ИП грузоперевозки бухгалтерский учет

Автор: | 02.05.2019

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
  2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

Видеолекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них — письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

  1. «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» (по правилам, действовавшим до 1 января 2013 г.).
  2. «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» (начиная с 1 января 2013 г.).

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Чем примечательна деятельность по перевозкам?

Транспортную компанию отличает следующее:

  • В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
  • Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
  • Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
  • Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
  • Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве автотранспорта в компании (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Конкретные критерии для использования этой возможности устанавливаются регионами РФ.
  • Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.

Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:

  • «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)»;
  • «Путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в бухучете»;
  • «Путевой лист автобуса необщего пользования — форма 6»;
  • «Какие особенности у путевого листа для легкового такси?»;
  • «Особенности путевого листа на месяц — образец-2018-2019».

Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности

Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:

  • Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
    • выручка от реализации:

Дт 62 Кт 90,

    • НДС от реализации:

Дт 90 Кт 68,

    • прямые затраты по оказываемым услугам:

Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,

    • косвенные затраты:

Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,

    • затраты учтены в финрезультате:

Дт 90 Кт 20, 26.

  • Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
    • учтены затраты на доставку:

Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;

    • затраты отнесены на финрезультат:

Дт 90 Кт 44.

Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».

Специфика затрат при перевозках

При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:

  • Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.

О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.

  • Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.

Как рассчитать транспортный налог, узнайте по .

  • Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.

Порядок учета и списания ГСМ см. .

  • Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
  • Непременными составляющими затрат станут расходы:
    • на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
    • периодический технический осмотр транспорта;
    • проведение регулярного технического обслуживания;
    • обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;

Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2019 году».

    • оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
    • услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
    • оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.

Итоги

Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.

Рассмотрены наиболее выгодные с точки зрения ведения учета и снижения фискальной нагрузки системы налогообложения – УСН, патент (ПСН) и ЕНВД. Условия применения, примеры расчета налоговых платежей.

Понятие «грузоперевозки» регламентируется ГК РФ (стат. 785 пункт 1) и подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по назначению согласно заключенным договорам (глава 40 ГК РФ). Такая деятельность не требует оформления разрешительных лицензий, достаточно зарегистрировать бизнес и выбрать подходящий режим. Как оптимизировать налогообложение грузоперевозок легальными методами? Какие сложности в учете транспортных операций поджидают руководителя? Все нормативные подробности ниже.

Важно! Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование (глава 41 ГК РФ) определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.

Обсуждаемые системы налогообложения в сфере транспортных услуг:

  1. УСН – предусматривает уплату налога по объекту «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (ставка 15 %, но может применяться пониженный размер ставки по решению региональных органов власти). Выбор варианта осуществляется компанией самостоятельно, в течение года смена объекта налогообложения запрещена. Основные условия для применения в 2017 году (Закон № 243 от 03.07.16 г.) – численность (не более 100 чел.), совокупный размер выручки за отчетный период (не более 120 млн. руб.), предел выручки в части перехода (не более 90 млн. руб.).
  2. ЕНВД – применяется компаниями (предприятиями или ИП) с численностью единиц транспорта не более 20, включая арендуемые средства (стат. 346.26 подп. 5 п. 2), если вид деятельности относится к вмененной согласно региональному законодательству. При наличии нескольких видов ОКВЭД следует разграничить показатели путем ведения раздельного учета. Критерии для использования ЕНВД – численность наемного персонала (не более 100 чел.), доля участия прочих юридических лиц в бизнесе (не более 25 %).
  3. ПСН – применяется только ИП путем приобретения патента на календарный год по месту проживания предпринимателя (стат. 346.45 НК). Критерии для использования в 2017 году – численность в части ПСН (не более 15 чел.), общая выручка (не более 60 млн. руб.). При заключении договоров услуг по месту регистрации бизнеса приобретать патенты в других регионах не требуется. Это подтверждает Минфин в Письме № 03-11-12/15 от 07.02.13 г.

Обратите внимание! ОСНО (общая система налогообложения) в сфере грузоперевозок здесь не рассматривается, так как относится к одному из самых сложных с точки зрения учета налоговому режиму. Фискальная нагрузка на бизнесе по ОСН также считается обременительной в сравнении с более выгодными специальными режимами.

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Оценить положительные и отрицательные нюансы различных налоговых режимов помогут обзорные характеристики, собранные в единую таблицу. Предпринимателям следует учесть, что одновременное использование ПСН и ЕНВД не допускается. Планируемые коды ОКВЭД необходимо выбрать до регистрации фирмы или добавить к уже имеющимся в процессе работы.

Сравнительная таблица системы налогообложения для транспортных компаний:

Признак

УСН

ЕНВД

ПСН

Кто вправе использовать

Организации и ИП

Организации и ИП

ИП

Ограничения по количеству средств транспорта

нет

нет

Период действия

Без ограничений

До 2021 года (продлено Президентом 2.06.16 г. в Законопроекте № 1025686-6)

В пределах календарного года

Ограничение региона действия

нет

Регион/субъект РФ постановки на учет как плательщика ЕНВД

Регион/субъект РФ выдачи патента в части заключаемых сделок

Лимит численности (чел.)

Лимит годовой выручки (млн. руб.)

нет

Ставка налога (%)

6/15 (в отдельных регионах может снижаться по решению муниципальных образований)

15 (в отдельных регионах может быть снижена до 7,5)

6 (в отдельных регионах может быть снижена до 0 для отдельных категорий ИП)

Основные базовые показатели для расчета налога

Объект налогообложения («доходы» или же «доходы-расходы»)

Базовая доходность, физические показатели, коэффициенты К1, К2

Величина предполагаемого дохода, процентная ставка, срок действия ПСН

Выплаты, уменьшающие размер налога к уплате

С ограничением в 50 % – страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; торговый сбор в определенных законом случаях (стат. 346.21 п. 8 НК)

С ограничением в 50 % – страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; больничные пособия. Для ИП – фиксированные платежи без ограничений

нет

Налоговая разгрузка

Не платится НДС, имущество, прибыль

Не платится НДС (за исключением импортных операций), имущество, НДФЛ в части вмененных доходов для ИП, прибыль – для юридических лиц

Не платится НДС, имущество, НДФЛ

Сложность учета

Требуется тщательный учет доходов и расходов путем составления КУДиР. Декларации сдаются по итогам года. Бухучет разрешено вести в упрощенном порядке субъектам МП

Декларации предоставляются ежеквартально. Бухучет ведется предприятиями. ИП освобождаются от ведения учета и заполнения регистров отражения операций (Закон № 402-ФЗ пункт 1 стат. 2)

Сдача деклараций и прочих отчетов не требуется. Учет затрат и доходов не ведется

Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2019 году: с чего начать, пошаговая инструкция

Чтобы начать официальную деятельность по грузоперевозкам в 2019 году необходимо пройти стандартную процедуру регистрации ИП. Получать лицензию не требуется, если не планируется осуществление транспортировки опасных веществ.

Для регистрации потребуется предоставить:

  • заявление Р21001, актуальный образец представлен на сайте налоговой службы. Важно правильно заполнить бланк;
  • квитанцию, подтверждающую факт уплаты госпошлины (800 руб.);
  • копию паспорта и ИНН (при наличии).

Процедура регистрации ИП для грузоперевозок состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор документов.
  2. Передача комплекта документов органамналоговой инспекции. Разрешено несколько способов: лично, почтой (заказным письмом с приложением 2-х экземпляров описи) или электронно (через портал Госуслуги, обязательно иметь ЭЦП – электронно-цифровую подпись и подтверждённый аккаунт). Также закон позволяет привлечь доверенное лицо для представления интересов в госорганах.
  3. Проверка корректности и комплектности документов органами фискальной службы.
  4. Регистрация ИП. Процедура считается завершённой после внесения сведений в ЕГРИП.

При заполнении заявления на регистрацию, будущий предприниматель должен указать коды ОКВЭД, отражающие направление будущей деятельности. С 2016 года грузоперевозки отражаются с помощью кодов 49.4 (включает все виды перевозок, в том числе легковым транспортом и фурами, кроме ж/д), 49.41 (перевозка всех видов грузов, включая опасные и специальные), 49.42 (услуги по перевозке, например, переезд). Разрешено выбрать основной вид деятельности и дополнительные (в неограниченном количестве).

Процедура регистрации занимает до 5 рабочих дней, однако по итогу может быть принято отрицательное решение.

В подобных случаях органы налоговой службы уведомляют заявителя в письменном виде с подробным разъяснением причин, после устранения которых документы подаются вновь, госпошлина оплачивается повторно.

Налогообложение по грузоперевозкам

В момент регистрации предприниматель должен сообщить о выбранной системе налогообложения, в противном случае «автоматически» будет применяться ОСН. О том, какую систему налогообложения выбрать для удобства и выгоды предприниматель, занимающийся грузоперевозками, должен подумать заранее.

Для этого, необходимо ознакомиться с формами налогообложения, доступными предпринимателям в сфере грузоперевозок:

  • ОСНО – общий режим является наиболее сложным для ИП как по размеру налоговых платежей, так и ведению отчётности. Подразумевает уплату НДФЛ, НДС, имущественных налогов, причём по каждому необходимо подавать декларацию. Чтобы правильно рассчитать сумму налога, вести учёт и отчётность необходимо обладать профессиональными навыками бухгалтера. Преимуществом использования является возможность работы с контрагентами, которые являются плательщиками НДС и отсутствие ограничений по выручке, единицам транспорта;
  • УСН – имеет критерии для применения. Позволяет выбрать налогооблагаемую базу «доходы» или «доходы минус расходы», по ставке 6 и 15% соответственно. Отчётность состоит из КУДиР и ежегодной подачи декларации;
  • ЕНВД – применение «вменёнки» допустимо, если количество машин в парке не превышает 20 единиц, а количество работников 100 человек. Ставка налогообложения 15% уплачивается с вменённого дохода, рассчитываемого исходя из физических показателей и установленных значений доходности для каждой отрасли. Список отраслей, которые имеют право применения ЕНВД, утверждают муниципальные власти. Декларация сдаётся каждый квартал;
  • ПСН – декларации не сдаются, но необходимо вести учёт доходов.

Независимо от выбранного режима, ИП, избравший по направлению грузоперевозки, обязан уплачивать транспортный налог. При уплате имеет значение факт принадлежности автомобиля – арендованный транспорт налогом не облагается. Также, независимо от формы налогообложения и присущей ей отчётности, предпринимателю необходимо контролировать заполнение и ведение Независимо от выбранного режима, ИП, избравший по направлению грузоперевозки, обязан уплачивать транспортный налог. При уплате имеет значение факт принадлежности автомобиля – арендованный транспорт налогом не облагается. Также, независимо от формы налогообложения и присущей ей отчётности, предпринимателю необходимо контролировать заполнение и ведение путевого листа – первичного документа, который используется для учёта автотранспорта и расчётов с водителями. Документ тщательно проверяется сотрудниками ГИБДД.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Установленный законом образец путевого листа отсутствует, закреплены лишь сведения, которые он должен содержать.

Что такое ПСН

ПСН – патентная система налогообложения – это один из специальных режимов, заменяющий несколько налогов (НДФЛ, НДС, имущественный) оплатой фиксированной стоимости патента, расчёт которой осуществляется без привязки к фактически полученным доходам.

Ставка 6%. ПСН имеет следующие характеристики, которые можно причислить к преимуществам:

  • стоимость патента фиксирована, а значит, нет необходимости самостоятельного расчёта налоговых платежей;
  • приобретать патент возможно на срок от 1 до 12 мес.;
  • не требуется подавать декларацию;
  • разрешено работать без ККМ – заменой является бланк строгой отчётности, фиксирующий факт оплаты наличкой или безналом. Однако в 2017 году Правительство инициировало переход к онлайн-кассам, ИП на ПСН получили отсрочку до 1 июля 208 года;
  • предусмотрено использование пониженных ставок при отчислении взносов за работников, исключение: ИП, занимающиеся предоставлением услуг в сфере общепита, торговлей, арендой имущества.

Список отраслей, подпадающих под применение патента, а также возможность применения «налоговых каникул» утверждается муниципальными органами власти.

ПСН имеет и другие характеристики, которые нельзя отнести к преимуществам:

  • площадь занимаемого бизнесом помещения не должна превышать 50 кв.м.;
  • ограниченное количество направлений деятельности;
  • количество наёмных работников – не более 15;
  • уменьшить стоимость невозможно;
  • необходимо вести учёт с помощью КУДиР по каждому направлению отдельно;
  • общий совокупный доход ИП не должен превышать 60 млнр.;
  • по каждому направлению деятельности необходимо приобретать отдельный патент.

Оплата патента сроком действия до 6 месяцев осуществляется единовременно, до окончания срока действия.

Если срок выше, то разрешено делить взносы на три части:

  • 1-й взнос в первые 3 мес.;
  • оставшиеся до окончания срока.

Расчёт стоимости в 2019 году осуществляется по формуле: базовая доходность (сведения содержатся на сайтах субъектов РФ) х 6%. Совершить переход на ПСН возможно при регистрации или по заявлению, подать которое необходимо в налоговую службу не позднее, чем за 10 дней до начала применения спецрежима. Ходатайство о продлении применения патента необходимо подавать до 20 декабря (до первых чисел января, если срок действия предыдущего был год). Подаётся обращение в ИФНС по месту регистрации или в органы того региона, где планируется ведение бизнеса. Учёт осуществляется в КУДиР, где обязательно указать все доходы, полученные за налоговый период применения ПСН.

Патент действует только в пределах региона оформления. Однако если ИП занимается междугородними перевозками и договор с клиентом заключён в регионе регистрации, а вдругом находится лишь конечный пункт поездки, приобретать патент в другом регионе не требуется.

Патент для ИП в сфере грузоперевозок

Чтобы понять, какую систему налогообложения выбрать для ИП, занимающихся грузоперевозками, необходимо сравнить между собой две наиболее популярные и похожие формы: ЕНВД и ПСН. Применение патента имеет одну важную особенность: если в парке имеется два и более транспортных средств, то приобретать патент необходимо на каждое из них. Если условие не выполнено, ПСН будет совмещён с другим режимом, например, УСН. В отличие, от ЕНВД (максимальное количество транспорта – 20 единиц, включая собственные и арендованные), патент не имеет ограничений на количество единиц транспорта. Но «вменёнка» имеет преимущество в виде отсутствия ограничений по виду деятельности и требованиям к пороговому значению дохода. Различия присутствуют и в налогооблагаемой базе (вменённый доход по ЕНВД, предполагаемый – ПСН) и в процентной ставке (15 и 6% соответственно). Так, в качестве примера можно произвести расчёт стоимости патента: ИП Пушкин занимается грузоперевозками в Москве, в парке 5 единиц, грузоподъёмность 1 тонна.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Исчисление стоимости патента:

  1. Определение потенциального дохода. Базовая доходность региона для транспорта менее 3,5 тонн равна 600 000 р. БД = 600 000 х 5 = 3 000 000 р.
  2. Расчёт годовой стоимости патента: 3 000 000 х 6% = 180 000 р.
  3. На квартал: 3 000 000 х 6% х 3/12 = 45 000р.

Итог:патент на грузоперевозки для ИП 2019 стоимость за одну единицу в год в Москве – 36 000 руб. или 3 000 руб. в месяц. Для расчёта ЕНВД потребуется больше информации, коэффициенты К1 (устанавливается федеральной властью, в 2019 г. составляет 1,798) и К2 (зависит от региона деятельности), а также количество транспорта. Вменённый доход для грузоперевозок – 6 000 р. на одну единицу. Пример по одному транспорту в Москве: 6 000 х 1 (количество транспорта) х 1,798 х 1 (К2 для Москвы) х 15% х 3 = 4 854 рублей. Таким образом, при небольшом автопарке, немногочисленном персонале и договоров, ограниченных по сроку, применение ПСН поможет значительно снизить уровень налоговой нагрузки и упростить документооборот.

Нет необходимости заниматься расчётом стоимости патента. Полная стоимость указана на сайте субъектов РФ. Помимо этого, можно воспользоваться онлайн-калькулятором на сайте https://patent.nalog.ru/info/. Доступен расчёт всем пользователям, в том числе, незарегистрированным.

Для подсчёта стоимости требуется:

  1. Выбрать текущий период, а также срок использования.
  2. Выбрать УФНС. При выборе г. Москва потребуется уточнить муниципальное образование.
  3. Вид деятельности: оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
  4. Указать грузоподъёмность.

Калькулятор не только произведёт расчёт стоимости, но и укажет количество и размер платежей. Оплата доступна на сайте ФНС, там же можно распечатать квитанции.

Для оформления патента действующим ИП необходимо пройти несколько шагов:

  1. Перейти на сайт ФНС и скачать заявление установленного образца https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/doc/patent_zayavl.pdf.
  2. Заполнить и передать в ФНС;
  3. Получить патент через 5 дней с реквизитами для оплаты.

Переход к применению патента не является основанием «автоматического» прекращения применения действующей формы налогообложения, чтобы сняться с учёта потребуется составить обращение.

Предприниматель может быть снят с учёта ПСН в нескольких случаях:

  • по собственной инициативе;
  • утрате права применения: превышение дохода, штата, смена сферы деятельности;
  • до конца срока действия осталось 10 дней, а заявка на продление не подана.

Стоит помнить, что предприниматели при ПСН не освобождаются от уплаты страховых взносов «за себя» и персонал.

Открывая ИП с целью предоставления услуг перевозки грузов, важно осуществить предварительный анализ будущего бизнеса. Однако, можно отметить, что универсальной схемы по применению того или иного режима не существует. Каждый предприниматель перед приобретением патента на грузоперевозку, должен тщательно проанализировать: планируемый размер дохода, количество сотрудников и единиц транспорта. Полученные показатели сравниваются с итогами расчётов по другим формам налогообложения, после чего принимается решение. При этомстоит учитывать требования к отчётности, насколько они посильны для бизнесмена, не потребуется ли привлечение дополнительных сил и финансовых издержек. Действующим предпринимателям выбор сделать проще, так как есть с чем сравнить преимущества и недостатки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *