Использование ускоренной амортизации

Автор: | 29.04.2019

Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды

1. Типы экономических механизмов и инструментов.

Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:

1. компенсирующий (мягкий) механизм — борьба с последствиями (а не с причинами) техногенного типа экономического развития.

2. стимулирующий механизм — поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

3. жесткий механизм — ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.

Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей.

Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:

· поощрительные меры — «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);

· принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции));

· компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).

В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.

Рыночно ориентированные инструменты:

· природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

· рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

· механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

· залоговая система;

· интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей;

· методы прямых рыночных переговоров;

Финансово-кредитные инструменты:

· формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

· кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

· режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

· экологические и ресурсные налоги;

· система страхования экологических рисков.

2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение: использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.

Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования

«Загрязнитель платит»— принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г.

В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.

Формы платности за природные ресурсы:

1) Формы платы за использование земли: зависят прежде всего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

ü земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) Взимается за земельные участки, находящиеся в собствен­ности, земельный налог. Размеры платы за землю определяются в за­висимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природноресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления; после 2005 г. планируется полное их зачисление именно в местные бюджеты в качестве одного из основных доходных источников. Для стимулирования ра­ционального использования земли эти виды платежей должны направляться ис­ключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеуст­ройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат зем­лепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

ü арендная плата (Взимается за арендуемую землю. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата, как правило, поступает на его счет. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению)

В разных странах существуют определенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователей, в том числе заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

2) Формы платы за водные ресурсы:

ü плата, связанная с использованием водными объектами – водный налог

Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

1) Первая, которая характерна для России, Австралии, стран Азии и Африки, основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи при этом направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

2) Вторая схема применяется главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователей.

3) Формы платы за пользование лесным фондом:

ü арендная плата

ü плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпу­скаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных ма­териалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целей.

4) Формы платы за пользование недрами:

ü разовые платежи за пользование недрами;

ü регулярные платежи за пользование недрами;

ü плата за геологическую информацию о недрах;

ü разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

ü периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование.

5) Система платежей за пользование животным миром:

ü плата за пользование животным миром, т.е. за изъятие из естественной среды обитания следующих групп

— объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

— принадлежащих к видам, занесенных в Красные книги разного уровня;

— не отнесенных к перечисленным выше группам.

ü штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

При необходимости регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие может быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.

В целом мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.

В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):

1. Компенсирующие налоги – это налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователей и отложенные платежи. Например, платежи за сточные воды или за размещение отходов.

плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки

в России применяются в основном этот тип налогов

2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителей / потребителей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.

налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.

в России – в стадии обсуждения

3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.

В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.

Экономическое стимулирование снижения негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду

Экономическое стимулирование — составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул — это своеобразное соединение задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам.

Эколого-экономическое стимулирование включает:

— налогообложение (в том числе экологическое);

— финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование);

— ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

— государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

— создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экологической сертификации;

— формирование рынка экологических работ и услуг;

— проведение политики торговли правами на загрязнения (использование механизма купли-продажи государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды);

— введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;

— лицензирование использования природных ресурсов (лицензионный сбор).

Существует две группы методов эколого-экономического стимулирования: позитивной мотивации; негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно-нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.

Более конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня, на котором оно проводится. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы — это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства — это налоговая, финансовая, ценовая политика.

Рассмотрим более подробно отдельные инструменты эколого-экономического стимулирования.

1. Налогообложение — один из .важнейших и наиболее реальных стимулов для предприятия. Оно включает налоги на природные ресурсы (земельный налог, водный налог, лесные подати, налог на право пользования недрами и др.), а также экологические налоги. Основная идея введения в систему налогообложения экологической составляющей заключается в установлении прямой и непосредственной зависимости части отчислений с предприятий в бюджеты от степени вреда, наносимого этим предприятием окружающей среде. Среди экологических налогов выделяют регулирующие и финансирующие.

Регулирующие налоги направлены на непосредственное предотвращение действий, наносящих ущерб окружающей среде, при этом налог соизмеряется с ущербом окружающей среде. При определении ставок налогов учитываются показатели технической возможности и экономической рентабельности хозяйственной деятельности. При большой гибкости (дифференциации) налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными. К регулирующим экологическим налогам в России относят платежи за загрязнение окружающей среды.

Финансирующие налоги направлены на взимание денежных сумм и аккумулирование их в специальных экологических фондах, откуда финансируются различные природоохранные мероприятия. Особенность этого вида экологических налогов в том, что они не должны быть жестко связаны с негативными последствиями хозяйственной деятельности. При установлении финансирующего налога руководствуются критериями прибыльности и непрерывности финансовых поступлений. Примером этого вида налогов являются: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата на восстановле­ние и охрану водных объектов.

Налоговая политика государства включает:

ü специальное налогообложение экологически вредной продукции (негативное стимулирование);

ü льготное налогообложение и освобождение от уплаты налогов (позитивное стимулирование).

Перспективные направления развития налогообложения:

— дифференциация налогов и платежей предприятий с учетом экологичности их производственно-хозяйственной деятельности;

— перенесение центра тяжести налогового бремени на добывающие отрасли.

Вместе с этим налоговые льготы (по налогу на доход предприятия) должны применяться в качестве позитивной мотивации для предприятий, производящих продукцию, отвечающую экологическим стандартам, так как ее производство требует, как правило, больших затрат.

2. Финансово-кредитный механизм также является важнейшим рычагом стимулирования рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности. Он включает:

ü льготное кредитование мероприятий, имеющих природоохранный эффект;

ü займы с уменьшенной ставкой процента;

ü субсидии, представляющие специальные выплаты предприятиям-загрязнителям за сокращение выбросов (сбросов);

ü инвестиционные субвенции регионам, предоставляемые на природоохранные цели на безвозмездной основе.

Политика льготного кредитования подразумевает предоставление льготных кредитов на природоохранные цели из бюджета, а также привлечение банковских кредитов. Преимущество банковского кредитования по сравнению с бюджетным заключается в соблюдении принципов платности и возвратности предоставляемых средств, что должно стимулировать исключительно целевое использование кредитов и минимальные сроки проведения природоохранных мероприятий. При этом государство предоставляет банку-кредитору налоговую льготу (снижение налоговой ставки на доход) и тем самым стимулирует банки к экологическому кредитованию. Кроме того, государство может предоставить банку дотацию на компенсацию кредита под пониженный процент, что дает гарантию возвратности и платности кредита. Само предприятие может гарантировать выплату кредита собственным экологическим фондом. Решение проблемы возвратности банковских средств требует создания ипотечных банков.

3. Ценовая политика подразумевает стимулирование производства и потребления экологичной продукции. Это осуществляется через льготное ценообразование. Его суть заключается в том, что экологически чистая продукция, выпущенная с применением малоотходных и безотходных технологий, реализуется по более низкой цене, чем аналогичная продукция, произведенная на экологически грязном производстве.

В рыночных условиях при сформировавшихся экологических потребностях предприятие-производитель экологичной продукции будет иметь большую прибыль на основе большего объема реализации.

Однако в условиях формирования рынка и несложившихся экологических потребностей общества государство возлагает на себя обязанность продвигать на рынок эту продукцию через дотирование определенных категорий потребителей экологичной продукции (прежде всего, продуктов питания). Государство также обеспечивает доступность приобретения экологичных видов средств производства (реализуемых по более высоким ценам) через субсидирование, субвенцирование, кредитование предприятий.

Ценообразование дополняется специальным налогообложением: цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя (путем введения акцизного сбора).

4. Экономические методы управления региональным экологическим риском предусматривают:

— стимулирование повышения безопасности производственных технологий — политика ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

— перепрофилирование и вынос экологически опасных предприятий, размещенных в районах повышенного экологического риска (с высокой концентрацией населения, с экстремальными природными факторами).

Для стимулирования этого направления используют следующие методы:

a) Обязательное страхование источников и реципиентов риска;

b) Премирование (штрафование) предприятий, фирм за выполнение (невыполнение) принятых обязательств по предотвращению аварийных ситуаций;

c) Субвенцирование снижения риска аварий;

d) Специальное налогообложение экологически опасных видов деятельности в отдельных регионах.

5. Экологическая сертификация, как один из видов эколого-эконо-мического стимулирования осуществляется в целях:

— защиты потребителей от приобретения (использования) продукции, опасной для жизни, здоровья, имущества людей, а также для окружающей среды;

— обеспечения интеграции национальной экономики в мировой рынок;

— создания экологически справедливого рынка.

Под экологически справедливым рынком понимается такой рынок, на котором при прочих равных условиях не получает преимущество в конкурентной борьбе продукция с более худшими экологическими характеристиками или производимая по экологически небезопасным технологиям; изымается из обращения продукция, опасная для здоровья и окружающей среды. Система экологической сертификации в России находится в стадии создания.

6. Формирование рынка экологических работ и услуг означает:

— появление консалтинговых, инжиниринговых, венчурных фирм;

— лицензирование деятельности природоохранного назначения;

— развитие сети платных работ и услуг природоохранного значения (экологический аудит);

— привлечение фирм к выполнению экологических работ и услуг;

— торговля правами на выбросы;

— создание банков и бирж прав на загрязнение.

Политика торговли правами на загрязнение дает возможность переносить рыночные отношения в сферу природопользования. В данном случае формируется рынок прав на загрязнение, который дает дополнительные возможности варьировать затратами: предприятие может снизить загрязнение, за что оно получит компенсацию от другого предприятия, которое выкупит у первого права на выбросы.

Использование данного принципа имеет место как в случае сделок между различными предприятиями или фирмами через куплю-продажу прав на выбросы, так и среди предприятий одних и тех же объединений, компаний (внутрифирменная передача — трансферт прав на загрязнение).

Развитие рыночного механизма управления качеством окружающей среды предполагает наличие органов управления, которые следят за эквивалентностью сделок — рациональным использованием ассимиляционного потенциала окружающей среды, а также закрепляют права собственности на выбросы за отдельными претендентами (выдают разрешения (лицензии) на выброс).

При расширении данного рынка возникает необходимость создания посреднических организаций, например формирование специальных банков прав на загрязнение, где хранятся и накапливаются сэкономленные права на выбросы. Покупая и продавая запас прав, банки занимаются и их учетом. Дальнейшее расширение рынка экологических услуг приводит к созданию бирж прав на загрязнение, где осуществляются сделки по купле-продаже прав на загрязнение; окружающей среды.

Перспективным направлением развития рыночного механизма в природопользовании следует считать количественную оценку и прогнозирование спектра экологических и природно-ресурсных составляющих в процессах колебаний курсов акций различных предприятий и фирм на фондовых биржах. Этот вопрос тесно связан с повышением инвестиционной активности в регионах, а также с привлечением иностранных инвестиций.

Перспектива развития рынка экологических товаров и услуг в России связана с мировой переориентацией спроса на товары и услуги, отвечающей определенным экологическим критериям. Эта тенденция характеризует качественную перестройку мирового рынка и изменение позиций отдельных государств, обусловленное уровнем экологизации их экономики.

Необходимо отметить дальнейшее развитие позитивных методов стимулирования в сфере природопользования и природоохранной деятельности: прогрессивного налогообложения, ценообразования, лицензирования использования природных ресурсов, рынка экологических работ и услуг.

Формирование экономического механизма природопользования предусматривает следующие шаги:

1. Совершенствование учета и оценки природно-ресурсного потенциала территорий с целью создания единой системы обеспечения информацией управления природопользованием на федеральном, территориальном и местном уровнях.

2. Введение платежей за пользование природными ресурсами на основе их экономической оценки при одновременном изменении структуры налоговой системы. Эта мера помимо стимулирования рационального природопользования и улучшения условий воспроизводства природных ресурсов позволит активизировать предпринимательскую деятельность, привлечь иностранные инвестиции.

3. Совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей природной среды, в том числе соответствующей нормативной базы; отработка порядка оценки и компенсации ущерба в результате загрязнения окружающей среды при нарушении законодательства; разработка экономического механизма разрешения межрегиональных конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.

4. Совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, проводимых за счет средств бюджетов различных уровней с привлечением средств экологических фондов и банков. Расширение возможностей по привлечению средств фондов, фирм и организаций для финансирования природоохранных мероприятий.

5. Формирование рынка экологических работ и услуг. Организация лицензирования деятельности природоохранного назначения, внедрение экологического аудита. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг.

6. Внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Создание государственных фондов экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.

7. Совершенствование учета экологического фактора при сделках с недвижимостью (приватизации). Привлечение иностранных инвесторов к внедрению передовых, экологически безопасных технологий и реализации других природоохранных мероприятий при передаче в собственность государственных предприятий.

8. Совершенствование нормативно-правовой базы экономики природопользования.

Методы ускоренной амортизации

Сущность расчетов ускоренной амортизации в бухгалтерском, управленческом, налоговом учете предприятий заключается в начислении и перенесении на затраты большей части стоимости в первые годы использования ОС и НМА. Быстро пополняя амортизационный фонд, субъекты предпринимательской деятельности высвобождают дополнительные финансовые ресурсы для скорейшего приобретения более совершенного оборудования, интеллектуальных ресурсов (компьютерных программ, прав на использование изобретений).

Ускоренное перенесение на расходы стоимости основного капитала предполагает использование в расчетах специальных коэффициентов, формул. В странах с индивидуальными техническими, экономическими условиями используются разные способы расчетных показателей:

Способы амортизации

  • Положениями бухгалтерского учета РФ (п.19 ПБУ 6) предусмотрена возможность по решению предприятия начисления ускоренной амортизации ОФ линейным методом и способом уменьшаемого остатка с учетом периода полезного применения объекта и специального индекса ускорения до 3 единиц. Аналогичный порядок установлен пунктом 29 ПБУ 14 для амортизации НМА.
  • В странах с высокими показателями технического переоснащения (Германия, Япония, Великобритания) для расчетов используется ежегодное 25% снижение остаточной стоимости машин, оборудования.
  • Во Франции ускоренная амортизация применяется избирательно, к отдельным группам ОФ. Компьютерную технику, программное обеспечение к ней разрешено амортизировать на протяжении первого годичного цикла эксплуатации. Разрешается ускоренно переносить в расходы стоимость ОФ, используемых для экологических целей и сохранения энергии.
  • Мировые лидеры химической промышленности используют метод двойной регрессии и кумулятивный метод, которые позволяют в начальный период применения перенести на расходы и пополнить амортизационный фонд от 67 до 73% стоимости машин, других технических средств.

При выборе конкретного способа расчета каждым предприятием учитываются установленные на территории государства правила учета, экономически выгодные условия.

Расчет амортизации ускоренным методом

Для начисления чаще всего используется метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости или линейный метод с повышенным коэффициентом. При использовании метода уменьшаемого остатка используется формула:

Уск. А мес = О * КУА / СПИ * 12, где

  • Уск. А мес – сумма ускоренной амортизации объекта ОС за 1 месяц

    Расчет амортизации

  • О – остаточная стоимость объекта ОС или НМА на начало расчетного года
  • СПИ – срок полезного использования объекта в календарных годах
  • 12 — количество месяцев в периоде
  • КУА – установленный по решению предприятия коэффициент ускоренной амортизации (по российскому законодательству не превышающий 3 единицы)

Пример 1. Остаточная стоимость станка с числовым программным управлением на начало года составляет 800 000 рублей. Срок эффективного применения 5 лет. По решению предприятия индекс ускорения принят в размере 3.

Рассчитанная сумма за месяц составит 800 000 * 3 / 5 х 12 = 40 000 рублей.

При использовании линейного метода норма ускоренной амортизации определяется по формуле:

K = (1/n) x 100% х КУА, где

  • К – ежемесячная норма амортизации
  • N — срок полезного использования в календарных месяцах расчетной эксплуатации
  • КУА – установленный по решению предприятия коэффициент ускоренной амортизации

Пример 2. Определенная для расчетов стоимость компьютера составила 100 000 р. Срок полезного использования 3 года. Предприятие приняло решение о применении для расчетов индекса 3.

К = 1/36 х 100% х 3 = 8,333

Расчетная сумма за месяц – 100 000 х 8,333 = 8 333 р.

Использование за рубежом кумулятивного метода также предусматривает ускоренное начисление.

Правильность расчетов

Пример 3. Первоначальная амортизируемая стоимость оборудования составила 3 000 000 р. Период полезного применения шесть лет. Принято решение использовать кумулятивный метод амортизации.

Определяем кумулятивное число для расчета 1+2+3+4+5+6=21.

Тогда:

  • в первый год ускоренный коэффициент составит 6/21 = 0,2857
  • во втором годовом цикле — 5/21 = 0,2381
  • третьем – 4/21 = 0,1905
  • четвертом — 3/21 = 0,1429
  • пятом – 2/21 = 0,0952 и шестом -1/21 = 0,0476

Сумма амортизации оборудования в первом годовом цикле составит 3 000 000 х 0,2857 = 857 100 р.

Применение метода двойной регрессии является разновидностью способа расчета по уменьшаемому остатку.

Когда методы ускорения амортизации выгодны?

Применение методов ускорения переноса стоимости ОФ на расходы деятельности выгодно, прежде всего, динамично развивающимся субъектам предпринимательства во всех сферах экономической деятельности. Для убыточных, застойных предприятий такие расчеты не принесут эффекта.

Основные выгоды применения ускоренной амортизация для большого количества предприятий:

  • высвобождение дополнительных ресурсов для технического обновления ОФ и НМА
  • уменьшение налоговых отчислений. Увеличение расходов снижает налогооблагаемую прибыль, соответственно уменьшается сумма налога. Ускоренная амортизация быстрее приводит к снижению остаточной стоимости на календарную дату, принимаемую для базового расчета налога на имущество. Это приводит к уменьшению размера ежегодной суммы налога на имущество предприятия

Российские нормативные акты в сфере бухгалтерского и налогового учета разрешают применять ускоренную амортизацию для объектов лизинга. Это позволяет лизингополучателям уменьшить налоговые отчисления и быстрее выкупить полученные по лизинговым договорам ОФ с долгосрочным полезным применением, превышающим пять лет.

На территории использование методов ускоренной амортизации выгодно в первую очередь быстро развивающимся предприятиям, получающим новую технику по договорам лизинга. Применение ускоренных способов расчета экономически оправдано также для налогоплательщиков, входящих в льготные категории, согласно требованиям Налогового кодекса.

Формулы расчета в бухгалтерском учете

Ускоренный метод начисления в бухгалтерском учете именуется способом уменьшаемого остатка, где за основу берется остаточная стоимость объекта ОС, коэффициент ускорения и срок полезного использования.

Сначала рассчитывается годовая амортизация, далее она делится на 12 месяцев.

Формула:

Аг = Ст / СПИ * К

  • Аг – годовая амортизация;
  • Ст – остаточная стоимость объекта (имущества) на начало года;
  • СПИ – время использования основного средства в компании. Определяется в годах;
  • К – коэффициент ускорения не выше 3, который устанавливается организации в зависимости от основания (малые предприятия не могут установить коэффициент выше 2).

Кроме того, в бухгалтерском учете также применяется нелинейный метод начисления – по сумме чисел лет срока полезного использования.

В этом случае не применяется коэффициент ускорения, однако отчисления также производятся в ускоренном темпе – в первые годы списывается больше, чем в последующих, с каждым годом размер амортизации уменьшается.

Коэффициент ускорения в налоговом учете

Коэффициент ускорения – это законодательно закрепленный показатель, который применяется для расчета ускоренной амортизации основных фондов при наличии соответствующего основания у предприятия.

В разные годы этот параметр колебался от 2 до3.

Применяя данный коэффициент, производитель, закладывает стоимость износа своих средств в конечную стоимость продукта с учетом умножения на данный показатель.

В конечном итоге это отражается на конечной стоимости продукции в сторону увеличения, однако помогает компенсировать затраты на оборудование и уменьшить сумму налогов.

Законодательством предусмотрено несколько оснований для применения такого коэффициента.

Ускоряющий коэффициент с индексом 2 получают:

  • Предприятия, осуществляющие свою деятельность в условиях особых экономических зон. Такие предприятия помимо налоговых льгот получают право высчитывать амортизацию с повышением от обычного показателя в два раза.
  • Предприятия, осуществляющие деятельность на основе специального инвестиционного контракта. Для них рассчитывается специальный налоговой режим. Также данные организации должны подпадать под классификацию разделов 1-6 групп амортизации согласно Налоговому кодексу РФ.
  • Сельскохозяйственные организации промышленного типа с особым статусом. В такие категории подпадают совхозы различных типов, фабрики по производству молочной и иной пищевой продукции. Метод ускоренной амортизации применяется в данном случае при наличии у предприятия как собственного оборудования, так и объектов ОС, приобретенных в лизинг.
  • Предприятия, осуществляющие деятельность в условиях неблагоприятного климата. К таким условиям относятся районы Крайнего Севера, городские зоны тяжелой промышленности, засушливые местности и предприятия, осуществляющие деятельность с опасными, горючими и химическими веществами.

Важно, чтобы данные организация стояли на налоговом учете ранее 1 января 2014 года. Также во владении, пользовании и распоряжении предприятий находились объекты (имущество) сроком не менее 3 лет.

Предприятия, имеющие право применять коэффициент ускорения при амортизации основных средств, равный 3-м:

  • В отношении предметов и объектов, подпадающих под договора лизинга и используемых в течение 5 лет и более.
  • Организации, использующие объекты для добычи полезных ископаемых, недр и углеводородов, при условии, что объекты используются исключительно для добычи. Также у предприятия должна быть специальная лицензия на осуществление такого вида деятельности.
  • Основные фонды, используемые исключительно в научных целях. В эту категорию попадают объекты научных институтов и организаций, применяемы для научных изысканий.

Ускоренное начисление амортизация позволяет производителю распределить имеющиеся затраты на оборудование на период производства, а также компенсировать данные затраты путем закладывания расходов на амортизационные отчисления оборудования в стоимость конечного продукта.

В случае с ускоренной амортизацией такой показатель будет соответственно выше стандартного, так как происходит ускоренный износ основных фондов предприятия.

Случаи применения

Применение ускоренного метода расчета и начисления амортизации основных фондов предприятия выгодно при необходимости ускорить процесс списания стоимости приобретаемого оборудования.

За счет уменьшения налогооблагаемой базы применения данного коэффициента сможет достаточно сильно компенсировать получаемые затраты (особенно эффективно при использовании лизинга).

При этом, руководствуясь ст. 252 Налогового кодекса РФ предприятие показывает экономическую обоснованность и оправданность применения данного коэффициента.

При лизинге основных средств

В отношении имущества в лизинге часто применяется ускоренная амортизация и повышенный коэффициент. Этому есть объяснения. Списание стоимости с ускорением позволяет лицу, на балансе которого числится имущество в лизинге уменьшить налог на прибыль и на имущество.

Подробнее о начислении амортизации при лизинге ОС.

Кроме того, если основное средств числится на балансе у лизингодателя, то ускоренный метод позволяет быстрее вернуть вложенные в объект деньги.

Если ОС находится на балансе у лизингополучателя, то такой способ позволяет быстрее уменьшить остаточную стоимость актива с целью его дальнейшего выкупа у лизингодателя по меньшей цене.

Для коэффициента ускорения при лизинге можно установить значение в пределах трех. При этом показатель может быть и дробным, например, 2.4 или 1.6.

В налоговом учете нельзя применять ускоряющий показатель для основных средств, срок полезного использования которых менее пяти лет (ОС, относящиеся к 1-2 амортизационной группе).

Коэффициент ускорения добавляется к норме амортизации, на которую в дальнейшем умножается стоимость основного средства.

В каких ситуациях допустимо применение ускоренной амортизации

Перечень ситуаций, допускающих применение ускоренных темпов начисления амортизации:

  1. Условия агрессивности среды. Применение повышающего коэффициента закреплено за основными средствами, эксплуатируемыми в условиях высокой агрессивности среды. Повышающий норму амортизации коэффициент не более 2.
  2. Ведение сельскохозяйственной промышленной деятельности предусматривает ускоренную амортизацию всех объектов основных средств (подп. 2 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Повышающий коэффициент увеличения нормы амортизации не более 2.
  3. Работа предприятия в промышленно-производственной или туристско-рекреационной зоне дает право применение коэффициента в пределах 2 на все объекты основных средств, используемых в деятельности (подп. 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
  4. Условие энергетической эффективности ОС. При законодательном определении класса энергоэффективности основного средства коэффициент для объектов с высокой эффективностью не более 2.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2018 повышающий коэффициент 2 не применяется в отношении зданий с высокой энергоэффективностью (подп. 2 п. 1 ст. 1закона «О внесении изменений…» от 30.09.2017 № 286-ФЗ).

  1. Нахождение на балансе лизингодателя (лизингополучателя) основного средства – предмета договора лизинга применяется коэффициент 3.

См. также «Амортизация лизингового имущества у лизингополучателя».

  1. Использование для морской добычи углеводородов. Право на ускоренную амортизацию не более чем в 3 раза имеют организации, обладающие лицензией на данную деятельность, и операторы морской нефтедобычи. Распространяется такая льгота на оборудование, используемое для разработки нового месторождения (п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 6 закона № 268-ФЗ).
  2. С 01.01.2018 применяется ускоренная амортизация в 3-кратном размере в отношении активов водоснабжения и водоотведения по списку, утвержденному Правительством РФ.

В Налоговом кодексе не содержится запрета на использование нескольких коэффициентов для разных групп основных средств. Критерии применения коэффициентов должны быть указаны в учетной политике предприятия.

В последующем будут внесены дополнительные поправки, позволяющие всем предприятиям использовать коэффициент не выше 2 для основных средств, включая технологическое оборудование, перечень которого будет утвержден Правительством РФ к 2019 году.

Как влияет модернизация на применение ускоренной амортизации, читайте в статье «Модернизация ОС не отменяет его ускоренную амортизацию».

Применение повышающих коэффициентов для ОС, функционирующих в агрессивной среде

Применение повышенной нормы амортизации допустимо при эксплуатации ОС в условиях агрессивной среды, повышенной сменности. Увеличение – не более 2. Дата постановки ОС на учет должна быть не позднее 01.01.2014. Применение подобной нормы запрещено для объектов ОС 1, 2 и 3-й амортизационных групп при использовании нелинейного метода.

Под агрессивной средой понимают природные или техногенные факторы внешней среды, ускоряющие износ основного средства (абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ):

  • климатические условия Крайнего Севера;
  • контакт ОС со взрывоопасными или токсичными материалами и т. д.

Согласно позиции чиновников, использовать повышающие коэффициенты можно при соблюдении следующих требований:

  • в сопроводительной документации не указано, что они предназначены для работы в агрессивной среде;
  • если такое упоминание имеется, то пользоваться льготой можно, если условия эксплуатации не соответствуют указанным в прилагаемых к активу документах.

В Минфине считают, что если в документах указано на возможность работы в агрессивной среде, то применение ускоренной амортизации не оправдано.

Судьи, напротив, указывают на то, что для применения повышающих коэффициентов достаточно самого факта наличия агрессивной среды (постановление ФАС Поволжского округа от 13.02.2014 № А65-9516/2013).

Применение коэффициентов распространяется только на объекты, подверженные влиянию агрессивной среды. Остальные ОС предприятия, если они при этом находятся в условиях нормальной эксплуатации, не могут амортизироваться быстрее (письма Минфина России от 14.10.2009 № 03-03-05/182, ФНС России от 17.11.2009 № ШС-17-3/205@).

Ускоренная амортизация объектов лизинга

Организации, имеющие на балансе объект лизинга, могут начислять амортизацию ускоренными темпами с коэффициентом не более 3. Исключение составляют объекты 1, 2 и 3-й амортизационных групп.

Когда объектом лизинга является все предприятие как единый имущественный комплекс, ускоренная амортизация начисляется по всем ОС, кроме относящихся к 1, 2 и 3-й амортизационным группам (письмо Минфина России от 24.09.2007 № 03-03-06/1/692).

Чиновники Минфина России указывают на то, что лизингодатель имеет право продолжать начисление ускоренными темпами даже в случае, если произошла смена лизингополучателя (письмо от 14.07.2009 № 03-03-06/1/463).

Новый лизингополучатель может применять повышающие значения в пределах 3 при получении объекта лизинга, находящегося ранее в аренде у другого пользователя. Новый владелец может самостоятельно устанавливать размер увеличения, не ориентируясь на прошлые данные (письмо Минфина России от 09.09.2013 № 03-03-06/1/37022).

Если объект лизинга используется по договору, заключенному ранее 01.01.2002, то на него начисляется ускоренная амортизация по следующим правилам (п. 3 ст. 259.3 НК РФ):

  • начисления соответствуют методу, использовавшемуся на момент передачи имущества;
  • начисление происходит с использованием коэффициента не более 3;
  • имущество, амортизируемое нелинейным способом, должно быть выделено в отдельную подгруппу.

Когда нельзя применять повышающие коэффициенты, см. в статье «Сданные в аренду ОС нельзя амортизировать в ускоренном режиме».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *