Казенное предприятие вправе заниматься

Автор: | 01.05.2019

Имущество

Однако в отношении имущества нужно сделать особую оговорку: МУП не является его собственником. Это означает, что хотя унитарные предприятия и коммерческие организации, но всё, чем они пользуются, находится в собственности соответствующего муниципального образования.

Это интересно! Добавить вид деятельности в ООО: какие нужны документы и как действовать

Местная власть лишь закрепляет за ним какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету. Именно поэтому МУП делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения – собственно, таков гражданско-правовой статус большинства обычных МУП;
  • на оперативном управлении – так называемое казённое предприятие. Этот тип МУП встречается намного реже, потому что оперативное управление не слишком удобно для ведения коммерческой деятельности.

Оперативное управление подразумевает, что на любые действия, связанные с имуществом, требуется получать разрешение от собственника – в данном случае органа местной власти. В отличие от муниципального предприятия обычного типа, казенные меньше ориентированы на получение прибыли и куда больше зависят от бюджетного финансирования. Примером казённого предприятия могут служить предприятия электротранспорта (троллейбусов или трамваев) во многих городах.

На основании чего действует

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  1. Гражданский кодекс РФ. В своих ст. ст. 113-114 (ст. 115, касавшаяся казённых предприятий, не действует с сентября 2014 года) этот акт даёт общую характеристику МУП и описывает общие «правила игры» для них.
  2. Закон №161-ФЗ. Он уже конкретизирует деятельность МУП и даёт более чёткое описание правил их работы.
  3. Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд. Однако необходимо помнить: с января 2018 года этот закон станет обязательным к применению в гораздо большем числе случаев. По сути, этот закон будет применяться практически для всех видов закупок, осуществляемых МУП.
  4. Закон № 223-ФЗ. До вступления в силу отдельных норм закона № 44-ФЗ этот акт применяется к большинству закупок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями. В частности, до января 2018 года именно им должны руководствоваться МУП, заключая договора на субподряд в сфере своей деятельности.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона. Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Как создается

Для того, чтобы муниципальное предприятие начало работу, требуется следующее:

  1. Соответствующий орган местной власти выносит постановление о создании МУП. Оно выносится в тех случаях, когда требуется либо обслуживать имущество, которое по закону не может быть приватизировано, либо чтобы обеспечить население какими-то товарами либо услугами по минимальным ценам. В частности, достаточно часто МУП создаются для обслуживания работы водопроводных сетей, для озеленения и уборки улиц, вывоза мусора, и т. д.
  2. Тот же орган утверждает Устав предприятия. Это единственный учредительный документ МУП. В нем отражается цель, ради которой создаётся предприятие, переданное ему имущество, порядок управления и другие вопросы, связанные с деятельностью МУП. Важно знать: Устав готовится департаментом или другим подразделением муниципального органа власти по управлению имуществом.
  3. Назначается директор. Его полномочия определяются Уставом, однако конкретное назначение производит собственник – местная власть. Муниципальный орган же и заключает с директором трудовой договор.
  4. Производится оценка передаваемого имущества и его полная опись.
  5. Местная администрация обращается в Росреестр с заявлением на регистрацию МУП.
  6. С того момента, как местное отделение Росреестра вносит запись в ЕГРЮЛ (реестр по учёту юридических лиц), МУП может начинать работу.

Далее следует открытие расчётных счетов в банках, постановка на учёт в налоговой инспекции, изготовление печати и ряд других действий – однако к этому моменту основные стадии уже пройдены.

Какой план финансово-хозяйственной деятельности имеет МУП, смотрите в следующем видео:

Статья: Казенные предприятия: особенности правового положения (Шихов А.Ю.) («Руководитель бюджетной организации», 2010, n 6)

«Руководитель бюджетной организации», 2010, N 6
КАЗЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Среди юридических лиц, зарегистрированных и действующих в Российской Федерации, есть юридические лица уникальной организационно-правовой формы. Это унитарные предприятия, в основе организации которых лежит право оперативного управления, то есть казенные предприятия. В научной правовой литературе их еще называют предпринимательскими учреждениями . Чем уникальны казенные предприятия и почему они вызывают интерес, мы и попытаемся разобраться.
———————————
Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Том 1. М., 2005.
Казенное предприятие, с одной стороны, создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а значит, для ведения коммерческой деятельности. С другой стороны, в большинстве случаев львиная доля затрат на ведение такой деятельности осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, главными заказчиками продукции, выпускаемой казенными предприятиями, являются органы государственной власти.
Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.
И учреждения, и казенные предприятия являются, по сути, формами реализации государством своих функций. Разница лишь в том, что создаются они в разных сферах: учреждения — в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, казенные предприятия — преимущественно в промышленной сфере, когда, например, необходим выпуск продукции военного или какого-либо иного стратегического назначения.
Интерес к казенным предприятиям в немалой степени продиктован тем, что их создание стало возможным на базе как федерального имущества, так и имущества субъектов РФ и муниципального имущества. Такая возможность появилась с 3 декабря 2002 г., то есть со дня вступления в силу Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ). До 3 декабря 2002 г. казенное предприятие могло быть создано только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Конечно, с этого момента прошло уже достаточно времени. Однако разработка нормативных правовых актов, которые должны быть приняты во исполнение Закона N 161-ФЗ, идет слишком медленно. Так, Правительство РФ лишь через пять лет после вступления в силу Закона N 161-ФЗ утвердило Положение о создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий (Постановление от 15.12.2007 N 872).
Таким образом, количество казенных предприятий уже возросло и может значительно возрасти в будущем. Конечно, при условии, что государство не изыщет другие варианты реализации своих функций.
Правовой статус казенных предприятий и история их развития
Итак, как уже было отмечено, казенное предприятие — это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Следовательно, нельзя создавать унитарные, в том числе казенные, предприятия на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, и имущества ее субъектов или муниципальных образований. Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которому на праве собственности принадлежит имущество, закрепленное за таким предприятием.
Для справки. Термин «унитарный» (от лат. unitas — единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. Такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной собственности.
С 1 января 1995 г. (дата вступления в силу части первой Гражданского кодекса) и до вступления в действие Закона N 161-ФЗ основы правового положения унитарных предприятий определялись только Гражданским кодексом.
Примечание. Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.
Так, п. 6 ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливал, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также к федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.
Вместе с тем ст. 113 ГК РФ предусматривала, что правовое положение унитарных предприятий определяется не только Гражданским кодексом, но и специальным законом об унитарных предприятиях. Такой Закон был принят лишь семь лет спустя — 14 ноября 2002 г. и вступил в силу 3 декабря 2002 г. Речь идет о Законе N 161-ФЗ.
Согласно ст. 37 Закона N 161-ФЗ уставы существовавших унитарных предприятий должны были быть приведены в соответствие нормам данного Закона до 1 июля 2003 г.
Закон N 161-ФЗ развил и конкретизировал нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц, применительно к унитарным предприятиям (ст. ст. 48 — 65 ГК РФ), а также нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ).
Кроме того, Законом N 161-ФЗ были внесены поправки в ГК РФ (ст. 38 Закона N 161-ФЗ). В частности, начиная с 3 декабря 2002 г. всем унитарным предприятиям запрещено создавать дочерние предприятия.
Но самые значительные изменения были внесены в ст. 115 «Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления» ГК РФ.
Было установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), может быть создано на базе государственной собственности (как федеральной, так и собственности субъектов РФ) или муниципальной собственности.
Еще раз отметим, что до 3 декабря 2002 г. казенные предприятия могли быть созданы только по решению Правительства РФ и только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Соответственно, уставы казенных предприятий утверждались Правительством РФ, субсидиарную ответственность по обязательствам данного предприятия несла Российская Федерация, а ликвидировано или реорганизовано оно могло быть также только по решению Правительства РФ.
Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Казенное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно должно иметь самостоятельный баланс.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества: Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.
Печать казенного предприятия должна содержать его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения данного предприятия, а также может содержать его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Место нахождения казенного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Казенное предприятие должно также иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь. Об изменении своего почтового адреса оно должно уведомлять орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Отметим, что никакими другими законами, кроме Гражданского кодекса и Закона N 161-ФЗ, правовое положение казенных предприятий не определяется. Такая норма прямо закреплена п. 6 ст. 113 ГК РФ.
А что касается прав и обязанностей собственников имущества казенных предприятий, порядка создания казенных предприятий, реорганизации и ликвидации, ни Гражданский кодекс, ни Закон N 161-ФЗ не исключают правового регулирования при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому эти отношения могут быть регламентированы иными федеральными законами, а также другими нормативными правовыми актами. Так, порядок создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий определен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872 (далее — Постановление N 872).
Казенные предприятия и учреждения
Анализ правового положения казенных предприятий позволяет провести аналогию с правовым положением учреждений по некоторым видам классификации юридических лиц: по форме собственности, составу учредителей, правам участников, объему вещных прав.
Форма собственности. И у государственных казенных предприятий (в широком смысле, включая муниципальные), и у государственных учреждений (также включая муниципальные), бюджетных и автономных, одинаковая форма собственности. Они государственные. Это свидетельствует о том, что и казенные предприятия, и учреждения преследуют общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования.
Состав учредителей. По составу учредителей в казенных предприятиях и государственных учреждениях (учреждения бывают также частными) существует общее ограничение. Так, учредителем и казенных предприятий, и государственных учреждений (в широком смысле, включая муниципальные) могут выступать только Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.
Объем вещных прав. По объему вещных прав юридические лица классифицируются в зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество.
При создании любого юридического лица учредители должны наделить его определенным имуществом для ведения самостоятельной деятельности. Это имущество, а также имущество, приобретенное юридическим лицом в процессе деятельности, становятся его собственностью.
Примечание. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Исключение составляют казенные предприятия и бюджетные учреждения. После передачи имущества такому юридическому лицу учредитель предоставляет ему только ограниченное (вторичное) вещное право (на оперативное управление), сохраняя за собой право собственности на данное имущество. Распоряжаться этим имуществом казенные предприятия и бюджетные учреждения могут только с согласия собственника. Что касается автономных учреждений, то распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом они также могут только с согласия собственника.
Собственник имущества и казенного предприятия, и бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность.
Казенное предприятие, как и учреждение, не может быть признано банкротом (ст. 65 ГК РФ).
Рассматривая далее правоспособность казенных предприятий, их права и обязанности, мы увидим, что у казенных предприятий и учреждений еще много общего, несмотря на то, что казенные предприятия являются коммерческими организациями, а учреждения — некоммерческими.
Собственник имущества казенного предприятия. В соответствии со ст. 20 Закона N 161-ФЗ правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по его созданию, реорганизации и ликвидации, утверждению устава и внесению изменений в него осуществляет Правительство РФ.
Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Кроме того, с 3 декабря 2007 г. от имени Российской Федерации права собственника имущества федерального казенного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Такое дополнение в Закон N 161-ФЗ внес Федеральный закон от 01.12.2007 N 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
От имени муниципального образования права собственника имущества казенного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Правоспособность казенных предприятий
Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Датой создания казенного предприятия как юридического лица является не дата принятия решения о его создании, а дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ, ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Казенное предприятие должно быть зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для государственной регистрации казенного предприятия в орган, осуществляющий регистрацию (ФНС и ее территориальные органы), представляются:
— решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;
— устав унитарного предприятия;
— сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве оперативного управления.
По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Но это правило не касается казенных предприятий, поскольку они обладают так называемой специальной, или уставной правоспособностью. Это означает, что казенное предприятие может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности и предусмотрены в его уставе. Соответственно, и обязанности у казенного предприятия возникают в связи с этой деятельностью. Данные требования закреплены в ст. 49 ГК РФ и в ст. 3 Закона N 161-ФЗ.
Исходя из специальной правоспособности казенных предприятий, п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе казенного предприятия, относит, в частности, предмет, цели и виды деятельности казенного предприятия.
Для справки. Казенные предприятия не вправе совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).
Объем

Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *