Иностранцы по патенту

Автор: | 04.05.2019

Содержание

Семинар «Иностранные работники в 2018 году: кадровые, правовые и налоговые аспекты»

С 8.07.18 вступил в силу Федеральный закон от 27.06.18 №163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «о миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации» Закон внёс изменения в процесс постановки иностранного гражданина на миграционный учёт и направлен на ужесточение контроля над мигрантами. Так, к примеру, теперь требуется, чтобы компания, которая регистрирует иностранных граждан, предоставляла жилье, под подпись уведомляла иностранца о соблюдении цели приезда, поддерживала с ним связь и обеспечивала условия соблюдения иностранным работником цели приезда.

Программа

Новые требования в привлечении и использовании иностранных граждан в 2018 г.

Ограничения на привлечение к работе иностранцев в 2018 г. Запрет использования иностранцев в отдельных видах деятельности в 2017 г., что важно знать и какие действия необходимо предпринять, чтобы не нарушить закон. Запрет на использование иностранцев в отдельных видах деятельности, устанавливаемый субъектами РФ.

Порядок и формы уведомления контролирующих органов (практика применения) о трудовых отношениях с иностранцами, о заключении, прекращении договоров ГПХ с иностранцами, усиление санкций и порядка контроля. Что необходимо знать и соблюдать работодателю об оформлении иностранцев вне зависимости от страны их происхождения (визовый, безвизовый, ЕВРАЗЭС).

Установление административного штрафа на работодателя и иностранного гражданина за осуществление работы или вида деятельности (юрлицо, физлицо), не указанной в разрешении на работу или патенте.

Размер потребности на 2018 г. на привлечение к труду «визовых» иностранных работников. Квота на 2018 г. на временное проживание.

Патентная система — привлечение к труду «безвизовых» иностранцев. Граждане каких стран могут получить патент. Получение патента только через уполномоченную организацию. Где и как можно получить «Порядок получения патента иностранцем»? Обязательные требования — документы, которые необходимо предъявить в уполномоченную организацию. Сроки обращения за патентом с даты пересечения границы и ответственность за их нарушение. Сроки обращения для продления патента. Отмена командировок «патентных» иностранцев. Полномочия органов государственной власти по приостановлению выдачи патентов. Приблизительное количество патентов в 2018 г. на Екатеринбург и СО. Дополнительное медицинское страхование иностранцев. Стоимость патента для иностранца в Екатеринбурге и СО. Как часто будет повышаться размер авансового платежа по патенту? Установлен ли законом максимальный размер повышения? Распространённые ошибки, допускаемые при уплате авансовых платежей. Порядок продления патента. Основные ошибки и заблуждения работодателей.

Упрощённый порядок привлечения иностранцев — трудящихся мигрантов. Договор о ЕВРАЗЭС: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. Порядок привлечения к работе граждан государства-члена ЕВРАЗЭС, особенности трудоустройства и «подводные камни» привлечения данной категории иностранных граждан к труду (ДМС, оформление трудовых отношений, ограничения по видам деятельности, постановка на миграционный учёт).

Постановка иностранца на миграционный учёт без ошибок: процедуры, новшества в связи с изменениями законодательства, правовые коллизии, риски и льготы. Может ли работодатель не быть принимающей стороной? Могут ли оштрафовать иностранца за отсутствие миграционного учёта? Дополнительный контроль за соответствием регистрации по месту пребывания и фактического места проживания/пребывания. Кто может проверить отрывную часть уведомления? Обязательно ли должно быть место пребывания жилым помещением? Усиление миграционного контроля и ответственности — проблемы и трудности принимающей стороны в 2018 г. Миграционный учёт и его особенности для иностранцев по патенту.

Инструктаж работника-иностранца. Создание локального нормативного акта — памятки для иностранца. Повышение правовой грамотности работников-иностранцев и их лояльности к правилам работодателя. Эффективные действия и эффективное поведение иностранного работника и работодателя при проверке ФМС.

Особенности трудовых отношений с работниками-иностранцами Трудовые отношения с работниками-иностранцами и оформление кадровой документации по новым правилам: незаключенные срочных трудовых договоров, дополнительные основания увольнения иностранцев, отстранение от работы, выплата выходных пособий иностранцам. Категории иностранных работников, которых касаются данные нормы ТК РФ, ответственность за нарушение трудового законодательства. Противоречия между Трудовым Кодексом и Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в ред. от 17.04.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обязательное предъявление договоров и полисов ДМС при трудоустройстве иностранцев.

Налоги за иностранцев в 2018 г.: НДФЛ, ФСС, отчисления по несчастным случаям, оплата больничных. Процессуальные препятствия, с которыми сталкиваются работодатели. Изменения Налогового Кодекса РФ. Построение системы и порядка уплаты налогов совместно с иностранцами. «Подводные камни» авансовых платежей по НДФЛ.

Проверки МВД: административный регламент проверок. Что будут проверять в 2018 г. в первую очередь и кого? Порядок проведения, новые и типичные ошибки при привлечении иностранной рабочей силы в связи с изменениями законодательства, административная ответственность, сроки исковой давности, обжалование действий сотрудников МВД.

Новые правила работы с иностранными гражданами

Работодатели всегда очень аккуратны при приёме иностранных граждан на работу, ведь законодательные требования довольно строги, а при нарушении установленного порядка предусмотрены большие штрафы. Да и нормы законодательства часто меняются, за всем не уследить. Вот и летом 2018 года законодатель внёс несколько изменений в работу с иностранными гражданами. Некоторые новеллы уже вступили в силу, но на практике возникает множество вопросов. В статье мы рассмотрим основные изменения и попробуем разобраться, как работают новые правила.

Изменения миграционного учёта иностранных граждан

Первые нововведения внесены Федеральным законом от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»». Уже с 8 июля 2018 года действуют новые правила миграционного учёта иностранных сотрудников. В частности:

— определён перечень мест пребывания, по адресу которых иностранный гражданин подлежит учёту по месту пребывания. Теперь местом пребывания может быть жилое помещение, в котором иностранец постоянно проживает, либо гостиница или иная организация, оказывающая гостиничные услуги, санаторий, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные лагеря, туристские базы, кемпинги или иные помещения, в которых он фактически проживает, либо иностранец может зарегистрироваться по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определённого места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится;

— устанавливается, что иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещённую законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном;

— уточняется, что под местом пребывания понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в которых иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания.

Таким образом, работодатель будет принимающей стороной при соблюдении двух условий:

— у него трудится иностранец или лицо без гражданства;

— этот сотрудник живет по адресу компании или в её помещении без адреса.

Ранее организацию признавали принимающей стороной, если иностранец или лицо без гражданства в ней фактически проживал или работал (находился).

Но у принимающей стороны возникает множество практических вопросов. Например, можно ли зарегистрировать иностранного гражданина по адресу арендованного помещения? Исходя из буквального толкования принятых изменений, запрета на это не установлено. Сказано лишь, что регистрация возможна в любом помещении организации. А таких требований, как наличие права собственности на помещение, не предусмотрено.

Кроме этого, работодатели задаются вопросом: какие нормы установлены к помещениям, в которых можно регистрировать мигрантов? Такие нормы не утверждены (к примеру, по аналогии с требованиями по количеству квадратных метров на человека в жилом помещении). Как видим, вопросов больше, чем ответов, содержащихся в законодательстве.

Итак, в связи с вступлением в силу данного закона, работодатели иностранных граждан больше не смогут ставить мигрантов на миграционный учёт по месту пребывания по адресу своей организации, если иностранный гражданин фактически не проживает по этому адресу.

Иностранные граждане, поставленные на миграционный учёт по адресу работодателя, но фактически там не проживающие, будут оштрафованы за отсутствие регистрации в случае, если это обнаружится. Например, если проверка застанет иностранца в месте проживания мигрантов, проверит его регистрацию, а она будет оформлена на адрес работодателя, что не будет соответствовать месту фактического проживания.

Правовое положение иностранцев в 2019 году

С 16 января 2019 года вступают в силу изменения в статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 216-ФЗ.

Установлено, что приглашающая сторона принимает меры по обеспечению соблюдения приглашённым иностранным гражданином порядка пребывания в РФ в части соответствия заявленной им цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания в РФ деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашённого иностранного гражданина за пределы России по истечении определённого срока его пребывания в РФ. Перечень и порядок применения указанных мер устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Если приглашённый иностранец ведёт в РФ деятельность, отличную от той, которую он заявил при въезде как цель визита в страну, либо задержался в стране дольше установленного срока, отвечать за его поведение будет пригласившая организация.

Так, неподобающее поведение иностранного гостя (например, работа вместо учёбы) может иметь последствия: пригласившего его российского гражданина могут оштрафовать на сумму от 2 000 до 4 000 рублей, а организацию – на сумму от 400 000 до 500 000 рублей. Должностным лицам компаний в подобной ситуации грозит штраф в размере от 45 000 до 50 000 рублей.

Изменения в процедуре снятия иностранца с учёта по месту пребывания

Федеральный закон от 29.07.2018 № 257-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 23 Федерального закона «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учёта по месту пребывания в Российской Федерации» вносит изменения в процедуру снятия иностранца с учёта. Такие изменения вступили в силу 10 августа 2018 года.

По факту вводится такой документ, как «Уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания». Согласно содержанию закона представление уведомления об убытии становится обязанностью принимающей стороны.

Уведомление может быть подано принимающей стороной одним из следующих способов:

  • непосредственно в соответствующий орган миграционного учёта, в котором иностранный гражданин был поставлен на миграционный учёт;
  • направлено почтовым отправлением;
  • передано через многофункциональный центр.

При этом форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, порядок его заполнения и передачи (в том числе и сроки) в органы миграционного учёта находятся на стадии утверждения МВД России.

Вместе с тем закон не даёт ответа на вопрос, что следует понимать под убытием иностранного гражданина из места пребывания (каковым является помещение, которое он регулярно использует для отдыха и сна).

Несмотря на то что закон уже вступил в силу 10 августа, точные сроки обязательного снятия с миграционного учёта иностранных граждан пока не установлены. Кроме того, на сегодняшний день также нет ни регламента, ни бланков уведомления о снятии иностранцев с миграционного учёта.

Возможно, ответ будет дан в соответствующем Приказе МВД России, иначе уведомления придётся подавать при каждом случае фактического отсутствия иностранца в предоставляемом ему для проживания помещении.

Итак, ознакомившись с основными изменениями в отношении иностранной рабочей силы, кадровики подкованы в своей дальнейшей работе. В разъяснения того, что приняли, как показывает практика, появятся вскоре после вступления в силу новых норм.

Проверьте себя

  • При приёме на работу иностранный сотрудник предъявляет те же документы, что и гражданин РФ:

а) верно, при приёме на работу иностранцы должны предоставить перечень того, что поименовано в статье 65 ТК РФ;

б) кроме документов, которые представляет гражданин РФ, иностранец обязан представить документы, поименованные в статье 327.3 ТК РФ.

2) Всегда ли с иностранными гражданами заключается срочный трудовой договор?

а) да, всегда – на срок оплаченного патента;

б) срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных статьёй 59 ТК РФ. В остальных случаях договор должен быть бессрочным.

  • О приёме всех иностранных граждан необходимо уведомить территориальный орган в сфере миграции в течение трёх рабочих дней:

а) да, исключений не установлено;

б) согласно позиции ВС РФ (Постановление ВС РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19) работодателям при заключении трудового договора с гражданином Беларуси не нужно уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

  • Нужно ли уведомлять службу занятости об увольнении иностранного работника?

а) не нужно, данная норма отменена;

б) нужно всегда;

в) нужно только при увольнении иностранца, обучающегося в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по имеющей госаккредитацию основной профессиональной образовательной программе.

Ответы

  • б
  • б
  • б
  • в

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Чтобы принять на работу временного пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:

  • направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников;
  • подать в миграционную службу заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • уплатить госпошлину, которая составляет 10 000 рублей за каждого иностранного работника;
  • подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.

В течение 20 рабочих дней после этого вам должны будут выдать приглашение, за которое нужно будет уплатить государственнуй пошлину размером 800 рублей.

После этого вам нужно будет обратиться в ГУВМ МВД России за разрешением на работу для иностранца. Вам нужно будет составить пакет документов, который в обязательном порядке должен включать заявление, фотографию иноземца, копию паспорта. Также при этом потребуется уплатить госпошлину – 3 500 рублей.

После этого вы сможете уведомить миграционную службу о прибытии иностранца (сделать это нужно в срок до 3 дней) и заключить с ним трудовой договор.

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, вам не нужно будет получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 638. Стоимость разрешения на работу рассчитывается с учетом региона трудовой деятельности и срока.

Иностранные граждане, устроившиеся на работу по патенту, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где он выдан. При этом нужно учитывать, что без визы такой работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придётся выехать с территории РФ и снова въехать. Только потом он в уполномоченное ведомство за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов-приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране.

Важно! Патент на работу иностранных граждан в 2018 году выдают на срок от 1 месяца до года. При этом он может быть продлен на период от одного месяца.

Полученный патент может быть продлен, но озаботиться этим вопросом нужно будет не менее чем за 10 суток до окончания действия документа. Основанием увеличения периода выступает ходатайство работодателя.

Если же срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.

Иностранцам, которые временно или постоянно проживают в России, получать патент не нужно.

Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в нашей стране могут трудиться граждане стран СНГ (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Украины.

Патентное правило не касается граждан ДНР, даже временно пребывающих, поскольку данная категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должна.

Особенности заключения трудовых договоров с иностранцами в 2018 году

Постановлением Правительства РФ № 1467 от 4 декабря 2017 года были введены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году. Таким образом, действие документа, регулировавшего предельно допустимый удельный вес сотрудников-мигрантов в штате организаций в минувшие годы, было продлено.

Так, например, удельный вес иностранцев в штате организаций сухопутного пассажирского транспорта в 2018 году снижен на 2% и составляет 28% от общей штатной численности персонала (30% — в 2017 году), в штате организаций в области спорта остался без изменений.

Сравнительная таблица ограничений по удельному весу иностранных граждан в штате российских компаний (в %).

Направление экономической деятельности организации 2017 год 2018 год
Выращивание овощей (исключение составляют некоторые регионы страны) 50 (за исключением некоторых регионов) 50 (за исключением некоторых регионов)
Розничная торговля в нестационарных объектах и на территории рынка 0 0
Розничная реализация лекарств через специализированную сеть – аптеки 0 0
Торговля в розницу любыми товарами без привязки к конкретной стационарной точке 0 0
Прочий сухопутный пассажирский транспорт 30 28
Розничная торговля табачными изделиями через специализированные торговые объекты 15 15
Розничная реализация алкогольных напитков в стационарных объектах 15 15
Автомобильный грузовой транспорт 30 28
Прочая деятельность в сфере спорта 25 25

По-прежнему не допускается трудоустройство иностранных граждан в таких отраслях экономики страны, как

  • розничная реализация медикаментов через аптечную сеть;
  • торговля в розницу на рынках и через нестационарные торговые павильоны, точки;
  • любая розничная торговая деятельность без привязки к конкретному адресу места на рынке, магазина или палатки.

Как изменился миграционный учет иностранных граждан

Регистрацию иностранных граждан, которые приехали в Россию надолго или проезжают по ее территории транзитом, регулирует Федеральный закон №109, принятый 18 июля 2006 года. В его первоначальной редакции говорилось, что мигрант обязан стать на учет по месту пребывания у юридического или физического лица. Причем формулировка «где проживает или осуществляет трудовую деятельность» порождала разночтения, поскольку не давала четкого понимания, кто должен выступать принимающей стороной — тот, кто предоставляет жилье или тот, кто дает работу.

Федеральный закон №163-ФЗ от 26.06.2018 заметно прояснил этот вопрос. В нем четко прописаны термины «принимающая сторона» и «место пребывания», а также уточнены основания для постановки. Закон вступил в силу 8 июля 2018 года и значительно изменил процедуру.

Скачайте документы из статьи

Уведомление о прибытии иностранца: бланкXLS файл Форма об убытииPDF файл

Постановка на миграционный учет граждан других государств: основные термины

Согласно ФЗ №163:

Место пребывания иностранца или лица без гражданства — это жилое помещение, где этот человек действительно проживает или организация, адрес которой указывается при регистрации. При этом организация должна располагать жилым фондом.

Принимающая сторона — это физическое лицо (граждане России или иностранцы с ПМЖ) и организации, которые предоставили прибывшему иностранному гражданину место проживания.

В законе четко прописано, что теперь регистрация по месту работы возможна, только если человек фактически проживает по адресу компании. Это очень важный момент, ведь раньше можно было зарегистрировать мигранта по юридическому адресу работодателя, даже если он проживал в арендованной квартире с другим расположением.

Кроме того, с марта 2019 года вступило в силу правительственное Постановление №246, в котором закреплены все перечисленные изменения и добавлены новые, которые делают МУ еще более конкретизированным и структурированным.

С 20 марта по-новому уведомляйте МВД о работниках-иностранцах

Правительство скорректировало правила миграционного учета иностранцев. Изменения вступили в силу с 20.03.2019. Их много, но эксперты журнала «Справочник кадровика» выделили и прокомментировали для вас основные положения. Узнайте, что вы теперь должны прикладывать к уведомлению, какие реквизиты указывать и как подавать уведомление об убытии иностранца.

Суть изменений

Если обобщить, то внесенные изменения означают, что:

  • Работодатели не имеют права регистрировать работников-мигрантов по юридическому адресу компании. За исключением случаев, когда по этому адресу есть жилое помещение, где и будет фактически жить сотрудник.
  • Постановка иностранца на миграционный учет — это обязанность принимающей стороны.

Как изменения повлияли на порядок постановки на учет иностранных граждан

Так как в 2019 году миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации происходит уже по-новому, у многих работодателей возникает вопрос — что делать с теми работниками, которые уже зарегистрированы по юридическому адресу компании?

В законодательстве есть ответ: если регистрация по юрадресу произошла до того, как закон с изменениями вступил в силу, она считается законной и будет действительной вплоть до выезда работника из России. Если после этого человек снова вернется на работу, его надо будет зарегистрировать по адресу проживания. Сделать это должна принимающая сторона.

Вот как это выглядит на практике:

Гражданин Польши, Каролек Хмелевский получил приглашение на работу от российской компании и по приезду бы зарегистрирован по ее юридическому адресу. Постановка произошла 5 апреля 2018 года. Для проживания Каролек арендовал жилье по адресу: Москва, Третья улица строителей, дом 25, кв. 12. В марте 2019 года Каролек использовал свой отпуск, чтобы съездить на родину. После его возвращения прежняя регистрация по адресу компании станет недействительной и повторять ее нельзя. Постановкой должен заняться владелец арендованной квартиры.

Лучше всего, чтобы постановкой занимались именно собственники жилья. Практика показывает, что миграционные службы часто отказывают тем, кто регистрирует иностранцев по доверенности, даже если она оформлена по всем правилам.

Таким образом, миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации стал более строгим по отношению к арендодателям — у них появилась новая обязанность. Если ею пренебречь, может последовать штраф в размере 2000–4000 рублей.

Попробуйте бесплатно, курс повышения квалификации

Документационное обеспечение работы с персоналом

  • Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом»
  • За прохождение — удостоверение о повышении квалификации
  • Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов
  • Доступны готовые шаблоны документов, которые можно

Что должен сделать иностранец

На первый взгляд может показаться, что новый порядок постановки на миграционный учет граждан других государств самих иностранцев почти не касается — прямой обязанности ходить в миграционную службу и самим заниматься регистрацией у них нет. Но на практике добавляется хлопот и им. Новые правила подразумевают всего два законных варианта проживания:

  • Найти арендодателя, который согласится заниматься процедурой. Как правило, это означает дополнительное время на поиски жилья и более высокую арендную плату, чем в случае с российскими арендаторами.
  • Длительно проживать в гостинице, хостеле или в другой организации, которая предоставляет гостиничные услуги. Это может быть даже туристическая база или кемпинг. Но в любом случае все это повышенные затраты или определенные неудобства.

Н., работающий в сменном режиме по графику с 8-часовыми сменами, был вызван в свой выходной для замены заболевшего коллеги. Работа в этот день производилась по другому графику – с 10-часовыми сменами. В качестве компенсации Н. был предоставлен один день отдыха.

У некоторых иностранных работников возникает соблазн «обойти» закон — отказаться от регистрации или «купить» ее по адресу, который не совпадает с фактическим пребыванием. В этих случаях человек становится нелегалом и возникает дополнительный риск для работодателя. Да, новый закон не обязывает компании этим заниматься, но косвенная обязанность контролировать регистрацию все же есть. Дело в том, что работодателю грозит наказание за использование труда нелегалов.

Что должен сделать работодатель

Формально, работодатель должен лишь проконтролировать, что нанятый им житель другого государства или человек без гражданства состоит на учете в миграционной службе, причем адрес регистрации совпадает с тем, где работник постоянно проживает.

Но давайте рассмотрим с практической точки зрения: что работодатель может сделать, чтобы избавить себя и своего иностранного работника от рисков.

  • Самостоятельно найти жилье и заранее договориться с арендодателем о регистрации. Убедиться, что это собственник и риск отказа минимален. Проконтролировать, что регистрация действительно сделана.
  • Договориться с хостелом или отелем о размещении своих сотрудников. Возможно, долгосрочный «оптовый» договор позволит получить скидку.
  • Оборудовать жилые помещения по юридическому адресу своей компании и самостоятельно учитывать прибывших из-за рубежа сотрудников.
  • Подписать арендный договор с владельцами жилья и предоставлять его иностранным работникам в субаренду. В этом случае закон позволяет компании-работодателю заниматься регистрацией мигрантов. При этом в миграционные органы надо предоставить договор аренды и доверенность на представителя.

Как видите, законных способов правильно зарегистрировать работника-иностранца немало. Но все они подразумевают определенные затраты времени и средств со стороны работодателя.

Тем, кто захочет по старинке зарегистрировать работника по юридическому адресу организации, хотя жилых помещений там нет, грозит нешуточный штраф. Это может быть расценено как предоставление фальшивых данных об иностранцах и повлечь штраф в сумме 350000–800000 рублей (статья 19.27 КоАП).

Что еще может сделать работодатель

Проконтролировать, что документы для постановки на миграционный учет подготовлены правильно.

Часто приезжающие из-за рубежа работники плохо знают русский язык и недостаточно разбираются в российском законодательстве. Физические лица, которые предоставляют жилье, тоже не горят желанием разбираться в бюрократических процедурах. Будет надежнее, если работодатель сам подготовит документы для регистрации. Сделать это поможет Приложение №3 к Приказу МВД РФ №881 от 23.11.2017.

Объяснить нанятым мигрантам новый порядок миграционного учета

Поскольку ответственность за нелегальный труд лежит не только на работодателе, но и на работнике, тому тоже стоит взять на контроль процесс своей регистрации. Для этого ему может понадобиться помощь переводчика или юриста. Если работодатель это предоставит, риски заметно снизятся.

► Как принять и уволить иностранца с патентом: актуальная инструкция на 2018–2019 годы

Если изменения порядка миграционного учета усложняют жизнь работодателям, зачем они нужны?

Можно с уверенностью сказать, что изменения введены не для того, чтобы добавить рядовым россиянам проблем. Специалисты считают, что это оправданная мера, которая поможет оптимизировать работу с мигрантами. В числе основных целей закона:

  • Сделать учет более точным и прозрачным. Это упростит российским властям определение местонахождения иностранцев.
  • Повысить уровень ответственности работодателей, которые используют труд иностранных граждан.
  • Легализовать деятельность владельцев жилья, которые сдают свою собственность иностранцам.
  • Исключить нарушения, которые ранее были связаны с тем, что иностранцам было сложно самостоятельно проходить регистрацию.

Важный момент — повышение требований к трудовым договорам, заключаемым с мигрантами. Есть мнение, что в КоАП появятся изменения, связанные с наказанием работодателей, которые привлекают к работе лиц без трудового договора, а также иностранцев, которые трудятся нелегально.

► Изменения, которые надо учесть в 2019-м, если у вас работают иностранцы

Сроки постановки на учет

Согласно закону №109 от 18.07.2006, заявление о регистрации иностранца по адресу проживания необходимо подать в течение 7 рабочих дней после того, как он получил временное разрешение на проживание или просто прибыл на место жительства. Исключения для граждан:

  • ЕАЭС, Армении, Казахстана, Белоруссии — 30 дней.
  • Таджикистан — 15 дней.

Ранее это было обязанностью самого мигранта. В новой редакции, согласно Постановлению, формулировка изменена. Теперь заявление должна подавать принимающая сторона, а сроки и порядок действий остаются такими же, как в Федеральном Законе.

Есть изменения и касательно сроков, в которые осуществляется процедура. Теперь временная регистрация длится столько, сколько укажет заявитель. Главное — чтобы срок не превышал нормативов временного пребывания иностранца в РФ и не противоречили международным договорам России. Нормы пребывания установлены законом №115-ФЗ от 25.07.2002 года.

Для большинства иностранцев срок временной регистрации — 90 дней. После этого надо получить вид на жительство или покинуть Россию. Вернуться можно через 90 дней. Исключение — граждане некоторых стран и высококвалифицированные специалисты, которые могут быть зарегистрированы на срок действия трудового договора.

Главная новость Новые правила: Как Роскомнадзор теперь проверяет отдел кадров

Тема номера Роструд разрешил продлевать срочный трудовой договор. Стоит ли ему верить?

Также читайте о том, как в 2019-м вернуть деньги, которые потратили на лечение и учебу, как избежать штрафа за ошибки в СЗВ-М и какие изменения в правах многодетных доставят больше всего проблем.

Снятие с миграционного учета

Не обошлось без преобразований и в порядке снятия. Их определяет Федеральный закон №257 от 29.07.2018, посвященный изменениям статей 8 и 23 закона № 109 «О миграционном учете». ФЗ №257 вступил в силу 10 августа 2018 года.

По этому закону, принимающая сторона должна уведомить орган контроля о том, что иностранец убыл с места проживания. Это можно сделать непосредственно в миграционной службе, через многофункциональный центр или по почте.

То есть снятием с учета занимается тот же человек (или организация), который проводил постановку. Если регистрация была по адресу компании-нанимателя, то снятие производит тоже работодатель.

Раньше обязанность снимать иностранцев с регистрации лежала только на больницах, предприятиях гостиничной сферы, других специализированных организациях. Физические лица и работодатели этим не занимались. В 2019 году порядок постановки и снятия с миграционного учета граждан других государств изменился и требует больше ответственности от каждой из сторон, которые взаимодействуют с иностранцем.

Срок подачи заявления о снятии с миграционного учета

Гостиницы, базы отдыха, хостелы и другие предприятия отрасли должны аннулировать регистрацию иностранца в течение 3-х часов после того, как гость выехал с занимаемой площади. Для такой срочности они располагают специальным программным обеспечением и доступом.

Для физических лиц, которые сдают жилье и работодателей сроки другие. Подать заявление надо не позже, чем через 2 дня после того, как мигрант выехал из арендуемого помещения.

С точки зрения законодательства, принимающая сторона несет ответственность за проживающего у нее иностранца все время, пока действует регистрация. Если не снять иностранца с учета вовремя, могут последовать штрафы:

  • 2000–5000 рублей для физических лиц;
  • 400000–500000 рублей для юридических лиц.

Форма уведомления

До внесения изменений в закон о миграционном учете утвержденной формы уведомления об убытии не было. Сейчас действительна временная форма бланка, который заполняется с двух сторон.

Новая обязанность работодателя — снимать иностранных сотрудников с миграционного учета.

Совсем недавно был опубликован новый федеральный закон № 257 от 29.07.2018 г., который внес изменения именно в те статьи закона, в которых рассказывалось о снятии с миграционного учета иностранных граждан.

Уже с 10 августа 2018 года юридические лица (компании работодатели или заказчики услуг, а также индивидуальные предприниматели) будут обязаны аннулировать регистрацию иностранцу, как только он выехал с данного места пребывания или уволился!

Начнем с того, что ФЗ-109 „О миграционном учете иностранцев“ обязывает принимающую сторону регистрировать у себя иностранного гражданина.

Ранее достаточно часто принимающей стороной выступал именно работодатель. Но согласно 163-ФЗ от 27.06.18 работодатели больше не могут регистрировать сотрудников по месту работы.

Исключением являются лишь те работодатели, которые предоставляют сотруднику жилье, например, размещают их в бытовках, вагончиках, отдельных комнатах на территории компании или же арендуют для него отдельное помещение (квартиру, комнату).

Именно эти работодатели с 10 августа обязаны будут аннулировать сотруднику регистрацию в том случае, если он уволится или найдет другое место для проживания.

Чтобы снять иностранца с учета, необходимо подать соответствующий бланк в МВД. Осуществить данную процедуру можно также через МФЦ и почту России. Сроки, которые даются на снятие с учета, законом не установлены, но советуем сделать это в первые дни после его увольнения.

Снять иностранца с учета быстрее следует, потому что пока иностранец стоит на учете на вашу организацию, вы, как принимающая сторона, несете за него полную ответственность.

Если к вам придет с проверкой МВД и выявит тот факт, что вы не сняли бывшего сотрудника с миграционного учета, Вы получите штраф от 400 до 500 тыс. рублей (ст.18.9 КоАП). Только за одного иностранного сотрудника.

Эксперты «Альянс — Трудовая Миграция»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *