Льготы по НДС

Автор: | 19.09.2018

Чем подтвердить льготу по НДС

Многие бюджетные (автономные) учреждения по тем или иным основаниям могут быть освобождены от обязанности уплачивать НДС. Однако, желая подтвердить право на льготу, они не всегда могут найти в законодательстве перечень документов, которые необходимо представить в налоговый орган, а также порядок их подачи. Рассмотрим несколько наиболее проблемных ситуаций.

Статья 146 НК РФ

Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета. Указанная норма вступила в силу с 01.01.2012 (ч. 2 ст. 6 Закона N 239-ФЗ).

При этом ни ст. 146, ни гл. 21 НК РФ в целом не содержат требования о документальном подтверждении правомерности применения рассматриваемой льготы. Разъяснений уполномоченных органов власти по данному вопросу на сегодняшний день также нет.

На наш взгляд, нужно учитывать следующее.

В силу п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ) государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (далее — Положение). Государственное задание по форме, содержащейся в Приложении к Положению, доводится до бюджетного учреждения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения).

Предоставление федеральному бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется по соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого учреждением и федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с примерной формой, утверждаемой Минфином России. Это установлено п. 15 Положения.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что документами, подтверждающими правомерность применения положений пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, будут:

  • государственное задание, составленное по соответствующей форме;
  • соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии;
  • выписка из лицевого счета бюджетного учреждения.

Статья 149 НК РФ

Кроме операций, не являющихся объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, в ст. 149 НК РФ установлены льготы в отношении определенных операций, а также условия и порядок их применения.

В п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ выделены три группы осуществляемых на территории Российской Федерации операций, которые освобождаются от налогообложения НДС:

  1. операции по сдаче в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации (п. 1 ст. 149 НК РФ);
  2. реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) определенных товаров, работ, услуг, имущественных прав (п. 2 ст. 149 НК РФ);
  3. отдельные операции с товарами, работами, услугами, имущественными правами, освобождаемые от налогообложения (п. 3 ст. 149 НК РФ).

Внимание! Льготы, установленные п. п. 1, 2 ст. 149 НК РФ, применяются при проведении соответствующих операций, отказаться от них нельзя. Уведомлять налоговые органы о начале и об окончании использования освобождения не требуется. Налогоплательщики, осуществляющие операции, указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе по собственной инициативе отказаться от освобождения от налогообложения НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Услуги в сфере образования. Согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса;
  • дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Таким образом, дополнительные образовательные услуги в виде семинаров, курсов лекций, по результатам которых не выдаются документы об образовании, освобождаются от налогообложения НДС при условии соответствия данных услуг уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (Письма Минфина России от 28.04.2012 N 03-07-07/47, от 21.06.2012 N 03-07-07/59).

Однако в таком случае налогоплательщику нужно быть готовым подтвердить соответствующий уровень и направленность дополнительных нелицензируемых услуг в сфере образования, например, программами дисциплин (курсов), методиками, другими аналогичными материалами.

Важный нюанс. Освобождение от НДС по лицензируемым видам деятельности предоставляется только при наличии у налогоплательщика необходимой лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ).

НИОКР. На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС на территории Российской Федерации освобождаются:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
  • НИОКР, осуществляемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимых продукции и технологий. Здесь же перечислены виды деятельности, которые должны включаться в состав НИОКР и технологических работ для применения данной льготы.

Внимание! Определение НИОКР в целях применения гл. 21 НК РФ не приведено. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться ст. 769 "Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ" ГК РФ.

Таким образом, для получения освобождения от налогообложения НДС исполнитель должен осуществлять на территории Российской Федерации работы, подпадающие под понятие "научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки", и (или) иметь подтверждение статуса научной организации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Подобные разъяснения даны в Письме УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746.

Статья 145 НК РФ

В силу п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Однако эта норма не конкретизирует порядок определения размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), в частности не указывает, должна ли учитываться при определении условия, дающего право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ.

Минфин России и налоговые органы разъясняют, что для определения соответствия условиям ст. 145 НК РФ в расчет включается выручка от всех операций, как подлежащих, так и не подлежащих обложению НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ (Письма Минфина России от 12.09.2001 N 04-03-11/128, УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541).

Чтобы получить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, учреждению необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого оно использует право на освобождение, предоставить в налоговый орган по месту своего учета следующие документы (п. п. 3, 6 ст. 145 НК РФ):

  • уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (форма уведомления утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации");
  • выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж;
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Следует учесть! Последствия пропуска срока подачи документов в НК РФ не прописаны. При этом в Письмах налоговых органов (см., например, Письма УФНС России по Новгородской области от 25.05.2011 N 7-20/04288, УФНС России по Краснодарскому краю от 03.12.2010 N 15-10/30310) отмечается, что по смыслу ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС носит заявительный характер. Организации вправе начать использовать такое освобождение только с момента представления налоговому органу соответствующего уведомления и документов.

13. Ставки налога и льготы по ндс

В случае непредставления документов, указанных в п. 4 ст. 145 НК РФ, либо представления документов, содержащих недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб.;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Внимание! Пропуск срока представления документов неминуемо приведет к спорам с налоговым органом. Анализ арбитражной практики показывает, что позиция судов по данному вопросу неоднозначна.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.04.2011 по делу N А29-5471/2010 указал, что налогоплательщику правомерно отказано в льготе, т.к. соответствующее уведомление он направил с опозданием, а освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС за прошедший период недопустимо.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой из п. 5 ст. 145 НК РФ не следует, что в случае представления налогоплательщиком документов с нарушением срока он лишается права на освобождение от уплаты НДС (Постановления ФАС Поволжского округа от 10.08.2010 по делу N А49-11485/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2011 по делу N А75-265/2011).

В Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 N 14АП-8896/11 сделан вывод, что возникновение права на освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ обусловлено именно суммой полученной налогоплательщиком выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца, а не датой направления в налоговый орган уведомления об освобождении от уплаты этого налога и соответствующих документов. При этом ст. 145 НК РФ не содержит пресекательного срока предъявления уведомления, а также императивной нормы, что в случае нарушения срока представления уведомления налогоплательщик обязан восстановить и уплатить налог.

Во избежание налоговых рисков в случае применения освобождения от НДС на основании ст. 145 НК РФ рекомендуем соблюдать установленный порядок заявления и подтверждения льготы.

О.В.Монако

Аудитор

ООО "Аудит Бизнес Трейд"

НДС — порядок применения льгот бюджетными организациями

НДС — порядок применения льгот бюджетными организациями

Главой 21 “Налог на добавленную стоимость“ части второй Налоговой кодекса РФ не предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость для бюджетных организаций.

Налогоплательщиками являются организации, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). При этом под организациями понимаются юридические лица, которые образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 143 НК РФ).

Таким образом, все организации, вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности, при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны платить НДС.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признают операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исключением являются операции, не подлежащие налогообложению согласно статье 149 Налогового кодекса РФ, и операции, не признаваемые объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, определены в статье 149 Налогового кодекса РФ.

Важным моментом для использования освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного статьей 149 Налогового кодекса РФ, является выполнение требований пунктов 4, 5, 6 и 7 данной статьи.

В случае если организация осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), она обязана вести раздельный учет таких операций. Об этом сказано в пункте 4 статьи 149 Налогового кодекса.

В пункте 5 статьи 149 указан порядок, согласно которому организация, осуществляющая операции по реализации товаров (pa6oт, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Для этого нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика. Срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых организацией операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Также организация не может отказаться от освобождения на срок менее одного года.

Согласно пункту 6 статьи 149 перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у организации соответствующих лицензий на осуществление лицензируемой деятельности.

Норма пункта 7 статьи 149 указывает, что освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров.

НДС и образовательные учреждения

С учетом изложенных особенностей, предусмотренных для организаций, в том числе бюджетных, рассмотрим порядок применения налогового освобождения от НДС образовательными учреждениями.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация на территории России услуг в сфере образования. Но при условии, что эти услуги оказывают некоммерческие образовательные учреждения учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. При этом не стоит забывать, что консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений не подпадают под это освобождение.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг), как собственного производства (в том числе учебно-производственными мастерскими в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению. Причем независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данное образовательное учреждение на развитие, совершенствование образовательного процесса или нет.

При оказании некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса освобождение от налога предоставляют независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

Услугой для целей налогообложения на основании пункта 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ признают деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуют и потребляют в процессе осуществления этой деятельности.

Согласно Закону от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“ (далее — Закон) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Такой процесс должен сопровождаться констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В соответствии со статьей 12 Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс. То есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Согласно пункту 6 статьи 33 Закона право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные российским законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Таким образом, указанную льготу предоставляют при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“.

Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст.

Льготы по НДС, их виды, порядок представления

11.1 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1).

Соответственно некоммерческие образовательные учреждения, под которыми понимают государственные (или муниципальные), а также негосударственные образовательные организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и осуществляющие образовательную деятельность при наличии лицензии вправе применить налоговое освобождение согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 марта 1999 г. N 643 “Об утверждении типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти“ установлено, что филиал проходит лицензирование образовательной деятельности самостоятельно.

Таким образом, условием для применения вышеуказанного освобождения образовательным учреждением, который имеет филиалы, является наличие лицензий на право ведения образовательной деятельности как у самого учреждения, так и у его филиалов.

Коммерческим образовательным учреждениям, в том числе созданным в виде обособленных или структурных подразделений коммерческих организаций или индивидуальными предпринимателями, освобождение от НДС не предоставляют.

Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Об этом сказано в подпункте “а“ пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства от 18 октября 2000 г. N 796. Таким образом, в случае, когда по итогам семинаров аттестацию не проводят и соответствующие документы не выдают, услуги по проведению семинаров не подпадают под лицензирование. Соответственно льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на такие услуги не распространяется. Таким образом, реализацию таких услуг облагают НДС в общеустановленном порядке.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов. А также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с российским законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров также не облагают НДС.

При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования на основе хозяйственных договоров, основанием для освобождения этих работ от налога является договор на выполнение таких работ. Также нужно представить в налоговый орган подтверждение об отнесении организации, выполняющей данные работы, к учреждениям образования.

Нередко учреждение образования осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения. Если в учетной политике, принятой организацией, не отражен отказ от освобождения от НДС, право на него у учреждения возникает только при наличии раздельного учета таких операций.

НДС и учреждения культуры

Услуги в сфере культуры и искусства, которые оказывают на территории России учреждения культуры и искусства, также не облагают НДС (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ). К таким услугам относятся:

— услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

— реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса относят:

— театры, кинотеатры;

— концертные организации и коллективы;

— театральные и концертные кассы, цирки;

— библиотеки, музеи, выставки;

— дома и дворцы культуры (в частности, дома кино, литератора, композитора), клубы;

— планетарии, парки культуры и отдыха;

— лектории и народные университеты;

— экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро);

— заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Если образовательное учреждение имеет в качестве обособленного или структурного подразделения библиотеку, клуб, оно может получить освобождение от НДС. Однако эта льгота предоставляется при наличии у данного образовательного учреждения соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001. Напомним, что этот классификатор введен с 1 января 2003 года на основании постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.

НДС и аренда

Нередко образовательные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная. В этом случае освобождение от налога услуг в сфере образования осуществляется не только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, но при выполнении условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ определен порядок раздельного учета сумм налога, подлежащих налоговому вычету, и сумм налога, относимых на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Как указано выше, услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, облагают НДС в общеустановленном порядке. Но у бухгалтеров возникает вопрос: если образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, можно ли применять пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ?

В этом пункте сказано, что при предоставлении на территории России органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговую базу определяют как сумму арендной платы с учетом налога. При этом налоговый агент определяет налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признают арендаторов указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога.

В ситуации, когда государственное образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, обязанность по уплате НДС возлагается на арендодателя. В данном случае арендатор не вправе выполнять функции налогового агента (ст. 161 НК РФ).

НДС и целевое финансирование

При реализации федеральных целевых программ, исполнителями которых являются, например, государственные учреждения, выполненные ими работы или оказанные услуги облагают НДС.

При этом когда заказчиком работ (услуг) является государство и бюджетные средства являются источником их оплаты, НДС, подлежащий уплате за выполнение этих работ (услуг), исчисляют и уплачивают в общеустановленном порядке.

При определении налоговой базы выручку от реализации товаров (работ, услуг) определяют исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). При этом не важно получена выручка в денежной, натуральной формах или в ценных бумагах (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Если бюджетная организация получила деньги в виде целевого финансирования из бюджетов различных уровней на оплату каких-либо работ или услуг, то эти средства не учитывают при определении налоговой базы. Однако такие средства не облагают налогом только в момент их зачисления на счет организации-бюджетополучателя, которая является заказчиком указанных работ (услуг). Выполненные работы (оказанные услуги), которые были оплачены за счет вышеуказанных средств, подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ. При получении исполнителем от бюджетной организации данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (оказание услуг) налогообложение осуществляют согласно статье 162 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям.

Денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, не учитывают при определении налоговой базы.

Таким образом, имея в оперативном управлении имущество, являющееся федеральной собственностью, его текущий ремонт следует осуществлять за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов. Суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) в пределах сметы, в том числе за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, вычету не подлежат.

Л.В. Чураянц,

советник налоговой службы РФ III ранга

“Бюджетный учет“, N 1, январь 2005 г.

Чем подтвердить льготу по НДС

Многие бюджетные (автономные) учреждения по тем или иным основаниям могут быть освобождены от обязанности уплачивать НДС. Однако, желая подтвердить право на льготу, они не всегда могут найти в законодательстве перечень документов, которые необходимо представить в налоговый орган, а также порядок их подачи. Рассмотрим несколько наиболее проблемных ситуаций.

Статья 146 НК РФ

Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета. Указанная норма вступила в силу с 01.01.2012 (ч. 2 ст. 6 Закона N 239-ФЗ).

При этом ни ст. 146, ни гл. 21 НК РФ в целом не содержат требования о документальном подтверждении правомерности применения рассматриваемой льготы. Разъяснений уполномоченных органов власти по данному вопросу на сегодняшний день также нет.

На наш взгляд, нужно учитывать следующее.

В силу п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ) государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (далее — Положение). Государственное задание по форме, содержащейся в Приложении к Положению, доводится до бюджетного учреждения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения).

Предоставление федеральному бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется по соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого учреждением и федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с примерной формой, утверждаемой Минфином России. Это установлено п. 15 Положения.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что документами, подтверждающими правомерность применения положений пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, будут:

  • государственное задание, составленное по соответствующей форме;
  • соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии;
  • выписка из лицевого счета бюджетного учреждения.

Статья 149 НК РФ

Кроме операций, не являющихся объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, в ст. 149 НК РФ установлены льготы в отношении определенных операций, а также условия и порядок их применения.

В п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ выделены три группы осуществляемых на территории Российской Федерации операций, которые освобождаются от налогообложения НДС:

  1. операции по сдаче в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации (п. 1 ст. 149 НК РФ);
  2. реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) определенных товаров, работ, услуг, имущественных прав (п. 2 ст. 149 НК РФ);
  3. отдельные операции с товарами, работами, услугами, имущественными правами, освобождаемые от налогообложения (п. 3 ст. 149 НК РФ).

Внимание! Льготы, установленные п. п. 1, 2 ст. 149 НК РФ, применяются при проведении соответствующих операций, отказаться от них нельзя. Уведомлять налоговые органы о начале и об окончании использования освобождения не требуется. Налогоплательщики, осуществляющие операции, указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе по собственной инициативе отказаться от освобождения от налогообложения НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Услуги в сфере образования. Согласно пп. 14 п.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса;
  • дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Таким образом, дополнительные образовательные услуги в виде семинаров, курсов лекций, по результатам которых не выдаются документы об образовании, освобождаются от налогообложения НДС при условии соответствия данных услуг уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (Письма Минфина России от 28.04.2012 N 03-07-07/47, от 21.06.2012 N 03-07-07/59).

Однако в таком случае налогоплательщику нужно быть готовым подтвердить соответствующий уровень и направленность дополнительных нелицензируемых услуг в сфере образования, например, программами дисциплин (курсов), методиками, другими аналогичными материалами.

Важный нюанс. Освобождение от НДС по лицензируемым видам деятельности предоставляется только при наличии у налогоплательщика необходимой лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ).

НИОКР. На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС на территории Российской Федерации освобождаются:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
  • НИОКР, осуществляемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимых продукции и технологий. Здесь же перечислены виды деятельности, которые должны включаться в состав НИОКР и технологических работ для применения данной льготы.

Внимание! Определение НИОКР в целях применения гл. 21 НК РФ не приведено. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться ст. 769 "Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ" ГК РФ.

Таким образом, для получения освобождения от налогообложения НДС исполнитель должен осуществлять на территории Российской Федерации работы, подпадающие под понятие "научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки", и (или) иметь подтверждение статуса научной организации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Подобные разъяснения даны в Письме УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746.

Статья 145 НК РФ

В силу п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Однако эта норма не конкретизирует порядок определения размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), в частности не указывает, должна ли учитываться при определении условия, дающего право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ.

Минфин России и налоговые органы разъясняют, что для определения соответствия условиям ст. 145 НК РФ в расчет включается выручка от всех операций, как подлежащих, так и не подлежащих обложению НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ (Письма Минфина России от 12.09.2001 N 04-03-11/128, УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541).

Чтобы получить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, учреждению необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого оно использует право на освобождение, предоставить в налоговый орган по месту своего учета следующие документы (п. п. 3, 6 ст. 145 НК РФ):

  • уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (форма уведомления утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации");
  • выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж;
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Следует учесть! Последствия пропуска срока подачи документов в НК РФ не прописаны. При этом в Письмах налоговых органов (см., например, Письма УФНС России по Новгородской области от 25.05.2011 N 7-20/04288, УФНС России по Краснодарскому краю от 03.12.2010 N 15-10/30310) отмечается, что по смыслу ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС носит заявительный характер. Организации вправе начать использовать такое освобождение только с момента представления налоговому органу соответствующего уведомления и документов. В случае непредставления документов, указанных в п. 4 ст. 145 НК РФ, либо представления документов, содержащих недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб.;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Внимание! Пропуск срока представления документов неминуемо приведет к спорам с налоговым органом. Анализ арбитражной практики показывает, что позиция судов по данному вопросу неоднозначна.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.04.2011 по делу N А29-5471/2010 указал, что налогоплательщику правомерно отказано в льготе, т.к. соответствующее уведомление он направил с опозданием, а освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС за прошедший период недопустимо.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой из п. 5 ст. 145 НК РФ не следует, что в случае представления налогоплательщиком документов с нарушением срока он лишается права на освобождение от уплаты НДС (Постановления ФАС Поволжского округа от 10.08.2010 по делу N А49-11485/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2011 по делу N А75-265/2011).

В Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 N 14АП-8896/11 сделан вывод, что возникновение права на освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ обусловлено именно суммой полученной налогоплательщиком выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца, а не датой направления в налоговый орган уведомления об освобождении от уплаты этого налога и соответствующих документов. При этом ст. 145 НК РФ не содержит пресекательного срока предъявления уведомления, а также императивной нормы, что в случае нарушения срока представления уведомления налогоплательщик обязан восстановить и уплатить налог.

Во избежание налоговых рисков в случае применения освобождения от НДС на основании ст. 145 НК РФ рекомендуем соблюдать установленный порядок заявления и подтверждения льготы.

О.В.Монако

Аудитор

ООО "Аудит Бизнес Трейд"

Курсовая работа.

Тема: Льготы по уплате НДС.

Дисциплина: Таможенные платежи в различных таможенных режимах.

Автор: Томахин В.С.

Май 2010

Введение 3

1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость 5

1.1 Экономическое содержание 5

1.2 Налогоплательщики 6

1.3 Объект налогообложения 6

1.4 Налоговая база 9

1.5 Ставки налога 10

1.6 Порядок исчисления налога 11

1.7 Порядок и сроки уплаты налога 12

2. Льготные условия по уплате налога на добавленную стоимость 14

2.1 Льготная ставка по уплате НДС 14

2.2 Освобождение от уплаты 20

2.3 Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. 25

2.4 Основания предоставления льгот 28

2.5 Практическое применение льгот по уплате НДС 30

Заключение 32

Список литературы 34

Введение

В настоящее время налог на добавленную стоимость — один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС – всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие в процессе производства, сбыта и ввоза товаров на территорию Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

НДС является одним из таможенных платежей, которые в свою очередь являются инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. В связи с этим, применение НДС в таможенном деле имеет большое значение. В отношении налога на добавленную стоимость распространяются некоторые виды льгот. Так как законодательство в отношении налогов постоянно претерпевает изменения, целью работы является изучение и систематизация льгот по уплате НДС в рамках изучения таможенных платежей в различных таможенных режимах.

На данный период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления является довольно сложным. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство подчёркивает актуальность выбранной темы.

Задачами данной работы являются: изучение применения НДС на территории Российской Федерации; его основные принципы и задачи; порядок исчисления налога на добавленную стоимость; общий порядок применения НДС; рассмотрение форм, в которых могут предоставляться льготы по уплате налога; систематизация оснований предоставления льгот; определение ставок НДС и порядок их применения; основания применения льгот по уплате НДС в различных таможенных режимах.

1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость

1.1 Экономическое содержание

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем.

Предоставление льгот по уплате налога на добавленную стоимость.

Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации — от сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, что предприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в налоговое ведомство, оформленную в форме счета-фактуры, которая уменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может получить обратно часть суммы производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося льготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

1.2 Налогоплательщики

Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ.

К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РФ. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

1.3 Объект налогообложения

Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; перемещениетоваров на таможенную территорию РФ.

В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

  1. операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

  2. передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

  3. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

  4. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

  5. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

  1. операции по реализации земельных участков (долей в них);

  2. передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

  1. осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

  2. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный)капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. НДС в России

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … статей, чтобы получить льготупоуплатеНДС налогоплательщик обязан вести … РФ дата возникновения обязанности поуплатеНДС определяется в соответствии с … возникновения объекта налогообложения и обязанности поуплатеНДС в данном конкретном случае. Таким …

  2. НДС: экономическая сущность и основы организации в РФ

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … (НДС). Преимущества и недостатки 6 3. ЛьготыпоуплатеНДС 10 4. Ставки НДС 12 5. Расчет поНДС 13 5.1. Исчисление НДСпо основным … приводя к дополнительному повышению розничных цен. 3. ЛьготыпоуплатеНДС В течение всего периода существования налога …

  3. Сравнительный анализ применения НДС в отечественной и зарубежной практике

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … практике, предусмотрены льготыпоуплатеНДС. Не перечисляя всех льгот, отмечу наиболее … льгот связана с решением социальных проблем населения. В частности, освобождены от уплатыНДС. — услуги по … компенсирует все свои затраты поуплатеНДС и добавляет налог …

  4. Методика и практика проверок использования налоговых льгот

    Реферат >> Финансы

    … второй НК РФ положения, закрепляющего льготупоНДС аналогичная норма Закона РФ “ … в целях применения льготыпо налогу на имущество актуальны и в контексте НДС (с учетом того … 11, поскольку НК РФ предусмотрена льготапоуплатеНДС при выполнении НИОКР за счет …

  5. Тарифные льготы во ВЭД

    Реферат >> Экономика

    … организаций. Налоговым законодательством Российской Федерации льготапоуплатеНДС в виде возврата ранее уплаченной суммы … актов следует, что указанные льготыпоуплате ввозной таможенной пошлины и НДС предоставляются в виде освобождения …

Хочу больше похожих работ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *