет расчетов по ущербу и иным доходам

Счет 0 209 00 ООО «Расчеты по ущербу и иным доходам» предназначен для учета расчетов (и. 220, 221 Инструкции № 157н, и. 107 Инструкции № 174н):

  • • по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей;
  • • суммам потерь от порчи материальных ценностей, другим суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке;
  • • суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • • суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
  • • суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • • суммам излишне произведенных выплат;
  • • суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
  • • суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации;
  • • иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов 0 205 00 ООО «Расчеты по доходам».

В некоторых ситуациях имуществу бюджетного учреждения может быть причинен материальный ущерб. Это может произойти в случае неправомерных (умышленное причинение вреда — кража, хищение) или халатных (нарушение правил хранения или эксплуатации имущества, невнимательность и др.) действий работников (либо других людей) или по не зависящим от человеческого фактора причинам (например, стихийное бедствие).

Под ущербом, причиненным имуществу бюджетного учреждения, понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества (ст. 238 ТК РФ).

Рассмотрим ситуации, когда сотрудником может быть причинен материальный ущерб имуществу учреждения:

  • 1) недостача (имущество числится по данным бухгалтерского учета, а фактически отсутствует);
  • 2) нарушение правил эксплуатации, приведшее к неисправности имущества (поломка, выведение из строя оборудования, технических средств и др.);
  • 3) излишние начисление или выдача денежных средств сотрудникам либо невнесение денежных средств на счет учреждения (вследствие счетной ошибки либо преднамеренного действия сотрудника);
  • 4) неправильное расходование материальных запасов (превышение норм списания);
  • 5) нарушение правил хранения имущества, приведшее к его негодности или потере им качества (порча);
  • 6) использование имущества и средств учреждения в личных целях (пользование служебным автомобилем, телефоном и др.). Нарушения, приведшие к возникновению материального ущерба,

могут быть выявлены в результате осуществления внутренних контрольных мероприятий (ежегодной обязательной инвентаризации).

Согласно ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки он имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов, которая должна установить:

  • • сам факт причинения ущерба имуществу учреждения;
  • • причины возникновения ущерба;
  • • размер причиненного вреда;
  • • виновность работника и степень его материальной ответственности.

Комиссия также должна дать правовую оценку действий сотрудника.

Если ущерб был нанесен в результате хищения, злоупотребления или порчи, бюджетное учреждение обязано провести инвентаризацию.

Следует учесть, что сотрудник в данной ситуации может:

1) признать свою вину и добровольно возместить причиненный

ущерб;

  • 2) признать свою вину, но быть не в состоянии возместить ущерб;
  • 3) не признать свою вину и, соответственно, не согласиться возместить ущерб.

Также на практике возможна ситуация, когда ущерб имуществу учреждения причинен по вине бывшего сотрудника (не работающего в организации на момент обнаружения ущерба). Расторжение трудового договора с работником после причинения ущерба не является основанием для освобождения от материальной ответственности по установленному факту причинения ущерба.

В любом случае сотрудник должен выразить свою позицию в письменной форме. В случае отказа составляется соответствующий акт.

Работник имеет право ознакомиться со всеми материалами проведенной проверки и в установленном законом порядке обжаловать вынесенное решение.

В статье 239 ТК РФ приведены случаи, когда материальная ответственность работника исключается, а именно причинение ущерба вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости, неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, и др.

Заметим, что работодатель имеет право, с учетом конкретных обстоятельств, полностью или частично отказаться от взыскания ущерба с виновного работника.

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Стоимостная оценка причиненного ущерба

При выявлении факта нанесения учреждению ущерба следует оценить размер причиненного ущерба.

В этом случае при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции № 157н).

Обратите внимание, что до внесения изменений Приказом Минфина РФ № 89н в Инструкцию № 157н при определении размера ущерба, причиненного учреждению при утрате, порче, хищении имущества, следовало исходить из рыночной стоимости имущества на день обнаружения ущерба (п. 220 Инструкции № 157н).

Исходя из положений ст. 246 ТК РФ размер причиненного работником ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым из рыночных цен, действующих в этой местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

Таким образом, размер причиненного работником ущерба не может быть ниже стоимости имущества (с учетом его износа) по данным бюджетного учета. Кроме того, федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда его фактический размер превышает номинальный.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Возмещение ущерба

Исходя из положений ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, кроме случаев, поименованных в ст. 239 ТК РФ, а именно если ущерб возник вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • нормального хозяйственного риска;
  • крайней необходимости;
  • необходимой обороны;
  • неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Согласно положениям ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Если с работником заключен договор о полной материальной ответственности, он обязан возместить причиненный работодателю ущерб в полном размере (ст. 243 ТК РФ).

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

  • возложения в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  • недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • умышленного причинения ущерба;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), если предусмотрено федеральными законами;
  • причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в учреждении в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Возмещение ущерба может быть произведено разными способами: наличными деньгами, путем удержания из заработной платы по заявлению работника, через службу судебных приставов, в натуральном виде путем предоставления учреждению аналогичного имущества по согласованию с руководителем

Производить удержания из заработной платы работника нужно с учетом ограничений, установленных ст. 137, 138 ТК РФ.

Бухгалтерский учет

Руководствуясь положениями Инструкции № 157н, проекта приказа Минфина РФ «О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н», рассмотрим, как в бюджетном учете отражаются расчеты по ущербу и иным доходам.

Счет 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». На этом счете следует учитывать расчеты по следующим суммам ущерба:

  • в виде задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).

Представим в таблице основные записи по учету компенсации затрат:

Дебет

Кредит

Начислена компенсация затрат

1 209 30 560

1 401 10 130

Отражено поступление платежей:

– на счет учреждения в банке

1 201 21 510

1 209 30 660

– в кассу учреждения

1 201 34 510

Отражено поступление средств на лицевой счет из кассы учреждения

1 210 03 560

1 304 05 ххх

1 201 34 610

1 210 03 660

Отражено поступление в доход бюджета суммы компенсации затрат у администратора доходов бюджета

1 210 02 130

1 209 30 660

Произведены расчеты с бюджетом по возмещению сумм компенсации затрат в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

– отражение задолженности перед бюджетом в сумме компенсации затрат

1 304 04 130

1 303 05 730

– отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета

1 303 05 830

1 209 30 660

Сумма ущерба казенному учреждению в объеме задолженности бывшего работника за неотработанные дни отпуска составила 5 800 руб. Эта сумма внесена уволенным в кассу учреждения и перечислена в бюджет с лицевого счета, открытого в ОФК. Учреждение является администратором доходов бюджета.

В бюджетном учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена задолженность бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска

1 209 30 560

1 401 10 130

5 800

Возмещена задолженность путем внесения суммы в кассу учреждения

1 201 34 510

1 209 30 660

5 800

Перечислена сумма задолженности на лицевой счет, открытый в ОФК

1 210 03 560

1 304 05 211

1 201 34 610

1 210 03 660

5 800

Отражено поступление в доход бюджета суммы задолженности

1 210 02 130

1 304 05 211

5 800

Счет 1 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия». Использование этого счета необходимо для учета расчетов по:

а) суммам ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения, суммам расходов, связанных с судопроизводством;

б) суммам, которые относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ, а именно по доходам, полученным в виде административных платежей и штрафов, сборов, санкций, возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе в виде:

  • поступлений в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе в виде штрафов, санкций, конфискаций, компенсаций, согласно законодательству РФ, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • поступлений сумм задатков и залогов в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в соответствии с законодательством РФ;
  • возмещения ущерба в силу законодательства РФ, в том числе при возникновении страховых случаев;
  • недоимок, пеней и штрафов по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • иных сумм принудительного изъятия.

То есть на счете 1 209 40 000 отражаются расчеты по доходам, которые до внесения изменений Приказом Минфина РФ № 89н учитывались на счете 1 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».

В таблице представлена основная корреспонденция счетов, которую следует применять в бюджетном учете при отражении расчетов по суммам принудительного изъятия.

Дебет

Кредит

Начислены доходы, полученные в виде сумм принудительного изъятия

1 209 40 560

1 401 10 140

Отражено поступление платежей:

– на счет учреждения в банке

1 201 21 510

1 209 40 660

– в кассу учреждения

1 201 34 510

Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)

1 302 хх 830

1 209 40 660

Отражено поступление в доход бюджета сумм принудительного изъятия у администратора доходов бюджета

1 210 02 140

1 209 40 660

1 304 05 ххх

Произведены расчеты с бюджетом по возмещению сумм принудительного изъятия в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

– отражение задолженности перед бюджетом в сумме принудительного изъятия

1 304 04 140

1 303 05 730

– отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы принудительного изъятия

1 303 05 830

1 209 40 660

1 304 05 ххх

Согласно заключенному контракту с поставщиком оборудования на сумму 120 000 руб. последним были нарушены сроки его поставки. Этот факт был документально зафиксирован в акте о приемке оборудования и начислена неустойка в размере 2 000 руб. Условиями контракта на казенное учреждение возложена обязанность по перечислению не­устойки в доход бюджетов бюджетной системы РФ.

В бюджетном учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход в размере предъявленной поставщику неустойки

1 209 40 560

1 401 10 140

2 000

Отражено поступление оборудования в учреждение

1 106 31 310

1 302 31 730

120 000

Отражено уменьшение расчетов с поставщиком оборудования при принятии решения об удержании суммы начисленной неустойки путем выплаты суммы по контракту, уменьшенной на сумму неустойки

1 302 31 830

1 209 40 660

2 000

Погашена задолженность перед поставщиком оборудования

1 302 31 830

1 304 05 310

118 000

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

1 210 02 140

1 304 05 310

2 000

Счета 1 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам», 1 209 80 «Расчеты по иным доходам». Эти счета применяются для учета расчетов по ущербу, произведенному в отношении основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, материальных запасов, денежных средств, денежных документов, финансовых активов и иных доходов. В таблице, представленной ниже, приведены основные записи, отражающие порядок учета таких расчетов при наличии виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, и при их отсутствии, а также в случае, если судом будет отказано в возмещении ими ущерба.

Дебет

Кредит

Отражена отнесенная на виновных лиц недостача:

– имущества, являющегося нефинансовыми активами (по текущей оценочной стоимости)

1 209 7х 560

1 401 10 172

– денежных средств

1 209 81 560

1 201 34 610

1 201 27 610

– денежных документов, финансовых активов

1 209 82 560

1 401 10 172

– иных доходов

1 209 83 560

1 401 10 ххх

Отражено уточнение суммы задолженности по недостачам по решению суда

1 401 10 172

1 209 7х 660

1 209 8х 660

Возмещены недостачи:

– денежными средствами

1 201 34 510

1 201 21 510

1 209 хх 660

– в натуральной форме

1 401 10 172

1 209 7х 660

Возмещен ущерб путем удержания из заработной платы работника

1 302 11 830

1 304 03 730

Перечислены в бюджет удержанные из заработной платы суммы:

– с лицевого счета, открытого в ОФК

1 304 03 830

1 304 05 211

– со счета в кредитной организации

1 201 21 610

Отражены поступления в доход бюджета суммы в возмещение причиненного ущерба у администратора доходов бюджета

1 210 02 ххх

1 209 хх 660

Отражены расчеты с бюджетом по возмещению суммы ущерба в учете администратора доходов бюджета (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

– отражение задолженности перед бюджетом в сумме причиненного ущерба учреждению

1 304 04 ххх

1 303 05 730

– отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы в возмещение ущерба

1 303 05 830

1 209 хх 660

На счете 1 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» учитываются расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счете 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» (п. 221 Инструкции № 157н).

При проведении ревизии кассы казенного учреждения выявлена недостача денежных средств в сумме 2 000 руб. Виновным лицом сумма недостачи внесена в кассу учреждения.

В бюджетном учете учреждения эти операции нужно отразить следующей корреспонденцией счетов:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *