Договор пожертвования в бухгалтерском учете

Автор: | 02.05.2019

Содержание

Договор пожертвования неденежного имущества

ДОГОВОР N __ пожертвования неденежного имущества

г. ___________ «___»___________ ____ г.

___________________, именуем__ в дальнейшем «Жертвователь», в лице _______________, действующ___ на основании _____________________, с одной стороны, и ____________________, именуем___ в дальнейшем «Одаряемый», в лице _________________________, действующ___ на основании _________________________, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. В соответствии с настоящим Договором Жертвователь обязуется безвозмездно передать Одаряемому принадлежащее ему на праве собственности на основании ______________________________________________________ имущество — _________________________________________ (далее — имущество) в собственность и на цели, указанные в настоящем Договоре.

1.2. Жертвователь передает Одаряемому имущество, указанное в п. 1.1 настоящего Договора, для использования в следующих целях: ________________________________________

1.3. Жертвователь передает Одаряемому имущество единовременно и в полном объеме в течение ___ (_________) _____________ (рабочих/календарных) дней с момента подписания настоящего Договора.

1.4. Одаряемый обязуется вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

1.5. Изменение назначения использования переданного имущества, указанного в п. 1.2 настоящего Договора, допускается с письменного согласия Жертвователя, если обстоятельства изменились таким образом, что становится невозможным использовать его по первоначальному назначению.

1.6. Пожертвование может быть отменено Жертвователем в случае невыполнения Одаряемым условий настоящего Договора.

1.7. По усмотрению обеих Сторон факт передачи имущества по настоящему договору оформляется путем составлением акта приема-передачи.

1.8. Моментом передачи является день подписания акта приема-передачи Одаряемым.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Одаряемый вправе в любое время до передачи ему имущества по настоящему Договору отказаться от его получения. В этом случае настоящий Договор считается расторгнутым. Отказ от получения имущества по настоящему Договору должен быть совершен в письменной форме.

2.2. Одаряемый обязан использовать переданные ему денежные средства исключительно по назначению, определенному в п. 1.2 настоящего Договора.

2.3. Одаряемый обязан по требованию Жертвователя предоставлять последнему всю необходимую информацию о целевом использовании денежных средств, переданных по настоящему Договору, в виде отчета в произвольной форме.

2.4. Жертвователь вправе проверять целевое использование денежных средств, переданных Одаряемому по настоящему договору.

2.5. Стороны обязаны надлежащим образом исполнить свои обязательства по настоящему Договору.

3. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

3.1. Условия настоящего Договора и дополнительных соглашений к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.

4. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

4.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.

4.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного выполнения Сторонами всех принятых на себя обязательств в соответствии с условиями Договора.

6. ФОРС-МАЖОР

6.1. Обстоятельства форс-мажорного характера (непредвиденные обстоятельства непреодолимой силы), за которые Стороны не являются ответственными (стихийные бедствия, забастовки, войны, принятие государственными органами законов и подзаконных актов, препятствующих исполнению Договора, и другое), освобождают Сторону, не выполнившую своих обязательств в связи с наступлением указанных обстоятельств, от ответственности за такое невыполнение на срок действия этих обстоятельств.

Если эти обстоятельства будут длиться более ________, каждая из Сторон будет иметь право отказаться от исполнения обязательств по настоящему Договору. Факт наступления для одной из Сторон указанных обстоятельств должен быть подтвержден документами уполномоченных органов.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

7.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме, скреплены печатями и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

7.3. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Жертвователя, другой — у Одаряемого.

8. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Жертвователь: _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Одаряемый: ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

9. ПОДПИСИ СТОРОН

Жертвователь: __________________ ______________/________________/ (подпись) (Ф.И.О.) М.П. Одаряемый: ____________________ ______________/________________/ (подпись) (Ф.И.О.) М.П.

Право на получение пожертвований

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц, в том числе иностранных (п. 8 ст. 41 Закона «Об образовании»).

В Разрешении на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства для бюджетных учреждений в качестве одного из источников формирования внебюджетных средств указаны добровольные имущественные взносы и пожертвования.

Согласно п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ, пожертвованием является дарение вещи или права в общеполезных целях.

Образовательное учреждение вправе использовать полученные пожертвования на функционирование и развитие учреждения, осуществление образовательного процесса, в том числе на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ, организацию досуга и отдыха детей, различные виды доплат работникам учреждения и другие нужды.

Тем не менее существенным условием благотворительной помощи являются цели, на которые направляются пожертвования. Это важно как для передающей стороны, так и для получателя средств. От этого зависит налогообложение безвозмездной помощи, ведь Налоговый кодекс РФ четко оговаривает, какие из поступлений не облагаются налогом на прибыль.

Нужен ли договор?

Законодательство не требует обязательного заключения договора при получении любого пожертвования. Гражданский кодекс называет такие сделки односторонними и не обязывает оформлять их в письменном виде. Ведь чтобы сделать пожертвование, не нужно согласие получателя (п. 2 ст. 582 Гражданского кодекса РФ).

Тем не менее договор пожертвования — разновидность договора дарения. А согласно ст. 574 Гражданского кодекса РФ, договор дарения движимого имущества должен быть письменным в двух случаях:

  • даритель — юридическое лицо, и стоимость дара превышает 5 МРОТ;
  • договор содержит обещание дарения в будущем.

А договор о пожертвовании недвижимости еще и подлежит государственной регистрации.

Кроме того, передача пожертвования без оформления договора, а только на основании какого-либо письма или вообще без документов чревата налоговыми последствиями. Например, без договора будет очень трудно доказать, что поступившее от родителей имущество не является родительской платой за обучение, а подарок от предприятия — не спонсорский взнос <*>.

<*> Как учитывать спонсорские взносы, читайте в журнале «Учет в сфере образования» 2005, N 1, с. 30.

В договоре обязательно должны быть указаны безвозмездность (бескорыстность) передачи имущества и права сторон, а также общественно полезные цели, на которые должно быть направлено пожертвованное имущество. Даритель имеет право оговаривать в договоре использование имущества по конкретному назначению. Если такой оговорки нет, то учреждение образования может использовать полученное имущество в своих уставных целях, ведь такая деятельность учебных заведений является общественно полезной по определению.

Примечание. Какое пожертвование считать благотворительным

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень целей благотворительной деятельности. Одна из них — содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, просвещения, духовному развитию личности.

Оценка неденежного имущества

И бюджетные, и негосударственные учреждения образования принимают основные средства к учету по их первоначальной стоимости. Под первоначальной стоимостью ОС, полученных по договору пожертвования, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в пригодное для использования состояние. В налоговом учете расходы по доставке объектов ОС тоже относят на увеличение их первоначальной стоимости.

Поэтому лучше указывать стоимость передаваемого имущества в договоре. К тому же п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ определяет, что для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока в судебном порядке не доказано обратное, считается, что именно эта цена соответствует рыночной.

Примечание. Текущая рыночная стоимость

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к бухгалтерскому учету. Эта сумма должна быть подтверждена документами или экспертами (оценщиками), что существенно осложняет ее определение и вызывает множество споров.

Налог на прибыль

Имущество, безвозмездно полученное образовательными учреждениями фактически любой формы собственности, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, не учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 22 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Но только при условии, что оно направлено на ведение уставной деятельности. То есть мы опять приходим к необходимости указания целей использования пожертвования в договоре, так как без этого льготу по налогу на прибыль будет применить трудно.

Принимая пожертвование, имеющее определенное назначение, образовательная организация должна вести обособленный учет операций, связанных с его использованием. Если обстоятельства изменились и имущество не может быть использовано в соответствии с условиями жертвователя, то применять его по другому назначению можно только с согласия дарителя. Когда получить это согласие невозможно, использовать пожертвование по новому назначению можно только по решению суда. Если эти требования не исполнены, то жертвование переквалифицируется в дарение и его стоимость участвует в формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Пример. ЗАО «Мебельный мир» пожертвовало НОУ «Школа информатики» офисную мебель стоимостью 100 000 руб. (без НДС) с условием, что ею будет оборудован компьютерный класс для учеников школы. Но денег на новый класс у школы не хватило, и мебель была установлена в помещении, где проводились дополнительные платные занятия по информатике. К сожалению, получить согласие на такое использование пожертвования от ЗАО не удалось. А значит, на стоимость мебели придется начислить налог на прибыль:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

  • 24 000 руб. (100 000 руб. х 24%) — начислен налог на прибыль.

Перечисляем добровольные пожертвования: бухгалтерский и налоговый учет

Компания «Гарант»

Как производится бухгалтерский и налоговый учет операций у организации (общая система налогообложения, применяется ПБУ 18/02), перечисляющей добровольные пожертвования?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, перечисленные в виде добровольных пожертвований суммы в бухгалтерском учете отражаются в составе прочих расходов. В налоговом учете такие расходы при определении налоговой базы не учитываются. При перечислении таких средств объекта обложения по НДС не возникает.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Пункт 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) предусматривает, что расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. К прочим расходам в силу п. 12 ПБУ 10/99 относится, в том числе, перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью. Учитываются прочие расходы в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы». Признаются такие расходы в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99).

При формировании бухгалтерских проводок следует также учитывать, что указанные расходы не учитываются в целях налогообложения. Поэтому в таком случае следует воспользоваться нормами ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02). Так, п. 4 ПБУ 18/02 определяет, что под постоянными разницами понимаются, в частности, расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

В свою очередь, п. 7 ПБУ 18/02 указывает, что под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Постоянное налоговое обязательство признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница, и равняется произведению постоянной разницы и ставки налога на прибыль.

Учитывая изложенное, полагаем, что перечисление организацией добровольных пожертвований в фонды отражается следующим образом:

Дебет 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 76 — сумма пожертвований признана в составе прочих расходов;

Дебет 76 Кредит 51 — перечислена сумма пожертвований;

Дебет 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство» Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль» — отражено постоянное налоговое обязательство (сумма пожертвования х ставку налога на прибыль).

НДС

В целях исчисления НДС объект обложения данным налогом определяется на основании ст. 146 НК РФ.

Подпункт 1 п. 2 ст. 146 НК РФ устанавливает, что не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

В свою очередь, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией осуществление операций, связанных с обращением российской валюты. Учитывая, что в рассматриваемом случае Вашей организацией избирательному фонду были перечислены денежные средства, то, следовательно, объекта налогообложения не возникает.

При определении налоговой базы не учитываются, в том числе, расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг и т.п.) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ). Следовательно, сумма добровольных пожертвований в избирательный фонд в целях налогообложения прибыли организацией, перечислившей указанные денежные средства, не учитывается.

Аналогичное мнение изложено также в письме Управления МНС по г. Москве от 25.02.2003 N 26-12/11786.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:

— Вопрос: Благотворительному фонду, который является организатором Новогодней елки для детей-сирот, был перечислен благотворительный платеж. Документально данная операция не оформлялась. Как учесть эту операцию в бухгалтерском учете благотворителя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2008 г.);

— Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете организации суммы денежных средств, перечисленные организацией на благотворительность (пожертвования церкви)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2007 г.);

— Вопрос: Уменьшает ли налог на прибыль добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд на специальный избирательный счет кандидата в депутаты? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2007 г.);

— Вопрос: Наше ООО осуществило спонсирование, благотворительную помощь. Какими проводками отразить в бухгалтерском учете данную операцию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2007 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
Компания «Гарант», г.Москва

В чем отличие дарения от пожертвования?

Безвозмездная передача имущества государственному (муниципальному) учреждению может быть оформлена договором дарения или пожертвования.

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом (ч. 1 ст. 572 ГК РФ).

Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением следующих случаев (ст. 574 ГК РФ):

  • дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 руб.;
  • договор содержит обещание дарения в будущем;
  • осуществляется дарение недвижимого имущества.

Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов (ч. 1 ст. 574 ГК РФ).

Необходимо отметить, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. (ст. 575 ГК РФ):

  • от имени малолетних граждан и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
  • работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
  • лицам, замещающим государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, государственным, муниципальным служащим, служащим ЦБ РФ в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей;
  • в отношениях между коммерческими организациями.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права (ч. 1 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (ч. 3 ст. 582 ГК РФ).

Таким образом, пожертвование является разновидностью дарения, при осуществлении которого должно быть четко определено назначение имущества. Заметим, что в случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением вследствие изменившихся обстоятельств становится невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя — по решению суда (ч. 4 ст. 582 ГК РФ). Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Все ли учреждения имеют право получать имущество по договору пожертвования?

Как мы уже отмечали, пожертвования могут делаться лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права. Кроме того, нужно учитывать следующее.

Бюджетные учреждения. В силу п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях <1> бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Основная деятельность бюджетного учреждения, то есть та, ради которой оно и было создано, осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, формируемого и утверждаемого учредителем учреждения.

<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Напомним, что учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения (ч. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Необходимо отметить, что в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и не являющихся таковыми видов деятельности), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. В разделе устава об имуществе и финансовом обеспечении учреждения должен быть прописан такой источник средств, как безвозмездные поступления от граждан и юридических лиц.

Напомним, что начиная с 01.01.2012 бюджетные учреждения, в отношении которых учредителем принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, вместо ранее составлявшейся бюджетной сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности будут обязаны составлять План финансово-хозяйственной деятельности (далее — План). Общие Требования к Плану установлены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Автономные учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно и было создано. В связи с этим учредителем автономного учреждения формируется и утверждается государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого автономное учреждение отказаться не вправе (ст. 4 Закона об автономных учреждениях <2>).

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме выполнения государственного (муниципального) задания и обязательств, автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при выполнении (оказании) однородных работ (услуг) условиях в порядке, установленном федеральными законами. Осуществление иных видов деятельности, помимо основных, возможно лишь в случаях, если это служит достижению целей, ради которых учреждение создано. Необходимо отметить, что исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение осуществляет в обязательном порядке, должен быть закреплен в уставе учреждения (ст. 7 Закона об автономных учреждениях). Таким образом, как и в случае с бюджетным учреждением, возможность получения имущества по договору пожертвования должна быть прописана в уставе автономного учреждения.

Казенные учреждения. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность на основании своих учредительных документов. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 5 ст. 41 БК РФ). Согласно ч. 7 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ) указанные выше положения применяются с 1 января 2012 г. После этой даты источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенными учреждениями, является соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ч. 20 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 35 БК РФ расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе целевых средств. При этом на основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства РФ при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ целевых средств сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов (Письмо Минфина России от 17.05.2011 N 02-03-09/2016 «О порядке осуществления казенными учреждениями расходов, соответствующих целям, на достижение которых физическими и юридическими лицами предоставляются добровольные взносы и пожертвования»).

Заметим, что указанные ограничения отсутствуют в случае получения в виде пожертвования не денежных средств, а нефинансовых активов.

Повлияет ли поступление имущества по договору пожертвования на налогооблагаемую прибыль?

Порядок налогообложения прибыли организаций, в том числе и государственных (муниципальных) учреждений, установлен гл. 25 НК РФ. Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признаются внереализационными доходами налогоплательщика и должны быть учтены при определении налогооблагаемой прибыли.

Оценка указанных доходов должна осуществляться исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже исчисляемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам).

Необходимо отметить, что информация о ценах должна быть подтверждена документально или путем проведения независимой оценки.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (в том числе в виде пожертвований, отвечающих требованиям, указанным в ст. 582 ГК РФ, в частности содержащих назначение использования имущества) от организаций и физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

Таким образом, если безвозмездное поступление имущества учреждению будет оформлено договором пожертвования, оно не будет учитываться в доходах учреждения и, соответственно, не окажет влияния на налогооблагаемую прибыль.

Обратите внимание! Налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). Порядок ведения раздельного учета необходимо прописать в учетной политике учреждения для целей налогообложения. В частности, в целях выполнения указанных требований учреждениями могут быть утверждены в учетной политике и использованы:

  • регистр учета поступлений целевых средств;
  • регистр учета использования целевых поступлений;
  • регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Формы указанных регистров приведены в Рекомендациях МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Как определить стоимость имущества, поступающего по договору пожертвования?

В соответствии с п. 23 Инструкции N 157н <3> объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору пожертвования, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции N 157н).

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, которая должна быть создана в учреждении, могут использоваться:

  • данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Как отразить в бухгалтерском учете операции по поступлению имущества по договору пожертвования?

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 7 Инструкции N 157н):

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровку.

Первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа, и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.

Напомним, что государственные (муниципальные) учреждения должны использовать первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, приведенные в Приказе Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Рассмотрим порядок отражения операций по договору пожертвования.

Пример 1. В соответствии с заключенным договором пожертвования в кассу федерального бюджетного медицинского учреждения поступили денежные средства от физического лица в сумме 5000 руб. на проведение ремонта помещений учреждения.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *