Код ОКПД 2 10

Автор: | 04.05.2019

Как определить код по новому ОКПД2 в целях уплаты с нового года НДС по ставке 10%

В письме от 14 ноября 2016 г. № СД-4-3/21479@ ФНС рассказала о порядке применения ставки НДС 10% с учетом вступления в силу с 1 января 2017 года Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

Перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке в размере 10%, установлен подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК.

Постановлением правительства от 31.12.2004 № 908 утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, облагаемых НДС по ставке 10% при реализации.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года новой редакции указанного классификатора и отменой Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93 федеральным законом от 03.07.2016 № 248-ФЗ наименование «Общероссийский классификатор продукции», указанное в пункте 2 статьи 164 НК, заменено на «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности». Указанный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Однако сам перечень продовольственных товаров, облагаемых по налоговой ставке в размере 10%, установленный подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК, не изменился.

В настоящее время Минсельхозом подготовлены соответствующие изменения в перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС 10%, утвержденный постановлением правительства 908.

При этом для идентификации продукции по ОКПД2 можно воспользоваться переходными ключами между ОКП и ОКПД2, которые размещены на сайте Минэкономразвития.

Цитата ( Андрей_R » )

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 августа 2014 г. N 03-07-07/38358
В связи с письмом по вопросам применения пониженной ставки налога на добавленную стоимость в отношении продовольственных и медицинских товаров, ввозимых и реализуемых в Российской Федерации, сообщаем.
При решении данных вопросов следует руководствоваться «пунктом 20» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33, в соответствии с которым применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из «пункта 2 статьи 164» Налогового кодекса Российской Федерации не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Учитывая изложенное, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух источников — Общероссийский «классификатор» продукции или Товарную «номенклатуру» внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

ВС, к сожалению, считает иначе, но решение будет обжаловано.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия приходит к следующим выводам. Как установлено судами, ввезенный обществом товар является медицинским изделием, что подтверждено регистрационным удостоверением. Ввезенное обществом медицинское изделие подлежит классификации при таможенном декларировании по коду ТН ВЭД 9018 90 500 9 и соответствует коду 93 9800 Общероссийского классификатора продукции (далее – ОКП). Основанием принятия таможней оспариваемых решений явилось то, что классификационный код ТН ВЭД 9018 90 500 9 отсутствует (исключен Правительством Российской Федерации) в Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 688 (далее – Перечень кодов медицинских товаров по ТН ВЭД). В связи с этим, по выводу таможни, в отношении ввезенного обществом товара не могла применяться ставка НДС 10 процентов, предусмотренная подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Суды трех инстанций, признавая незаконными оспариваемые решения таможни, исходили из того, что обществом соблюдены все условия, установленные законодательством Российской Федерации для применения ставки НДС в размере 10 процентов, а именно ввезенный товар классифицирован как медицинское изделие в подсубпозиции 9018 90 500 9 ТН ВЭД, и в отношении товара представлено регистрационное удостоверение, подтверждающее соответствие товара определенному коду медицинских товаров. Отклоняя доводы таможни, суды со ссылкой на пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» отметили, что для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников – ОКП или ТН ВЭД. Между тем судами не учтено следующее. На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса в случае реализации или ввоза на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, включая медицинские изделия, применяется налоговая ставка НДС в размере 10 процентов. В последнем абзаце пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса указано, что коды видов продукции, в отношении которых применяется налоговая ставка 10 процентов, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.
Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей. Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП. В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» отмечено, что Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на применение пониженной налоговой ставки, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ, в связи с чем для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников — ОКП или ТН ВЭД. Однако такая позиция изложена Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применительно к вопросам, имевшим место в судебной практике по состоянию на момент принятия данного постановления – когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имели место отдельные противоречия в отнесении ввозимого товара к соответствующей группе товаров (отдельные несовпадения в наименовании, различия в описании одного и того же товара), порождавшие произвольность в налогообложении и неустранимые неясности в определении условий применения налоговой ставки, установленной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса. Соответственно, приведенные в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснения не применимы, если такого рода противоречия отсутствуют, и установленный перечень кодов по ТН ВЭД (с учетом внесенных Правительством Российской Федерации изменений) в последующем стал охватывать более узкий перечень товаров в сравнении с перечнем кодов по ОКП. При этом Правительством Российской Федерации реализованы полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (далее – Закон № 164ФЗ). Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 655, действующей с 11.07.2015) более не содержит упоминания о коде 9018, за исключением одного вида медицинских изделий – шприцы медицинские (код ТН ВЭД 9018 31). Противоречия в отнесении ввезенных обществом товаров к категории медицинских изделий между ТН ВЭД и ОКП по настоящему делу места не имеют. Следовательно, разумные ожидания участников внешнеэкономической деятельности должны были формироваться на основе указанного правового регулирования.
При таком положении вывод таможни об отсутствии правовых оснований для применения к ввозимым обществом медицинским изделиям ставки налога 10 процентов, предусмотренной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса, является правильным. Вопреки доводам общества, само по себе то обстоятельство, что в случае реализации ввозимых обществом медицинских изделий на территории Российской Федерации во внутренней торговле к данной операции применялась бы налоговая ставка 10 процентов, не свидетельствует о нарушении принципа равенства (пункт 2 статьи 3 Налогового кодекса), поскольку налогообложение товаров при их ввозе на территорию Российской Федерации по смыслу пункта 2 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент регистрации таможенной декларации (в настоящее время пункт 4 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза), относится к сфере таможенного регулирования, то есть связано с определением порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу. При этом различия в правовом положении хозяйствующих субъектов, осуществляющих приобретение медицинских изделий во внутренней торговле, и субъектов, осуществляющих импорт медицинских изделий, не носят существенного характера и не приводят к нарушению нейтральности НДС как налога на потребление, конечное бремя уплаты которого не должно возлагаться на хозяйствующих субъектов, поскольку согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса покупатель товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, не лишен права при исчислении НДС по собственной облагаемой налогом деятельности принять к вычету суммы налога, уплаченные при ввозе этих товаров.

Определение правильной ставки НДС

18 %.

В Постановлении 7 ААС от 17.06.2016 № А03-24350/2015 указано: «В рассматриваемой ситуации для определения правильной ставки НДС (10% или 18%), подлежащей уплате при ввозе товара – «сухой кукурузный глютен», необходимо выяснить, относится ли указанный товар, классифицируемый в товарной позиции 2303 ТН ВЭД, к зерновым отходам либо кормовым смесям (Перечень 1), либо указан он или нет в Перечне 2 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции».

Из этого можно сделать вывод о том, что применять ставку 10 % можно либо если «глютен кукурузный» является зерновым отходом, кормовой смесью, либо если он указан в одном из Перечней Постановления Правительства от 31.12.2004 № 908.

Глютен указан в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 (10.62.11.160), а Глютен кукурузный в ОКПД2 (10.62.11.162). Это разные товары под разными кодами. Глютен кукурузный не указан в Перечнях Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 908, поэтому применять ставку 10 % нельзя.

Аналогичный вывод приведен в Письме Минфина России от 24.01.2017 № 03-07-07/3076.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация: Когда применяется ставка НДС 10 процентов

«Виды льготируемой продукции

Ставка НДС в размере 10 процентов применяется*:

  • при реализации на внутреннем рынке продовольственных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 № 908;
  • при реализации на внутреннем рынке детских товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 № 908;
  • при ввозе продовольственных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908;
  • при ввозе детских товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908;
  • при ввозе в Россию и при реализации на внутреннем рынке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением изданий рекламного или эротического характера), указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 № 41;
  • при внутренних авиаперевозках пассажиров и багажа (кроме перевозок из Крыма и Севастополя в другие регионы России или в Крым и Севастополь из других регионов России);
  • при ввозе в Россию и при реализации на внутреннем рынке медицинских товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 688;

Об этом говорится в пунктах 2 и 5 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, до конца 2017 года ставка НДС 10 процентов применяется при передаче племенного скота и птицы по договорам лизинга с правом выкупа (ст. 26.3 Закона от 5 августа 2000 № 118-ФЗ).

Внимание: с 1 января 2017 года при идентификации товаров вместо классификатора ОКП нужно руководствоваться классификатором ОКПД2.

В связи с переходом на новый классификатор Правительство РФ внесло изменения в перечни товаров, которые облагаются НДС по ставке 10 процентов. Исключение составляет перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 № 688. В нем пока указаны старые коды. Чтобы определить, к каким медицинским товарам можно применять 10-процентную налоговую ставку, ФНС России рекомендует использовать переходные ключи между ОКП и ОКПД2. Они размещены на официальном сайте Минэкономразвития России (письмо ФНС России от 14 ноября 2016 № СД-4-3/21479).

При реализации товаров по перечням, утвержденным постановлениями Правительства РФ Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908 и от 15 сентября 2008 г. № 688, нужно учитывать некоторые особенности. Ставку НДС в размере 10 процентов можно применять:

  • при реализации на внутреннем рынке отечественных товаров – если код ОКПД2, указанный в технической документации на товар, соответствует коду ОКПД2, указанному в перечне;
  • при реализации лекарственных средств (в т. ч. ветеринарного назначения) – если они зарегистрированы в установленном порядке и на них имеются действующие регистрационные удостоверения (письмо Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-07-07/4363)».

2. Письмо Минфина России от 24.01.2017 № 03-07-07/3076

«Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров, в том числе зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 10 процентов при реализации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908.

В указанном перечне кормовые добавки не поименованы.

Таким образом, при реализации на территории Российской Федерации кормовой добавки, в том числе кукурузного глютена, следует применять ставку налога в размере 18 процентов*».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *