ККМ

Автор: | 03.05.2019

Содержание

ККТ

ККТ Контрольно-кассовый аппарат «National»

Контрольно-кассовая машина (ККМ) — это инструмент контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки.

Кассовый аппарат — электронный прибор, снабжённый устройством для печатания кассового чека. У этого прибора есть экран, клавиатура и печатающее устройство, которое печатает на специальной бумажной ленте.

Кассовый аппарат используется при расчётах за проданные товары и выполненные услуги. Самая важная часть аппарата — фискальная память, данные из которой нельзя изменить. В фискальной памяти накапливаются данные об операциях, совершённых на данной торговой точке и подлежащих налогообложению.

В Российской Федерации правила использования кассовых аппаратов определяет закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт».

«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — контрольно-кассовая техника), — контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Основная задача кассового аппарата — фиксировать на бумаге (кассовом чеке) сделку купли-продажи. В зависимости от сложности прибора различают — Контрольно-кассовые машины и Фискальные регистраторы. ККМ — это автономный прибор, на котором оператор (продавец-кассир) набирает сумму покупки и „пробивает“ (печатает) чек. ФР — это прибор, которым управляет компьютер, входящий в состав автоматизированного места продавца-кассира»

История кассовых аппаратов

13 июля 1875 года Дэвид Браун получил патент на «аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов». С этого момента началась эра автоматизации и учета розничных операций. Эта простая система надолго прижилась в магазинах Старого и Нового света, превратившись в такой же ностальгический символ эпохи, каким для советских людей стал, например, автомат с газировкой.

Развитие мегаполисов существенно изменило модель и стиль розничной торговли. В небольших лавочках европейских и американских городов хозяин магазина, как правило, являвшийся и продавцом, знал всех своих клиентов по имени, отпускал товары в кредит, который гасился в конце месяца, и вообще был приятелем и хорошим собеседником, а его предприятие являлось основным источником местных сплетен и новостей. В большом универмаге большого города такая идиллическая картина не могла существовать: клиенты требовали повышенного внимания, деньги — учета, а продавцы — контроля. Аппарат Дэвида Брауна как раз и был создан для осуществления контроля над всеми расчетами в магазине.

Система представляла собой корзинки, подвешенные к веревочной карусели. Продавец-консультант, как его назвали бы теперь, приняв от клиента деньги за товар, отправлял их в корзинке кассиру, который возвращал назад сдачу и товарный чек. В крупном универмаге кассир сидел в центре «паутины», по нитям которой к нему стекалась наличность из разных отделов. Первый опыт внедрения системы, осуществленный в крупнейшем мебельном магазине в Массачусетсе в 1879 году, привел к существенному увеличению объемов продаж, сокращению времени на проведение торговой операции и улучшению контроля за движением средств и остатка товара на складе. Лучшей рекламы и не требовалось — система Брауна стала востребованной всеми крупными магазинами, и заказы посыпались со всех концов США, а позже и Европы.

Вильям Лэмсон, владелец того самого мебельного магазина, купил права на изобретение Дэвида Брауна и в 1882 году создал компанию Lamson Cash Railway Company . Система была столь надежна и неприхотлива, что исправно работала долгие годы: в универмаге Лоунса в Нью-Йорке она верой и правдой прослужила целых сто лет без единого дня простоя до самого закрытия магазина в октябре 1995 года. Ее техническое обслуживание и устранение поломок занимало считаные минуты и выполнялось любым сотрудником магазина с помощью отвертки и пассатижей. Разработки новых версий системы шли постоянно: в начале XX века компания представила скоростные варианты на основе пневматической трубы либо, в версии попроще, на основе катапульты из эластичного материала. Однако самый первый вариант все равно оставался наиболее востребованным.

Изобретенный в 1884 году братьями Ритти кассовый аппарат занял свое законное место в центре инфраструктуры магазина с системой Лэмсона. Он позволял кассиру не только быстрее и правильнее произвести расчет, но и обладал функцией, из-за которой налоговые органы впоследствии сделали его обязательным во всех розничных точках: он сохранял в памяти информацию обо всех платежах. Однако именно кассовый аппарат и стал причиной гибели простого и надежного изобретения Брауна — его возможностей оказалось достаточно, чтобы заменить собой громоздкую систему. В 1950 году компания Лэмсона прекратила производство, однако еще несколько десятилетий многие магазины продолжали пользоваться этим устройством, которое долгие годы было основной частью торговых предприятий по обе стороны Атлантики.

Классификация ККМ

В настоящее время существует классификатор ККМ по областям применения и по конструкции.

По областям применения

  • для торговли;
  • для сферы услуг;
  • для торговли нефтепродуктами;
  • для гостиниц и ресторанов.

По конструкции

  • Автономная ККМ — это кассовая машина, расширение функциональных возможностей которой может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода-вывода, управляемых ККМ по размещенным в ней программам. К автономным ККМ относятся и портативные ККМ, имеющие возможность работы без постоянного подключения к электросети.
  • Пассивная системная ККМ — это кассовая машина, имеющая возможность работать в компьютерно—кассовой системе, но не имеющая возможности управлять работой этой системы. Пассивная системная ККМ может использоваться как автономная ККМ.
  • Активная системная ККМ — это кассовая машина, имеющая возможность работать в компьютерно—кассовой системе, управляя при этом работой системы. К активной системной ККМ относится также POS-терминал — ККМ с фискальной памятью, обладающая возможностями персонального компьютера по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации. Активная системная ККМ может использоваться как пассивная системная или автономная ККМ.
  • Фискальный регистратор — это ККМ, способная работать только в составе компьютерно—кассовой системы, получая данные через канал связи.

Законы о применении Контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовые машины (ККТ, ККМ) относятся к категории электронно-вычислительных машин. Контрольно-кассовая машина согласно абз. 1 раздела I. «Общие положения» «Типовых правил эксплуатации контроьно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением» является «счётно-суммирующим, вычислительным и чекопечатающим устройством». В соответствии с ГОСТ 15971–90 «Системы обработки информации. Термины и определения»: Таб. 1 п. 7. «Вычислительная машина — это совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получения результата в необходимой форме». Поскольку ККМ служит для обработки информации (выполняет вычислительные функции) и получения результата в необходимой форме (регистрирует на бумажной ленте), она является вычислительной машиной. В соответствии с ГОСТ 15971–90 «Системы обработки информации. Термины и определения»: Таб.1 п.8. «Электронно-вычислительная машина — это вычислительная машина, основные функциональные устройства которой выполнены на электронных компонентах». В состав ККМ входят электронные компоненты — процессор, память данных, память программ, блок питания и так далее. Поскольку все основные функции ККМ осуществляются за счёт указанных электронных компонентов, входящих в ее состав, ККМ является электронно-вычислительной машиной, а следовательно подпадает под действие статей 272, 273, 274 УК РФ.

Регистрация ККМ в Инспекции Федеральной Налоговой Службы (ИФНС)

  • Регистрация в налоговой
  • Снятие с учета
  • Сроки эксплуатации
  • Бланки заявлений

Любые ККМ, до начала использования на точках продаж,необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции (ИФНС) по месту учета организации. Регистрацией занимаются отделы оперативного контроля соответственных территориальных отделений ИФНС. В назначенный день нужно явиться к инспектору налоговой службы вместе с представителем ЦТО и контрольно-кассовой машиной.

Для регистрации ККМ потребуется подготовить следующие документы:

  • 1. Заявление установленной формы
    • (Для предпринимателей — с отметкой об отсутствии задолженностей)
    • Выдается в отделении ИФНС;
    • В заявлении должно быть указаны вид объекта торговли и вид деятельности организации!
  • 2. Договор на обслуживание в ЦТО . (Оригинал и копия.)
    • Предварительно заключается с ЦТО .
  • 3. Технический паспорт ККМ
  • 4. Паспорт ЭКЛЗ
  • 5. Паспорт версии ККМ + ксерокопия
  • 6. Дополнительный лист к паспорту версии ККМ + ксерокопия

(пп. 3-6 входят в комплект ККМ, заполняются представителем ЦТО при заключении договора)

  • 7. Журнал кассира-операциониста, прошнурованный, пронумерованный, скрепленный подписями и печатью организации. (форма КМ-4)
    • Налоговый инспектор заверяет журнал подписью и штампом налогового органа, ставит дату фискализации ККМ.
  • 8. Журнал учета вызовов технических специалистов, прошнурованный, пронумерованный, подписанный (форма КМ-8).
  • 9. Договор аренды помещения или свидетельство на право собственности помещения, где будет установлена ККМ. (Оригинал и копия.)
  • 10. Доверенность на право регистрации ККМ в налоговой инспекции (ИФНС),
    • оформленная в установленном порядке (ст. 185 ГК РФ), и документ, удостоверяющий личность, если регистрацию ККМ будет осуществлять не руководитель организации и не главбух, а другой сотрудник организации;
    • Для представителей ИП необходима нотариально заверенная доверенность.
  • 11. Наличие на корпусе ККМ средств визуального контроля — объёмные голограммы
    • («Государственный реестр 200…»- четыре цифры обозначают год реализации ККМ генеральным поставщиком , идёт в комплекте с ККМ.
    • «Сервисное обслуживание 200…»-четыре цифры обозначают текущий год, в котором ККМ поставлена на сервисное обслуживание в ЦТО , устанавливается при заключении договора с ЦТО ).
  • 12. Самоклеющиеся пломбы.
    • Устанавливаются представителем ЦТО при регистрации в ИФНС.

ККТ – что входит в это понятие сегодня?

В соответствии с российским законодательством:

Контрольно-кассовая техника (ККТ) – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Такое определение дает нам Федеральный закон №54-ФЗ «О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА» – главный в стране документ, который предписывает для бизнеса правила по работе с кассами.

Говоря простым языком, ККТ – это техническое устройство, которое регистрирует продажи, отправляет данные о продажах в ФНС России в режиме онлайн и печатает чек. Закон накладывает на такое устройство ряд обязательных требований. Соответствие модели ККТ этим требованиям проверяется уполномоченными организациями и структурами. После проверки модель вносится в специальный реестр ФНС России и начинает выпускаться серийно.

ВАЖНО! Если Вы намереваетесь купить кассу, убедитесь, что выбранная Вами модель находится в реестре контрольно-кассовой техники, допущенной к использованию Федеральной налоговой службой.

О терминах «касса», «ККМ», «онлайн-касса», «кассовый аппарат»

Если обратиться к официальной документации, то единственный термин, который там используется, — это контрольно-кассовая техника. Остальные понятия, такие как онлайн-касса, ККМ и др., имеют обиходное или историческое значения. Забавно, что в текущей редакции закона 54-ФЗ ни разу не встречается слово касса. По сути же, слова «касса», «кассовый аппарат» и «ККТ» – это синонимы.

Словосочетание контрольно-кассовая машина, или ККМ, фигурировало в законе о кассах, который действовал до 2003 года. Поэтому с тех пор аббревиатуру ККМ применяют наряду с терминами касса и кассовый аппарат.

Онлайн-кассы

Понятие онлайн-касса появилось после реформы в сфере применения ККТ в 2016 году. По этой реформе всем предпринимателям было предписано перейти на использование касс нового образца. Одной из главных особенностей новых касс стала функция по передаче чеков в ФНС России через Интернет в режиме онлайн. Так и родилось обиходное название онлайн-касса. Поэтому в широком смысле слова к онлайн-кассам (или, как иногда говорят, онлайн ККТ) относят модели ККТ нового послереформенного образца.

ККТ нового образца (или онлайн-кассы в широком смысле слова) принято разделять на онлайн-кассы (или онлайн-кассы в узком смысле слова) и фискальные регистраторы. Онлайн-кассы (в узком смысле слова) – это ККТ, которые могут работать автономно, без подключения к ПК или другой управляющей системе, и которые оснащены устройствами для ввода-вывода информации (клавиатура, дисплей, тач-скрин и тому подобное). Фискальные регистраторы самостоятельно работать не могут. Их необходимо подключить к рабочему места кассира (например, ПК) или управляющему серверу. Данные (товар, номенклатура, цена, кол-во и т.п.) будут поступать в фискальный регистратор извне. Регистратор проведет обработку данных, направит их в ФНС и распечатает чек.

ККТ – это единственный официальный термин. Касса, ККМ, кассовый аппарат – это синонимы ККТ. Все современные модели касс часто называют онлайн-кассами. Онлайн-кассы принято разделять на непосредственно онлайн-кассы (в узком смысле слова) и фискальные регистраторы. Они отличаются способами управления и ввода-вывода информации.

Что нужно знать владельцу ККТ по 54-ФЗ

54-ФЗ строго регламентирует порядок применения ККТ в России. На сегодняшний день можно сказать, что кассовую технику обязаны использовать все предприниматели, осуществляющие прием платежей за товары и услуги.

Выбор кассового аппарата

Первым шагом предпринимателю необходимо приобрести кассу. Рекомендуем, приобретать ККТ в авторизованных сервисных центрах и у партнеров производителей кассовой техники. Тем самым Вы обезопасите себя от приобретения некачественных изделий и купите кассу по самой низкой цене. В нашем центре Вам помогут подобрать модель кассы, которая будет максимально отвечать условиям ведения Вашего бизнеса и соотношению цена/качество.

Дополнительно приобретается так называемый фискальный накопитель – устройство для защиты и хранения фискальных данных.

Договор с оператором фискальных данных и настройка подключения

Следующее действие – это заключение договора с ОФД. ОФД – это Оператор фискальных данных, новая структура, предусмотренная законом 54-ФЗ и которая оказывает для налоговой службы услуги по сбору и обработке информации, поступающей с онлайн-касс. Сейчас в России зарегистрировано более 10 различных операторов ОФД. Выбор конкретного оператора владелец ККТ делает самостоятельно.

Затем надо установить фискальный накопитель в кассу, настроить ККТ и подключить ее к Интернету. Порядок настройки зависит от конкретной модели ККТ.

Регистрация

Далее необходимо зарегистрировать ККТ в ФНС. Доступна удаленная регистрация ККТ, без поездки в налоговую инспекцию с кассовым аппаратом. Для этого надо обзавестись электронной подписью, которая потребуется для работы в личном кабинете на сайте налоговой. Впрочем, зарегистрировать кассу можно и по старинке, приехав с кассой в отделение налоговой инспекции. По опыту, такой путь отнимет порядочное количество времени.

Периодическая замена ФН

Фискальный накопитель в ККТ является одновременно средством криптографической защиты информации. Поэтому на него накладываются ограничения ФСБ России по сроку использования (15 или 36 месяцев – в зависимости от сферы применения). По истечении этого срока необходимо менять фискальный накопитель и перерегистрировать ККТ.

Федеральный закон 54-ФЗ не оставляет выбора предпринимателю и требует проведения ряда действий по установке и использованию ККТ.

  1. Приобретение кассы и фискального накопителя (ФН)
  2. Заключение договора с ОФД
  3. Регистрация кассы
  4. Периодическая замена ФН

Онлайн ККТ – как это работает?

Опишем упрощенно схему работы ККТ. Покупатель осуществляет покупку. Кассир вводит данные о покупке в кассу. Фискальный накопитель, установленный в кассу, шифрует данные о продаже и передает их в ОФД. ОФД регистрирует полученные данные и возвращает в кассу квитанцию с подтверждением. После этого регистрация чека считается завершенной и кассовый аппарат выводит чек на печать.

Дополнительно в ККТ нового образца и ОФД предусмотрена возможность отправке чека в электронной форме на e-mail покупателя или на телефон через sms-сообщение.

В ОФД обеспечена возможность постоянного доступа к собранным данным со стороны ФНС России. Также данные о всех проведенных кассовых операциях хранятся на фискальном накопителе.

Все чеки, распечатанные на ККТ нового образца, снабжены QR-кодом. Данный QR-код позволяет покупателю проверить валидность чека через специальный сервис ФНС России (то есть покупатель может удостовериться, что регистрация покупки проведена через оператора ОФД). Печать «левых» чеков является грубейшим нарушением закона.

Фискальные данные и состав чека

Фискальные данные — это сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о контрольно-кассовой технике, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или оператором фискальных данных. В состав фискальных данных (информации, которая поступают от кассового аппарата в налоговую), в частности, входят:

  • порядковый номер чека за смену;
  • корректная дата и время расчета;
  • наименование организации, ИНН;
  • признак расчета (возврат, приход и т.п.);
  • наименование товаров, работ, услуг;
  • сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам
  • адрес торговой точки, где была совершена покупка;
  • применяемая система обложения и ставка НДС;
  • форма расчета (наличная или электронная );
  • регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • фискальный признак документа;
  • и др.

Контрольно-кассовая техника

Контрольно-кассовая техника (далее ККТ) — это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. ККТ применяется при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателями, а также расчетов с использованием платежных пластиковых карт.

Для верного и однозначного понимания определения ККТ, расшифруем некоторые термины, употребляемые в данном определении.

Итак, контрольно-кассовая машина (Далее ККМ) — это счетно-суммирующее, вычислительное, чекопечатающее устройство, предназначенное для регистрации и учета денежных расчетов, и обеспечивающее хранение информации по указанным расчетам, при выполнении торговых операций или при оказании услуг.

Наличные денежные расчеты — произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Фискальная память — комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.

Фискальный режим — режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт в фискальной памяти;

Электронно-вычислительные машины – приборы, оснащенные логическим, запоминающим и другими устройствами, используемые для расчетов и обработки учетной информации.

На территории Российской Федерации могут применяться только те модели ККТ, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять его ведение, определяются Правительством Российской Федерации.

Организации торговли и индивидуальные предприниматели, при продаже товаров и получении оплаты за проданный товар, в обязательном порядке должны применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки. Порядок применения ККТ регулируется Федеральным законом от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». (Далее Закон №54-ФЗ (Приложение №!)).

В соответствии с указанным законом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны:

— зарегистрировать контрольно-кассовую машину в налоговых органах;

— содержать ККТ в исправном состоянии и применять ККТ (при наличии пломбы, установленной в надлежащем порядке), обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

— выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

— обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ (Приложение №!), беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;

— производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

В соответствии с положениями статьи 7 Закона №54-ФЗ (Приложение №!), контроль за применением ККТ возложен на подразделения налоговых органов, в функции которых входит:

— осуществление контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона;

— осуществление контроля за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

— проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;

— проверка выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

— наложение штрафов в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования Закона №54-ФЗ.

Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении ими указанных в статье 7 Закона №54-ФЗ (Приложение №!) контрольных функций.

В торговых организациях разрешается эксплуатация только тех типов ККТ, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке и внесены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Приобретение ККТ оформляется договором купли-продажи ККТ с продавцами, или договором об аренде с владельцем ККТ.

Пользователю, после приобретения ККТ, необходимо:

— заключить договор на техническое обслуживание и ремонт ККТ с Центром технического обслуживания;

— зарегистрировать ККТ в налоговых органах.

Эксплуатация ККТ допускается только после ее постановки на техническое обслуживание в Центре технического обслуживания и регистрации в налоговых органах;

В случае нарушения данного положения налоговые органы имеют право налагать штраф на потребителя как за неиспользование ККТ.

Правила применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением установлены в «Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждено Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 (Приложение №!).

Формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ (с приложением Альбома унифицированных форм первичной учетной документации) (Приложение №!), утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Применение унифицированных форм первичной учетной документации регламентируется «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утверждено Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации») (Приложение №!).

Требование Закона №54-ФЗ о применении ККТ является обязательным при наличных расчетах не только с населением, но и при расчетах между юридическими лицами. Указанное требование не зависит от того, осуществляется ли реализация товаров постоянно или на разовой основе.

При реализации товаров, покупателям выдается чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККТ, в которых должны содержаться следующие реквизиты:

— наименование торговой организации;

— идентификационный номер организации-налогоплательщика (ИНН);

— заводской номер ККТ;

— порядковый номер чека;

— дата и время покупки;

— стоимость покупки;

— признак фискального режима.

На чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения.

Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККТ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.

Обратите внимание!

Применение ККТ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению ККТ.

Чеки подлежат гашению одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

На всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой ККТ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, хранятся в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность, в смысле компетенции по организации хранения и обеспечению сохранности указанных документов, несет руководитель торговой организации.

Выдаваемые покупателям счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают торговые организации и индивидуальных предпринимателей от применения ККТ. Применение ККТ при осуществлении денежных расчетов является обязательным, независимо от целей приобретения товара. Обязанность применять ККТ распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с покупателями, приобретающими товары для последующей перепродажи.

Государственная регистрация ККТ в налоговых органах

Порядок регистрации ККТ в налоговых органах, утвержден Приказом Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. №ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно — кассовых машин в налоговых органах». (Далее Приказ Госналогслужбы №ВГ-3-14/36 (Приложение №!)). В соответствии с указанным документом, организации и индивидуальные предпринимали, осуществляющие торговые операции, подают заявление по месту регистрации ККТ, по форме, приведенной в приложении N 1 к Приказу Госналогслужбы №ВГ-3-14/36. (Приложение №!)

К заявлению прилагаются паспорта на подлежащие регистрации ККМ и договор об их техническом обслуживании и ремонте Центром технического обслуживания или непосредственно предприятием-изготовителем ККТ.

Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию ККТ. Регистрация производится путем внесения сведений о ККТ в «Книгу учета контрольно-кассовых машин» организаций.

Налоговый орган одновременно с регистрацией ККТ выдает организации Карточку регистрации ККТ в налоговом органе по установленной форме, также возвращает паспорт на регистрируемую ККТ и договор на техническое обслуживание и ремонт.

В случае необходимости замены действующих ККТ другими, либо установки дополнительных машин, пользователь ККТ обязан до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее.

Налоговый орган, получивший заявление организации о замене ККТ, производит в 5-дневный срок регистрацию новых и снятие с учета изымаемых из эксплуатации в данной организации ККТ и выдает организации карточки на вновь зарегистрированные ККТ в соответствии с положениями Порядка регистрации ККТ в налоговых органах (Приложение №!).

Во всех случаях, когда ККТ выбывает из обращения пользователя, она подлежит снятию с учета. Этому также предшествует подача соответствующего заявления в налоговый орган. Налоговый орган, получив заявление, производит снятие ККТ с учета, о чем делается отметка в Карточке регистрации ККТ, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью.

Об окончании установленного срока применения конкретных ККТ налоговые органы уведомляют пользователя ККТ за 30 дней до истечения срока.

По окончании срока применения модели ККТ, указанного в Государственном реестре ККТ, используемой на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета ККТ этих моделей. Карточка регистрации ККТ хранится в организации по месту установки ККТ в течение всего срока ее эксплуатации. Предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением ККТ, и возвращается налоговому органу при снятии ККТ с регистрации.

В налоговом органе Карточка регистрации ККТ хранится в течении трех лет после снятия контрольно — кассовой машины с учета.

Особенности применения ККТ при расчете пластиковыми картами

Любая покупка, осуществленная в организации розничной торговли, фиксируется при помощи контрольно-кассовой техники. И независимо от того, получил ли продавец от покупателя наличные деньги или последний рассчитался пластиковой картой, сумма покупки будет зафиксирована на ККТ.

При этом суммы наличных денежных средств, сданных кассиром-операционистом в конце дня, не будут совпадать с показаниями суммирующего счетчика ККТ. Эти суммы будут расходиться на сумму выручки от продажи товаров с использованием пластиковых карт, ведь при использовании такого вида расчетов торговая организация не получает наличные деньги.

Для учета операций по приходу и расходу наличных денег по каждой контрольно-кассовой технике в торговой организации применяется унифицированная форма первичной учетной документации «Журнал кассира — операциониста». (Форма КМ-4, утвержденная Постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. N 132).

Данный журнал также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

Сумма выручки, полученной за товары, расчеты за которые произведены с использованием платежных карт, может быть указана в «Журнале кассира — операциониста» в графе 13 «сдано/оплачено по документам». Заполняя кассовую книгу, бухгалтер на эту сумму не выписывает приходный кассовый ордер, поскольку в этом случае организация не получает наличные деньги. Следовательно, на суммы, оплаченные по платежным картам, чек целесообразно пробивать на отдельную секцию ККТ. В этом случае в Z-отчете эти суммы будут отражаться отдельно.

Применение ККТ при расчетах с индивидуальными предпринимателями

У организаций, имеющих в числе контрагентов индивидуальных предпринимателей, часто возникают вопросы о том, как правильно оформить расчеты с ними.

Законодатель, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №54-ФЗ (Приложение №!) предписывает организациям — при осуществлении наличных денежных расчетов (при получении наличных денег) при продаже товара, выполнении работ или оказании услуг в обязательном порядке применять ККТ, и, следовательно, выдавать клиенту (в том числе и индивидуальному предпринимателю) чек, пробитый по ККТ.

При продаже товаров за наличный расчет нужно иметь в виду, что Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 года №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» (Приложение №!), установившее предельный размер наличными деньгами в сумме 60000 (Шестьдесят тысяч) рублей по одной сделке, распространяется не только на расчеты между юридическими лицами. Поэтому, если один из участников сделки является индивидуальным предпринимателем, то не могут быть осуществлены наличные платежи в сумме, превышающей данный лимит. Причем в данном случае не имеет значения, кто кому платит – юридическое лицо предпринимателю или предприниматель юридическому лицу.

Применение ККТ при оплате нефтепродуктов

Предоставление услуг, продажа сопутствующих товаров, отпуск и заправка нефтепродуктами на АЗС осуществляются по наличному и безналичному расчету. Безналичная форма оплаты может быть прямой и косвенной.

Под прямым безналичным расчетом понимается форма оплаты магнитными и чиповыми карточками, с помощью которых денежные суммы переводятся с карты покупателя на счет АЗС.

Под косвенным безналичным расчетом форма оплаты магнитными и чиповыми карточками, талонами, списками и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов.

В практике торговли нефтепродуктами используется два вида пластиковых карточек

имеющих учет литража отпуска нефтепродуктов и имеющих учет денег, расходуемых по мере получения нефтепродуктов.

На большинстве АЗС процесс получения нефтепродуктов, а также сопутствующих товаров и услуг при прямой безналичной оплате представляет собой совокупность этапов:

— проверка наличия на карточке покупателя денежных средств, достаточных для оплаты заказываемого у кассира-оператора количества нефтепродуктов, товаров или услуг АЗС;

— при наличии достаточных денежных средств отпуск покупателю нефтепродукта, сопутствующих товаров, услуг. Платежная карточка на время отпуска нефтепродукта, оказания услуг остается у кассира-оператора АЗС;

— по результатам отпуска при использовании ККТ перевод денежных средств с карточки покупателя на счет АЗС и оформление кассовых чеков продажи. Один чек с фискальным логотипом ККТ передается покупателю, второй чек после его подписи владельцем карточки остается на АЗС для подтверждения согласия владельца карточки с суммой перечисления.

При косвенной безналичной оплате за нефтепродукты величина дозы отпуска устанавливается кассиром-оператором на основании заявки получателя нефтепродукта до начала отпуска. Получатель нефтепродукта обязан выбрать заданную им дозу полностью независимо от фактически свободной емкости бака автомобиля. В противном случае канал управления ТРК будет заблокирован, а топливораздаточная колонка выведена из сети.

Следует напомнить, что в соответствии с Законом №54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники наличные денежные расчеты, при осуществлении торговых операций или оказании услуг, производятся всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением ККТ. В связи с этим, при отпуске товаров (оказании услуг) на АЗС как за наличный расчет, так и по пластиковым картам, талонам, должен оформляться чек ККТ независимо от того, кто является плательщиком товаров (услуг) АЗС — физическое или юридическое лицо. Ведь нефтепродукты на АЗС фактически всегда получает физическое лицо — водитель, которому юридическое лицо предоставило право на получение нефтепродукта.

Действующими в настоящее время Техническими требованиями к электронным контрольно-кассовым машинам для сферы торговли нефтепродуктами не предусмотрено формирование отчетных документов контрольно-кассовыми машинами по видам платежных документов.

Если на одной и той же АЗС наряду с использованием талонов (или других видов безналичных расчетов) ведутся расчеты и за наличные денежные средства, отпуск нефтепродуктов без применения ККТ недопустим. Отпуская нефтепродукты населению и за наличные денежные средства, и за талоны, АЗС работают в обоих случаях на одном и том же оборудовании и по единой технологии, то есть оператор должен дать команду с клавиатуры ККТ о начале и величине отпуска независимо от вида оплаты.

Возврат денежных средств по неиспользованным чекам при оплате нефтепродуктов на АЗС осуществляется в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации контрольно — кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждено Письмом Минфина Российской Федерации от 30 августа 1993 года №104).(Приложение №!).

Возврат денежных средств оформляется актом формы №КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

С помощью ККТ возможно оформить и возврат денежных средств покупателю в случае неполного отпуска нефтепродуктов по талонам.

Как правило, на АЗС применяется один из вариантов регистрации возврата денежных средств с использованием ККТ:

— покупатель предъявляет кассиру неиспользованный чек на оплаченную дозу нефтепродукта. На ККТ оформляется чек возврата на всю денежную сумму неиспользованного чека. Одновременно оформляется новый чек на фактически отпущенное количество нефтепродукта. Последние две операции фиксируются в отделе ККТ, запрограммированном для регистрации возвратов. Покупателю передается чек на фактически отпущенное количество нефтепродукта и денежные средства за недополученную дозу нефтепродукта, а неиспользованный чек и чек возврата актируются по окончании смены. Обратите внимание: чеки обязательно должны иметь одинаковые номера. Очевидным недостатком этого варианта является внесение в фискальную память данных двух чеков — неиспользованного и на фактически отпущенное количество нефтепродукта, что в среднем приводит почти к 10-процентному отличию величин реальной выручки АЗС и выручки по данным фискальной памяти.

— кассир оформляет чек возврата на стоимость недополученной дозы нефтепродукта, который по окончании смены актируется. При возврате денежных средств покупателю за недополученный нефтепродукт в чеке продажи указывается фактически уплаченная покупателем денежная сумма за отпущенный нефтепродукт с подписью кассира и печатью АЗС.

Осуществление денежных расчетов без применения ККТ

Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, но,

во-первых, только, в соответствии с порядком, установленным «Положением по применению ККМ» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин») (Приложение №!);

и, во-вторых, только при условии использования соответствующих этим случаям бланков строгой отчетности («Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники») (Приложение №!).

Обратите внимание!

Законодатель, определив случаи, при которых контрольно-кассовая техника может не применяться, тем не менее, не предусмотрел возможность неприменения ККТ и выдачи квитанций в случае отключения электроэнергии.

Учитывая изложенное, организации и предприниматели в случае отключения электроэнергии:

— должны прекратить торговлю — получать деньги за товар, за услуги;

— принести устные извинения покупателям (клиентам) за доставленные неудобства и объяснить причину (или сделать тоже самое, обеспечив наличие «письменных» объявлений в доступных для клиентов местах).

Аналогичная точка зрения отражена в Письме ФНС России от 19.042005 № 22-3-11/611@ (Приложение №!).

В пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (Приложение №!) установлен перечень отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

К таким видам деятельности относятся:

— продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

— продажа ценных бумаг;

— продажа лотерейных билетов;

— продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

— обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

— торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

— разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

— продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

— продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

— торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

— торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

— прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

— реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Также, без применения ККТ, осуществлять денежные расчеты могут организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Более подробно с вопросами касающимися применения ККТ Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»: «Кассовые операции и ККТ» и «ККМ от поступления до выбытия».

Понятие, назначение и выбор кассового аппарата

ККМ – это оборудование, которое позволяет осуществлять надзор и контроль со стороны налоговой и др. государственных органов, а также отследить движение наличности, полученной фирмой от продажи товаров или оказания услуг. ККМ для ИП применяются при осуществлении розничной торговли товарами или оказанием услуг. Она помогает вести учет ценностей предприятия и собирать данные для составления отчетов.

Возникает вопрос, как выбрать кассовый аппарат для ИП и сколько он будет стоить. Здесь нужно обратить внимание на несколько важных пунктов и понять какие из них будут нужны для организации деятельности, а без которых можно обойтись:

  • Вес изделия (выбор зависит от места торговли);
  • Скорость печати чеков;
  • Дополнительные функции (при небольшом бюджете можно вполне обойтись без них);
  • Подключение сопутствующих устройств таких, как электронные весы, устройство сканирования штрих кодов и считывания банковских карт;
  • Энергонезависимость (нужная функция, необходимая для обеспечения торговли через курьера);
  • Температура и прочие физические режимы работы (важно для ИП, которые находятся и работают на местах с постоянными перепадами температур или в суровых климатических условиях).

Регистрация кассового оборудования

Часто пользователи задаются вопросом, как зарегистрировать кассовый аппарат для ИП. Чтобы осуществить данную процедуру, необходимо обратиться в центр ТО (это специальные юридические лица, которые занимаются реализацией и обслуживанием кассовой техники). Для этого необходимо подготовить и предоставить следующий перечень документов:

  1. Заявление на регистрацию (в 2-х экземплярах);
  2. Журнал КМ-4 (созданный кассиром-операционистом);
  3. Журнал КМ-8 (где отмечены все вызовы специалистов, обслуживающих ККМ);
  4. Технический паспорт устройства вместе с эталонным образцом;
  5. Договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения, где будет расположена касса;
  6. Специальная голографическая наклейка, которая подтверждает сервисное обслуживание.

Регистрация ККМ ИП по месту осуществления деятельности производится в обязательном порядке районным или муниципальным налоговым органом. Специалисты в обязательном порядке потребуют подтверждения права владения кассой. В этом случае владелец должен предоставить чек или другой официальный документ, который подтвердит его покупку.

Установка и обслуживание кассового аппарата

Через неделю после подачи документов, происходит установка ККМ, которую обеспечивает специалист ТО с обязательным присутствием представителя налогового органа. Процедура включает в себя пломбирование машины, установление реквизитов, проверку на работоспособность. После этого ИП выдаются все документы о регистрации техники, здесь, специалисты рекомендуют сразу провести проверку наличия аппарата в списках реестра ККО, если все в порядке, нужно переходить к его установке на месте эксплуатации.

Немаловажным пунктом является ТО устройства, которое включает в себя обязательный внешний осмотр каждые 3 месяца с тестированием и ежегодное обслуживание с полной проверкой исправности. Стоит отметить, что срок службы кассы по нормативу не может составлять более 7 лет, если он истек, но аппарат еще исправен и состоит в списках реестра, им можно пользоваться до его исключения налоговым органом. Когда срок истекает и происходит исключение ККМ из реестра, рабочий специалист ИФНС обязан самостоятельно снять ее с учета и уведомить владельца заранее.

Категории ИП, освобожденные от обязательного использования кассы

Работа без кассового аппарата для ИП вполне возможна, если предприниматель относится к одной из следующих категорий:

  1. ИП, налогообложение которых осуществляется с применением ЕНВД. Такие предприниматели могут вести работу без регистрации и использования ККМ. Сюда относится оказание услуг населению бытового характера:
    • Розничная торговля;
    • Транспортные перевозки, а также обслуживание автомобилей (помывочные и ремонтные работы);
    • Предоставление земли площадок для торговли или рекламы;
    • Сдача помещений в аренду и др.
  2. ИП, использующие в своей работе бланки строгой отчетности. Они строго регламентированы законом и должны иметь реквизиты и оттиск печати предпринимателя. Бланки выступают чеками при продаже товаров.
  3. ИП без кассового аппарата работают тогда, когда их использование крайне затруднено, к таким случаям относят следующие виды деятельности:
    • Купля-продажа ценных бумаг;
    • Продажа продуктов питания, напитков, бумажной продукции и др. товаров на улице, на рынках или в киосках (при условии, что их доля превышает 50% общей выручки);
    • Продажа проездных билетов водителем или кондуктором в салоне общественного транспортного средства;
    • Адвокаты и нотариусы, работающие индивидуально.
  4. Использование и регистрация кассового аппарата для ИП в налоговой службе не обязательна, когда индивидуальный предприниматель ведет работу на труднодоступных, отдаленных местах, что не позволяет вызвать сотрудника для того, чтобы зарегистрировать технику и ввести ее в эксплуатацию. Сюда следует отнести нефтедобывающие вышки, воздушный транспорт, удаленные станции и др.

Закон о кассовых аппаратах 2016 года для ИП говорит о том, что все остальные предприниматели должны приобрести и зарегистрировать машины перед началом своей деятельности.

Изменения, связанные с использованием кассового аппарата в 2019 году

Многие интересуются, когда введут кассовые аппараты для ИП нового образца. По поводу этого имеется четкая информация о том, что кассовые аппараты с 2016 года для ИП должны быть оснащены возможностью передавать данные о купле-продаже товаров через интернет. ИП, обладающие образцами старого формата обязаны их заменить, чтобы обеспечить быструю связь с клиентами и налоговым органом. Это касается, как Москвы, так и регионов.

Менять кассу разрешено не сразу, а тогда, когда истечет срок службы старой исправной модели, а если предприятие может доказать, что у него имеются проблемы с Интернет-соединением, то ему будет разрешено не приобретать и не регистрировать новые кассовые аппараты.

Какой лимит у кассы для ИП

Лимит кассы для ИП в 2019 году может быть вовсе не установлен, предприниматели могут выбирать самостоятельно, нужен им лимит или нет. В случае отказа от него, ИП обязан создать и ввести приказ об отмене лимита.

Штрафы, связанные с использованием ККТ в 2019 году

Деятельность предприятий, ИП и кассовый аппарат в 2019 году претерпевает изменения в области штрафования – они склоняются в сторону ужесточения и увеличения суммы штрафа (минимум составляет 3 тыс. рублей). С 15 июля 2016 года введены следующие штрафные санкции за нарушения в области использования ККМ:

Нарушение Штраф
При уклонении использования ККТ Сумма штрафа составляет от 10000 до 30000 рублей
При повторном нарушении (если сумма, не пропускаемая через кассу, достигнет 1000000 рублей и более) Деятельность владельца будет приостановлена (до 90 дней)
При использовании незарегистрированной или неисправной ККТ Владелец будет обязан выплатить штраф от 1500 до 10000 рублей
Если ИП не обеспечивает клиента бумажным или электронным чеком Владельцу нужно будет выплатить штраф в размере от 2000 до 10000 рублей

В Российской Федерации

ККМ в России — это инструмент контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. В остальном мире используется владельцами для упрощения учёта товаров и контроля продавцов. Современный кассовый аппарат имеет в своем составе дисплей, клавиатуру и печатающее устройство, которое печатает на специальной бумажной ленте.

Кассовый аппарат используется при расчётах за проданные товары и выполненные услуги. Основная задача кассового аппарата — фиксировать на бумаге (кассовом чеке) сделку купли-продажи. Кассовые аппараты бывают фискальные (применяются в странах где действует фискальное законодательство) и нефискальные. Фискальные кассовые аппараты отличаются от нефискальных наличием фискальной памяти — носителя информации, данные из которого нельзя удалить, а также другими особенностями конструкции, описанными местным фискальным законодательством. В фискальной памяти накапливаются данные об операциях, совершенных при помощи данного кассового аппарата.

В Российской Федерации правила использования кассовых аппаратов определяет закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт».

Финансовый контроль
Контроль

Виды финансового контроля

Государственный контроль
Внутренний контроль
Аудит

Методы финансового контроля

Документальная ревизия
Инвентаризация
Контрольный обмер

Направления финансового контроля

Основные средства
Касса
Финансовые вложения
Расчёты
Хозяйственные договоры
Внешнеэкономич. деятельность
Прибыль

Финансовый контроль по отраслям

Розничная торговля
Строительство
Автотранспорт
Бюджетная сфера
Банки

Ревизия и уголовный процесс

Бухгалтерский учёт

Шаблон: просмотр • обсуждение • править

«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — контрольно-кассовая техника), — контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

В зависимости от сложности прибора различают контрольно-кассовые машины и фискальные регистраторы. ККМ — это автономный прибор, на котором оператор (продавец-кассир) набирает сумму покупки и „пробивает“ (печатает) чек. ФР — это прибор, которым управляет компьютер, входящий в состав автоматизированного места продавца-кассира»

Онлайн-касса

В июле 2016 года были приняты поправки к федеральному закону 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов», обязывающие всех предпринимателей заменить традиционные кассовые аппараты онлайн-кассами, упрощающими процесс передачи данных в Федеральную налоговую службу. Предполагается, что это нововведение позволит сделать более прозрачным рынок розничной торговли в России.

С 1 февраля 2017 года налоговые инстанции прекратили регистрировать аппараты старого образца. Полностью на онлайн-кассы большинство предпринимателей перешло с 1 июля 2017 года. Годовую отсрочку получили те, кто работает по ЕНВД и на патенте, их переход должен быть завершён к 1 июля 2018 года.

Онлайн-кассы позволяют отправлять чеки по SMS и электронной почте, а также передавать данные об операциях в налоговую. Для их внедрения от предпринимателей требуются затраты на обновление кассовой техники, оплата подписки в ОФД и обеспечение постоянного доступа к интернету. Цель введения онлайн-касс — уменьшить объём серой экономики, в том числе в сфере микропредпринимательства (работа на дому, сфера услуг, уличная торговля).

Новые онлайн-кассы почти ничем не отличаются от старых, многие старые могут быть доработаны под новый закон. Единственное отличие — в форме чека (например, теперь обязательным является QR код) и в том, что помимо регистрации покупки в фискальном накопителе, информация о каждом заказе поступает через посредника (оператора фискальных данных, ОФД) в налоговый орган через Интернет. По состоянию на май 2017 года зарегистрированы следующие ОФД: ЭСК, Такском, Эвотор ОФД, Ярус, ПЕТЕР-СЕРВИС, Яндекс. ОФД, Электронный экспресс, Калуга-Астрал, Тензор, СКБ Контур. К середине 2018 года число ОФД достигло 18. Услуги ОФД являются платными, предоставляются по подписке стоимостью три тысячи рублей в год для одной ККМ. Дополнительным скрытым платежом является покупка или аренда фискального накопителя, зачастую с ежегодной заменой. Использование ОФД обязательно в большинстве ситуаций, для которых законом предусмотрено применение ККТ при приеме наличности (с июля 2018 года).

Большинство существующего программного обеспечения уже поддерживает работу с онлайн-кассами. Стоимость программы кассира сильно варьируется в зависимости от функционала. С июля 2018 все программы обязаны слать данные о каждом товаре (название и артикул) в кассу и ОФД.

Последовательность действий при работе на новой контрольно-кассовой технике такова. Покупатель производит расчет за покупку путем передачи наличных денежных средств или посредством банковской карты. Кассир вводит данные о покупке в ККМ. Происходит формирование кассового чека. Данные о проведенной операции поступают на фискальный накопитель. Фискальный накопитель подписывает чек индивидуальным фискальным признаком и шифрует его для дальней передачи ОФД. Происходит передача фискальным накопителем чека в ОФД. ОФД проверяет полученный чек и сообщает ККМ о принятии указанного документа. ОФД сохраняет полученные данные и передаёт их в налоговый орган.

Сложности при реализации проекта

По мнению ряда экспертов, внедрение онлайн-касс может обернуться для малого и микробизнеса существенной финансовой нагрузкой. Замена одного кассового аппарата обойдется в среднем около 40 тыс. рублей. Фискальный накопитель (устройство для шифрования и защиты фискальных данных, без которого работа онлайн-касс невозможна) требуется регулярно менять. Кроме того, компаниям потребуются специалисты для установки и обслуживания нового оборудования, а это увеличение фонда оплаты труда.

Другой вид сложностей связан со способом передачи данных в ФНС России. Онлайн-кассы могут передавать их только при наличии интернет-сигнала, с которым в деревнях и городских магазинах, расположенных в подвальных помещениях, очень непросто.

Еще одна проблема — обучение персонала работе на новых кассах. Продавец должен спрашивать каждого покупателя о желании получить электронный чек. А это сильно усложнит и замедлит процесс продажи.

При этом по состоянию на июль 2017 года в стране наблюдался дефицит фискальных накопителей, в том числе и в Москве.

Нормативно-правовые акты о применении ККМ в Российской Федерации

  • Федеральный закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
  • Закон «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Принят Государственной Думой 25 марта 2009 года № 68783-5)
  • Постановление Правительства РФ № 470 от 23 июля 2007 г. Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями.
  • Приказ от 5 сентября 2007 г. № 351 об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники.
  • Приказ от 18 декабря 2007 г. № 135н об утверждении образца знака «сервисное обслуживание».
  • Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 20 декабря 2005 г. № 22-08/94593. Порядок активизации, замены и хранения ЭКЛЗ.
  • Перечень моделей и версий моделей контрольно-кассовых машин, находящихся в Государственном реестре и (или) разрешённых в настоящее время к регистрации в налоговых органах.
  • Комментарии к Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 № 470
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ

> См. также

  • Финансовый контроль в сфере потребительского рынка
  • Электронная контрольная лента защищённая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *