Этапность контракта по 44 ФЗ

Автор: | 04.05.2019

Согласно части 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.
Понятие этапности исполнения контракта 44-ФЗ не содержит, в связи с чем, у многих Заказчиков возникают трудности с исполнением обязанности закрепленной в ч.9 ст. 94 44ФЗ.
На сегодняшний день существует множество нормативных правовых актов и писем-разъяснений органов власти, подготовленных и изданных для удобства понимания и применения контрактной системы.
Наиболее частым «разъяснителем» контрактной системы выступает Минэкономразвития России во главе с директором Департамента развития контрактной системы Максимом Вячеславовичем Чемерисовым.
Так, не остался без внимания директора Департамента и вопрос по подготовке и размещению вышеуказанного нами отчета. К разъяснениям по данному вопросу можно отнести следующие письма Минэкономразвития России: от 29.11.2013 №Д28и-2263, от 30.09.2014 №Д28и-1889, от 31.12.2014 №Д28и- 2919.
В первом разъяснении Минэкономразвития Росси делает вывод о том, что необходимо составлять ежемесячный отчет, если оплата и приемка оказанных услуг производится ежемесячно, а в контракте прямо не выделены этапы. Такой вывод в данном разъяснении основывается на ч.10 ст. 94 44-ФЗ. Такой же вывод содержится и в разъяснении Минэкономразвития от 31.12.2014 №Д28и- 2919. Заметим, в этих двух разъяснениях не раскрывается понятие этапности исполнения контракта…
Как не странно, но отлично от приведенных двух разъяснений разъяснение от 30.09.2014 №Д28и-1889. Данный документ содержит обобщающую позицию Минэкономразвития по вопросам, поступившим во время практической конференции.
Итак, данное разъяснение по исполнению контракта уже содержит ссылки на нормы гражданского кодекса РФ, что проясняет ситуацию с этапностью в контракте. А именно: в соответствии со статьями 508, 544, 708, 711, 753, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации по согласованию между сторонами в договоре (контракте) в течение срока действия договора (контракта) могут быть определены промежуточные сроки (этапы) исполнения сторонами части обязательств, предусмотренных договором (контрактом). Такие этапы закрепляются в договоре (контракте) посредством календарного плана или графика поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, или описанием их в отдельных пунктах договора (контракта). В случае, когда сторонами предусмотрено исполнение обязательств по контракту в течение срока его действия отдельными частями и промежуточные сроки исполнения обязательств в нем не определены, то исполнение обязательств выполняется в равномерные промежутки времени. А так же разъяснено, что график оплаты (ежедневно, еженедельно и т.п. ) относится к порядку оплаты (часть 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ) и не равнозначен этапности исполнения контракта. И сделан вывод, что факт ежедневной или иной оплаты контракта не свидетельствует о необходимости составления отчета и размещения его на официальном сайте. Обратим внимание, что в конце каждого рассмотренного нами документа указано об отсутствии компетенции у Минэкономразвития России разъяснять законодательство РФ.
Как же понимать и исполнять обязанность по подготовке и размещению отчета?
Все на самом деле не так сложно. В соответствии с. Ч.2 ст.2 44-ФЗ контрактная система основывается в частности на положениях Гражданского кодекса РФ. Разъяснение Минэкономразвития от 30.09.2014 №Д28и-1889 содержит ссылки на статьи Гражданского кодекса, что позволяет определиться с понятием этапности и необходимости отчитываться в ЕИС в сфере закупок по исполнении отдельного этапа контракта.
Таким образом, заказчик подготавливает и размещает в ЕИС в сфере закупок отчета об исполнении отдельных этапов контракта в случае их установления в контракте в виде определения четких сроков исполнения сторон своих обязательств в планах или графиках поставок, работ, услуг. В иных случаях отчеты размещаются по исполнению сторон своих обязательств в полном объеме.
Статья подготовлена специалистами практиками в сфере гос закупок АНО ДПО «Эксперт»>Основные этапы исполнения контракта по 44-ФЗ

Как завершить этап

Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события.

Исполнение отдельного этапа контракта по 44 ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:

  • накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
  • дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
  • дополнительное соглашение о расторжении.

Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 № 1093.

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п. 3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

О толковании понятия «этап исполнения контракта»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 июня 2017 года N 09-04-04/35157

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело поступившее письмом Федерального казначейства от 13.01.2017 N 07-04-04/13-52 обращение ФАС России от 25.11.2016 N РП/81695/16 по вопросу о толковании понятия «этап исполнения контракта», а также исчерпывающего перечня документов и информации, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.03.2013* N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), и сообщает следующее.

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «от 05.04.2013». — Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.

Согласно пункту 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.

Вместе с тем полагаем возможным высказать мнение Минфина России по поставленным в обращении вопросам.

Положения части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ, подпункта «к» пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 (далее — Правила) не регламентируют порядок определения этапа или факта исполнения контракта, а устанавливают перечень и объем информации и документов о контракте и закупке, вносимой в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр).

Порядок формирования указанной информации и документов, включаемых в реестр, в соответствии с пунктом 10 Правил устанавливается Минфином России.

В соответствии с пунктом 36 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 N 136н, информация об исполнении контракта включает:

код и наименование документа(ов) о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в ходе отдельных этапов исполнения контракта (далее — документ о приемке), предусмотренных контрактом, а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение контракта, или неисполнение контракта (с указанием допущенных нарушений), или наступление гарантийного случая, предусмотренного контрактом, или исполнение обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг;

реквизиты документа о приемке, а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнение контракта (с указанием допущенных нарушений) или наступление гарантийного случая, предусмотренного контрактом, или исполнение обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг;

количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные контрактом, в соответствии с документом о приемке, а также определяющим(ими) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений);

национальное кодовое буквенное обозначение и наименование единицы измерения количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения;

наименование, номер и дата платежного документа;

информация о соответствии платежного документа документу о приемке а также определяющему(им) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений);

наименование и код валюты, в которой осуществляется оплата контракта;

сумма оплаты контракта в соответствии с платежным документом, в том числе налога на добавленную стоимость;

дополнительные сведения о товаре при закупке лекарственных препаратов.

В отношении получателей бюджетных средств — государственных (муниципальных) заказчиков данные реестра взаимосвязаны с данными учета бюджетных обязательств, что позволяет обеспечить открытость, прозрачность и непротиворечивость информации о расходах бюджета на закупки товаров, работ, услуг.

В этой связи при наличии у заказчика документов, подтверждающих в соответствии с условиями контракта возникновение денежного обязательства при частичной поставке товаров, частичном выполнении работ, оказании услуг, или документов, подтверждающих оплату по контракту, заказчик представляет сведения об исполнении по каждому факту возникновения денежного обязательства и его исполнения (о приемке и оплате контракта) в установленном порядке.

Принимая во внимание изложенное, вышеназванные информация и документы об исполнении включаются в реестр контрактов не позднее 3-х дней со дня формирования соответствующих документов вне зависимости от того завершаются или нет при их формировании обязательства сторон по контракту.

2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ.

С учетом положений подпункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ отдельным этапом исполнения контракта является период времени, завершающийся приемкой заказчиком исполнения, произведенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В этой связи пунктом 1 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом N 44-ФЗ, в том числе оплату отдельных этапов исполнения контракта, приемку отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом.

(далее — отчет) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1093 (далее — Положение).

Согласно положениям пункта 3 Положения установлен семидневный срок для размещения в ЕИС со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания документов о приемке и (или) о результатах отдельного этапа исполнения контракта

Таким образом, если условиями контракта предусмотрено наличие в контракте этапов его исполнения (то есть ограниченной сроками обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) произвести исполнение в пользу заказчика), то отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта может размещаться заказчиком в ЕИС по завершении указанного этапа.

При отсутствии в контракте условия об этанности (независимо от наименования этапа — этап в договоре подряда (статьи 708, 711, 753, 762 Гражданского кодекса), периоды в договоре поставки (статья 508 Гражданского кодекса), ежемесячный расчетный период в договоре энергосбережения (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса), по мнению Минфина России, отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней со дня каждой оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания каждого документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

А.М.Лавров

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт Казначейства

России по Алтайскому краю

Этапы контракта по нормам Закона №44-ФЗ

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Нечеткие формулировки вроде «этап исполнения контракта», «отдельные этапы поставки товара», использующиеся в ст. 94 Закона 44-ФЗ, Постановлении № 1093 иногда позволяют сделать ошибочный вывод о том, что этап исполнения контракта истекает в момент проведения платежа.

Минэкономразвития России в своих письмах неоднократно высказывало неоднозначную позицию по данному вопросу.

В письме от 10 апреля 2015 г. № Д28и-1018 сделан вывод о том, что «этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они . Отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только в том случае, если такие этапы предусмотрены контрактом». В письме от 30 сентября 3014 г. № Д28и-1889 сделан вывод о том, что «график оплаты (ежедневно, еженедельно и т.п.) относится к порядку оплаты (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) и не равнозначен этапности исполнения контракта. Сам по себе факт ежедневной или иной оплаты контракта не свидетельствует о необходимости составления отчета и размещения его на официальном сайте».

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В письмах от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757, от 3 августа 2015 г. № Д28и-2326, от 31 августа 2015 г. № Д28и-2474 Минэкономразвития России делает вывод о том, что в случае если в соответствии с осуществляются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг длящегося характера (например, поставка продуктов питания, оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, связи), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата в производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы также являются отдельным этапом исполнения контракта. По результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара необходимо составлять и отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара. Такой же позиции придерживается и Федеральное казначейство в своем письме от 30 мая 2014 г. № 42-5.7-09/5.

Однако Минэкономразвития России, а также Федеральное казначейство не наделены полномочиями по разъяснению законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, о чем указывается практически в каждом письме Минэкономразвития России, в связи с чем, указанные разъяснения никакой юридической силы не имеют.

Полагаем, из буквального толкования ч.ч. 9-11 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, следует, что необходимость опубликования отчета по результатам исполнения каждого отдельного этапа контракта у заказчика возникает только в случае, если в самом контракте прописаны отдельные этапы.

Необходимость опубликования отчета по результатам исполнения контракта следует также в том случае, если заказчик при составлении плана-графика размещения заказов на соответствующий год в столбце 12 формы плана-графика указал сроки исполнения нескольких этапов контракта, а также в дальнейшем при формировании и направлении в Федеральное казначейство в соответствии со ст. 103 Закона № 44-ФЗ информации о заключенном контракте указал в карточке контракта сведения о том, что контракт предусматривает этапы исполнения.

Если же отдельные этапы в контракте не предусмотрены (в тексте контракта отсутствует слово «этап») и при этом производится ежемесячная оплата, то не требуется создавать ежемесячный отчет, понимая его как отчет по отдельному этапу исполнения контракта. Ежемесячная оплата не тождественна этапу исполнения контракта и относится скорее к порядку оплаты. Достаточным, по нашему мнению, будет после последней ежемесячной оплаты по контракту опубликовать один отчет.

Арбитражные суды также придерживаются позиции, что наличие определяется условиями самого контракта (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июля 2015 г. № Ф03-2726/2015 по делу № А04-9479/2014).

Таким образом, если в контракте конкретные этапы исполнения не определены, при планировании закупки в плане-графике, формировании сведений о заключенном контракте в карточке контракта на сайте http://www.zakupki.gov.ru заказчик не указывал наличие этапов исполнения контракта, при этом контрактом предусматривается лишь ежемесячный расчетный период, то контракт считается одноэтапным. Даже если при этом осуществляется подписание промежуточных документов о приемке, по нашему мнению, такие документы служат только для проведения расчетов и не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта.

Следовательно, отчет по такому контракту в соответствии с п. 3 Положения, утвержденного Постановлением № 1093, должен публиковаться в течение 7 рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания документов о приемке поставленных продуктов питания по завершению исполнения контракта в целом.

В противном случае, если контрактом предусмотрены четкие этапы исполнения, контракт считается многоэтапным, а отчеты об исполнении такого контракта должны публиковаться в течение 7 рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания документов о приемке поставленных продуктов питания по каждому этапу исполнения контракта.

К сожалению, на сегодняшний день, нет четкого понятия, что является этапом исполнения контракта в соответствии положениям Закона № 44-ФЗ. Ввиду отсутствия такого понятия, расходятся во мнениях и органы власти РФ при размещении заказчиками отчета об исполнении контракта при периодической поставке товара.

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Вопрос: Подскажите, в соответствии со статьей 94 ч9. теперь не нужно размещать отчеты по этапам исполнения контракта, если контракт до 1 млд. рублей?

Ответ:

31 декабря 2017 г. принят Закон N 504-ФЗ, устанавливающий с 1 июля 2018 г. обязанность заказчиков размещать в ЕИС отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информацию о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).

Формулировка ч.9 ст.94 44ФЗ в новой редакции только еще больше запутала экспертов и контролирующие органы. Единого мнения нет ни у них, ни у Минфина.
Согласно письму Минфина РФ от 18 мая 2018 г. N 24-03-07/34121, “если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 1 июля 2018 г., отчет размещается в соответствии с требованиями части 9 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, установленными до вступления в силу указанных изменений (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093). В случае если контракт заключен до 1 июля 2018 г., а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после 1 июля 2018 г., такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений в часть 9 статьи 94 Закона N 44-ФЗ”.

Согласно другому письму Минфина РФ от 14 августа 2018 № 24-03-07/57438, “если в соответствии с условиями заключённого контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, услуги связи, электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракты этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполнения работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то по результатам такой частичной приемки, оплаты, экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги)”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *