Мероприятия налогового контроля

Автор: | 22.09.2018

Содержание

Перечень мероприятий налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки

Перечень мероприятий налогового контроля не является закрытым и может варьироваться в зависимости от вида поставленных товаров, выполненных работ (оказанных услуг) и иных обстоятельств дела. Перечень мероприятий налогового контроля указывается в программе проверки (прил.1). Обычно необходимо осуществить следующие мероприятия.

1. Установить, зарегистрировано ли на момент заключения сделки
данное юридическое лицо (контрагент) в государственном реестре ЮЛ и
ПБЮЛ,

2. Получить сведения из ЕГРН (запрос в соответствующий налоговый
орган (по ИНН).

3. Проанализировать виды деятельности по кодам. Установить
является ли данный вид деятельности характерным для проверяемой
организации и его контрагентов.

4. Направить запрос в налоговый орган по месту нахождения
организации с целью получения информации о том отчитывалась ли данная
организация в период осуществления сделки, информации об объемах
реализации за данные налоговые периоды, сведений о среднесписочной
численности работников и данных баланса.

Мероприятия налогового контроля. Судебная практика (Чулкова Л.)

Подтвердить (опровергнуть) факт нахождения по месту
регистрации в период осуществления сделки организации путем опросов
собственников помещений.

6. Установить, не является ли представитель данной организации —
массовым учредителем, а адрес ее регистрации — массовым адресом
регистрации (Осмотр помещений).

7. Установить местонахождения должностного лица организации,
учредителей и провести его допрос (оформить надлежащим образом: статья 51
Конституции РФ и статьи 90, 128 НК РФ) по следующим основным вопросам
(перечень не закрытый):

а) учреждал ли данную организацию и какое имеет к ней отношение?

б) подписывал ли какие-либо документы?

в) выдавал ли доверенности иным лицам на осуществление каких-либо
действий от имени организации или своего имени, в том числе на подписание
документов?

г) кто и где подписывал документы, кто осуществлял работы, оказывал
услуги?

8. Взять образцы подписи, образцы свободного почерка данного лица.

В случае смерти лица, подписавшего первичные документы по сделке, взять справку из ЗАГС о смерти данного лица, а также при возможности получить оригиналы документов содержащих подписи и почерка умершего лица (например, у родственников, в паспортном столе, отделах ЗАГС, ОВИР, налоговом регистрационном органе и иные).

10. В случае если имеют место предположения, что документы по сделке
(счета-фактуры, платежные поручения, акты приема-передачи и прочее)
подписаны неустановленным лицом, необходимо изъять подлинники
первичных документов у проверяемого налогоплательщика и провести
почерковедческое исследование подписей (экспертизу).

11. Проверить, имеется ли у организации (или субподрядчика, при его
наличии), фактически осуществляющей работы (оказывающей услуги),
необходимые для этих целей материально-техническая база, основные средства
(в собственности или аренде), должное финансирование и рабочие
соответствующей специальности и квалификации.

12. Проверить наличие у организации вида деятельности, подлежащего
обязательному лицензированию. Направить запрос в лицензирующий орган.
Опросить в рамках ст. 90 НК РФ лиц, заявленных в качестве специалистов при
оформлении лицензии.

13. Провести допросы работников проверяемого налогоплательщика на
предмет взаимоотношений с сомнительным контрагентом:

а) как осуществлялся поиск контрагента?

б) кто был инициатором указанных финансово-хозяйственных отношений?

в) как и где проходило подписание договоров, с кем из представителей
контрагента непосредственно общались?

14. Направить запросы в правоохранительные органы для проведения
розыскных мероприятий.

15. Подтвердить (опровергнуть) наличие сотрудников фирмы-поставщика
услуг, работ на территории проверяемого налогоплательщика (пропускной
режим), при возможности провести опросы данных лиц (осуществляли ли они
работы на данном предприятии, какие выполнял работы, кто давал указания).

16. Проверить доставку, перевозку материалов необходимых для
осуществления работ (услуг), доставку (движение) и оприходование товаров.

17. Установить фактического производителя товара (материалов) и
провести сравнительный анализ изменения цен по цепочке поставщиков.

18. Установить наличие технических средств для осуществления доставки,
наличие складских помещений, а также нахождение спецтехники (иного
имущества) на территории предприятия (пропускной режим).

19. Установить лиц, которым принадлежат транспортные средства, и
провести их опросы (по вопросу взаимоотношения с поставщиком и заводом,
доставляли ли что-либо на завод, когда, в рамках какого договора, о
технической возможности использовать данных автотранспортные средства для
перевозки конкретного товара и т.д.).

20. Исследовать приказы (иные распорядительные документы) об
установлении пропускного режима, документы, подтверждающие
(опровергающие) факт прохождения сотрудников, проезд автотранспортных
средств, доставку имущества на территорию завода (журналы, «встречные»
проверки, если пропускной режим обеспечивается привлеченной организацией
либо транспортировка осуществляется сторонней организацией),
товаротранспортные накладные, запросы в ГИБДД и т.д.)

21. Установить возможность (невозможность) реального осуществления
налогоплательщиком спорных операций с учетом времени, места нахождения
имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых
для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

22. Установить наличие (отсутствие) у контрагента необходимых условий
для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в
силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных
средств, производственных активов, складских помещений, транспортных
средств.

23. Совершение операций с товаром, который не производился или не мог
быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах
бухгалтерского учета.

24. Исследовать вопрос: имеет ли место привлечение кадрового состава
налогоплательщика для выполнения работ по договорам подряда, а также
выполнялись ли сотрудниками налогоплательщика работы в интересах
привлеченных подрядчиков непосредственно на своих рабочих местах.

25. Установить источники получения сотрудниками налогоплательщика
дополнительного дохода помимо основного места работы (ЦОД), сверить
данные о получаемом доходе с данными организаций — субподрядчиков.

26. Назначить, при наличии необходимости и возможности, экспертизу
результатов проведенных работ, привлечь специалиста (при этом необходимо

сопоставить стоимость данной экспертизы, стоимость привлечения специалиста с предполагаемой суммой доначислений).

27. Определить кем и за чей счет в соответствии с условиями договора
поставки (купли — продажи) предусмотрена доставка товара от поставщика
(продавца) в адрес налогоплательщика. Если транспортировка (перевозка)
товара осуществляется за счет поставщика (продавца), то нужно установить,
осуществлялась ли доставка товара силами и средствами поставщика или
между поставщиком и перевозчиком были заключены договора перевозки.

28. Если перевозка товара в адрес налогоплательщика осуществлялась
силами и средствами поставщика, нужно исследовать:

мог ли поставщик технически доставить товар (при отсутствии технического персонала, складских помещений, отсутствии собственных, арендуемых транспортных средств, финансовых средств, и т.д.);

должным ли образом оформляется принятие товара поставщиком от субпоставщика и отгрузка товара (как хозяйственная операция отражается в бухгалтерском учете, оформляется ли товарная накладная на принятие и отгрузку товара, приходный ордер, приемо-сдаточные акты и др.);

оформляется ли в бухгалтерском и налоговом учете поставщика перевозка товара (как учитываются транспортные расходы — расходы на ГСМ, оформляются ли путевые листы на перевозку груза).

29. Если доставка товара осуществляется перевозчиком, то нужно
установить:

существование договора перевозки, заключенного между перевозчиком и поставщиком;

наличие счета-фактуры, и фактическую оплату поставщиком перевозчику за оказанные услуги; отражение данной хозяйственной операции в учете поставщика и перевозчика.

провести допросы перевозчиков на взаимоотношения с поставщиком, с налогоплательщиком;

установить наличие автотранспорта у перевозчика и сопоставить их с транспортом, указанным в товарно-транспортной накладной поставщика;

оформлялись ли должным образом товарно-транспортные накладные;

не имеется ли противоречий в наименовании и количестве реализуемого товара указанного в договоре поставки, сведениям, указанным в транспортной, товарно-транспортной, товарной накладной, приходному ордеру; проверить дату составления товарно-транспортных накладных формы ТОРГ-12 с записями в книге покупок;

установить реальные взаимоотношения поставщика с субпоставщиками, фактическую передачу товара от субпоставщиков.

30. В ходе проверки в рамках ст. 93 НК РФ получить у
налогоплательщика заверенные копии документов, подтверждающих
оприходование и списание в учете приобретенных у «проблемных»
поставщиков товаров (работ, услуг);

31. Если товар вывозился силами и средствами налогоплательщика,
установить:

наличие собственных и (или) арендуемых транспортных средств;

отражение транспортных расходов в бухгалтерском и налоговом учете

налогоплательщика;

учитываются ли расходы на списание ГСМ в соответствии с кассовыми чеками,

талонами на бензин, при наличии договора и акта выполненных работ с АЭС, при наличии путевых листов, задании и (или) приказа руководителя на перевозку груза;

ведется ли журнал въезда и выезда транспорта с территории организации, сопоставить маршрут транспорта по датам, указанным в журнале с датами и километражем, указанным в путевых листах на автотранспорт;

по возможности определить, используется ли приобретенный товар в производстве, хозяйственной деятельности организации;

установить, не доставлялся ли товар на территорию Общества позже, чем дата принятия товара на учет; сопоставить товар по количеству, весу и наименованию и сравнить с привозной продукцией также по количеству, весу и наименованию;

32. Запросить расчетные счета поставщиков, установить, не
осуществляются ли расчеты всех контрагентов в одном банке, в рамках одного
операционного дня, проверить наличие остатков денежных средств на счетах на
конец и начало дня, провести анализ движения денежных средств по данным
счетам (кому и за что перечисляются денежные средства). В случае, если
движение денежных средств не заканчивается на поставщике товаров (работ,
услуг) проверяемого налогоплательщика, необходимо проследить дальнейшее
движение денежных средств.

33. Установить, проходят ли по расчетным счетам контрагентов операции
по оплате коммунальных, арендных платежей, перечислению налогов,
операций по выдаче зарплаты, не прослеживается ли систематическое снятие
наличных денежных средств.

34. Если по расчетному счету поставщика прослеживается снятие
наличных денежных средств, необходимо запросить у кредитной организации
информацию о распорядителях денежных средств на счете, с приложением
подтверждающих документов (договора, доверенностей и др.), провести
допрос лиц, осуществлявших снятие наличных.

35. Если денежные средства направлялись на покупку векселей,
необходимо установить, где и кем предъявлялись к погашению данные векселя,
провести опрос данных лиц, предъявлявших векселя к погашению.

36. Установить, не возвращались ли денежные средства от поставщиков к
проверяемому налогоплательщику.

37. Другое.

Порядок рассмотрения и подведения итогов по результатам выездной налоговой проверки. Условия и возможности привлечения налогоплательщика к ответственности при выявлении каких-либо нарушений. Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере.

Иные мероприятия налогового контроля что это

Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

  • Ответственность налоговых органов и налогоплательщиков по результатам налоговых проверок

    Акт выездной налоговой проверки. Решение по результатам рассмотрения материалов проверки. Привлечение к ответственности налогоплательщика. Дополнительные мероприятия контроля. Ответственность налоговых органов за нарушение налогового законодательства.

    реферат , добавлен 30.11.2009

  • Мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе выездной налоговой проверки

    Изучение задач и этапов выездной налоговой проверки. Истребование документов. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке. Оформление и реализация результатов, а также разногласия по акту проверки.

    презентация , добавлен 04.01.2012

  • Налоговые правонарушения. Ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения

    Виды налоговых правонарушений. Выездная налоговая проверка, порядок и сроки рассмотрения акта. Механизм вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки. Привлечение к административной ответственности за совершение налогового правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2010

  • Проведение выездной налоговой проверки

    Изучение структуры инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, ее полномочия. Особенности назначения выездной налоговой проверки и требования к ее проведению. Порядок составления акта по результатам проверки и вынесение решения по ее результатам.

    отчет по практике , добавлен 02.12.2010

  • Основные принципы планирования и подготовки выездной налоговой проверки

    Понятие и сущность выездной налоговой проверки. Порядок назначения выездной проверки. Подготовка к проведению выездной налоговой проверки. Начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки. Оформление и реализация результатов проверки.

    реферат , добавлен 18.03.2005

  • Налоговые проверки как элемент налогового контроля

    Сущность налогового контроля, его правовая база, основные элементы и виды. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок. Участники, объект и предмет налогового контроля, этапы ее проведения. Камеральные и выездные налоговые проверки.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

  • Механизм проведение выездной проверки налоговых органов

    Сущность, срок и периодичность выездной налоговой проверки. Разработка программы проведения проверки, подготовка инспектора-исполнителя, порядок требования представления документов. Механизм встречной проверки, оформление и обжалование результатов.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2011

  • Камеральная проверка как форма налогового контроля

    Сущность, правовая природа, формы и методы налогового контроля по действующему законодательству.

    Сущность и значение камеральной и выездной налоговой проверки. Порядок проведения и оформление результатов камеральной и выездной налоговой проверки.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2010

  • Оформление результатов выездной налоговой проверки

    Этапы проведения выездной налоговой проверки, процедура оформления ее результатов. Содержание справки и акта о проверке. Документальное отражение существенных фактов нарушения налогового законодательства. Принятие решения о привлечении к ответственности.

    реферат , добавлен 09.06.2015

  • Налоговая экспертиза — налоговый аудит

    Определение налоговых активов и неучтённых налоговых обязательств, правильности налоговой проверки. Оценка налоговых рисков организации. Налоговые последствия каких-либо операций. Разрешение спорных вопросов, возникших при проведении налоговой проверки.

    статья , добавлен 24.03.2015

  • Перечень мероприятий налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки

    Перечень мероприятий налогового контроля не является закрытым и может варьироваться в зависимости от вида поставленных товаров, выполненных работ (оказанных услуг) и иных обстоятельств дела. Перечень мероприятий налогового контроля указывается в программе проверки (прил.1). Обычно необходимо осуществить следующие мероприятия.

    1. Установить, зарегистрировано ли на момент заключения сделки
    данное юридическое лицо (контрагент) в государственном реестре ЮЛ и
    ПБЮЛ,

    2. Получить сведения из ЕГРН (запрос в соответствующий налоговый
    орган (по ИНН).

    3. Проанализировать виды деятельности по кодам. Установить
    является ли данный вид деятельности характерным для проверяемой
    организации и его контрагентов.

    4. Направить запрос в налоговый орган по месту нахождения
    организации с целью получения информации о том отчитывалась ли данная
    организация в период осуществления сделки, информации об объемах
    реализации за данные налоговые периоды, сведений о среднесписочной
    численности работников и данных баланса.

    5. Подтвердить (опровергнуть) факт нахождения по месту
    регистрации в период осуществления сделки организации путем опросов
    собственников помещений.

    6. Установить, не является ли представитель данной организации —
    массовым учредителем, а адрес ее регистрации — массовым адресом
    регистрации (Осмотр помещений).

    7. Установить местонахождения должностного лица организации,
    учредителей и провести его допрос (оформить надлежащим образом: статья 51
    Конституции РФ и статьи 90, 128 НК РФ) по следующим основным вопросам
    (перечень не закрытый):

    а) учреждал ли данную организацию и какое имеет к ней отношение?

    б) подписывал ли какие-либо документы?

    в) выдавал ли доверенности иным лицам на осуществление каких-либо
    действий от имени организации или своего имени, в том числе на подписание
    документов?

    г) кто и где подписывал документы, кто осуществлял работы, оказывал
    услуги?

    8. Взять образцы подписи, образцы свободного почерка данного лица.

    В случае смерти лица, подписавшего первичные документы по сделке, взять справку из ЗАГС о смерти данного лица, а также при возможности получить оригиналы документов содержащих подписи и почерка умершего лица (например, у родственников, в паспортном столе, отделах ЗАГС, ОВИР, налоговом регистрационном органе и иные).

    10. В случае если имеют место предположения, что документы по сделке
    (счета-фактуры, платежные поручения, акты приема-передачи и прочее)
    подписаны неустановленным лицом, необходимо изъять подлинники
    первичных документов у проверяемого налогоплательщика и провести
    почерковедческое исследование подписей (экспертизу).

    11. Проверить, имеется ли у организации (или субподрядчика, при его
    наличии), фактически осуществляющей работы (оказывающей услуги),
    необходимые для этих целей материально-техническая база, основные средства
    (в собственности или аренде), должное финансирование и рабочие
    соответствующей специальности и квалификации.

    12. Проверить наличие у организации вида деятельности, подлежащего
    обязательному лицензированию. Направить запрос в лицензирующий орган.
    Опросить в рамках ст. 90 НК РФ лиц, заявленных в качестве специалистов при
    оформлении лицензии.

    13. Провести допросы работников проверяемого налогоплательщика на
    предмет взаимоотношений с сомнительным контрагентом:

    а) как осуществлялся поиск контрагента?

    б) кто был инициатором указанных финансово-хозяйственных отношений?

    в) как и где проходило подписание договоров, с кем из представителей
    контрагента непосредственно общались?

    14. Направить запросы в правоохранительные органы для проведения
    розыскных мероприятий.

    15. Подтвердить (опровергнуть) наличие сотрудников фирмы-поставщика
    услуг, работ на территории проверяемого налогоплательщика (пропускной
    режим), при возможности провести опросы данных лиц (осуществляли ли они
    работы на данном предприятии, какие выполнял работы, кто давал указания).

    16. Проверить доставку, перевозку материалов необходимых для
    осуществления работ (услуг), доставку (движение) и оприходование товаров.

    17. Установить фактического производителя товара (материалов) и
    провести сравнительный анализ изменения цен по цепочке поставщиков.

    18. Установить наличие технических средств для осуществления доставки,
    наличие складских помещений, а также нахождение спецтехники (иного
    имущества) на территории предприятия (пропускной режим).

    19. Установить лиц, которым принадлежат транспортные средства, и
    провести их опросы (по вопросу взаимоотношения с поставщиком и заводом,
    доставляли ли что-либо на завод, когда, в рамках какого договора, о
    технической возможности использовать данных автотранспортные средства для
    перевозки конкретного товара и т.д.).

    20. Исследовать приказы (иные распорядительные документы) об
    установлении пропускного режима, документы, подтверждающие
    (опровергающие) факт прохождения сотрудников, проезд автотранспортных
    средств, доставку имущества на территорию завода (журналы, «встречные»
    проверки, если пропускной режим обеспечивается привлеченной организацией
    либо транспортировка осуществляется сторонней организацией),
    товаротранспортные накладные, запросы в ГИБДД и т.д.)

    21. Установить возможность (невозможность) реального осуществления
    налогоплательщиком спорных операций с учетом времени, места нахождения
    имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых
    для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

    22. Установить наличие (отсутствие) у контрагента необходимых условий
    для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в
    силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных
    средств, производственных активов, складских помещений, транспортных
    средств.

    23. Совершение операций с товаром, который не производился или не мог
    быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах
    бухгалтерского учета.

    24. Исследовать вопрос: имеет ли место привлечение кадрового состава
    налогоплательщика для выполнения работ по договорам подряда, а также
    выполнялись ли сотрудниками налогоплательщика работы в интересах
    привлеченных подрядчиков непосредственно на своих рабочих местах.

    25. Установить источники получения сотрудниками налогоплательщика
    дополнительного дохода помимо основного места работы (ЦОД), сверить
    данные о получаемом доходе с данными организаций — субподрядчиков.

    26. Назначить, при наличии необходимости и возможности, экспертизу
    результатов проведенных работ, привлечь специалиста (при этом необходимо

    сопоставить стоимость данной экспертизы, стоимость привлечения специалиста с предполагаемой суммой доначислений).

    27. Определить кем и за чей счет в соответствии с условиями договора
    поставки (купли — продажи) предусмотрена доставка товара от поставщика
    (продавца) в адрес налогоплательщика. Если транспортировка (перевозка)
    товара осуществляется за счет поставщика (продавца), то нужно установить,
    осуществлялась ли доставка товара силами и средствами поставщика или
    между поставщиком и перевозчиком были заключены договора перевозки.

    28. Если перевозка товара в адрес налогоплательщика осуществлялась
    силами и средствами поставщика, нужно исследовать:

    мог ли поставщик технически доставить товар (при отсутствии технического персонала, складских помещений, отсутствии собственных, арендуемых транспортных средств, финансовых средств, и т.д.);

    должным ли образом оформляется принятие товара поставщиком от субпоставщика и отгрузка товара (как хозяйственная операция отражается в бухгалтерском учете, оформляется ли товарная накладная на принятие и отгрузку товара, приходный ордер, приемо-сдаточные акты и др.);

    оформляется ли в бухгалтерском и налоговом учете поставщика перевозка товара (как учитываются транспортные расходы — расходы на ГСМ, оформляются ли путевые листы на перевозку груза).

    29. Если доставка товара осуществляется перевозчиком, то нужно
    установить:

    существование договора перевозки, заключенного между перевозчиком и поставщиком;

    наличие счета-фактуры, и фактическую оплату поставщиком перевозчику за оказанные услуги; отражение данной хозяйственной операции в учете поставщика и перевозчика.

    провести допросы перевозчиков на взаимоотношения с поставщиком, с налогоплательщиком;

    установить наличие автотранспорта у перевозчика и сопоставить их с транспортом, указанным в товарно-транспортной накладной поставщика;

    оформлялись ли должным образом товарно-транспортные накладные;

    не имеется ли противоречий в наименовании и количестве реализуемого товара указанного в договоре поставки, сведениям, указанным в транспортной, товарно-транспортной, товарной накладной, приходному ордеру; проверить дату составления товарно-транспортных накладных формы ТОРГ-12 с записями в книге покупок;

    установить реальные взаимоотношения поставщика с субпоставщиками, фактическую передачу товара от субпоставщиков.

    30. В ходе проверки в рамках ст. 93 НК РФ получить у
    налогоплательщика заверенные копии документов, подтверждающих
    оприходование и списание в учете приобретенных у «проблемных»
    поставщиков товаров (работ, услуг);

    31. Если товар вывозился силами и средствами налогоплательщика,
    установить:

    наличие собственных и (или) арендуемых транспортных средств;

    отражение транспортных расходов в бухгалтерском и налоговом учете

    налогоплательщика;

    учитываются ли расходы на списание ГСМ в соответствии с кассовыми чеками,

    талонами на бензин, при наличии договора и акта выполненных работ с АЭС, при наличии путевых листов, задании и (или) приказа руководителя на перевозку груза;

    ведется ли журнал въезда и выезда транспорта с территории организации, сопоставить маршрут транспорта по датам, указанным в журнале с датами и километражем, указанным в путевых листах на автотранспорт;

    по возможности определить, используется ли приобретенный товар в производстве, хозяйственной деятельности организации;

    установить, не доставлялся ли товар на территорию Общества позже, чем дата принятия товара на учет; сопоставить товар по количеству, весу и наименованию и сравнить с привозной продукцией также по количеству, весу и наименованию;

    32. Запросить расчетные счета поставщиков, установить, не
    осуществляются ли расчеты всех контрагентов в одном банке, в рамках одного
    операционного дня, проверить наличие остатков денежных средств на счетах на
    конец и начало дня, провести анализ движения денежных средств по данным
    счетам (кому и за что перечисляются денежные средства).

    Что входит в мероприятия налогового контроля

    В случае, если
    движение денежных средств не заканчивается на поставщике товаров (работ,
    услуг) проверяемого налогоплательщика, необходимо проследить дальнейшее
    движение денежных средств.

    33. Установить, проходят ли по расчетным счетам контрагентов операции
    по оплате коммунальных, арендных платежей, перечислению налогов,
    операций по выдаче зарплаты, не прослеживается ли систематическое снятие
    наличных денежных средств.

    34. Если по расчетному счету поставщика прослеживается снятие
    наличных денежных средств, необходимо запросить у кредитной организации
    информацию о распорядителях денежных средств на счете, с приложением
    подтверждающих документов (договора, доверенностей и др.), провести
    допрос лиц, осуществлявших снятие наличных.

    35. Если денежные средства направлялись на покупку векселей,
    необходимо установить, где и кем предъявлялись к погашению данные векселя,
    провести опрос данных лиц, предъявлявших векселя к погашению.

    36. Установить, не возвращались ли денежные средства от поставщиков к
    проверяемому налогоплательщику.

    37. Другое.

    Лица, привлекаемые к осуществлению мероприятий налогового контроля: понятие, виды, права и обязанности

    В законодательстве выделяются лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могут быть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и т.п. Суды, например, не принимают к рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина. Нотариусы также осуществляют контроль за уплатой налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, при осуществлении нотариального оформления соответствующих сделок.

    К лицам, обязанным информировать налоговые органы о фактах, имеющих важное значение для налогообложения, относятся нотариусы, которые обязаны информировать о совершенных сделках по оформлению перехода права собственности на имущество в порядке наследования или дарения, не позднее пяти дней (п. 6 ст. 85 НК РФ).

    НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога, а также для организации налогового контроля. К ним могут быть отнесены органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество, транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения (п. 4 ст. 85). Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации или предпринимателю в пятидневный срок (ст. 86 НК РФ).

    В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков.

    Общие положения о налоговом контроле

    Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Права и обязанности этих лиц определены ст. 95—97 и 129 НК РФ. Помимо названных лиц, налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФ ответственность свидетеля за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания.

    К этой же категории лиц могут быть отнесены и понятые, которые привлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещения или территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ).

    Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки. Эти субъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, и сборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера. За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ. К этим обязанностям можно отнести:

    1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

    2) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

    3) обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

    4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

    5) обязанность по представлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.

    В налоговом правоотношении помимо плательщиков налогов и (или) сборов участвуют и налоговые органы.

    Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3108;

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

    Энциклопедия решений. Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля

    Подлежит ли отмене решение по результатам проверки, если в нем отражены правонарушения, которые были установлены не в ходе налоговой проверки, а при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ)? >>>

    1.2. Обязательно ли составлять акт при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (ст. 100, п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)? >>>

    1.3. Должен ли налоговый орган дать возможность налогоплательщику представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля до принятия окончательного решения (п. 6 ст. 100, п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)? >>>

    1.4. Подлежит ли отмене решение по результатам проверки, если после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении всех материалов проверки (п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)? >>>

    1.5. Подлежит ли отмене решение по проверке в случае неуведомления (ненадлежащего уведомления) налогоплательщика о рассмотрении результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, если инспекция не получила новых доказательств (п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)? >>>

    1.6. Обязательно ли уведомлять налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки, если результаты дополнительных мероприятий налогового контроля подтверждают выводы инспекции, изначально отраженные в акте (п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)? >>>

    1.7. Обязательно ли уведомлять налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки, если в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция пришла к выводам, ранее не отраженным в акте налоговой проверки (п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)? >>>

    1.8. Обязательно ли уведомлять налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки, если в результате дополнительных мероприятий налогового контроля сумма недоимки была уменьшена по сравнению с ранее указанной в акте налоговой проверки (п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)? >>>

    1.9. Обязательно ли уведомлять налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки, если все документы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, были представлены налогоплательщиком или составлены с его участием (п. п. 6, 14 ст. 101 НК РФ)? >>>

    Подлежит ли отмене решение по результатам проверки, если в нем отражены правонарушения, которые были установлены не в ходе налоговой проверки, а при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ)?

    Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

    В связи с этим возникает вопрос: вправе ли налоговый орган отражать в решении по результатам налоговой проверки правонарушения, которые были установлены только в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля?

    Официальной позиции нет.

    В п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ разъясняется, что, оценивая законность решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого инспекцией на основании ст. 101 НК РФ, суды должны исходить из особенности задач дополнительных мероприятий налогового контроля: они могут быть направлены только на сбор доказательств уже выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых. Кроме того, существуют судебные акты, в которых указано, что инспекция не может выявлять новые факты в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, а значит, решение о привлечении к ответственности в соответствующей части должно быть отменено. Подобное мнение выражено в работе автора.

    По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

    Подробнее см. документы

    Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 39)

    Суд указал, что при оценке законности решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого инспекцией на основании ст. 101 НК РФ, судам надлежит исходить из следующего: дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор доказательств уже выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых.

    Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2014 N Ф05-6464/2014 по делу N А40-71679/2013

    Суд установил, что по сравнению с актом проверки в решении, составленном налоговым органом с учетом результатов проведения допмероприятий, суммы доначислений по налогу на имущество увеличены.

    Факты совершения нарушений налогового законодательства фиксируются в соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ в акте проверки. Дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств по уже выявленным в ходе проверки нарушениям. После проведения таких мероприятий размер претензий, определенный в акте проверки, не может увеличиться. Суд пришел к выводу, что при оформлении результатов проверки инспекция допустила нарушения.

    Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу N А40-523/11-20-3 (Определением ВАС РФ от 08.05.2013 N ВАС-5187/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

    Суд установил, что описания налогового правонарушения в акте проверки и решении различны. Налогоплательщику об этом стало известно из содержания решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом дополнительных мероприятий. В приложении к акту инспекция указала только часть счетов-фактур — те, по которым установлены нарушения.

    По мнению налогоплательщика, это означает, что в части оставшихся счетов-фактур нарушения отсутствуют, и данное обстоятельство также должно быть отражено в акте.

    Однако после проведения дополнительных мероприятий инспекция обосновала правонарушение и по другим счетам-фактурам.

    Суд посчитал данное обстоятельство основанием для признания решения инспекции недействительным в соответствующей части.

    Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2012 по делу N А53-15913/2011

    Суд установил, что в акте камеральной проверки не зафиксировано неправомерного заявления обществом вычетов по НДС по взаимоотношениям с одним из контрагентов. Отказ в вычете по НДС указан лишь в справке, составленной по итогам дополнительных мероприятий. Суд пришел к выводу о том, что данное обстоятельство является нарушением п. 3 ст. 100 и п. 8 ст. 101 НК РФ. В том числе на этом основании решение по проверке было признано недействительным.

    Постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2008 по делу N А65-991/2008

    Суд отменил решение инспекции, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, в частности, потому, что оно было основано только на материалах дополнительных мероприятий. По мнению суда, дополнительные мероприятия проводятся для подтверждения либо опровержения наличия нарушений, выявленных в ходе проверки. Выявление новых правонарушений в ходе дополнительных мероприятий по сути является повторной проверкой.

    Постановление ФАС Московского округа от 26.05.2011 N КА-А40/4644-11 по делу N А40-92918/10-114-431

    Суд установил, что инспекция выявила нарушения лишь в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, о чем налогоплательщик узнал после составления акта проверки и рассмотрения его возражений. Это явилось одним из оснований признания решения инспекции недействительным.

    Постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 N Ф09-2560/12 по делу N А60-28239/11

    ФАС отметил, что проведение дополнительных мероприятий направлено на подтверждение либо опровержение фактов о выявленных нарушениях. Выявление новых нарушений недопустимо.

    Статья: О процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки (Тараканов С.А.) ("Ваш налоговый адвокат", 2008, N 5)

    Автор считает, что дополнительные мероприятия налогового контроля не должны быть направлены на установление новых фактов, не отраженных в акте проверки. Если же новые обстоятельства будут выявлены, их нельзя указывать в решении, принимаемом по итогам рассмотрения материалов проверки.

    

    Камеральные проверки: в чем их отличие от иных мероприятий налогового контроля?

    Вопрос преподавателя вуза:

    "В чем сущность камеральной проверки?"

    Неуверенный ответ студента:

    "Это уже когда в камере проверяют?!"

    (Из личного преподавательского опыта)

    А.А. Куликов, налоговый консультант, специалист по налоговому праву.

    Камеральные проверки, являясь одним из видов мероприятий налогового контроля, регулируются общими и особенными положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В НК РФ собственно камеральным проверкам посвящена только статья 88, не дающая легального определения соответствующего понятия, а лишь указывающая существенные признаки камеральной проверки.

    Положения частей первой и второй статьи 88 НК РФ выделяют следующие признаки:

    • проверка проводится по месту нахождения налогового органа;
    • проверка проводится на основании документов, обосновывающих суммы начисленных налогов, имеющихся у налогового органа;
    • проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа;
    • проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком декларации или иных документов, обосновывающих суммы начисленных налогов.

    Но, как показала правоприменительная практика налоговых органов, камеральные проверки очень быстро превратились по существу в полный аналог выездных налоговых проверок. Что послужило причиной подобной метаморфозы?

    Основополагающим моментом в данном вопросе является полномочие, предоставленное налоговым органам подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на право истребования у налогоплательщика или налогового агента документов по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащих основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Конкретизация данного права применительно к отдельным мероприятиям налогового контроля осуществлена законодателем в статьях 88 и 93 НК РФ.

    Применительно к налоговым проверкам (и камеральным, и выездным) полномочие на истребование документов у налогоплательщика содержится в статье 93 НК РФ, пункт 1 которой указывает на право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Статья же 88 НК РФ уточняет право должностных лиц налоговых органов при проведении камеральных проверок по истребованию у налогоплательщика дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления налогов.

    Данное полномочие понимается должностными лицами налоговых органов как безусловное право, подлежащее применению при проведении любых мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных проверок, без каких-либо ограничений. Вследствие этого существующая сейчас практика проведения камеральных проверок с учетом отдельных судебных актов стирает юридические различия между камеральными и выездными налоговыми проверками.

    Подобный подход налоговых органов встречает поддержку правоприменителей. Так, в частности, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее — ФАС СЗО) от 27.05.04 N А05-13512/03-11 <1> (по данному делу инспекция запросила книгу учета доходов и расходов, книгу продаж, книгу покупок, договоры купли-продажи, счета-фактуры, платежные поручения об оплате товаров) суд указал следующее:

    <1> Консультант Арбитраж: Северо-Западный округ, б/н — 34807.

    "…исходя из положений статей 80 и 88 НК РФ, задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение тех или иных положений декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов. Требование налогового органа о представлении документов распространяется как на камеральные, так и выездные налоговые проверки, поскольку положения статьи 93 НК РФ не содержат каких-либо исключений из этого правила. Предусмотренное частью четвертой статьи 88 и статьей 93 НК РФ право должностного лица налогового органа истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в рамках осуществления камеральной проверки обусловлено необходимостью подтверждения положений налоговой декларации, принятия соответствующих расходов, вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы и возмещения налога из бюджета. В данном случае Инспекция при проведении камеральной проверки правомерно запрашивала документы, необходимые для подтверждения заявленных предпринимателем к возмещению из бюджета сумм НДС".

    При вынесении Постановления от 08.06.04 N А05-11131/03-26 <2> ФАС СЗО указал следующее:

    <2> Консультант Арбитраж: Северо-Западный округ, б/н — 36916.

    "…право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки дополнительные сведения и документы прямо предусмотрено статьей 88 НК РФ.

    Иные мероприятия налогового контроля

    Кроме того, в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ также указано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

    Поскольку налоговая инспекция в ходе камеральной проверки правомерно затребовала у Общества первичные документы, служащие основанием для применения налоговых вычетов, а налогоплательщик эти документы не представил, налоговый инспектор обоснованно предложил по результатам проверки восстановить в лицевом счете к уплате в бюджет сумму налога на добавленную стоимость, заявленную Обществом к вычету".

    Приходится констатировать, что при рассмотрении отдельных споров суды занимают позицию, основанную на буквальном толковании приведенных выше положений НК РФ, не выделяя при этом сущностных различий между отдельными формами мероприятий налогового контроля.

    В значительной степени такому подходу способствовал и Высший Арбитражный Суд России (ВАС РФ), изложивший свое видение вопроса проведения проверочных мероприятий в рамках статей 165 и 176 НК РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.04 N 2860/04 <3>, от 03.08.04 N 2870/04 <4>, от 07.12.04 N 8911/04 <5>). В частности, ВАС РФ (Постановление N 2860/04) указал следующее:

    <3> Вестник ВАС РФ. 2004. N 11.
    <4> Вестник ВАС РФ. 2004. N 12.
    <5> КонсультантПлюс: Судебная практика, б/н — 20786.

    "…руководствуясь статьей 88, абзацами 2 и 3 пункта 4 статьи 176 НК РФ, налоговая инспекция в течение трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, производит камеральную налоговую проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в рамках которой вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога, и (или) получить соответствующие сведения иным законным способом (например, в иных налоговых органах, банках, таможенных органах).

    Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им поставщикам налога на добавленную стоимость производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения (пункт 3 статьи 173 НК РФ), налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами. Следовательно, не может быть признан правильным вывод о том, что наличие у налогоплательщика документов, указанных в статье 165 НК РФ (без проверки налоговой инспекцией их достоверности, комплектности, непротиворечивости), является достаточным для подтверждения права на применение ставки 0 процентов по экспортной операции и возмещения налога на добавленную стоимость…"

    Фактически высказанная ВАС РФ позиция сводится к подтверждению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации права проверяющих по истребованию у налогоплательщика в рамках камеральной проверки любых документов, подтверждающих обоснованность примененных налоговых вычетов, осуществленных расходов и т.д.

    Это первый (и основной) шаг по правоприменительному сближению камеральных и выездных налоговых проверок.

    Другая особенность камеральных проверок по отношению к выездным также была стерта сформированной ВАС РФ позицией. В соответствии с частью второй статьи 88 НК РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации. Из буквального толкования указанных положений НК РФ напрашивается вывод, что за пределами данного срока проведение налоговыми органами такого мероприятия налогового контроля, как камеральная проверка, является неправомерным. Однако в пункте 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.03 N 71 <6> высшая судебная инстанция указывает на то, что "проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней". Таким образом, сроки проведения камеральных проверок утратили четко обозначенные законодателем границы.

    <6> Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.

    С учетом вышеизложенного между камеральными и выездными налоговыми проверками исчезли какие-либо существенные различия: объем предоставляемых налоговым органам документов ничем не ограничен, сроки проведения проверок точно не определены.

    В отношении обоих приведенных выше взглядов ВАС РФ на проблему проведения различных мероприятий налогового контроля хочется высказать определенные критические замечания.

    На мой взгляд, ВАС РФ очень расширительно истолковал положения статьи 88 НК РФ по поводу сроков проведения камеральных проверок в отношении их временного ограничения. Статья 88 НК РФ достаточно определенно устанавливает момент начала срока, в течение которого проверяющие могут совершить юридически значимые действия для привлечения налогоплательщика к ответственности. Изложенная позиция ВАС России по данному вопросу в значительной степени не согласуется и с положениями Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды осуществляют правосудие в предпринимательской и иной экономической деятельности. Часть 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации гласит, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Если камеральная проверка проводится за пределами трехмесячного срока, то нарушение НК РФ представляется очевидным, вследствие чего необходимо поднимать вопрос о правомерности использования при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности доказательств, полученных в ходе такой проверки, а также законности самого решения, принимаемого по результатам такой проверки.

    Нельзя согласиться с ВАС РФ и по второму вопросу — правомерности истребования налоговыми органами любых документов в ходе камеральной проверки.

    Вначале хотелось бы обратить внимание на текстуальную ошибку, допущенную ВАС РФ при вынесении упоминавшихся постановлений. ВАС РФ говорит о том, что в рамках статьи 176 НК РФ налоговый орган проводит камеральную проверку. Однако если обратиться к положениям пункта 4 статьи 176 НК РФ, то мы видим, что в порядке данной статьи налоговый орган проводит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов (о камеральных проверках статья 176 НК РФ вообще не упоминает). На мой взгляд, именно в раскрытии указанного понятия и кроется разрешение поставленной задачи.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ перечень мероприятий налогового контроля является открытым, определенные его особенные формы могут предусматриваться специальными положениями НК РФ. Если допустить, что законодатель отождествляет такие понятия, как "камеральная проверка" и "проверка обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов", то из анализа положений общей и особенной частей НК РФ неизбежно возникает вопрос: "Зачем в особенной части законодатель занимается регулированием правоотношений, которые уже урегулированы положениями общей части?"

    Статья 88 НК РФ определяет порядок проведения камеральных проверок, статья 78 НК РФ регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога… Ответ очевиден — в статье 176 НК РФ, руководствуясь статьей 82 НК РФ, законодатель говорит об особой (специальной) форме налогового контроля, которая не урегулирована положениями части первой НК РФ.

    Подтверждением тому является позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 08.04.04 N 153-О <7>, состоящая в том, что процедура подтверждения ставки 0% и предъявления к возмещению из бюджета налоговых вычетов по таким операциям является особенным этапом по отношению к общему механизму исчисления НДС, в связи с чем законодателем могут устанавливаться особенности правового регулирования данных правоотношений.

    <7> КонсультантПлюс: Судебная практика, б/н — 20137.

    Но самое главное различие между указанными мероприятиями налогового контроля кроется в их предмете. Из анализа части четвертой статьи 88 НК РФ можно сделать вывод, что предметом проведения камеральной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налога. В соответствии же с абзацем третьим пункта 4 статьи 176 НК РФ предметом проводимой налоговым органом проверки является обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. Именно в силу специфики предмета проводимой проверки обоснованности примененной налоговой ставки и налоговых вычетов следует согласиться с позицией ВАС РФ о праве налоговых органов по истребованию первичных (и любых иных) документов, подтверждающих обоснованность применения пониженной ставки налога и налоговых вычетов. Глава 21 НК РФ допускает применение налогоплательщиками пониженной ставки налога и налоговых вычетов, однако реализовать свое право в этих случаях налогоплательщик может только при соблюдении условий, предусмотренных НК РФ. Проверить обоснованность (как того требует пункт 4 статьи 176 НК РФ) налоговый орган может только в том случае, если налогоплательщик предоставит все документы, предусмотренные НК РФ в качестве необходимых и достаточных оснований для уменьшения налоговых обязательств.

    В ходе камеральной проверки налоговый орган проверяет правильность исчисления налога и своевременность его уплаты. Доводы о том, что проверка правильности исчисления налога предполагает истребование первичных бухгалтерских документов, поскольку без таковых нельзя проверить правильность и обоснованность расчетных показателей, не согласуются с положениями НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ наряду с необходимостью определения налогоплательщиков четко названы следующие элементы налога:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Таким образом, статья 17 НК РФ однозначно указывает на то, что порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога являются самостоятельными элементами налога, которые не должны поглощаться иными элементами или отождествляться с ними. Исходя из положений статьи 88 НК РФ с учетом статьи 17 НК РФ можно сделать вывод, что предметом камеральной проверки являются только два последних элемента налога. Для сравнения проанализируем предмет выездной налоговой проверки.

    В соответствии с частью второй статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика по одному или нескольким налогам, то есть в ходе таковой налоговый орган проверяет (должен проверить) исполнение налоговых обязательств в разрезе всех элементов налога, поскольку в соответствии со статьей 17 НК РФ только при наличии всех элементов налога последний существует как правовая категория. Именно поэтому истребование в ходе выездной налоговой проверки документов, подтверждающих правильность формирования объекта налогообложения, исчисления налоговой базы, примененной налоговой ставки, является полностью обоснованным, так как входит в предмет осуществляемого мероприятия налогового контроля.

    Таким образом, исходя из системного толкования НК РФ можно сделать вывод, что отличие камеральной проверки от выездной состоит в первую очередь в предмете проверки. При проведении камеральной проверки предмет ее крайне узок, и усилия проверяющих могут быть направлены только на выявление арифметических неточностей. В рамках выездной проверки ревизии подвергается налоговое обязательство в широком смысле в разрезе всех своих элементов, по каждому из которых налоговый орган может истребовать у налогоплательщика необходимые документы.

    Надо отдать должное, судами зачастую высказывается точка зрения, ограничивающая полномочия налоговых органов на стадии проведения камеральных проверок.

    Так, ФАС СЗО в Постановлении от 01.07.04 N А66-9798-03 <8>, отказывая налоговому органу во взыскании штрафа за непредставление документов по требованию налогового органа в ходе проведения камеральной проверки, указал следующее:

    <8> Консультант Арбитраж: Северо-Западный округ, б/н — 35199.

    "…в соответствии со статьей 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Следовательно, налоговая база определяется налогоплательщиками прежде всего на основании регистров бухгалтерского, а в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, — налогового учета, а не первичных документов.

    Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность.

    Системное толкование статей 23, 54 и 88 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки — проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок.

    Таким образом, камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречии между сведениями, содержащимися в представленных документах, то есть эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку".

    Аналогичная позиция было высказана ФАС СЗО и в Постановлении от 15.06.04 N А56-28520/03 <9>.

    <9> Консультант Арбитраж: Северо-Западный округ, б/н — 38414.

    Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что, хотя статьи 88 и 93 НК РФ и содержат положения, предоставляющие налоговым органам право по истребованию документов, указанные полномочия должны восприниматься через призму системного толкования положений НК РФ, затрагивающих полномочия налоговых органов в целом, а также регламентирующих порядок проведения отдельных мероприятий налогового контроля. Только при таком подходе в НК РФ сохранится соотношение общих и специальных норм, а также не произойдет смешение различных правовых категорий.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *