Код УИН

Автор: | 03.05.2019

Что такое УИН?

УИН, или уникальный идентификатор начислений – это специальный код, обязательный для указания в платежных документах, необходимый для идентификации и распределения платежей между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Иными словами, УИН помогает платежу попасть точно по адресу, а его применение сокращает количество невыясненных платежей.

УИН формируется бюджетными учреждениями для определения платежей в бюджет, таких как налоговые, таможенные и другие поступления.

Иными словами, наиболее часто УИН используется ИФНС, ГИБДД, ФСС, ПФР и другими подобными организациями, в чей адрес постоянно направляются различные платежи, такие как налоги, сборы, штрафы и другие подобные платежи.

В платежном поручении УИН указывается в 22 графе. Организации и частные предприниматели, которые самостоятельно совершают безналичные расчеты, в 22 графе ставят обычно нулевое значение.

Для удобства, бюджетными учреждениями при формировании квитанций на оплату или образцов заполнения платежных поручений проставляются правильные значения кода, а банковскому работнику нужно лишь не забыть указать их при совершении платежа.

Но и в случае, если вместо нужного значения будет стоять ноль, платеж попадет по адресу, просто его идентификация займет гораздо большее время.

На сегодняшний день полноценно используют код УИН лишь Федеральная налоговая служба и Государственная инспекция безопасности дорожного движения, так как поток налоговых платежей и штрафных санкций у них особенно велик, а количество невыясненных поступлений растет с каждым днем.

Где взять код УИН?

В связи с индивидуальностью значений кода, нельзя найти справочник или таблицу, где они были бы отражены в полной мере.

Указывать код необходимо лишь в том случае, если есть рекомендация или квитанция для оплаты. В других случаях можно лишь проставить ноль, и ждать рецензию банка.

При осуществлении коммерческих платежей (внутренних расчетов предприятия с поставщиками и подрядчиками, например) указывать УИН не нужно, либо указать по требованию банка его нулевое значение.

Наиболее распространенные уточняющие вопросы по данной проблеме

  • Придумать УИН самостоятельно нельзя, так как он формируется тем органом, в чей адрес совершаются платежи;
  • Для двух платежных поручений УИН не может быть одинаковым, потому как он формируется только для одного платежа единожды, то есть в динамике;
  • Если вам неизвестен УИН, то в поле 22 нужно обязательно поставить ноль. В этом случае платеж дойдет до получателя и не будет забракован банком.
  • Если при введении кода УИН платеж не идентифицируется, то возможно это системная ошибка той структуры, куда отправляется платеж. В этой ситуации необходимо лично туда обратиться за разъяснениями, ну или оплатить квитанцию в кассе банка, с указанием нулевого значения кода.

Изменения и особенности в указании номера УИН

Федеральным законом №210-ФЗ «»Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулируется передача информации в систему ГИС ГМП.

Благодаря этому нормативно-правовому акту и был введен УИН, как обязательный реквизит, который предлагается указывать банками при балансовых счетах начислений, таких как:

  • 40101 – поступления, распределяемые Федеральным казначейством между бюджетами бюджетной системы России;
  • 40501 – счет предприятия, находящегося в федеральной собственности;
  • 40601 – счет учреждения, принадлежащего к любому виду собственности, кроме федеральной;
  • 40701 – счет негосударственного учреждения;
  • и другие.

Система ГИС ГМП как раз и предназначена для того, чтобы в самый краткий промежуток времени после оплаты, платеж был зачислен по адресу, а плательщик был исключен из списка должников.

Разъяснения о порядке указания УИН при заполнении

Федеральная налоговая служба Российской Федерации издала официальные разъяснения о порядке заполнения документов с использованием кода УИН и даже создала специальный электронный сервис формирования таких документов (квитанций на оплату, платежных поручений) онлайн, который доступен на официальном сайте налоговой службы.

Вот основные моменты, которые приводятся в этих разъяснениях:

  • При уплате налоговых платежей юридическими лицами или частными предпринимателями самостоятельно на основании существующих налоговых деклараций или расчетов в платежном поручении указывается лишь код бюджетной классификации, код УИН же не формируется, его значение остается нулевым;
  • В качестве УИН в квитанциях и уведомлениях, рассылаемых налоговой службой, представлен идентификатор платежа, удобство которого состоит в том, что при помощи электронных платежных систем можно осуществить платеж, указав лишь один этот реквизит;
  • Если УИН не указывается по какой-либо причине, то в платежном документе обязательно должны быть указаны личные данные плательщика (фамилия, имя, отчество), место жительства или фактического местонахождения, и по желанию плательщика паспортные данные;
  • Платежи могут быть осуществлены любой кредитной организацией по требованию клиента. Отказ банка, даже при наличии квитанции с указанным в ней идентификатором платежа, не обоснован. При этом значение УИН должно быть равно нулю;
  • На официальном сайте налоговой службы с помощью электронного сервиса можно сформировать квитанцию для уплаты налога или сбора. В данной квитанции УИН будет проставлен автоматически, но как скоро данный идентификатор появиться в электронных платежных системах – вопрос открытый. Поэтому следите за сроками, и, если они поджимают, осуществляйте платежи с помощью банков.

Что такое УИН в квитанции?

УИН представляет собой уникальный идентификатор начислений, который начал указываться в каждом платежном поручении начиная еще с февраля 2014 года.

Данный идентификатор формируется самостоятельно каким-либо бюджетным учреждением.

Чаще всего он применяется, чтобы осуществить правильное определение каждого поступления какого-либо платежа в существующий бюджет государства.

Идентификатор используется, чтобы перечислить денежные средства, которые поступают в адрес отдельных бюджетных органов.

Среди подобных органов можно выделить:

  • Налоговая.
  • Таможня.
  • Другие бюджетные органы.

Стоит также отдельно отметить тот факт, что данный уникальный идентификатор используется в качестве отдельного полноформатного платежа.

Если переформулировать подобное утверждение простыми словами – если производится один платеж, то на него заполняется одно платежное поручение, при этом важно, чтобы в нем были правильно заполнены все установленные реквизиты и атрибуты.

Существует отдельное платежное поручение – свободное, для которого определяется способ передачи уникального идентификатора – сообщение ED108.

В формате подобного реестра есть определенное специальное поле, в котором требуется указать специальный код, предназначенный для передачи УИН.

Как всё начиналось?

Непосредственно развитие всей законодательной системы, напрямую связанной с УИН, началось в 2015 году.

Именно тогда законодательные органы пришли к выводу, что стоит каким-либо образом облегчить ситуацию во взаимоотношениях граждан и юридических лиц, которые контактируют с разнообразными муниципальными органами и организациями.

При этом важно, чтобы подобный контакт обязательно осуществлялся в связи с выполнением каких-либо услуг.

Именно в год, двадцать седьмого июля, в Федеральный закон было внесено сразу две соответствующие поправки о правильности организации предоставления услуг государства и муниципальных органов.

  • Самое первое изменение произошло только в январе 2013 года. Согласно поправке, с граждан, а также юридических лиц, с этого дня категорически запрещалось требовать какие-либо документы, подтверждающие факт совершения платежа. К таким документам, как правило, относят квитанции и платежные поручения. Так, к примеру, если гражданин приобрел дом или любое другое недвижимое имущество, при отправлении в регистрационную службу, совсем не обязательно предоставлять документ, который прямо подтверждает факт оплаты установленной государственной пошлины. Однако на деле все оказалось совсем не так-то просто.

К примеру, в существующем реестре услуг, числится специальная услуга налоговой службы, которая заключается в том, что они осуществляют прямую регистрацию юридических, а также физических лиц в качестве предпринимателей.

Соответственно внесенной поправке, документ о том, что произошла установленная оплата государственной пошлины, не требуется.

Однако налоговики до сих пор требуют, чтобы граждане и юридические лица представляли для процедуры регистрации документ, подтверждающий проведение оплаты.

Все это происходит из-за того, что при внесении поправок в документ, законодатели просто забыли убрать данное требование из некоторых документов.

В частности, из специального Федерального закона, который регламентирует процедуру проведения регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Именно тогда и получается такая ситуация, что один закон запрещает требовать от людей предоставления квитанции об уплате государственной пошлины, а другой, напротив, заставляет граждан представлять такой документ.

Однако на самом деле, это совсем не удивительно, ведь сейчас законодательных актов становится все больше и больше, практически с каждым днем, а вот следить за их соответствием старых актам, совсем сложно.

А вот какой-либо автоматизированной системы, которая могла бы существенным образом облегчить подобную, возложенную на депутатов, задачу, на данный момент не существует.

Именно по этой причине многие налоговики предпочитают действовать по установленной для народа системе – лучше переодеть, чем потом получать по шапке. И такие нюансы можно увидеть сразу в нескольких органах.

  • Также было принято и второе изменение, которое стало соответствующим дополнением в главу о государственной информационной системе. Именно по данной причине подобная система должна поставлять требующиеся сведения об уплате юридическими, а также физическими лицами о том, что они произвели установленные платежи в бюджет, даже в том случае, если необходимость приносить квитанции, и бумажные платежки отменили.

Таким образом, если гражданин произвел уплату государственной пошлины в банке или в любом почтовом отделении, бюджетный работник также направляет в систему определенное сообщение, что подобный плательщик уплатил определенную сумму в бюджетную систему.

Однако в первую очередь, передачу подобной информации должен осуществлять тот орган, который осуществил начисление конкретного платежа.

К примеру, если произошло начисление штрафа ГИБДД, то одновременно с этим, в ГИС будет направлена информация и все данные, необходимые для производства указанного платежа. При этом системе обязательно нужно будет знать, за какой именно штраф будет вноситься указанный платеж.

Именно для этого и существует УИН, который может на грамотных условиях обеспечивать соответствие принятых начислений факту оплаты.

УИН в ГИБДД

Установленный идентификатор печатается в определенном документе, который выдается плательщику в качестве установленного подтверждения приема платежа от ГИБДД.

Данный документом может выступать:

  • Чек-ордер.
  • Чек.
  • Подкладной документ.

Непосредственно при осуществлении продажи установленных штрафов ГИБДД, всем кредитным учреждениям, которые осуществляют прием платежей от плательщиков, требуется, обеспечить выполнение сразу несколько определенных параметров:

  • Номер выданного постановления.
  • Дата вынесения постановления.

Помимо указанных норм, кредитные и банковские учреждения также должны формировать УИН для платежа, вне зависимости от наличия данного штрафа в установленной базе единого казначейства.

Таким образом, установить УИН может не только сам ГИБДД, но и любое кредитное или банковское учреждение, через которое в последующем будет проводиться оплата.

Также в Интернете существуют определенные формулы, при помощи которых можно узнать идентификатор ГИБДД.

Для этого придется заполнить некоторые значения:

  • серия и номер конкретного постановления, которое было выдано сотрудников ГИБДД;
  • дата данного постановления.

УИН и текущие платежи

При уплате текущих налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных плательщиками самостоятельно, УИН не устанавливается. Соответственно, указывать его в поле 22 не нужно. Полученные текущие платежи налоговики или фонды идентифицируют по ИНН, КПП, КБК, ОКТМО (ОКАТО) и других платежных реквизитов. УИН для этого не нужен.

Также УИН не нужно указывать в платежке при уплате недоимки (пеней, штрафов), которую вы рассчитали сами и не получали никаких требований от ИФНС, ПФР или ФСС.

При уплате всех текущих платежей в поле 22 «Код» достаточно указать значение «0» (Письмо ФСС от 21.02.2014 № 17-03-11/14-2337). Кавычки использовать не нужно. Просто укажите – 0.

Если при перечислении текущих платежей в поле 22 вы укажите «0», то банки обязаны исполнять такие поручения и не вправе требовать заполнения поля «Код», если указан ИНН плательщика (письмо ФНС России от 08.04.2016 № ЗН-4-1/6133). При этом совсем пустым поле 22 не оставляйте. Такую платежку банк не примет.

Организации могут указать в платежках и ИНН, и УИН одновременно. А могут указать только ИНН, поскольку УИН известен не всегда. Но тогда в поле 22 должен быть 0.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *