Материалы в балансе

Автор: | 01.05.2019

Какие запасы входят в баланс

Для начала стоит сказать, что сами по себе ресурсы для производства продукции – это только часть того, что признаётся запасами, и из чего складывается строка 1210 баланса. Они подразделяются на несколько категорий:

  • Материалы и сырьё, идущие на изготовление товаров или проведение работ.
  • Финансовые затраты на материалы и сырьё. Материалами для производства также признаются топливо, инструменты для ремонта, спецодежда и отходы, возникшие на предприятии.
  • Деньги на зарплаты работников, а также социальные выплаты.
  • Количество товаров, которые ещё не завершены в производстве.
  • Готовая продукция для продажи, а также услуги, работы, животные. Перед отгрузкой они проходят обязательную проверку качества.
  • Расходы на новое производственное оборудование, его модернизацию.
  • Расходы на амортизацию.
  • Стоимость валовой продукции.
  • Затраты на таможенные пошлины.
  • Налоги, принадлежащие категории не восполняемых.
  • Средства, выплаченные предприятием продавцу продукции за его услуги.
  • Консультационные услуги, если деятельность компании касалась продажи и закупок запасов.
  • Транспортировка товаров, услуги по их хранению на складах.
  • Затраты, которые относятся на рекламу.

Бухгалтерский баланс отражает только общую информацию обо всех этих категориях, без расшифровки. И все закупки, выплаты и продажи отгруженных товаров должны иметь документальное подтверждение. Анализ запасов нужен для того, чтобы оптимизировать их, ведь недостаток так же плох, как и избыток. Последствие первого варианта развития событий — задержки производства товаров, а второго — вывод денег из оборота компании, которые будут потрачены на покупку товаров, не вошедших в производство.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс – это одна из базовых форм бухучёта на предприятиях коммерческого типа, благодаря которой можно получить информацию об:

  • Имущественном положении компании.
  • Её финансовой устойчивости.
  • Ликвидности.
  • Платёжеспособности и т. д.

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей — актива и пассива, приравнивающихся друг к другу по суммам. Запасы и затраты в балансе указываются в строке 1210, и относятся к части Активов, подразделу «Оборотные активы». Там же находятся сведения об НДС по приобретённым ценностям, финансовых вложениях и дебиторской задолженности. Но здесь стоит напомнить, что полностью материальные запасы отражаются на счёте 002, относящийся к забалансовым.

Строка «Запасы» в балансе

Сейчас у баланса для бухгалтерии новая форма для заполнения, которая, по словам бухгалтеров, стала проще предыдущей. Теперь детализировать данные не требуется, отметив только главное. Но их нужно верно заполнить, а для этого следует знать расшифровку строки 1210 бухгалтерского баланса. Так, для отражения сведений проводятся следующие манипуляции с дебетовыми и кредитовыми сальдо счетов:

  1. 10, содержащий данные о сырье и материалах в строке баланса, складывается с 11 – в нём сведения о животных на откорме. В эту категорию входят не только парнокопытные, но и птицы, кролики, пчёлы и т. д.
  2. Из результата сложения вычитается кредитовое сальдо 14.
  3. Прибавляется 15 – покупка материальных ценностей.
  4. 16 либо плюсуется, либо вычитается, в зависимости от обстоятельств. Данные о 15 и 16 должны быть внесены только по запасам сырья и материалов.
  5. К полученному результату прибавляются сальдо из 20, 21, 23, а также 28 и 29 счетов.
  6. После нужно найти сальдо из 41 и также его прибавить.
  7. Кредитовое сальдо счёта 42 вычитается.
  8. Последние действия – прибавить сальдо 43 — «Готовая продукция», а также 44, 45 и 97. В последнем включены только те траты, которые списали в течение одного года.

После подсчётов производится оценка. Бухгалтеру доступно несколько методов её проведения, к примеру:

  • Рассчитать среднюю товарную себестоимость.
  • Учёт по себестоимости всех производственных товаров и т. д.

Чаще всего используется метод, связанный с учётом по времени покупки товара, так как он признаётся удобнее остальных.

Отметки о будущих тратах

Чтобы в документах были отражены затраты в последующих периодах, их нужно описать по всем правилам. Это допускается сделать в строке баланса, но такой порядок учёта должен быть отмечен в учётной политике компании. К примеру, счёт 97 позволит оформить в строке 1210 дополнительные субсчёта, в которых будет информация о тратах в следующих закупочных периодах.

Все ресурсы, используемые для производства, учитываются по дебетовому сальдо счёта 10. Для этого используется первоначальная цена тех товаров, которые будут списаны до окончания следующего отчётного периода. Чтобы упростить этот процесс, обычно берутся счёта 15 и 16. В первом отражается информация о приобретённых и заготовленных активах, стоимости материальных ценностей, во втором – об отклонениях в их себестоимости. Это позволяет описать материалы и сырьё, а также отразить их учётную цену максимально подробно.

Сведения о произведённой продукции относят в строку 1210.

Здесь важно упомянуть и о счёте 14. Он пригодится, если на производстве будет принято решение о создании резервного фонда, с помощью которого можно будет обесценить общие суммы товарных запасов. Обесценивание в здесь – это снижение стоимости материальных запасов.

Так, в счёте 14 отмечаются сырьё и материалы с вычетом резерва под их обесценивание. Впоследствии их стоимость должна оказаться в разы ниже начальной к дате оформления отчёта. Для определения удовлетворения этим условиям, проводится тест на обесценивание:

  1. Определяется, какие активы участвуют в тестировании.
  2. Подсчитывается стоимость актива под возмещение.
  3. Определяются убытки от обесценивания.
  4. Убыток признаётся как прибыль или убыток от обесценивания за установленное время.
  5. Подготавливается анализ полученных вычислений.
  6. Все данные документируются.
  7. Заполняется отчётность.

Благодаря этому процессу можно уменьшить цену израсходованных ресурсов в несколько раз, остановив тем самым перерасход в дальнейших периодах.

Запасы компании, отмеченные в документации, позволяют оценить её материальную обеспеченность. Наличие ресурсов должно поддерживаться на определённом уровне, чтобы в резерве не создавался дефицит или перерасход. Балансовая стабильность запасов организации говорит о её грамотной политике управления и хорошем маркетинге, так как от скорости оборота запасов зависит доход всего предприятия.

  • Назначение статьи: отражение информации о кредиторской задолженности.
  • Номер строки в балансе: 1520.
  • Номер счета согласно плану счетов: Кредитовое сальдо 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.

Кредиторской задолженностью называются обязательства предприятия в виде сумм, отраженных на счетах бухгалтерского учета в конце отчетного периода. Это могут быть полученные авансы, за которые компания еще не оказала услуги или не отгрузила товары. Либо, напротив, фирма собралась получать услуги, а денег не заплатила.

Что относится к кредиторке

Кроме того, к кредиторской задолженности можно отнести:

  • долги перед поставщиками за работы, товары, услуги;
  • полученные авансы от покупателей и заказчиков;
  • переплата по налогам, страховым взносам, сборам;
  • невыплаченная заработная плата сотрудникам;
  • обязанность перед подотчетным лицом;
  • обязательства перед прочими кредиторами.

Счета для бухгалтерского учета

Для проведения расчетов по кредиторке используется План счетов, утвержденный на законодательном уровне. В бухгалтерском учете эти виды задолженностей накапливаются на следующих счетах:

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • 75 «Расчеты с учредителями»;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Как списать кредиторскую задолженность

При списании просроченной задолженности в налоговом учете используются внереализационные доходы, так как, по сути, предприятие получило прибыль, не вернув свои долги. Проводки для списания:

  • Дебет 60, 62, 70, 71, 76 Кредит 91.1 «Прочие доходы» — списана кредиторка по контрагенту.

Примечание от автора! Если кредитор подаст в суд на организацию или подпишет акт сверки, то задолженность может быть восстановлена в учете.

Кредиторка может списываться по истечении срока исковой давности, который определяется ст. 196 ГК РФ, свыше 3 лет. Наступлением просрочки считается день нарушения условий договора по оплате или отгрузке товаров.

Например, ООО «Дэлла» заключило договор с подрядчиком на выполнение ремонтных работ на сумму 1 500 000 рублей. По условиям соглашения общество должно заплатить аванс 40% от стоимости ремонта, остаток выплатить в течение 5 рабочих дней после подписания акта выполненных работ.

Общество уплатило аванс в размере:

  • 1 500 000 * 40% = 600 000 рублей.

Неоплаченный остаток составил:

  • 1 500 000 — 600 000 = 900 000 рублей.

Акт выполненных работ был подписан 30.01.2018, значит, долг надо погасить до 07.02.2018. Однако на банковском счете общества денежных средств не хватало, поэтому оно расплатилось только 16.02.2018. Просрочка рассчитывается в календарных днях. Оплата кредитору была задержана на 10 дней.

Отражение кредиторки в отчетности

Составление отчета «Бухгалтерский баланс» по завершению финансового года — прямая обязанность каждой организации. Кредиторка в Форме № 1 отражается в пассиве баланса в разделах:

  • «Краткосрочные обязательства»;
  • «Долгосрочные обязательства».

Как учесть задолженность по срокам

Отличие между разделами заключается в оценке сроков кредиторской задолженности. Долг фирмы свыше 12 месяцев должен возникать в «Долгосрочных обязательствах». Соответственно, если кредиторка меньше или равна 12 месяцам, то ее показывают в «Краткосрочных обязательствах». Сроки возврата рассчитываются согласно условиям соглашений с кредиторами, за исключением расчетов:

  1. С бюджетом.
  2. С внебюджетными фондами.
  3. С персоналом.

Уплата налогов и страховых взносов регулируется федеральным и региональным законодательством, в зависимости от вида. Накапливание кредиторки по налогам может привести к аресту банковского счета и банкротству компании.

Что касается расчетов с персоналом, то задержка заработной платы влечет за собой материальную и уголовную ответственность. Это установлено федеральным законом № 272-ФЗ и Трудовым кодексом.

Как рассчитать кредитовое сальдо

Примечание от автора! Остатки по кредитовым счетам, которые входят в строку баланса 1520, могут попадать только развернуто. Такое сальдо отвечает требованиям ПБУ 4/99 по составлению отчетности.

К примеру, у субъекта имеются на конец года задолженности по расчетам с бюджетом:

Табл. №1. Сальдо по налогам в РСБУ.

Номер РСБУ

Сальдо по дебету

Сальдо по кредиту

68. Расчеты с бюджетом

82 000

200 000

68.1. НДФЛ

60 000

68.2. НДС

110 000

68.4. Налог на прибыль

10 000

68.5. Налог на имущество

80 000

68.10. Прочие налоги и сборы

22 000

Свернутое сальдо:

118 000

Из таблицы следует, что остаток долга организации перед ИФНС составляет 118 000 рублей. Однако, вспоминая, что для целей правильного составления отчетности необходимо показать долги в развернутом виде, в строку 1520 баланса будет записано следующее:

  • 110 000 + 10 000 + 80 000 = 200 000 рублей.

Дебиторский остаток по счетам 68.1 и 68.10 будет показан в активе баланса по строке 1230.

В целом наличие кредиторки выгодно для организации, если не допускать кризисных ситуаций, так как это позволяет распоряжаться денежными средствами в других целях. Но необходимо помнить о последствиях. Неспособность расплатиться по обязательству говорит об ухудшении финансовой ситуации в компании.

Пояснения к балансу, которые утверждаются Приказом Минфина № 66н, предусматривают расшифровку движения кредиторской задолженности за год в таблице 5.3. Она может характеризовать обороты по задолженности по видам в сравнении с данными предыдущего года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *