Как организовать аудиторскую проверку управляющей компании?

Автор: | 29.04.2019

Кто контролирует работу УК

Важнейшие сферы деятельности государства – контроль и учёт. Они стимулируют коммунальные организации предоставлять услуги добросовестно и согласно закону.

Перечислим органы, контролирующие деятельность управляющих компаний:

  1. Прокуратура – надзор за соблюдением норм закона всеми организациями и субъектами государства.
  2. Госжилнадзор и Роспотребнадзор – контролируют состояние жилья и предоставление услуг потребителям. Действуют на региональном и местном уровнях.
  3. Руководство УК – начальство реагирует на жалобы и информирует жильцов о результатах их рассмотрения.
  4. Жилищная инспекция. В этот орган обращаются, когда основная управляющая структура бездействует.
  5. Суд. Рассматривает ситуации, когда требуется возмещение вреда или принятые решения уполномоченных органов не удовлетворяют заявителя.

С представителями большинства из этих структур можно связаться по телефону, который указан на их официальном сайте.

Контроль на федеральном уровне

На федеральном уровне к главным методам контроля деятельности УК относят издание нормативных актов и методических рекомендаций. Их положения следует соблюдать во всех субъектах РФ.

Упомянем, кто осуществляет контроль за деятельностью УК:

  1. Министерство строительства РФ – обозначает алгоритм предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы ресурсоснабжающих оганизаций.
  2. Министерство энергетики РФ – регулирует нормативы и требования поставки теплоэнергии.
  3. Антимонопольная служба – координирует ценообразование и тарифы на предоставление коммунальных услуг.

Кроме того, потребители могут обращаться в Роспотребнадзор. Эта структура обеспечивает правовую защиту всех субъектов на территории РФ и контролирует соблюдение Закона «О правах потребителей».

Региональный надзор

Предусмотрен комплексный надзор за управляющими компаниями на региональном уровне. Обращения, связанные с деятельностью коммунальных организаций, рассматривают жилищные инспекции. Также они проводят проверки, привлекают нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

Жилищная инспекция – отраслевой надзорный орган над УК. В перечень полномочий государственной структуры входит множество функций:

  • обнаружение нарушений законодательства;
  • правовая защита лиц;
  • контроль над жилым фондом;
  • проверка состояния помещений и так далее.

В части предоставления коммунальных услуг надзор над деятельностью УК осуществляется через документальные или выездные проверки.

Деятельность жилинспекций регламентируют следующие документы:

  1. Ст. 196 ЖК РФ – в отношении лицензионного контроля.
  2. Правила, ут. ПП №354 – относительно предоставления коммунальных услуг.
  3. В остальных случаях – ст. 196 ЖК РФ, Постановление Правительства №493 «О Госжилнадзоре» от 11 июня 2013 года.

В случае выявления нарушения требований законов в сфере ЖКХ важную роль играет агентство по защите прав потребителей.

Госжилинспекция действует по ряду направлений:

  1. Соблюдение требований по содержанию МКД.
  2. Выполнение перепланировок.
  3. Контроль технического состояния зданий.
  4. Мониторинг начисления оплаты коммунальных услуг.
  5. Ход работы по капремонту.

Кроме того, на региональном уровне УК контролирует Региональный комитет по тарифам и Роспотребнадзор.

Проверки на местном уровне

Локально деятельность ЖКХ контролируют муниципалитеты и вышестоящая организация – жилищная инспекция. При выполнении своих функций коммунальные структуры ориентируются на собственные постановления, законодательные акты, постановление Правительства РФ №493 и ст. 20 ЖК РФ.

В большинстве муниципальных структур при администрациях имеются отделы ЖКХ. В их полномочия входит:

  • контроль над соблюдением норм содержания МКД;
  • проверка нормативов при поставке коммунальных услуг;
  • мониторинг жилых зданий на указанной территории.

Если речь идет о том, как проверить деятельность управляющей компании, муниципальные органы могут проводить документальный и выездной аудит. При запросе необходимой информации УК обязана предоставить сведения за определенный период времени.

Выездные проверки в большинстве случаев происходят на основании жалоб жильцов о некачественном или неполном выполнении услуг.

Полномочия собрания жильцов

Контролировать деятельность УК могут и сами потребители. Виды услуг и работы, условия и объемы их предоставления указаны в договоре между жильцами и УК. Из этого можно сделать вывод, что важно предельно точно прописать положения документа, чтобы в будущем между сторонами не было спорных ситуаций.

При возникновении подозрений в том, что управляющая организация завышает тарифы, не выполняет порученные ей объемы работ и так далее, нужно знать, кому подчиняется УК.

Если условия договора с УК нарушаются, жильцы могут обратиться в органы, перечисленные выше.

Для подачи жалобы, составленной в форме заявления, стоит заручиться помощью юриста. Специалист правильно составит документ и при необходимости сможет представить интересы жильца или общего собрания в суде.

Как показывает практика, если претензии к УК оправданы, затраты на правовую помощь себя оправдают.

Законодательная база

Федеральный контроль регламентируется статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса, СанПиНами 2.1.2.2645-10 и 42-128-4690-88, Постановлениями Правительства № 493 и № 322, статьями 6.4, 14.6, 14.7, 14.24 Кодекса об административных правонарушениях.

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

СанПиНы содержат требования к обеспечению санитарно-гигиенической безопасности жилых территорий.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Далее осуществляется проверка управляющей компании на предмет проделанных работ. Для этого жильцы должны затребовать сметы расходов и другие финансовые документы.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Сущность аудита и основания для его проведения

Аудит деятельности ТСЖ представляет собой меры контроля, призванные проверить соблюдение товариществом своих обязательств, установленных 148 статьей ЖК РФ:

  • соблюдения жилищных норм;
  • своевременного найма работников, которые должны обслуживать многоэтажный дом;
  • проведения капитального ремонта;
  • хозяйственного обслуживания дома;
  • ведения бухгалтерской и финансовой отчетности.

Права жильцов на проверку деятельности ТСЖ закреплены статьей 143.1 ЖК РФ, согласно которой они вправе знакомиться не только с Уставом и свидетельством о государственной регистрации организации, но и сметами доходов, финансовыми отчетами, бухгалтерскими сводками, документами на имущество.

В ходе аудита проверяются:

  • технические документы на многоквартирное строение;
  • сметы на капитальный или текущий ремонт;
  • отчеты об их исполнении;
  • протоколы, составленные в результате собраний членов организации.

Помимо документов, налоговая инспекция может просмотреть все финансовые операции ТСЖ (поступление и расходование средств, договора с подрядчиками, экономическое положение организации).

Цели избрания и работы ревизионной комиссии

ФЗ № 72 «О ТСЖ» предусмотрел избрание собственного контролирующего органа, призванного анализировать годовую работу управляющей организации и информировать о нарушениях жильцов – ревизионной комиссии.

В соответствии с 39 статьей федерального закона, комиссия избирается на 720 дней для проведения:

  • плановых ревизий;
  • принятия решений по письменным претензиям жильцов;
  • составления официальных заключений о состоянии бюджета, годового плана товарищества, финансовых отчетов;
  • информирования общего собрания о выявленных нарушениях.

В соответствии с законодательством, члены ревизионной комиссии вправе исследовать:

  1. Деятельность бухгалтерии ТСЖ и составленную ею документацию (банковские выписки, авансовые отчеты, акты выполненных работ, расчетные и платежные ведомости товарищества);
  2. Законность проведенных сделок и оформленных договоров;
  3. Реализацию решений общего собрания жильцов председателем товарищества (анализируется управленческая отчетность товарищества);
  4. Порядок хранения денежных средств, их учета и проведения расчетов;
  5. Законность финансовых поступлений и целевое их использование (проверяющие смотрят, сколько денег было получено от жильцов и государства, а сколько потрачено на оплату ремонтных работ, закупку материалов, расчеты с поставщиками услуг);
  6. Размер ущерба, причиненный жильцам или обще домовой собственности.

На основании этих данных выносится заключение о целевом или нецелевом расходовании денег товариществом, наличии или отсутствии административных или уголовных нарушений и необходимости обращения в надзорные инстанции.

ВАЖНО: отчет должен содержать имена и фамилии всех ревизоров, их подписи, дату проведения проверки, выводы по результатам ревизии, письменное заключение, а также рекомендации органам правления.

Основания для обращения жильцов в Жилищную инспекцию

В отличие от налоговых органов, жилищные инспекторы анализируют хозяйственную деятельность товарищества.

Жильцы вправе пожаловаться на руководство ТСЖ в Жилсинпекцию, если правление:

  1. Вовремя не ремонтирует общее имущество многоэтажки;
  2. Не устраняет последствия аварий трубопровода;
  3. Не занимается подготовкой дома к зиме:
  4. Не вывозит мусор;
  5. Не следит за состоянием двора (детской площадки, клумб, дорожек), подъезда, чердака или подвала;
  6. Не следит за освещением в подъезде и дворе дома;
  7. Вовремя не убирает снег, не сбивает сосульки с крыш, не обеспечивает чистоту придомовой территории и прочие нарушения.

Каждая управляющая организация обязана соблюдать не только санитарные и противопожарные нормы, но и обязанности, прописанные в договоре на управление многоквартирным домом, Правила технической эксплуатации жилья.

По заявлению граждан инспекторы проводят как плановые, так и внеплановые проверки, в ходе которых выявляют указанные нарушения и выписывают предписания руководству ТСЖ, а также инициируют административную ответственность руководителей организации.

Практический пример претензии в Жилинспекцию

27 сентября 2017 года начальнику Жилищной инспекции г. Саратова поступила частная жалоба от гражданки Куликовой А. В.

Собственница квартиры утверждает, что после проведенного ТСЖ ремонта крыши, у нее в спальне сильно протекает потолок. В начале сентября Куликова поклеила в спальне новые обои и установила натяжной потолок. Стоимость ремонта составила 18 000 рублей.

15 сентября в доме начался запланированный ремонт крыши, который длился 5 дней. 20 сентября утром собственница обнаружила, что после сильного ливня ее комнату залило – обои отклеились, натяжной потолок провис.

Образец претензии в Жилинспекцию

Куликова позвонила в ТСЖ, в течение часа прибыли сотрудники, был составлена акт о протечке, стоимость ущерба составила 18 000 рублей. Не дождавшись действий от правления, Куликова сделала новый ремонт — побелила потолки и поклеила дешевые обои.

На основании 1064 статьи ГК РФ, собственница требует провести проверку качества ремонта кровли, а также обязать ТСЖ выплатить ей ущерб в 18 000, а также возместить стоимость новых обоев – 5400 рублей.

Жалоба подкрепляется актом о протечке крыши, квитанциями на покупку обоев, копией договора и накладной на установку натяжных потолков, а также копией договора на управление многоквартирным домом, в котором проживает Куликова.

В результате внеплановой проверки жилищным инспектором была назначена экспертиза ремонтных работ, проведенных в период с15 по 20 сентября. Было выявлено, что на крышу был уложен старый шифер вместо указанного в смете нового материала.

Председатель ТСЖ был привлечен к административной ответственности, ущерб собственнице квартиры был возмещен в полном объеме – 23400 рублей.

Выявление финансовых махинаций ТСЖ в ходе аудита

В России нередки случаи, когда финансовые проверки выявляют факты уголовных преступлений руководства и приводят к наступлению уголовной ответственности:

  • ТСЖ заключает фиктивные договора на обслуживание и ремонт дома, а поступившие от жильцов деньги присваивает себе;
  • умышленно завышают стоимость стройматериалов и работ в сметах на ремонт, а разницу распределяют между правлением;
  • незаконно завышают коммунальные тарифы, в результате чего жильцы платят сверх установленных в регионе нормативов;
  • по своему усмотрению расходует федеральные средства, выделенные на обслуживание дома;
  • незаконно сдает в аренду помещения многоквартирного дома либо тратит полученные средства не на обслуживание постройки, а на свои нужды.

Если жильцы подозревает управляющую организацию в таких махинациях, им следует обратиться в прокуратуру РФ с письменным заявлением, либо составить жалобу на ее официальном сайте. Аудит подразумевает также проверку документации и финансовых операций, совершенных за год председателем ТСЖ, а также средств, полученных организацией.

В соответствии со 151 статей ЖК РФ, законными источниками формирования средств ТСЖ являются обязательные платежи и взносы членов организации, государственные субсидии на ремонт, доходы от деятельности товарищества, арендная плата и другие ресурсы.

Привлечение частных аудиторских фирм

Помимо официальных надзорных инстанций, существуют коммерческие компании, которые также вправе провести проверку экономической деятельности ТСЖ ЗАО определенную плату.

Как принимается такое решение? Жильцы собирают общее собрание, в котором обязаны участвовать не менее ½ всех собственников.

Стоимость работы аудитора будет складываться:

  1. Из количества проверяемых документов;
  2. Числа анализируемых хозяйственных операций;
  3. Необходимости присутствия аудитора на собрании жильцов и его личного выступления;
  4. Времени, потраченного на аудит (обычно не более 10 дней);
  5. Количества анализируемых сделок и заключенных товариществом соглашений.

За дополнительную плату фирма соберет пакет документов для обращения в суд и защиты ваших жилищных имущественных прав. Воспользовавшись услугами независимого эксперта, вы получите честный результат, а также будете уверены в конфиденциальности сотрудничества.

Предыдущая статья: Оформление и расчет налогового вычета застраховавшим жизнь лицам Следующая статья: Правила возврата качественных и бракованных стройматериалов

Как проверить управляющую компанию

Собственники квартир имеют полное право в соответствии с Жилищным Кодексом проверить деятельность управляющей организации ЖКХ и получить отчет о расходовании получаемых от них денежных средств. Существует простой алгоритм проверки работы таких организаций, применение которого поможет вывести их «на чистую воду».

Первый этап

Начинать следует с детального изучения тарифов, которые указаны в квитанции на квартплату, проверить правильность и обоснованность их начисления. Для этого надо потребовать от УК документы, содержащие перечень и размер обязательных платежей. Отказать в предоставлении таких документов управляющие организации не имеют право. При этом запрос должен быть составлен в письменном виде, и зарегистрирован в качестве входящего письма в управляющей компании. Самый простой способ – занести требование в УК и передать секретарю. При этом с собой нужно иметь копию заявления, на которой секретарь и поставит тот самый входящий номер.

Второй этап

Запросить в УК не только отчет о произведенных работах, но и приложения к нему, потому как, чаще всего, именно в них детально расписаны статьи расходов и потраченные суммы. Целесообразно будет получить от УК смету предстоящих расходов на очередной год, чтобы обсудить эти будущие затраты на ближайшем собрании собственников, и при необходимости внести коррективы. Получение отчета жильцами возможно разными способами: выдача каждому на руки в бумажной форме, размещение на доске объявлений или через интернет-ресурс.

Также не лишним будет затребовать акты выполненных работ, документы по найму сотрудников, обслуживающих конкретный дом, и платежные поручения.

Третий этап

Анализ всех полученных документов. В любом доме среди жильцов найдутся специалисты с экономическим и юридическим образованием. И будет замечательно, если удастся привлечь их к рассмотрению документации УК. Необходимо вспомнить и сопоставить все работы, которые были фактически произведены в отчетный период, и те, которые указаны в бумагах УК. Например, стоит проверить ежедневный расход воды для мытья подъезда, очень часто оказывается, что коммунальщики используют тысячи литров для дома с одним подъездом в пять этажей. Другой пример: в актах указаны существенные суммы на ремонт дверей, окон и закупку механизмов для них (шпингалетов, ручек, петель), а на деле, эти работы либо вообще не осуществлялись, либо далеко не в том объеме, что указаны в отчете УК. Это также касается и текущего ремонта кровли, подвальных помещений, подъезда, обслуживания лифта, который постоянно ломается и подолгу не работает, а жильцы продолжают платить за него, как за комфортный работающий подъемник.

Четвертый этап

Если после проведения анализа выясняются грубые нарушения со стороны УК, то собственники жилья должны, в первую очередь, обратиться с претензией на действия УК в Государственную Жилищную Инспекцию и Роспотребнадзор. Эти органы проводят проверку поданных жалоб, и в случае их подтверждения, имеют право применить санкции по отношению недобросовестным управляющим организациям. Также суд и прокуратура обязаны помогать собственникам жилья отстаивать свои права на получение коммунальных услуг за разумные деньги.

Способы «призвать к ответу» УК сегодня есть, но, к сожалению, далеко не в каждом доме найдется инициативная группа граждан, готовых потратить свое время на сбор и анализ информации о деятельности УК, а значит, деньги жильцов будут продолжать уплывать в неизвестном направлении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *