8н приказ федерального казначейства

Автор: | 01.05.2019

Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (с изменениями и дополнениями)

  • Приложение. Порядок кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов
    • Приложение N 1. Заявка на кассовый расход
    • Приложение N 2. Заявка на получение наличных денег
    • Приложение N 3. Заявка на возврат
    • Приложение N 4. Журнал регистрации неисполненных документов
    • Приложение N 5. Протокол о принятии или возврате заявки клиенту
    • Приложение N 6. Расшифровка к расчетному документу
    • Приложение N 7. Запрос на аннулирование заявки (консолидированной заявки)
    • Приложение N 8. Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа
    • Приложение N 9. Запрос на выяснение принадлежности платежа
    • Приложение N 10. Справка о кассовых поступлениях
    • Приложение N 11. Справка о финансировании и кассовых выплатах
    • Приложение N 12. Ведомость кассовых поступлений в бюджет
    • Приложение N 13. Сводная ведомость по кассовым выплатам из бюджета
    • Приложение N 14. Сводная ведомость по кассовым поступлениям (ежедневная)
    • Приложение N 15. Сводная ведомость по кассовым выплатам из бюджета (месячная)
    • Приложение N 16. Сводная ведомость по кассовым поступлениям (месячная)
    • Приложение N 17. Ведомость по кассовым выплатам из бюджета (месячная)
    • Приложение N 18. Отчет об остатках средств федерального бюджета на счетах, открытых Федеральному казначейству и органам Федерального казначейства (исключено)
    • Приложение N 19. Ведомость по движению свободного остатка средств бюджета
    • Приложение N 20. Справка к Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета
    • Приложение N 21. Справка об операциях по исполнению бюджета
    • Приложение N 22. Сводные данные по лицевым счетам подведомственных учреждений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
    • Приложение N 23. Сводные данные по лицевым счетам подведомственных учреждений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
    • Приложение N 24. Дополнение к Cводным данным по лицевым счетам подведомственных учреждений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств по средствам в пути
    • Приложение N 25. Дополнение к Cводным данным по лицевым счетам подведомственных учреждений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств по средствам в пути
    • Приложение N 26. Сводные данные по лицевым счетам подведомственных учреждений главного администратора (администратора источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета
    • Приложение N 27. Сводные данные по лицевым счетам подведомственных учреждений главного администратора (администратора источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета
    • Приложение N 28. Дополнение к Cводным данным по лицевым счетам подведомственных учреждений главного администратора (администратора источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета по средствам в пути
    • Приложение N 29. Дополнение к Cводным данным по лицевым счетам подведомственных учреждений главного администратора (администратора источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета по средствам в пути
    • Приложение N 30. Сокращенная заявка на кассовый расчет
    • Приложение N 31. Справка о кассовых операциях со средствами бюджета
    • Приложение N 32. Сводная справка по кассовым операциям
    • Приложение N 33. Сводная справка по кассовым операциям со средствами бюджета
    • Приложение N 34. Сводная справка по кассовым операциям со средствами консолидированного бюджета
    • Приложение N 35. Справка о свободном остатке средств бюджета
    • Приложение N 36. Сводная заявка на кассовый расход
    • Приложение N 37. Реквизиты Распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц
    • Приложение N 38. Реквизиты Извещения об исполнении распоряжения

Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н
«О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»

С изменениями и дополнениями от:

30 июля, 25 декабря 2009 г., 29 октября 2010 г., 27 декабря 2011 г., 6 сентября 2013 г., 4 декабря 2015 г., 14 октября 2016 г., 28 декабря 2017 г., 13 декабря 2018 г.

В соответствии со статьями 166.1 и 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.

2. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2009 г.

Информация об изменениях:

Приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 19н в пункт 2.1 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.1. Установить, что с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. положения настоящего приказа, установленные для федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений, распространяются на федеральные бюджетные учреждения, бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджетные учреждения, в отношении которых соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ), не принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 19н приказ дополнен пунктом 2.2

2.2. Установить, что положения пунктов 2.5.1, 3.3 — 3.9, 9.2 — 9.4, 9.23, 9.24, 9.31 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом (далее — Порядок), в части учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, применяются только в отношении бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений, по которым соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с учетом положений части 16 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ, не принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и действуют до окончания переходного периода, установленного частью 13 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Статья: Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством (Бурлаков П.И., Чемоданова Ю.А.) («Финансы», 2010, n 8)

«Финансы», 2010, N 8
КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
Исполнение местного бюджета является центральной стадией бюджетного процесса, осуществляемого органами местного самоуправления. Именно в рамках этой стадии претворяется в жизнь предназначение местного бюджета, его сущность, обеспечивается решение вопросов местного значения.
В условиях завершения так называемого переходного периода повышение качества финансовой деятельности муниципальных образований, обеспечение эффективности и результативности использования бюджетных средств, поиск наиболее оптимальных форм управления финансовыми ресурсами приобретают особую актуальность, что, в свою очередь, требует должной оценки и обоснования каждого элемента указанных процессов. Рассматривая исполнение местного бюджета с функциональной точки зрения, т.е. как совокупность полномочий, которыми наделяются те или иные его участники, считаем необходимым особое внимание уделить кассовым полномочиям как одному из наиболее неоднозначных и спорных вопросов исполнения местных бюджетов.
Привлечение к исполнению местного бюджета органа государственной власти было неоднозначно воспринято учеными и практиками. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть вопросы кассового обслуживания местных бюджетов с учетом накопленного органами Федерального казначейства опыта, что позволит оценить, насколько правильным было такое решение.
Традиционно под кассовыми операциями понимают действия, связанные с платежами, осуществляемыми путем наличных денег. Однако, когда речь идет о кассовых операциях, опосредующих исполнение местного бюджета, их следует трактовать более широко, рассматривая как наличную, так и безналичную форму.
Под кассовыми операциями по исполнению местного бюджета следует понимать операции с денежными средствами, которые обеспечивают их движение в наличной и безналичной форме, опосредуют исполнение бюджета и включают в себя операции по зачислению денежных средств на единый счет бюджета (кассовые поступления), а также списание средств с единого счета бюджета (кассовые выплаты).
Осуществление кассовых операций (кассовых поступлений в местный бюджет и кассовых выплат за счет средств местного бюджета) и их учет следует именовать кассовым обслуживанием исполнения местного бюджета.
Несмотря на то что Бюджетный кодекс РФ оперирует понятиями «поступление/выплата» (они расшифровываются через понятия «зачисление/списание» в Приказе Федерального казначейства от 25.08.2005 N 12н «Об утверждении Общего порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»), речь идет о зачислении и списании, т.е. о технической стороне данных процессов, не связанной с распорядительными или управленческими функциями, с властными решениями. Следовательно, во избежание каких-либо разночтений необходимо упорядочить использование в бюджетном законодательстве указанных терминов либо посредством дополнения ст. 6 БК РФ определениями терминов «кассовое поступление» и «кассовая выплата», либо путем замены указанных терминов на термины «кассовые операции по зачислению» и «кассовые операции по списанию».
В соответствии со ст. 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. На первый взгляд приведенное условие противоречит правовой природе местного бюджета и сущности местного самоуправления. На конституционном уровне закреплены самостоятельность и независимость местного самоуправления, проявляющиеся как в организационной (органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти; население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления), так и в финансовой самостоятельности. Последняя, в свою очередь, предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления и определяется их собственной бюджетной компетенцией, закрепленной в действующем законодательстве. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Средства местного бюджета входят в состав муниципальной казны и являются собственностью муниципального образования, которой органы муниципальной власти самостоятельно управляют и распоряжаются. БК РФ в качестве одного из принципов бюджетной системы и бюджетного устройства закрепляет принцип самостоятельности бюджетов, в соответствии с которым органы местного самоуправления вправе и обязаны самостоятельно осуществлять бюджетный процесс .
———————————
При этом следует отметить, что в ст. 31 БК РФ прямо предусматривается возможность ограничения указанного права органов местного самоуправления.
В то же время кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов осуществляется органом государственной власти, что лишь на первый взгляд кажется нарушением описанных положений.
Местный бюджет как форма муниципальных финансов имеет публичный характер, что предполагает повышенное внимание государства к правовому регулированию вопросов местных бюджетов. Упоминаемый выше принцип самостоятельности бюджетов недопустимо рассматривать в отрыве от принципа единства бюджетной системы, который, не отрицая, а, наоборот, подчеркивая самостоятельность каждого отдельного бюджета, отражает единство понятия «публичные финансы» и требует единых основ сосуществования бюджетов, единства организации и функционирования бюджетной системы.
Федеральное казначейство, осуществляя кассовое исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы, обеспечивает единство техники, механизма существования бюджетной системы России, а также повышает уровень бюджетной транспарентности, что позволяет оценить качественное и количественное состояние бюджетной системы, оперативно отреагировать и устранить малейшие диспропорции в состоянии публичных финансов страны, а значит, своевременно оказать муниципальному образованию объективно необходимую финансовую помощь.
«В условиях федеративного государства, в котором бюджеты соответствующих уровней, будучи самостоятельными, составляют единую бюджетную систему, особое значение приобретают вопросы координации деятельности органов публичной власти, вовлеченных в бюджетный процесс, и взаимодействие между ними» . Федеральное казначейство, «обладая нынешним массивом информации, накопленных знаний и опыта, а также бесценными по своим возможностям техническими и кадровыми ресурсами», способно «обеспечить единое информационное пространство финансовой деятельности публично-правовых образований, незаменимое при управлении общественными финансами» .
Кроме того, нельзя забывать и о другой стороне. Распределение доходов «может существовать только на уровнях федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации». Соответственно, в рамках обеспечения кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство берет техническую сторону данного процесса на себя. Естественно, «такой порядок является оптимальным как с точки зрения учета, так и с точки зрения налогоплательщика, которому не требуется по одному налоговому обязательству составлять несколько платежных документов на перечисление долей в бюджеты разных уровней» .
Введение обязательного кассового обслуживания исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством позволило урегулировать еще один сложный вопрос — вопрос исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета. Исполнение указанной группы судебных актов объективно требует особого механизма, обеспечивающего не только рациональное, законное и эффективное использование бюджетных средств, но и гарантирующего наиважнейшую ценность современного государства — признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, необоснованная, неправомерная выплата в пользу того или иного взыскателя может привести к нарушению баланса доходов и расходов бюджета. С другой стороны, необоснованное, неправомерное уклонение от выполнения законного требования по выплате бюджетных средств приводит к существенному ущемлению гражданских прав и интересов, что, в свою очередь, нарушает баланс в системе «гражданское общество — правовое государство».
С учетом вышесказанного считаем не совсем верным утверждение, что положения ст. 215.1 БК РФ в части возложения полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы ущемляют право соответствующих субъектов на распоряжение бюджетными средствами или лишают соответствующих субъектов правомочия пользования бюджетными средствами . Поскольку Федеральное казначейство по общему правилу выступает «в качестве «кассира» от имени собственника (публично-правового образования)» , все кассовые операции осуществляются им от имени и по поручению финансовых органов, администраторов поступлений в бюджет, администраторов источников финансирования дефицита бюджета или получателей средств соответствующего бюджета. Основной смысл, конечная цель деятельности Федерального казначейства состоят не в лишении или ограничении местного самоуправления в тех или иных правах, а в повышении качества их бюджетной деятельности и оптимизации функционирования всей бюджетной системы страны. Принятие государством на себя обязательств по обеспечению кассового обслуживания исполнения местного бюджета является, на наш взгляд, дополнительной гарантией обеспечения прав и интересов населения посредством повышения качества исполнения местного бюджета, обеспечения максимальной прозрачности движения бюджетных средств и в конечном счете усиления контроля за исполнением органами местного самоуправления своих финансовых обязательств.
Обращаясь к практике реализации органами Федерального казначейства полномочий по кассовому обслуживанию местных бюджетов, следует выделить два типа организации кассового обслуживания:
— «чистое» кассовое обслуживание;
— кассовое обслуживание, сопряженное с функциями по исполнению местного бюджета.
В рамках «чистого» кассового обслуживания органы Федерального казначейства являются носителем полномочий по осуществлению и учету кассовых операций по исполнению местного бюджета. Перечень таких полномочий прямо устанавливается бюджетным законодательством РФ и не зависит от воли и желания органов местного самоуправления или Федерального казначейства.
При кассовом обслуживании, сопряженном с функциями по исполнению местного бюджета, органы Федерального казначейства могут быть наделены и иными функциями, связанными непосредственно с распорядительными, управленческими действиями по исполнению местного бюджета. В соответствии со ст. 168 БК РФ органам Федерального казначейства могут быть переданы только те полномочия, которые за ними закреплены в отношении исполнения федерального бюджета. Важно, что передача таких функций возможна только по инициативе муниципального образования. Она оформляется соглашением об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению местного бюджета. Такое соглашение заключается между соответствующим органом казначейства и местной администрацией муниципального образования. Подобная форма передачи полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти неоднократно становилась предметом критики, в том числе по причине отсутствия регламентации подобных отношений в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На практике различные типы кассового обслуживания находят свое выражение в особенностях того или иного варианта кассового обслуживания.
Так, например, кассовое обслуживание с открытием лицевого счета финансовому органу муниципального образования предусматривает открытие одного счета соответствующему финансовому органу муниципального образования, на который и с которого происходит зачисление и списание средств местного бюджета. При этом санкционирование выплат из бюджета производят финансовые органы, полномочия органа казначейства ограничиваются проверкой соответствия представленных финансовым органом расчетных документов установленным требованиям и проверкой наличия на счете бюджета остатка средств для исполнения такого документа. Лицевые счета прочих участников бюджетного процесса подлежат открытию уже в самом финансовом органе.
Кассовое обслуживание с открытием лицевого счета финансовому органу муниципального образования и наделением органа кассового обслуживания отдельными полномочиями в отличие от предыдущего варианта увеличивает число полномочий органа Федерального казначейства за счет передачи ему части полномочий финансового органа муниципального образования, в частности полномочий по санкционированию кассового расхода.
Кассовое обслуживание с открытием лицевых счетов главным распорядителям бюджетных средств, распорядителям и получателям бюджетных средств, главным администраторам и администраторам источников финансирования дефицита бюджета — вариант, который реализуется органом казначейства не только с открытием лицевых счетов указанным участникам муниципального бюджетного процесса, но и с доведением до них предельных объемов финансирования для осуществления операций по расходам местного бюджета, бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, бюджетных ассигнований для осуществления операций с источниками финансирования дефицита местного бюджета. Как и в предыдущем случае, порядок осуществления указанных полномочий регламентируется Соглашением между органом Федерального казначейства и местной администрацией.
Выбор варианта кассового обслуживания производится местной администрацией муниципального образования, по инициативе которой он может быть в последующем изменен. Немаловажное значение при осуществлении муниципальным образованием такого выбора имеют технические возможности как финансового органа, так и органа Федерального казначейства .
По состоянию на 01.01.2010, по данным Федерального казначейства, муниципальными образованиями сделан следующий выбор: из 24 132 муниципальных образований, имеющих собственный бюджет:
11 067 муниципальных образований выбрали вариант обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевого счета только финансовому органу муниципального образования;
2335 муниципальных образований выбрали вариант с открытием лицевого счета финансовому органу местного самоуправления и наделением органа Федерального казначейства отдельными полномочиями (на основании отдельного соглашения);
10 730 муниципальных образований выбрали вариант с открытием лицевых счетов главным распорядителям бюджетных средств, распорядителям и получателям бюджетных средств, главным администраторам и администраторам источников финансирования дефицита бюджета (на основании отдельного соглашения).
Таким образом численность муниципальных образований, доверивших Федеральному казначейству исполнение своего бюджета (полностью или в части), превышает

Лекция. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов органами федерального казначейства

Стр 1 из 2

Лекция. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов органами федерального казначейства

С 1 января 2006 года кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней возложено на органы федерального казначейства.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета- проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (БК РФ ст. 6)

Необходимость введения кассового облуживания органами федерального казначейства обусловлена тем,

что к 2006 году помимо органов федерального казначейства во многих субъектах федерации были созданы региональные и муниципальные казначейства

Региональные казначейства в:

• Калужской области,

• Республике Башкортостан,

• Республике Татарстан.

• Всего 35 региональных казначейств.

• Муниципальные казначейства в:

• в Ростове-на-Дону ,

• Междуреченске (Кемеровская область),

• Брянске, и т.д.

Финансово-казначейские управления и департаментыпутем реорганизации существующих финансовых органов в городах :

• Братск,

• Тюмень,

• Ярославль,

• Саратов и др.

В республике Алтай кассовое исполнение бюджета субъекта федерации и местных бюджетов и еще и 33 субъекгах федерации осуществлялось органами Федерального казначейства.

Таким образом, к началу 2006 года на территориях субъектов федерации существовали две независимые платежные системы: федеральная и региональная

(муниципальная),

Развитие казначейской системы исполнения федерального бюджета к 2006 году достигло определенного уровня, который можно охарактеризовать следующими моментами;

• органы федерального казначейства работали во всех субъектах федерации и имели разветвленную сеть отделений;


• доходы бюджетов всехуровней исполнялись органами федерального казначейства;

• исполнение доходовбюджетов субъектов федерации и муниципальных образований производилось в условиях единого казначейского счета (ЕКС), открытого в органах федерального казначейства;

• исполнение доходовбюджетов всех уровней регулировалось единойинструкцией МФ РФ

• исполнение доходов бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов органами федерального казначейства производилось в условиях единой информационной сети

• исполнение расходовфедерального бюджета производилось с применением единых процедур, через лицевые счета,открытые в органах федерального казначейства

• были определены взаимоотношения с налоговыми, финансовыми органами, учреждениями Банка России, исполнительными органами субъектов федерации, муниципальных образований.

Реализация принципа единствабюджетной системы в процессе исполнения бюджетов возможна через:

* единую организационно-технологическую систему, используемую всеми
уровнями бюджетов

• установление единых стандартов технологии кассового обслуживания
исполнения бюджетов всех уровней

Поэтому

Основными факторами перевода бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства явились:

• необходимость реализации принципа единства кассыв масштабах всего государства

• опыт работы органов федерального казначейства со средствами федерального бюджета (с 1993 года)

• наличие единой нормативно-правовой, информационной и методологической базы исполнения бюджета

• наличие единых программно-технических средств исполнения бюджета

• налаженный информационный обмен с учреждениями Банка России, налоговыми, финансовыми органами и другими участниками исполнения бюджета.

• независимость процесса исполнения бюджетов от вмешательства местных

администраций и других структур

Следует отметить, что перевод субъектов федерации на кассовое обслуживание осуществлялось постепенно, в несколько этапов, которые условно можно разделить на следующие:

Содержание основных этапов перехода на кассовое обслуживание

исполнения бюджетов субъектов РФ

в территориальные органы федерального казначейства

Этап Период Задачи
Первоначальный 1999 — 2001 Обеспечить перевод высокодотационных субъектов РФ, а также субъектов РФ, систематически не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций. Осуществлять передачу им на кассовое обслуживание исполнение бюджетов других субъектов РФ (по мере технической готовности органов федерального казначейства Министерства финансов РФ)
Промежуточный 2002 — 2005 Обеспечить кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджетов высокодотационных субъектов РФ. Продолжить перевод субъектов РФ, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Заключительный С 2006 года Обеспечить кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральным казначейством

В соответствии с БК РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляет Федеральное казначейство и его территориальные органы.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия Федерального казначействапо кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной властисубъекта Российской Федерации.(Ст.215,1 БК РФ),

при условии:

• финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта федерации

• наличия в собственности СФ необходимого для их осуществления имущества

• расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ( за исключением субвенций) в течение двух из трех последнихотчетных финансовых лет не превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта (ст. 130)

Субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетныхтрансфертов из федеральною бюджета ( за исключением субвенций) в течение двух из трех последнихотчетных финансовых лет превышала 5%обьема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта федерации не имеют права заключать указанные соглашения.(БК РФ ст. 130 с 1.01.08)

На сегодняшний день Казначейство России обеспечивает полное кассовое обслуживание 40% бюджетов субъектов Российской Федерации и 41% местных бюджетов.

Из 85 бюджетов субъектов Российской Федерации:

— 51 бюджет или 60% обслуживался по варианту с открытием лицевого счета финансовому органу;

— 34 бюджета или 40% — по варианту с открытием и ведением лицевых счетов участников бюджетного процесса, в том числе 21 орган исполнительной власти субъекта передал Казначейству отдельные полномочия по санкционированию расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии со ст. 241.1 БК РФ включает:

— учет операций со средствами бюджетов на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ;

— осуществление органом Федерального казначейства кассовых выплат из бюджета на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

— проведение и учет всех операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

— представление органами Федерального казначейства финансовым органам
информации о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также

информации о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов включает также управление средствами на единых счетах бюджетов. Такое управление осуществляют либо финансовые органы, либо иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Управление средствами на едином счете федерального бюджета в соответствии с БК РФ осуществляет Федеральное казначейство.

Варианты кассового обслуживания исполнения бюджетов, их особенности

Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в части проведения и учета операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется по следующим вариантам:

а) с открытием и ведением лицевого счета финансового органа

(уполномоченного органа) соответствующе го бюджета (Вариант 1);

б) с открытием администраторам, главным распорядителям, распорядителям
и (или) получателям средств соответствующего бюджета лицевых счетовдля учета
операций по кассовым выплатам из бюджета в соответствии с соглашением об
осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по
исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в условиях
кассового обслуживания ими исполнения бюджета (Вариант 2).

Соглашениезаключается между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) и органом Федерального казначейства на срок не менее календарного года.

Осуществление и учет операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в условиях открытия в органе Федерального казначейства лицевого счета финансовому органу (уполномоченному органу) (Вариант 1)

• Доведение объемов финансирования расходовдо получателей средств бюджета обеспечивается соответствующим финансовым органом(уполномоченным органом)

• Орган Федерального казначейства обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджета субъектаРоссийской Федерации (местного бюджета) по поручению финансового органа (уполномоченного органа) без осуществления санкционирования выплат из бюджета.

• Учет операций на счетах бюджета осуществляется на лицевом счете, открытом соответствующему финансовому органу(уполномоченному органу) в органе Федерального казначейства.

• Осуществление и учет операций по кассовым выплатам осуществляется органом Федерального казначейства на основании платежных документов финансового органа(уполномоченного органа)

• После проверки представленных платежных документов на соблюдение установленных требований по их заполнению орган Федерального казначейства осуществляет перечисление средств со счета бюджета в пределах фактического наличия остатка средств на момент осуществления операции на лицевом счете,открытом финансовому органу (уполномоченному органу) в органе Федерального казначейства.

• Для организации обеспечения получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации наличными денежными средствамифинансовый орган (уполномоченный орган) представляет в орган Федерального казначейства платежные поручения на перечислениеденежных средств со счета соответствующего бюджета на счет казначейства по обеспечению наличными среде! вами.

• Орган Федерального казначейства ведет аналитический учетопераций по обеспечению средствами получателей средств бюджета в разрезе получателей средств бюджета.

Осуществление и учет операции пи кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в условиях открытия в органах Федерального казначейства лицевых счетов администраторам, главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств бюджета (Вариант 2)

• Доведение объемов финансирования расходовдо получателей средств бюджета обеспечивается органом казначейства

• В соответствии с заключенными Соглашениями, органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета администраторов, главных

распорядителей, распорядителейи (или) получателей средств соответствующего бюджета.

• Кассовые операции по кассовым выплатам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) учитываются на лицевых счетах,открытых получателям средств (администраторам) соответствующего бюджета в органах Федерального казначейства.

• Проведение кассовых операций осуществляется на основании платежных документов с предварительным санкционированием их финансовым органом(уполномоченным органом), главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета или без него согласно Соглашению.

• Орган Федерального казначейства по всем произведенным на лицевых счетах операциям представляет главному распорядителю, распорядителю и получателю средств бюджета выписки из их лицевыхсчетов не позднее рабочего дня.

Таким образом, кассовое обслуживание Федеральным казначейством бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позволяет обеспечить:

-Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации

— Сосредоточение средств бюджетной системы Российской Федерации в Банке

России

— Доступ к платежной системе Банка России участникам бюджетного процесса

— Единую методологию взаимодействия с платежной системой Банка России

— Оперативность, прозрачность и полноту информации о финансовых потоках и

остатках средств в бюджетной системе Российской Федерации

— Условия для добросовестной конкуренции в сфере банковских услуг

— Реальные условия для функционирования бюджетов муниципальных образований

— Обучение кадров финансовых органов

-Внедрение положений Бюджетного кодекса в бюджетный процесс

муниципальных образований и получение субъектом Российской Федерации

информации о кассовых потоках муниципальных образований

-Пpeдоставление финансовым органам информации о кассовых потоках по

исполнению бюджета

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, которые

осуществили в полном объеме перевод своих бюджетов на кассовое обслуживание в

органы федерального казначейства, получили существенные преимущества,а

именно:

1. наличие единой организационной структуры,обеспечивающей кассовое

обслуживание;

2. внедрение единой методологии, технологии и механизмов по кассовому исполнению бюджетов на всей территории Российской Федерации;

3. обеспечение принципа «единства кассы»;

4. снижение риска потерь бюджетных средств, обусловленное их размещением в
учреждениях Центрального банка;

5. использование единой для всех бюджетов методологии взаимодействия с
платежной системой Банка России

6. повышение качества исполнения бюджетов;

7. обеспечение прозрачности бюджета;

8. контроль за целевым использованием бюджетных средств;

9. возможность получения органами власти субъектов федерации полной информации об исполнении бюджетов в разделе кодов бюджетной классификации;

10.гибкое маневрирование бюджетными ресурсами субъектов федерации;

11. независимость исполнения бюджета от вмешательства местных администраций,

других структур;

12.повышение достоверности и своевременности отчетности о кассовом исполнении

бюджетов;

13. экономия средств налогоплательщиков на создание и содержание собственных

казначейств.

Перечисленные преимущества свидетельствуют, что внедрение кассового обслуживания бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов — это важный инструмент для органов власти субъектов, который позволяет полностью контролировать финансовые потоки региона и их целевое использование, оперативно управлять средствами бюджетов при минимизации затрат на эти цели.

Лекция. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов органами федерального казначейства

С 1 января 2006 года кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней возложено на органы федерального казначейства.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета- проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (БК РФ ст. 6)

Необходимость введения кассового облуживания органами федерального казначейства обусловлена тем,

что к 2006 году помимо органов федерального казначейства во многих субъектах федерации были созданы региональные и муниципальные казначейства

Региональные казначейства в:

• Калужской области,

• Республике Башкортостан,

• Республике Татарстан.

• Всего 35 региональных казначейств.

• Муниципальные казначейства в:

• в Ростове-на-Дону ,

• Междуреченске (Кемеровская область),

• Брянске, и т.д.

Финансово-казначейские управления и департаментыпутем реорганизации существующих финансовых органов в городах :

• Братск,

• Тюмень,

• Ярославль,

• Саратов и др.

В республике Алтай кассовое исполнение бюджета субъекта федерации и местных бюджетов и еще и 33 субъекгах федерации осуществлялось органами Федерального казначейства.

Таким образом, к началу 2006 года на территориях субъектов федерации существовали две независимые платежные системы: федеральная и региональная

(муниципальная),

Развитие казначейской системы исполнения федерального бюджета к 2006 году достигло определенного уровня, который можно охарактеризовать следующими моментами;

• органы федерального казначейства работали во всех субъектах федерации и имели разветвленную сеть отделений;

• доходы бюджетов всехуровней исполнялись органами федерального казначейства;

• исполнение доходовбюджетов субъектов федерации и муниципальных образований производилось в условиях единого казначейского счета (ЕКС), открытого в органах федерального казначейства;

• исполнение доходовбюджетов всех уровней регулировалось единойинструкцией МФ РФ

• исполнение доходов бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов органами федерального казначейства производилось в условиях единой информационной сети

• исполнение расходовфедерального бюджета производилось с применением единых процедур, через лицевые счета,открытые в органах федерального казначейства

• были определены взаимоотношения с налоговыми, финансовыми органами, учреждениями Банка России, исполнительными органами субъектов федерации, муниципальных образований.

Реализация принципа единствабюджетной системы в процессе исполнения бюджетов возможна через:

* единую организационно-технологическую систему, используемую всеми
уровнями бюджетов

• установление единых стандартов технологии кассового обслуживания
исполнения бюджетов всех уровней

Поэтому

Основными факторами перевода бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства явились:

• необходимость реализации принципа единства кассыв масштабах всего государства

• опыт работы органов федерального казначейства со средствами федерального бюджета (с 1993 года)

• наличие единой нормативно-правовой, информационной и методологической базы исполнения бюджета

• наличие единых программно-технических средств исполнения бюджета

• налаженный информационный обмен с учреждениями Банка России, налоговыми, финансовыми органами и другими участниками исполнения бюджета.

• независимость процесса исполнения бюджетов от вмешательства местных

администраций и других структур

Следует отметить, что перевод субъектов федерации на кассовое обслуживание осуществлялось постепенно, в несколько этапов, которые условно можно разделить на следующие:

Содержание основных этапов перехода на кассовое обслуживание

исполнения бюджетов субъектов РФ

в территориальные органы федерального казначейства

Этап Период Задачи
Первоначальный 1999 — 2001 Обеспечить перевод высокодотационных субъектов РФ, а также субъектов РФ, систематически не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций. Осуществлять передачу им на кассовое обслуживание исполнение бюджетов других субъектов РФ (по мере технической готовности органов федерального казначейства Министерства финансов РФ)
Промежуточный 2002 — 2005 Обеспечить кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджетов высокодотационных субъектов РФ. Продолжить перевод субъектов РФ, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Заключительный С 2006 года Обеспечить кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральным казначейством

В соответствии с БК РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляет Федеральное казначейство и его территориальные органы.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия Федерального казначействапо кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной властисубъекта Российской Федерации.(Ст.215,1 БК РФ),

при условии:

• финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта федерации

• наличия в собственности СФ необходимого для их осуществления имущества

• расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ( за исключением субвенций) в течение двух из трех последнихотчетных финансовых лет не превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта (ст. 130)

Субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетныхтрансфертов из федеральною бюджета ( за исключением субвенций) в течение двух из трех последнихотчетных финансовых лет превышала 5%обьема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта федерации не имеют права заключать указанные соглашения.(БК РФ ст. 130 с 1.01.08)

На сегодняшний день Казначейство России обеспечивает полное кассовое обслуживание 40% бюджетов субъектов Российской Федерации и 41% местных бюджетов.

Из 85 бюджетов субъектов Российской Федерации:

— 51 бюджет или 60% обслуживался по варианту с открытием лицевого счета финансовому органу;

— 34 бюджета или 40% — по варианту с открытием и ведением лицевых счетов участников бюджетного процесса, в том числе 21 орган исполнительной власти субъекта передал Казначейству отдельные полномочия по санкционированию расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии со ст. 241.1 БК РФ включает:

— учет операций со средствами бюджетов на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ;

— осуществление органом Федерального казначейства кассовых выплат из бюджета на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

— проведение и учет всех операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

— представление органами Федерального казначейства финансовым органам
информации о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также

информации о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов включает также управление средствами на единых счетах бюджетов. Такое управление осуществляют либо финансовые органы, либо иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Управление средствами на едином счете федерального бюджета в соответствии с БК РФ осуществляет Федеральное казначейство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *