ФСС выездная проверка

Автор: | 04.05.2019

Виды проверок ФСС

Проверка ФСС, утверждает ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ, может быть:

  • камеральной – проверяются расходы на выплату страхобеспечения (по заявлению на возмещение выплат или если из ФНС поступила информация из расчета по страховым взносам);
  • внеплановой выездной – в ФСС поступает жалоба от заявителя, полагающего, что ему неверно начислили страховое обеспечение;
  • плановой выездной совместной с ФНС – страхователи проверяются на предмет верности выплат страхового обеспечения;
  • назначенной для выяснения, насколько правильно исчислены, вовремя и полностью перечислены страховые взносы, которые подлежали уплате за отчетные периоды, закончившиеся до 1 января 2017 года, в государственные внебюджетные фонды.

Цель этих надзорных мероприятий – проконтролировать, как плательщик соблюдает законодательство РФ об обязательном социальном страховании.

Главная новость Новые правила: Как Роскомнадзор теперь проверяет отдел кадров

Тема номера Роструд разрешил продлевать срочный трудовой договор. Стоит ли ему верить?

Также читайте о том, как в 2019-м вернуть деньги, которые потратили на лечение и учебу, как избежать штрафа за ошибки в СЗВ-М и какие изменения в правах многодетных доставят больше всего проблем.

Что проверяет ФСС при выездной проверке

Выездная проверка ФСС может быть плановой и внеплановой. Планы ревизий на год составляются территориальными органами, чтобы контролировать, как плательщиком страхвзносов соблюдаются законы. Для выездной внеплановой проверки есть три стандартные причины: запрос денег на пособия, жалоба сотрудника, реорганизация или ликвидация фирмы.

Назначение и проведение документальных выездных проверок, форма актов ревизий и то, как они составляются, как принимается решение по результатам проверки – для этого всего есть единые требования, установленные законом.

Что проверяет ФСС при выездной проверке – как тратятся суммы и как начисляются и выплачиваются страховые взносы в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Заодно инспектируется страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Плановая проверка

Статья 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ защищает плательщиков страховых взносов от чрезмерного внимания контролеров ФСС и говорит, что выездная плановая ревизия может случаться максимум один раз в три года.

Это правило не распространяется на случаи:

  • когда в территориальный орган поступает жалоба от сотрудников предприятия-плательщика;
  • когда в ходе камеральной проверки ревизоры находят неполадки в начислении и уплате взносов, расходовании денег ФСС РФ или погрешности в заполнении расчета по начисленным и уплаченным взносам.

Как ФСС проверяет больничные листы

Больничный лист – это единственная причина для начисления и выплаты компенсаций по временной нетрудоспособности. Он служит доказательством случившейся с человеком болезни и позволяет руководству и ФСС понять:

  • категорию заболевания;
  • насколько тяжелой была болезнь;
  • сколько времени человек провел на стационарном или амбулаторном лечении.

Поскольку без правильно оформленного больничного компенсация невозможна, сотрудникам ФСС необходимо контролировать, чтобы все документы, и больничные листы в первую очередь, соответствовали нормам.

Проверка ФСС по больничным листам может быть камеральной и выездной.

Инспекторы проверяют:

  • подлинность бланка, соответствие его госстандартам;
  • у больничного есть установленная цветовая гамма, она должна быть соблюдена;
  • бумага, на которой ГОСЗНАК печатает бланки, должна быть определенной плотности;
  • подпись и личная печать врача, выдавшего заключение и подписавшего больничный – насколько они четкие и разборчивые;
  • в больничном должны присутствовать сведения о застрахованном лице, название организации-работодателя, разборчиво прописанные диагноз и период, когда человек лечился.

Как ФСС проверяет больничные листы – вместе с выяснением подлинности изучается правильность выдачи медицинским учреждением. Если есть исправления, инспекторы смотрят, заверены ли эти правки. Кроме того, внимание ФСС направлено и на срок подачи больничного.

Больной должен передать лист в бухгалтерию до того, как закончится календарный месяц, во время которого он хворал. И не позже числа подачи бухгалтерского отчета, который работодатель ежемесячно передает в ФСС. В этом отчете содержится информация об отработанном времени и начисленном доходе застрахованного лица и во время лечения, и за весь месяц.

Результаты проверки

После камеральной проверки, если будут обнаружены нарушения, в течение 10 дней будет составлен акт. Он подписывается уполномоченными сотрудниками ФСС и представителем страхователя. Не позднее чем через 5 дней с момента издания этот акт вручается под роспись представителю нарушителя (может быть отправлен по почте, главное, чтобы дата вручения была бы зафиксирована).

Если проверяемый не согласен с фактами, выводами и предложениями, приведенными в акте, у него есть 15 дней, чтобы направить в ФСС письменные возражения. Возражать можно по поводу всего акта целиком или по его отдельным частям. К письму можно прикрепить документы (или их копии), подтверждающие приведенные аргументы.

Если в организации все в порядке, и нарушения не найдены, акт не составляется, и плательщик никак не извещается о результатах ревизии.

В результате выездной проверки тоже делается акт, но сроки и процедура выглядят по-иному. В последний день этого мероприятия инспектор выписывает справку, в которой отражается предмет ревизии и ее сроки. Не позднее двух месяцев после выдачи этой справки составляется акт, который в течение пяти дней передается проверяемому – так же, под роспись. В акте расписываются проверяющие и представитель страхователя. Если у последнего будут возражения или замечания по поводу содержания акта, он непременно должен указать это до подписания.

Штрафы ФСС

Штрафные санкции, назначаемые сотрудниками ФСС, прописаны в Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ и в Кодексе об административных правонарушениях. Законом N 125-ФЗ предусмотрен штраф за просрочку предоставления расчета по страхвзносам в виде 5 % от суммы страховых взносов за последние три месяца расчетного периода, за каждый месяц просрочки, но не более 30% этой суммы и не менее 1000 рублей. Если же страхователь не соблюдал порядок предоставления расчета, он должен будет заплатить 200 рублей штрафа.

С проверкой из ФСС столкнуться может любая организация. Проводят их как выездные, так и камеральные. Какие документы при этом запрашивают? В статье рассмотрим что проверяет ФСС при выездной проверке в 2019 году, а также что грозит работодателю в случае невыполнения требований ФСС.

Можно выделить несколько основных моментов, существующих в деятельности практически любой компании, которые могут заинтересовать ФСС:

  • Начисление и уплата взносов (правильность начисления, своевременна ли уплата);
  • Порядок траты денег, которые страхователь начислил по таким страховым случаям, как декретный, больничный или отпуск по уходу за ребенком;
  • Путевки;
  • Порядок траты денег, перечисленных при получении сотрудником травмы.

Таким образом, проверяющие из ФСС следят за тем, чтобы перечисляемые выплаты по страховому обеспечению были обоснованными, а взносы рассчитаны верно и перечислены вовремя.

Для дополнительного контроля отправляемых отчетов в ФСС, компании могут проверить их при помощи специальной проверки ФСС. Она проверяет правильно ли работодатель заполнил расчет, определил базу, а также сумму начислений и выплат. Такая проверка осуществляется исходя из контрольных соотношений и выполняется бесплатно.

Какие проверки проводит ФСС

Различают несколько видов проверок ФСС (Закон №255-ФЗ):

  • Камеральная – при такой проверке производят сверку выплат по страховому обеспечению исходя из заявлений по возмещениям, либо информации из налоговой;
  • Внеплановая выездная – проводится если в соцстрах поступила жалоба от застрахованного лица, предполагающего, что начисление страхового обеспечения ему произвели неправильно;
  • Плановая выездная – такая проверка проводится вместе с налоговой с целью определения правильности выплат по страховому обеспечению;
  • Проверка, необходимая для определения правильности расчетов, а также своевременности и полноты уплаты взносы, подлежащие к уплате до 2017 года.

Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.

Важно! Узнать о предстоящих плановых проверках ФСС можно на их официальном сайте по региональному отделению.

Проверка ФСС: что должен знать бухгалтер?

Как показывает практика, у плательщиков страховых взносов возникает множество вопросов, касающихся проверок, которые проводит ФСС. Поэтому мы решили напомнить о том, кто контролирует правильность исчисления работодателями, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование. Кроме того, остановимся на вопросах, непосредственно связанных с самой процедурой проведения проверки. Какие же конкретно документы интересны проверяющим из ФСС в первую очередь? Какие бухгалтерские и налоговые регистры они проверят наиболее тщательно? На какие выплаты в пользу физических лиц будет обращено самое пристальное внимание?

Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в ФСС и его территориальные органы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется посредством проведения соответствующего контроля.

ФСС вправе проверить деятельность любого работодателя. Существуют два вида проверок: камеральные и выездные (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)).

Камеральная проверка

Камеральная проверка отчетности проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Такая проверка проводится по месту нахождения территориального органа ФСС. При этом специального решения руководителя территориального органа ФСС для нее не требуется.

В рамках камеральной проверки осуществляется контроль:

– отчетности, представленной страхователями в отделение ФСС;
– правильности произведенных расходов при обращении страхователя за выделением средств.

Кроме того, отделения ФСС вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 7 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Выездные проверки

Территориальные органы ФСС разрабатывают ежегодные планы проверок, в соответствии с которыми они будут осуществлять контроль соблюдения законодательства плательщиком страховых взносов (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ). Заранее извещать лиц о предстоящей проверке органы ФСС не обязаны.

Применяя свои контрольные полномочия, территориальные органы ПФР и ФСС вправе проводить не чаще одного раза в три года совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч. 1 ст. 33, ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При этом государственные (муниципальные) учреждения не являются исключением для таких проверок. Кроме того, в рамках выездной проверки ФСС вправе проверять деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов.

Отметим, что в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 определены основные критерии, по которым отбирают страхователей для проведения проверки. К ним относятся, в частности:

– количество расчетов (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), которые страхователь представил в органы ПФР и ФСС (их количество должно совпадать);
– наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств ФСС (например, пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются начиная с четвертого дня болезни работника);
– осуществление страхователем выплат в пользу физических лиц, не облагаемых страховыми взносами (например, выдача материальной помощи, командировочных расходов);
– применение пониженных тарифов страховых взносов (в том числе одновременное применение общих и льготных ставок);
– несоответствия в расчетах (ф. РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений);
– недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд;
– нахождение страхователя в числе крупнейших плательщиков;
– уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась;
– неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам;
– поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.

При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие:

– организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;
– организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;
– камеральная проверка.

Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика.

Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.

Что проверяют органы ФСС?

ФСС и его территориальные органы проверяют:

– правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
– правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

К сведению: федеральные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР. Повторные проверки по страховым взносам проводиться не должны.

При выездной проверке учреждения, а также по ее результатам должностные лица ФСС имеют право (ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ):

– требовать документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты страховых взносов и подтверждают правильность такого исчисления (уплаты);
– получать пояснения;
– сверять данные учета и отчетности;
– определять суммы страховых взносов расчетным путем на основании имеющейся у них информации.

Обратите внимание: в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ срок хранения документов, подтверждающих расходование средств на обязательное социальное страхование, составляет шесть лет.

При проведении проверок внебюджетными фондами вы вправе представлять и отстаивать свои интересы лично или через представителя. Если контролеры проводят выездную проверку, вы вправе присутствовать на ней.

Если вы откажетесь впустить проверяющих к себе на территорию или в помещение, они имеют право самостоятельно рассчитать за вас суммы страховых взносов к уплате на основании имеющейся у них информации о страхователе и данных об аналогичных организациях и учреждениях. Аналогично будет производиться расчет в случае отсутствия учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, не позволяющим исчислить страховые взносы.

Какие документы готовить для проверки?

Проверяющие из ФСС вправе истребовать у учреждения копии необходимых для проверки документов (ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Перечень этих документов должен содержаться во вручаемом организации требовании об их представлении.

Итак, проверяющим для проведения проверки могут понадобиться:

1) учредительные документы. По ним устанавливается соответствие между данными, указанными в учредительных документах, и фактическими данными, в том числе сведениями о наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, видах деятельности и пр.;

2) учетная политика. Изучается выбранная плательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов, принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета;

3) лицензии, действующие в проверяемом периоде и другие документы;

4) отчетность по страховым взносам. Проверяются своевременность и полнота представления расчетов в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. В случае представления уточненных расчетов проверяются периоды, за которые они были представлены, даты представления уточненных расчетов с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При этом выездной проверке подлежит последний уточненный расчет, представленный в ФСС до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки;

5) бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов, синтетические регистры бухгалтерского учета за проверяемый период. Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета, в частности, по расчетам с персоналом по оплате труда, расчетам по социальному страхованию и обеспечению, по кассе и расчетным счетам в банке, по расчетам с подотчетными лицами с суммами (пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм), отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены. При этом отдельно проверяются суммы выплат, отраженные в регистре бухгалтерского учета по счету «Касса», и суммы выплат, отраженные в расчетных ведомостях на выдачу аванса, заработной платы, премий и других вознаграждений, расходных кассовых ордерах и других документах;

6) аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам расчетов по оплате труда, прочим выплатам персоналу и начислениям на указанные выплаты, расчетов по страховым взносам и прочих расчетов.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).

Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме 4-ФСС;

7) организационно-распорядительные документы, например, приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера. Другими словами, изучаются документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

8) операции по всем лицевым и банковским счетам, кассовым операциям.

Особое внимание уделяется выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов.

Следует отметить, что тщательной проверке подвергаются и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права.

Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами и др.

Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета.

Кроме того, при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Закона № 212-ФЗ, а также документальное подтверждение и размер выплаты.

Отдельно укажем документы, которые могут быть истребованы проверяющими для подтверждения правильности расходования средств ФСС:

1) пособие по временной нетрудоспособности:

– листки нетрудоспособности;
– расчет пособия;
– приказы о приеме на работу;
– табели учета рабочего времени;
– расчетно-платежные ведомости;
– трудовые книжки работников;

2) пособие по беременности и родам:

– документы, перечисленные в п. 1;
– заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам;
– приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам;
– копия свидетельства о рождении ребенка;

3) пособие по уходу за усыновленным ребенком на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения (при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 дней со дня их рождения):

– заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности;
– приказ о предоставлении отпуска в связи с усыновлением;
– расчет пособия;
– копия решения суда об усыновлении;
– справка о рождении, выданная органом загса (копия свидетельства о рождении);
– справка с места работы (службы) другого супруга, о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам;

4) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности:

– заявление о назначении пособия;
– справка из медицинской организации, в которой женщина встала на учет в ранние сроки беременности;

5) единовременное пособие при рождении ребенка:

– заявление о назначении пособия;
– справка о рождении, выданная органом загс;
– справка с места работы (службы) другого супруга, о том, что пособие ему не выплачивалось;

6) пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:

– заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;
– приказ о предоставлении отпуска;
– копия свидетельства о рождении ребенка;
– справка с места работы другого родителя, что он не находится в отпуске по уходу за этим ребенком и ему это пособие не выплачивается;

7) пособие на погребение (выплачивается работодателем по последнему месту работы):

– заявление на выплату пособия;
– справка о смерти, выдаваемая органом загс;

К сведению: возможность получения материальной помощи при организации похорон, как правило, дается родственникам усопшего. Однако оформить названное пособие может любой человек, взявший на себя ответственность и расходы на проведение действий по захоронению, независимо от степени родства с покойным (например, сотрудники, друзья и др.).

8) оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами:

– заявление о предоставлении дополнительных выходных дней;
– расчет среднего заработка;
– копия свидетельства о рождении и об инвалидности ребенка и справка органов социального обеспечения о том, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении;
– приказ (распоряжение) руководителя организации о предоставлении работнику дополнительных выходных дней;
– справка с места работы другого родителя о том, что ему не предоставляются дополнительные выходные дни.

В случае непредставления требуемых документов контролеры могут наложить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

* * *

Не исключено, что проверяющие захотят провести опрос сотрудников учреждения о том, какую конкретно заработную плату оно им выплачивало, например, если будут подозрения, что имели место так называемые схемы уменьшения размеров страховых взносов. Однако Закон № 212-ФЗ не наделил контролеров правом проводить подобные опросы и привлекать работников организации и иных лиц в качестве свидетелей. Также законодательством не предусмотрено, что полученные свидетельские показания должны учитываться при вынесении решения по результатам контрольных мероприятий.

Проверки ФСС: правила игры изменились

едавно ФСС России принял 3 новых регламента проведения проверок страхователей. Два из них посвящены выездным документальным проверкам(*1), третий — камеральным(*2). По мнению специалистов фонда, принятие этих документов обусловлено изменением нормативно-правовой базы в сфере обязательного социального страхования. Согласно новому порядку назначения выездных проверок по обязательному социальному страхованию одновременно с их проведением (они, как и раньше, проходят в соответствии с квартальным планом) могут проводиться проверки порядка уплаты взносов по страхованию от несчастных случаев. В настоящее время планы контрольных мероприятий составляют с использованием аналитических возможностей единой интегрированной информационной системы фонда «Соцстрах». В новых регламентах более подробно прописаны сроки проведения выездной проверки. Расширен перечень оснований для проведения повторной проверки страхователя. Об этих и других изменениях, а также о некоторых нюансах социального законодательства нам рассказал Дмитрий Геннадьевич Беловалов, заместитель начальника отдела организации назначения и осуществления страховых выплат ФСС России.

Дмитрий Геннадьевич, расскажите, какие изменения в связи с принятием новых методических указаний произошли в критериях отбора страхователей для проверки? Снизится ли в связи с этим, на ваш взгляд, общее количество проверок?

Из перечня критериев, по которым будут отбирать страхователей для проверки, остались неизменными два:

  • отбор согласно рекомендации по результатам камеральной проверки, проведенной в соответствии с Методическими указаниями по проведению камеральных проверок;
  • значительные расходы по обязательному социальному страхованию, понесенные компанией.

Важное отличие заключается в следующем. Раньше страхователей отбирали по критерию значительности сумм, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию(*3). Новыми же методическими указаниями закреплено, что получение таких сумм должно носить систематический характер. В связи с этим, возможно, общее количество проверок компаний, отобранных по данному критерию, хоть и незначительно, но снизится.

Кстати, в новых методических указаниях больше не сказано, что проверки нельзя проводить реже одного раза в 3 года.

С двух до одного месяца сократилась продолжительность выездной проверки. Однако тут есть оговорка, что данный период может быть продлен. Расскажите, в каких случаях и на какой срок это может быть сделано.

Действительно, теперь выездная проверка ограничена рамками одного месяца. Однако этот срок может быть продлен до 2, а в исключительных случаях — до 3 месяцев. Это делают по мотивированному ходатайству (запросу) проверяющего, на основании решения управляющего (заместителя управляющего) отделением фонда. Срок каждой конкретной проверки определяют с учетом объема расходов фирмы, численности работающих на ней застрахованных лиц, отдаленности страхователя, транспортных и других условий.

Подача уточненной расчетной ведомости по средствам фонда — теперь повод для повторной проверки

В перечень оснований для повторной проверки компании добавился пункт о представлении ею уточненной расчетной ведомости по средствам фонда. Прокомментируйте, пожалуйста, это нововведение.

Да, для назначения повторной проверки добавилось еще одно основание. Такая проверка может быть назначена в случае подачи страхователем уточненной расчетной ведомости по средствам фонда, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости.

Это вполне логичное дополнение.

Рассмотрим ситуацию, когда выездная проверка не выявила никаких нарушений со стороны страхователя, о чем ревизоры составили соответствующий акт. При этом проверяющие оценили наличие (отсутствие) количественного и суммарного расхождения между данными отчетности фирмы и фактическими данными первичных и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета.

И вот эта компания сдает уточненную форму 4-ФСС, в которой указаны иные данные, чем в той, что была представлена ранее. Получается, что скорректированные сведения не соответствуют первичным данным. Целью повторной проверки как раз и является выявление таких несоответствий и причин их возникновения.

Изменился ли срок, в течение которого страхователь обязан представить документы для проверки ФСС России? Есть ли у компании возможность продлить этот срок ?

По сравнению со старой методичкой в новой сроки подачи документов представителю соцстраха увеличены вдвое. Если организация во время проверки не подала запрашиваемых документов, ревизор вправе получить их на основании требования о представлении документов. Компания обязана предъявить эти бумаги в 10-дневный срок в виде заверенных должным образом копий. В случае необходимости проверяющий вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Вместе с тем у страхователя есть возможность данный срок продлить. Для этого организация в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представить документы в 10-днев-ный срок. Указываются причины, по которым документы не могут быть направлены вовремя, и сроки, в течение которых страхователь может представить необходимые бумаги. На основании этого уведомления руководитель (его заместитель) отделения или филиала отделения фонда вправе в течение 2 рабочих дней со дня получения такого уведомления продлить сроки представления документов или же отказать в продлении сроков. Об этом выносится отдельное решение. Хочу подчеркнуть, что продление сроков является правом, а не обязанностью руководителя отделения фонда.

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам должны производиться по месту работы застрахованного лица. Но как быть в ситуации, когда специалист работает в нескольких компаниях? На какой максимальный размер пособия в таком случае он может рассчитывать?

Если застрахованное лицо работает в нескольких местах, пособие по временной нетрудоспособности назначает и выплачивает ему каждый работодатель(*4). При этом его сумма не может превышать максимального размера пособия по каждому месту работы(*5).

Допустим, что гражданин на условиях внешнего совместительства работает в нескольких организациях. Тогда в случае временной нетрудоспособности ему необходимо одновременно выдавать несколько больничных листков для предъявления по каждому месту работы. Аналогичного мнения придерживаются и в Минздравсоцразвития России(*6). При этом медицинские учреждения обязаны на лицевой стороне листка нетрудоспособности старого образца (в верхнем правом углу), предъявляемого по основному месту работы, делать запись «Основной». На листке, выдаваемом для предъявления по месту работы по совместительству, должна быть сделана запись «Внешнее совместительство».

К примеру, специалист работает в 2 фирмах в местности, где нет районных коэффициентов. Он проболел полный календарный месяц. Предположим, сумма пособия, исчисленная исходя из фактического среднего заработка и страхового стажа сотрудника по первому месту работы, составляет 22 000 рублей, а по второму — 12 000 рублей. Тогда назначенное пособие составит в общей сложности 29 250 рублей, в том числе по первому месту работы 17 250 рублей (максимальный размер, установленный на 2008 г.(*7)) и по второму месту работы — 12 000 рублей.

К сожалению, довольно часто лечебно-профилактические учреждения, выдающие листки нетрудоспособности, допускают небрежность при их заполнении. Если во время проверки эти погрешности будут расценены как нарушение порядка выдачи больничного, то есть ли у компании шанс, что понесенные ею расходы фонд все-таки зачтет?

Действительно, на практике медучреждения зачастую выдают неверно оформленные листки нетрудоспособности. Поэтому перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам специалисты соцстраха должны обращать внимание на заполнение реквизитов больничного листка как финансового документа. На нем должны быть разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации. А при выдаче листка нетрудоспособности врачом, занимающимся частной медицинской практикой, в этом документе указывают его фамилию и номер лицензии на право осуществления экспертизы временной нетрудоспособности. Исправления или зачеркнутый текст в больничном листка подтверждаются записью «Исправленному верить», подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. В листок нетрудоспособности нельзя вносить более 2 исправлений. Кроме того, проверяющие также будут смотреть, нет ли в таких документах нарушений Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности(*8).

При наличии вышеуказанных нарушений отделение (филиал отделения) фонда в ходе проверки выберет один из 3 вариантов:

  • предоставит возможность устранить нарушение;
  • примет решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки;
  • примет меры к ЛПУ, выдавшему больничный листок с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.

Дмитрий Геннадьевич, расскажите, какие документы во время проведения проверки будут рассматриваться в качестве основания для предоставления отпуска по беременности и родам женщине, усыновившей ребенка?

Работникам, усыновившим ребенка, положен отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении 2 и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения(*9). По желанию работника, усыновившего ребенка (детей), ему предоставляют отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) 3 лет. При этом женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо такого отпуска полагается отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения, а при одновременном усыновлении 2 и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения. Порядок предоставления указанных отпусков, обеспечивающий сохранение тайны усыновления, утвержден Правительством РФ(*10).

Ревизоры обязательно проверят в бухгалтерии страхователя наличие:

  • приказа о предоставлении работнику отпуска на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при усыновлении 2 и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения;
  • заявления о предоставлении отпуска с указанием в нем вида отпуска и его продолжительности;
  • копии решения суда об усыновлении ребенка (детей);
  • копии свидетельства о рождении ребенка (детей);
  • справки с места работы (учебы, службы) другого супруга о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка (детей) им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам.

Требование об уплате недоимки должно быть исполнено в течение 10 календарных дней

Указан ли в новой «травматической» методичке конкретный срок для добровольной уплаты недоимки по взносам от несчастных случаев?

Да, такой срок определен в одном из постановлений ФСС России(*11).

Провинившейся компании направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Основание — решение о привлечении к ответственности, вынесенное руководителем отделения (филиала отделения) фонда по результатам проверки.

Срок, в течение которого следует уплатить недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, определяется отделением (филиалом отделения) фонда. При этом требование об уплате должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период времени не указан в самом требовании. Если же требование об уплате в установленный срок не исполнено, отделение (филиал отделения) ФСС России взыщет недоимку по страховым взносам, а также пени и штраф в принудительном порядке.

А изменилось ли что-то в порядке и сроках принудительного взыскания?

Как и раньше, взыскание недоимки, пеней и штрафов производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) фонда в принудительном порядке. В банк, в котором открыты счета страхователя, направляются поручения на списание и перечисление на счет отделения (филиала отделения) соцстраха необходимых денежных средств со счетов компании.

Решение о взыскании принимают после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее 2 месяцев (по старым методичкам срок составлял 60 дней) после истечения указанного срока. Это решение должно быть доведено до страхователя в течение 6 дней (по старым методичкам срок — 5 дней) после его вынесения.

Решение о взыскании, принятое по истечении установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае отделение (филиал отделения) фонда может обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Заявление можно подать в суд в течение 6 месяцев по истечении срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней и штрафов.

Обратите внимание: в новых методических указаниях появилось важное положение. Допустим, вручить фирме решение о взыскании под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, невозможно. Тогда это решение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления данного письма.

Отмечу, что увеличен срок для направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения на списание. По новым методическим указаниям данный срок — один месяц (по старой методичке он составлял 10 дней) со дня принятия решения о взыскании.

Также изменились некоторые сроки при взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет иного имущества страхователя. Речь идет о ситуации, когда денежных средств на счетах организации недостаточно либо они отсутствуют. Или же отсутствует информация о счетах компании.

Новые методические указания (так же как и старые) закрепляют, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества страхователя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) фонда. В течение 3 дней с момента вынесения такого решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление. Это делается в порядке, предусмотренном законодательством(*12).

Решение о взыскании принимается в течение одного года по истечении срока исполнения требования об уплате

Учтите, что вышеуказанное решение о взыскании принимается в течение одного года по истечении срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Раньше срок предъявления к исполнению постановления отделения (филиала отделения) фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за счет имущества страхователя был равен 6 месяцам. Он отсчитывался со дня возвращения банком или кредитной организацией инкассового поручения (распоряжения) отделения (филиала отделения) соцстраха с отметкой о полном или частичном неисполнении взыскания.

В методичке по травматизму в части порядка взыскания недоимки за счет имущества фирмы содержится прямая отсылка к статьям 45—47 Налогового кодекса. В предыдущем варианте методических указаний подобной нормы не было. Прокомментируйте, пожалуйста, суть данного нововведения.

Компания несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей по своевременной:

  • регистрации в качестве страхователя у страховщика;
  • полной уплате страховых взносов;
  • полной уплате назначенных страховых выплат и представлению страховщику установленной отчетности(*13).

При этом соцстрах привлекает фирму к ответственности в таком же порядке, что и за налоговые правонарушения. Так что вполне логично было указать в новой методичке по травматизму конкретные нормы Налогового кодекса.

В каком порядке следует вносить изменения в отчетность «по травме», если компания обнаружила те или иные ошибки? Есть 2 варианта. Первый — изменения вносятся в уже сданную отчетность (т. е. в фонд представляют «уточненку»). Второй — ошибка исправляется в текущем периоде. Какой из этих вариантов правильный?

При выявлении ошибок в отчетности, представленной в фонд, исправления в расчетную ведомость по средствам ФСС России вносят в том же порядке, что и в налоговые декларации.

Предположим, компания обнаружила в направленной в соцстрах расчетной ведомости неотражение или неполное отражение сведений или же ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате. Тогда фирма обязана внести изменения именно в эту ведомость.

Отмечу, что, даже если ошибки в поданной расчетной ведомости не были выявлены страхователем самостоятельно, ему дается возможность эти недочеты устранить. Допустим, камеральной проверкой обнаружены ошибки в заполнении отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. В таком случае об этом не позднее 3 рабочих дней сообщается страхователю. От него требуется внести в течение 5 дней соответствующие исправления в отчетность(*14).

Если изменения в отчетность были внесены, их заносят в базу данных отделений (филиалов отделений) фонда для формирования сводного финансового отчета:

  • данного отчетного периода (если исправления внесены в пределах установленного срока представления отчетности);
  • следующего отчетного периода (если исправления внесены по истечении установленного срока представления отчетности).

Теперь допустим, что страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок. Если есть основания полагать, что это фирма допустила нарушения, за которые предусмотрена ответственность, ее рекомендуется включить в план документальных выездных проверок.

Выявив нарушения, проверяющие составят не докладную записку, а акт

Согласно новой камеральной методичке(*15) проверяющие, выявив нарушения, будут составлять не докладную записку, а акт. В чем принципиальная разница между этими документами?

Различия между этими 2 документами принципиальные и имеют огромное значение. Докладная записка, по сути, является внутренним документом отделения (филиала отделения) фонда. Требование ознакомить с ней страхователя, допустившего выявленные нарушения, старыми методическими указаниями не предусматривалось.

В новой же методичке регламентированы следующие действия ревизоров при выявлении по результатам камеральной проверки допущенных компанией нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного соцстрахования. В таком случае лицо, которое проводило проверку, составляет акт по установленной форме в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки. Этот акт должны подписать как проверяющие лица, так и страхователь.

Затем акт камеральной проверки должен быть вручен страхователю или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если организация или ее представитель уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражают в акте камеральной проверки. Тогда акт направляют по почте заказным письмом по месту нахождения фирмы (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В таком случае датой вручения этого документа считается 6-й день, начиная с даты отправки заказного письма.

Таким образом, введение процедуры составления акта направлено на защиту при проведении камеральной проверки интересов самих компаний.

Дмитрий Геннадьевич, благодарим Вас за обстоятельные ответы.

Беседу провела Т.Н. Телушкина,
эксперт журнала

Правительство Англии, заботясь о пищевом рационе женщины во время беременности, предлагает ввести систему пособий для будущих мам.
Власти планируют, что начиная с апреля 2009 года женщины, которые находятся на 29-й неделе беременности, смогут получить 200 фунтов стерлингов на свой банковский счет. Эти выплаты должны позволить будущим мамам покупать себе так называемую здоровую пищу. Несомненно, предложение правительства вызвало положительную реакцию общества. Однако некоторые эксперты все-таки сомневаются в его эффективности. Скептики ссылаются на то, что проконтролировать, куда женщина фактически потратила полученное пособие, будет невозможно. К ним присоединяются и врачи, которые отмечают, что питаться нормально женщина должна на протяжении всей беременности, а не только после 29-й недели.
Нужно отметить, что существующее на сегодняшний день в Англии пособие будущим мамам не слишком велико. Так, сумму в 500 фунтов могут получить только женщины из малообеспеченных слоев общества.
Вместе с тем британская система пособий для матерей-одиночек, по мнению некоторых экспертов, либеральна настолько, что способствует росту числа одиноких матерей. Действительно, размер такого пособия практически не отличается от среднего дохода британской работающей семьи. А в это время количество подростковых беременностей в Англии в последние годы стремительно растет. Страна уже вышла на первое место в мире по данному показателю. При этом матери несовершеннолетних ругают систему британского образования, а чиновники — чересчур развитую систему соцобеспечения.

Подготовила Юлия Григорова

*1) методические указания, утв. пост. ФСС России от 07.04.2008 N 81, 82

*2) методические указания, утв. пост. ФСС России от 21.05.2008 N 110

*3) пост. ФСС России от 17.03.2004 N 24

*4) п. 1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ

*5) п. 5 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ

*6) письмо Минздравсоцразвития России от 11.01.2007 N 79-ВС

*7) п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ

*8) приказ Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514

*9) ст. 257 ТК РФ

*10) пост. Правительства РФ от 11.10.2001 N 719

*11) пост. ФСС России от 07.04.2008 N 82

*12) Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

*13) п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ

*14) п. 11 пост. ФСС России от 21.05.2008 N 110

*15) пост. ФСС России от 21.05.2008 N 110

Журнал «Актуальная бухгалтерия» N 8/2008, Т.Н. Телушкина, эксперт журнала

Процедура выездной проверки ФСС России

А.А. Сутягин, налоговый консультант

Журнал «Зарплата» № 8/2008

Условия назначения и проведения проверки

Процедура проведения выездной проверки

Резюме

Процедура выездной проверки ФСС России

Фонд социального страхования вправе проверить деятельность любого работодателя. О правах ревизоров из ФСС России и объеме проверочных мероприятий мы расскажем в статье.

Для того чтобы подготовиться к визиту специалистов ФСС России, мы советуем бухгалтерам ознакомиться с Методическими указа ниями по проведению выездных проверок страхователей, утвержденными постановлением ФСС России от 07.04.2008 № 81 (далее — Методические указания).

Этот документ предназначен для работников фонда. Однако информация, которая содержится в нем, может быть полезна и бухгалтеру.

Порядку назначения выездных проверок, оформлению акта и принятию мер по результатам проверок посвящен раздел I Методических указаний.

Условия назначения и проведения проверки

Проверки страхователей специалисты ФСС России проводят по плану, который составляется ежеквартально. Основные цели контрольного мероприятия следующие (п. 1 Методических указаний):

— проверка расходования средств на обязательное социальное страхование;

— проверка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

Одновременно с проверками по обязательному социальному страхованию могут проводиться и проверки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Методических указаний).

Условия назначения проверки

Случаи, когда бухгалтеру следует ожидать выездную проверку ФСС России, приведены на схеме 1.

Периодичность проведения проверок

Пункт 2 Методических указаний, утвержденных постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24, предписывал специалистам фонда проводить документальные выездные проверки страхователей не реже одного раза в три года. В действующих Методических указаниях такого требования нет. Теперь визит контролеров в организацию зависит от плана, который формируется с учетом обстоятельств, перечисленных выше.

Схема 1. Когда выездной проверки не избежать

* Выездная проверка может быть назначена, если в ходе камеральной проверки инспекторы обнаружили нарушение порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств ФСС России или ошибки в заполнении расчетной ведомости (по форме 4-ФСС РФ). Об этом говорится в пунктах 8 и 11 Методических указаний по проведению камеральных проверок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.05.2008 № 110.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки определяет руководитель отделения ФСС России. При этом он учитывает (п. 2 Методических указаний):

— объем документов, которые следует проверить;

— численность сотрудников организации;

— местонахождение организации.

Если компания не имеет филиалов и представительств, то проверять ее будут не более одного месяца. Проверка каждого филиала или представительства увеличивает срок ревизии, но не более чем на месяц.

Однако по решению управляющего отделением ФСС России срок ревизии может быть продлен еще на месяц, а в исключительных случаях — на два месяца (п. 7 Методических указаний). Одно из возможных оснований увеличения срока проверки указано в пункте 10 Методических указаний. Так, если компания не может в установленный десятидневный срок представить документы, которые запросили специалисты ФСС России, руководитель фонда вправе продлить срок представления документов или отказать в его продлении, о чем составляется отдельный документ (приложение 7 к Методическим указаниям).

Причины, по которым проверка может быть приостановлена

В каких случаях проверка может быть приостановлена, Методические указания не уточняют. По аналогии со статьей 89 Налогового кодекса можно предположить, что приостановка проверки допустима, например, в случае необходимости:

— получения от иных лиц документов, содержащих информацию о страхователе;

— проведения экспертизы;

— перевода документов на русский язык.

Заметим, что срок, на который ревизия может быть приостановлена, в Методических указаниях также не приводится.

Обратите внимание:руководитель отделения ФСС России вправе приостановить проведение проверки.

Проверяемые периоды

Проверять правильность расходования средств соцстраха работники фонда могут только за последние три календарных года хозяйственной деятельности организации (предпринимателя), которые предшествовали году вынесения решения о проведении проверки. Так, если специалисты Фонда социального страхования РФ придут к вам с проверкой в текущем году, то в проверяемый период войдут 2005, 2006 и 2007 годы (п. 6 Методических указаний).

Если же причиной выездного мероприятия послужили рекомендации по результатам камеральной проверки, инспекторы вправе дополнительно проверить и законченный отчетный период текущего года: I квартал, полугодие или 9 месяцев (п. 6 Методических указаний).

ФСС России может проводить повторные проверки. При этом ревизией будет охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки повторно (п. 8 Методических указаний). То же самое можно сказать и о внеплановой ревизии.

Причины, по которым ФСС России может назначить повторную (или внеплановую) проверку, приведены на схеме 2 на с. 59.

Документы, подтверждающие расходы на социальное Страхование .

Осуществляя проверку, ревизоры вправе требовать от страхователей представления необходимых документов, получать объяснения и сверять данные учета и отчетности (п. 1 Методических указаний).

Инспекторов ФСС России будут интересовать правильность назначения и выплаты пособий и оплаты путевок, финансируемых за счет средств фонда (п. 44, 93 и 109 Методических указаний).

Напомним, что организация должна хранить документы, связанные с расходами на цели обязательного социального страхования, не менее пяти лет (п. 36 Методических указаний).

Схема 2. Причины проведения специалистами ФСС России повторной или внеплановой ревизии страхователя

* Формы бланков решений о назначении повторной проверки приведены соответственно в приложениях 4 и 5 к Методическим указаниям.

** Если в уточненной расчетной ведомости по средствам фонда данные будут указаны в меньшем (или большем) размере, чем в предыдущей ведомости.

В ходе проверки инспекторам могут понадобиться дополнительные документы. Если страхователь откажется их передать, ревизоры оформят требование в письменном виде на специальном бланке (его форма приведена в приложении 6 к Методическим указаниям). На сбор указанных в требовании документов организации будет дано десять дней (п. 10 Методических указаний).

О невозможности представить документы вовремя страхователи должны уведомить проверяющих, направив в отделение фонда письмо с указанием причин и даты передачи таких документов ревизорам.

Как было сказано ранее, руководитель отделения ФСС России вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом. Бланк, на котором оформляется соответствующее решение, содержится в приложении 7 к Методическим указаниям. Заметим, на принятие решения руководителю отделения ФСС России дается два рабочих дня после получения уведомления (п. 10 Методических указаний).

Процедура проведения выездной проверки

Проведению выездной проверки предшествует подготовительный этап. Длится он обычно не больше двух дней. В течение этого времени сотрудники ФСС России собирают и анализируют информацию о структуре расходов и выделенных страхователю ассигнованиях на оздоровление и санаторно-курортное лечение.

При анализе инспекторами ФСС России структуры расходов во внимание принимаются:

1) расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные страхователем в проверяемом периоде:

— по данным расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ3);

— отчетов по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а ФСС РФ);

2) суммы, выделенные страхователю отделением (филиалом отделения) фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию.

Основные этапы выездной проверки, осуществляемой ревизорами из ФСС России, представлены на схеме 3 на с. 61. Более подробно о том, как проходят выездные проверки по обязательному социальному страхованию, мы расскажем ниже.

Ревизоры у дверей

Сотрудники ФСС России, пришедшие с проверкой, должны иметь при себе служебное удостоверение и решение о проведении контрольного мероприятия, подписанное руководителем отделения (филиала) фонда (п. 5 Методических указаний). В решении должны быть указаны конкретные сотрудники, которые вправе проводить проверку.

Ревизоры обязаны ознакомить с решением руководителя или представителя организации, который имеет соответствующие полномочия, под роспись. Бланк решения о проведении проверки приведен в приложении 1 к Методическим указаниям. Его образец смотрите на с. 62.

Вы вправе не пускать в офис инспекторов фонда, которые не предъявили указанные выше документы либо имеют при себе неправильно оформленное решение.

Схема 3. Основные этапы выездной проверки, осуществляемой инспекторами ФСС России

Оформление результатов проверки

В последний день проверки инспектор обязан составить и передать страхователю справку о проведенной ревизии, указав в ней предмет проверки и сроки ее проведения (п. 11 Методических указаний).

Бланк справки приведен в приложении 8 к Методическим указаниям. Его образец приведен на с. 65.

Итоговым документом проведенной проверки является акт. Он может быть составлен или в ходе проверки, или не позднее двух месяцев после оформления справки. А вот срок и порядок вручения акта страхователю законодательством не установлены.

Порядок составления акта. Как оформляется акт, подробно описано в пунктах 12—19 Методических указаний. Этот документ должен иметь сквозную нумерацию страниц, помарки и подчистки в нем не допускаются, все исправления ревизоры должны удостоверить своими подписями.

В структуре акта предусмотрено три части.

В вводной части акта указывают данные организации (название, ИНН, КПП, ОГРН и т. д.), проверяемый период, перечень проверенных (и непредставленных) документов, метод проведения проверки (сплошной, выборочный) и т. д.

Описательная часть акта должна содержать изложение выявленных и документально подтвержденных нарушений либо указание на отсутствие таковых.

В итоговой части приводят:

— сведения о расходах, не принятых к зачету, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и уточнения в расчетную ведомость (по форме 4-ФСС РФ) — для плательщиков ЕСН;

— суммы, полученные от фонда и необоснованно израсходованные, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и перечислить указанные средства на расчетный счет фонда — для спецрежимников;

— суммы расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и уточнения в расчетную ведомость (по форме 4а ФСС РФ) — для спецрежимников, уплачивающих взносы в ФСС России добровольно.

К акту проверки должны быть приложены:

— копия решения о проведении проверки;

— документы со сведениями и расчетами, на которых основываются выводы проверяющих (если сведения и расчеты не приведены в тексте акта). Приложения подписываются инспекторами и руководителем проверяемой организации;

— другие документы, которые подтверждают факты нарушений.

Форма акта приведена в приложении 9 Методических указаний.

Процедура подписания акта. Акт проверки (в двух экземплярах) подписывают проверяющие и руководитель организации (индивидуальный предприниматель). Если у последнего есть возражения или замечания по акту, он должен сделать оговорку об этом перед своей подписью (п. 20 Методических указаний).

Если руководитель организации откажется подписывать акт, соответствующую запись («от подписи отказался») проверяющие сделают на последней странице этого документа (п. 21 Методических указаний).

Один экземпляр акта вручается руководителю компании, а если он уклоняется от его получения, акт направляется страхователю по почте заказным письмом. Документ считается врученным страхователю на шестой день после отправления письма (п. 22 Методических указаний).

Со дня получения акта страхователю даются 15 рабочих дней для того, чтобы представить в отделение ФСС России письменные возражения или объяснения мотивов отказа подписать акт и документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов (п. 20 и 23 Методических указаний).

Еще десять дней даны руководителю отделения ФСС России для вынесения решения о привлечении либо непривлечении страхователя к ответственности. Соответствующее решение должно быть оформлено протоколом (п. 24 Методических указаний). Форма протокола приведена в приложении 11 к Методическим указаниям.

РЕЗЮМЕ

Методические указания внесли изменения в некоторые положения прежнего документа. Так, изменились критерии отбора компаний, продолжительность проверок, поводы для повторной ревизии, сроки для различных процедурных мероприятий. В таблице на с. 67 мы сравнили старые и новые правила проверок.

Сравнительная таблица. Что изменилось в порядке проведения проверок ФСС России

Нормативный акт

Методические указания, утвержденные постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24 (утратили силу 8 июля 2008 года)

Методические указания, утвержденные постановлением ФСС России от 07.04.2008 № 81 (действуют с 9 июля 2008 года)

Основание(соответствующий пункт Методических указаний)

Основные моменты

Организация произвела значительные расходы за счет средств социального страхованияОрганизация получила значительные суммы от ФСС России на осуществление (возмещение) расходов за счет средств фондаПо результатам камеральной проверки

Те же

Пункт 2

Критерии отбора компаний

Не реже одного раза в три года

Зависит от того, включены организация или предприниматель (в соответствии с критериями отбора) в план проверок или нет

Периодичность проведения выездной проверки

Три календарных года деятельности страхователя, непосредственно предшествовавших году проведения проверки

Три календарных года деятельности страхователя, предшествовавших году, в котором вынесено решение о проведении проверки

Пункт 6

Проверяемый период

Не более двух месяцев. Если у компании есть филиалы, продолжительность ревизии увеличивается на один месяц на проверку каждого из них

Один месяц (со дня предъявления решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке) Продолжительность проверки филиалов осталась прежнейУ руководителя отделения фонда есть также возможность продлить ревизию до двух месяцев, а в исключительных случаях — до трех либо приостановить ее

Пункт 7

Продолжи-тельность проверки

При реорганизации или ликвидации организации (обособленного подразделения) и в порядке контроля вышестоящего органа за деятельностью филиала, проводившего проверку компании

Те жеДополнительный повод для повторной проверки: компания подала уточненную расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ (или отчет по форме 4а-ФСС РФ) за период, который ФСС России уже проверял

Пункт 8

Поводы для повторной ревизии

На представление запрашиваемых ревизорами документов страхователю дано пять днейДокументы должны быть представлены в виде заверенных должным образом копий

Срок предъявления документов — десять днейПо просьбе организации (предпринимателя) он может быть увеличен*Помимо заверенных копий ревизоры вправе ознакомиться и с подлинниками документов

Пункт 10

Сроки для различных процедурных мероприятий

Справку о проведенной проверке инспекторы должны составить по ее окончании (конкретный день не определен)

Справку о проведенной проверке инспекторы должны составить в ее последний день

Пункт 11

На то, чтобы представить письменные возражения по акту проверки (если они есть), организации (предпринимателю) отводится две недели со дня его получения

Срок для представления письменных возражений — 15 рабочих дней

Пункт 23

Срок для вынесения решения по проверке — 14 дней по окончании двухнедельного срока, отведенного компании на то, чтобы она направила возражения по акту

Срок для вынесения решения по результатам проверки сокращен с 14 до 10 дней

Пункт 24

* В течение двух рабочих дней со дня получения уведомления руководитель отделения ФСС России выносит решение о продлении срока представления документов или отказе в этом.

Документ применяется с 9 июля 2008 года. С этой же даты утрачивают силу Методические указания, утвержденные постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24. — Примеч. ред.

Подробнее о документах, которые потребуются для проверки, читайте в статье «Что проверяют сотрудники ФСС России» — Примеч. ред.

Формы 4-ФСС РФ и 4а ФСС РФ утверждены соответственно постановлениями ФСС России от 22.12.2004 № 111 и от 25.04.2003 № 46. — Примеч. ред.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *