Консервация помещений в здании

Автор: | 02.05.2019

Консервация объектов основных средств

Консервация объектов основных средств — комплекс необходимых мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объектов при их временном бездействии.

Консервацией объекта основных средств называют временное приостановление использования объекта, по решению руководства.

Законодательство применяет термин «консервация основных средств», но четкого определения ему нет.

Правила консервации основных средств регулируются нормативными актами:

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.

Так, ПБУ 6 устанавливает правила бухгалтерского учета:

По используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, амортизация не начисляется (п. 17).

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. 23).

Близкие правила установлены для налога на прибыль организаций:

«Из состава амортизируемого имущества в целях настоящей главы исключаются основные средства: переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев» (п. 3 ст. 256 НК РФ);

«По основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится. Аналогичный порядок применяется по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также по основным средствам, находящимся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев.

При прекращении договора безвозмездного пользования и возврате основных средств налогоплательщику, а также при расконсервации или завершении реконструкции (модернизации) амортизация начисляется в порядке, определенном настоящей главой, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли возврат основных средств налогоплательщику, завершение реконструкции (модернизации) или расконсервация основного средства» (п. 2 ст. 322 НК РФ).

К внереализационным расходам относятся расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, главная особенность законсервированных объектов на срок более трех месяцев в том, что по ним приостанавливается начисление амортизации. При этом сам объект основных продолжает числиться в составе основных средств (в бухгалтерском учете — счет 01 Основные средства). В случае расконсервации объекта, амортизация по нему продолжается в обычном порядке.

Для объектов капитального строительства утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 и в соответствии с ч. 9 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с этими правилами решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта, а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

В случае консервации иных объектов основных средств, порядок консервации может быть иным. Но очевидно, что ключевым является решение о консервации, принятое уполномоченным лицом организации. Такое решение оформляется в виде приказа, распоряжения или иного аналогичного документа.

Следует отметить, что приостановление амортизации объекта в целом является не выгодным организации, так как снижает расходы, признаваемые по налогу на прибыль. Поэтому, иногда налоговые органы требуют приостановления амортизации в случаях, когда объект временно не используется, но как консервация не оформлен.

Следует отметить, что консервация является правом, а не обязанностью организации. Консервация является правом, а не обязанностью. Так, рассматривая конкретное дело судьи отметили:

«… приостановление эксплуатации судов в зимний период вызван сезонным характером осуществления деятельности ввиду климатических условий… временный простой в зимний межнавигационный период не влечет автоматической консервации судов. При этом суды апелляционной и кассационной инстанций также учитывали, что в этот период проводились мероприятия, связанные с техническим обслуживанием, ремонтом и модернизации судов в целях подготовки к новой навигации. Решения о консервации спорных судов обществом не принималось.» (Определение ВАС РФ от 23.11.2012 N ВАС-14779/12 по делу N А40-65991/11-129-282).

Главное, что нужно помнить при консервации:

Консервация является правом, а не обязанностью организации и оформляется решением организации.

Решение о консервации является основанием для приостановления начисления амортизации, если срок консервации объекта превышает 3 месяца.

Для зданий, сооружения и технически сложных устройств рекомендуется провести инвентаризацию, в соответствии с решением о консервации.

Расконсервирование объекта оформляется также решением организации.

Решение о расконсервации является основанием для возобновления начисления амортизации.

Консервация объектов, незавершенное законсервированное капитальное строение

Просим дать разъяснения, что значит консервация объектов, и что значит термин незавершенное законсервированное капитальное строение?

Ответ

Действующее законодательство не содержит четкого определения термина «незавершенное строительство». Поэтому целесообразно под термином «незавершенное строительство» понимать объект, по которому произведены расходы инвестором (застройщиком, заказчиком) в связи со строительством с момента принятия решения о строительстве до принятия объекта в эксплуатацию.

Данная формулировка подтверждается следующими положениями нормативных документов. Так, по Типовому плану счетов и Инструкции по его применению (утверждены постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89) на субсчете 08-3 «Строительство и создание объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом). Сальдо по субсчету 08-3 отражает стоимость незавершенного строительства.

Определение сооружения для целей обложения налогом на недвижимость дано и в п.1 ст.2 Закона РБ от 23.12.1991 № 1337-XII «О налоге на недвижимость» (далее — Закон). Сооружением признается объемная, плоскостная или линейная наземная, надземная или подземная строительная система, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций, предназначенная для выполнения различного вида производственных процессов, хранения имущества, временного пребывания людей, перемещения людей и (или) грузов. К сооружениям относятся передаточные устройства — устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и иные основные средства, относимые в установленном порядке к передаточным устройствам.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона РБ от 23.12.1991 № 1337-XII «О налоге на недвижимость» (далее — Закон) объектами налогообложения признаются здания и сооружения, в т.ч. не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.

Для целей обложения налогом на недвижимость:

  • зданием признается строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный (по мере необходимости и подземный) замкнутый объем, предназначенная для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов;
  • сооружением признается объемная, плоскостная или линейная наземная, надземная или подземная строительная система, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций, предназначенная для выполнения различного вида производственных процессов, хранения имущества, временного пребывания и перемещения людей, грузов. Для целей Закона к сооружениям относятся передаточные устройства — устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и иные основные средства, относимые в установленном порядке к передаточным устройствам.

В соответствии с комментируемым постановлением Положение о порядке консервации основных средств, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.05.2003 № 683 (далее — Положение), изложено в новой редакции.

В новой редакции Положения применяется уточненная терминология. В частности, понятие «основные фонды» заменено «на основные средства».

Определение понятия «консервация основных средств» никаких изменений не претерпело. Согласно Положению это временное выведение в установленном порядке основных средств из хозяйственного оборота в целях обеспечения сохранности и возможности дальнейшего функционирования. В целях бухгалтерского учета фразу «выведение из хозяйственного оборота» не следует понимать буквально. Законсервированные средства продолжают учитывать на балансе на счете 01 «Основные средства», субсчет «Законсервированные основные средства», или 08 «Вложения во внеоборотные средства», субсчет «Законсервированные капитальные вложения».

Отметим, что при консервации незавершенных объектов капитального строительства необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, в редакции постановления Минстройархитектуры РБ от 31.12.2004 № 31 (далее — Инструкция № 31), и Положением о документах, представляемых для государственной регистрации создания незавершенных законсервированных капитальных строений, возникновения прав, ограничений (обременений) прав на них, утвержденным постановлением Комзема при Совете Министров РБ от 10.05.2004 № 23 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением Комзема при Совете Министров РБ от 02.12.2005 № 46) (далее — Положение № 23).

Для целей Положения № 23 применяются следующие определения понятий:

  • консервация — приостановление строительства на срок свыше 3 месяцев, оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение договора, на основании которого осуществлялось строительство;
  • незавершенное законсервированное капитальное строение — законсервированный объект строительства, создание которого в качестве капитального строения разрешено в соответствии с законодательством Республики Беларусь, но не завершено, имеющий прочную связь с землей, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

( 23 мнения )

Приложение
1

ПОРЯДОК КОНСЕРВАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ПРИОСТАНОВЛЕНО

Разработан Союзом инженеров-сметчиков (авторский коллектив под руководством П.В. Горячкина)

1. Настоящий Порядок устанавливает общие требования к консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено.

2. Консервация объекта капитального строительства производится при необходимости прекращения работ или их приостановки на срок более 6 (шести) месяцев.

Консервацией объекта капитального строительства является временное приостановление строительства на срок более 6 (шести) месяцев и приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды.

3. При консервации объекта капитального строительства, как правило, предполагается, что по устранении причин, повлекших консервацию, работы на объекте будут продолжены теми же участниками договора строительного подряда.

При прекращении строительства объекты капитального строительства могут быть либо ликвидированы установленным порядком, либо реализованы другим лицам, пожелавшим продолжать строительство и располагающим необходимыми финансовыми средствами.

4. Консервация объекта капитального строительства может производиться при различной степени завершенности строительства.

Степень завершенности строительства определяется следующим образом:

4.1. Начальная стадия строительства (от 0 % до 15 % объема работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительно-монтажных работ:

— завершены изыскательные и проектные работы;

— определены поставщики оборудования и материалов;

— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта.

4.2. Средняя стадия строительства (свыше 15 % до 50 % объема работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительных работ:

— завершены изыскательные и проектные работы;

— начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;

— начаты и практически закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

— начаты работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем.

4.3. Высокая стадия строительства (свыше 50 % до 75 % объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

— завершены изыскательные работы;

— начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;

— закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

-работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем выполнены в пределах (50-75) %;

— начаты отделочные работы.

4.4. Завершающая стадия строительства (свыше 75 % до 99 % объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

— завершены изыскательные и проектные работы;

— закончены поставки оборудования и материалов;

— закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

— выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

— завершаются работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем;

— отделочные работы на объекте выполнены в пределах (50-99) %;

— начаты пусконаладочные работы на объекте.

5. Решение о прекращении или приостановке строительства принимает застройщик (заказчик и извещает о принятом решении исполнителя работ (подрядчика), орган местного самоуправления а также соответствующие орган, выдавший разрешение на строительство и орган государственной строительного надзора, если такой надзор предусмотрен Градостроительным кодексом для данной вида строительства.

6. О факте прекращения или приостановки строительства в трехдневный срок должны быть поставлены в известность также, в случае необходимости, ГИБДД органов внутренних дел с целью отмены ранее введенных ограничений движения транспорта и пешеходов, а также владельцы территорий, включенных в территорию строительной площадки в соответствии с утвержденным и, согласованным градостроительным планом земельного участка.

7. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

8. Решение о проведении консервации и порядок консервации объектов капитального строительства устанавливается и утверждается руководителем организации застройщика (заказчика). Типовая форма приказа «О переводе на консервацию объектов капитального строительства» приведена в приложении № 1 к настоящему Порядку.

9. Застройщик (заказчик) и исполнитель работ не позднее чем через месяц после принятия решения о прекращении или приостановке строительства составляют:

9.1. Акт о приемке выполненной части объекта с описанием состояния объекта, указанием объемов и стоимости выполненных работ, и приложением ведомости примененных (смонтированных) на объекте оборудования, материалов и конструкций. При этом применяется унифицированная форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г, № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»). Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны быть сопоставлены с данными смет, а также данными учета соответствующих служб заказчика и подрядчика, в том числе посредством проведения контрольных обмеров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и застройщика (заказчика). На актах приемки субподрядных работ обязательно наличие заверительных подписей и печати генерального подрядного предприятия, принявшего работу. На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

9.2. Ведомость неиспользованных и подлежащих консервации (хранению) оборудования, материалов и конструкций. Типовая форма Ведомости приведена в Приложении 2 к настоящему Порядку.

9.3. Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов. Указанный Перечень составляется с участием проектной организации. Типовая форма Перечня приведена в Приложении 3 к настоящему Порядку.

10. На основе Перечня работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов проектной организацией по поручению заказчика в 2-месячный срок после принятия решения о консервации строительства составляются смета и, в случае необходимости, рабочие чертежи на проведение работ по консервации объекта капитального строительства, а также смета на мероприятия по обеспечению их сохранности.

Смета на проведение работ по консервации после согласования ее с подрядчиком и смета на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) утверждаются застройщиком (заказчиком).

Разработка рабочих чертежей и составление смет на проведение работ по консервации и на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) производится по дополнительному соглашению, заключенному между заказчиком и проектной организацией.

11. Заказчик обязан в 2-месячный срок со дня принятия решения о консервации строительства предприятий (объектов) произвести с подрядной организацией расчеты за выполненные до принятия решения о консервации объемы строительно-монтажных работ, возместить убытки подрядной организации, понесенные ею в связи с расторжением или изменением договоров на поставку материалов и конструкций, а также оплатить расходы по перевозке строительных материалов и оборудования на другие стройки (если таковая имеет место).

12. После согласования сметы на проведение работ по консервации и сметы на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) заказчик и подрядчик должны оформить Акт о приостановлении строительства. При этом применяется унифицированная форма № КС-17, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г, № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». В акте должны быть указаны следующие данные (по объектам, работам и затратам, приостановленным строительством):

— сметная стоимость — полная стоимость по договору и стоимость фактически выполненных строительно-монтажных работ;

— фактические затраты на дату консервации;

— средства, необходимые для расчетов с подрядной организацией;

— стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию (включая затраты по возмещению убытков поставщикам и подрядчикам).

Акт составляется в необходимом количестве экземпляров по каждой стройке с указанием раздельно приостановленных строительством работ. Один экземпляр передается подрядчику, второй — заказчику (застройщику). Третий представляется по требованию инвестора.

Унифицированная форма № КС-17 «Акт о приостановлении строительства» приведена в Приложении 4 к настоящему Порядку.

13. Выполнение строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой на проведение работ по консервации, осуществляется подрядной организацией по дополнительному соглашению к генеральному договору подряда на капитальное строительство. В дополнительном соглашении предусматриваются сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных предприятий (объектов) и конструктивных элементов.

Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) производятся на основании актов приемки выполненных строительно-монтажных работ, составленных по форме № КС-2.

Строительно-монтажные работы, выполненные подрядчиком до консервации, и строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) включаются в объем строительно-монтажных работ.

14. Законсервированный объект и стройплощадка передаются по акту застройщику (заказчику). К акту прилагаются исполнительная документация, журнал работ, а также документы о проведенных в ходе строительства обследованиях, проверках, контрольных испытаниях, измерениях, документы поставщиков, подтверждающие соответствие материалов, работ, конструкций, технологического оборудования и инженерных систем объекта проекту и требованиям нормативных документов.

15. Возможность возобновления строительства объектов после длительного перерыва должна устанавливаться специализированными проектными и научно-исследовательскими организациями путем тщательного освидетельствования конструкций, определения их фактической прочности, уровня коррозионного поражения конструктивных элементов и оформления (продления) разрешения на строительство в уполномоченных органах.

16. Объекты капитального строительства, строительство которых возобновляется после консервации, заказчиком передаются подрядчику по акту с указанием технического состояния на день передачи.

Работы по расконсервации объектов капитального строительства, включая восстановительные работы, выполняются подрядчиком по смете, утвержденной в порядке, установленном пунктом 10 настоящего Порядка для смет на работы по консервации.

Приложения.

Приложение 1. Приказ о переводе на консервацию объектов капитального строительства

Приложение 2. Ведомость несмонтированных оборудования, конструкций и материалов, подлежащих консервации

Приложение 3. Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов

Приложение 4. Унифицированная форма № КС-17 «Акт о приостановлении строительства»

(наименование организации)

Консервация объектов незавершенного строительства

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
Правила проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. № 802)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее — объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — объект государственной собственности).
2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).
5. В решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;
г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.
7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).
12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.
II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственнойсобственности
14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее — проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).
16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.
Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.
17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.
18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

УДК 699.88

Консервация объектов при остановке капитального строительства

Свердлова Юлия Алексеевна – студент Сибирского федерального университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема пренебрежения обеспечения прочности, устойчивости и сохранности основной конструкции при остановке капитального строительства здания. Выявлены и обоснованы минимальные обязательные работы по консервации объектов капитального строительства, которые позволят гарантировано защитить конструкцию от внешних физических воздействий окружающей среды.

Ключевые слова: Строительство, консервация, капитальное строительство, строительно-монтажные работы, регламент консервации.

Строительный сектор России находится в состоянии рецессии, то есть наблюдается умеренный спад и замедление темпов роста, развития отрасли. Спад обусловлен в первую очередь ухудшением инвестиционного, потребительского спроса. В связи с этим многие строительные компании не могут завершить уже начатое строительство из-за недостатка инвестиций. Прекращение инвестиций может произойти на разных этапах строительства. Для сохранения уже возведенных частей здания или сооружения объект необходимо консервировать.

Согласно действующему «Порядку консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено», консервацией объекта капитального строительства — это временное приостановление строительства на срок более шести месяцев и приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды.

На территории РФ на данный момент времени существуют два основных документах в которых регламентируется консервация капитального строительства. Первый это СП 48.13330.2011 » Организация строительства» в котором консервация строительства упоминается как один из видов строительных работ.

Второй и основной документ это «Порядку консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено». Настоящий Порядок устанавливает общие требования к консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено. Он полностью раскрывает порядок, нормы и правила оформления рабочей документации при консервировании зданий. При этом в данном документе отсутствуют перечень работ, необходимых при остановке строительного объекта. В Порядке говорится о том, что разработка рабочих чертежей на проведение работ по консервации объекта производится по соглашению, заключенному между заказчиком и проектной организацией. То есть в перечень работы по консервации будут входить только те работы, которые заказчик и проектная организация посчитают нужными.

При пренебрежении обеспечения прочности, устойчивости и сохранности основной конструкции, может произойти частичное или полное разрушение, которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью человека или окружающей среде. В связи с этим появляется необходимость внесения в Порядок дополнения в виде регламента по выполнению обязательных работ по консервации объектов капитального строительства.

Для этого необходимо строительно-монтажные работы на объекте разделить на несколько этапов и регламентировать обязательные работы:

1 Требования по консервации открытых котлованов под фундаменты

1.1 Дно открытых котлованов под фундаменты должно быть засыпано непучинистым грунтом, толщина слоя которого должна соответствовать требованиям проектной документации.

1.2 Котлован должен быть обвалован по контуру на расстоянии 50 см от его верхней бровки с устройством нагорной канавы и других элементов для отвода поверхностных ливневых вод и защиты котлована от подтопления.

2 Требования по консервации фундаментов

2.1 При консервации свайных фундаментов должны быть выполнены:

— срубка свай методами, исключающими нарушение защитного слоя бетона сваи ниже ее среза;

— засыпка грунтом до уровня верха головы сваи или до отметки низа сборного оголовка, если он смонтирован, или до низа монолитного ростверка, если он забетонирован;

2.2 При консервации ленточных или столбчатых фундаментов должна быть выполнена засыпка грунтом фундаментных подушек до уровня их верха.

2.3 В случаях, когда низ фундаментов и пол подвала находятся в слабо фильтрующих грунтах (пылевато-глинистые, глины, суглинки, реже супеси), должен быть выполнен пластовый или кольце¬вой дренаж.

3 Требования по консервации конструкций цокольного этажа (подвала)

3.1 При смонтированных конструкциях цокольного этажа (подвала) должны быть выполнены:

— перекрытие над цокольным этажом (подвалом); постоянные крепления стен цокольного этажа (подвала), т.е. запрещается оставлять временные крепления — струбцины или монтажные связи;

— заделка швов между сборными элементами, а также температурно-усадочных швов;

— защита плит перекрытий от намокания и размораживания одним слоем гидроизоляционного материала, уложенного насухо.

3.2 Все металлические связи между элементами должны быть обетонированы, закладные дета¬ли и другие металлические элементы защищены от коррозии в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11 и СНиП 3.04.03.

3.3 Должна быть выполнена обратная засыпка пазух с уплотнением грунта согласно проектной документации с уклоном от здания и водоотвод для предотвращения подтопления цокольного этажа (подвала) поверхностными ливневыми водами.

4 Требования по консервации конструкций выше отметки ± 0,000

4.1 Монтажный горизонт на всем здании или по отсекам должен быть завершен.

Оставлять стеновые панели, закрепленные струбцинами или монтажными связями, не допуска¬ется. Конструкции должны быть закреплены плитами перекрытия, швы между сборными элементами заделаны, выполнены температурно-усадочные швы.

4.2 Должна быть выполнена защита панелей перекрытия от намокания и размораживания по 3.1.

4.3 Все металлические связи между элементами, закладные детали и другие металлические элементы должны быть защищены согласно 3.2.

4.4 Верхняя грань панелей наружных стен, стыки между ними и зона утеплителя за гребнем па¬нели должны быть защищены от намокания проклейкой полосы гидроизоляционного материала. В стыках между наружными панелями должен быть установлен герметик.

4.6 Все отверстия вентиляционных шахт, шахт лифтов и другие проемы должны быть закрыты надежно закрепленными щитами.

4.7 Все оконные проемы возведенных этажей должны быть закрыты пленкой или фанерой от попадания в помещение влаги.

5 Требования по консервации зданий и сооружений после завершения монтажа конструкций и начала отделочных работ

5.1 Должен быть выполнен один слой кровли и обеспечен отвод воды с крыши, в том числе по возможности — отвод воды в ливневую канализацию.

5.2 Все оконные проемы должны быть остеклены или закрыты пленкой или фанерой от попада¬ния в помещение влаги.

5.3 Здание должно быть обесточено и отключе¬ны водоснабжение и отопление.

5.4 Должны быть выполнены работы в соответствии с требованиями 4.6.

Минимальные обязательные работы по консервации объектов капитального строительства позволят гарантировано защитить конструкцию от внешних физических воздействий окружающей среды, а также детали и изделия от полного или частичного разрушения под воздействием биологических факторов.

Список литературы

  1. СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004. Введ. 2011-05-20. -М.:ОАО «ЦНС», 2011.
  2. Порядку консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено. Введ. 2008-10-01. — М: ОАО «ЦНС», 2008.
  3. П4-02 к СНиП 3.03.01-87 Консервация строящихся объектов. Введ. приказ Министерства архитектуры и строительства РБ от 28.06.2002 №288
  4. Современное состояние строительной отрасли . Режим доступа: http://www.k-see.ru/st/chto-zhdyot-stroiteljnuyu-otraslj-rossii-v-2016-godu-mneniya-ekspertov/

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

custom footer text left
custom footer text right
Iconic One Theme | Powered by Wordpress