Депутат может заниматься предпринимательской деятельностью

Автор: | 01.05.2019

Может ли депутат заниматься предпринимательской деятельностью

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Пунктом «г» части второй статьи 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ
«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
Положение пункта «в» части первой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации» не допускают вхождения депутата Государственной Думы в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности.

8(913)615-17-32
Личные консультации — платные

Имеют ли право городские депутаты заниматься бизнесом а то они уже весь город скупили для своего блага

  • Можно ли госслужащему заниматься бизнесом? — Можно ли госслужащему заниматься бизнесом?..
    1 ответ. Москва Просмотрен 707 раз. Задан 2011-02-23 13:37:11 +0300 в тематике «Бизнес»
  • Если заниматься бизнесом в собственной квартире, имеет ли какое-то значение если в ней не прописан? — Если заниматься бизнесом в собственной квартире, имеет ли какое-то значение если в ней не прописан?..
    1 ответ. Москва Просмотрен 96 раз. Задан 2011-08-16 07:02:49 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  • Хочу переехать в другой город на пмж,можно ли заниматься бизнесом с временной пропиской(налоговый учет на прежнем месте) — Хочу переехать в другой город на пмж,можно ли заниматься бизнесом с временной пропиской(налоговый учет на прежнем месте)..
    1 ответ. Москва Просмотрен 91 раз. Задан 2012-09-05 13:52:35 +0400 в тематике «Налоги и сборы»
  • Можно ли считать утратившими силу указы президента по истечению срока его полномочий? — Можно ли считать утратившими силу указы президента по истечению срока его полномочий?..
    1 ответ. Москва Просмотрен 33 раза. Задан 2011-02-25 11:21:10 +0300 в тематике «Другие вопросы»
  • Захват земли — Захват земли..
    1 ответ. Москва Просмотрен 90 раз. Задан 2012-04-30 14:14:50 +0400 в тематике «Другие вопросы»
  • Захват 2х соток — Захват 2х соток..
    1 ответ. Москва Просмотрен 101 раз. Задан 2012-05-01 14:36:11 +0400 в тематике «Земельное право, ресурсы»
  • А почему депутаты имеют больше прав чем граждане страны? — А почему депутаты имеют больше прав чем граждане страны?..
    1 ответ. Москва Просмотрен 75 раз. Задан 2012-04-18 11:06:53 +0400 в тематике «Гражданско-процессуальное право»
  • Вопросик. Почему милиционерам нельзя заниматься бизнесом? — Вопросик. Почему милиционерам нельзя заниматься бизнесом?..
    1 ответ. Москва Просмотрен 146 раз. Задан 2011-03-20 10:52:34 +0300 в тематике «Другие вопросы»
  • Допустимо ли передавать в лизинг нематериальные блага? Какова правоприменительная практика? — Допустимо ли передавать в лизинг нематериальные блага? Какова правоприменительная практика?..
    1 ответ. Москва Просмотрен 66 раз. Задан 2010-06-26 20:54:52 +0400 в тематике «Гражданское право»
  • Допустим я зарегестрируюсь как ИП, но бизнес временный(сезонный), а налог мне придется постоянно платить? — Допустим я зарегестрируюсь как ИП, но бизнес временный(сезонный), а налог мне придется постоянно платить?..
    1 ответ. Москва Просмотрен 173 раза. Задан 2012-05-24 13:32:00 +0400 в тематике «Бизнес»

Геннадий Гудков может оказаться фигурантом уголовного дела. Следствие нашло доказательства того, что депутат Госдумы совмещал работу во власти с коммерческой деятельностью, причем как в России, так и за рубежом. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов обсудил ситуацию с ведущей Маргаритой Полянской.

В ведомстве Александра Бастрыкина, в частности, утверждают, что Гудков участвовал в работе охранного предприятия «Оскордъ», которое принадлежит его семье, а также являлся дольщиком и принимал участие в управлении строительных компаний на территории России и Болгарии. Следственный комитет намерен инициировать лишение полномочий депутата Гудкова.

— Как вам эта ситуация? Это давление, как заявляет сам депутат, или все-таки действительно некая незаконная его деятельность?

— Наверное, коммерческой деятельностью депутата Госдумы никого не удивить. Многие, собственно, и идут в Думу для того, чтобы создавать какие-то преференции для собственного бизнеса, это не секрет. В случае Гудкова, наверное, несколько аспектов. Аспект первый — определенная месть правоохранительных органов Гудкову как бывшему спецслужбисту, где, как известно, не очень поощряют такую нелояльность, и во всех нелояльных видят потенциальных Литвиненко. Другой момент связан с тем, что действительно есть давление на оппозицию. Напомню, что коммунистов уже лишают депутатской неприкосновенности, есть желание показать, что репрессивный аппарат имеет повод прицепиться, в том числе, и к депутатам. Однако здесь существует проблемы. Первая проблема связана с тем, что, в принципе, коммерческая деятельность депутатов — штука достаточно очевидная, об этом не принято говорить вслух, но все прекрасно понимали, поэтому разрезать эту тему — означает поставить все-таки под сомнение легитимность существующего депутата, или демонстрировать очевидную пристрастность правоохранителей к отдельным депутатам.

— Если депутаты тоже все прекрасно понимают про некую коммерческую деятельность, согласятся они Гудкова лишить неприкосновенности, или все-таки не захотят?

— Депутаты, в общем, неохотно лишают неприкосновенности. Для них, опять же, важно, чтобы об этом просила прокуратура, а не Следственный комитет. Если политическая команда будет, то, наверное, лишат. Но тема не очень удачная: принято делать вид, что депутаты не занимаются коммерцией, поэтому эта тема для депутата Госдумы в целом некомфортна. И на легитимности Госдумы отражается не очень хорошо.

— Насколько вероятно, что если его лишат неприкосновенности, Госдума все-таки согласится с запросом Генпрокуратуры? Каковы шансы именно уголовной ответственности для Геннадия Гудкова?

— По крайней мере, ей будут запугивать. Насколько далеко готова власть идти на таком давлении на оппозицию, мы пока не знаем. Естественные границы или настрой максимально жесткий, репрессивный. Другой вопрос, что дело, наверное, будет разворачиваться не за один день. И, наверное, задачей все-таки является не закрытие Гудкова, а его публичная нейтрализация.

— А не получится так, что Гудков в попытке как-то сопротивляться всему, начнет просто, грубо говоря, выдавать тех, кто тоже занимается коммерческой деятельностью среди его коллег?

— Даже если этим не займется Гудков, понятно, что это окажется в центре внимания Государственной думы. И здесь у власти возникает определенная ловушка. Вспомните, ситуацию с гордумой Касимова. Фактически создан прецедент того, что если очень хочется, любой парламент можно распускать. Почему бы при случае не говорить о роспуске Госдумы? Технические задачи, которые ставятся и которые, естественно, приоритетны, при всей ситуативности, иногда приводят к среднесрочным издержкам.

Может ли депутат муниципального собрания заниматься предпринимательской деятельностью?

Здравствуйте Николай

Вопрос регулируется Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Обратите особое внимание на п 7. ст 40.

—Может ли депутат муниципального собрания заниматься предпринимательской деятельностью?

Да может. При условии если он не осуществляет свои полномочия на постоянной основе. То есть не получает денег из бюджета муниципального образования.

На практике в представительном органе местного самоуправления таких депутатов 2-3. Это председатель и его замы.

Так что если Вас не избрали председателем — можете смело заниматься коммерцией.

Справочно ст 40 ФЗ №131

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. ! Не могут заниматься предпринимательством.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

!! Могут заниматься предпринимательством.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения абзаца третьего части 5 статьи 40 в отношении депутатов представительных органов муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, назначенных до официального опубликования настоящего Федерального закона, применяются по истечении срока полномочий, на который они были избраны в соответствии с уставами муниципальных образований (часть 7 статьи 84 данного документа).

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 — 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 — 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 446-ФЗ)

(часть пятая.1 введена Федеральным законом от 04.11.2007 N 253-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Положение абзаца первого части 6 статьи 40, предусматривающее запрет выборным должностным лицам местного самоуправления быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, которые являются депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранными до 13 мая 2002 года (часть 7 статьи 83 данного документа).

КонсультантПлюс: примечание.

Положения второго предложения абзаца первого части 6 статьи 40 не распространяются на депутата представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления, избранных на муниципальных выборах, назначенных до 1 февраля 2006 года (часть 7 статьи 83 данного документа).

6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы второй — третий утратили силу. — Федеральный закон от 15.02.2006 N 24-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Положения абзаца четвертого части 6 статьи 40 не распространяются на депутата представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления, избранных на муниципальных выборах, назначенных до 1 февраля 2006 года (часть 7 статьи 83 данного документа).

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2006 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

(часть 7.1 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

9.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

(часть девятая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)

10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.2. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов полномочия депутата представительного органа муниципального района, представительного органа городского округа с внутригородским делением прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района, главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района.

(часть 10.2 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

11. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, — не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

(часть 11 введена Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *