Изменение цены контракта

Автор: | 01.05.2019

1. Как определить цену контракта

В 44 Федеральном законе для определения цены контракта используется такой термин как — начальная максимальная цена договора. Под этим определением понимается предельная сумма, по которой может быть заключен договор. Данный показатель прописывается в план-график, извещение и сопутствующей к закупке документам.
Определять цену в государственных закупках следует очень внимательно, потому что от этого зависит эффективность израсходованных средств из государственного бюджета.
НМЦК должен вычислять Заказчик по одному из пяти методов, которые предусматривает Закон в каждом определенном случае. Но при заключение контракта на тех условиях, в том числе по стоимости, которую предложил победитель. Она всегда ниже первоначальной.
Что касается цены контракта по 44-ФЗ, в законе говорится следуюшее: стоимость является твердой и определяется на весь срок его исполнения
Способами расчета НМЦК:

  • путем анализа рынка;
  • нормативным;
  • тарифным;
  • проектно-сметным;
  • затратным

Но чаще всего из всех вариантов Заказчик пользуется первым. Первый способ также известен как сопоставление цен. Данный метод действует так: он сравнивает и изучает стоимости похожих договоров или отдельные виды товара. Можно пользоваться сведениями из:

  • Открытых источников;
  • Каталоги и брошюры;
  • Статистические отчеты;
  • Ответы разных коммерческих фирм.

2. Изменение цены договора

Существенно менять условия договора нельзя — за очень редкими случаями. Например, вы меняете их в рамках соглашения сторон. Главная проблема не только в том, чтобы одна из сторон убедила другую пойти на какие-либо уступки и иные условия, но и еще обосновать данные изменения для контрольного органа.

  • Что должно быть в госконтракте

• предмет – закупаемый товар, работа или услуга;
• цена контракта;
• сроки выполнения обязательств;
• порядок оплаты;
• ответственность сторон при невыполнении обязательств или срыве сроков;
• график выполнения работ, оказания услуг или поставки товаров (если срок исполнения соглашения – три и более года, а цена – больше ста миллионов рублей).
Менять существенные условия договора можно в строго ограниченных законом ситуациях. В статье 95 закона о контрактной системе содержится, в том числе, перечень случаев, когда это возможно.
К ним относятся:
• Возможность внесения правок была предусмотрена в самом соглашении. Это условие применимо, когда снижается стоимость контракта, а объем остается прежним;
• Стоимость превышает предельный размер, установленный правительством, и исполнить условия невозможно без их изменений;
• Изменились тарифы, которые устанавливаются на федеральном уровне;
• Уменьшились лимиты выделенных на закупку средств;
• Контракт заключен на лечение человека за рубежом, и количество необходимых ему медуслуг выросло или уменьшилось по показаниям врача.

  • Порядок изменения цены контракта

Порядок изменения цены договора прописывается в законе. Он отличается в зависимости от оснований, в согласии с которыми вносятся правки. В случае, если стоимость изменяется пропорционально доп.количеству товара, исходя из установленных условий в согласии с единицей, то внести правки можно по соглашению заказчика и поставщика. При этом нельзя менять цену больше чем на 10%.
Данный порядок предусматривается в том случае, если объем обязательства Исполнителя снижен, к примеру, снизилось количество поставляемого товара. Изменять цену договора для федеральных нужд происходит из-за превышения размера цены установленной Правительством. Вносить изменения допускается на основании решения правительства.
В том случае, если сделка заключена для регионального или муниципального использования, то данное решение должно принимать высшее руководства в виде исполнительного органа или местной администрации.
В документах к закупке, а также в тексте договора Заказчик должен прописать пункт о том, что можно вносить изменения. То есть это все должно быть оговорено заранее.
Цена договора может быть снижена в том случае, если количество и качество товара и объем работ и услуг не изменится. Снижать цену можно только в том случае, если оно не идет в ущерб закупки.
Пересчет производится на основании определения единицы товара, работы, услуги, которая высчитывается делением первоначальной цены контракта на количество единиц товара. Иными словами, если в государственном контракте предусмотрена закупка 1000 мониторов, то внесение изменений позволит закупить от 900 до 1100 мониторов.
Изменение цены контракта по 44-ФЗ отражается в случае, когда она определялась в соответствии с тарифами на товары, работы или услуги, регулируемые государством. Изменились тарифы, которые назначает не заказчик, меняется и цена.
Часто складываются обстоятельства, когда работа по контракту затягивается, и в это время до заказчика доводится информация об уменьшении бюджетных ассигнований. На заказчика ложится новое обязательство, по которому он должен довести новые условия до своего исполнителя, и они должны придти к соглашению сторон. Например, уменьшить количество товара, объем выполняемых работ или же перенести часть выполняемых работ на новый отчетный период с заключением нового договора.
Редким является пункт об изменении цены контракта, который заключается с иностранной медицинской организацией на лечение гражданина России. Она может быть увеличена или уменьшена в зависимости от перечня услуг данной медицинской организации. При этом важно, чтобы такая возможность была заранее предусмотрена.

Когда можно уменьшить цену госконтракта

Ст. 95 44-ФЗ содержит конкретный перечень случаев, когда заказчик имеет возможность уменьшить цену договора:

  1. Неизменный объем поставляемых товаров, работ, услуг (ТРУ). Без уменьшения объема работ снизить цену контракта можно, но это наиболее редко встречаемая ситуация на практике. Ведь изначально поставщик предложил свой минимум на торгах. Однако, следует учитывать данный случай при поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые имеют свой предел стоимости. Победитель, указав в заявке конкретное торговое наименование, должен поставить ценник не выше того, который зафиксировало государство (п. 2 ч. 10 ст. 31 содержит обязанность заказчика отказаться от заключения контракта при отказе победителя снизить расценки).
  2. Изменение объема поставляемых ТРУ. Заказчик вправе предложить участнику уменьшить количество поставляемого товара не более чем на 10 %. При этом и расценки будут снижены пропорционально объему. В данном случае необходимо учитывать, что уменьшение происходит исходя из стоимости единицы ТРУ, которая определяется как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное количество.
  3. Наличие обстоятельств, не позволяющих сторонам выполнить условия договора по независящим от них причинам. Данный случай предусматривает соблюдение ряда условий, а именно: контракт заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, установленный Правительством РФ. В перечисленных случаях на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня возможно изменение стоимости контракта.
  4. Изменение регулируемых цен. Маловероятный случай, когда тарифы на электрическую, тепловую энергию, услуги связи и пр. снижены. Очевидно, что при данных обстоятельствах государство не должно переплачивать денежные средства. Пропорционально снижению тарифа стороны снижают стоимость контракта.
  5. Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Не редкий случай, когда у заказчика просто снижают объемы финансирования. Для сторон договора это можно назвать форс-мажорными обстоятельствами, ведь они происходят независимо от их воли и желания. Как и в вышеперечисленных ситуациях, расчет снижения должен осуществляться пропорционально уменьшенному объему, и заказчик обеспечивает согласование с поставщиком нового количества товара.
  6. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ. Если пациент идет на поправку, то, возможно, ему больше не потребуются определенные лекарственные препараты. В таком случае перечень медицинских средств сокращается, и стоимость контракта снижается.

Важно, что снижать стоимость договора стороны могут только в том случае, если такая возможность была предусмотрена документацией (п. 1 ч. 1 ст. 95).

Что нужно сделать, чтобы уменьшить стоимость

Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

1. Проверка положений документации и договора.

Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость.

2. Анализ причины изменения.

Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе.

3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.

В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).

Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».

4. Составить дополнительное соглашение.

Необходимо документально зафиксировать взаимное согласие сторон об уменьшении стоимости договора.

Форма соглашения нормативно правовыми актами не урегулирована, можно указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении об уменьшении цены с указанием пункта документации и контракта;
  • указание на нормы договора, подлежащие изменению (цена, объем);
  • реквизиты и подписи.

Соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Контракт по 44-ФЗ: возможно ли изменение цены?

Вопрос

Мы бюджетное Учреждение и, соответственно, работаем по Федеральному закону 44-ФЗ. Год назад был заключен контракт сроком на 3 года о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на одну сумму. В этом году Исполнитель в одностороннем порядке на основании Прейскуранта изменил стоимость Контракта, подготовив дополнительное соглашение. Можем ли мы подписывать это соглашение?

Ответ

Для описанной ситуации Законом № 44-ФЗ не предусмотрено возможности изменения цены контракта, поэтому подписание соглашения нарушит положения ст. 34 и ст.95 Закона № 44-ФЗ и повлечет для сторон административную ответственность в виде наложения административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Обоснование

По общему правилу недопустимо изменять условия контракта при его заключении и исполнении (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ). Исключение составляют случаи, установленные в ст. 34 (при заключении контракта) и ст. 95 (при исполнении контракта) Закона N 44-ФЗ.

При исполнении контракта его изменение возможно в случае, если меняются существенные условия контракта в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

6) в случаях, предусмотренных п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

При этом, Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (ред. от 19.05.2015) «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно» установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

10 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, за исключением контракта, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;

1 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

500 млн. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд;

40 млн. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.

Изменение существенных условий контракта возможно так же в случаях, если:

-осуществляется поставка товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

— изменились стороны контракта (ч. 5, 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Если стороны изменяют условия контракта при отсутствии оснований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, то в этом случае стороны могут быть привлечены к административной ответственности в виде наложения административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Признаки указанного административного правонарушения могут усматриваться в действиях как заказчика (Решение Краснодарского УФАС России от 09.07.2015 по делу N ВП-26/2015), так и поставщика (подрядчика, исполнителя) (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5428/15).

На вопрос отвечала:

В.А. Лексина,

консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Законом 44-ФЗ не допускает изменение цены контракта, заключенного с единственным поставщиком, за исключением случаев, установленных непосредственно 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 2 статьи 34 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 44-ФЗ.

Между тем согласно пункту 1 части 1 статьи 95 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Учитывая изложенное, цена контракта является существенным условием для данного вида договора в силу закона, в связи с чем изменение существенных условий при исполнении контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

При этом согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 БК РФ.

Таким образом, случаев, при которых положения статьи 95 44-ФЗ не применяются, в том числе при осуществлении закупки на основании пункта 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ, Законом о контрактной системе не предусмотрено.

Учитывая изложенное, положения статей 34 и 95 44-ФЗ распространяются на все контракты независимо от способа осуществления закупки.

Документ: Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-08/38833

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *