Договор аренды ж д тупика

Автор: | 04.05.2019

Некоторые аспекты правового регулирования договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (Бажина М.А.)

В настоящее время значительно увеличилось количество споров, связанных с договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. В связи с этим представляется целесообразным провести анализ судебной практики по данной категории споров и выявить наиболее часто встречающиеся основания возникновения конфликтных ситуаций между сторонами.
Прежде всего необходимо рассмотреть основные понятия, используемые в настоящей статье. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ РФ) под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Законодатель также определяет, кто является владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Этот вид железнодорожных путей может принадлежать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта (ст. 2 УЖТ РФ).
Рассмотрев основные понятия, следует выделить наиболее часто встречаемые основания возникновения споров, связанных с эксплуатацией железнодорожных путей необщего пользования.
1. Неправильная квалификация возникающих между сторонами правоотношений. В ряде случаев при использовании железнодорожных путей необщего пользования стороны ошибочно полагают, что в обязательном порядке должен быть заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. Однако не всегда требуется заключение именно данного договора.
Анализ норм ст. 55 УЖТ РФ и п. 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 <1> (далее — Правила эксплуатации), позволяет сделать вывод о том, что договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должен быть заключен в обязательном порядке между перевозчиком, с одной стороны, и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, с другой стороны. При этом действующее законодательство не содержит подобного императивного указания для отношений, возникающих между владельцем железнодорожного пути необщего пользования и иным контрагентом, не являющимся перевозчиком. Подобный вывод содержится в судебной практике. Например, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2016 по делу N А12-36490/2015 изложено дело, где открытое акционерное общество «Биотех» (далее — ответчик, ОАО «Биотех») предоставило обществу с ограниченной ответственностью «Волгопром» (далее — истец, ООО «Волгопром») во временное владение участок железнодорожного пути необщего пользования для эксплуатации производственно-складской базы, принадлежащей истцу. В связи с этим стороны заключили договор аренды. ООО «Волгопром» полагало, что заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования между контрагентом (грузополучателем) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования в силу ст. 60 УЖТ РФ является обязательным, при условии соответствия проекта договора требованиям, предъявляемым к договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. ОАО «Биотех» не подписало проект договора. Истец, полагая, что такое уклонение контрагента противоречит действующему законодательству, обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к ОАО «Биотех» об обязании ответчика в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования на условиях, изложенных в проекте договора. Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что закон не содержит норм о том, что заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования между владельцем пути и контрагентом является обязательным, так как ни истец, ни ответчик перевозчиками не являлись и услуг по перевозке друг другу не оказывали. В связи с этим отношения, возникшие между сторонами, по своей правовой природе относятся к договору аренды железнодорожного пути необщего пользования. При этом суд обратил внимание, что в соответствии со ст. 421 ГК РФ заключение такого договора не является обязательным для сторон и подчиняется принципу свободы договора.
———————————
<1> РГ от 20.06.2003 N 119/2.
Таким образом, не все отношения, возникающие между сторонами по поводу эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
2. Стороны не согласовали все существенные условия договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, т.е. по условиям о предмете договора, условиям, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также по всем тем условиям, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования отличается от иных гражданско-правовых договоров тем, что в договоре должна учитываться технология функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технология функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (п. 2.3 Правил эксплуатации).
Согласно п. 1.7 Правил эксплуатации каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения, где указываются характеристика путевого развития, весовая норма и длина состава поезда, допускаемая к обращению, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.9 Правил эксплуатации, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемых при поездной и маневровой работе и другие обустройства и механизмы.
Таким образом, до заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования владелец таких путей должен оформить все вышеперечисленные документы на данный железнодорожный путь необщего пользования. При этом договор должен соответствовать данным документам. В противном случае существенные условия договора будут считаться несогласованными. Подобные выводы содержатся в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2015 по делу N А56-60980/2014.
3. Отсутствие договорных отношений между сторонами может повлечь за собой возникновение судебного разбирательства. Так, ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Акционерная компания «Домостроитель» <2>, в котором просило обязать ответчика устранить нарушение права, не связанного с лишением владения, путем запрета препятствовать владению и пользованию железнодорожными путями необщего пользования истца. Исходя из материалов дела, ответчик установил на участке ходового железнодорожного пути своего предприятия шлагбаум, закрытый на замок. Истец полагал, что ответчик, установив на своем участке ходового железнодорожного пути шлагбаум, закрытый на замок, заблаговременно предусмотрел по своему усмотрению чинить препятствия в пользовании истцом своей собственностью: тремя железнодорожными путями, примыкающими к участку ходового пути ответчика, и земельными участками. Истец исходил из того, что в результате неправомерных действий ответчика он был лишен полноценной возможности производить подачу и уборку вагонов обслуживаемых истцом предприятий.
———————————
<2> Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 по делу N А49-10652/2015.
Кроме того, истец указал, что УФАС установлен факт доминирующего положения ответчика в границах принадлежащего ему железнодорожного пути. В связи с чем, по мнению истца, в действиях ответчика усматривается злоупотребление правом. Ответчик, в свою очередь, пояснил, что после установки шлагбаума движение по железнодорожным путям ответчика осуществлялось после его предварительного уведомления. Шлагбаум был им установлен после того, как, несмотря на направленное истцу уведомление о приостановлении движения на участке ответчика в целях проведения ремонтных работ, истец продолжил эксплуатацию опасного участка пути без каких-либо уведомлений и разрешений собственника пути.
В иске ОАО «Волжско-Уральская транспортная компания» было отказано. Свою позицию суд мотивировал тем, что истец не представил какого-либо соглашения между ним и ответчиком. Тем самым права истца не были нарушены. Кроме того, в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. При этом риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник (ст. 211 ГК РФ). Следовательно, ОАО «Акционерная компания «Домостроитель» не только имело право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, но и обязано было устранить все неисправности на принадлежащем ему железнодорожном полотне.
Таким образом, для предъявления претензий в отношении ограничения эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования необходимо, чтобы между сторонами сложились соответствующие отношения. Отсутствие договорных отношений между сторонами в данном случае лишает стороны возможности получить защиту своих прав и интересов через суд.
Рассмотрев некоторые основания возникновения споров между сторонами по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, данные правоотношения представляются комплексными. При заключении договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования необходимо учитывать не только юридические аспекты, но и технические условия эксплуатации такого рода путей.

Договор пользования подъездным путем №

ДОГОВОР ПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДЪЕЗДНЫМ ПУТЕМ № ___________

г. Магнитогорск

, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице, действующего на основании устава, с одной стороны, и «, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», , действующего на основании Устава и Приказа Росавиации № 47/т от 01.01.2001 г, с другой стороны, вместе именуемые Стороны и каждая в отдельности — Сторона, заключили настоящий договор (далее — Договор) о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель за вознаграждение разрешает Заказчику использовать свой подъездной путь для подачи и уборки вагонов с топливом для реактивных двигателей ТС-1, поступающих на Прирельсовый склад ГСМ Исполнителя, для дальнейшего хранения, перевозки и обеспечения заправки воздушных судов.

1.2. Заказчик использует фактическую длину пути Исполнителя от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 8 до тупика. Развернутая длин железнодорожного подъездного пути Исполнителя, по которому осуществляется поставка и уборка вагонов Заказчика составляет 850 м.

1.3. Движение поездов по железнодорожному подъездному пути Исполнителя производится с соблюдением правил технической эксплуатации железных дорог РФ, инструкцией о движении поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах, инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном подъездном пути.

1.4. Подача и уборка вагонов на железнодорожный подъездной путь производится на условиях договора, заключенного между Заказчиком и .

1.5. Исполнитель обладает необходимыми разрешениями, лицензиями и сертификатами для оказания услуг по Договору, кроме случаев, когда для оказания услуг привлекаются третьи лица, обладающие необходимыми разрешениями, лицензиями и сертификатами. Исполнитель вправе оказывать услуги по Договору как самостоятельно, так и путем привлечения третьих лиц.

2. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

2.1. Документы, оформляемые Сторонами во исполнение обязательств по настоящему Договору:

2.1.1. ежемесячно:

2.1.1.1. Акт оказанных услуг — составляется Исполнителем в последний день месяца оказания услуг и в течение 3-х дней направляется для подписания Заказчику. При не подписании Заказчиком акта в течение 10 дней со дня его получения указанный акт считается безусловно принятым Заказчиком при отсутствии представленного Исполнителю в указанный срок мотивированного возражения с его стороны;

2.1.1.2. Акт сверки взаиморасчетов за каждый месяц оказания услуг — составляется Исполнителем и подписывается Сторонами не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг.

3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Заказчик обязуется:

3.1.1. Производить оплату услуг по Договору в размерах и сроки, установленные Договором.

3.1.2. Предоставить Исполнителю информацию о каналах экстренной связи.

3.1.3. Назначить представителей, уполномоченных на участие в подписание актов и иных документов, связанных с исполнением Договора.

3.1.4. Заключить договор с на подачу и уборку вагонов.

3.1.5. Выполнять иные, предусмотренные Договором обязанности.

3.2. Исполнитель обязуется:

3.2.1. Заключить договор о текущем содержании своего подъездного пути

3.2.2. Информировать Заказчика об изменении номеров телефонов/факсов и адресов электронной связи Исполнителя, используемых для связи с Заказчиком.

3.2.3. Выполнять иные, предусмотренные Договором обязанности.

4. СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

4.1. Цена на услуги за использование подъездного пути устанавливается Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области».

4.2. Исполнитель имеет право в одностороннем порядке, без согласования с Заказчиком изменять цену на услуги за использование подъездного пути, уведомляя Заказчика посредством факсимильной связи о таком изменении. Цена на услуги за использование подъездного пути считается измененной без подписания дополнительного Протокола согласования цены с даты получения Заказчиком уведомления Исполнителя об этом.

4.3. В случае изменения цены на услуги за использование подъездного пути Исполнитель уведомляет об этом Заказчика или электронной почты не менее чем за 5 дней до ввода новых цен в действие.

4.4. Стоимость услуг за использование подъездного пути устанавливается на одну ж. д. цистерну.

4.5. Заказчик не позднее 3 (трёх) дней с момента выставления счёта оплачивает Исполнителю услуги в размере 100% общей стоимости услуг, рассчитанной исходя из Заявки на заправку ВС. Окончательный расчет осуществляется Заказчиком на основании Акта оказанных услуг использование подъездного пути – не позднее 5 (пяти) банковских дней с момента выставления счетов-фактур за оказанные Исполнителем услуги.

4.6. Расчеты по Договору осуществляются 100% предоплатой путем безналичного перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

4.7. Оплата Заказчиком аванса не рассматривается Сторонами как предоставление Исполнителю коммерческого кредита.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Договором, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями Договора.

5.2. Исполнитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор, предварительно письменно уведомив Заказчика за 5 дней, в случае нарушения Заказчиком условий Договора, предусмотренных пунктами 3.1, 4.1, 5.5 Договора.

5.3. Взыскание любых неустоек, штрафов, пеней, процентов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и/или Договором, за нарушение любого обязательства, вытекающего из Договора, не освобождает Стороны от исполнения такого обязательства.

5.4. Указанные в настоящем разделе штрафные санкции считаются начисленными с момента направления стороной претензии контрагенту.

5.5. Сторона обязана представить Исполнителю мотивированный отказ в удовлетворении претензии другой стороны или исполнить заявленное требование в течение 10 рабочих дней с момента получения претензии.

6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

6.1. Ни одна из Сторон не несет ответственность за полное или частичное невыполнение своих обязательств по данному Договору, если оно явилось следствием обязательств непреодолимой силы (форс-мажор), возникших после заключения Договора. Обстоятельствами непреодолимой силы Стороны договорились считать: наводнение, пожар, землетрясение и другие стихийные бедствия, а также войну, военные действия, акты или действия властей, другие обстоятельства, независящие от воли Сторон, и существенно влияющие на выполнение Сторонами своих обязательств по Договору.

6.2. Факт возникновения обстоятельств, указанных в п. 7.1 Договора, должен быть подтвержден актом Торгово-Промышленной палаты РФ.

6.3. Если обстоятельство носит временный характер, освобождение от ответственности имеет силу на период действия таких обстоятельств и их последствий.

6.4. Сторона, для которой создалась невозможность надлежащего исполнения обязательства, обязана в течение 3 (трех) дней известить другую Сторону о наступлении, предполагаемом сроке действия и прекращении вышеуказанных обстоятельств, и несет риск убытков, ставших следствием не извещения или несвоевременности таких извещений.

6.5. Если невозможность надлежащего исполнения обязательств будет существовать свыше трех месяцев, Стороны могут в одностороннем порядке расторгнуть Договор без обязанности по возмещению возникших вследствие этого убытков, предварительно уведомив в письменной форме другую Сторону о расторжении договора.

7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ

7.1. Стороны будут стремиться решить все спорные вопросы путем переговоров.

7.2. Претензия рассматривается (полностью или частично удовлетворяется или отклоняется) в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения. В ответе на претензию указывается признание или непризнание требования, содержащегося в претензии.

7.3. Все споры, разногласия или требования, возникающие из Договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Арбитражном суде Челябинской области.

8. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

8.1. Стороны обязуются не передавать третьим лицам информацию, ставшую им известной в ходе исполнения обязательств по Договору, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. В случае предоставления информации и документов по Договору органам государственной власти, иным органам или организациям на основании законных требований, другая Сторона должна быть немедленно уведомлена передающей Стороной о характере и объеме предоставляемой информации.

8.2. К конфиденциальной информации, неподлежащей разглашению, относится устная или письменная информация, составляющая коммерческую тайну Сторон, в том числе и на электронных носителях, в подлинниках и копиях, включая все данные, показатели, планы, программы, иные сведения, документы и материалы, ставшие известными в связи с оказанием услуг в части, не противоречащей российскому законодательству.

8.3. Стороны примут необходимые меры для предотвращения разглашения информации и/или ознакомления с документацией третьих лиц без согласия на то каждой Стороны. С документами, переданными в ходе выполнения настоящего договора, могут знакомиться только полномочные представители Сторон.

8.4. Ограничения относительно разглашения информации не относятся к общедоступной информации или информации, ставшей таковой не по вине Сторон, а также информации, ставшей известной из иных источников до или после ее получения от другой Стороны.

9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

9.1. Договор вступает в силу со дня подписания Договора Сторонами. Договор действует до ___________________ г.

9.2. Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке каждой из Сторон путем письменного уведомления о расторжении Договора, направленного другой стороне за 30 (тридцать) календарных дней.

9.3. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности или их часть по Договору третьему лицу/третьим лицам без письменного согласия на то другой Стороны.

9.4. Недействительность одного или нескольких условий (частей) Договора не влечет за собой недействительность его остальных условий (частей).

9.5. Все изменения, приложения и дополнения к Договору действительны в случае, если они совершены в письменном виде и подписаны полномочными представителями Сторон. Все изменения, дополнения и приложения к Договору являются его неотъемлемой частью.

9.6. Стороны договорились считать документы, подписанные Сторонами и переданные по факсимильной связи (позволяющей достоверно установить, что документ исходит от Стороны по Договору), имеющими юридическую силу, равную силе документа, подписанного оригинальными подписями, при условии последующей передачи оригиналов документов в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента отправки указанных документов по факсимильной связи.

Стороны обязаны письменно уведомлять друг друга об изменении почтовых, контактных или платежных реквизитов. Действия, совершённые по старым адресам и счетам до получения уведомлений об их изменении, считаются исполненными.

11.7. Договор считается подписанным сторонами только при наличии на каждом листе печати и подписи уполномоченного лица Исполнителя.

9.8. Договор составлен и подписан на русском языке на 4 (четырех) листах без учета Приложений к Договору, в двух идентичных, подлинных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу – по одному для каждой из Сторон. Все приложения к Договору являются его неотъемлемой частью, если подписаны уполномоченными представителями обеих Сторон.

10. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

12.1. ЗАКАЗЧИК

12.2. ИСПОЛНИТЕЛЬ

«

Юридический адрес: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д.141

Фактический адрес:г. Магнитогорск, аэропорт.

Тел.: (35, факс:(35

Банковские реквизиты:

Р/сч в отделении N8597 Сбербанка России г. Челябинска

К/сч

Адрес электронной почты: *****@***ru

АФТН: УСЦ МАПБФ

УСЦМАПДУ

ИО директора

м. п.

Порядок подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования

(введен Приказом Минтранса РФ от 15.02.2008 N 28, в ред. Приказа Минтранса РФ от 04.05.2009 N 72)

1. Подача (выход) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования:

1) подача локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования осуществляется при условии выполнения процедуры проверки технической готовности локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава (далее — допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава) и проверки готовности локомотивной бригады (машиниста и помощника машиниста локомотива и моторвагонного подвижного состава) к предстоящей работе (далее — допуск локомотивной бригады к предстоящей работе) в соответствии с подпунктами 5 и 6 пункта 1 настоящего Порядка.

Допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и допуск локомотивной бригады к предстоящей работе осуществляется перед каждой подачей (выходом) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования, за исключением последующих подач (выходов) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования в течение одной рабочей смены (поездки) локомотивной бригады в пределах одной железнодорожной станции;

2) допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и допуск локомотивной бригады к предстоящей работе осуществляется следующими работниками организации — владельца инфраструктуры:

  • дежурным по локомотивному депо при подаче (выходе) локомотивов, моторвагонного подвижного состава с путей необщего пользования локомотивного депо;
  • дежурным по железнодорожной станции железнодорожного транспорта общего пользования или иным лицом, уполномоченным владельцем инфраструктуры, в остальных случаях подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования;

3) подтверждением допуска или отказа в допуске локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и (или) допуске локомотивной бригады к предстоящей работе на путях общего пользования является отметка в маршруте машиниста.

В случае отказа в допуске локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и (или) допуске локомотивной бригады к предстоящей работе в маршруте машиниста указываются мотивированные причины отказа;

4) порядок учета сведений о допуске или отказе в допуске локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и (или) допуске локомотивной бригады к предстоящей работе устанавливается владельцем инфраструктуры;

5) допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава по техническому состоянию (подтверждение технической готовности), в том числе подтверждение наличия и исправности приборов безопасности, радиосвязи, иного оборудования, осуществляется путем проверки наличия акта технического состояния локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, составленного по форме (приложение N 1 к настоящему Порядку).

Акт технического состояния локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава составляется владельцем локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава не реже одного раза в месяц для локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, допускающегося к следованию в поездах по железнодорожным путям общего пользования, и не реже одного раза в шесть месяцев — для локомотивов, выходящих с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования железнодорожных станций и с железнодорожных путей общего пользования железнодорожных станций на железнодорожные пути необщего пользования вне зависимости от принадлежности.

Акт заверяется подписью уполномоченного лица и печатью предприятия владельца локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и ремонтного предприятия, производящего техническое обслуживание или ремонт локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, принадлежащего владельцу инфраструктуры общего пользования или предприятия вне зависимости от принадлежности, прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов моторвагонного подвижного состава в соответствующей системе сертификации на железнодорожном транспорте.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 04.05.2009 N 72)

Акт технического состояния локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, бортовой журнал (приложение N 2 к настоящему Порядку) должны находиться на локомотиве, моторвагонном железнодорожном подвижном составе, предъявляемом к подаче (выходу) на железнодорожные пути общего пользования;

6) возможность допуска локомотивной бригады к предстоящей работе устанавливается работниками владельца инфраструктуры, указанными в подпункте 2 пункта 1 настоящего Порядка, путем проверки наличия надлежащим образом оформленных следующих документов:

  • свидетельства на право машиниста управления локомотивом данного типа;
  • удостоверения на право эксплуатации электроустановок с соответствующей группой допуска;
  • служебного формуляра с заключением машиниста-инструктора локомотивных бригад владельца инфраструктуры или машиниста-инструктора локомотивных бригад владельца локомотива, моторвагонного подвижного состава о допуске к самостоятельной работе машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава на конкретной станции примыкания или участке обслуживания со сведениями о проведении контрольно-инструкторских поездок;
  • технического формуляра;
  • маршрута машиниста с отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра.

Форма и порядок заполнения служебного формуляра, технического формуляра и маршрута машиниста, а также порядок проведения контрольно-инструкторских поездок устанавливаются владельцем инфраструктуры одинаковыми для всех локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, локомотивных бригад независимо от их принадлежности.

Владелец локомотива (локомотивов), моторвагонного железнодорожного подвижного состава обеспечивает заблаговременную передачу владельцу инфраструктуры именных, заверенных печатью предприятия списков машинистов локомотивов и моторвагонного железнодорожного подвижного состава с указанием участков, железнодорожных станций, на которых разрешена их работа, и даты сдачи ими периодических испытаний в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 настоящего Порядка. Сведения об изменениях указанных списков должны предоставляться при всех изменениях штатов локомотивных бригад или изменениях участков, железнодорожных станций, на которых разрешена работа указанных лиц.

При допуске локомотивной бригады к предстоящей работе на участок, железнодорожную станцию работники владельца инфраструктуры, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящего Порядка, обязаны сверить данные документов машиниста, предоставляемые в соответствии с настоящим пунктом, с информацией, представленной в именном списке машинистов;

7) владельцем инфраструктуры устанавливается порядок предоставления информации заинтересованным лицам о всех изменениях, вносимых в нормативно-техническую документацию, на основании которой организуется движение поездов и подача локомотивов моторвагонного подвижного состава на путях общего и/или необщего пользования, конкретных железнодорожных станциях, участках;

8) сведения о режиме вождения поезда (режимные карты), выписки из техническо-распорядительных актов железнодорожных станций, выписки из приказов владельца инфраструктуры о допустимых скоростях движения, об установленных весах и длине поездов, действий в нестандартных ситуациях и других местных инструкций владельца инфраструктуры общего пользования или владельца железнодорожных путей необщего пользования вносятся уполномоченным лицом владельца локомотива (локомотивов), моторвагонного железнодорожного подвижного состава в технический формуляр.

Уполномоченное лицо владельца локомотива (локомотивов), моторвагонного железнодорожного подвижного состава обязано также отражать в техническом формуляре изменения, вносимые в нормативно-техническую документацию, на основании которой организуется движение поездов и подача локомотивов моторвагонного железнодорожного подвижного состава на путях общего и/или необщего пользования, конкретных железнодорожных станциях, участках;

9) владелец локомотива (локомотивов), моторвагонного железнодорожного подвижного состава обязан инструктировать локомотивные бригады перед началом работы о всех изменениях, вносимых в нормативно-техническую документацию, на основании которой организуется движение поездов и подача локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на путях общего и необщего пользования, конкретных железнодорожных станциях, участках;

10) владелец локомотива (локомотивов), моторвагонного железнодорожного подвижного состава по запросу владельца инфраструктуры общего пользования обязан предоставлять копии маршрутов машиниста, информацию о произведенной по участкам тонно-километровой работе на путях общего пользования, а также замечаниях о работе технических средств владельца инфраструктуры и иные документы, необходимые для проведения служебного расследования транспортных происшествий;

11) после проведения процедуры допуска локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и допуска локомотивной бригады к предстоящей работе осуществляется подача (выход) локомотивов, моторвагонного подвижного состава на пути общего пользования, о чем работники владельца инфраструктуры вносят соответствующую информацию в информационные системы владельца инфраструктуры.

2. Порядок подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования:

1) особенности подачи (выход) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования устанавливаются в договорах, заключаемых с владельцем пути необщего пользования;

2) при подаче (выходе) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на пути необщего пользования техническое состояние локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и готовность локомотивной бригады к предстоящей работе на путях необщего пользования проверяется в порядке, устанавливаемом владельцем пути необщего пользования. При этом требования данного порядка не должны превышать требования, установленные пунктами 1 и 3 настоящего Порядка;

3) порядок проверки технического состояния локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и готовности локомотивной бригады к работе на пути необщего пользования представляется владельцем пути необщего пользования владельцу инфраструктуры (на железнодорожную станцию примыкания железнодорожного пути необщего пользования), а также всем другим заинтересованным лицам.

3. При подаче (выходе) на железнодорожные пути общего пользования локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава должны соблюдаться следующие условия:

1) локомотивы, моторвагонный железнодорожный подвижной состав по конструкции, сроку службы, проведению плановых видов ремонта и техническому состоянию должны удовлетворять требованиям, установленным нормативными правовыми и нормативно-техническими актами в области железнодорожного транспорта национальными стандартами, техническими условиями завода-изготовителя;

2) локомотивы, моторвагонный железнодорожный подвижной состав должны быть зарегистрированы и иметь номер, присвоенный в установленном порядке (Приказ Минтранса России от 14 ноября 2005 г. N 137 «Об организации работы по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, контейнеров, эксплуатируемых на путях общего пользования» (зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2005 г., регистрационный N 7244)) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 51, 2005 год), и с 1 января 2009 г. оснащены устройством идентификации бортового номера;

3) локомотивы, моторвагонный железнодорожный подвижной состав должны быть оборудованы в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), утвержденными Приказом Министерства путей сообщения от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 (по заключению Минюста России от 18 августа 2000 г. N 7043-ЮД в государственной регистрации не нуждаются), а также:

  • радиосвязью, работающей в одном частотном диапазоне с владельцем инфраструктуры;
  • автоматической локомотивной сигнализацией или другими устройствами безопасности, используемыми для соответствующего участка железнодорожных путей общего пользования владельцем инфраструктуры;
  • системой пожарной сигнализации и средствами пожаротушения по типу, количеству и нормам, установленным заводом-изготовителем;

4) при соблюдении вышеуказанных требований курсирование локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава по железнодорожным путям общего и необщего пользования осуществляется без ограничений по полигону курсирования, а также без иных ограничений, за исключением случаев, при которых такие ограничения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации;

5) локомотивная бригада локомотива, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, предъявляемого к подаче на железнодорожные пути общего и необщего пользования, как правило, состоит из двух человек: машинист и помощник машиниста. При этом в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми, нормативно-техническими актами, действующими на железнодорожном транспорте, допускается обслуживание локомотива, моторвагонного железнодорожного подвижного состава одним машинистом;

6) машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного железнодорожного подвижного состава должны:

  • пройти профессиональное обучение в учебных учреждениях, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности;
  • пройти профессиональный отбор в соответствии с Приказом МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц «О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава» (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 1997 г., регистрационный N 1428) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 1, 1998 год);
  • выдержать испытания и в последующем периодически проходить проверку знаний в соответствии с Приказом МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2001 г., регистрационный N 2545) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 8, 2001 год) и Приказом МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц «О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава».

Машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного железнодорожного подвижного состава, предъявляемого к подаче (выходу) на железнодорожные пути необщего пользования, должен знать местные инструкции и другие нормативно-технические акты владельца железнодорожных путей необщего пользования, на основании которых организуется движение поездов и подача локомотивов на железнодорожный путь необщего пользования;

7) машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного подвижного состава должен проходить медицинские осмотры в соответствии с Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 1999 г., регистрационный N 1759) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 18-19, 1999 год), Инструкцией МПС России от 1 сентября 1998 г. N ЦУВС-552 «О порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад» (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2006 г., регистрационный N 1541) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 15, 1998 год);

8) машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного подвижного состава при управлении локомотивом и моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования обязаны выполнять указания и приказы дежурного по станции, поездного диспетчера, руководителя маневров, маневрового диспетчера владельца инфраструктуры в порядке, предусмотренном нормативно-техническими актами, действующими на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Машинист и помощник машиниста локомотива и моторвагонного железнодорожного подвижного состава при управлении локомотивом и моторвагонным железнодорожным подвижным составом на железнодорожных путях необщего пользования обязаны выполнять указания и приказы дежурного по станции, руководителя маневров, маневрового диспетчера или иного уполномоченного лица владельца железнодорожных путей необщего пользования в порядке, действующем на железнодорожных путях необщего пользования.

4. Запрещается эксплуатация на путях общего пользования локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, локомотивных бригад в случаях:

  • несоблюдения требований настоящего Порядка;
  • работы локомотива, моторвагонного железнодорожного подвижного состава под управлением помощника машиниста локомотива, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, за исключением случаев его стажировки, оформленной в установленном порядке;
  • под управлением локомотивных бригад, работающих с нарушением норм, установленных Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов» (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2004 г., регистрационный N 5819) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 24, 2004 год).

Приложение 1. Акт технического состояния локомотива, моторвагонного подвижного состава

Приложение 2. Бортовой журнал локомотива и моторвагонного подвижного состава

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *