Бухгалтерский учет земельного налога

Автор: | 04.05.2019

Как начисляется земельный налог и какое ПБУ при этом применять

Для того чтобы определить ПБУ, к которому стоит обращаться для бухгалтерского учета земельного налога, нужно понять, к какой бухгалтерской категории его стоит относить.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ налог на земельный участок является формой оплаты за его использование. Участки земли в бухучете учитываются в составе основных средств, таким образом, плата за пользование землей (объектом ОС) является ничем иным, как расходом, который связан с процессом эксплуатации и использования объекта ОС.

Учет расходов по организации ведется в бухучете в соответствии с нормами ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Земельный налог может быть отражен в составе:

  • издержек по основным видам деятельности (пп. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
  • прочих издержек (п. 11 ПБУ 10/99).

ВАЖНО! Учитывать в составе издержек земельный налог можно, если на данном земельном участке не производится капитальное строительство, он введен в эксплуатацию и является объектом ОС.

В том случае, если на участке осуществляется капитальное строительство, то плата за землю в виде земельного налога должна учитываться в бухучете в составе капитальных затрат по строительству. Эта норма отражена в ПБУ 6/01 (п. 8 и п. 14).

Рассмотрим все возможные проводки по начислению земельного налога более детально.

Проводки для учета расчетов с бюджетом по земельному налогу (счет 68, субсчет «Земельный налог»)

Все налоги в бухучете отражаются на счете 68 «Налоги», а для каждого налога должен быть открыт субсчет — в нашем случае субсчет «Земельный налог». Эту процедуру осуществляют посредством утверждения рабочего плана счетов для организации, который является неотъемлемым приложением к такому важному и необходимому документу в бухучете, как «Учетная политика».

Поскольку счет 68 является пассивным, то все начисления по земельному налогу будут производиться по кредиту этого счета.

Теперь разберемся со счетами, которые могут дебетоваться в корреспонденции с указанным 68-м счетом.

  1. Земельный налог относится к издержкам по основной деятельности.

Когда участок земли используется в процессе осуществления определенного вида деятельности организацией, то затраты в виде платежей за землю (налога) должны отражаться на следующих счетах бухучета:

  • счет 20, если расходы относятся к основному производству;
  • счет 23, если расходы касаются вспомогательного производства;
  • счет 25, если затраты общепроизводственные;
  • счет 26, если затраты общехозяйственные;
  • счет 29, если затраты касаются обслуживающих хозяйств и производств;
  • счет 44, если это издержки при реализации.

Если резюмировать все вышесказанное, то проводки по начислению земельного налога при отнесении издержек по оплате за землю (налогу) на расходы по виду деятельности будут такие:

Дебет

Кредит

20, 23, 25, 26, 29, 44

68 (субсчет земельного налога)

  1. Земельный налог относится к прочим издержкам.

Если участок земли сдается организацией в аренду, то плата за землю должна отражаться в составе прочих издержек.

ВАЖНО! Это правило действует в том случае, если сдача в аренду земли не является основополагающим направлением деятельности, а таким способом просто эффективно используются невостребованные организацией активы.

Прочие расходы отражаются в бухучете на счете 91.2. Проводка будет такой:

Дебет

Кредит

68 (субсчет земельного налога)

  1. Начисление земельного налога в составе капитальных издержек по строительству.

При капстроительстве издержки собираются в разрезе каждого объекта на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по открытому к нему субсчету «Строительство ОС». В данном случае, когда начислен земельный налог, проводка будет иметь следующий вид:

Дебет

Кредит

08 (субсчет строительство ОС)

68 (субсчет земельного налога)

Мы рассмотрели начисление земельного налога в соответствии с различным характером использования участка. Теперь рассмотрим проводку при уплате этого налога. Она будет следующей:

Дебет

Кредит

68 (субсчет земельного налога)

Образец платежного поручения на уплату земельного налога (образец) ищите .

Об особенностях уплаты земельного налога на УСН читайте в материале «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки».

В том случае, если вы хотите произвести погашение обязательств по земельному налогу перед бюджетом за счет существующей у вашей организации переплаты по другому налогу (налогам), проводка будет следующая:

Дебет

Кредит

68 (субсчет земельного налога)

68 (субсчет налога, за счет которого производится перезачет)

ВАЖНО! Поскольку земельный налог относится к местным платежам, то перезачет по нему можно осуществлять также только за счет переплат по другим платежам в местный бюджет.

Как назначение земельного участка влияет на проводки

Чтобы правильно отразить проводки по земельному налогу в бухгалтерском учете, необходимо четко понимать назначение и использование земельного участка. Ведь на основании п. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в бухгалтерском учете организации должен быть обеспечен раздельный учет капвложений и текущих затрат на производство продукции.

От того, в каких целях используется земельный участок, зависит применение того или иного ПБУ. Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета, Положению по бухучету 10/99 «Расходы организации», а также Положению по бухучету 6/01 «Учет ОС» для того, чтобы с практической стороны разобраться с вопросом отражения в проводках земельного налога.

Для расчетов по налогам Планом счетов предусмотрен специальный счет «Расчеты по налогам и сборам» (68). Он применяется, в том числе, для отражения и учета земельного налога. Следует создать отдельный субсчет к 68 счету именно для проводок по начислению земельного налога.

Земельные участки учитываются в качестве основных средств, поэтому земельный налог является расходом, который организация несет в связи с процессом эксплуатации и использования ОС.

Учет земельного налога может быть отражен или в качестве издержек по основным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухучету 10/99), или в качестве прочих издержек (п. 11 того же ПБУ 10/99).

При этом необходимо учитывать, что отразить земельный налог в составе издержек можно, если земельный участок является объектом основных средств и на нем не ведется капитальное строительство.

В случае если участок используется под капитальное строительство, то начисление земельного налога должно происходить иначе. В этом случае необходимо руководствоваться правилами Положения по бухучету 6/01 и учитывать затраты в составе капитальных затрат по строительству (п. 8, п. 14 указанного ПБУ).

По каждому земельному участку сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет, целесообразно исчислять отдельно.

Выбор конкретного корреспондирующего счета будет зависеть от того, где именно применяется земельный участок: во вспомогательном или основном производстве. Если земельный участок используется в основном производстве, то земельный налог относится к обычным расходам и его начисление отражается в корреспонденции со счетами для учета обычных расходов 20 или счетами 23, 25, 26, 44 в зависимости от места использования земельного участка.

Налоговый учет по земельному налогу

Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1. ст. 387 НК РФ). В городах федерального значения, Москва и Санкт-Петербург, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ.

Налоговая ставка земельного налога составляет 0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);

и 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Отчетность по Земельному налогу

Отчетностью по земельному налогу (ЗН) является соответствующая декларация. При этом обязанность ее сдачи лежит не на всех плательщиках ЗН, а только на организациях (п. 1 ст. 398 НК РФ). До 2015 г. земельную декларацию также подавали индивидуальные предприниматели, однако с 01.01.2015 федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ внес в главу 31 НК РФ изменения, распространившие на ИП порядок уплаты земельного налога, действующий для физлиц (на основании налогового уведомления), а также снявшие с предпринимателей обязанность по представлению декларации. Сведения о налоге и его сумма указываются в налоговом уведомлении, которое получают все налогоплательщики, не позднее 30 дней, до срока уплаты налога.

В уведомлении отражаются следующие данные:

год, за который рассчитан налог;

кадастровый номер земельного участка, его местонахождение;

кадастровая стоимость земли;

налоговая ставка;

налоговые льготы;

сумма налога.

Сроки сдачи декларации по земельному налогу Декларация по земельному налогу представляется организациями по истечении отчетного периода, которым является календарный год (п. 1 ст. 398, п. 1 ст. 393 НК РФ). В течение года отчитываться не нужно даже в том случае, если местные власти, вводя налог, установили отчетные периоды. В этом случае вы уплачиваете авансовые платежи, но никаких расчетов в ИФНС не подаете. Крайний срок сдачи декларации — 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ). Если этот день выпадает на выходной, срок сдачи переносится на ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В общем случае декларация по земельному налогу подается в ИФНС по месту нахождения земельного участка (п. 1 ст. 398 НК РФ), однако крупнейшие налогоплательщики сдают ее в ту инспекцию, в которой состоят на учете в этом качестве (п. 4 ст. 398 НК РФ). Если земельных участков у организации несколько, они находятся в разных муниципальных образованиях, но все эти территории контролирует один налоговый орган, допускается представлять одну общую декларацию, в которой на каждый участок заполняется отдельный раздел 2. Это подтверждает ФНС РФ в письме от 07.08.2015 № БС-4-11/13839.

Налоговая декларация включает:

Титульный лист.

Раздел 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет».

Раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».

Титульный лист заполняется в порядке, обычном для всех деклараций.

В разделе 1 предусмотрено 2 блока строк 010-040. Это необходимо для того, чтобы заполнить декларацию по земельным участкам, находящимся в пределах одного муниципального образования, но имеющим различные коды ОКТМО, или если налог по ним перечисляется на разные КБК (в зависимости от категории земель). На несколько участков с одинаковыми ОКТМО и КБК заполняется один блок.

В разделе отражаются:

в строке 010 — КБК;

в строке 020 — код ОКТМО;

в строке 021 — сумма исчисленного налога, подлежащего уплате по соответствующим КБК и ОКТМО (это сумма строк 280 всех разделов 2 с соответствующими КБК и ОКТМО);

в строках 023, 025 и 027 — авансовые платежи за I, II и III кварталы соответственно;

в строках 030 и 040 — сумма налога к доплате/уменьшению (это положительная/отрицательная разница между исчисленным налогом и авансовыми платежами).

Раздел 2 заполняется отдельно (п. 5.1 Порядка заполнения декларации):

по каждому земельному участку;

по каждой доле земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения);

по каждой доле в праве на земельный участок.

В самом верхнем поле (после ИНН и КПП) нужно указать кадастровый номер земельного участка.

Далее отражаются:

в строке 010 — КБК;

в строке 020 — ОКТМО;

в строке 030 — код категории земель (берется из справочника категорий земли, приведенного в приложении № 5 к Порядку заполнения декларации);

в строке 050 — кадастровая стоимость (доля) участка;

в строке 060 — доля налогоплательщика в праве на участок;

в строках 070-120 приводятся код и сумма льгот по налогу;

в строке 130 — налоговая база с учетом льгот;

в строке 140 — ставка налога;

в строке 150 — количество полных месяцев владения участком в течение года;

в строке 160 — коэффициент Кв, который рассчитывается делением значения строки 150 на 12 (число календарных месяцев в налоговом периоде), при этом значение приводится в виде десятичной дроби с 4 знаками после запятой;

в строке 170 — сумма исчисленного налога: стр. 170 = (стр. 130 x стр. 140 x стр. 160) : 100.

Строки 180-270 заполняются при использовании различных льгот.

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет с учетом льгот, отражается по строке 280.

Перед сдачей декларации целесообразно самостоятельно проверить правильность ее заполнения с помощью контрольных соотношений из письма ФНС России от 30.05.2014 № БС-4-11/10399

Отражение налога в учете

Коммерческие организации, не применяющие специальные режимы налогообложения, в зависимости от принятой ими учетной политики включают суммы налога на землю (авансовых платежей по налогу) в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих операционных расходов.

В бухгалтерском учете эти расходы соответственно отражаются по дебету счетов учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44) или по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст.270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ).

Земельный налог не указан в составе расходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль (ст.270 НК РФ), следовательно, в налоговом учете суммы земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) включаются в состав прочих расходов и в полном объеме учитываются при исчислении налога на прибыль.

Если организация имеет в собственности земельный участок, на котором осуществляется капитальное строительство здания или сооружения, то сумму налога на землю, на которой строится объект, в период строительства она может отнести и на увеличение его стоимости.

Это следует из норм Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 года N 160) и Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), которая утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 года N 15/1.

Выплата земельного налога в период строительства включается в Сводный сметный расчет стоимости строительства по главе «Подготовка территории строительства» (п.4.78 Методики), а капитальные затраты, предусмотренные в сметах, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п.3.1.5 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).

Таким образом, сумму налога на землю, на которой строится объект основных средств, можно отнести и на увеличение его стоимости.

Поскольку положения, приведенные в указанной выше Методике, лишь рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования, то в принципе и выполнять их необязательно.

По мнению автора, организации, ведущей строительство, целесообразно сразу списать сумму земельного налога (авансового платежа по налогу) в составе расходов, а не увеличивать стоимость строящегося объекта основных средств и, соответственно, сумму налога на имущество, когда этот объект будет введен в эксплуатацию.

Что касается некоммерческих организаций (НКО), то сумму земельного налога они уплачивают за счет целевых поступлений. В смете сумму налога можно включать отдельной строкой, а можно — по статье «Прочие расходы».

Если земельный участок (часть участка) используется некоммерческой организацией исключительно для осуществления предпринимательской деятельности, то сумму земельного налога (соответствующую часть) ей, также как и коммерческой организации, следует учитывать в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ).

В ситуации, когда НКО использует землю как в уставной некоммерческой деятельности, так и в предпринимательской налоговая служба придерживается мнения, что налог следует уплачивать за счет целевых средств, поскольку распределение его суммы между некоммерческой и коммерческой деятельностью налоговым законодательством не предусмотрено.

По мнению автора, в такой ситуации сумму налога на землю следует учесть в составе общехозяйственных расходов, и как в бухгалтерском учете, так и в целях исчисления налога на прибыль распределить пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех ее доходов, включая целевые поступления. Это объясняется следующим.

Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.

Поскольку средства целевого финансирования и целевые поступления в терминологии статьи 251 НК РФ являются «доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы», то при распределении расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, под суммарным объемом всех доходов некоммерческой организации следует понимать как доходы от продаж, так и суммы целевых средств.

Следовательно, в целях исчисления налога на прибыль общие расходы, в том числе и сумма налога на землю, распределяются некоммерческой организацией пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех ее доходов, включая целевые поступления.

Такая позиция не бесспорна, хотя бы потому, что к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (ст.248 НК РФ).

Между тем далее в Кодексе появляются «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». Поэтому некоммерческим организациям следует отстаивать свое право на уменьшение налога на прибыль за счет общих расходов, поскольку уже седьмой год в соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

Кроме того, в главе 25 НК РФ имеется и специальная статья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», которая в целях налогообложения позволяет бюджетным учреждениям принимать отдельные виды общих расходов в уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, пропорционально их объему в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Это еще один аргумент в пользу того, что к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся и средства целевого финансирования.

Формально нормы статьи 321.1 НК РФ касаются только бюджетных учреждений, а как же остальные? Давайте разберемся.

Под бюджетным учреждением понимается организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (п.1 ст.161 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно ГК РФ все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Любое учреждение в соответствии со статьей 120 ГК РФ — это некоммерческая организация, следовательно, бюджетное учреждение является разновидностью некоммерческой организации.

Поскольку законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ), а бюджетные учреждения является разновидностью некоммерческих организаций, то НКО, не являющиеся бюджетными учреждениями, по мнению автора, могут действовать по аналогии — распределять общие расходы пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех своих доходов, включая целевые поступления.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>Учет земельного налога

Характеристика земельного налога

Определение 1

Земельный налог представляет собой региональный налог, который начисляют и оплачивают юридические лица – организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые владеют земельными участками, являющимися объектами налогообложения на основании:

  • права собственности;
  • права постоянного (бессрочного) пользования;
  • права пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения являются земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Не являются объектами налогообложения следующие виды земельных участков (Рис.1)


Рисунок 1. Объекты, не подлежащие налогообложению земельным налогом

Не являются налогоплательщиками земельного налога юридические лица – организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые используют земельные участки на основании безвозмездного срочного пользования или полученных по договору аренды. В случае использования арендуемого земельного участка земельный налог начисляют и уплачивают владельцы такого участка, а арендаторы уплачивают арендную плату.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности начисления и уплаты земельного налога

Регулирование земельного налога осуществляется Налоговым Кодексом российской Федерации (31 глава), а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, или законами городов федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.

Налоговой базой при исчислении земельного налога, признается кадастровая стоимость земельных участков, определяемая согласно земельному законодательству Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков формируется исходя из кадастровой оценки таких участков.

Информация о стоимости земельных участков содержится в государственном кадастре недвижимости, который представляет собой систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета.

Информация о каждом земельном участке включает:

  • сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
  • сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, с указанием даты проведения таких работ.
  • сведения о местоположении границ земельного участка,
  • сведения о категории земель,
  • сведения о площади земель,
  • сведения о виде разрешенного использования,
  • сведения о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Каждый объект кадастрового учета имеет свой уникальный кадастровый номер. Владельцу земельного участка выдается кадастровый паспорт, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости.

Налоговые ставки для исчисления земельного налога определяются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие ставки не могут превышать:

0,3 % для

  • земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • земельных участков, на которых расположены жилищным фондом и объекты инженерной инфраструктуры;
  • земельных участков, которые приобретены или предоставлены для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

1,5% для прочих земельных участков.

Замечание 1

Для некоторых категорий плательщиков установлены льготы по начислению земельного налога. Льгота представляет собой уменьшение налоговой базы на $10000$ рублей на каждого налогоплательщика на территории одного муниципального образования.

Особенности бухгалтерского учета земельного налога

Для начисления земельного налога, Планом счетов предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» в части открытого к нему субсчета «Расчеты по земельному налогу». Например, субсчета 68.3.

Если организация имеет в собственности несколько земельных участков, то для аналитического учета, необходимо открыть субсчета третьего и четвертого порядков.

При начислении земельного налога формируется проводка:

  • Д-т 20,23,25,26 (по счетам учета затрат)
  • К-т 68.3

    При оплате земельного налога, путем перечисления денежных средств с расчетного счета организации, формируется проводка:

  • Д-т 68.3

  • К-т 51

    При оплате земельного налога, путем оплаты наличными денежными средствами из кассы организации, формируется проводка:

  • Д-т 68.3

  • К-т 50

Налоговый период по земельному налогу составляет календарный год, а отчетным периодом – является квартал.

Порядок и сроки уплаты земельного налога, определяются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Также могут быть предусмотрены авансовые платежи по оплате налога для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 1 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации, срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Предприятия и индивидуальные предприниматели рассчитывают сумму земельного налога самостоятельно, в то время как физические лица оплачивают такой налог согласно налоговому уведомлению, полученному ими от налоговых органов.

Также до 1 февраля в налоговые органы подается Налоговая декларация по земельному налогу по форме КНД-1153005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *