Федеральный закон номер 124

Автор: | 03.05.2019

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 562-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

«Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. n 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный) (Кузнецова О.В.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ,
от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ,
от 03.06.2009 N 118-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Преамбула закона является обязательным атрибутом большинства федеральных законов.
Прежде всего, в преамбуле комментируемого Закона установлено основное содержание Закона, а именно «основные гарантии прав и законных интересов ребенка», сформулирована цель принятия такого Закона, которой является «создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».
Законом затронуты различные аспекты жизни ребенка, в т.ч.:
— правовые (ст. 23);
— социальные (ст. 10);
— жилищные (ст. 13);
— духовно-культурные (ст. 14).
Отдельные права и интересы могут реализовываться ребенком самостоятельно, некоторые — только при непосредственном участии взрослых.
Дети принадлежат к наиболее социально незащищенным слоям населения. Среди них самой незащищенной и нуждающейся категорией являются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, как, например, дети-инвалиды.
Детство является начальным и, пожалуй, самым важным этапом жизни каждого человека. Именно в этот период происходит формирование личности, определяющее будущее человека, а также его мировоззрение. В возрасте до 18 лет дети должны готовиться к полноценной жизни в обществе. Усилия государства направлены на развитие у детей «общественно значимой и творческой активности», на воспитание в них «высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Названная задача выполняется путем целенаправленной и планомерной работы исполнительных органов власти всех уровней по реализации гарантий, провозглашенных комментируемым Законом.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 1
1. Статья 1 содержит понятийную базу и направлена на устранение возможностей двусмысленного понимания норм комментируемого Закона. В статье содержится девять ключевых понятий, которые используются в Законе. Некоторые из этих понятий имеют общеправовую природу, т.е. используются во многих нормативно-правовых актах, помимо данного Закона, например понятие «ребенок» содержится в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) и является общим для всего гражданско-правового законодательства. Однако отдельные понятия, такие, как «ночное время» или «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» в других нормативных актах федерального характера не используются или могут быть использованы в другом смысле.
Остановимся подробнее на каждом из понятий, определение которым дано в комментируемой статье.
Ребенком считается «лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)». Верно подмечено, что совершеннолетним лицо считается с 18 лет. С этого же возраста оно утрачивает статус ребенка, а соответственно, выходит из-под действия комментируемого Закона, если Законом не предусмотрены какие-либо исключения из этого правила. Например, в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК РФ о том, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Признание эмансипированным производится в судебном порядке.
Ребенок с момента своего рождения и до 14 лет является малолетним (и несовершеннолетним одновременно), а с 14 до 18 лет — несовершеннолетним.
2. Собирательным понятием является понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Оно не встречается в других федеральных законах и, в принципе, используется в правовой практике нечасто.
В трудную ситуацию дети обычно попадают или по вине взрослых, например дети, оставшиеся без попечения родителей, или в силу объективных обстоятельств, как, например, дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Иногда дети оказываются в бедственном положении вместе с другими членами своей семьи, скажем, если семья получает статус беженцев или вынужденных переселенцев или же признана малоимущей.
Перечень категорий детей, относящихся к попавшим в трудную жизненную ситуацию, не является исчерпывающим. Определение того, принадлежит ли ребенок к числу попавших в трудную жизненную ситуацию или нет, в некоторых случаях является оценочным, поскольку только в каждом конкретном случае специалист может оценить, нарушена ли жизнедеятельность ребенка в результате сложившихся обстоятельств и может ли данный ребенок преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью своей семьи. Ребенок может находиться в трудной жизненной ситуации, когда его основные права или законные интересы нарушены (например, когда ребенок похищен у родителей и нарушается его право на свободу передвижения и право на общение с родителями) или оспариваются (например, оспаривается право ребенка на жилое помещение), ребенок подвергается незаконному перемещению и невозвращению из-за границы или похищается.
3. Социальная адаптация ребенка направлена на «активное приспособление ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы».
Как видно из самого определения, адаптация необходима детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Необходимость социальной адаптации может быть вызвана тем, что ребенок находится в постоянном дискомфортном состоянии, которое может быть вызвано психическими и культурными отклонениями, психическим расстройством. В частности, ребенок-инвалид в силу своего физического состояния (недостатков развития и т.п.) нуждается в особом уходе, лечении, зачастую — в посещении специальных (коррекционных) образовательных учреждений, где с ним будут проводить работу специалисты.
Ребенок, нуждающийся в социальной адаптации, может быть эмоционально неустойчив, вспыльчив, может совершать насилие над другими, скажем, обидеть словом или ударить. Иногда причиной такого поведения может стать обстановка в семье или поведение других подростков — друзей, с которыми общается ребенок. Чаще всего выявлением того, нуждается ли ребенок в социальной адаптации, занимаются школьные преподаватели, воспитатели детских садов или работники социальных служб. Соответственно, они же чаще всего принимают меры социальной адаптации, к которым могут относиться беседы с психологом, педагогом или врачом, перевод на иную форму обучения или на надомное обучение.
4. Социальная реабилитация ребенка включает в себя мероприятия, направленные на восстановление социальных связей и функций, утраченных ребенком, а также восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем. Например, ребенок-инвалид практически всегда может испытывать трудности в общении со сверстниками, особенно когда он не посещает обычный детский сад или школу, а находится на надомном обучении или обучается в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Точно так же не приспособленными к нормальной жизни оказываются подростки, которые отбывали наказание в местах лишения свободы.
Реабилитационные мероприятия, как правило, осуществляются комплексно и включают в себя следующие аспекты:
— медицинский (вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана);
— физический (вопросы, связанные с применением физических факторов (физиотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия), с повышением физической работоспособности);
— психологический (ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений);
— социальный (вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, взаимоотношение ребенка с семьей, сверстниками, обществом).
5. Понятие «социальные службы для детей» объединяет различные организации (государственные, муниципальные учреждения, фонды, некоммерческие партнерства, иные некоммерческие организации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), а также граждан, осуществляющих без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Все они заняты осуществлением мероприятий по социальному обслуживанию детей в различных сферах их жизни: в бытовой сфере, в области медицины, психологии, права и материального обеспечения, в сфере отдыха и оздоровления, обеспечения занятости и некоторых других. Например, к числу социальных служб, созданных в виде государственных учреждений практически в каждом из регионов России, относятся центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома.
Центры социальной помощи семье и детям занимаются выявлением несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их социальной реабилитацией, принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в т.ч. путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и круглосуточно принимают несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившихся или подкинутых и некоторых других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
6. Под социальной инфраструктурой для детей в комментируемой статье понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям.
В частности, спортивные залы, катки, стадионы строятся с целью привлечения детей и молодежи к занятию спортом и ведению здорового образа жизни. Детские сады и образовательные учреждения служат воспитательным и образовательным целям, а деятельность больниц, детских поликлиник, лечебно-профилактических учреждений направлена на обеспечение здоровья детского населения страны.
7. В комментируемой статье дается определение понятию «отдых детей и их оздоровление». Мероприятия, связанные с отдыхом детей и их оздоровлением, направлены на укрепление их иммунитета, а также улучшение физического самочувствия и тонуса организма, которое является важным для формирования гармоничной личности.
Дети могут осуществлять свое право на отдых и оздоровление в детских центрах досуга, в кружках и секциях, в т.ч. в спортивных, на слетах, в детских оздоровительных лагерях и здравницах и т.п. Дополнительные занятия с детьми соответствующей направленности могут проводиться в школах и детских садах.
Детские оздоровительные лагеря, специализированные (профильные) лагеря, туристические лагеря и другие организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, обобщены в понятии «организации отдыха детей и их оздоровления». При этом в понятие «организации» входят и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере оказания услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, что в принципе не типично для российского гражданского права.
8. Определение понятия «ночное время» было введено в комментируемый Закон Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Поправка была необходима в связи с введением в действие ст. 14.1, абз. 3 ч. 3 которой говорит о недопущении нахождения детей «в ночное время в общественных местах». Ночным названо время с 22 до 6 часов местного времени. Аналогичное понятие ночного времени содержится в жилищном законодательстве.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 2
1. Комментируемым Законом регулируются отношения, которые возникают с участием детей или по поводу прав и обязанностей детей. Эти отношения образуют сферу действия комментируемого Закона.
Отношения, возникающие в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости молодежи, регулируются наряду с нормой ст. 11 комментируемого Закона специальным законом — Трудовым кодексом РФ. Например, отношения между подростком 17 лет и органом службы занятости, куда подросток обратился для регистрации в целях профориентации и подбора работы, или отношения между подростком и индивидуальным предпринимателем — работодателем, который заключил с подростком 16 лет срочный трудовой договор на выполнение обязанностей по уборке территории около магазина, являются отношениями, подпадающими под сферу действия комментируемого Закона.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и реализацией гарантий детям, в т.ч. детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, могут возникать в различных жизненных сферах и областях:
— в семейной жизни (отношения между детьми и родителями, детьми и другими родственниками);
— в жилищной сфере (отношения по поводу приватизации жилого помещения с участием ребенка между уполномоченными государством органами, ребенком и родителями ребенка);
— в сфере профориентации и трудоустройства (отношения между ребенком и органами службы занятости), работы (отношения между организацией или предпринимателем-работодателем и ребенком), учебы (отношения между образовательным учреждением в лице педагогов и ребенком) и многих других.
Особенностью отношений в различных областях предоставления гарантий детям является то, что они регулируются нормами различной отраслевой принадлежности. Такие отношения могут иметь как имущественный (по поводу жилья), так и неимущественный характер (по поводу возмещения морального вреда). Комментируемый Закон распространяется на те вопросы, которые одновременно регулируются нормами отраслевого законодательства, в первую очередь нормами Семейного, Жилищного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Трудового кодексов.
Комментируемый Закон основывается на конституционных принципах и нормах. Предоставление социальной защиты детям направлено на решение одной из важнейших задач социального государства — на обеспечение

Законодательство РФ признает детство важным этапом в жизни человека, когда формируется нравственность взглядов, творческие способности, общественная значимость, любовь к Родине и др. В обязанности родителей входит подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Государство, в свою очередь, должно обеспечить достойный уровень жизни.

Для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также контроля над воспитанием личности, был принят Федеральный закон №124 «О правах ребенка».

Что представляет собой закон?

Полномочия несовершеннолетних граждан РФ:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский и Семейный кодексы;
  • Основы прав РФ об охране здоровья;
  • ФЗ об образовании;
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка;
  • Закон о защите сирот и детей, оставшихся без попечительства взрослых;
  • Закон о социальной защите инвалидов (до совершеннолетия) и др.

Основным нормативно-правовым документом, который обеспечивает защиту прав и законных интересов ребёнка, является ФЗ №124.

Читайте также: ФЗ 103 в новой редакции.

Впервые, Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка» 3 июля 1998 года. Совет РФ одобрил его на законодательном уровне, опираясь на основы Конституции РФ и защиту прав и интересов несовершеннолетних. По прошествии десятилетия, произошел ряд важнейших изменений в законе. Впервые — 20 июля 1999 года, последние поправки — 28 декабря 2016 года. Нормативные акты законодательства регламентируют основные права и интересы ребёнка, в целях создания благоприятных условий для жизни.

Вам будет интересно: основные положения ФЗ №210.

ФЗ №124 состоит из 5 глав:

  • гл. №1 — основные положения закона;
  • гл. №2 — основные гарантии прав ребенка в РФ;
  • гл. №3 — координационные основы прав и обязанностей несовершеннолетнего;
  • гл. №4 — гарантии исполнения ФЗ;
  • гл. №5 — заключительные основы.

Ознакомьтесь с Федеральным законом о частной детективной деятельности в РФ

Главная цель созданной общегосударственной политики направлена на решение таких задач, как:

  • установление минимальных общественных стандартов для улучшения показателей качества жизни;
  • создание мер по защите прав несовершеннолетних в сфере образования, воспитания, труда и отдыха;
  • недопущение ущемления прав ребёнка;
  • установление запрета на эксплуатацию детского труда.

Также читайте: ФЗ об экологической экспертизе в новой редакции.

Службы регионального самоуправления призваны внедрить законодательные нормы в жизнедеятельность населения, а также осуществлять строгий контроль за их исполнением.

Последние правки в закон вносились в статьи №13 и 14. Согласно редакции от 2.12.2013 статьи №13 ФЗ №124, защита интересов и прав несовершеннолетних при формировании общественной инфраструктуры для детей, обеспечивает федеральная служба исполнительного самоуправления.

Права ребенка в РФ согласно ФЗ 124

На территории РФ, ребёнком признаётся гражданское лицо, не достигшее 18 лет и находящееся на обеспечении родителей, официальных представителей (опекунов, попечителей) или государства.

Согласно ФЗ №124, несовершеннолетний приобретает права с рождения. Контроль и защита прав детей осуществляется региональными властями.

В соответствии с действующим законодательным актом, ребёнок вправе:

  • получить при рождении имя, фамилию и отчество;
  • проживать совместно с родителями, получать заботу, воспитание и образование;
  • быть защищённым. Представительство интересов ребёнка возлагается на родителей или официальных опекунов, согласно Конституции РФ;
  • быть защищенным от психического и физического воздействия со стороны родителей и третьих лиц;
  • свободно выражать собственные мысли;
  • иметь доступ к необходимой информации;
  • рассчитывать на личное пространство и неприкосновенность;
  • получить достойный уровень жизни (обеспечиваться родителями до 18 лет);
  • получить бесплатную медицинскую помощь;
  • получить образование всестороннего развития;
  • право на отдых и развлечения, которые соответствуют возрасту.

Настоящий Федеральный закон устанавливает гарантию прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых и социально-экономических условий для жизнедеятельности несовершеннолетних.

Согласно ФЗ №124, обязанности закреплены за каждым гражданином своей страны. Главным законодательным актом, который гарантирует защиту интересов ребенка в России, является Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 г. Помимо этого, государство несет ответственность за обеспечение:

  • информационной защиты (оберегает от информации, которая каким-либо образом может негативно повлиять на нравственное развитие и психическое здоровье несовершеннолетнего);
  • борьбы с незаконной эксплуатацией детского труда (в частности тех детей, которые лишены родительской опеки).

Ответственными за контроль и профилактику правонарушений назначены органы Опеки и попечительства, а также соцработники.

Последние изменения

Последние изменения в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав несовершеннолетнего в Российской Федерации» вносились госдумой 28 декабря 2016 года. На основании предложенных законопроектов, были согласованы поправки касательно отдыха и оздоровления детей. В статье №12 в последней редакции, описывается порядок разработки и внедрения новых объектов для полноценного отдыха, а также реабилитации детей инвалидов.

Глобальные изменения настоящего закона коснулись статьи №14. Последняя редакция ФЗ от 1 сентября 2012 года гласит: пункт 1 дополнен актуальной информацией о защите от религиозного неравенства и информации порнографического характера. Рассмотрим подробнее.

Краткое описание статьи №14

Защита несовершеннолетнего от информации, которая может нанести вред его развитию и морально — нравственным принципам, осуществляется в следующем порядке:

  • запрет на предоставление информации (трансляции в СМИ):
    • агитационной;
    • сексуальной;
    • развращающей и растлевающей;
    • террористической;
    • другой информации, которая по тем или иным причинам, негативно влияет на духовно-нравственное развитие несовершеннолетних, не давая возможности адаптироваться к взрослой жизни.

Для защиты граждан, законом установлен ряд требований к отбору и классификации информации:

  • ограничение в возрасте при трансляции фильмов, видео, фотографий и других материалов порнографического и террористического характера;
  • оповещение родителей о негативном воздействии подобной информации на психику детей;
  • организация встреч с соцработниками, которые разъясняют процессы деградации личности детям в школе.

Существуют специальные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти, с целью профилактики детского насилия и агрессии, при помощи внедрения в образование компьютерных и интеллектуальных игр. Также нуждающимся предоставляется психологическая, педагогическая и медицинская помощь согласно ФЗ №124.

Скачать закон о правах ребенка в РФ в новой редакции

Правительство РФ ежегодно разрабатывает госпрограммы по улучшению качества жизни несовершеннолетних, и в особенности тех детей, которые остались без поддержки родителей. Настоящий Федеральный закон №123 регламентирует права ребенка, а также гарантирует их исполнение со стороны государства.

Скачайте ФЗ №124 «О защите прав несовершеннолетнего» в последней редакции

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 103-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 30, ст. 3121; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5274; Федерального закона от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3213; Федерального закона от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3215; Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616; Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2151; Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2773; Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6163; Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4600; Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 377-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7055; Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7056; Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1666; Федерального закона от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 26, ст. 3208; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6329; Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3970; Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 239-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4365; Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6724; Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 6; Федерального закона от 18 апреля 2018 г. N 85-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 17, ст. 2434; Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 136-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 24, ст. 3403; Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 562-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия); дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (в ред. Федерального закона от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3215; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477); социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы; социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем; социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5274; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6724); социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5274; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6724); отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей (абзац введен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5274; в ред. Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6329); организации отдыха детей и их оздоровления — организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях (абзац введен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5274; в ред. Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6329; Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6724); ночное время — время с 22 до 6 часов местного времени (абзац введен Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2151); торговля детьми — купля-продажа несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение (абзац введен Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1666); эксплуатация детей — использование занятия проституцией несовершеннолетними и иные формы их сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги) несовершеннолетних, подневольное состояние несовершеннолетних, незаконное изъятие у несовершеннолетних органов и (или) тканей, незаконное усыновление (удочерение) несовершеннолетнего из корыстных побуждений (абзац введен Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1666); жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей — несовершеннолетний, пострадавший от торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации независимо от наличия или отсутствия его согласия на осуществление действий, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей (абзац введен Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1666). Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации. Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка. Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей 1. Целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (абзац введен Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2151). 2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607): законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5274; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477); (Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1666); поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся: установление основ федеральной политики в интересах детей; выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности; (Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) (Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций; (Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) (Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка; исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка; установление основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей (абзац введен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 6). 2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6163; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 18 апреля 2018 г. N 85-ФЗ — Собрание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *