Административный кодекс судопроизводства

Автор: | 02.05.2019

Содержание

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации


Герб России

Вид

Федеральный закон России

Номер

21-ФЗ

Принятие

Государственной думой 20 февраля 2015 года

Голосование нижней палаты

За 347, Против 2,
Воздержались 1

Одобрение

Советом Федерации 25 февраля 2015 года

Голосование верхней палаты

За 157, Против 0

Подписание

Президентом России 8 марта 2015 года

Вступление в силу

15 сентября 2015 года

Первая публикация

Российская газета, 11 марта 2015 года, № 6620

Действующая редакция

от 28 декабря 2017 года

Электронная версия

Электронная версия в Викитеке

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) — это кодифицированный нормативный правовой акт (федеральный закон), устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции и мировыми судьями административных дел в Российской Федерации, в частности, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

КАС РФ не применяется при рассмотрении дел об административных правонарушениях и дел об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ; дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

Вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ изменены и утратили силу некоторые положения Гражданско-процессуального Кодекса РФ, например, утратил силу подраздел III раздела II «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» (главы 23—26.2), глава 22.1 «Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок», глава 35 «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке»; также внесены изменения в такие нормативно-правовые акты, как Налоговый Кодекс РФ, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и другие.

Структура кодекса

  • Раздел I. «Общие положения» (главы 1—10) содержит общие принципы действия Кодекса, перечень дел, рассматриваемых с применением данного Кодекса, требования к составу и компетенции суда, определяет правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, мер предварительной защиты, процессуальных сроков, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.
  • Раздел II. «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) рассматривает понятие, виды, основания и порядок применения действий, которые применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства.
  • Раздел III. «Общие правила производства в суде первой инстанции» (главы 12—20) посвящён рассмотрению и разрешению административных дел по существу с момента подачи административного искового заявления до решения суда, приостановления производства. Также разделом установлены правила оформления определений суда и протоколов.
  • Раздел IV. «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» (главы 21—32) содержит перечень административных дел и отличительных особенностей производства по ним.
  • Раздел V. «Упрощённое (письменное) производство по административным делам» (глава 33) устанавливает условия и особенности рассмотрения административных дел в упрощённом порядке.
  • Раздел VI. «Производство в суде апелляционной инстанции» (глава 34) посвящён апелляционному пересмотру решений, не вступивших в силу.
  • Раздел VII. «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» (главы 35-37) посвящён производству в судах кассационной и надзорной инстанций, а также пересмотру действующих судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Раздел VIII. «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом» (глава 38) посвящён вопросам исполнительного производства.
  • Раздел IX. «Заключительные положения» (глава 39) регламентирует порядок введения в действие настоящего Кодекса.

КАС РФ Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ИНЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ ИНЫМИ ПУБЛИЧНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ,
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018)

  • Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению
  • Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд
  • Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 221. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 222. Рассмотрение судом вопроса о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 223. Меры предварительной защиты по административному иску о признании незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 224. Объединение в одно производство административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 225. Прекращение производства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
  • Статья 228. Обжалование судебного акта по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Открыть полный текст документа

Кредитный менеджер

Призвать ответственное лицо к ответу, оспорить различные правовые акты, действия, бездействия госорганов — это далеко не полный список задач возложенных на новый Кодекс Российской Федерации.

Кодекс административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года, что это?

КАС РФ — это процессуальный документ обеспечивающий правовой основой административное судопроизводство. Этот закон гарант правосудия в данной сфере права, также он определяет порядок выполнения судами своих функций.

Настоящий акт обеспечивает в административном праве более активную роль суда по сравнению с тем, что требует Гражданский кодекс.

Это связано с тем, что здесь приходится судиться с государством, у которого несравненно больше процессуальных возможностей и, чтобы выровнять условия суду дано право самостоятельно истребовать доказательства, проверять законность решений, актов, действий.

То есть, когда рассматривается гражданское дело, то суд рассматривает его в пределах требований, изложенных истцом, а когда рассматривается дело в данной отрасли, то суд обязан не ограничиваться пределами заявленных любым человеком требований именно в пользу истца, чтобы обеспечить равные условия.

Принят КАС в феврале 2015 г., вступление в силу данного нормативного акта — март 2015 г. Действующая редакция с изменениями дополнениями вступила в действие в феврале 2016 г.

Ст 220 Кодекса административного судопроизводства РФ

Указанная статья данного ФЗ указывает форму иска о признании неправильным действия, бездействия организации, лица, органа. Согласно ст. 220 такое обращение в судебную инстанцию должно содержать:

  • 1. Название суда;
  • 2. ФИО истца, его адрес;
  • 3. Наименование ответчика;
  • 4. Наименование оспариваемого решения, место, совершаемого действия, если оспаривается бездействие, то в чем оно выражается;
  • 5. Какие права нарушены;
  • 6. Сведения, говорящие подавались ли обращения в порядке подчиненности, если какая-либо жалоба все же подавалась, то указать какой результат дало ее рассмотрение;
  • 7. Требования;
  • 8. Перечень прилагаемых документов. Также содержание обращения должно указывать наименование документов, которые истец не смог приложить, если судья сочтет их важными, то суд истребует их, чтобы подготовить к заседанию.

Каждое заявление должно быть подписано. Когда истца будут представлять в судебной инстанции, то нужна доверенность.

Глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ

Вся глава 22 указывает порядок производства по админделам об оспаривании решений, бездействий, действий различных органов, лиц, служащих.

Данный юридический документ указывает, что человек, компания могут подать заявление на оспаривание, если, по их мнению, произошло правонарушение, нарушение свобод.

Последняя редакция закона говорит, что право на оспаривание будет действовать 3 мес. с того момента, когда пострадавший узнал о нарушении.

Также данный федеральный закон указывает лиц, которые могут участвовать в рассмотрении дела, предусмотрена предварительная защита от действующего решения, а именно приостановление его действия на время рассмотрения. Этот нормативный акт дает возможность объединения нескольких дел в одно, если оспаривается одно решение, например, когда жалобы написал коллектив.

Отдельное положение указывает, когда суд прекратит производство по делу, это может быть выполнено, если есть основания оставить решение в силе, то есть документ законный, оно отменено, изменено, после чего перестало содержать информацию, которая нарушает права, интерес человека, организации.

Примечание

Комментарий к Кодексу Административного Судопроизводства РФ

С 15 сентября 2015 года в силу вступил гражданский государственный Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Рассмотрим подробнее, что это такое, кто автор данного законопроекта, каково его практическое действие и что за новое изменение было внесено в этот правовой документ в 2016 году.

Кодекс административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года -описание основных положений

Для начала следует отметить, что положениями КАС РФ будет управлять Верховный трибунал РФ и суды единой юрисдикции при рассмотрении административных дел. В рамках кодекса будут рассматриваться большинство дел:

  • об оспаривании нормативных правовых актов, решений и деяний органов власти;
  • о присуждении компенсации за несоблюдение права на судопроизводство либо права на выполнение судебного акта суда единой юрисдикции в срок;
  • о взыскании средств в счет уплаты установленных законом обязательных платежей с физических лиц.

Положения КАС РФ регулируют процессуальный закон в судопроизводстве при рассмотрении Верховным Судом и судами единой юрисдикции административных дел.

Действующая редакция с изменениями и дополнениями за март 2016 года определяет положения о нарушенных либо оспариваемых правах и свободах простых граждан, а также организаций и предприятий. Нормативный акт содержит вступление и 39 глав, состоящих из 365-ти статей.

В введении дается общее определения законопроекта, далее идет план с развернутым раскрытием каждой основной статьи.

В случае возникновения спорных моментов всегда можно открыть и читать комментарии к Кодексу Административного судопроизводства.

Статья 220 Кодекса Административного Судопроизводства РФ — комментарии

Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

2. Административные дела об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

3. Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления соответствующего административного искового заявления. Административные дела, возбужденные до дня проведения такого публичного мероприятия, рассматриваются судом в указанный срок, но не позднее дня, предшествующего дню его проведения. Административные дела, возбужденные в день проведения такого публичного мероприятия, подлежат рассмотрению в этот же день. Суд рассматривает указанные в настоящей части административные дела в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня административное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено.

5. Указанные в частях 1 и 3 настоящей статьи сроки рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судебных приставов-исполнителей могут быть продлены в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 141 настоящего Кодекса.

Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

7. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие (бездействие), и в случае их неявки наложить судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе. Если указанные орган, организация, лицо не представят истребуемые судом доказательства и не сообщат суду о невозможности их представления, на указанные орган, организацию, лицо может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

13. Суд может признать необходимым опубликование решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 226 КАС РФ Главы 22 «Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 226 КАС РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Сохраните страницу в соц. сетях:

Телефоны консультантов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *