Договор с привлечением субподрядчика, образец

Автор: | 04.05.2019

Обеспечение исполнения договорных обязательств по договору подряда для государственных нужд Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

стр. 195 из 206

УДК 347.454.3 DOI: 10.12737/10808

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Чернякова Светлана Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин, chernaykovas@rambler.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья посвящена исследованию проблем в правовом регулировании отношений в сфере подрядных работ для государственных нужд. Основой для исследования послужил Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который существенно изменил порядок определения подрядчиков для заключения договора подряда на выполнение работ для нужд Российской Федерации и ее субъектов. Представлен исчерпывающий перечень видов торгов, которые можно разделить по следующим критериям: по возможности участия в определении подрядчика: конкурс может быть открытым, закрытым, конкурс с ограниченным участием и закрытый конкурс с ограниченным участием; в качестве данной формы для аукциона законодатель прямо называет только закрытый аукцион; по форме размещения: в отличие от конкурса, проведение аукциона возможно в электронной форме, в зависимости от количества этапов конкурс может быть проведен в два этапа (двухэтапный конкурс), аукцион всегда имеет один этап. Подробно описан механизм проведения торгов и аукционов, при этом автор акцентирует внимание на вопросах отбора подрядчиков, выполнении работ надлежащего качества и др. Выделен основной фактор, позволяющий заказчику строительных работ гарантировать надлежащее их качество, под которым понимается возможность установления дополнительных требований к квалификации подрядчика, наличию у него необходимой для выполнения работ, обусловленных заданием, материально-технической базы. Описываются общие требования, предъявляемые ко всем участникам государственного заказа.

Ключевые слова: строительный подряд, обеспечение обязательств, гражданскоправовое регулирование

Принятие Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в значительной степени изменило порядок определения подрядчиков для заключения договора подряда на выполнение работ для нужд Российской Федерации и ее субъектов. Для наиболее полного анализа действующих в настоящее время норм необходимо определить ранее применявшиеся в области строительства и проектирования механизмы размещения заказов. Согласно требованиям Федерального закона № 94-ФЗ размещение заказов могло происходить в различных формах, выбор которых зависел от характера подлежащей выполнению работы. Так, в соответствии с п. 4.1 ст. 10 Федерального закона

стр. 196 из 206

№ 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в т.ч. автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществлялось исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме.1 В случае если работы были связаны с возведением, реконструкцией, капитальным ремонтом особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства (объекты использования атомной энергии, объекты космической и авиационной инфраструктуры2, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, размещение заказа осуществлялось путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме. Исключением из этого правила являлись заказы на выполнение особо опасных и технически сложных работ3 по возведению объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. В подобных случаях Закон № 94-ФЗ допускал при размещении таких заказов использование в качестве способа определения подрядчика только конкурс.

В действующем с 01 января 2014 года законодательстве в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд способы определения подрядчиков закреплены в ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ. Как и в прежнем законодательстве для работ, связанных со строительством, применяются два механизма размещения заказа: конкурс и аукцион. В исключительных случаях (например, при необходимости заключения договора с новым подрядчиком взамен расторгнутого ранее контракта в одностороннем порядке) может применяться также запрос котировок у единственного поставщика. Под конкурсом понимается способ определения подрядчика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

1 Ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 30 (часть 1). — Ст. 3105. (Утратил силу)

2 Статья 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (с изм. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 16.

3 Перечень определен Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (с изм. от 14.11.2011) // Российская газета. — 2010. — № 88.

стр. 197 из 206

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Аукцион — способ определения подрядчика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.1 Законодатель определил исчерпывающий перечень видов торгов, которые можно разделить по следующим критериям:

1) по возможности участия в определении подрядчика:

-конкурс может быть открытым, закрытым, конкурс с ограниченным участием и закрытый конкурс с ограниченным участием;

-в качестве данной формы для аукциона законодатель прямо называет только закрытый аукцион;

2) по форме размещения:

-в отличие от конкурса, проведение аукциона возможно в электронной форме;

3) в зависимости от количества этапов:

-конкурс может быть проведен в два этапа (двухэтапный конкурс);

-аукцион всегда имеет один этап.

Нововведениями принятого закона в части способов размещения заказа являются такие тендеры, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс. Новым также является исключение таких способов размещения заказа, как открытый аукцион (его функции выполняет электронный аукцион). Подобные изменения объясняются законодателем как следование мировой практике, а также рекомендациям ЮНИСТРАЛ. В качестве основной цели произошедших преобразований называется расширение перечня процедур таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников .

Стоит отметить, что для осуществления процедуры выбора подрядчика для выполнения тех или иных строительных работ для государственных нужд механизм размещения заказа имеет первостепенное значение. Это связано с тем, что именно в зависимости от способа определения подрядчика у заказчика появляются права на проведение квалификационного отбора участников торгов. Результатом же неверно выбранной формы тендера может явиться выполнение работы ненадлежащего качества либо вовсе прекращение государственного контракта в связи с неисполнением подрядчиком своих обязанностей.

1 Ст. 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 06.04.2015).

стр. 198 из 206

На протяжении всего периода действия Федерального закона № 94-ФЗ велись дискуссии о наиболее подходящем механизме определения подрядчика в части строительных и проектно-изыскательских работ. Логично предположить, что при выборе подрядчика для рассматриваемых работ такой способ, как конкурс гораздо более выгоден, нежели аукцион в том или ином его виде, т.к. предпочтение в конкурсе отдается лицу, предложившему наилучшие условия выполнения контракта. На практике в силу понуждения законодателем заказчиков обращаться к форме аукциона строительные компании, несмотря на богатый практический опыт строительства, квалифицированный персонал и всю необходимую рабочую технику, зачастую уступали мелким компаниям. Объяснялось возникновение подобных ситуаций тем, что, даже не имея необходимой материально-технической базы, опыта и нужной квалификации, мелкие строительные компании за счет значительного и часто неоправданного снижения цены, выигрывали соответствующие тендеры. По информации представителей отрасли, снижение цен происходило на 35-40% . При подобном уровне цены контракта надлежащее выполнение задания в соответствии с договором подряда для государственных нужд становилось невозможным. Результатом же, как правило, было либо расторжение контракта без возможности осуществления реституции, либо увеличение цены контракта при невыполнении в дальнейшем работы надлежащего качества.

Действующий в настоящее время законодательный акт в исследуемой области всё также устанавливает для заказчиков в большей части императивные нормы для способа определения подрядчика на выполнение строительных работ той или иной сложности. К примеру, электронный аукцион обязан применяться при определении подрядчиков по любому виду строительных работ, за исключением разведочно-буровых1. Необходимо отметить, что в приведенном примере речь идет не о возможности заказчика выбирать любой из предложенных механизмов размещения заказа, а именно об обязанности его при заказе строительных работ пользоваться электронным аукционом.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В отношении проведения проектно-изыскательских работ законодатель также предлагает императивную норму, согласно которой для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в т.ч. архитектурно-строительного

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. -№ 45. — Ст. 5861.

стр. 199 из 206

проектирования), экспериментов, изысканий необходимо проведение двухэтапного конкурса1.

Основным фактором, позволяющим заказчику строительных работ гарантировать надлежащее их качество, является возможность установления дополнительных требований к квалификации подрядчика, наличию у него необходимой для выполнения работ, обусловленных заданием, материально-технической базы. Согласно статистическим данным в настоящее время в качестве пути определения подрядчика наибольшее количество заказчиков использует такую форму тендера, как электронный аукцион (59,38%). На открытый конкурс приходится примерно 31% всех заказов2. Иные способы определения подрядчика, в т.ч. и конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, не имеют подобной частоты применения на практике (0,07%), что, на мой взгляд, необоснованно. Это связано в первую очередь с тем, что при использовании данных видов тендеров возможно наиболее полное применение квалификационных критериев отбора подрядчиков, а это очень важно при определении контрагента договора подряда на выполнение строительных или проектно-изыскательских работ для государственных нужд.

Стоит отметить, что определение подрядчика путем проведения электронного аукциона особенно распространено в субъектах России. Данный вид торгов не отличается большой сложностью и длительностью проведения. Недостатками преобладающего вида тендеров — электронного аукциона, является сама процедура определения победителя торгов. По действующему законодательству подрядчиком в случае проведения электронного аукциона становится участник, предложивший минимальную цену контракта. Условие о качестве работ, подлежащих выполнению в соответствии с заданием, при этом не учитывается. Данная норма права объясняет стремление заказчиков использовать именно данный вид торгов в своей деятельности. Однако явным недостатком аукциона является ограниченная возможность установления дополнительных требований к подрядчику, а также возможность разнообразного толкования норм права при решении возникающих проблем. Так, например, правоприменительная практика признает незаконным установление заказчиком требования к предъявлению подрядчиком свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. На основании статьи 31

1 Ст. 59 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 06.04.2015).

2 Распределение заказа по способам определения поставщика за 2014 год. : URL:http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html>/> (дата обращения: 22.03.2014).

стр. 200 из 206

Федерального закона о ФКС нарушением данное требование признается, в случае если в один лот со строительными работами включены работы, для выполнения которых требуется разрешение (лицензия) и которые могут проводиться с привлечением иных лиц, имеющих необходимую лицензию. ФАС России и некоторые арбитражные суды включение в документацию об аукционе указанного требования признают нарушением. Однако установление подобных ограничений к участникам торгов на выполнение работ в сфере строительства является необходимым и обоснованным с точки зрения гарантии выполнения работ надлежащего качества, а следовательно, и безопасности объекта строительства и лиц, эксплуатирующих его в будущем.

В качестве недостатков открытого конкурса можно отметить лишь длительность и достаточную сложность процедуры размещения заказа и определения победителя. Однако, по моему мнению, такой вид торгов, как конкурс, в той или иной форме наибольшим образом подходит для определения подрядчика на выполнение строительных и проектно-изыскательских работ. Это подтверждается и выбором законодателем именно данного вида тендера для определения подрядчика в отдельных видах строительных работ (ст. 56, 57 Федерального закона о ФКС). Положительным аспектом указанной модели размещения заказа является также и возможность оценки поданной участником заявки, исходя из соответствия его специальным требованиям, в т. ч. финансовых ресурсов, опыта работы. Однако негативным аспектом формы открытого конкурса является невозможность многоступенчатого отбора участников. Именно проведение

многоступенчатого конкурса (конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса) позволяет наилучшим образом учесть квалификацию, наличие необходимой финансовой и материально-технической базы, опыта, репутации, квалифицированного персонала у участника отбора.

В связи с этим представляется логичным размещение заказов на выполнение строительных работ любой сложности путем проведения конкурса в той или иной форме. При этом подбор подрядчика для выполнения строительных работ, не влияющих на безопасность строящегося объекта, вне зависимости от отнесения его к особо опасным и технически сложным может осуществляться путем проведения открытого конкурса. Это не позволит усложнить процедуру выбора подрядной организации при необходимости проведения текущего ремонта какого-либо здания, замены дверных и оконных конструкций и т. п. Иные виды работ, непосредственно связанные с возведением нового здания, сооружения, реализацией капитального ремонта, установкой новых технических

стр. 201 из 206

систем в здании, должны производиться подрядчиком, прошедшим многоступенчатый отбор с использованием конкурса с ограниченным участием.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таким образом, предлагаю внести в ч. 3 ст. 59 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменения, изложив ч. 3 ст. 59 в следующей редакции: «Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни, за исключением работ по строительству или реконструкции предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также по выполнению монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ». Также предлагаю внести в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» изменения в виде исключения пункта «работы строительные (кроме кода 45.12)».

Весьма дискуссионным в теории и на практике является вопрос о необходимости введения или исключения квалификационного критерия к участникам размещения заказов. Отмечается, что без указанного критерия невозможно обеспечить нормальное функционирование системы закупок, поскольку при этом сильно увеличивается риск неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта (т. к. в этом случае к контрактам допускаются все, в т.ч. и неквалифицированные поставщики). С другой стороны, отсутствие квалификационного критерия в большинстве случаев размещения заказов обеспечивает высокий уровень конкуренции между участниками торгов, что в конечном итоге ведет к экономии бюджетных средств.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона о ФКС участником закупки признается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в т.ч. зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Приведенная норма Закона № 44-ФЗ о допуске к государственным заказам любых лиц представляется полностью соответствующей конституционным нормам. Речь идет, в частности, о ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых

стр. 202 из 206

средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности1, а также о ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности2.

Ограничения на участие субъектов в размещении государственных и муниципальных заказов могут быть введены только федеральными законами, в т.ч. путем установления специальных требований к таким субъектам.

Ко всем участникам государственного заказа законодателем предъявляются общие требования, названные в ст. 31 Федерального закона о ФКС. Так, участник закупок должен соответствовать следующим условиям:

1) соискатель должен обладать правомочностью на участие в процедуре осуществления государственного заказа;

2) участник закупок не должен находиться в стадии ликвидации юридического лица, признания его несостоятельным (банкротом) либо в стадии открытия конкурсного производства;

3) в отношении участника не должна применяться процедура административного приостановления деятельности;

4) участник не должен иметь недоимки по платежам в бюджет Российской Федерации (налогам и сборам), за исключением случаев, указанных в законе;

5) члены руководящих органов участника не должны иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев, указанных в законе;

7) между участником закупки и заказчиком не должен иметь место конфликт интересов;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1 Ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации. 12 декабря 1993 года (с поправками от 30.12.2008, от 05.02.2014, 21.07.2014) // Российская газета. — 1993. — № 237.

2 Там же Ч. 1 ст. 34.

стр. 203 из 206

8) участник закупки должен соответствовать также требованиям, предусмотренным иными Федеральными законами1.

Дополнительные требования к квалификации участника, наличию у него опыта, репутации, финансовых ресурсов для исполнения контракта, материально-технической базы, имеющейся на праве собственности или ином законном основании, а также наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта могут устанавливаться Правительством Российской Федерации при определении подрядчика для выполнения отдельных видов работ.

В настоящее время подобные дополнительные требования устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Составной частью данного нормативно-правового акта являются Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее по тексту — Требования), а также Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее по тексту — Перечень).

В качестве дополнительных требований для участников закупок при необходимости выполнения работ особой сложности или особого характера Правительство Российской федерации установило, в первую очередь, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) договора выполнение работ, указанных в Перечне в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом для зачета имеющегося опыта должно соблюдаться условие о стоимости ранее исполненного контракта (договора). По установленному правилу она должна составлять не менее 20%

1 Ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 06.04.2015).

стр. 204 из 206

начальной (максимальной) цены контракта договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.

Другим обозначенным дополнительным требованием является наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения договора. Стоит отметить, что данное требование четко устанавливает срок, в течение которого материально-техническая база должна находиться во владении и пользовании участника торгов .

В рассматриваемом Постановлении Правительства РФ законодатель ограничил возможность заказчика для установления дополнительных требований для участников торгов на определение подрядчика в случае, если заданием является выполнение строительных работ на особо опасных и технически сложных объектах. Так, п. 6 вышеуказанного Перечня устанавливает возможность применения названных дополнительных требований к подрядчикам для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, и работ, включенных в эту группировку при соблюдении условия о пределе начальной цены контракта в 150 млн. рублей для федерального уровня. В случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает данную сумму, то определение подрядчика может производиться с помощью как аукциона, так и открытого конкурса, где невозможно установление заказчиком дополнительных требований к квалификации, опыту, имеющейся базе.

Установление ч. 6 ст. 31 Федерального закона о ФКС запрета заказчикам предъявлять дополнительные требования в нарушение положений действующего законодательства представляется нелогичным и не соответствующим условиям современного рынка. Это подтверждается, например, тем, что негосударственные заказчики при осуществлении закупок для собственных нужд вправе самостоятельно устанавливать неограниченные требования для участников, в т.ч. и по наличию квалификации, разрешений и пр. Так, в соответствии с п. 11 Типового положения о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности дочернего общества ОАО «РЖД» для участников размещения заказов могут быть установлены различные квалификационные требования по

стр. 205 из 206

усмотрению заказчика1. В части же государственных контрактов, в т.ч. на заключение договора подряда для государственных нужд, при введении самостоятельности заказчика в данном вопросе речь должна идти не об ограничении конкуренции, а о надлежащем качестве подлежащих выполнению работ. Заключение договора с подрядчиком, который может выполнить задание без необходимости дальнейшего исправления допущенных в ходе выполнения работ ошибок, приведет к сокращению бюджетных расходов. Безусловно, самостоятельно предъявляемые заказчиком требования к участникам торгов должны быть обоснованными и соответствовать нормам действующего законодательства. В связи с вышеизложенным, предлагаю внести изменения в ч. 6 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, изложив ее в следующей редакции: «Заказчики вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок, отвечающие требованиям разумности и справедливости и соответствующие требованиям действующего законодательства».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Следует отметить, что функции по выявлению необходимости предъявления дополнительных требований к участникам торгов могут осуществляться контрактными службами заказчиков, а в случае отсутствия данных служб — ответственным должностным лицом или специализированной организацией, с которой заказчик заключает договор на осуществление действий по проведению торгов. Данные функции также могут быть возложены и непосредственно на комиссию по осуществлению закупок.

Литература

1. Борисов, А.Н., Трефилова, Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) // А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. — М.: Деловой двор, 2013.

2. Осипов, В. С. Строители дождались конкурса. Об особенностях размещения заказов в строительстве в условиях ФКС // Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». — 2013. — № 9.

3. Торосян, Д.С. Гражданско-правовые основы регулирования подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. — Ростов н/Д., 2009. — С. 113.

1 Распоряжение Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 29 марта 2010 года № 632-р «О порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг дочерними обществами ОАО «РЖД» // Консультант Плюс. (Документ не был опубликован. Доступ из справочноправовой системы)

стр. 206 из 206

CONTRACT ENFORCEMENT OF THE CONTRACT FOR GOVERNMENT NEEDS

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

Keywords: construction contract, secured obligations, civil and legal regulation

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Аналитика Публикации

Субъекты рынка связаны многочисленными нитями договорных отношений, среди которых договоры поставки являются одними из самых распространенных. Это, прежде всего, связано с тем, что даже если поставка как таковая не является основным видом деятельности организации или предпринимателя, то для обеспечения своей работы им все равно необходимо приобретать какие-то товары и вступать в договорные отношения с поставщиками. Поэтому значение договора поставки в общей массе хозяйственных правоотношений трудно переоценить.

«Правовое существование» любого договора в целом можно разделить на следующие стадии: заключение договора, его исполнение и прекращение. Исполнение договора, в большинстве случаев, является наиболее длительной и самой существенной стадией, так как именно в целях исполнения (то есть поставки товара и его оплаты) и заключаются договоры. В связи с этим в настоящей статье будут рассмотрены некоторые базовые моменты, связанные с исполнением договора поставки.

Исполнение: надлежащее и реальное

В начале остановимся на общих положениях законодательства, регулирующих исполнение договора поставки. Нормы, посвященные исполнению договора поставки, находятся как в специальном параграфе 3 главы 30 ГК РФ («Поставка товаров»), так и в параграфе 1 главы 30 ГК РФ, посвященному общим положениям о купле-продаже, поскольку поставка является ее разновидностью. Кроме того, при решении вопросов об исполнении договора поставки, необходимо применять положения главы 22 ГК РФ («Исполнение обязательств»), которые являются общими для всех видов гражданско-правовых обязательств .

Согласно общему положению, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (например, передать имущество), а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В свою очередь, кредитор в оплату переданного имущества, уплачивает должнику денежные средства (то есть стороны сделки меняются ролями).

Исполнение договора – это совершение определенных действий, о которых стороны договорились при заключении договора. Можно сказать, что исполнение договора поставки как такового – это его содержательная часть. В данном случае важно, что стороны совершили действия в отношении друг друга, которые по своей сути должны совпадать с тем, о чем они изначально договаривались (например, поставщик предоставил покупателю оборудование, а покупатель перечислил на расчетный счет поставщика денежные средства за товар). Это и есть реальное исполнение договора.

Другой аспект договора поставки – его надлежащее исполнение. В практике зачастую встречаются случаи, когда стороны договора поставки, конфликтуя по поводу исполнения условий договора, смешивают эти два понятия: «надлежащее исполнения договора» и «реальное исполнение договора». Тот факт, что эти понятия тесно связаны между собой, очевиден. Однако надлежащее исполнение договора – это его качественная часть. В зависимости от того, как исполнена содержательная часть договора поставки (поставлен ли товар в полном объеме, оплачена ли поставка вовремя) можно говорить о надлежащем или ненадлежащем исполнении договора поставки.

При этом обе части договора поставки – содержательная и качественная – являются взаимозависимыми. Так, недопоставка товара в оговоренном количестве (то есть нарушение качественной части договора) влечет за собой неисполнение договора как такового (нарушение его содержательной части). О.С. Иоффе пишет: «До тех пор, пока обязательство не нарушено ни одной из сторон, оно должно исполняться в точном соответствии со всеми элементами, образующими в своей совокупности его содержание (по предмету, сроку, способу и т.п.). В этом случае, следовательно, реальное означает вместе с тем и надлежащее исполнение» .

При этом необходимо отметить, что еще порой встречается следующее заблуждение относительно принципа реальности исполнения договора поставки: стороны, заключив, например, договор поставки станков, единственным вариантом его исполнения видят поставку именно оговоренных станков без возможности какого-либо отступления от условий договора. То есть принцип «реальности» исполнения в такой ситуации понимается буквально: поставка станков должна быть произведена в полном объеме и никакого денежного возмещения, например, за недопоставку, быть не может. Такой подход основан на ранее функционировавшем подходе реальности исполнения поставки, имевшем место в плановом хозяйстве. Согласно О.С. Иоффе «…социалистическое гражданское право в принципе не допускает замены исполнения в натуре денежной компенсацией убытков. Оно исходит из общего правила об исполнении обязательства в том виде, в каком последнее определено планово-административными актами, договорами и иными указанными в законе основаниями».

Однако такой подход к интерпретации принципов поставки следует признать несколько устаревшим , поскольку в действующей системе отношений «…нет оснований исключать из сферы действия принципа реального исполнения денежные обязательства, которые в отличие от всех прочих даже в своем нормальном состоянии имеют предметом определенную денежную сумму». Это вовсе не означает, что, например, иски об исполнении обязательства в натуре неактуальны с правовой точки зрения. Просто в настоящее время, в отсутствие административных рычагов воздействия времен планового хозяйствования, нельзя заставить поставщика выполнить обязательство по поставке в натуре, если у него, например, нет необходимого товара. Поэтому действующим законодательством и предусмотрена возможность денежного возмещения «реально неисполненного» обязательства .

Исполнение сторонами обязательств по договору поставки

Исполнение обязательств по договору поставки подразумевает взаимные права и обязанности сторон договора: право покупателя получить товар и обязанность его оплатить; обязанность поставщика предоставить покупателю оговоренный товар и право получить за него деньги. Итак, основная обязанность поставщика состоит в передаче предмета поставки покупателю. При этом данная обязанность включает в себя несколько правовых составляющих.

Обязательства поставщика

Во-первых, поставщик обязан исполнить свои обязательства надлежащему лицу. Поставка как таковая осуществляется путем отгрузки товара покупателю или лицу, которое по указанию покупателя является получателем товара (в данном случае покупатель оформляет отгрузочную разнарядку, в которой указывает получателя товара, и направляет ее поставщику). В этом случае необходимо либо прямо в договоре поставки указать лицо, которому должна производиться поставка, либо четко оговорить порядок составления и направления отгрузочных разнарядок (кто имеет право подписывать такой документ, какие реквизиты должны содержаться в разнарядке). В противном случае возможно возникновение споров о легитимности отгрузочных разнарядок .

Также возможен вариант, когда покупатель сам получает товар в месте нахождения поставщика (выборка товара).

Во-вторых, поставщик обязан поставить товар в оговоренное место, либо же передать товар перевозчику, который осуществит его доставку. Исполнение этой обязанности по договору поставки в большинстве случаев связано с моментом перехода права собственности и всех рисков в отношении товара от поставщика к покупателю.

По внешнеэкономическим сделкам для определения условия о месте поставки и перехода всех рисков широко используются правила ИНКОТЕРМС. Устанавливая во внешнеэкономическом контракте базис поставки, стороны тем самым избавляют себя от необходимости каждый раз прописывать процедуру доставки и передачи товара. ИНКОТЕРМС также может применяться и во внутренних договорах поставки, что следует из п. 5 ст. 421 ГК РФ, согласно которому, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Кроме того, четкое определение места исполнения имеет значение и для решения вопроса о том, какой суд будет рассматривать спор по договору поставки в случае его возникновения, поскольку согласно п. 4 ст. 36 АПК РФ иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту исполнения договора:

Между компаниями ОАО «Усольехимпром» и Фирмой «УНИФИН» Холдинг Г.м.б.х. (Австрия) первоначально было заключено кредитное соглашение, по поводу которого и возник судебный спор. Однако впоследствии стороны совершили прекращение первоначальных обязательств новацией, изменив способ исполнения обязательств по ранее заключенным сделкам, в результате чего у поставщика возникло обязательство по поставке химической продукции, и местом исполнения стала Иркутская область. Следовательно, и изменилось место рассмотрения судебного спора (с австрийского суда на Арбитражный суд Иркутской области).

В-третьих, поставщик обязан поставить товар в установленный срок. Поскольку поставка товаров связана с осуществлением предпринимательской деятельности обеими сторонами договорных отношений (ст. 506 ГК РФ), то надлежащее выполнение этого условия является залогом стабильной работы контрагентов. При этом нарушение условий договора поставки о сроке исполнения обязательств поставщиком может выражаться как в виде просрочки исполнения, так и в виде досрочного исполнения обязательства без согласия на то покупателя:

ЗАО «Торговый дом «Масла и смазки» (истец) обратилось с иском к ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» (ответчик) о взыскании основного долга и штрафа за поставку продукции. При этом штраф истец насчитал исходя из неоплаты контрагентом продукции, которая, по мнению истца, была надлежащим образом поставлена. Однако ответчик пояснил, что согласия истцу на досрочную поставку продукции он не давал. И суд кассационной инстанции, ознакомившись с материалами дела, отказал в удовлетворении части исковых требований, а именно во взыскании штрафа, так как договором поставки не была установлена возможность досрочной поставки продукции и свои действия по досрочной поставке продукции истец с ответчиком не согласовывал.

Ну и, конечно, самое главное – поставщик должен поставить оговоренное количество товара, ассортимент и качество которого должны соответствовать определенным в договоре условиям (то есть исполнить обязательство надлежащим предметом). Цель любого договора поставки – получение необходимого покупателю товара. Соответственно, покупатель рассчитывает получить именно то, что покупает. Интересным в данном случае является вопрос о доказывании поставщиком самого факта поставки, когда по этому поводу возникает спор. Нередки ситуации, когда недобросовестные контрагенты пытаются опровергнуть факт поставки товара, говоря о бестоварности отношений. И тогда приходится приложить определенные усилия, чтобы доказать обратное:

Стороны заключили договор купли-продажи, по условиям которого КФХ «Сигма» (продавец) обязалось передать предприятию «Ейское» (покупатель) с/х продукцию. В подтверждение факта исполнения обязательств по передаче продукции КФХ «Сигма» (истец) представило расходную накладную и доверенность на продукцию, выданную покупателю (ответчику). Однако ответчик утверждал, что никакой с/х продукции не получал, ссылаясь на бестоварность накладной. Основным доказательством бестоварности накладной о передаче истцом продукции, ответчик указывал на невозможность такой передачи в связи с отсутствием продукции у продавца. При этом ответчик, оспаривая факт получения товара, указал на то, что между сторонами сложились правоотношения по хранению с/х продукции, которая до этого уже была передана истцу. Однако суд справедливо посчитал аргументы ответчика-покупателя недостаточными, так как ответчик не обосновал невозможность последующей передачи ранее хранимой с/х продукции ему же. Это было связано с тем, что «физически» с/х продукция оставалась у ответчика, поскольку истец не осуществил действий по вывозу продукции с территории ответчика. Кроме того, суд установил, что факт нахождения продукции у ответчика подтверждается и его документами бухгалтерской отчетности 2.

Получение товара (в частности, с/х продукции как в приведенном примере) по договору поставки обычно включает в себя несколько этапов контроля. Так, сначала поставленный товар отражается в так называемой весовой книге, в которой фиксируется завоз товара на территорию предприятия. После этого товар проверяется и взвешивается повторно в присутствии представителя поставщика уже непосредственно на складе. И затем на основании указанных сведений бухгалтерия предприятия составляет акт приемки продукции, который и содержит точные данные о полученной продукции, а также отражает указанную операцию на соответствующих счетах. Все указанные документы и будут подтверждать получение покупателем товара.

Обязательства покупателя

Если же говорить об обязательствах покупателя по договору поставки, то они заключаются в следующем.

Покупатель, во-первых, обязан принять поставленный товар. Принятие товара представляет собой особую процедуру, соблюдение которой необходимо для надлежащего исполнения покупателем своей обязанности и для минимизации рисков возникновения конфликта по поводу поставки. Так, стороны договора могут воспользоваться существующими правовыми актами, регламентирующими этот вопрос. В настоящее время продолжают действовать «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденная Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 г. №П-7, и «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденная Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 г. №П-6 . Во внешнеэкономической деятельности стороны договора также применяют Инструкцию Госарбитража от 15.10.1990 г. «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов». Также существуют многочисленные отраслевые ГОСТы и ТУ, определяющие параметры качества той или иной продукции, в соответствии с которыми и должна производиться поставка.

Применение Инструкций №П-6 и №П-7 является удобным при исполнении договора поставки, потому что в них подробно регламентированы вопросы порядка и сроков приемки товаров, составления и направления претензий по качеству и количеству, что избавляет стороны от необходимости каждый раз прописывать всю процедуру приемки товара при заключении новых договоров.

Стороны договора поставки могут и сами установить удобные им правила приемки товара, которые, однако, не могут противоречить требованиям законодательства. При этом, согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки», если законом, иным правовым актом, обязательными правилами, договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен, то это еще не является основанием освобождения поставщика от ответственности за нарушение соответствующих условий договора.

Рассмотрим в связи с этим пример использования нормативных положений о приемке продукции:

Между ОАО «Лесосибирский канифольно-экстракционный завод» (поставщик) и индивидуальным предпринимателем (покупатель) заключен договор поставки, по условиям которого поставщик принял на себя обязательства поставить покупателю лакокрасочную продукцию. При этом в договоре установлено, что приемка продукции по количеству и качеству осуществляется покупателем в соответствии с нормами действующего законодательства и Инструкциями Госарбитража СССР от 15.06.1965 №П-6 и от 25.04.1966 №П-7.

После того, как была произведена поставки товара, был составлен приемный акт, подтверждающий получение покупателем предмета поставки. Однако лак был принят только по количеству, по качеству приемка лака не производилась. После того, как покупатель выяснил, что поставленная продукция не соответствует оговоренному качеству, он направил об этом письма поставщику и просил обеспечить участие представителя поставщика в проверке качества продукции. Однако поставщик на это сообщил, что направлял в адрес покупателя качественную продукцию. Покупатель в связи с этим обратился в суд с иском о взыскании денежных средств, уплаченных за некачественный товар.

Однако суд отказал в удовлетворении исковых требований, в том числе и по следующему основанию: приемка продукции по качеству произведена с нарушением сроков, покупателем нарушен порядок приемки продукции, установленный отраслевым ГОСТом, акт приемки продукции не соответствует требованиям Инструкции №П-7, то есть доказательства поставки некачественной продукции отсутсвуют.

И в данном случае суд прав. В соответствии с п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, указанные, соответственно, в ст. 475 ГК РФ: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

При этом, согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Поэтому представление покупателем в приведенном примере документов о проверке качества, которые были получены с нарушением требований норм, регулирующих вопросы приемки продукции по качеству, не могло доказать факта поставки некачественного товара.

Второй обязанностью покупателя, при исполнении со своей стороны договора поставки, является оплата полученного товара. Оплата за поставку может производиться различными способами (простые расчеты через банк, векселями, с использованием аккредитива и т.д.). при этом доказать осуществление платежа обычно не составляет особого труда, так как подобные операции в большинстве случаев осуществляются с участием банка, в документации которого отражается прохождение платежа. Однако осуществление действий по оплате товара требует особого внимания, чтобы избежать неприятностей при возникновении спора о подтверждении факта оплаты товара:

ОАО «АвтоВАЗ» обратилось в суд с иском к Ковылкинскому лесхозу о взыскании денежных средств, перечисленных по п/поручению в качестве предварительной оплаты за поставляемый товар.

Однако суд первой инстанции, сославшись на неправильное указание в платежном документе банка получателя, а также на отсутствие доказательств поступления денежных средств на расчетный счет ответчика, в удовлетворении исковых требований отказал. То же самое указали апелляция и кассация. При этом суды руководствовались следующими аргументами. Безналичные расчеты производятся юридическими лицами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Таким образом, местом исполнения денежного обязательства в силу ст. 316 ГК РФ следует считать банк, открывший кредитору расчетный или иной счет, на который по условиям обязательства должны быть зачислены средства. Материалы дела подтвердили, что денежные средства, перечисленные ОАО «АвтоВАЗ» по п/поручению, зачислены не были. Факт принятия к исполнению платежного поручения истца и списания денежных средств с его счета не является доказательством надлежащего исполнения обязательства. При этом п/поручение, на которое ссылается ОАО «АвтоВАЗ», не является надлежащим доказательством оплаты, поскольку содержит неправильные реквизиты наименования банка получателя.

Неисполнение договора поставки как со стороны поставщика, так и стороны покупателя может быть обусловлено различными факторами. В этой связи интересны различные эмпирические исследования, проводимые с целью выяснить, какие же условия договора поставки оказываются наиболее часто неисполняемыми контрагентами (ассортимент товаров, количество, качество товаров, порядок приемки и т.д.). Так, в свое время проводились исследования о соотношении по исполнению основных условий договора поставки и тех неблагоприятных факторов, которые не позволили сторонам договора надлежащим образом исполнить свои обязательства .

Так вот, было выделено несколько основных факторов, которые послужили мотивом неисполнения сторонами своих обязательств: неблагоприятное изменение рыночных цен; несогласованность действий сторон; неисполнение обязанностей со стороны собственных контрагентов должника; невыявленное банкротство стороны договора и т.д. Использование результатов подобного рода исследований может быть полезным при заключении и исполнении договоров поставки, поскольку систематизируют определенный опыт по вопросам поставки.

Поставка товаров является хорошо регламентированным видом хозяйственно-правовых отношений, и возникать поэтому возникать особых вопросов при исполнении сторонами взаимных обязательств по поставке вроде бы не должно. Однако все вышеизложенное свидетельствует, что в отличие от теории, практика зачастую преподносит неприятные сюрпризы. В первую очередь это связано с тем, что при заключении договора поставки необходимо четко определить все его существенные условия, которые будут обязательными для сторон. Пренебрежение к казалось бы аксиоматическим положениям при заключении договора впоследствии оборачивается головной болью для сторон договора, когда для разрешения конфликта приходится обращаться в суд. И, конечно, нельзя исключать и просто недобросовестных действий со стороны контрагентов, от чего никто не застрахован.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о договоре поставки».
О.С. Иоффе. Избранные труды в четырех томах. СПб. 2004 г. Т. III. С. 107.
Там же.
Так, некоторые авторы считают, что «Принцип реального исполнения отличается от надлежащего недопустимостью замены исполнения обязательства в натуре денежной компенсацией» // Пустозерова В.М., Соловьев А.А. Договор поставки. М. 1996 г. С. 11.
М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право: Общие положения. М. 1998 г. С. 337.
См., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2002 г. №3782/97.
Например, подвергаются сомнению полномочия лица, подписавшего отгрузочную разнарядку (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 26.12.1995 г. №7263/95, Постановление ФАС ВВО от 28.04.2000 г. № А43-5753/99-23-241).
Постановление ФАС ВСО от 11.12.2002 г. №А19-6862/01-13-48-Ф02-3622/02-ПС/11.
Постановление ФАС МО от 17.02.1999 г. №КГ-А40/3517-98-2. Постановление ФАС СКО от 09.02.2004 г. № Ф08-5341/2003.
Необходимо отметить, что установленный указанными Инструкциями порядок приемки товара может применяться покупателем лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено договором поставки (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки»).
Постановление ФАС ВСО от 16.02.2004 г. №А33-5177/03-С1-Ф02-290/04-С2.
Постановление ФАС ВВО от 21.10.2003 г. №А39-676/2003-35/16.
См. например: Вахнин И. Формирование условий и заключение договора поставки продукции. // Хозяйство и право. №2, 1997 г.

Дополнительные условия для привлечения к выполнению работы субподрядчиков

При согласовании условия о привлечении субподрядчиков стороны могут установить в договоре подряда дополнительные требования, при соблюдении которых подрядчик будет вправе привлечь к выполнению работы третьих лиц. Для этого необходимо предусмотреть в договоре следующее:

  • перечень конкретных лиц, которых подрядчик вправе привлекать к выполнению работы (в том числе указать реквизиты, идентифицирующие этих лиц, — наименование и организационно-правовую форму, ОГРН, ИНН, место нахождения);
  • обязанность подрядчика письменно уведомить заказчика о заключении договора субподряда;
  • обязанность подрядчика письменно согласовать с заказчиком выбор субподрядчиков (порядок, форма и срок направления запросов и ответов на них устанавливаются в договоре);
  • право подрядчика привлекать субподрядчиков только к выполнению отдельных видов работ.

Включение в договор данных положений в интересах заказчика, так как выполнение работы конкретными субподрядчиками при определенных условиях может служить для заказчика гарантией соблюдения сроков выполнения работы и высокого качества результата работы, а также влиять на рыночную стоимость изготовленных вещей (вещи, произведенные с участием известных и зарекомендовавших себя субподрядчиков, например ювелирные изделия, часы и др., могут иметь более высокую рыночную стоимость).

———————————

Примеры формулировки условия:

«Подрядчик вправе привлекать для выполнения работы только следующих субподрядчиков: ________ (указываются наименование, место нахождения, ОГРН, ИНН)».

«Подрядчик вправе привлекать к выполнению работы только субподрядчиков, кандидатуры которых предварительно согласованы с заказчиком в письменной форме. Согласование кандидатур производится в следующем порядке: подрядчик направляет заказчику письменный запрос с указанием наименования и реквизитов предполагаемого субподрядчика. Заказчик направляет положительный ответ либо мотивированный отказ в течение двух дней с момента получения запроса. В случае неполучения ответа в указанный срок согласие считается полученным и подрядчик вправе привлечь данного субподрядчика к выполнению работ».

«Подрядчик вправе привлекать субподрядчиков к выполнению следующих видов работ: _______________ (указываются виды работ). Остальные работы, согласованные сторонами по договору, подрядчик обязан исполнить лично».

———————————

В случае привлечения субподрядчиков с нарушением указанных ограничений заказчик вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, причиненных участием субподрядчиков в исполнении договора, согласно п. 2 ст. 706, ст. 15 ГК РФ, а также расторжения договора подряда в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ. При этом указанные убытки не могут быть взысканы заказчиком с субподрядчика.

Если дополнительные условия для привлечения подрядчиком к выполнению работы субподрядчиков не согласованы

Подрядчик вправе привлечь любых субподрядчиков для выполнения всех или отдельных видов работ по договору (п. 1 ст. 706 ГК РФ). При этом он несет ответственность перед заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком (п. 3 ст. 706 ГК РФ).

>Договор на выполнение субподрядных работ, заключаемый между генеральным подрядчиком и субподрядчиком

ДОГОВОР

на выполнение субподрядных работ, заключаемый между генеральным подрядчиком и субподрядчикомг. «» 2019 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Генеральный подрядчик», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Субподрядчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом настоящего договора является выполнение Субподрядчиком комплекса работ по согласно проекту, утвержденному в объемах, сроках и по стоимости, согласованных сторонами в настоящем договоре. По поручению Генерального подрядчика Субподрядчик принимает на себя выполнение всех работ, предусмотренных Приложением №1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для выполнения предмета настоящего договора.

1.2. Субподрядчик для выполнения работ в соответствии с Приложением №1 обеспечивает поставку материалов, перечисленных в Приложении №2 , являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.

2. СТОИМОСТЬ ДОГОВОРА

2.1. Стоимость работ по настоящему договору определяется договорной ценой в соответствии с проектно-сметной документацией, выданной Генеральным подрядчиком, составляет на момент подписания договора рублей с учетом НДС (%) и подлежит уточнению в процессе выполнения работ в связи с инфляционными процессами, не зависящими от деятельности Субподрядчика. Порядок компенсации Субподрядчику удорожаний определяется по соглашению сторон.

2.2. В случае, если объемы работ превысят проектное количество, указанное в Приложении №1 , этот дополнительный объем работ должен быть отражен в дополнительном соглашении, которое станет приложением к настоящему договору, с указанием стоимости дополнительных работ.

2.3. Если по причинам, не зависящим от Субподрядчика, произойдет изменение сроков выполнения работ, что повлечет за собой увеличение их стоимости, то такое изменение также должно быть отражено в дополнительном соглашении к настоящему договору.

3. ПЛАТЕЖИ И РАСЧЕТЫ

3.1. Расчеты за выполненные Субподрядчиком работы производятся на основании договорных цен на комплекс работ, подлежащих выполнению субподрядной организацией, согласованных Генеральным подрядчиком с учетом индексации стоимости в связи с инфляционными процессами.

3.2. Оплата выполненных работ производится на основании справок по форме 3 с расшифровкой физических объемов по форме 2 и бухгалтерских справок Субподрядчика в течение дней после их представления Генеральному подрядчику.

3.3. Окончательный расчет производится в течение дней с момента окончания и сдачи работ и подписания приемо-сдаточного акта, подтверждающего выполнение полного комплекса работ, предусмотренного настоящим договором.

4. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

4.1. Работы, предусмотренные настоящим договором, должны быть начаты не позднее чем «»2019 года и закончены не позднее «»2019 года.

5. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУБПОДРЯДЧИКА

Для выполнения условий настоящего договора Субподрядчик обязуется:

5.1. Выполнить предусмотренные настоящим договором работы в объеме, указанном в Приложении №1 , и в сроки, указанные в п.4.1, в соответствии с утвержденной проектной документацией и сдать указанные работы в порядке, установленном строительными нормами и правилами. Обеспечить совместно с Генеральным подрядчиком ввод в действие производственных мощностей и объектов.

5.2. Устранять все дефекты в работах.

5.3. Доставлять все необходимые для выполнения работ материалы и комплектующие, осуществлять их приемку, разгрузку, складирование и передачу для производства работ.

5.4. Взять на себя риск случайной утраты или повреждения строительных материалов и комплектующих.

5.5. Обеспечить выполнение необходимых противопожарных мероприятий и мер по технике безопасности.

5.6. Обеспечить высокое качество работ и применяемых материалов (в случае их поставки Субподрядчиком) с гарантией на с момента подписания приемо-сдаточного акта о выполнении работ.

5.7. Получить все разрешения и лицензии, необходимые для производства работ, являющихся предметом настоящего договора.

6. ОБЯЗАННОСТИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДЧИКА

6.1. Генеральный подрядчик обязуется передать Субподрядчику в установленном порядке проектную (проектно-сметную) документацию.

6.2. Генеральный подрядчик обязуется передавать Субподрядчику строительные материалы, конструкции и изделия, а также другие материалы и оборудование, необходимые для производства работ, если иное не предусмотрено условиями настоящего договора.

6.3. Генеральный подрядчик обязуется обеспечить оплату всех произведенных работ в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

6.4. Генеральный подрядчик обязан обеспечить Субподрядчику предоставление возможности выполнения работ (фронта работ) в соответствии со сроками по Приложению №1.

6.5. Генеральный подрядчик обязан осуществить приемку работ и подписание приемо-сдаточного акта в течение дней с момента предъявления Субподрядчиком выполненных работ к сдаче.

7. ОХРАНА

7.1. От начала работ до подписания приемо-сдаточного акта Субподрядчик несет полную ответственность за сохранность всего имущества, материалов, конструкций и т.п., приобретенных им или переданных ему для выполнения работ. В случае причинения в период выполнения работ ущерба зданию (объекту строительства) или приобретенным для строительства материалам Субподрядчик обязан за свой счет устранить выявленные дефекты.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора или в связи с ним, по возможности будут решаться путем переговоров между сторонами. При выполнении настоящего договора стороны будут руководствоваться действующим законодательством по строительству и особыми условиями к настоящему договору.

8.2. В случае, если разногласия не могут быть решены путем переговоров, они подлежат решению в органах государственного арбитража.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

9.1. Стороны несут ответственность за взятые на себя обязательства в соответствии с действующим законодательством.

9.2. За задержку Генеральным подрядчиком оплаты выполненных работ и перечисления авансовых платежей он выплачивает Субподрядчику штраф в размере % от суммы задержанного платежа за каждый день просрочки.

9.3. За невыполнение Субподрядчиком работ в соответствии с календарным графиком или с ненадлежащим качеством Генеральный подрядчик имеет право производить удержание из очередной суммы платежа за выполненные работы до % от их стоимости до устранения Субподрядчиком отставаний по срокам и ликвидации претензий к качеству выполнения работ. При этом компенсация удержанной стоимости с учетом инфляционных факторов не производится.

9.4. За несвоевременную передачу Генеральным подрядчиком Субподрядчику материалов, изделий, конструкций и т.п., необходимых для производства работ, Генеральный подрядчик выплачивает неустойку в размере % стоимости непереданных материалов, изделий и конструкций.

9.5. За невыполнение работ в соответствии с настоящим договором в указанные сроки Субподрядчик платит Генеральному подрядчику штраф в размере % стоимости общего объема работ по настоящему договору за каждый день задержки.

9.6. За срыв по вине Генерального подрядчика приемки работ в сроки, указанные в настоящем договоре, Генеральный подрядчик уплачивает Субподрядчику штраф в размере % от общей стоимости выполненных работ за каждый день просрочки сверх трех дней.

9.7. При задержке начала выполнения работ в установленные договором сроки Субподрядчик уплачивает Генеральному подрядчику неустойку в размере % стоимости общего объема работ по настоящему договору за каждый день просрочки.

9.8. Кроме санкций за неисполнение обязательств по договору, виновная сторона возмещает другой стороне не покрытые неустойками убытки, включая упущенную выгоду.

9.9. Уплата штрафов и неустоек, а также возмещение убытков не освобождает стороны от исполнения своих обязательств по настоящему договору.

10. ФОРС — МАЖОР

10.1. При возникновении обстоятельств, которые делают полностью или частично невозможным выполнение договора одной из сторон, а именно: пожар, стихийное бедствие, военные действия всех видов, замена текущего законодательства и другие возможные обстоятельства непреодолимой силы, не зависящие от сторон, сроки выполнения обязательств продлеваются на то время, в течение которого действуют эти обстоятельства.

10.2. Если обстоятельства непреодолимой силы действуют в течение более двух месяцев, любая из сторон вправе отказаться от дальнейшего выполнения обязательств по договору, причем ни одна из сторон не может требовать от другой возмещения возможных убытков.

10.3. Сторона, оказавшаяся не в состоянии выполнить свои обязательства по настоящему договору, обязана незамедлительно известить другую сторону о наступлении или прекращении действия обязательств, препятствующих выполнению ею этих обязательств. Уведомление направляется по юридическому адресу, указанному в договоре, и заверяется передающим отделением связи.

11. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

11.1. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

11.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.

11.3. Ущерб, нанесенный третьему лицу в результате производства работ по вине Субподрядчика, компенсируется Субподрядчиком, а по вине Генерального подрядчика – Генеральным подрядчиком. Расходы по возмещению ущерба, нанесенного третьему лицу по непредвиденным причинам, несет Генеральный подрядчик.

12. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Генеральный подрядчикЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК: СубподрядчикЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

13. ПОДПИСИ СТОРОН

Генеральный подрядчик _________________ Субподрядчик _________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *