Контракт в 44 ФЗ

Автор: | 02.05.2019

Контракт по правилам 44-ФЗ (ст. 34)

Любая закупка по 44-ФЗ – конкурентная или нет – приводит Заказчика к заключению контракта или договора. Как сложилось из практики, контракты это соглашения сторон закупки, которые заключаются по итогам конкурсных процедур (или закупок у единственного поставщика) и публикуются в ЕИС, а договоры – это те соглашения, которые заключаются по п.4 и п.5 ч. 1 ст. 93, то есть то, что мы не публикуем в ЕИС.

Государственным или муниципальным будет этот контракт/договор зависит от уровня финансирования Заказчика – из какого бюджета к нему поступают деньги.

Все положения контракта должны соответствовать требованиям действующего законодательства. В первую очередь это требования Гражданского кодекса РФ, т.к. сфера его действия и применения гораздо шире, чем у Закона о контрактной системе, да и появился он гораздо раньше. В следующую очередь в контракте должны соблюдаться требования 44-ФЗ.

При закупках у единственного поставщика (п. 1,4,5,8,15,20,21,23,26,28,29,40,41,44,45,56,51-53 ч.1 ст. 93) требования отраслевого законодательства становятся выше требований Закона о контрактной системе. К таким контрактам Заказчик может заключать протоколы разногласий, которые урегулируют спорные моменты и разночтения законов.

Пример: при закупке коммунальных услуг – поставка тепловой энергии – требования норм законодательства о теплоснабжении, а именно ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении», будут в основе при составлении контракта. И уже во вторую очередь мы будем учитывать требования Закона о контрактной системе. Соответственно особенности составления контрактов по гособоронзаказу регламентируются не только требованиями Закона о контрактной системе, но и ФЗ №275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О «КОНТРАКТЕ»

Закон о контрактной системе предписывает нам несколько положений, которые необходимо включать в контракт:

  • Цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 ФЗ №44-ФЗ. Тут всё как мы любим в госзаказе – устанавливается правило и тут же оговаривается, что из него могут быть исключения.
  • Ответственность Заказчика и Поставщика, согласно Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 №1042. Все условия о начислении штрафов и пеней, выплаты неустоек должны быть описаны в контракте. Также обязательно включение в контракт фразы «Общая сумма штрафов не должна превышать сумму государственного контракта».
  • Ряд Заказчиков, на которых возложены полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере их деятельности, разрабатывают и утверждают свои типовые формы контрактов, типовые условия этих контрактов.
  • Порядок и срок оплаты Заказчиком поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Срок оплаты не может превышать тридцати календарных дней, а при закупках для СМП — не более пятнадцати рабочих дней.
  • Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта как Заказчиком, так и Поставщиком. Подробнее нюансы одностороннего расторжения мы рассмотрим позже.
  • При закупке товаров, можно предусмотреть право Заказчика на увеличение цены контракта на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником закупки и НМЦ закупки. Но только если это право было предусмотрено документацией о закупке.
  • Сроки возврата обеспечения исполнения контракта, если оно предусмотрено условиями контракта.
  • Условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком Поставщику/Подрядчику/Исполнителю, на размер налогов, сборов и платежей, связанных с оплатой контракта. Это условие в Законе новое, толкование его неоднозначное, но большинство экспертов приходит к выводу, что речь идёт об уплате Заказчиком НДФЛ, если Поставщик/Подрядчик/Исполнитель физическое лицо.

Если контракт был заключен на срок более трёх лет и сумма его более ста миллионов, то обязательным становится условие о графике исполнения контракта.

Удачных вам закупок, коллеги!

Последние поправки, внесенные в ст 34 ФЗ 44

Статья 34 ФЗ-44 предусматривает порядок оформления контрактов на осуществление государственных закупок, а также особенности их заключения и выполнения участниками сделки.

Текущая статья устанавливает следующие основные условия:

  • Заключение контракта осуществляется на основе требований, которые предусматриваются извещением о закупке, документами об определении поставщика, закупочной документацией, заявкой участника и предложением заказчика.
  • Цена договора является твёрдой и не изменяется на протяжении его действия, за исключением случаев, когда стоимость определяется относительно и рассчитывается предусмотренной формулой. Также цена контракта может устанавливаться Федеральным законом “О государственном оборонном заказе”.
  • В случае неисполнения условий соглашения заказчиком, поставщик имеет право востребовать у него компенсацию в виде неустойки.
  • Если поставщик нарушает свои обязательства, предусмотренные контрактом или выполняет их ненадлежащим образом, заказчик имеет право требовать уплаты неустойки.
  • Размер штрафов, пеней или неустоек устанавливается контрактом как устойчивая сумма, которая начисляется за каждый день просрочки обязательств одной из сторон. Размер исходного штрафа определяется Правительством российской Федерации, но он не может превышать размера одной трёхсотой ставки рефинансирования Центробанка России от общей цены сделки.
  • Сторона, нарушившая свои обязательства, может быть освобождена от начисления неустойки, если докажет, что невыполнение условий соглашения произошло в силу непреодолимых обстоятельств.
  • Типовые контракты и типовые условия контрактов разрабатываются Правительством Российской Федерации, а также государственные корпорации “Росатом” и “Роскосмос” осуществляют регулирование в соответствующих им сферах.
  • В контракте может быть указано условие об одностороннем расторжении в соответствии с условиями статьи 95 настоящего закона.
  • Правительство РФ устанавливает случаи, при которых допускается заключение соглашений о постройке или доставке объектом с последующим их обслуживанием вплоть до утилизации. Подробные заказы называются контрактами жизненного цикла.
  • Суд может признать сделку недействительной, если контролирующий орган обнаружит личную заинтересованность руководителя заказчика, одного из членов комиссии или представителей одной из сторон.
  • Дополнительным условием в контракт необходимо включать информацию о банковском сопровождении соглашения и о сроках возвращения денежных средств, выступающих в качестве гарантии.

Вам будет интересно: ФЗ о банках и банковской деятельности. Подробности

Статья 94 ФЗ 44 подробнее

В ходе последней редакции статьи 34, состоявшейся 31.12.2017 был произведён ряд изменений, однако они вступят в силу лишь 1 июля 2018 года. Во время поправки были сделаны следующие изменения:

  • Часть 13 ст. 34, предусматривающая перечень обязательной информации, которую необходимо включить в контракт, была разбита на два пункта и переписана. В новой редакции устанавливаются следующие требования:
    • в контракт включаются обязательные требования:
      • о сроках и способах оплаты товаров, работ и услуг, а также сроки и способы их доставки и выполнения, включая меры контроля за качеством;
      • об уменьшении стоимости налогов поставщика, если он является физическим или юридическим лицом, включая индивидуальных предпринимателей.
  • Добавлена часть 29, которая определяет право Правительства Российской Федерации устанавливать минимальный срок исполнения поставщиком контракта, а также особые требования к составлению лотов при покупке определённых товаров или услуг.

Читайте о статье №66 Федерального закона 44

Порядок заключения контракта

Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает заключения контракта на государственные закупки посредством следующих способов:

  • по результатам электронного аукциона;
  • вследствие конкурсов;
  • при запросе котировок;
  • в результате проведения запроса предложений;
  • с помощью закрытого определения поставщиков;
  • при заключении контракта с единственным участником.

ФЗ №33 читайте

Порядок осуществления закупки у одного поставщика определяется статьёй 93 настоящего законодательства. Данный тип сделки заключается в следующих ситуациях:

  • предмет контракта входит в сферу деятельности субъектов естественных монополий, согласно ФЗ-147 “О естественных монополиях”;
  • при определении поставщика президентским указом;
  • при осуществлении действий по подготовке к мобилизации;
  • при стоимости сделки до 100 000 рублей, а общей годовой цене закупок не более 2 миллионов рублей;
  • государственные закупки осуществляются с целью сохранения объектов культурного наследия и памятников природы;
  • заключение соглашений о подключении и поставке снабжению водой, газом, электричеством, теплом, а также другими коммунальными услугами;
  • при заключении контрактов о поставке вооружения и техники, не имеющих аналогов, поставка и обслуживание которых производится единственным поставщиком, внесённым в соответствующий реестр;
  • при других условиях, указанных в статье.

Статья 34 в части 10 предусматривает возможность заключения контракта с несколькими участниками. Подобные соглашения составляются в следующих случаях:

  • при доставке технических реабилитационных средств для инвалидов;
  • при необходимости создания нескольких произведений литературы или искусства;
  • для проведения научно-исследовательских работ;
  • при оказании услуг в области образования;
  • для осуществления санаторно-курортного лечения;
  • организация детского отдыха и оздоровления.

При заключении контракта с несколькими участниками заказчик должен указать в документации о закупке своё право на осуществление данного рода сделки.

Основания для признания контракта недействительным

В соответствии с положениями ФЗ-44, контракт о государственной закупке может быть признан недействительным на следующих основаниях:

  • мнимость сделки;
  • притворные торги;
  • необоснованное отстранение одного из участников сделки;
  • нарушения установленного в извещении срока продажи;
  • игнорирование без причин во время торгов более выгодной цены;
  • нарушение правил проведения торгов;
  • заключение контракта под давлением;
  • одного из участника сделки ввели в заблуждение и обманом принудили к подписанию соглашения;
  • выявления личной заинтересованности одного из участников соглашения.

Контракт признаётся недействительным только в судебном порядке. Для этого необходимо, чтобы один из участников закупки или исполнительный орган, имеющий контролирующие функции в области госзакупок, при обнаружении одного из перечисленных нарушений обратился с соответствующим иском в судебную инстанцию. Обратиться в суд с заявлением можно в течение года, с момента подписания контракта.

Скачать текст статьи 34 ФЗ 44 о госзакупках

Для подробного ознакомления с положениями статьи 34 ФЗ-44 рекомендуется скачать текст её актуальной редакции . Также для изучения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” можно скачать документ с последними изменениями .

Комментарии и разъяснения

Комментарии к законам составляются профессиональными юристами с целью исключения двоякого или неверного понимания, а также для исключения несоответствий в утверждениях в различных статьях закона или спорных моментов в пересекающихся и ссылающихся положений законодательства.

В статье 24 Федерального закона о госзакупках устанавливаются требования к составлению, согласованию, заключению, изменению и расторжению контракта на поставку товаров или предоставлению услуг с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Комментарии к текущей статье расширяют сферу её распространения, добавляя, что к услугам можно отнести покупку или аренду недвижимости от имени Российской Федерации или её субъекта. Также предусматриваются особенности извещения сторон о предстоящей сделке и заполнения пригласительной документации и заявки на участие в электронных торгах с целью получить госзаказ.

Заказчик вправе увеличить сумму сделки или объём доставляемого товара на размер, не превышающий 10 процентов от начальной стоимости или объёма. Однако для осуществления данного действия в условиях контракта должна быть прописана возможность изменения объёма продукции или её стоимости. При проведении изменений в условиях соглашения поставщик должен быть немедленно уведомлён предусмотренным образом.

Оформление и заключение контракта о госзакупке осуществляется на основании проектных документов или аукционной и конкурсной документации, в зависимости от способа определения поставщика, которые содержат подробное описание товара и требования к его доставке. Любые отклонения от первоначальных условий должны согласовываться сторонами при заключении соглашения.

Статья 34. Контракт

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй и статьёй 95 настоящего Федерального закона.

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учётом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

  • 1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • 2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключён в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключённого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечёт за собой недействительность заключённого контракта по данному основанию.

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьёй 35 настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

  • 1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
  • 2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Обязательные условия государственного (муниципального) контракта

При составлении контракта заказчику необходимо включить в него положения, которые являются обязательными в силу прямого указания закона.

Прежде всего любой договор (контракт) должен содержать соглашение сторон по всем существенным условиям. К их числу относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

В силу положений Закона N 44-ФЗ в контракте должны быть отражены следующие обязательные условия:

— о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 4 — 6, 7 — 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание! Срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Исключение составляет случай, указанный в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, а также ситуации, когда иной срок оплаты устанавливает Правительство РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— о порядке и сроках приемки заказчиком товаров, работ, услуг, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы РФ должен уплатить заказчик (п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— об обеспечении исполнения контракта (способах, размерах, сроках возврата и т.п.), за исключением ряда случаев (ч. 27 ст. 34, ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

В 2018 г. заказчики — получатели средств федерального бюджета в случаях, указанных в Федеральном законе от 05.12.2017 N 362-ФЗ, обязаны включать в контракт условие о казначейском обеспечении обязательств. В Письме Казначейства России от 11.01.2018 N 07-04-05/05-160 отмечено, что в контракте также необходимо предусмотреть условие о казначейском сопровождении целевых средств. Проекты государственных контрактов, содержащих условия о казначейском обеспечении обязательств, целесообразно разрабатывать с учетом положений Письма Минфина России N 09-01-08/24704, Казначейства России N 07-04-05/05-6755 от 13.04.2018.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, содержащихся в том числе в документации о закупке и извещении об осуществлении закупки. Условия, которые необходимо отразить в документации и извещении, определены соответственно в ст. 33 и п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ. Анализ указанных норм позволяет выявить условия, обязательные для определенного контракта (на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг).

Кроме того, исходя из указанных норм могут быть выявлены условия, обязательные для всех контрактов. Например, к существенным условиям контракта относится источник финансирования (Письма Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3642, от 02.10.2015 N Д28и-2965).

Если одно из указанных условий не включено в контракт (проект контракта) или согласовано ненадлежащим образом, должностное лицо заказчика, утвердившее конкурсную документацию, может быть привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 3000 руб. на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Случаи, в которых заказчик вправе не включать в контракт отдельные обязательные условия

В силу ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе не применять требования ч. 4 — 9, 11 — 13 указанной статьи при заключении контракта с единственным поставщиком в следующих случаях:

— осуществляется закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», или услуг центрального депозитария;

— общая сумма закупки не превышает 100 тыс. руб. с учетом ограничений по совокупному годовому объему закупок, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Если заказчик осуществляет деятельность на территории иностранного государства, то при проведении закупок в соответствии с данной нормой на него не распространяется ограничение в части установления цены контракта не более 100 тыс. руб.;

— закупку проводит государственная или муниципальная образовательная организация, государственная или муниципальная научная организация, организация, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивная организация, государственное или муниципальное учреждение из числа названных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;

— оказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа); по обращению с твердыми коммунальными отходами, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам); по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

— заключается контракт на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

— заключается контракт на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов лиц, перечисленных в п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

— контракт заключается в целях обеспечения деятельности объектов государственной охраны;

— заключается контракт на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, охране, вывозу бытовых отходов, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, в чьем пользовании находятся нежилые помещения в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;

— заключается контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;

— осуществляется закупка на сумму не более 200 тыс. руб. лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии с учетом иных ограничений, установленных п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

— заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

— закупка товаров, работ, услуг осуществляется в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности (перечень таких товаров, работ, услуг утверждается руководителем соответствующего органа внешней разведки РФ);

— закупка товаров, работ, услуг проводится с целью обеспечить органы федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (перечень таких товаров, работ, услуг утверждается руководителем ФСБ России);

— осуществляется закупка услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования. Заказчиками по данной закупке выступают государственные и муниципальные библиотеки, организации, осуществляющие образовательную деятельность, государственные и муниципальные научные организации, а исполнителями — операторы указанных баз данных, которые включены в утвержденный Правительством РФ Перечень, либо национальные библиотеки и федеральные библиотеки, имеющие научную специализацию;

— закупка товаров, работ, услуг проводится за счет средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность (перечень таких товаров, работ, услуг утверждается лицом, указанным в п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— осуществляется закупка юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств;

— закупка товаров, работ, услуг производится органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны (перечень таких товаров, работ, услуг утверждается руководителем ФСО России);

— заключается контракт на оказание услуг по осуществлению рейтинговых действий юридическими лицами.

В приведенных случаях заказчик не обязан применять утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в ЕИС (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), а также не обязан согласовывать в контракте следующие условия (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ):

— об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 4 — 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— о графике исполнения контракта при заключении его сроком более чем на три года по цене, превышающей более 100 млн руб. (ч. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание! Срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Исключение составляет случай, указанный в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, а также ситуации, когда иной срок оплаты устанавливает Правительство РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов приемки (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы РФ должен уплатить заказчик (п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Что должен содержать контракт по 44-ФЗ?

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию: 8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01

Контракт обязан включать в себя два основополагающих момента, первое, это положения Гражданского кодекса РФ, второй, это положения Закона 44-ФЗ, а также может быть третий момент, касающийся специализированного законодательства, если товары, работы, услуги подпадают под специальные требования законов.

По поводу Гражданского кодекса РФ в отношении контрактов можно сказать следующее.

В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Во второй части ГК РФ расположены положения об отдельных видах обязательств. Это основные виды обязательств и по ним гражданское право указывает конкретные существенные условия, которые необходимо предусмотреть в контрактах.

Пример: существенные условия договора поставки.

Стороны договора.

Предмет договора поставки (статья 506 ГК РФ) по договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Существенные условия: срок поставки, цена контракта.

Форма и порядок заключения: простая письменная форма.

Иные условия в рамках гражданского законодательства: права и обязанности сторон, порядок разрешения конфликтных ситуаций и т.д. В случае отсутствия данных условия, суды руководствуются положениями ГК РФ и сложившейся судебной практикой.

Также договор поставки не должен противоречить положениям параграфа 4 главы 30 ГК РФ «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд».

По поводу обязательных условий, которые установлены Законом 44-ФЗ можно сказать следующее. Опишу основные условия, которые необходимо включать практически в каждый контракт, так сказать «жизненные принципы».

В статье 34 Закона 44-ФЗ «Контракт» указаны основные условия, которым должен соответствовать контракт в рамках Закона 44-ФЗ.

Принцип неизменности цены и условий контракта, согласно пункт 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Часть 2 статьи 34 Закона 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Случаи, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19 и включают в себя:

— заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;

— заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;

— заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.

Принцип включения обязательной ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде пени и штрафа, согласно ч. 4 – 7 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Размеры штрафов предусмотрены Постановлением Правительства № 1063 от 25 ноября 2013 года.

Принцип обязательности условий порядка приемки и порядка оплаты. В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, согласно части 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Принцип возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Важным моментом является, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Это значит, можно ссылаться в контракте только на те случаи одностороннего расторжения контракта, которые непосредственно указаны в каждой отдельной главе части 2 ГК РФ.

Принцип, обязывающий предоставлять информацию при осуществлении закупки товара, работы, услуги, если НМЦК превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации.

Согласно части 23 статьи 34 Закона 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

В силу Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 775 в соответствии с частями 19 и 23 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность участника закупки товара, работы, услуги (далее — закупка), с которым заключается контракт, предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и др.), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе (директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарного предприятия либо об иных органах управления юридических лиц участников закупки путем указания фамилий, имен, отчеств (при наличии) таких лиц с учетом положений Федерального закона «О персональных данных»:

1 млрд. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

100 млн. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

2. Установить следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

1 млрд. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

100 млн. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Принцип о банковском сопровождении контракта (часть 26 статьи 34 Закона 44-ФЗ) с 01 июля 2014 года.

Принцип обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.

Принцип включения обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 27 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

Необходимо обратить внимание, если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта (часть 12 статьи 34 Закона 44-ФЗ).

ВАЖНО:

В отношении контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по:

п. 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ — осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей

п. 15 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ — заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

п. 28 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ — осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту (ч. 15 Закона 44-ФЗ).

Т.е., по вопросам пени, штрафа, порядка приемки, обеспечения контракта, Заказчик имеет право не применять в отношении п. 4, п. 15, п. 28 ч. 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 96 Закона 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 5, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *