Искажение отчетности ответственность

Автор: | 28.04.2019

Содержание

Ответственность за искажение показателей бюджетной отчетности

Т. Обухова

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2017

Какая ответственность предусмотрена за представление отчетности с заведомо недостоверными сведениями? На этот и другие вопросы ответила специалист журнала.

Какая административная ответственность предусмотрена за представление отчетности с заведомо недостоверными сведениями? Можно ли признать выявленные нарушения малозначительными и избежать ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ? Каковы примеры нарушений при составлении отчетности, за которые должностное лицо учреждения привлекается к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность:

  • за непредставление или представление с нарушением сроков, определенных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности;

  • за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

  • за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Совершение таких деяний влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Таким образом, в случае если учреждение при составлении отчетности исказит факты финансово-хозяйственной деятельности, должностное лицо учреждения (руководитель, а в некоторых случаях – главный бухгалтер) будет привлечено к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Для справки:

Федеральным законом от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в ст. 15.15.6 КоАП РФ слова «правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений» были заменены словами «правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов)». Данный федеральный закон вступил в силу 18 июня 2017 года. Поэтому начиная с этой даты положения ст. 15.15.6 КоАП РФ распространяются на случаи формирования и представления с нарушением установленных требований сведений (документов).

Как показывают анализ судебной практики и результаты контрольных мероприятий, искажение показателей форм бюджетной отчетности обычно проявляется в расхождении показателей, содержащихся в отчетных формах и главной книге (ф. 0504072), бюджетном учете учреждения.

Пунктом 7 Инструкции № 191н предусмотрено, что бюджетная отчетность составляется:

  • на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

  • на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном Инструкцией № 191н порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Согласно п. 11 Инструкции № 157н записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций, иных регистрах бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения такого документа как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций вносятся в главную книгу.

Таким образом, показатели главной книги и отчетных форм должны быть идентичными, как и данные бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетных форм. В случае если в результате контрольных мероприятий выявляются расхождения между данными бухгалтерского (бюджетного) учета и данными, отраженными в главной книге и отчетных бухгалтерских формах, должностные лица учреждения привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В качестве примеров нарушений, за которые должностные лица учреждений привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, приведем несколько судебных решений.

Так, в Постановлении Ивановского областного суда от 31.08.2016 № 4а-241/2016 была рассмотрена следующая ситуация. Руководитель казенного учреждения был привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ за то, что баланс (ф. 0503130) и отчет (ф. 0503121) содержали данные, не соответствовавшие данным главной книги. Этими действиями учреждение нарушило положения ч. 3 ст. 264.1 БК РФ, п. 6, 7, 11.1 Инструкции № 191н, п. 3, 4 Инструкции № 157н. Доводы должностного лица (руководителя учреждения) об отсутствии в его действиях признака заведомости, умысла на совершение правонарушения и наличии объективных причин для этого, вызванных сбоем программного обеспечения, являлись предметом судебного исследования, после чего были обоснованно отвергнуты судом.

В Решении от 22.03.2016 № 21-141/2016 Смоленский областной суд рассмотрел такой случай. В годовой бюджетной отчетности (балансе (ф. 0503130)) военного клинического госпиталя была ошибочно отражена сумма кредиторской задолженности, а также не был указан аванс, перечисленный контрагенту. Данный факт, выявленный в ходе проверки, послужил основанием для привлечения должностного лица (главного бухгалтера учреждения) к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Поскольку был установлен факт представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности распорядителю бюджетных средств (искажение показателей баланса (ф. 0503130)), действия главного бухгалтера, по мнению судей, образовали состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

При оспаривании решений контрольных органов о привлечении должностных лиц к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, в судебном порядке зачастую пытаются доказать малозначительность совершенного правонарушения. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В абзацах 2 – 5 п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 указано, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, то судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, это должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое, хоть формально и содержит признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Статья 15.15.6 КоАП РФ не предусматривает наступление каких-либо последствий, а устанавливает только сам факт представления недостоверной отчетности, исправление недостоверной отчетности после выявления правонарушения органом государственного финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.2017 № 02-09-06/40875).

* * *

В завершение статьи кратко сформулируем основные выводы:

  • за несоответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм, а также за несоответствие показателей главной книги и отчетных бухгалтерских форм должностные лица учреждения привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ;

  • исправление отчетности, содержащей недостоверные сведения, после выявления правонарушения органом государственного финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Что нужно знать

Сегодня руководителю, а также главному бухгалтеру необходимо максимально ответственно подходить к вопросу ведения бухгалтерской отчетности.

Так как данный раздел экономической деятельности связан с очень большим количеством самых разных особенностей, нюансов.

Сегодня полагается уголовная ответственность за бухгалтерский учет в случае обнаружения каких-либо действительно серьезных нарушений контролирующими органами.

Наказание бухгалтера за воровство может быть различным. Все зависит от множества различных факторов. В первую очередь это фигурирующая в деле сумма, а также мотивы, наличие каких-либо последствий.

По возможности как самому бухгалтеру, так и руководителю предприятия стоит избегать допущения подобного рода ситуаций.

Так как мерой наказания может быть вполне реальное тюремное заключение. Но в большинстве случаев, все же, назначается условный срок.

К наиболее существенным вопросам, рассмотреть которые желательно заблаговременно с целью избегания различных спорных моментов, относятся следующие:

  • определения;
  • классификация видов;
  • правовая база.

Определения

Сегодня все вопросы, тем или же иным образом связанные с наказанием бухгалтера за воровство, освещаются в действующем на территории РФ законодательстве.

Но для правильной трактовки законодательных актов понадобится именно предварительное рассмотрение всех используемых терминов.

К наиболее существенным сегодня относятся следующие:

  • «бухгалтерский учет»;
  • «налоговый учет»;
  • «бухгалтер»;
  • «уголовная ответственность»;
  • «воровство»;
  • «превышение служебных полномочий».

Сегодня под термином «бухгалтерский учет» подразумевается специальная, упорядоченная система сбора, обработки, обобщения и последующей регистрации информации.

Она содержит все данные в денежном эквиваленте о хозяйственной, экономической деятельности предприятия, индивидуального предпринимателя.

На данный момент все юридические лица и ИП обязаны вести бухгалтерский учет. При этом он может вестись одновременно с налоговым.

«Налоговый учет» подразумевает отражение соответствующим образом полной информации о валовом доходе/расходе при ведении экономической/хозяйственной деятельности.

Основное назначение подобного учета – формирование отчетности по уплаченным налогам. Также именно на основании такого учета формируется налогооблагаемая база.

Отвечает за формирование налоговой отчетности именно бухгалтер. Сегодня ведение налоговой отчетности может вестись двумя способами:

  • отдельно от бухгалтерского учета;
  • совместно с ним.

Второй способ существенно проще и дает возможность избежать выполнения лишней работы.

Но вне зависимости от выбранного метода ведения налогового учета за него всегда отвечает руководитель и бухгалтер. При наличии последнего большая часть ответственности ложится именно на него.

В случае обнаружения попытки уклонения от уплаты налогов, воровства привлечь к уголовной ответственности могут как бухгалтера, так и его руководителя.

Непосредственно под термином «бухгалтер» или «главный бухгалтер» подразумевается должностное лицо, имеющее определенные полномочия и реализующее задачи по формированию налоговой/бухгалтерской отчетности.

Существует определенный перечень требований, предъявляемых к сотруднику на данной должности.

В первую очередь он должен иметь соответствующую квалификацию, знать законодательство. Нарушение законодательных норм в силу их незнания не освобождает от ответственности.

«Уголовная ответственность» — это одна из форм ответственности юридического характера за свершение правонарушения определенного вида.

Наступает он только лишь для лица, свершившего преступление, за которое предусматривается такое наказание. Реализуется только в случае доказанности и вынесения соответствующего приговора.

«Воровство» — это один из жаргонных, разговорных синонимов слова «кража». Признается уголовным преступлением и предусматривает уголовную ответственность.

Основополагающая статья, регламентирующая данный момент – ст.№158 Уголовного кодекса РФ.

Важным критерием является то, что похищаемое имущество должно быть для самого свершающего кражу чужим. Существует достаточно большое количество критериев, выполнение которых необходимо для признания кражи.

«Превышение служебных полномочий» — реализация каких-либо действий, на которые определенное должностное лицо в своих обязанностей права не имеет. Относится это также и к бухгалтеру.

Нередко подобное сопутствует краже. Превышение полномочий также является уголовно наказуемым преступлением. Максимально подробно рассматривается этот вопрос в ст.№286 УК РФ.

Правовая база

Максимально подробно вопрос ответственности бухгалтера за кражу рассмотрен в специальных законодательных актах. Основополагающим нормативно-правовым документом является гл.№21 УК РФ.

В данный раздел входят следующие статьи:

ст.№158 УК РФ Освещаются все вопросы, так или же иначе связанные с кражей
ст.№159 УК РФ Что подразумевается под термином «мошенничество», какое полагается за него наказание
ст.№160 УК РФ Присвоение чужого имущества, средств, а также растрата на предприятии
ст.№163 УК РФ Вымогательство
ст.№164 УК РФ Регламентируется ответственность за хищение предметов, которые имеют особенно высокую ценность
ст.№165 УК РФ Причинение какого-либо имущественного ущерба путем злоупотребления оказанным доверием
ст.№167 УК РФ Рассматривается вопрос наказания за преднамеренное уничтожение или же порчу чужого имущества
ст.№168 УК РФ Повреждение/уничтожение имущества случайно

Не менее важным разделом является гл.№22 УК РФ. Она включает в себя следующие основополагающие нормативно-правовые документы:

ст.№170 УК РФ Осуществление незаконных сделок с недвижимым имуществом
ст.№174 УК РФ Подразумевает наказание за «отмывание» денежных средств, которые были получены незаконным способом
ст.№176 УК РФ Получение банковского займа незаконным способом
ст.№180 УК РФ Незаконное использование средств, различного рода услуг и товаров

Мера наказания напрямую зависит именно от различного рода дополнительных факторов. Таких, как тяжелые последствие, нанесение вреда жизни или же здоровью.

Какова ответственность за нарушение обязанностей бухгалтера смотрите в статье: ответственность бухгалтера.

Что размещено на официальном сайте СКБ Контур, .

Судебная практика по поводу краж, свершенных бухгалтерами, достаточно обширна. По возможности стоит рассмотреть её. Так можно будет избежать возникновения ситуаций, которые потребуется разрешать в суде.

Несет ли бухгалтер уголовную ответственность

Сегодня одним из самых важных вопросов для многих является возможность ответственности бухгалтера за свои действия на предприятии.

Как и любое другое физическое лицо, на данного сотрудника распространяется действие Уголовного кодекса РФ.

Следовательно, ответственность он в обязательном порядке за свершение различных преступлений, предусмотренных данным документов, несет.

Прежде всего, вызывают вопросы следующие действия бухгалтера (возможна ли за них уголовная ответственность):

  • за искажение бухгалтерской отчетности;
  • за неуплату налогов;
  • за неправильное начисление заработной платы;
  • порядок привлечения.

За искажение бухгалтерской отчетности

Данный момент регламентируется ст.№199 УК РФ. В соответствии с действующими законодательными нормами предусматривается уголовное наказание за уклонение от уплаты налоговых сборов.

Обычно именно с этой целью указывается заведомо ложная, искаженная информация в отчетности данного типа.

Также под действие рассматриваемой статьи УК РФ подпадают следующие действия:

Не предоставление налоговой декларации
Не предоставление других документов Обязательных при формировании налоговой базы и проверки их в налоговой инспекции

Но следует помнить, что привлечение к соответствующей ответственности будет инициировано в случае, если сумма будет достаточно существенно.

Этот момент также максимально подробно отражается в действующем на территории РФ законодательстве. Вопрос «особо крупного размера» поднимается в ст.№199 УК РФ.

Данная величина составляет 2 млн. рублей за 3 полных года. При этом величина таких неуплаченных налогов должна составлять более 10% от всей суммы обязательных перечислений.

За неуплату налогов

Привлечение к ответственности строго обязательно при уклонении от уплаты налогов. Причем вне зависимости от того, каков именно мотив был у бухгалтера.

Видео: за что и как могут посадить главного бухгалтера?

Если данное должностное лицо действовало в сговоре со своим руководителем, то это является отягощающим обстоятельством. При его наличии мера наказания будет особенно серьезна.

Под уклонением от уплаты налогов сегодня понимается следующее:

  • указание не соответствующих действительности данных;
  • обозначение ложных доходов, расходов;
  • не отражение в отчетности каких-либо источников получения доходов.

Фактически, под утаиванием подразумевается не отражение любой информации, которая тем или же иным образом может влиять на размер налоговых сборов.

Причем уклонением от уплаты налогов также является и бездействие. Под ним понимается умышленное непредставление налоговых документов (декларации, иного).

Данный момент отражается в постановлении Пленума ВС РФ №64 от 28.12.06 г. Основным моментом, учитываемым при формировании документов, является именно наличие умысла.

В перечень документов, которые прямо или же косвенно влияют на величину начисляемых налоговых сборов, сегодня включается следующее:

Выписки из различных ведущихся книг Продаж и покупок, учета хозяйственных операций и других
Копии различного рода журналов ст.№145 НК РФ
Всевозможные расчеты по платежам, осуществленным авансом ст.№398 НК РФ
Справки, подтверждающие сумму уплаченных налоговых сборов ст.№307 НК РФ

Также в данный перечень можно включить все документы, которые подтверждают наличие права на получение различных налоговых льгот.

За неправильное начисление заработной платы

За неправильное начисление заработной платы также возможно привлечение к уголовной ответственности. Данный момент подробно рассматривается в ст.№212 УК РФ.

Под неправильным начислением понимается умышленное уклонение, неуплата налоговых сборов, обязательных платежей.

Подобного рода проступки обычно караются штрафом в размере 300-500 минимальной оплаты труда.

Как производится бухгалтерское обслуживание компаний, бухгалтерское обслуживание ООО.

Как работает официальный сайт Такском, .

Что такое электронная бухгалтерия для ИП, .

Но если невыплата была осуществлена по предварительному сговору с ещё одним лицом (например, руководителем), наказание подразумевает также тюремный срок, запрет на занятие должности. Длительность запрета может составлять до 3 лет подряд.

Порядок привлечения

Процесс привлечения бухгалтера к уголовной ответственности полностью стандартен. Алгоритм данной процедуры выглядит следующим образом:

  • обнаруживается сам факт наличия нарушения;
  • заинтересованная сторона готовит доказательную базу;
  • подается исковое заявление;
  • иск рассматривается;
  • в случае вынесения положительного решения в пользу истца назначается уголовное наказание.

Важно помнить о большом количестве различных нюансов, тем или же иным образом связанных с бухгалтерской деятельностью.

Во избежание возникновения ситуации, подразумевающей уголовную ответственность, желательно ознакомиться со всеми ними. А также хорошо изучить законодательные нормы.

Предыдущая статья: СКБ Контур Следующая статья: Ответственность главного бухгалтера после увольнения

Ответственность за искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности

Кеворкова Жанна Аракеловна
профессор кафедры «Аудит и контроль»
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук, профессор, zhanna.kevorkova@mail.ru

Васильева Марина Владимировна
доцент кафедры «Аудит и контроль»
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кандидат экономических наук, доцент 89031997842@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются проблемы определения ответственности счетных работников за искажение финансовой отчетности исходя из нормативного законодательства РФ. Санкции, применяемые к счетным работникам за нарушения в области бухгалтерского учета, авторы рассматривают в разрезе гражданско-правовых, административных и уголовных норм.

Ключевые слова: гражданская ответственность; административная ответственность; уголовная ответственность; искажение финансовой отчетности.

Keywords: civil liability, administrative liability; criminal liability; misrepresentation of financial statements

Правовая регламентация бухгалтерского учета играет важную роль, поскольку единообразный и достоверный подход к объективному отражению фактов хозяйственной жизни экономических субъектов существенно влияет на деятельность не только самой организации, но и государства в целом.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — ФЗ N 402-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2013, не содержит нормы об ответственности экономического субъекта, его руководителя и главного бухгалтера за некорректную организацию и ведение бухгалтерского учета, в том числе за искажение финансовой отчетности .

Правовые нормы, касающиеся различных сфер деятельности экономического субъекта и регламентирующие бухгалтерский учет, действуют во взаимосвязи между собой. Они содержатся в различных нормативно- правовых актах, которые имеют как прямое отношение к сфере бухгалтерского учета, так и в большинстве случаев являются комплексными . Их совокупность образует многоуровневую систему, ранжированную по юридической силе.

В свою очередь информация, представленная в бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть достоверной, полной, существенной, понятной, нейтральной и сопоставимой. Однако, в связи с развивающейся тенденцией упрощения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, активным процессом перехода российских организаций на применение МСФО, широко распространенным становится использование приемов, отличающихся от законодательно закрепленных норм, в том числе использование бухгалтерами механизма профессионального суждения, основанного на их реальном опыте. В таких случаях, велика вероятность искажений данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности в интересах отдельных лиц (собственников организации, менеджмента, контрагентов, связанных сторон). Чаще всего это происходит с целью привлечения дополнительного финансирования, заемного капитала (кредита), вывода активов, коррупции.

Достоверность информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности – это требование, продиктованное не только нормами законодательства, но и реальностью экономической жизни.

Санкции, применяемые к счетным работникам в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, можно классифицировать на следующие группы:

  • Гражданско-правовые;
  • Административные;
  • Уголовные.

Так, гражданское законодательство не содержит прямых норм относительно возможной ответственности экономического субъекта за искажение финансовой отчетности. Однако, если будет доказан факт преднамеренности искажения финансовой отчетности, то можно будет применить нормы статьи 179 ГК РФ «Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств .

Данная статья позволяет суду признать такие сделки недействительными по иску потерпевшего. Однако, результаты проведенных исследований показывают, что в большинстве случаев выявленных искажений финансовой отчетности нормы данной статьи неприменимы, поскольку ее формулировки относятся к ситуации, когда одна сторона сделки обманывает другую.

Результаты проведенных исследований показывают, что финансовую отчетность чаще искажает отчитывающийся экономический субъект, а сделка происходит между его субъектами (инвесторами, кредиторами, контрагентами). Российское гражданское законодательство на данный момент не дает возможности, например, инвесторам, пострадавшим в результате искажений периодической финансовой отчетности экономического субъекта, требовать у него возмещения убытков, полученных в ходе сделок с третьими сторонами. В таких случаях можно применить нормы п.4 ст.5 Закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ, которые устанавливают гражданско-правовую ответственность лиц, подписавших проспект эмиссии ценных бумаг . Однако, эта ответственность не распространяется на искажение финансовой отчетности. Согласно данных норм лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно субсидарную ответственность за материальный ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной информации и вводящей его в заблуждение.

Административная ответственность за выявленные нарушения в области бухгалтерского учета налагается на счетных работников в соответствии с нормами действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) и Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.

В частности, статья 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

При этом существует примечание, разъясняющее, что подразумевается под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно:

— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов .

К санкциям, связанным с бухгалтерскими нарушениями, следует также отнести статью 15.19 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг». Согласно норм п.1 данной статьи за «непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации на должностных лиц налагается административный штраф в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда» .

Необходимо отметить, что напрямую к нарушениям, допущенным при составлении финансовой отчетности, относится только статья 15.11, в то время как статья 15.19 – к нарушениям порядка раскрытия подготовленной финансовой отчетности.

Статья 15.11 КоАП имеет ряд недостатков, заключавшихся в следующем:

  • штрафные санкции налагаются на должностных лиц экономического субъекта, допустивших нарушение положений (стандартов) бухгалтерского учета. При этом на сам экономический субъект штраф не налагается;
  • сумма штрафа несоизмеримо мала в сравнении с материальным ущербом, который может понести экономический субъект при искажении финансовой отчетности, либо выгодой, которую может извлечь должностное лицо;
  • существует дублирование понятий «нарушение правил ведения бухгалтерского учета» и «представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 % представляет собой частный случай искажения любой статьи (строки) отчетов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • определение суммы выявленного нарушения в процентах от величины статьи (строки) отчетов бухгалтерской (финансовой) отчетности предоставляет экономическим субъектам возможность маневра в крупных статьях финансовой отчетности (например, выручка, себестоимость, основные средства, запасы). В тоже время любая ошибка в нулевых статьях является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета;
  • содержание статьи направлено на признание и оценку одного из элементов финансовой отчетности и не рассматривает в качестве грубого нарушения раскрытие искаженной информации в пояснительной записке;
  • величина выявленного нарушения не ставится в зависимость от его фактического или возможного влияния на принятие решений пользователем финансовой отчетности.

При выявлении нарушений налогового законодательства для целей определения ответственности счетного персонала за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, можно обратиться к содержанию статьи 120 НК РФ, которая гласит: «Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течении одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей». При этом согласно норм п.2 «те же деяния, если они совершены в течении более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей».

В соответствии с нормами п.3 ст. 120 «те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей».

Для целей применения данной статьи необходимо определить содержание термина «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения». Согласно НК РФ под грубым нарушением следует понимать отсутствие первичных документов, отсутствие счетов-фактур, регистров бухгалтерского и налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности фактов хозяйственной жизни с денежными средствами, материальными ценностями , нематериальными активами и финансовыми вложениями налогоплательщика.

Считаем, что сюда же следует отнести нарушения при составлении и хранении первичных документов, бухгалтерских и налоговых регистров, несвоевременное и неправильное отражение в текущем учете и в финансовой отчетности фактов хозяйственной жизни, осуществленных в течение налогового периода , и отдельных видов активов. Однако, такое определение не относит к грубым нарушениям искажение величины обязательств экономического субъекта , а также не ставит степень серьезности выявленного нарушения в зависимость от его потенциального влияния на принятие решений пользователями финансовой отчетности.

Если обратиться к административным санкциям, то одной из разновидностей являются надзорные санкции, налагаемые регуляторами финансовых рынков. Так, в соответствии со ст.74 Федерального закона №86-ФЗ «О центральном банке РФ (Банке России)», Центральный банк имеет широкий спектр полномочий для обеспечения исполнения кредитными организациями установленных правил, в том числе в сере бухгалтерского учета и отчетности .

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Уголовный кодекс РФ (далее –УК РФ) содержит целый ряд норм, относящихся к обману и предоставлению ложных сведений, которые в отдельных случаях могут применяться и к указанию ложных сведений в сфере финансовой отчетности.

Статьями, которые могут инкриминироваться в связи с представлением заведомо ложных сведений в финансовой отчетности, являются статьи УК РФ главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», а также статья 201 «Злоупотребление полномочиями», статья 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».

Следует отметить, что в 2014 году федеральным законом от 21 июля 2014 года № 218 –ФЗ внесены дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации об ответственности за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности. Это касается статьи 172.1 «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации», содержание которой гласит: «Внесение в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность (отчетную документацию) кредитной организации….. заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации, а равно подтверждение достоверности таких сведений, представление таких сведений в Центральных банк Российской Федерации, публикация или раскрытие таких сведений».

Фактически введена персональная уголовная ответственность бухгалтеров банковских и других финансовых организаций за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности. Именно они согласно норм ч.3 ст.7 федерального закона «О бухгалтерском учете» занимаются внесением сведений в документы и регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Считаем, что нормы статьи 172.1 УК РФ должны применяться в отношении работников других экономических субъектов.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс РФ от 13.07.2015 №268-ФЗ //Официальный интернет-портал правовой информации /www pravo.gov.ru/13.07.2015/

2. Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996г. (в ред. от 13.07.2015) //Официальный интернет-портал правовой информации /www. pravo.gov.ru/

3. Уголовно-процессуальным кодекс РФ от 18.12.2001 №174-фз (в ред. от 29.06.2015) //Официальный интернет-портал правовой информации /www.pravo.gov.ru/

4. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146 – ФЗ, от 05.08.2000 №117-ФЗ //Официальный интернет-портал правовой информации /www. pravo.gov.ru/

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ //Официальный интернет-портал правовой информации /www.pravo.gov.ru/

6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402 – ФЗ(в ред.от 04.11.2014 №344) //Официальный интернет-портал правовой информации /www.pravo.gov.ru/

7. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 № 46 –ФЗ (в ред. от09.12.2002) //Официальный интернет-портал правовой информации /www.pravo.gov.ru/

8. Федеральный закон «О Центральном банке РФ(Банке России) от 10.07.2002 №86-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) //Официальный интернет-портал правовой информации /www. pravo.gov.ru/

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Штраф за искажение бухгалтерской отчетности

Вход на сайт Регистрация Вход для зарегистрированных: Закрыть Войти через Раньше вы входили через Восстановление пароля Регистрация Восстановление пароля Форум Форум

Ольга_13_13 (автор вопроса) 83 балла, г. Абакан

Добрый день,
Подскажите пож.. какой штраф предусмотрен за искажение бух.отчетности. Как оказалось, за три года в балансе счет 62 и 60 отражены не по субсчетам, а по конечному сальдо. В итоге неверные суммы кредиторской и дебиторской задолженности, например надо было ДЗ 20 млн, а указано 9 млн.

JuliaSergeevna 2 847 баллов, г. Москва 80 баллов Добавить баллы Добавить баллы

Добрый день!
Согласно ст. 15.11 КОАП грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. В данной статье дается расшифровка понятия «грубое нарушение:
1. занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
2. искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Стоит отметить, что неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций могут признать грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Таким образом в силу вступает ст. 120 НК РФ. Так статьей установлена ответственность налогоплательщика за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения:
1. если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения — в размере десяти тысяч рублей;
2. если они совершены в течение более одного налогового периода — в размере тридцати тысяч рублей.
3. если они повлекли занижение налоговой базы — в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

80 баллов Добавить баллы Добавить баллы

Ирина Вологда 12 713 баллов, г. Вологда 66 баллов Добавить баллы Добавить баллы

Добрый день. Дополню по КоАП РФ, в ст.15.11 есть еще и 2 часть.
2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:
представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации;
исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Плюс надо учитывать сроки давности привлечения к ответственности по этой статье, а также то, что этот протокол, если его составит налоговая рассматривает мировой суд.
Соответственно, если вынесут пост-ие по 120 НК РФ, то есть смягчающие, плюс срок давноси по штрафам НК РФ.

66 баллов Добавить баллы Добавить баллы

Смотрят тему: гость

Разновидности искажений бюджетной отчетности

Искажение бюджетной отчетности предполагает наличие ошибок в документе. Из-за них ранее объективная информация о состоянии компании перестает быть таковой. Различают следующие виды искажений:

  • Преднамеренное (сделанное в корыстных целях) и непреднамеренное. Последняя форма искажений может возникнуть вследствие различных ошибок, неверного отражения данных.
  • Существенные и несущественные. В первом случае ошибочные сведения могут привести к тому, что специалисты примут неверное решение или сделают неправильные выводы. Несущественные искажения никак не влияют на принятие решений.
  • Случайные и систематические. Первые предполагают однократное совершение операции и однократное отражение ее в бухучете, вторые – регулярное проведение процедуры и ее системное отражение.

Любые ошибки вне зависимости от уровня их существенности нужно исправлять.

Распространенные искажения

Рассмотрим наиболее распространенные искажения преднамеренного характера:

  • Манипуляция учетными записями. Сотрудник намеренно применяет ошибочные проводки или сторно для искажения отчетности.
  • Фальсификация бухгалтерских записей. При внесении данных в учет специалист пользуются подложной документацией.
  • Удаление итогов хозяйственной операции. Для уничтожения используется сторно.
  • Неполное отражение информации в учете. Неполное отражение сведений также является ошибкой.
  • Операции нетипичного характера. Предполагают отражение излишних или чрезмерных платежей.

Также в бюджетной отчетности могут быть допущены следующие ошибки:

  • В отчетности не отражены задолженности, которые есть у фирмы.
  • Имеются неоприходованные излишки материальных ценностей.
  • На балансе не отражено имущество, которое требуется для нужд компании.

Все приведенные искажения подразумевают наложение ответственности. При наличии серьезных ошибок возможна не только административная, но и уголовная ответственность.

Сокрытие кредиторской задолженности

За кредиторской задолженностью следят и внешние, и внутренние контролирующие органы. По этой причине скрывать долги не рекомендуется. Очень высока вероятность обнаружения этого правонарушения. Ревизоры выявляют кредиторку путем сверки сведений бюджетного учета с данными из платежных документов, регистров. Если обнаружатся расхождения, признается наличие искажения. Следующий шаг – определение умышленности допущения ошибки.

Как не допустить наложения административной ответственности? Бухгалтеру нужно сверить значения по субсчетам 302 (11-13, 62-63) с данными расчетных листов, платежных ведомостей, первичной документации. В процессе проверки контролирующие органы потребуют акты сверки взаиморасчетов, итоги обязательной инвентаризации.

ВАЖНО! Если бухгалтер допустил принятие обязательств по бюджету сверх установленных лимитов, он привлекается к ответственности сразу по двум статьям: 15.15.6 и 15.1510 КоАП РФ.

Нормативное регулирование правонарушения

Сотрудники и руководители компании несут ответственность за следующие ситуации:

  • Искажения отчетности умышленного и неумышленного характера.
  • Не приняты меры по профилактике ошибок.
  • Не приняты меры по устранению последствий ошибок.

Закон достаточно строг. Административное наказание ждет руководителя даже в том случае, если допущено искажение всего одного показателя.

Судебная практика показывает, что наиболее распространенное искажение – это несоответствие сведений из отчетных форм и главной книги. Расхождения, как правило, выявляются в ходе контрольных мероприятий. В данном случае на должностных лиц накладывается ответственность на основании статьи 15.15.6 КоАП РФ. Рассмотрим конкретные примеры судебной практики:

  • Руководитель казенного субъекта привлечен к ответственности на основании того, что данные баланса и отчета не соответствуют информации, приведенной в главной книге. Подобные расхождения противоречат части 3 статьи 264.1 БК РФ. Руководитель пытался оспорить наличие умысла при совершении правонарушения, однако его доводы были опровергнуты. Соответствующее решение приведено в Постановлении Ивановского суда от 31 августа 2016 года.
  • В бюджетной отчетности неправильно приведена сумма кредиторского долга, не учтен аванс, направленный контрагенту. В ходе судебного заседания была доказана умышленность действий, а потому состав правонарушения сформирован на основании статьи 15.16 КоАП РФ. Решение по делу принимал Смоленский областной суд.

Лицо, на которое наложена ответственность, имеет право оспорить вердикт суда. Однако для оспаривания нужно подготовить аргументы. Как показывает судебная практика, фирмы обычно пытаются доказать малозначительность выявленного искажения. В статье 2.9 КоАП РФ указано, что суд может освободить руководителя от ответственности в случае, если удалось доказать малозначительность ошибки. Правонарушитель получает лишь устное замечание. Малозначительным считается искажение, в котором есть признаки правонарушения, но последствия ошибки минимальны. Малозначительным искажение не делают эти факторы:

  • Имущественное состояние фирмы.
  • Добровольное устранение ошибки.
  • Возмещение ущерба, если он был нанесен.

Однако эти факторы на основании частей 2-3 статьи 4.1 КоАП РФ принимаются во внимание при назначении наказания. То есть если они имеют место, степень ответственности может быть уменьшена.

Если контролирующие органы выявят искажения, правонарушению присваивается статья 15.15.6 КоАП РФ. Однако ее присвоение не обязательно свидетельствует о назначении административного наказания. Ответственность накладывается в зависимости от существенности ошибки. Административное наказание на основании статьи 15.15.6 КоАП устанавливается в следующих случаях:

  • Отчетность или не предоставлена вовсе, или предоставлена с нарушением сроков.
  • Существенное искажение фактов хозяйственной деятельности, что повлекло за собой принятие неверных решений.

На правонарушителя накладывается ответственность в размере 10 до 30 тысяч рублей.

К СВЕДЕНИЮ! 7 июня 2017 года был принят ФЗ №118, на основании которого статья 15.15.6 КоАП РФ начала распространяться на случаи неверного оформления документов и предоставления неправильной информации.

ВНИМАНИЕ! В 2016 году был внесен законопроект, увеличивающий степень ответственности за правонарушения в сфере бюджетного законодательства. В частности, отчетность считается недостоверной, если любое значение искажено более чем на 10%. Если допущен рассматриваемый уровень искажений, руководитель привлекается к административной ответственности.

Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

В целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части применения мер ответственности за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений (документов), необходимых для осуществления бюджетного процесса, а также расширения перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, Правительством РФ разработан и внесен в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект)

29.05.2018 Гусев А. , к.п.н., редактор журнала

Чем сейчас грозит учреждению искажение отчетности?

В силу ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей в настоящее время редакции данной статьи непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.

Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется в том числе представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют (обеспечивают формирование) и представляют бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией № 191н.

Согласно общепринятому толкованию под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверное отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Примерами данного нарушения могут служить, в частности, следующие случаи:

  • неотражение в отчетности имеющихся у учреждения задолженностей;
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей;
  • неотражение на балансе используемого для нужд учреждения имущества;
  • составление и представление отчетности не в полном объеме, а также с нарушением установленных сроков.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II

КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых поименованным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

В свою очередь, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомним, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организацион-

но-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Согласно п. 1 Инструкции № 191н бюджетную отчетность обязаны представлять главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств; государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющие полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме; иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета; главные администраторы, администраторы доходов бюджетов; главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; финансовые органы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов; органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; органы, осуществляющие кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций.

С учетом вышеизложенного к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, могут быть привлечены главные бухгалтеры учреждений и организаций, перечисленных в п. 1 Инструкции № 191н. Заметим, что главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к ответственности по названной статье только в случае, если на данные учреждения возложены полномочия получателей бюджетных средств – например, по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

В случае искажения бухгалтерской отчетности, предусмотренной Инструкцией № 33н, применяются нормы ст. 15.11

КоАП РФ. Законопроектом предусматривается внесение дополнения в обозначенную статью, исключающего распространение ее положений на организации государственного сектора. При этом под организациями государственного сектора будут пониматься государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также государственные корпорации в части исполнения ими полномочий (функций) главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета.

Что планируется изменить?

Как мы отметили выше, законопроект предполагает распространение положений ст. 15.15.6 КоАП РФ в том числе на бюджетные и автономные учреждения. Кроме того, законопроектом предусмотрена классификация нарушений порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в процентном и (или) денежном выражении. В указанной статье будут конкретизированы случаи грубого искажения бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Так, согласно ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ (в редакции законопроекта) в случае непредставления или представления с нарушением сроков бухгалтерской (финансовой) отчетности на главного бухгалтера учреждения будет наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. Частью 2 поименованной статьи (в редакции законопроекта) предусматривается, что в случае представления учреждением недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате, за исключением случаев, оговоренных в ч. 4, 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, на главного бухгалтера учреждения налагается административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.

При этом под незначительным искажением показателей бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности будет пониматься (примечание 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

1) искажение показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении:

  • не менее 1%, но не более чем на 10%, не превышающее 100 000 руб.;
  • не более 1% и превышающее 100 000 руб., не превышающее 1 000 000 руб.;

2) занижение вследствие искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности сумм налогов и сборов не менее 1%, но не более чем на 10%, не превышающее 100 000 руб.

Необходимо отметить, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.6

КоАП РФ, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Напомним, что повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, признается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей значительное искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4, 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ, приведет к наложению на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Отметим, что под значительным искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (примечание 2 к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

1) искажение показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении:

  • не менее 1%, но не более чем на 10%, превышающее 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.;
  • не более 1% и превышающее 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.;

2) занижение вследствие искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности сумм налогов и сборов на сумму более 100 000 руб., но не превышающее 1 000 000 руб.

Часть 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ будет устанавливать ответственность за представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей грубое искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Совершение данного правонарушения повлечет за собой наложение на главного бухгалтера учреждения административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. При этом в случае совершения повторного правонарушения штраф составит уже 50 000 руб. (ч. 8 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Под грубым искажением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, признанной недостоверной, будут пониматься (примечание 3 к ст. 15.15.6 КоАП РФ):

1) искажение показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении:

  • не менее чем на 10%;
  • не менее 1%, но не более чем на 10%, превышающее 1 000 000 руб.;

2) занижение вследствие искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности сумм налогов и сборов на сумму более 1 000 000 руб.;

3) включение в бюджетную, бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета;

4) включение в показатели бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;

5) включение в показатели бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражение истинных фактов хозяйственной жизни.

Административная ответственность за нарушение порядка составления (формирования) и представления сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 – 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, будет установлена в ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Указанное деяние повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 10 000 руб. При этом повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 6 ст. 15.15.6

КоАП РФ).

Исходя из примечания 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные обозначенной статьей, в таких случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора), не уплаченной вследствие искажения данных бюджетного (бухгалтерского) учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ. Следует отметить, что проектируемое примечание предусмотрено с целью гармонизации процедур, связанных с освобождением от административной ответственности за нарушение порядка составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее представления организациями государственного сектора, аналогично ст. 15.11 КоАП РФ;
  • исправление ошибки в установленном порядке (включая представление по решению финансового органа публично-правового образования, главного распорядителя бюджетных средств, органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, иного лица, ответственного за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, уточненной бюджетной отчетности, пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности)

    до утверждения бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством РФ порядке.

Какое наказание предусматривается за нарушение порядка учета принимаемых и отложенных обязательств?

В статье 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.

Следует отметить, что инструкциями № 157н и 162н установлен порядок бюджетного учета казенными учреждениями бюджетных и денежных обязательств, а также принимаемых и отложенных обязательств.

В связи с вышесказанным в законопроекте предлагается внести изменения в ст. 15.15.7 КоАП РФ, установив административную ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых и отложенных обязательств с ее выделением в отдельную ст. 15.15.6-1 КоАП РФ «Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета». В силу вводимой статьи нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых обязательств, принятых денежных обязательств, принимаемых и отложенных обязательств, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

При этом в ст. 15.15.7 КоАП РФ предлагается предусмотреть конкретные составы нарушений порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ и ответственность за них, в том числе ответственность за нарушение порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, а также установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств.

Например, согласно ч. 1 ст. 15.15.7 КоАП РФ (в редакции законопроекта) нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Аналогичный штраф будет наложен на должностных лиц казенного учреждения вследствие нарушения ими порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта). Такой же штраф будет предусмотрен для должностных лиц получателя бюджетных средств в случае нарушения ими установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств (и (или) сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство) более чем на десять рабочих дней (ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в редакции законопроекта).

Кто может привлекать к ответственности?

Законопроектом предлагается расширить перечень должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях.

В связи с вышесказанным предполагается внести в ст. 23.7 и 23.7.1 КоАП РФ изменения в части наделения полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителей, а также руководителей структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместителей.

* * *

В заключение кратко сформулируем основные выводы.

Законопроектом предусматриваются:

  • внесение дополнения в ст. 15.11 КоАП РФ, исключающего действие ее положений на организации государственного сектора. Одновременно с этим в новой редакции будет представлена ст. 15.15.6 КоАП РФ;
  • классификация нарушений порядка представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, выраженного в процентном и (или) денежном выражении;
  • внесение изменений в ст. 15.15.6 КоАП РФ в части конкретизации случаев признания бюджетной (бухгалтерской) отчетности недостоверной;
  • корректировка ст. 15.15.7 КоАП РФ – внесение положений об административной ответственности за нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета показателей принимаемых и отложенных обязательств с ее выделением в отдельную ст. 15.15.6-1 КоАП РФ;
  • расширение перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, №6, 2018 год

Подписка Разместить:

Ответственность за нарушение искажения отчетности

Нет, учреждение не может быть привлечено к ответственности за искажение некоторых показателей бюджетной отчетности, которую оно представляло в статусе получателя бюджетных средств. Объясняется это так.

Статья 15.15.6 КоАП РФ введена в действие 23 июля 2013 года (Федеральный законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ), а правонарушение учреждение совершило в 2011 году. Согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее правонарушение, отвечает за него на основании закона, который действовал во время совершения этого правонарушения. Подтверждают это и суды (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 14.07.2014 № 33-АД14-4).

Таким образом, для обоснованного привлечения учреждения к ответственности представители Росфиннадзора должны определить дату совершения учреждением правонарушения, а затем применить к ней меры ответственности, прописанные в редакции КоАП РФ на эту дату.

В дополнение отметим, что исходя из буквального прочтения статьи 15.15.6 КоАП РФ, ответственность может наступить, в том числе:
– за непредставление (несвоевременное) представление бюджетной отчетности;
– за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Судебные органы термин «заведомо недостоверные» трактуют так: сведения, о недостоверности которых организации было известно заранее (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу № А33-16483/2013). В рассматриваемой ситуации чтобы привлечь учреждение к ответственности по статье 15.15.6 КоАП РФ нужно доказать, что должностные лица учреждения заведомо знали об искажениях в отчетности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *