Калькуляция транспортных услуг

Автор: | 04.05.2019

Расчёт себестоимости транспортных услуг

Рассчитаем автомобиле — часы работы.

Определяем автомобиле- дни в работе:

где автомобиле – дни пребывания в хозяйстве;

автомобиле – дни простоев.

где количество автомобилей.

где дни простоя в капитальном ремонте;

дни простоя в текущем ремонте и техническом обслуживании;

выходные дни, смотри таблицу 3.

где – норматив простоя в капитальном ремонте;

– количество капитальных ремонтов.

где – норматив простоя ТО, ТР, дн.;

– общий пробег, км.

Определяем часы работы за год:

где – автомобиле- дни в работе;

8 – продолжительность рабочего дня, ч.

Рассчитаем общие затраты и тарифы на автотранспортные услуги.

Таблица 8 — Себестоимость транспортных услуг

Наименование статей калькуляции себестоимости Сумма затрат, руб. Затраты на единицу, руб.
Час( )
1. Условно-постоянные расходы.
Основная и дополнительная заработная плата водителей с отчислением на социальный налог 6647113,01 232,09
2. Переменные расходы.
Топливо 0,76 4,34 73,55
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы 42532,6 0,02 0,09 1,48
Техническое обслуживание и ремонт 1055577,6 0,38 2,18 36,86
Затраты на шины 538274,4 0,20 1,11 18,79
Амортизация 3,48 19,68 333,34
Накладные расходы 9041040,51 3,29 18,64 315,68
ИТОГО: 28977861,12
Рентабельность 35% 10142251,39
Тариф на услуги автотранспорта 10,56 59,74 1011,80

Определяем накладные расходы в таблице 9.

Таблица 9 — Расшифровка по накладным расходам

Наименование Удельный вес затрат, % Сумма затрат, руб.
Заработная плата ИТР с отчислением на социальный налог 100% 6147187,2
Почта, интернет, канцелярские товары 1,3 79913,43
Отпуска будущих периодов 0,2 12294,37
Электроэнергия 14,7 903636,52
Отдел вневедомственной охраны 1,0 61471,87
ЖЭК 10,7 657749,03
Транспортные расходы 1,4 86060,62
Износ малоценных предметов 1,2 73766,25
Бланки, техническая документация 0,5 30735,94
Амортизация 1,3 79913,43
Молоко 0,5 30735,94
Госбанк 0,5 30735,94
Услуги аудитов 1,1 67619,06
Налог на землю 5,0 30735,94
Текущий ремонт здания 5,0 30735,94
Транспортный налог 11,2
Лицензия 0,5 30735,94
ГИБДД 0,7 43030,31
Налог загрязнения окружающей среды 0,5 30735,94
ИТОГО: 9041040,51


Определяем транспортный налог.

Для расчета транспортного налога используются фиксированные ставки на одну лошадиную силу (л.с.) автомобиля.

Таблица 10 — Ставки для расчета транспортного налога

Мощность автомобиля, л. с. Ставка транспортного налога, руб.
до 100 включительно
свыше 100 до 150
150-200
200-250
свыше 250

Рассчитаем транспортный налог:

где – транспортный налог, руб.;

– ставка транспортного налога, смотри таблицу 10, руб.;

– мощность автомобиля, л.с.;

– количество автомобилей.

Определяем единый налог на вмененный доход:

где – единый налог, руб.;

– вмененный доход, руб.;

15 – процент единого налога.

где – базовая доходность в месяц на один автомобиль, 4000 руб.;

– число автомобилей, шт;

– корректирующий коэффициент для Красноярского края, ;

12 – количество месяцев в году.

Распределение прибыли

Выполним расчет дохода и валовой прибыли.

Определяем доход по тарифам на услуги автотранспорта (доход):

где – доход, руб;

– тариф за каждый час работы автомобиля, смотри таблицу 8, руб.;

– тариф за каждый километр пробега, смотри таблицу 8, руб.;

общий годовой пробег всех автомобилей, км.

Определяем валовую прибыль:

где – валовая прибыль, руб.;

Д – доход, руб.;

С – общие затраты (себестоимость), смотри таблицу 7, руб.

Таблица 11 – Сумма налогов, выплачиваемых за счет прибыли

Вид налога Сумма, руб.
Транспортный налог
Единый вмененный доход
ИТОГО:

Выполним расчет финансового плана.

Таблица 12 — Распределение прибыли руб.

Наименование Сумма
Выручка от реализации услуг (доход)
Затраты на производство-всего: 228977861,12
— Заработная плата водителей с отчислением на социальный налог 6647113,01
— ГСМ 2149087,6
— Техническое обслуживание 1055577,6
— Затраты на восстановление износа шин 538274,4
— Амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава
— Накладные расходы 9041040,51
Валовая прибыль 28979964,88
Налоги
Балансовая прибыль 28319964,88
Налог на прибыль 6796791,57
Частная прибыль 21523173,31
Фонд накопления 12913903,99
Фонд потребления
Резервный фонд 1076158,67
11.Нераспределенная прибыль 1076158,65

2СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Наряду с календарным планированием применяются методы сетевого планирования и управления (СПУ).

Расчет сетевого графика по времени заключается в определении следующих данных: ожидаемого срока окончания всего комплекса работ; наиболее ранних возможных и наиболее поздних сроков начала и окончания работ, резерв времени.

Таблица 13 — Исходные данные

Код работы Численность работников, чел. Продолжительность работы, ч
0-1
0-2
1-2
1-3
1-4
2-5
2-6
3-7
4-6
4-7
5-7
6-7

Определение ранних возможных сроков свершения событий (Тр). Срок свершения начального события принимается равным нулю ( ).

Событие считается свершившимся после окончания всех входящих в него работ, поэтому (93):

где — ранний срок свершения предшествующего события, дн.;

– продолжительность работы, дн.

В результате расчета раннего срока свершения конечного события определяется продолжительность критического пути Ткр, которая характеризует наиболее ранний возможный срок окончания заданного комплекса работ по сетевому графику.

Определение наиболее поздних допустимых сроков свершения событий, при которых весь комплекс работ по данному графику может быть завершенным за

Поздние сроки рассчитываются справа налево, начиная от конечного события к начальному, определяем по формуле (94):

где -поздний срок совершения последующего события, дн.;

– продолжительность работы, дн.

Для событий критического пути поздние сроки совпадают с разными сроками их свершения. Определение параметров работ: сроков начала, окончания, а так же резервов времени.

Позднее начало любой работы определяется по формуле (95):

Полный резерв времени — это время на которое можно увеличить продолжительность или отложить срок начала работы определяется по формуле (96):

Таблица 14 – Расчет сетевого графика

Код работы Продолжительность РН РО ПО ПН Ri Ri 2
0-1
0-2
1-2
1-3
1-4
2-5 2\
2-6
3-7
4-6
4-7
5-7
6-7

Рисунок 2 – Сетевой график

Целью оптимизации является достижение более равномерного распределения ресурсов (рабочей силы) по работам при минимальном сроке выполнения всего комплекса работ.

Строится линейный (ленточный) график и график движения рабочей силы, представляющей собой зависимость занятости работников на работах по каждому часу или дню работы.

Проводится анализ равномерности распределения работников по сетевому графику.

При необходимости делается оптимизация путем сдвижения на величину резерва времени работ, выполняется одними и теми же людьми с использованием тех же механизмов, а также за счет изменения технологической последовательности ведения работ.

Выводы должны содержать заключение об эффективности применения сетевых графиков и пути оптимизации заданного комплекса работ.

Расчетный график движения рабочей силы получился резко не равномерным. Необходимо его выровнять, т.е. оптимизировать по численности персонала в два человека.

Выравнивание графика движения рабочей силы достигается за счет сдвига работ в пределах резервов времени.

Работы, не лежащие по критическому пути 0-2, 1-3, 1-4, 2-6, 3-7, 4-6, 4-7, 6-7 имеют резервы времени, воспользуемся этим для сдвига их раннего начала в пределах резерва времени:

— 0-2 начнем на 3 дня позже;

— 5-7 начнем на 2 дня позже;

— 6-7 начнем на 2 дня позже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовом проекте произведен расчет технико-экономических показателей годового плана грузового АТП, а именно:

— расчет производственной программы;

— расчет затрат на эксплуатацию подвижного состава;

— расчет себестоимости транспортных услуг;

— расчет прибыли от эксплуатации подвижного состава.

Так же был произведен расчет и оптимизация сетевого графика.

Подходы к определению цены услуги

Стоимость услуги определяется с помощью сразу нескольких подходов: компания не может реализовывать ее дешевле себестоимости и наценки, однако к тому же приходится ориентироваться на ценовую политику конкурентов и на платежеспособный спрос покупателей.

При этом в отличие от цены за единицу продукции (материального товара) определить точную себестоимость оказываемого сервиса более трудно, поскольку в случае с услугой возможно определить только смету прогнозируемых затрат, которые могут меняться в зависимости от рыночной ситуации. К тому же понятия «типовая, однородная услуга» как такового не существует. Любой сервис может включать в себя комбинацию разных элементов, поэтому и себестоимость, и потребительская цена могут значительно меняться в зависимости от ситуации.

Однако в любом случае виды издержек будут постоянными – это:

  • траты на материалы и другие материальные издержки;
  • амортизация;
  • оплата труда;
  • социальные отчисления, налоги;
  • обслуживание кредитов;
  • арендные платежи и др.

В готовом документе по калькуляции все эти издержки можно группировать как по статьям, так и по видам затрат.

Инструкция по составлению и видео

Проведение расчетов осуществляется в соответствии с заранее разработанной методикой или инструкцией, в которой описан алгоритм калькуляции. Например, оплата образовательных услуг зависит от количества часов, а также степени квалификации преподавателя, что обязательно прописывается в соответствующих методических рекомендациях.

По сути, калькуляция – это подробное описание расходов, связанных с оказанием «единицы» услуги, которую можно измерить различными способами:

  1. Почасовой тариф – именно так измеряют образовательные услуги.
  2. Путем описания результата – например, косметический ремонт с указанием площади помещения.
  3. С помощью других показателей – перевозка груза на расстояние 45 км.

Структура расходов напрямую будет зависеть от вида выполняемых работ. Поэтому и алгоритм составления калькуляции будет иметь свои отличия. На примере расчетов, связанных с транспортными услугами, инструкция будет выглядеть так.

Сначала оценивают себестоимость услуги исходя из расходов по заработной плате:

  • водителей;
  • рабочих вспомогательной сферы, обслуживающих транспорт;
  • руководителей, служащих и других специалистов, работающих на предприятии.

Далее учитывают отчисления, связанные с социальными взносами, а также траты на обслуживание автомобилей и другой техники:

  • ремонт текущий, капитальный;
  • горюче-смазочные материалы;
  • амортизация основных средств;
  • сезонные расходы (масло, шины и др.).

Затем учитывают налоговые выплаты и определяют другие показатели:

  1. Прибыль в соответствии с планом.
  2. НДС.
  3. Тариф с НДС и без него.

Обычно составляется с описанием конкретной услуги: например, перевозка кирпичей может обойтись дороже, чем перевозка более легких предметов (сена, подушек и т.п.).

Чем проще выглядит услуга в смысле ее осуществления, тем проще будет и сама смета расходов. Например, если речь идет о выступлении артистов, танцевальных или певческих коллективах, траты связаны с выплатой зарплаты, социальных взносов, а также с предоставлением в аренду соответствующего помещения.

При производстве товаров практически всегда нужно учитывать не только издержки на изготовление единицы продукции, но и возможные потери на разных этапах цикла.

Калькуляция составляется и для ремонтных работ. Обычно объем таких услуг измеряется площадью помещения и другими показателями (например, длина откоса, площадь потолка). В смете приводят издержки в расчете на единицу работы, указывают конкретный вид деятельности (например, выравнивание стен, покраска, монтаж натяжного потолка и многое другое), а затем приводят стоимость по каждой работе и итоговую величину.

Таким образом, алгоритм по составлению калькуляции выглядит так:

  1. Определяют единицу услуги – какой именно объем работ предполагается реализовать в данном случае (ремонт 1 квартиры, перевозка 5 тонн груза на расстояние 100 км, оказание услуги репетитора на 10 учебных часов и т.п.).
  2. Уточняют подробный список всех трат по их себестоимости.
  3. Определяют тариф с НДС и без него.
  4. Указывают плановую прибыль.

Видео инструкция по составлению

Документ обычно подписывает главный бухгалтер, на нем ставится печать компании. Руководство не обязано разглашать подобную информацию для своих клиентов. В законодательстве также нет никаких указаний относительно того, нужно ли прикладывать калькуляцию к договорам с контрагентами, поэтому решение можно принять по своему усмотрению.

Поделиться ссылкой:

Себестоимость транспортных услуг

Калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг в бухгалтерской периодике уделяется мало внимания в силу того, что этот отраслевой вопрос каждым предприятием решается самостоятельно. Себестоимость работ и услуг является исходной базой для ценообразования и планируемой доходности, контроля хозяйственных операций, оценки эффективности использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. При расчете себестоимости не нужно изобретать что-то новое, можно воспользоваться Инструкцией по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (далее — Инструкция по калькулированию себестоимости) <1>. Несмотря на то что она утверждена до реформирования бухгалтерского учета, транспортные предприятия могут использовать ее, если учтут рекомендации более современной Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте (далее — Инструкция по учету доходов и расходов) <2>.

<1> Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом России 29.08.1995.
<2> Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Как предприятию на практике руководствоваться положениями этих отраслевых документов, учитывая специфику оказываемых транспортных услуг? Какие затраты включаются в себестоимость перевозок и в каком порядке их сгруппировать? Какие счета бухгалтерского учета следует при этом применять перевозчику? Эти и другие вопросы калькуляции себестоимости перевозок предприятий автомобильного транспорта рассмотрены в статье.

Какие затраты учесть в себестоимости?

Транспортным организациям в стоимость автомобильных перевозок Инструкция по калькулированию себестоимости рекомендует включать:

  • затраты, непосредственно связанные с перевозкой грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг, связанных с использованием автомобильного транспорта, в том числе расходы по обеспечению требований качества транспортного обслуживания, амортизационные отчисления;
  • расходы на обкатку, освоение в эксплуатации и наладку новых транспортных средств (ТС) и иного оборудования;
  • затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием процесса перевозок, подготовкой и освоением перевозок по новым маршрутам, в том числе затраты по дооборудованию (переоборудованию) ТС и тары для грузов;
  • затраты по обслуживанию перевозочного процесса: обеспечение ГСМ, электроэнергией, инструментом и другими средствами труда, поддержание ТС и иных объектов ОС в рабочем состоянии (диагностика, текущий и капитальный ремонт, техосмотр и т.п.), содержание помещений;
  • затраты по обеспечению нормальных условий труда, безопасности дорожного движения, в том числе расходы на проведение предрейсовых медосмотров и инструктажей;
  • платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду;
  • управленческие затраты по оказанию транспортных услуг: содержание АУП, оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, содержание и обслуживание технических средств управления, представительские расходы;
  • расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и набором персонала;
  • дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом (например, доставка водителей до места работы);
  • предусмотренные трудовым законодательством выплаты за неотработанное время (отпускные, оплата времени прохождения медосмотров, выполнения государственных обязанностей);
  • отчисления в фонды социального, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд;
  • затраты на оплату процентов по полученным банковским кредитам, бюджетным ссудам, за отсрочку оплаты поставщикам материальных ценностей и исполнителям работ, услуг;
  • расходы, связанные с оплатой услуг транспортно-экспедиционных и посреднических организаций, рекламные затраты;
  • арендные платежи за пользование земельными участками, зданиями, сооружениями, стоянками ТС, погрузочно-разгрузочными площадками;
  • командировочные расходы и затраты, связанные со служебными поездками водителей;
  • таможенные сборы, затраты на проезд ТС по платным и временно закрытым дорогам.

К учитываемым в себестоимости затратам также следует отнести расходы по возмещению причиненного вреда работникам при исполнении ими трудовых обязанностей, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и недостачи материальных ценностей в процессе оказания услуг и на складах при отсутствии виновных лиц.

Перечисленные затраты являются текущими, но не следует забывать и о капитальных вложениях. Например, расходы капитального характера по вводу в эксплуатацию, освоению новых объектов ТС, шефмонтажу оборудования, созданию и совершенствованию систем и средств управления. Инструкция по калькуляции себестоимости исключает их из расчета себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг транспортной организацией. Однако в итоге капитальные вложения включаются в состав текущих расходов организации и формируют финансовый результат ее деятельности. Так, затраты на приобретение, модернизацию и реконструкцию ТС и объектов ОС признаются текущими расходами равномерно через амортизационные отчисления в течение срока полезного использования имущества.

Как систематизировать все перечисленные затраты при расчете себестоимости перевозок? Рассмотрим предлагаемую Инструкцией по калькуляции себестоимости классификацию затрат.

По элементам

По данному признаку затраты группируются в целях выявления фактического использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, определения потребности в них для осуществления перевозок и выполнения транспортно-экспедиционных услуг.

Затраты, включаемые в себестоимость автомобильных перевозок, группируются по элементам, содержащимся также в п. 8 ПБУ 10/99 <3>:

  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • амортизация основных средств (фондов);
  • прочие затраты.

<3> Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Подробная расшифровка каждого элемента затрат приведена в п. п. 4.1 — 4.9 Инструкции по калькуляции себестоимости. Остановимся на последнем из них — прочих расходах, в отношении которых могут возникнуть вопросы. Исходя из специфики перевозочной деятельности, в прочих расходах выделяют ремонтный фонд, дорожные сборы и платежи за пересечение ККП, проезд по дорогам и дорожным сооружениям, таможенные и иные сборы, уплачиваемые перевозчиками. К прочим также относятся другие расходы, не вошедшие в состав материальных, «зарплатных» затрат и амортизационных отчислений. Например, затраты по страхованию имущества и гражданской ответственности владельцев ТС, на пожарную и сторожевую охрану, арендные платежи и другие вышеперечисленные затраты, учитываемые в себестоимости перевозок.

Заметим, сгруппированные по элементам затраты — базис для планирования и проведения экономического анализа, который позволяет оценить наибольший удельный вес каждого вида расходов.

По статьям затрат

Для определения фактической себестоимости перевозок сгруппировать затраты по элементам недостаточно, так как данное разделение расходов носит общий характер и не учитывает специфики оказания транспортных услуг. В учете и при калькулировании себестоимости перевозок выделенные по элементам расходы следует сгруппировать по статьям затрат.

Перечень таких статей устанавливается организацией самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99). При этом можно воспользоваться группировкой затрат, предложенной в п. 5.1 Инструкции по калькулированию себестоимости:

  • затраты, непосредственно связанные с перевозками;
  • общехозяйственные расходы.

Очевидно, что первая группа — прямые расходы, вторая — косвенные. Прямые расходы непосредственно включаются в стоимость соответствующих перевозок и оказываемых транспортных услуг, с которыми они связаны. Косвенные относятся к деятельности организации в целом и распределяются между осуществляемыми перевозками.

Прямые расходы, непосредственно связанные с конкретными видами перевозок и учитываемые в их себестоимости, включают:

  • заработную плату водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;
  • затраты по транспортному обслуживанию (у перевозчиков);
  • отчисления на социальные нужды;
  • затраты на автомобильное топливо;
  • затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
  • износ и ремонт автомобильной резины;
  • затраты на техобслуживание и ремонт ТС;
  • амортизацию подвижного состава.

Информация обо всех прямых затратах обобщается на счете 20 «Основное производство». К нему могут быть открыты субсчета или отдельная аналитика по видам осуществляемых перевозок и выполняемых работ, оказываемых транспортных услуг. Данный порядок детализации учета следует из п. 6.3 Инструкции по калькулированию себестоимости.

Нередко на крупных транспортных предприятиях используемые в перевозках ТС обслуживают вспомогательные цехи, проводящие текущий и капитальный ремонт. Учет затрат таких подразделений ведется на счете 23 «Вспомогательные производства», который в дальнейшем закрывается на счет 20 (при оказании услуг основному производству) или на счет 90 (при выполнении работ для сторонних заказчиков).

Косвенные затраты невозможно прямо включить в себестоимость определенного вида услуг, поэтому они распределяются косвенным путем, то есть пропорционально выбранному организацией методу. Например, пропорционально прямым затратам, формирующим себестоимость услуг, или сумме оплаты труда сотрудников, включаемым в затраты по соответствующему объекту учета, или другим способом, закрепленным в учетной политике предприятия. Инструкция по калькулированию себестоимости предусматривает два метода распределения косвенных расходов — основной и «запасной», который применяется при отсутствии детального учета по статьям затрат. Первый заключается в распределении косвенных расходов пропорционально суммам прямых затрат, приходящихся на виды перевозок и иные виды деятельности компании, второй — пропорционально сумме заработной платы производственных рабочих и персонала. Какие косвенные затраты нужно делить, применяя предложенные способы? Среди общехозяйственных (накладных) расходов в Инструкции по калькулированию себестоимости выделены:

  • затраты на содержание административно-управленческого персонала;
  • общепроизводственные затраты;
  • сборы и отчисления;
  • непроизводственные затраты.

Управленческие затраты включают заработную плату АУП с отчислениями, расходы на служебные разъезды и командировки, связь, содержание, ремонт и охрану административных зданий, приобретение канцелярских принадлежностей, инвентаря и оргтехники, для учета которых предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы». Они распределяются между видами осуществляемых перевозок и иными выполняемыми работами, оказываемыми услугами.

Следующие в списке косвенных расходов — общепроизводственные. К ним относятся заработная плата кассиров, контролеров, водителей используемых по хозяйственным нуждам предприятия автомобилей, отчисления в фонды, расходы на ремонт оборудования, по охране труда и технике безопасности, на рекламу, уплату процентов по банковским кредитам, оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, арендную плату, затраты на оперативно-диспетчерскую связь. Информация о данных затратах может обобщаться на счете 25 «Общепроизводственные расходы». Инструкция по калькулированию себестоимости предписывает их распределять только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально суммам прямых затрат. В аналогичном порядке распределяются сборы и отчисления, а также непроизводственные затраты.

К первым относятся платежи по страхованию имущества, грузов и пассажиров в пути, оплата техосмотров, номерных знаков, плата за проезд по дорогам, таможенные и местные сборы. Чтобы не усложнять учет, данные расходы можно отражать на счете 25, а в дальнейшем распределять на счета основных, вспомогательных подразделений (Дебет 20, 23 Кредит 25).

Нельзя назвать урегулированным вопрос об учете следующего вида косвенных расходов — непроизводственных затрат, включаемых в расчет себестоимости перевозок. К ним относятся оплата простоев работников в силу отсутствия топлива, запасных частей, недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, возмещение ущерба в случае причиненного работнику увечья или травмы. Само определение «непроизводственные» говорит о том, что методологически некорректно учитывать данные расходы на счетах производственных затрат. Поэтому для их учета может быть использован счет не 25, а 26, предназначенный для обобщения информации о расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом. В учете организации следует выделить отдельно указанные непроизводственные и управленческие расходы. Первые в любом случае следует распределить между видами перевозок, а вторые — либо закрыть на счета соответствующих производственных затрат, либо поделить, либо списать сразу на счет 90 «Продажи» как условно-постоянные расходы. Заметим, Инструкция по калькулированию себестоимости рекомендует распределять между видами перевозок все косвенные расходы, в том числе связанные с управлением транспортной организацией.

В итоге общая величина затрат по видам перевозок определяется суммированием прямых и относимых на них косвенных расходов. Проанализировав финансовый результат по каждому виду оказываемых услуг, можно определить, какой доход получен и насколько выгодно осуществлять те или иные перевозки. При этом все методы учета и распределения затрат применяются транспортной компанией без изменения в течение года как элементы принятой учетной политики.

Рассчитывая себестоимость транспортных услуг, следует уделить внимание не только составу затрат и группировке по объектам калькулирования, но и моменту их признания в учете. Здесь нужно воспользоваться другим отраслевым документом — Инструкцией по учету доходов и расходов.

Порядок признания расходов

Условия, выполнение которых необходимо для признания расходов в учете, одинаковы как в ПБУ 10/99, так и в транспортной Инструкции по учету доходов и расходов:

  • расход производится в соответствии с договором, требованием законодательства, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что уменьшатся экономические выгоды организации.

Большинство затрат транспортной организации соответствует этим условиям и признается независимо от намерения получить выручку и формы осуществления расхода (денежная, натуральная или иная оплата).

В общем случае доходы и расходы учитываются методом начисления, то есть в том периоде, в котором они имели место. Инструкция по учету доходов и расходов, так же как ПБУ 10/99, допускает использование кассового метода в разрешенных случаях. Один из них предоставляется малым предприятиям, которым разрешено признавать доходы и расходы после поступления денежных средств и погашения задолженности соответственно (п. 20 Типовых рекомендаций субъектам малого предпринимательства <4>).

<4> Типовые рекомендации по ведению бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.

Из представленных двух вариантов признания доходов и расходов при расчете себестоимости перевозок отраслевой документ отдает предпочтение более традиционному методу начисления (п. 6.2 Инструкции по калькулированию себестоимости). Он позволяет своевременно, полно и достоверно отразить расходы на перевозки и другие работы (услуги), выполняемые автотранспортными предприятиями.

Заметим, если организацию не устраивает порядок расчета стоимости перевозок, предложенный Инструкцией по калькулированию себестоимости, она может внести в него изменения или дополнения, а также разработать свой расчет себестоимости перевозок. В отраслевом документе закреплено право компании вести учет по видам перевозок исходя из принятой учетной политики. Но, по мнению автора, в этом нет необходимости, ведь предложенная Инструкцией по калькулированию себестоимости методика несложна и легкоприменима на практике.

Пример. ООО «Автодоставка» осуществляет грузо- и пассажирские перевозки, а также оказывает услуги по ремонту и обслуживанию ТС. Прямые расходы по грузовым перевозкам составили 450 000 руб., по пассажирским — 700 000 руб., по ремонту и обслуживанию ТС сторонних заказчиков — 300 000 руб. Расходы вспомогательного подразделения по обслуживанию и ремонту собственных ТС равны 50 000 и 100 000 руб. в части грузового и пассажирского транспорта соответственно. Общепроизводственные затраты предприятия составили 150 000 руб., управленческие — 200 000 руб. В учетной политике прописано, что косвенные расходы распределяются между видами перевозок пропорционально прямым затратам.

Для учета затрат, формирующих себестоимость грузо- и пассажирских перевозок, воспользуемся субсчетами 20-1 и 20-2 соответственно. Для учета расходов вспомогательного подразделения по ремонту и обслуживанию ТС, которое в том числе оказывает услуги сторонним заказчикам, — счетом 23.

Прямые расходы, включаемые в себестоимость грузоперевозок (с учетом ремонтных работ и обслуживания собственных ТС), составят 500 000 руб. (450 000 + 50 000), а включенные в себестоимость перевозок пассажиров — 800 000 руб. (700 000 + 100 000).

Общепроизводственные затраты распределим только между видами перевозок. Коэффициент распределения таких расходов составит:

  • 38,5% (500 000 руб. / (500 000 + 800 000) руб.);
  • 61,5% (800 000 руб. / (500 000 + 800 000) руб.).

Распределим общепроизводственные расходы. Из общей суммы 150 000 руб. в себестоимости грузоперевозок будет учтено 57 750 руб. (150 000 руб. x 38,5%), а в себестоимости пассажирских перевозок — 92 250 руб. (150 000 руб. x 61,5%).

Управленческие затраты распределим между видами перевозок и оказанием услуг по ремонту и обслуживанию ТС. Коэффициент распределения таких расходов составит:

  • 31,3% (500 000 руб. / (500 000 + 800 000 + 300 000) руб.) — в части грузоперевозок;
  • 50,0% (800 000 руб. / (500 000 + 800 000 + 300 000) руб.) — в части пассажирских перевозок;
  • 18,7% (300 000 руб. / (500 000 + 800 000 + 300 000) руб.) — в части ремонта и обслуживания ТС.

Распределим управленческие расходы. Из общей суммы 200 000 руб. в себестоимости грузоперевозок будет учтено 62 600 руб. (200 000 x 31,3%), в себестоимости пассажирских перевозок — 100 000 руб. (200 000 руб. x 50%), в себестоимости ремонта и обслуживания ТС сторонних заказчиков — 37 400 руб. (200 000 руб. x 18,7%).

В бухгалтерском учете ООО «Автодоставка» будут сделаны следующие проводки:

Калькуляция себестоимости работы транспортной техники

Обладая информацией о себестоимости одного машино-часа работы транспортного средства, компания имеет возможность выгодно выбрать поставщика, предоставляющего услуги по аренде машин и механизмов. Предлагаем вам подробный алгоритм такого расчета.

Для определения себестоимости работы транспортной техники необходимо в первую очередь рассчитать себестоимость одного машино-часа. Данный расчет необходим в следующих случаях:

  • выбор поставщика транспортных услуг для нужд предприятия. Обладая информацией о реальной себестоимости одного машино-часа, можно выбрать поставщика на наиболее выгодных условиях. Анализ рынка в данном случае не даст объективную информацию, так как поставщики стремятся к получению максимальной прибыли;
  • сдача в аренду собственных машин и механизмов сторонним организациям. Правильный расчет позволит установить оптимальный размер плановых накоплений.

Для определения себестоимости одного машино-часа определенного вида транспортного средства необходимо учитывать следующие показатели:

  • балансовая стоимость транспортного средства;
  • амортизация основного средства;
  • затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание;
  • затраты на топливо и горюче-смазочные материалы;
  • оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы;
  • накладные расходы.

Рассмотрим подробнее каждый показатель и приведем примеры расчета.

Балансовая стоимость транспортного средства — стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:

  1. = (1 / n) × 100 %,

где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Обратите внимание! При установлении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010).

Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание машин определяется по формуле:

где Вс — восстановительная стоимость машины, руб.;

Нр — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин;

Т — годовой режим работы машин, маш.-ч/год.

Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы можно определить на основании норм расхода на топливо и смазочные материалы, установленных в конкретной организации. Обычно эти нормы устанавливают и утверждают на производственном совещании в компании.

Также можно руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.05.2014).

Оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы зависит от формы оплаты труда в компании. Наиболее распространенными является сдельная и повременная форма оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда предполагает оплату труда по количеству произведенной продукции (работы) установленного качества с учетом сложности и условий труда. Согласно принятому порядку учета может учитываться результат труда каждого исполнителя в отдельности или коллективной (групповой) результат (по всей группе работающих).

При повременной форме труд оплачивается в зависимости от отработанного времени по часовым, дневным и месячным ставкам или окладам. Данная форма оплаты применяется в тех случаях, когда выработка отдельного работника не может быть точно учтена и выражена в определенном количестве продукции или работы или когда по характеру работы экономически нецелесообразно переводить работников на сдельную оплату труда.

Пример 1

Необходимо рассчитать заработную плату машиниста бульдозера.

Исходные данные:

  • количество отработанных часов в месяц — 162;
  • расценка за час, установленная в компании, — 130 руб./ч;
  • повышающий коэффициент — 1,3.

Заработная плата с учетом НДФЛ составит: 162 × 130 × 1,3 = 27 378,00 руб.

Отчисления с заработной платы: 27 378,00 × 0,3 = 8213,4 руб.

Накладные расходы сопутствуют основному производству, связаны с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.

Пример 2

Предположим, что в примере 1 рассмотрено промышленное строительство. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 90 % от фонда оплаты труда. Соответственно, накладные расходы составят: 27 378,00 × 0,9 = 24 640,20 руб.

Рассмотрим пример расчета себестоимости за 1 машино-час.

Пример 3

Рассчитаем себестоимость 1 машино-часа работы автокрана короткообразного ZOOMLION RT-550 грузоподъемностью 55 т. Для расчета используем следующие данные:

  • балансовая стоимость автокрана — 10, 3 млн руб.;
  • срок полезного использования — 61 месяц;
  • количество отработанных часов в месяц — 166;
  • годовая норма затрат на техническое обслуживание и ремонт машины — 23 %;
  • тарифная ставка для оплаты труда — 140 руб./ч;
  • норма расхода топлива на 1 маш/час — 14, 3 л;
  • стоимость 1 л ГСМ — 27,34 руб.;
  • норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива — 2 л;
  • стоимость 1 л смазочных материалов — 169,49 руб.;
  • норма накладных расходов — 90 % от фонда оплата труда.

Расчет представлен в таблице.

Таблица 2. Калькуляция себестоимости 1 машино-часа работы автокрана

Наименование механизма: Автокран короткообразный ZOOMLION RT-550, г/п 55 т

№ п/п

Наименование затрат

Единица измерения

Расчет

Итого

1

Балансовая стоимость

руб.

10 300 000,00

2

Амортизация

Норма месячной амортизации

%

1 / 61 мес. × 100 %

1,64

Месячная амортизация

руб.

10 300 000,00 / 1,64 % × 100 %

168 852,46

Часовая амортизация

руб.

168 920,00 / 166,00

1 017,18

3

Затраты на техническое обслуживание и ремонт машины

Годовая норма

%

23,00

Годовые затраты

руб.

10 300 000,00 × 0,23

2 369 000,00

Месячные затраты

руб.

2 369 000 / 12,00

197 416,67

Часовые затраты

руб.

197 416,67 / 166,00

1 189,26

4

Оплата труда (зарплата машиниста)

Тарифная ставка, руб./ч

руб.

140,00

Страховые взносы

руб.

140,00 × 0,30

42,00

Часовая заработная плата

руб.

140,00 + 42,00

182,00

5

Затраты на топливо

Норма расхода топлива на 1 маш.-ч

л

14,30

Стоимость 1 л ГСМ

руб.

27,34

Часовая стоимость топлива

руб.

14,30 × 27,34

390,96

Затраты на смазочные материалы

Норма расхода масла на 100 л расхода топлива (автокран)

л

2,00

Норма расхода масла в соответствии с нормой расхода ГСМ

л

14,30 × 2,00 / 100

0,29

Часовые затраты на смазочные материалы

руб.

169,49 × 0,29

48,47

6

Накладные расходы

руб.

140 × 0,9

126,00

Итого себестоимость за 1 машино-час

руб.

1017,18 + 1189,26 + 182 + 390,96 + 48,47 + 126

2953,88

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *