Доходы управляющей компании ЖКХ

Автор: | 04.05.2019

О расходах и доходах управляющих компаний ЖКХ

Прибыль для управляющей компании складывается из:

  1. Денежной компенсации за посреднические услуги при сотрудничестве с предприятиями, предоставляющими необходимые ресурсы.
  2. Взноса платежей жителями дома по квитанции.
  3. Сдачи имущества в аренду. Управляющая компании может сдавать помещения, которые находятся в доме и числятся в общедомовом имуществе, в аренду.
  4. Средств, выплаченные в счёт компенсации, например материальные расходы в качестве возмещения ущерба. В случае если жителями дома был нанесён такой ущерб УК.

Важно: средства, которые жильцы вносят на капитальный ремонт, а также деньги, поступающие из бюджета, не облагаются налогами. У любой управляющей компании есть как прибыль, так и убыток.

В данном случае расходами будут считаться:

  1. Ремонт и устранение неисправностей системы отопления.
  2. Ремонтные работы, связанные с кровлей здания.
  3. Ремонтные работы, связанные с канализацией.
  4. Ремонт по заявкам жильцов и т. д.

Также возникают убытки, связанные с содержанием дома:

  1. Затраты управляющей компании, связанные с ежедневной уборкой подъездной клетки, лифта, мусоропровода и т. д. (швабры, тряпки, веники и другой инвентарь).
  2. Замена окон, дверей, замков и прочего.
  3. Затраты на дезинфекцию мусоропровода, чердака и подвала.
  4. Контроль уровня температуры воздуха.
  5. Озеленение придомовой территории, посадка цветов и кустарников.

Капитальный ремонт является отдельной статьёй убытков управляющей компании. В основном ремонт проводится за счёт средств собственников, однако иногда средства могут поступить из бюджета.

Также к прямым расходам относятся:

  1. Затраты на выплату зарплаты работникам УК.
  2. Отчисления в страховой фонд.
  3. Платежи в налоговую инспекцию.
  4. Затраты на повышение квалификации и обучение персонала.
  5. Оплата услуг посредников (аудиторы, банки и т. д.)

Все расходы должны отражаться в бухгалтерском учёте соответствующими проводками согласно законодательству РФ.

Порядок предоставления субсидий

Субсидией называются средства, которые назначаются государством для возмещения затрат, связанных с коммунальной инфраструктурой. Субсидия предоставляется единовременно, и потратить её можно исключительно на возмещение убытков.

Денежные средства предоставляются на основании соглашения, которое заключается между жилищно управляющей компании и министерством экономического развития. В соглашении прописывается размер, целевое назначение, время выплаты, срок назначения субсидии и срок предоставления отчётности по использованию средств. Для назначения субсидии управляющая организация должна собрать необходимую документацию и предоставить её в уполномоченный орган.

Для проведения капитального ремонта дома предусмотрено субсидирование. Компания может получить субсидию на капитальный ремонт, если будут соблюдены следующие условия:

  • решение о капремонте приняли жильцы дома на общем собрании;
  • управляющая компания не имеет долгов перед государственными органами;
  • если в заключении после проведения экспертизы будет информация о необходимости проведения ремонта.

Субсидия может быть назначена только на определённый вид работ:

  • удаление деформаций и обрушений отдельных частей многоквартирного дома;
  • устранение повреждений после аварийных ситуаций и стихийных бедствий (наводнение, пожар и т. д.);
  • устранение разрушений несущих конструкций многоквартирного дома.

Управляющей компании необходимо направить пакет необходимой документации с письменным обращением в МУ ДМИБ.

Документы должны содержать информацию, свидетельствующую о необходимости проведения капитального ремонта. А далее ждать принятия решения уполномоченным органом.

  • О вознаграждении организации

    Поскольку любая управляющая организация является коммерческим учреждением, она имеет полное право получать денежное вознаграждение за свою деятельность. Информация о размерах и порядке выплат всегда указывается в соглашении по управлению. Управляющая компания имеет полномочия самостоятельно начислять себе вознаграждение. При этом сумма поощрения удерживается из общей суммы платежей, которые ежемесячно поступают от жителей многоквартирного дома.

    Величина вознаграждения управляющей компании не может быть более 10% от общего установленного тарифа на содержание и ремонт.

    Осуществлять деятельность по ведению бюджета обязана бухгалтерия каждой управляющей компании. Все УК должны в установленные сроки предоставлять необходимую отчётность, а также платить налоги согласно действующему законодательству.

    Все документы, свидетельствующие о доходах и расходах управляющих компаний ЖКХ, проверяют органы налоговой инспекции, поэтому следует строго соблюдать все требования и правила по ведению документооборота.

    Предлагаем вам ознакомиться и с другими материалами наших экспертов об организации УК как бизнеса. Читайте о том, как создать управляющую компанию с нуля и как ею управлять, каковы пределы ответственности и порядок раскрытия информации УК, как получить лицензию и зарегистрироваться в ГИС ЖКХ, а также какие договоры заключает компания с ресурсоснабжающими организациями, как погасить задолженность перед поставщиками и что нужно знать о банкротстве.

    Подводя итоги, можно отметить, что управляющие организации – это компании, занимающиеся коммерческой деятельностью. В связи с этим они обязаны соблюдать требования бухгалтерского учёта и вести всю бухгалтерскую отчётность, а также вовремя оплачивать налоги.

    Все статьи расходов и доходов управляющих компаний строго контролируются налоговыми инстанциями, поэтому соблюдение отчётности очень важно. Немаловажное значение имеет вопрос необоснованного завышения тарифов. Жители дома имеют право осуществлять контроль деятельности ЖКХ, а также проверять все расходы. Для этого лучше создать инициативную группу, в которую будут входить бухгалтера, инженеры и юристы.

    Эти специалисты смогут дать объективную оценку всем документам, которые предоставляются управляющей компанией. Перед проверкой необходимо тщательно изучить соглашение и все моменты, прописанные в нём, связанные с данным вопросом. Отчётность может предоставляться лично жителям, а может быть вывешена на общие стенды для информации.

    >Доходы и расходы управляющей компании: что, куда и откуда? Обязана ли УК предоставлять смету выполненных работ?

    Доходы управляющих компаний ЖКХ

    Прибыль управляющей компании складывается из нескольких категорий.

    1. Платежи, поступающие от собственников жилья. Ежемесячно все жильцы платят деньги на содержание дома. Они указываются в каждой квитанции, прописаны, как плата за содержание и управление домом.
    2. Сумма платежей от деятельности посреднического характера. Управляющие организации собирают деньги с жильцов за все коммунальные услуги, а потом получают агентские вознаграждения от компаний, которые занимаются ресурсоснабжением многоквартирных домов.
    3. Средства, которые поступают от собственников, помимо квартирной платы:
      • установка сантехнического оборудования, сломанного по вине жильцов,
      • дополнительный ремонт в квартирах.
    4. Платежи, которые поступают от арендаторов помещений. В жилых домах могут арендовать подвалы. Соответственно, съемщики оплачивают не только арендную плату, но и коммунальные услуги.
    5. Согласно Налоговому Кодексу РФ к доходам управляющих компаний ЖКХ не относят средства, носящие характер целевого финансирования (следовательно, они не облагаются налогами). К ним относят:

    • платежи собственников, которые направлены на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома;
    • средства из бюджета, которые выделяются на управление домами (деньги, выделяемые на долевое финансирование капремонта домов).
    • Вознаграждение

      Все управляющие компании являются организациями, оказывающими услуги за тот или иной вид управления. Помимо управления инвестициями и организациями, они занимаются ведением домового хозяйства. Услуги УК оплачиваются потребителями и называются вознаграждением.

      Сумма вознаграждения при управлении домом не определяется законодательством, а зависит от условий, прописанных в договоре МКД с УК, где должен быть указан % от прибыли.

      Высчитывается вознаграждение из общей суммы ежемесячных платежей собственников квартир на содержание и ремонт в соответствии с общим тарифом. Его размер варьируется от 10% до 15% в зависимости от региона и самой УК.

      Пример расчета

      Посчитать однозначно вознаграждение управляющей организации не представляется возможным, поскольку сумма будет варьироваться в зависимости от различных факторов, влияющих на увеличение затрат на содержание МКД.

      К примеру, снежной зимой траты на уборку снега будут больше, чем в малоснежный зимний период, а следовательно и вознаграждение УК окажется меньше. Или же в случае аварии, которую требуется устранить, также данные расходы снизят сумму вознаграждения.

      На примере будет понятнее, как устроена система вознаграждения и способ его расчета.

      Вознаграждение УК высчитывается по следующей формуле:

      Сумма, полученная от жильцов на содержание МКД / 100 * % от тарифа на содержание.

      Если МКД заключил договор об управлении, в котором указано, что вознаграждение составляет не более 10% от тарифа на содержание, то его сумма, согласно вышеуказанной формуле составит 10 000 тыс. руб.

      Как обосновать и какие бывают проблемы с обоснованием?

      Ведение бюджета должна осуществлять бухгалтерия каждой управляющей организации. Все УК обязаны в определенные сроки предоставлять отчеты согласно закону. Всю документацию, содержащую сведения о доходах и расходах УК ЖКХ, проверяет ФНС, поэтому нужно соблюдать требования к документообороту.

      Важное значение имеет вопрос необоснованности повышения тарифов. Жильцы МКД вправе контролировать деятельность УК, в том числе и ее расходы. В случае выявления нарушений жители имеют право писать претензии как в саму управляющую организацию, так и в вышестоящие инстанции.

      Если говорить о налоговых последствиях этого вида деятельности, стоит заметить, что прибыль УК должна складываться из общей суммы, которая поступила от жителей дома, т.к. они являются доходом от реализации — статья 249 налогового кодекса.

      Важно, что оплата коммунальных услуг не должна включать в себя непосредственно вознаграждение управляющей организации — статья 154 жилищного кодекса.

      Это значит, что приобретение энергетических и других видов ресурсов у поставщиков и предоставление ком. услуг жителям производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (ПП РФ 354 от 6 мая 2011 г.).

      Т.е. в распоряжении УК после расчетов с РСО не остается какой-то прибыли, и ее доходы в целях налогообложения равны расходам.

      Виды расходов

      Расходная часть бюджета компаний подразделяется на несколько видов.

    1. Расходы, касающиеся ремонтных работ в жилом помещении. В квартире каждого собственника есть общедомовое инженерное оборудование (стояки водоснабжения, вентиляционные, отопительные и газовые системы), которое находится в собственности владельца жилья.

      Любая управляющая компания должна содержать общедомовое оборудование в порядке и, в случае поломки, производить ремонт, хотя он не включен в оплату коммунальных услуг.

      Управляющей компании вменяются следующие обязательные работы:

      • обеспечение постоянной работы отопительной системы;
      • контроль работы системы вентиляции;
      • проверка безопасности квартир с газовым оборудованием, регулярный контроль над газовыми плитами, установленными в квартире (если таковые имеются);
      • обеспечение беспрерывной работы стояков водоснабжения и канализации;
      • содержание стен дома в нормальном состоянии, при необходимости компании должны проводить их ремонт.
    2. Расходы на текущий ремонт. В каждом многоквартирном доме есть общедомовое имущество, которое нужно содержать и ремонтировать.Собственники жилья ежемесячно оплачивают работы по данному направлению, которые прописаны отдельной строкой в квитанции. Замену или ремонтирование инженерного оборудования производится за счет средств собственников жилья.

      Управляющая компания должна обеспечить:

      • постоянство и бесперебойность работы противопожарной системы;
      • проверка безопасности газоснабжения (она осуществляется в домах с газовыми плитами);
      • содержание, обеспечение непрерывной работы канализационных и водоснабжающих систем;
      • контроль над отопительной системой, своевременное устранение неполадок, аварийных ситуаций;
      • ремонт кровли дома (небольшой ремонт выполняют только при хороших погодных условиях, если необходима смена всей кровли, то до 50 % средств выделяется из средств, начисляемых для текущего ремонта).
    3. Расходы по содержанию подъездов многоквартирных домов. Согласно Жилищному Кодексу России, компании должны содержать в надлежащем рабочем состоянии лифты, мусоропроводы, подъезды, почтовые ящики.

      Управляющим организациям вменены следующие обязанности:

      • ежедневно подметать две первых лестничных клетки и все площадки перед мусоропроводами;
      • каждый день мыть пол в лифтах;
      • контролировать исправность всех конструктивных элементов в подъезде;
      • производить немедленную замену битых стекол в окнах, дверях;
      • контролирование температурного режима в подъезде (не ниже 16 градусов);
      • ежемесячно дезинфицировать мусоропровод;
      • каждый месяц убирать все площадки и пролеты.
    4. Расходы, по содержанию придомовой территории. У каждого дома есть небольшой участок земли, прилегающий к нему. Эту территорию необходимо облагораживать.

      Данная статья включает в себя:

      • озеленение территорий, прилегающих к дому,
      • благоустройство придомового участка.

    Отдельно стоит сказать о капитальном ремонте. Он оплачивается собственниками помещений в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Государство может предоставить финансовую поддержку ТСЖ, управляющих компаний, жилищных кооперативов по проведению капитального ремонта.

    Прочие материальные затраты

    Данный вид бюджета включает в себя следующие разделы:

    • покупка сырьевых материалов, хозяйственных принадлежностей и прочего инвентаря, который необходим при предоставлении услуг многоквартирным домам;
    • коммунальные услуги, которые потребляются самим офисом управляющей организации;
    • аренда нежилых помещений, которые использует управляющая компания или амортизационные отчисления;
    • транспортные и другие виды услуг.

    После передачи дома от застройщика управляющей компании или конкурсного отбора УК, организация приступает к своей непосредственной деятельности в отношении конкретного МКД. УК должна выполнять свою работу исходя из прав и обязанностей, установленных законодательством и соглашением с собственниками. Но и владельцы квартир также обязаны своевременно вносить платежи и выполнять предписания УК.

    При честном продуктивном сотрудничестве жилищникам не потребуется «выколачивать» деньги из должников разными способами, например, отключением электроэнергии или полным отказом от обслуживания дома, чтобы избежать банкротства, а собственникам не придется ставить вопрос об отказе от УК или ее смене.

    Смета доходов и убытков

    Данный документ представляет собой четкий бухгалтерский план, согласно которому в бюджет управляющей компании будут поступать доходы и отчисляться расходы. Смета – это один из самых простых финансовых планов.

    Управляющая компания обязана выполнять ряд требований перед собственниками жилых помещений. Эти обязанности четко прописаны в договоре между жильцами и организацией.

    В смете четко прописываются все пункты (соответствующие обязанностям), которые ведут за собой расходную и доходную часть бюджета. При составлении сметы учитывается площадь всего дома, количество жилых и нежилых помещений. В смету входят следующие пункты:

    • Платежи ресурсоснабжающим компаниям. Между управляющей организацией и данными компаниями заключается договор. Исходя из него, рассчитывается сумма оплаты.
    • Расходы, которые относятся к содержанию общего имущества – сюда входит работа по уборке прилегающих территорий и общедомовых площадей (лифтов, подъездов), подготовка к зимнему периоду времени и др..
    • Расходы по ремонту дома – оплата услуг подрядчиков, проводящих ремонтные работы.
    • Расходы, касающиеся работы самой управляющей компании. Этот пункт включает в себя материальные расходы в управляющей компании, отчисления на заработную плату другие социальные нужды работников, амортизация различного оборудования, используемого управляющей компанией, другие расходы, которые связаны с предоставлением услуг по обслуживанию дома.
    • Расходы, направляемые на капитальный ремонт – оплата услуг подрядчиков, производящих капремонт.

    Управляющая компания должна предоставлять смету по требованию собственника жилья. Лучше будет, если жильцы обратятся в управляющую организацию коллективно.

    Государство предоставляет субсидии, которые нацелены на то, чтобы возместить затраты, связанные с содержанием объектов коммунальной (социальной, энергетической, таможенной и прочих) инфраструктуры.

    Субсидии предоставляются единовременно, использовать их можно только на возмещение убытков. Предоставление денежных средств основывается на договоре, заключенном между управляющей компанией и министерством экономразвития России.

    В договоре указывается размер субсидии, время выплаты, целевое назначение, сроки представления отчетов по использованию средств и др. Для того чтобы получить субсидию, управляющая компания должна предоставить в министерство соответствующие документы.

    Существует субсидирование капитального ремонта дома. Управляющие компании могут получить субсидии для его проведения. Для этого организации должны обладать следующими критериями:

    • компании не должны иметь задолженности перед РСО;
    • решение о надобности капремонта должно быть принято собственниками на общем собрании;
    • проведение экспертизы технического состояния дома, где в заключении будет сказано о необходимости капитального ремонта.

    Субсидии могут быть предоставлены только в случае выполнения определенных работ капремонта:

    • подрядчики должны устранить разрушения несущих конструкций дома;
    • необходимо устранить повреждения после чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений);
    • удалить деформации и обрушения отдельных конструктивных частей дома.

    Управляющие организации должны направить письменное обращение в МУ ДМИБ с документами, подтверждающими необходимость капитального ремонта, и ожидать решение вопроса.

    Ведение бюджета управляющей организации – это важная деятельность, которую ведут бухгалтеры. Все компании предоставляют отчеты, платят соответствующие налоги.

    Документацию, доходную и расходную часть бюджета проверяет налоговая инспекция, поэтому необходим соблюдать все правила по ведению бюджета.

    Управляющая компания «ДОХОДЪ»

    Управляющая компания «ДОХОДЪ» предлагает услугу по созданию фондов, объединяющих в себе семейные капиталы, и управлению их активами.

    Семейные фонды – это форма объединения капитала для управления семейным благосостоянием. Семейные фонды широко распространены за рубежом. В России реализовать некоторые преимущества семейных фондов поможет механизм закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФа).

    Защита капитала.

    На имущество фонда не могут быть обращены взыскания по долгам управляющей компании или владельцев паев. Конструкция фонда предусматривает защиту имущества, как от третьих лиц, так и от действий пайщиков фонда.

    Объединение различных активов.

    Удобный способ для управления семейным капиталом и обеспечения контроля над имуществом.

    Широкие возможности для формирования.

    В зависимости от типа фонда, он может быть сформирован различным имуществом: недвижимость, художественные ценности, ценные бумаги, денежные средства, доли в уставных капиталах, денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам из кредитных договоров, включая права залогодержателя по договорам об ипотеке.

    Налоговые льготы.

    Фонд не является юридическим лицом и не платит налог на прибыль. Соответственно, прибыль, сгенерированная внутри фонда (управление недвижимостью, операции с ценными бумагами и т.д.), может полностью реинвестироваться, увеличивая капитализацию.

    Конфиденциальность собственников.

    Информация о владельцах паев не является публичной. Еще больше защиты информации о пайщиках в фондах для квалифицированных инвесторов.

    Простая передача прав на имущество.

    Благодаря механизму учета паев можно достаточно быстро вносить изменения в структуру собственности, оформив пай на другое лицо по поручению текущего владельца. Вместе с передачей пая происходит перевод доли имущества, составляющего фонд, на другое лицо – это удобное решение для процедуры наследования, которое поможет избежать споров.

    Пожалуйста, оставьте заявку, чтобы узнать больше о нашем предложении. В графе продукт укажите «Дополнительные услуги». Благодарим за интерес!

    Управляющая компания «ДОХОДЪ» имеет многолетний опыт работы на рынке управления активами. Входит в пятерку крупнейших управляющих компаний Северо-Запада России. Общий объем активов под управлением Компании составляет более 18 млрд. рублей.

    Паевые фонды. Под управлением Компании находятся активы 13 паевых инвестиционных фондов. Открытые ПИФы представлены фондом акций, облигаций, смешанных инвестиций, индексным фондом и тремя отраслевыми фондами акций. Среди ЗПИФов – 4 фонда недвижимости, кредитный фонд и один из первых фондов венчурных инвестиций, сформированных за счет средств частных инвесторов.

    Индивидуальное доверительное управление. Управляющая компания «ДОХОДЪ» предлагает клиентам три стандартные стратегии доверительного управления, а также разрабатывает их модификации, отвечающие индивидуальным запросам инвесторов.

    Эндаумент-фонды. Под управлением Компании находятся средства Фонда целевого капитала развития Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (ФЦКР СПбГПУ). Управляющая компания «ДОХОДЪ» предлагает собственникам целевого капитала услуги по созданию эндаумент-фондов и управлению их средствами.

    Компенсационные фонды СРО. Управляющая компания «ДОХОДЪ» предлагает саморегулируемым организациям услуги по доверительному управлению компенсационными фондами. Под управлением Компании уже несколько лет находятся средства компенсационного фонда.

    Негосударственные пенсионные фонды. Компания предлагает доверительное управление активами НПФ, а также оптимизацию активов с учетом требования законодательства к составу и структуре пенсионных резервов.

    Информация об УК

    Отчетность УК

    Расчет размера собственных средств

    Раскрытие информации

    Как известно, обеспечение населения коммунальными услугами, ремонт и содержание жилищного фонда являются делом хлопотным и весьма затратным. В этой связи является вполне понятным желание управляющих компаний, создаваемых, как правило, на базе бывших ЖКУ и ЖКО, применять упрощенную систему налогообложения, позволяющую законным способом минимизировать налоговые обязательства. Наш опыт налогового консультирования показывает, что управляющим компаниям следует обращать особое внимание на особенности налоговых последствий сделок, заключаемых ими в интересах граждан. Институт управления многоквартирным домом (далее по тексту – «Управление») появился в российском законодательстве в виде раздела VIII Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 01 марта 2005 года.

    Его основными задачами является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).

    Приведенные положения ясно указывают на социальную направленность института Управления: в целях максимальной защиты интересов граждан, проживающих в жилых помещениях, законодатель разграничил функции по непосредственному выполнению работ (оказанию услуг) в сфере ЖКХ и по организации указанных процессов между различными субъектами, поставив, по сути, «буфер» между потребителями и непосредственными исполнителями в виде Управляющей организации.

    Жилищным кодексом РФ предусмотрены три формы управления многоквартирным домом (ч.2 ст.161 ЖК РФ): непосредственно гражданами, товариществом собственников жилья (иным специализированным потребительским кооперативом) и управляющей компанией. Первые два из перечисленных способов находятся за рамками настоящего исследования, поэтому мы будем рассматривать лишь правоотношения, возникающие в рамках управления с привлечением Управляющей организации.

    Фактически жилищное законодательство содержит три случая, когда многоквартирный дом может управляться Управляющей организацией:

    1) если такой способ Управления выбран на общем собрании собственников помещений в доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ); 2) при получении от органа местного самоуправления уведомления о необходимости заключить договор управления с Управляющей организацией, признанной победителем открытого конкурса. Такое уведомление направляется, если до 01 января 2007 года собственники не приняли решение о выборе способа управления или не реализовали его на практике (ч.4 ст.161 ЖК РФ, ч.1 ст.18 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04 г. №189-ФЗ); 3) если все помещения в многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.163 ЖК РФ).

    Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления должен заключаться в письменной форме с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

    По общему правилу, конкретные условия договора управления определяются общим собранием собственников. Однако в случае, если такое собрание не утвердило такие условия, либо договор управления заключается на основании уведомления органа местного самоуправления (ч.4 ст.161 ЖК РФ), последний утверждает форму договора управления своим решением.

    Предмет договора управления состоит в том, что Заказчики обязуются оплачивать, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей Управления деятельность.

    Таким образом, договор управления по своей правовой природе является смешанным договором с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Данный вывод подтверждает и пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющий исполнителя (которым может быть и Управляющая организация) как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

    Кроме того, согласно п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… «надлежащее содержание общего имущества … обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией…».

    В целом деятельность Управляющей организации можно разделить на две основные составляющие.

    1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

    Специфика данного вида деятельности заключается в том, что Управляющая организация самостоятельно производит либо покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и трансформирует их в коммунальные услуги, предоставляемые потребителям (пункт 3, подпункт «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

    Таким образом, если Управляющая организация не имеет собственных мощностей для производства коммунальных ресурсов, она заключает договор купли-продажи с ресурсоснабжающей организацией.

    Очевидно, что при такой схеме оформления договорных отношений (обусловленной требованиями действующего законодательства) невозможно говорить о том, что Управляющая компания в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выполняет функции агента, выполняющего задание собственников жилых помещений.

    Следовательно, ресурсоснабжающие организации несут ответственность за надлежащее выполнение условий договора только перед Управляющей компанией.

    В свою очередь, Управляющая компания в отношениях с гражданами не может ссылаться на нарушение условий договора ресурсоснабжающей организацией.

    Если рассматривать налоговые последствия данного вида деятельности, необходимо отметить, что выручка Управляющей организации должна складываться из всех сумм, поступающих от жильцов, поскольку они являются доходом от реализации (ст.249 НК РФ).

    Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что плата за коммунальные услуги не включает в себя вознаграждение Управляющей компании (ст.154 ЖК РФ). На практике это означает, что приобретение коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг гражданам производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке (п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), то есть в распоряжении Управляющей компании после расчетов с ресурсоснабжающей организацией не остается какой-либо прибыли, ее доходы в целях налогообложения равны расходам.

    2. СОДЕРЖАНИЕ, ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В ДОМЕ.

    Содержание данного вида деятельности регламентируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют состав общего имущества и требования к его содержанию, а также перечень видов работ, которые не относятся к содержанию общего имущества.

    Управляющая компания может обладать необходимыми мощностями и трудовыми ресурсами для осуществления содержания и текущего ремонта своими силами. Вместе с тем она может привлекать для выполнения указанных работ третьих лиц, если запрет на это не установлен договором управления.

    Рассматриваемый вид деятельности содержит в себе как элементы подряда (текущий и капитальный ремонт), так и возмездного оказания услуг (содержание имущества). В этой связи отношения, связанные с привлечением третьих лиц, регулируются нормами о генеральном подрядчике и субподрядчике.

    В результате Управляющая организация выступает неким «буфером», поскольку в силу закона несет ответственность как перед жильцами – за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств субподрядчиком, так и перед субподрядчиком – за невнесение либо несвоевременное внесение оплаты гражданами (ч.3 ст.706, ст.783 ГК РФ).

    В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя, в том числе, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. По общему правилу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников. Однако в случае, когда собственники не приняли решения о выборе способа управления, размер такой платы утверждается органами местного самоуправления.

    Специфика данного вида деятельности Управляющей организации заключается в том, что собственники вносят плату за текущий и капитальный ремонт здесь и сейчас, а фактически эти работы будут выполнены в будущем, то есть Управляющая компания аккумулирует эти средства на своих счетах до момента принятия общим собранием собственников решения о необходимости проведения ремонта.

    Безусловно, сразу же возникает вопрос: каким образом Управляющая компания должна определять свою выручку?

    Относительно платы за содержание жилья все ясно: она учитывается в составе доходов от реализации, поскольку эти услуги оказываются в текущем периоде. Что же касается средств на осуществление ремонта, они также являются доходом от реализации, однако их учет в целях налогообложения зависит от применяемого Управляющей компанией метода определения дохода.

    Если Управляющая организация применяет общую систему налогообложения и определяет доходы по методу начисления, у нее есть возможность отнести средства на капитальный ремонт к доходам будущих периодов в виде предварительной оплаты работ и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывать их при формировании налогооблагаемой базы.

    В случае, если Управляющая организация определяет доходы кассовым методом, суммы оплаты за ремонт должны учитываться ей в том периоде, когда они фактически поступили в кассу (пункт 2 ст.273 НК РФ). Возможность отнесения на расходы данных сумм связана с моментом фактического выполнения и оплаты ремонтных работ (п.3 ст.273 НК РФ).

    Аналогичный учет необходимо вести и Управляющим компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Поскольку в силу пункта 1 ст.346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств в кассу (кассовый метод), плата за ремонт жилья должна учитываться в периоде ее фактического поступления от жильцов.

    Представляется, что плата за ремонт не может быть признана имуществом, получаемым в рамках целевого финансирования, поскольку перечень случаев такого финансирования, приведенный в подпункте 14 п.1 ст.251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

    К аналогичному выводу приходит и Минфин РФ, рассматривая в письме от 26 июня 2006 г. №03-11-04/2/128 вопрос о налогообложении платы за ремонт, получаемой ТСЖ: «…средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются.

    Плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (выделено автором).

    Нельзя не отметить, что существует альтернативная рассмотренной в настоящей статье точка зрения, основанная, в частности, на письме МНС России от 06.10.03 г. №22-2-16/8195-ак185, а также на письмах Минфина России от 14.11.05 г. №03-11-05/100 и от 26.06.06 г. №03-11-04/2/128.

    Сторонники указанной позиции считают возможным учитывать в составе доходов Управляющей организации только сумму ее вознаграждения, то есть фактически допускают применение в сфере ЖКХ института агентирования.

    Данная точка зрения представляется нам в корне неверной, поскольку она базируется на терминах и понятиях, содержавшихся в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. №1099, и утративших юридическую силу с 09 июня 2006 г. в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. №307 новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, изменивших правовые подходы к толкованию понятия «коммунальные услуги».

    В заключение хотелось бы отметить, что необходимость включения в состав доходов Управляющей организации всех сумм, поступающих от граждан, а также высокая вероятность утраты права на применение УСН побуждают компании, управляющие многоквартирными домами, изыскивать законные способы налоговой оптимизации своей деятельности, которые, безусловно, существуют.

    ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ

    Источники доходов управляющей организации при управлении МКД можно представить в следующем виде:

    Доходы от оказания обязательных услуг и выполнения обязательных работ.

    Доходы от дополнительно оказываемых услуг и выполняемых работ.

    Доходы от использования общего имущества.

    Доходы от привлечения средств.

    К доходам от оказания обязательных услуг и выполнения обязательных работ следует отнести обязательные платежи граждан, а именно: текущие ежемесячные платежи, платежи по осуществлению текущего и капитального ремонта общего имущества МКД, а так же разовые платежи за дополнительные работы и услуги. Под текущими ежемесячными платежами понимаются платежи за предоставление ЖК-услуг (водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, вывоз мусора и пользование лифтом). В рамках капитального ремонта осуществляются работы по устранению физического износа и разрушения, восстановлению исправности и замены соответствующего общего имущества. Текущий ремонт предполагает проведение работ по предупреждению преждевременного износа общего имущества (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Разовые платежи за иные обязательные работы и услуги устанавливается собственниками помещений на общем собрании. Решение принимается по конкретным работам и услугам, не входящим в перечень взятых обязательств.

    К доходам от дополнительно оказываемых услуг и выполняемых работ относятся жилищные услуги внутри помещений, предоставляемых по факту обращения в управляющую организацию: ремонт, замена внутриквартирного водопроводного, сантехнического, электрического оборудования, а так же ремонт дверей, полов, оконных рам и замена стекол. Выполнение иных дополнительных работ и услуг может включать в себя : парковка транспортных средств, юридические и услуги, согласование переустройства и перепланировки, осуществление пропускного режима, услуги по обслуживанию инженерных систем(системы противопожарной защиты, комплекс системы безопасности, домофоны, системы озвучивания, кондиционирования), сбор макулатуры.

    Доходы от использования общего имущества МКД включают в себя следующие направления: предоставление в пользование жильцам общего имущества МКД (например, чердаков и подвалов), аренда помещений общего пользования, размещение рекламы и оборудования.

    Доходы от привлечения средств могут быть представлены внедрением и продвижением технологий ресурсосбережения, например, внедрением общедомовых приборов учета с автоматической системой съема показаний, что исключает перерасход электроэнергии, горячей и холодной воды, тепла и точно вести расчеты с поставщиками и жильцами домов.

    Таким образом, при грамотном подходе к организации производственного процесса руководство управляющей компании обеспечивает ее дальнейшее эффективное и всестороннее функционирование.

    Использованная литература:

    Учетная политика управляющей компании ЖКХ.

    Многие многоэтажные дома сегодня содержатся и эксплуатируются управляющими компаниями, которые должны предоставлять качественные коммунальные услуги и проводить косметические и капитальные ремонты. Бухгалтерский учет в управляющей компании осуществляется со специфическими особенностями, о которых пойдет речь ниже.

    Как провести бухучет в управляющей компании

    Проводки бухгалтерского учета в УК ЖКХ зачастую касаются только двух действий:

    1. Покупка ресурсов у снабжающих компаний.
    2. Продажа ресурсов жителям домов.

    При первом действии бухгалтеры формируют кредиторскую задолженность и расходы УК, при втором – дебиторскую задолженность и прибыль. Поэтому бухучет в ЖКХ лучше вести следующим образом – создать учетную политику. Под таковой подразумевается нюансы учета активов и обязательств, прибыли и убыли. Чем правильнее и вернее будут составлены проводки учета, тем элементарнее будет работа бухгалтеров. Зачем это нужно – ясно, а вот что она должна в себя включать немного подробнее. Это учет следующих операций:

    • расчеты с компаниями, предоставляющими ресурсы;
    • расход материалов;
    • расчеты с жильцами-покупателями КУ;
    • доходов и расходов;
    • зарплаты исполнителям;
    • расчеты налогов;
    • расчеты по другим контрагентским договорам.

    Все основные положения, которые помогают правильно вести политику бухучета в управляющей компании ЖКХ при расходах и доходах, есть в Положении по бухгалтерскому учету 1/2008. Помимо бухучета управляющая компания ведет и налоговый учет в коммунальном хозяйстве, политика которого соответствует критериям Налогового Кодекса России.

    План счетов необходим непосредственно для осуществления бухучета, потому к такой деятельности подходят со всей ответственностью. Рабочий план создают на основе законодательного акта министерства финансов. Необходимо вводить в план лишь счета, которые в реальности используются УК. А, например, проводки, касающиеся животных и другие подобные, не включать.

    Во многих случаях управляющие компании для ведения бухучета используют унифицированную форму, которая согласована с Госкомстатом. Но с 2013 года ее можно и не использовать. В любой ситуации УК утверждают свои формы в учетной политике. Образцы можно бесплатно найти в интернете.

    Учетную политику, план счетов и формы учета необходимо оформить одним приказом, который подписывает руководство УК и главбух. Подобный акт следует каждый год переписывать, поскольку законы меняются и учетная политика устаревает.

    Вестись бухгалтерская отчетность предприятий должна без перерывов, регулярно, все действия отражаются проводками, о которых будет рассказано ниже, и первичных документах. Бухгалтерами должна составляться отчетность в соответствии с необходимым стандартом, который записан в ФЗ «О бухгалтерском учёте». Помимо этого подсчитывается и статистика. Описанные выше процессы учетной политики в обязательном порядке ведутся в бухгалтерии УК.

    ОСНО или упрощенка

    Общая система налогообложения (ОСНО) больше подходит из-за своей простоты для всех управляющих компаний. Но довольно большой размер налога на доход – 20 процентов и НДС делают подобный вид не очень выгодным. При выплатах НДС на ОСНО УК имеют льготы в сравнении с другими организациями коммерческого толка, поскольку в соответствии с налоговым законодательством КУ, которые предоставляют жильцам, и ремонтные работы с нанятым учетным персоналом не облагается НДС.

    Но нормативы законодательства в реальности не предоставляют никаких экономических выгод управляющим организациям коммунального хозяйства. При покупке ресурсов это невозможно, поскольку приобретение осуществляется по единому тарифу, поэтому налоговая база на НДС равняется нулю. При предоставлении платных услуг собственникам и нанимателям не взимается НДС лишь в ситуации, когда прибыль равна расходам подрядчикам.

    Поэтому часто выгодно применять упрощенную систему налогообложения, но есть и ограничение на ее использование:

    • если прибыль превышает 60 млн. рублей, то упрощенка невозможна;
    • если коммунальная компания имеет в штатном расписании более 100 человек, то подобное УСН также невозможно;
    • нельзя воспользоваться упрощенкой и при стоимости основных средств меньше чем 100 млн. рублей.

    Но в реальности большинство УК соответствуют данным для УСН. Сделать упрощенку основной формой при налогообложении можно в налоговой службе, необходимо только написать надлежащее заявление до конца года. При УСН компании освобождают от НДС и налога на прибыль, но при этом уплачивается налог, который необходим для этого режима.

    Для раздела «доходы» размер этого налога равен 6 процентам, а для раздела «доходы минус расходы» – 15 процентов. Особенностью этой формы налогообложения является установление прибыли кассовым методом, это значит, что доход определяется только по приходу денег и их убытию со счета УК.

    Для выбора системы следует учитывать и сопоставить доходы и расходы управляющим компаниям по коммунальным услугам бухгалтерской службой. Когда они зачастую находятся в минусе, то выгоднее использование налогообложение УСН «доходы минус расходы», потому что оплачивать нужно будет лишь минимальные сборы в размере одного процента от прибыли за конкретный промежуток времени. Но также стоит учесть, что подобные цифры могут и сильно разниться с доходами-расходами по методу начисления.

    Проводки в бухучете УК

    Теперь рассмотрим бухгалтерские проводки, число которых превышает другие расчеты в управляющей компании. Чтобы было удобнее, разделим их на два подраздела, которые обозначили ранее:

    • Д20 К60 – приобретение электричества, воды и газа у ресурсоснабжающих организаций;
    • Д19 К60 – воспроизведен НДС по купленным ресурсам;
    • Д68 К19 – НДС пропущен к вычету;
    • Д60 К51 – переведены деньги в счет платежей за купленные ресурсы.

    Предоставление услуг жильцам многоквартирных домов:

    • Д62 К90/1 – выставление счета коммунальных организаций;
    • Д 90/2 К20 – отображена себестоимость предоставленных КУ;
    • Д90/3 К68 – компанией рассчитан НДС;
    • Д51 К62 – оплата от жителей;

    Д60 К62 – перечисление денег, которые зачислились от жителей к ресурсоснабжающим компаниям.

    Этот пример проводок действенен в управляющих компаниях, которые пользуются ОСНО. При бухучете из проводки по упрощенке исключаются третий и седьмой пункты. Льготы на НДС при общей системе отображаются в расчетах следующим путем:

    • Д20 К19 – НДС по купленным ресурсам отображен в себестоимости.

    Третий и седьмой пункты также исключаются. Все эти операции чаще, чем другие бывают у УК, но случаются и другие проводки. Если возникли такие случаи, то обращайтесь к инструкции к плану счетов, которая входит в приказ №94н Министерства финансов.

    Когда УК регистрируется, то нужно выбрать код в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Это нужно, чтобы контролирующие органы знали о занятиях компании. Для УК это код 70.32.1 (Управление деятельностью жилого фонда). Но часто УК ставят значение 70.32 (По управлению недвижимостью), что соединяет три подвида деятельности.

    Резюмируя, скажем, что учетная политика управляющей компании ЖКХ не вызывают затруднений при расчетах, поскольку являются однотипными операциями. Основное – это соблюдать порядок и вести жилищно-коммунальное хозяйство и учет на предприятиях регулярно без перерывов, а также действовать согласно нормативам и действующим законам. Тогда контролирующие организации не зададут никаких вопросов.

    Что является прибылью управляющей компании жкх.

    #1 Сообщение batrakovatyu » 16 июн 2014, 14:17

    Re: Определение выручки в ЖКХ

    #2 Сообщение burmistr » 16 июн 2014, 15:30

    Насколько горит вопрос? Я просто сел писать статью по раздельному учету НДС.

    Если очень срочно — накидаю краткий ответ тут, если не горит чуть позже (до конца недели выложу статью).

    #3 Сообщение batrakovatyu » 17 июн 2014, 13:36

    #4 Сообщение batrakovatyu » 23 июн 2014, 09:59

    #5 Сообщение Ялиса » 24 июн 2014, 05:15

    #6 Сообщение batrakovatyu » 24 июн 2014, 08:14

    #7 Сообщение Ялиса » 24 июн 2014, 13:23

    #8 Сообщение burmistr » 24 июн 2014, 13:36

    Выручку определяют по факту оказания услуг, то есть собирают 20 счет на эту сумму делают проводку на 90-й

    Дт 62 Кт 76а — начисления (100 рублей)

    Дт 20 Кт 60 — фактические затраты (80 рублей)

    Дт 76а Кт 90.1 — реализация (оформляется бухгалтерской справкой).

    #9 Сообщение Ялиса » 24 июн 2014, 14:06

    #10 Сообщение burmistr » 24 июн 2014, 14:10

    Готов поспорить. Такие требования устанавливают налоговики и ФАСы для применения льготы.

    Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 N Ф09-2727/12 по делу N А60-18770/11

    Постановление ФАС Поволжского округа от 26.10.2012 по делу N А55-1577/2012

    ПИСЬМО МИНФИНА от 15 марта 2013 г. N АС-3-3/904
    Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом нормами Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.

    Постановление ФАС Центрального округа от 24.04.2013 по делу N А36-2123/2010
    Капитальный ремонт входит в состав услуги управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, что позволяет отнести его в целях налогообложения НДС к операциям по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в силу положений подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, при условии что работы (услуги) приобретаются управляющей компанией у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), и реализуются собственникам квартир в многоквартирном доме по той же стоимости.

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 5 августа 2013 г. N ВАС-10685/13 ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 24 апреля 2013 г. по делу N А36-2123/2010

    Для применения льготы требуется выполнение следующих условий в совокупности:
    — выполнение всего комплекса работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме приобретается управляющей организацией у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);
    — операции по реализации работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме должны осуществляться управляющей организацией по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *