Код операции НДС

Автор: | 15.04.2018

Содержание

Коды операций для заполнения декларации по НДС приведены в Приложении N 1 к Порядку заполнения декларации (далее – Приложение N 1). В нем коды отражены со ссылками на нормы НК РФ, по которым та или иная операция вообще не облагается НДС, облагается налогом у налогового агента или облагается по ставке 0% и пр. Такие ссылки помогут вам отыскать нужный код по вашей операции.

Коды операций для раздела 7 декларации возьмите в разд.

Код операции и вид операции в декларации по НДС за 2017 год. Требования на 2018 год

I и II Приложения N 1.

В разд. I приведены коды по операциям, не признаваемым объектами налогообложения, в т.ч. для случаев, когда территория РФ не признается местом реализации товаров (работ, услуг).

В разд. II приведены коды по операциям, освобожденным от НДС по ст. 149 НК РФ.

Например, в разд. 7 декларации отражаются операции по кодам:

– 1010811 – продажа товаров, местом реализации которых территория РФ не признается;

– 1010812 – оказание услуг (выполнение работ), местом реализации которых территория РФ не является (кроме оказанных (выполненных) на территории страны – члена ЕАЭС);

– 1010821 – оказание услуг (выполнение работ), местом реализации которых территория РФ не признается, если они оказаны (выполнены) на территории страны – члена ЕАЭС;

– 1010274 – продажа лома и отходов черных и цветных металлов;

– 1010256 – передача исключительных прав на программы для ЭВМ.

Коды операций для разделов 4, 5 и 6 декларации возьмите из разд. III Приложения N 1.

В нем для отражения операций, облагаемых по ставке 0%, приведены, в частности, коды:

– 1011410 – экспорт товаров, облагаемых на внутреннем рынке по ставке 18% (кроме экспорта в страны ЕАЭС);

– 1011412 – экспорт товаров, облагаемых на внутреннем рынке по ставке 10% (кроме экспорта в страны ЕАЭС);

– 1010421 – экспорт товаров, облагаемых на внутреннем рынке по ставке 18%, в страну ЕАЭС (например, Казахстан или Белоруссию);

– 1010422 – экспорт товаров, облагаемых на внутреннем рынке по ставке 10%, в страну ЕАЭС (например, в Казахстан или Белоруссию).

Коды операций будут другими, если покупателем при экспорте товаров является, например, взаимозависимое лицо и (или) резидент оффшорной зоны.

Коды операций для раздела 2 декларации, который заполняют налоговые агенты, возьмите из разд. IV Приложения N 1.

Для таких операций, в частности, предусмотрены следующие коды:

– 1011703 – если вы арендовали или купили государственное (муниципальное) имущество у органов власти;

– 1011711 – если вы купили товары у иностранного продавца, не состоящего на налоговом учете в РФ;

– 1011712 – если иностранец, не состоящий на налоговом учете в РФ, оказал вам услуги (выполнил для вас работы).

Коды вида операции (сделки) в разделах 8, 9, 10 и 11 декларации вы проставляете те же, что указали в книге покупок, книге продаж и журнале учета счетов-фактур соответственно.

Просмотров: 752

No votes yet.

Please wait…

Tags: НДС

Оздоровление, отдых и льгота по НДС

Согласно пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (БСО), не подлежат обложению НДС. К сожалению, применение любых налоговых льгот сопряжено с определенными рисками: на практике для их использования условий гораздо больше, чем предписано налоговым законодательством. В статье мы расскажем о том, каким требованиям действительно должна соответствовать организация, использующая льготу по НДС, предусмотренную пп. 18 п. 3 ст. 149, и какие требования налоговых органов в этой сфере безосновательны.

Правила применения льготы, продиктованные НК РФ

Из содержания пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ следует, что для правомерного применения льготы по НДС организации необходимо:

  • осуществлять определенный вид деятельности;
  • располагаться на территории РФ;
  • оформлять услуги, оказанные в рамках льготируемой деятельности БСО (путевками или курсовками).

При выполнении каждого из трех названных условий у организации, претендующей на льготу, неизбежно возникает масса вопросов. Какие именно услуги подпадают под льготное налогообложение? Какие коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности <1> соответствуют этим услугам и должны ли они быть заявлены в качестве основных? Необходимо ли оформлять какие-либо лицензии, в частности, на медицинскую деятельность? Это лишь часть злободневных тем, достойных рассмотрения в рамках данной статьи…

<1> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Организации, услуги которых освобождаются от налогообложения

Чаще всего причиной для доначисления инспекцией НДС организациям, применяющим льготу по налогу, становится то, что они не оказывают санаторно-курортные услуги и не имеют лицензии на ведение медицинской деятельности. Предупреждаем сразу — такие действия налоговиков незаконны. Из буквального прочтения пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ следует, что льготному налогообложению подлежат услуги организаций:

  • санаторно-курортных;
  • оздоровительных;
  • отдыха;
  • отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей.

Как видим, перечень организаций, услуги которых подлежат освобождению от обложения НДС, не ограничен одними санаторно-курортными организациями. Поясним, в чем состоит их отличие от оздоровительных организаций и просто организаций отдыха.

Санаторно-курортные организации

Обратимся к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД). В соответствии с его структурой деятельность санаторно-курортных учреждений (код 85.11.2) поименована в разделе "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" и отнесена к деятельности в области здравоохранения (код 85.1). Согласно описанию группировки санаторно-курортная деятельность подразумевает, в первую очередь, проведение лечения, профилактики и оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактических учреждений (санаториев, курортов, профилакториев, пансионатов с лечением, санаториев-профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, детских санаториев, санаториев для детей с родителями, санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия и т.п.). Во вторую — обеспечение условий пребывания (проживание, питание и т.п.). Как указано в Письме Минздравсоцразвития России от 02.11.2007 N 32262/МЗ-14 <2> (доведено до сведения территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 17.01.2008 N ШС-6-03/28@), санаторно-курортными являются организации, осуществляющие лечебный процесс, имеющие статус лечебно-профилактических организаций и функционирующие на основании предоставленной в соответствии с законодательством РФ лицензии на осуществление медицинской деятельности. Это определение взято из ст. 15 Закона о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах <3>. Таким образом, санаторно-курортная деятельность — это направление медицинской деятельности (медицинской помощи), и она, безусловно, требует лицензирования (см. пп. 96 п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании <4>, Положение о лицензировании медицинской деятельности <5> с приложением Перечня работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности).

<2> Разъясняет некоторые вопросы деятельности санаторно-курортных и иных оздоровительных организаций.
<3> Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ.
<4> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
<5> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.

К сведению. Лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности установлены в п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности. Так, организация должна располагать на праве собственности (ином праве) недвижимостью и медицинской техникой, которые необходимы для оказания медицинских услуг. Руководитель организации должен иметь высшее профессиональное (медицинское) образование и определенный стаж работы. Специалисты организации тоже должны иметь медицинское образование и повышать свою квалификацию с установленной периодичностью.

Отметим, что в соответствии с положениями Закона о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха (ст. 4), а федеральные органы исполнительной власти, субъектов РФ и органы местного самоуправления (ст. ст. 4.1, 5, 6) ведут реестры лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации. Таким организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и обеспечения отдыха населения предоставляются земельные участки и иные природные ресурсы. Застройка земельных участков осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях (см. положения ст. 14 Закона о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах).

Итак, санаторно-курортная организация — это организация, осуществляющая медицинскую помощь, имеющая соответствующую лицензию, наделенная земельными участками и природными ресурсами, необходимыми для оказания услуг населению.

Оздоровительные организации и организации отдыха

В Письме Минздравсоцразвития России от 02.11.2007 N 32262/МЗ-14 отмечено, что оздоровительные организации (не являющиеся санаторно-курортными) могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и в иных формах. Такие организации не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинские услуги. Действительно, в соответствии со структурой ОКВЭД деятельность детских лагерей (код 55.23.1), пансионатов и домов отдыха (код 55.23.2) поименована в разделе H "Гостиницы и рестораны" и отнесена к деятельности прочих мест для временного проживания (код 55.2).

Таким образом, организация отдыха (отдыха и оздоровления, в том числе детского) — это организация, осуществляющая деятельность по временному размещению и проживанию, которая не предполагает обязательного оказания медицинских услуг, следовательно, и обязательного лицензирования (см. Постановление ФАС СКО от 04.06.2010 N А53-24789/2009). Специальные требования к перечню услуг таких организаций и к объектам, посредством использования которых оказываются услуги отдыха, действующим законодательством не установлены. В частности, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.12.2010 N А55-19587/2010 признал за туристической компанией (туроператор и турагент в одном лице) право на оказание услуг пансионата на базе теплохода. Пассажирский теплоход (без экипажа) был арендован турфирмой и использовался в качестве пансионата, о чем свидетельствует соответствующее положение о пансионате, утвержденное администрацией турфирмы, и санитарно-эпидемиологическое заключение с сертификатом соответствия, согласно которому была сертифицирована именно услуга по проживанию в пансионате на базе теплохода. Суд не принял доводы о неправомерности оказания услуг пансионата на базе теплохода, изложенные в письме Минздравсоцразвития Самарской области по запросу территориального налогового органа. В письме говорилось, что теплоход не может являться пансионатом, поскольку согласно ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания" <6> пансионат — это специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Однако арбитры обратили внимание, что ГОСТ Р 52498-2005, на который ссылается Минздравсоцразвития Самарской области, распространяется только на государственные, являющиеся собственностью субъектов РФ, и иных форм собственности (негосударственные) учреждения социального обслуживания населения, предоставляющие социальные услуги гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В указанном Стандарте термин "пансионат" использован в качестве дополнительного к термину "дом-интернат", и сам ГОСТ Р 52498-2005 не устанавливает требований к коммерческим организациям отдыха, созданным в виде пансионатов.

<6> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 535-ст.

Коды по ОКВЭД и применение льготы по НДС

Еще один распространенный повод для доначисления НДС налогоплательщику, применяющему льготу по пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ, — оказание им льготных услуг, не заявленных в качестве основного вида деятельности. Напомним, коды по ОКВЭД входят в состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), — пп. "п" п. 1 и пп. "о" п. 2 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <7>. Если организации присвоен основной код ОКВЭД, например, 63.30 — деятельность туристических агентств, и дополнительный 55.23 — деятельность пансионатов и домов отдыха (или в числе дополнительных вообще отсутствует код, характерный для деятельности гостиниц и прочих мест для проживания), налоговики могут посчитать безосновательным неначисление НДС на стоимость оказываемых данной организацией услуг пансионата, дома отдыха и т.д., которые не являются для нее основными.

<7> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Подобные действия инспекторов не находят поддержки в судах. По общему правилу (ст. 49 ГК РФ) коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Иными словами, коммерческая организация может осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом, независимо от того, какие коды ОКВЭД присвоены этой организации при регистрации и последующем изменении регистрационных данных. Так, судьи ФАС УО в Постановлении от 02.03.2009 N Ф09-800/09-С2 указали, что отсутствие конкретных кодов ОКВЭД не является основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы, предусмотренной пп. 18 п. 3 ст.

Коды операций, не подлежащие налогообложению НДС, отражаются в седьмом разделе декларации

149 НК РФ, поскольку налоговое законодательство не связывает право на льготу с присвоением налогоплательщику соответствующего кода. Важен факт оказания услуг, поименованных в пп. 18 п. 3 ст. 149, нахождения налогоплательщика на территории РФ и оформления данных услуг путевками или курсовками, являющимися БСО.

Фактическое оказание оздоровительных услуг и услуг по организации отдыха

К сожалению, ни один из перечисленных в статье нормативных документов не дает представления о комплексе услуг по отдыху и оздоровлению, которые должны оказывать организации, перечисленные в пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ. По мнению автора, именно этот законодательный пробел и позволяет налоговикам утверждать, что право на льготу имеют только санаторно-курортные организации, оказывающие населению конкретную медицинскую помощь и имеющие на это лицензию. Мы выяснили, что это не соответствует действительности, но действительность вынуждает организации идти на компромисс и разрабатывать определенные стандарты ведения деятельности, которые они, увы, заведомо не могут выполнить. Так, коммерческая организация (не являющаяся санаторно-курортным учреждением и не имеющая медицинской лицензии), включая в программу пребывания в пансионате ежедневное оказание лечебно-оздоровительных услуг и медицинской помощи посредством консультации с врачом, фактически принимает на себя обязательства, которые не может выполнить. В этом случае и налоговики, и судьи будут настаивать на исследовании факта реального оказания названных услуг и, если он не подтвердится, откажут в применении льготы по НДС. Именно такой поворот приобрело в кассационной инстанции дело N А55-19587/2010 о теплоходе-пансионате (см. Постановление ФАС ПО от 14.04.2011). Таким образом, рекомендуем организациям при разработке программ пребывания клиентов в домах отдыха и иных объектах ограничиться перечислением тех услуг, которые имеют место в действительности и могут быть оказаны без оформления специальной лицензии. Программа пребывания на базе отдыха может выглядеть, например, так:

8:00 — 8:30 — зарядка.

9:00 — 10:00 — завтрак.

10:00 — 12:00 — игры на свежем воздухе.

12:00 — 13:00 — фитнес.

13:00 — 14:00 — обед.

14:00 — 16:00 — тихий час.

16:00 — 17:00 — полдник.

17:00 — 19:00 — турнир по футболу, теннису (для детей: рисование, лепка), прогулки на катере, баня и т.д.

19:00 — 20:00 — ужин.

20:00 — 21:00 — показ кинофильма, конкурс караоке, костер и т.д.

Оформление БСО

Напомним, что порядок применения (утверждения, учета, хранения и уничтожения) БСО закреплен в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники <8>. Пунктом 5 данного Положения установлено, что по законодательству РФ федеральные органы исполнительной власти могут быть наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению. Тогда организации, в том числе санаторно-курортные, оздоровительные и т.д., обязаны применять в работе БСО, утвержденные в соответствующем порядке указанными органами власти. Однако, как отмечено в Письме Минздравсоцразвития России от 25.11.2008 N 9204-ВБ, в настоящее время отсутствуют федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями даже по утверждению формы бланка санаторно-курортной путевки. В связи с этим организации, оказывающие услуги отдыха и оздоровления населению, вправе самостоятельно разработать бланк путевки (по правилам, установленным Положением об осуществлении наличных денежных расчетов без применения ККТ) и использовать его в своей деятельности. То есть требование пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ об обязательном оформлении льготируемых услуг документом, являющимся БСО, можно считать выполненным при применении самостоятельно разработанного бланка путевки. Конечно, при условии, если он отвечает всем требованиям, предъявляемым к БСО действующим законодательством. За основу разрабатываемого бланка можно взять формы путевок, утвержденные Приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н.

<8> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

* * *

Приходится признать, что налоговые риски при применении льготы по пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ присутствуют у всех организаций отдыха, за исключением санаторно-курортных, поскольку только для них законодательством установлены правила и условия ведения деятельности, перечень услуг и т.д. Остальным желающим сэкономить на НДС оздоровительным организациям, в том числе детским, следует подготовить доказательную базу, чтобы отстоять право на льготу при налоговой проверке или судебном разбирательстве.

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Пояснения по использованию кода операции 1010292 и другим при заполнении декларации по НДС

Информационное сообщение УФНС России по Иркутской области от 23.05.2014

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными Федеральными законами от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 108-ФЗ), от 23.07.2013 N 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" (Федеральный закон N 198-ФЗ), от 23.07.2013 N 216-ФЗ "О внесении изменений в статью 83 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Федеральный закон N 216-ФЗ), от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Федеральный закон N 420-ФЗ) в статьи 146 и 149 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс), в письме от 22.05.2014 N ГД-4-3/9927@ разъяснила отдельные вопросы заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 216-ФЗ и статьей 41 Федерального закона N 108-ФЗ пункт 2 статьи 146 Кодекса дополнен новыми подпунктами 9.1, 9.2 и 13, согласно которым не признаются объектом налогообложения:

— оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи", являющейся российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", олимпийских объектов федерального значения, перечень которых в соответствии с частью 22 статьи 14 указанного Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации (подпункт 9.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса);

— передача на безвозмездной основе олимпийских объектов федерального значения в государственную или муниципальную собственность, в собственность Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (подпункт 9.2 пункта 2 статьи 146 Кодекса);

— связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 108-ФЗ, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом "Россия-2018", дочерними организациями FIFA, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями (подпункт 13 пункта 2 статьи 146 Кодекса).

Кроме того, на основании статьи 3 Федерального закона N 420-ФЗ статья 149 Кодекса дополнена подпунктами 29 — 30 пункта 2 и подпунктом 15.2 пункта 3, согласно которым не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость следующие операции:

— услуги по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, оказываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений (подпункт 29 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции Федерального закона N 420-ФЗ);

— операции по уступке (переуступке) прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании финансовых инструментов срочных сделок, реализация которых освобождается от налогообложения согласно подпункту 12 настоящего пункта (подпункт 30 пункта 2 статьи 149 Кодекса);

— операции, осуществляемые в рамках клиринговой деятельности: передача (возврат) имущества, предназначенного для коллективного клирингового обеспечения и (или) индивидуального клирингового обеспечения; выплата процентов, начисленных на средства гарантийного фонда, формируемого за счет имущества, являющегося предметом коллективного клирингового обеспечения и (или) индивидуального клирингового обеспечения, подлежащих уплате клиринговой организацией участникам клиринга и иным лицам в соответствии с правилами клиринга такой клиринговой организации на основании Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (подпункт 15.2 пункта 2 статьи 149 Кодекса).

На основании статьи 3 Федерального закона N 198-ФЗ пункт 2 статьи 149 Кодекса дополнен подпунктом 28, согласно которому не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуги по организации и проведению азартных игр.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 216-ФЗ, пункту 2 статьи 58 Федерального закона N 108-ФЗ и пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 198-ФЗ вышеуказанные нормы подпунктов 9.1, 9.2 и 13 пункта 2 статьи 146 Кодекса, а также подпункт 28 пункта 2 статьи 149 Кодекса вступили в силу с 01.10.2013.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 420-ФЗ нормы подпунктов 29 и 30 пункта 2 и подпункта 15.2 пункта 3 статьи 149 Кодекса вступили в силу с 01.01.2014.

Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (Порядок), предусмотрено, что операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (декларация). При этом в графе 1 по строке 010 раздела 7 декларации отражаются коды операций в соответствии с приложением N 1 к Порядку.

Однако раздел I "Операции, не признаваемые объектом налогообложения" приложения N 1 к Порядку не содержит кодов операций, не признаваемых объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 9.1, 9.2 и 13 пункта 2 статьи 146 Кодекса, а раздел II "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" — кодов операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктами 28, 29, 30 пункта 2 и подпунктом 15.2 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

До внесения соответствующих изменений в приложение N 1 к Порядку налогоплательщики вправе в разделе 7 декларации отразить операции, предусмотренные в подпунктах:

— 9.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса — под кодом 1010818;

— 9.2 пункта 2 статьи 146 Кодекса — под кодом 1010819;

— 13 пункта 2 статьи 146 Кодекса — под кодом 1010820;

— 28 пункта 2 статьи 149 Кодекса — под кодом 1010226;

— 29 пункта 2 статьи 149 Кодекса — под кодом 1010227;

— 30 пункта 2 статьи 149 Кодекса — под кодом 1010228;

— 15.2 пункта 3 статьи 149 Кодекса — под кодом 1010229.

Вместе с тем не является нарушением использование налогоплательщиками кода 1010800 и 1010200 до момента официального установления соответственно кода 1010818, кода 1010819, кода 1010820, кода 1010226, кода 1010227, кода 1010228 и кода 1010229 для указанных операций.

Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 22.04.2014 N 03-07-15/18604).

Рубрики:Информационное сообщение, Сообщение
Метки:УФНС России по Иркутской обл.

Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость — НДС

V. Порядок заполнения раздела 2 декларации "Сумма налога,

подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента"

35. Раздел 2 декларации включает в себя показатель суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по данным налогового агента с указанием кода бюджетной классификации, на который подлежит зачислению сумма налога.

Код бюджетной классификации указывается в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.

36. Раздел 2 декларации заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика; арендодателю (органу государственной власти и управления и органу местного самоуправления, предоставляющему в аренду федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество); продавцу в соответствии с договором, предусматривающим реализацию (передачу) государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования; должнику при реализации его имущества при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При наличии нескольких договоров с одним налогоплательщиком, в частности, с одним арендодателем (органом государственной власти и управления и органом местного самоуправления) раздел 2 декларации заполняется налоговым агентом на одной странице.

Налоговый агент, реализующий на территории Российской Федерации товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, раздел 2 заполняет отдельно по каждому продавцу (иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика).

Налоговый агент, уполномоченный осуществлять реализацию конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением проведения процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, раздел 2 декларации заполняет на одной странице.

Раздел 2 декларации заполняется налоговым агентом — лицом, в собственности которого находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или лицом, в собственности которого находится судно по истечении 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику, если в течение 45 календарных дней с момента такого перехода права собственности на судно регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена. Раздел 2 декларации заполняется налоговым агентом отдельно по каждому судну, находящемуся у него в собственности на момент исключения судна из Российского международного реестра судов, а также по каждому судну, находящемуся в собственности и не зарегистрированному в Российском международном реестре судов в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику.

37. При заполнении раздела 2 декларации необходимо отразить:

ИНН и КПП налогового агента; порядковый номер страницы.

37.1. В случае заполнения раздела 2 декларации отделением иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, уполномоченным осуществлять централизованный порядок представления декларации и уплаты налога на основании пункта 3 статьи 144 Кодекса, по строке 010 отражается КПП отделения иностранной организации, за которое уполномоченное отделение представляет раздел 2 декларации и уплачивает налог.

37.2. По строке 020 указывается наименование иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика; арендодателя (органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления, предоставляющего в аренду федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество); продавца в соответствии с договором, предусматривающим реализацию (передачу) государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования; должника при реализации имущества при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При исполнении обязанностей налоговых агентов в случаях, предусмотренных пунктами 4 (за исключением процедуры банкротства) и 6 статьи 161 Кодекса, в строке 020 раздела 2 ставится прочерк.

37.3. По строке 030 отражается ИНН лица, указанного по строке 020 (при его наличии), при отсутствии — ставится прочерк.

37.4. По строке 040 отражается код бюджетной классификации.

37.5. По строке 050 отражается код согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413, налогового агента.

Какие необлагаемые операции по НДС включают в раздел 7

По строке 060 отражается сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет налоговым агентом.

Налоговыми агентами, перечисленными под кодами 1011703, 1011705, 1011707, 1011709, 1011711, приведенными в приложении N 1 к настоящему Порядку, по строке 060 раздела 2 отражается сумма налога, исчисленная в порядке, определенном статьей 161 Кодекса и пунктом 4 статьи 173 Кодекса, с применением налоговых ставок, установленных пунктами 2 — 4 статьи 164 Кодекса, подлежащая уплате в соответствии с пунктом 1 статьи 174 Кодекса.

Налоговыми агентами, перечисленными под кодом 1011712, приведенным в приложении N 1 к настоящему Порядку, по строке 060 раздела 2 отражается сумма налога, исчисленная в порядке, определенном статьей 161 Кодекса и пунктом 4 статьи 173 Кодекса, с применением налоговых ставок, установленных пунктами 2 — 4 статьи 164 Кодекса, и уплаченная в соответствии с пунктом 4 статьи 174 Кодекса одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств налогоплательщикам — иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации.

37.7. По строке 070 отражается код операции, осуществляемой налоговыми агентами, указанными в статье 161 Кодекса. Код операции указывается в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.

37.8. В случаях, предусмотренных в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса, сумма налога к уплате в бюджет, отражаемая по строке 060, исчисляется с использованием строк 080, 090 и 100 раздела 2 декларации в следующем порядке.

По строке 080 отражается сумма налога, исчисленная налоговым агентом по отгруженным за данный налоговый период товарам (выполненным работам, оказанным услугам, переданным имущественным правам).

По строке 090 отражается сумма налога, исчисленная налоговым агентом с оплаты, частичной оплаты, полученной в данном налоговом периоде, в счет предстоящей отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

При отсутствии суммы налога по строке 080 сумма налога, отраженная по строке 090, переносится в строку 060.

При отсутствии суммы налога по строке 090 сумма налога, отраженная по строке 080, переносится в строку 060.

В случае если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в счет поступившей оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы, при этом сумма налога, исчисленная с оплаты, частичной оплаты и отраженная по строке 090 раздела 2 декларации в данном налоговом периоде и (или) предыдущих налоговых периодах, подлежит вычету (в доле, не превышающей сумму налога, исчисленную при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, передачи имущественных прав, в счет предстоящей поставки которых получена предоплата). Указанная сумма вычета отражается налоговыми агентами по строке 100 раздела 2 декларации. В данном случае сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговым агентом как сумма строк 080 и 090, уменьшенная на величину строки 100, и отражается по строке 060 раздела 2 декларации.

Заполняем декларацию по НДС в отношении операций с металлоломом и алюминием

Бесплатный телефон Юриста Москва +7 (499) 703-51-48 юрист СПБ +7 (812) 309-42-67

С 1 января 2018 года покупатели сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов (за исключением физлиц, не являющихся ИП) признаются налоговыми агентами по НДС. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет НДС с таких приобретений независимо от исполнения ими обязанностей налогоплательщика. При этом счета-фактуры налоговые агенты не выставляют (письмо ФНС России от 19 апреля 2018 г. № СД-4-3/7484@).

В дополнение к своим январским разъяснениям о заполнении деклараций такими налоговыми агентами ФНС России сообщает:

  • Операции по реализации лома и т.п. товаров в разделе 3 налоговой декларации по НДС налогоплательщиками – продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7-8 п. 8 ст. 161 Налогового кодекса, а также при реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся ИП. Вместе с тем, указанные операции отражаются налогоплательщиками-продавцами в книге продаж, и соответственно, в разделе 9 декларации по НДС (в книге покупок и разделе 8 налоговой декларации по НДС в случае выставления корректировочных счетов-фактур).
  • Сумма НДС, исчисленная покупателями – налоговыми агентами, являющимися плательщиками НДС, а также вычеты сумм налога, указанные в пунктах 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, отражаются покупателями – налоговыми агентами в соответствующих строках разделов 3, 8 и 9 декларации по НДС.
  • Одновременно ФНС России обращает внимание, что вычеты сумм НДС, исчисленные налоговыми агентами при приобретении лома и пр. товаров, используемых для производства и (или) реализации сырьевых товаров на экспорт производятся в порядке, предусмотренном п.

    В декларации по НДС появились новые коды операций

    3 ст. 172 НК РФ. В этой связи вычеты сумм налога по операциям реализации сырьевых товаров отражаются в разделах 4, 5, 6 декларации по НДС соответственно.

    В соответствии с п. 3 порядка заполнения декларации по НДС при исполнении обязанности налогового агента организациями и ИП, не являющимися налогоплательщиками НДС, заполняются титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "231".
ФНС России рекомендует таким налоговым агентам раздел 2 налоговой декларации по НДС заполнять в следующем порядке:

  • строки 010-030 не заполнять;
  • по строке 060 указывать итоговую сумма НДС, исчисленную к уплате в соответствии с п. 4.1 ст. 173 НК РФ;
  • по строке 070 указывать код 1011715, применяемый при реализации СШЖ, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Кроме того, приведены рекомендации по заполнению такими налоговыми агентами раздела 9 декларации по НДС.

Уплата налога НДС за истекший налоговый период производится такими налоговыми агентами равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

&nbsp Быстрый поиск: Бухучет и отчетность, Налоги, Налоговые агенты, НДС, Формы документов, ФНС России

Задайте вопрос Юристу onlain бесплатно без регистрации

Уважаемый посетитель, чтобы задать вопрос регистрироваться не обязательно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *