Может ли муниципальный служащий быть учредителем ООО

Автор: | 04.05.2019

Содержание

Имеет ли право учредитель работать на государственной службе

Может ли госслужащий быть учредителем ООО? Однозначный ответ на этот вопрос дан в п. 3 ч. 1 ст. 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ: нет, не может.

В указанной норме содержится запрет госслужащим заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, в т. ч. участвовать в управлении ООО.

Действие этой статьи распространяется и на военнослужащих (закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Если учредитель ООО — адвокат, эта норма его не касается, поскольку он не является госслужащим.

Данная позиция закреплена в Обзоре дисциплинарной практики по состоянию на 21.03.2005. В нем приводится извлечение из заключения и выводов квалификационной комиссии по вопросу, является ли нарушением нахождение адвоката в составе учредителей ООО.

Согласно п. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ адвокат не может вступать в трудовые отношения в качестве работника. Однако участник общества не имеет статуса его работника, поэтому правонарушения как такового не происходит.

Таким образом, статус адвоката и госслужащего совершенно различен, что позволяет адвокату учреждать юрлица и участвовать в них, тогда как для госслужащего такая деятельность находится под запретом.

В отношении каждого из специфических субъектов гражданского оборота ответ на вопрос о правомочности их участия в ООО необходимо искать в профильном законодательстве.

Из прокуратуры пришло представление о том, что один из государственных гражданских служащих является учредителем ООО. В процессе проверки он вышел из состава учредителей.
Может ли государственный гражданский служащий учредить ООО и в дальнейшем участвовать в нем? Предусмотрена ли за это ответственность?

5 сентября 2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственный гражданский служащий вправе учредить общество с ограниченной ответственностью и оставаться его участником в период пребывания на государственной гражданской службе. Какой-либо ответственности за это не предусмотрено.
Принадлежащая государственному гражданскому служащему доля в уставном капитале ООО должна быть передана им в доверительное управление. Несоблюдение этого требования может явиться основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности.

Обоснование вывода:
Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, установлены в ст.ст. 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ). Ни указанными, ни иными нормами гражданскому служащему (далее также — служащий) не запрещено учреждать хозяйственные общества либо участвовать в них*(1). Более того, как видно из ч. 2 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и ч.ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ), служащему могут принадлежать доли в уставных капиталах хозяйственных обществ. Само по себе это обстоятельство не свидетельствует о каком-либо нарушении и не является основанием для привлечения служащего к ответственности. Однако, если владение такими долями приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан передать их в доверительное управление.
Напомним, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей или осуществление полномочий (п. 1 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ). Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) им и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми он и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 3 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
Поскольку, с одной стороны, основной целью деятельности ООО как коммерческой организации является получение прибыли (п.п. 1, 2 ст. 50, п.п. 1, 3 ст. 66 ГК РФ) и участник ООО вправе участвовать в распределении прибыли общества (п. 1 ст. 67 ГК РФ), что приносит участнику доход, а, с другой стороны, в связи с поступлением на государственную службу гражданину становится доступной информация, не являющаяся общедоступной, а также появляется возможность принимать участие в осуществлении государственного управления, то, как мы полагаем, целесообразно исходить из того, что участие гражданского служащего в ООО принципиально может привести к конфликту интересов, а значит, требует передачи принадлежащих служащему долей в доверительное управление.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ в случае несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ, гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (ч. 4 ст. 19 Закона N 79-ФЗ). Таким образом, несоблюдение служащим требования о передаче принадлежащей ему доли в уставном капитале ООО в доверительное управление может явиться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с гражданской службы (смотрите, например, раздел 1 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014, апелляционные определения СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.08.2012 по делу N 33-3502/2012 и от 14.08.2012 по делу N 33-3540/2012). Однако оценить обоснованность применения того или иного дисциплинарного взыскания применительно к рассматриваемой ситуации в рамках этой консультации мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

17 августа 2016 г.

————————————————————————
*(1) Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ гражданским служащим запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако создание (учреждение) юридического лица и дальнейшее участие в нем не является предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 2 ГК РФ). После создания и государственной регистрации юридического лица предпринимательскую деятельность осуществляет не участник юридического лица, а само это юридическое лицо от своего имени и под свою ответственность (ст.ст. 1, 48, 49 ГК РФ).

Возможна ли работа руководителем двух учреждений?

Ответ на вопрос:

В случае работы в двух учреждениях одно место работы будет основным, а работа в другом учреждении будет осуществляться по совместительству (ст. 282 ТК РФ). Два основных места работы быть не может.

Казенные учреждения являются некоммерческими организациями, деятельность которых регулирует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях (ст. 9.1).

Ни ТК РФ, ни указанный Закон не содержат запрета на совместительство для руководителя казенного учреждения.

При этом нужно иметь в виду, что в форме казенных учреждений могут быть созданы органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные учреждения.

Если речь идет об органах госвласти и местного самоуправления, то на их руководителей распространяется ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2004 № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации , ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.03.2007 № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации, в связи с чем замещать должности руководителя можно только в качестве основного места службы, а, следовательно, работать в двух учреждениях нельзя.

Если имеются в виду иные казенные учреждения, то согласно ч. 3 ст. 275 ТК РФ трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Типовая форма трудового договора утверждена ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 12.04.2013 № 329 О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения .

Согласно п. 3 общих положений Типовой формы «Настоящий трудовой договор является договором по основной работе», т.е. Типовая форма не предполагает работу руководителем казенного учреждения по совместительству.

Однако, как мы уже отмечали, законодательство не содержат запрета на совместительство для руководителя казенного учреждения.

При этом ограничиваться права человека могут только федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Соответственно, ограничение права на выполнение работы по совместительству Постановлением Правительства неправомерно.

Согласно ст. 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению.

В связи с этим, можно сделать вывод, что ограничение права на совместительство для руководителя Типовой формой противоречит законодательству.

Следовательно, нужно руководствоваться общим правилом, согласно которому руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (ч. 1 ст. 276 ТК РФ).

Соответственно, для работы по совместительству в другом учреждении руководитель казенного учреждения должен получить разрешение учредителя (учредителей).

При этом обращаем ваше внимание на то, что работа по совместительству должна выполняться в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).

В связи с этим учредители должны оценить реальную физическую возможность работника выполнять обязанности руководителя в двух учреждениях.

Это возможно, например, при установлении по основному месту работы неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ). Но с учетом специфики работы учреждения, режима его работы, а также особенностей работы руководителя и это также может не разрешить возникающие в процессе работы проблемы.

В связи с этим возможна ситуация, когда руководителю придется в основное рабочее время выполнять обязанности руководителя второго учреждения.

Это может вызвать претензии со стороны контрольно-счетной палаты, контрольно-ревизионного управления в нецелевом, нерациональном расходовании бюджетных средств, а также в необоснованном получении руководителем доходов от двух работодателей, в то время как работа в двух учреждениях выполняется фактически в одно и то же рабочее время.

Полагаем, именно из этого исходил законодатель, устанавливая в Типовой форме условие о работе в качестве руководителя именно в качестве основной работы.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ответ: Каким гражданам запрещена работа по совместительству

Для некоторых категорий граждан прием на работу по совместительству ограничен или запрещен вовсе. К таким категориям, в частности, относят:

  • несовершеннолетних (ч. 5 ст. 282 ТК РФ);
  • граждан, которых принимают на работу с вредными или опасными условиями труда, если их основная работа связана с такими же условиями (ч. 5 ст. 282 ТК РФ);
  • граждан, которых принимают на работу, связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, если по основному месту работы они исполняют те же трудовые обязанности (ч. 1 ст. 329 ТК РФ). Перечень должностей и профессий, на которые распространяется это ограничение, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16;
  • служащих Банка России, занимающих должности, перечень которых утверждает советом директоров ЦБ РФ (ст. 90 Закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ);
  • государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 17 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст. 14 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ);
  • военнослужащих, кроме занятия преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (п. 7 ст. 10 Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ);
  • охранников в отношении государственной службы и оплачиваемой работы в общественных объединениях (ст. 12 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • лиц начальствующего состава и служащих федеральной фельдъегерской связи, сотрудников кадрового состава органов СВР России, сотрудников ФСБ России, кроме занятия преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (ч. 5 ст. 9 Закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ, ч. 5 ст. 18 Закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ, ч. 6 ст. 16.1 Закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ);
  • судей, сотрудников прокуратуры, адвокатов, кроме занятия преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (п. 3 ст. 3 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1, п. 5 ст. 4 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1, п. 1 ст. 2 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ);
  • членов Правительства РФ, кроме занятия преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (ст. 11 Закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ).

Кроме того, ограничена возможность совмещения для руководителей отдельных организаций. В частности:

  • руководители унитарных предприятий не вправе работать по совместительству, кроме занятия преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (п. 2 ст. 21 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ);
  • руководители охранных предприятий не вправе состоять на государственной службе и выполнять оплачиваемую работу в общественных объединениях (ст. 12 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • ректоры образовательных организаций не вправе совмещать должности президента образовательных организаций высшего образования (п. 12 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Руководители всех других организаций вправе работать по совместительству только с разрешения уполномоченного органа юридического лица или собственника имущества организации либо уполномоченного собственником лица или органа (ч. 1 ст. 276 ТК РФ).

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Может директор муниципального казенного предприятия совмещать функции главного бухгалтера?

14 апреля 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Директор муниципального казенного предприятия обязан возложить ведение бухгалтерского учета на иное должностное лицо данного предприятия или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Принять ведение бухгалтерского учета на себя он не вправе.

Обоснование вывода:
Трудовое законодательство РФ не содержит запретов на совмещение должностей руководителя и главного бухгалтера экономического субъекта (ст. 60.2 ТК РФ). Кроме того, такое совмещение само по себе не свидетельствует о недобросовестности экономического субъекта (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2006 N А56-34599/2005).
Однако экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено Законом N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено данной частью. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с Законом N 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, могут принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять субъекты малого и среднего предпринимательства, если иное не установлено ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 этой же статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Следовательно, казенное предприятие не может являться субъектом малого и среднего предпринимательства.
Поэтому на основании ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ руководитель указанной в вопросе организации не может принять ведение бухгалтерского учета на себя. Руководитель такой организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этой организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Может ли директор Государственного Бюджетного Учреждения быть учредителем

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой 1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: 1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 2) замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; 3) осуществлять предпринимательскую деятельность; 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; 7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями; 8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; 9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; 10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности; 11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; 12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; 13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности; 14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур; 15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора; 16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; 17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. 2. В случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе: 1) в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. 4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Успехов Вам и удачи и С уважением юрист Владимир Александрович. г. Краснодар, если будут вопросы позвоните по тел. 89184107982, или напишите на адрес эл. почты pravo_yurist23@mail.ru

Право государственных (муниципальных) учреждений выступать учредителями других юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»



От редакции:

Реформирование системы государственных (муниципальных) учреждений наряду с новым законодательством, ориентированным на создание саморегулируемых организаций в здравоохранении, закономерно ставят вопрос: а каковы в новых условиях права различных типов учреждений в создании других юридических лиц, в участии в ассоциациях и союзах?

Сегодня наша традиционная рубрика посвящена этим вопросам.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСТУПАТЬ УЧРЕДИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

КОНСУЛЬТИРУЕТ д.э.н. Ф.Н. КАДЫРОВ

Пункт 4 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает:

«В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств,

выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущест-во, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц».

Это означает, что казенное учреждение ни при каких обстоятельствах не вправе выступать учредителем (участником) других юридических лиц.

^Менеджер №Ю

\ здравоохранения 2013 *

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Что же касается бюджетного учреждения, то, во-первых, бюджетное учреждение может быть учредителем или участником других юридических лиц, вступать в ассоциации и союзы только в случаях, когда это соответствует целям, предусмотренным уставом. Поэтому для бюджетного учреждения недопустимо быть учредителем организаций, деятельность которых никак не связана с его уставными целями.

Во-вторых, для того, чтобы стать учредителем или участником некоммерческих организаций, вступать в ассоциации и союзы ни чьего разрешения не требуется. А вот вносить при этом в качестве их учредителя или участника денежные средства, передавать имущество можно только с согласия собственника.

В-третьих, передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника можно только денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. Таким образом, прежде всего — это имущество, приобретенное за счет доходов от приносящей доходы деятельности (платных услуг).

В-четвертых, бюджетное учреждение может быть учредителем только некоммерческих организаций. Учредителем коммерческих организаций (притом не всех, а лишь хозяйственных обществ) бюджетное учреждение может быть только в случае, если это предусмотрено законом. Подобный закон, касающийся учреждений здравоохранения, в настоящее время отсутствует, что означает запрет на участие в создании бюджетными учреждениями здравоохранения любых коммерческих организаций. Основные виды организаций, относящиеся к коммерческим и некоммерческим, указаны ниже:

1. Коммерческие организации:

1.1. Хозяйственные товарищества:

1.1.1. Полное товарищество;

1.1.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество);

1.2. Хозяйственные общества:

1.2.1. Акционерное общество: открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО);

1.2.2. Общества с ограниченной ответственностью (ООО) или с дополнительной ответственностью (ОДО);

1.3. Производственный кооператив;

1.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2. Некоммерческие организации:

2.1. Потребительские кооперативы;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2.2. Общественные и религиозные организации (объединения);

2.3. Учреждения (государственные или муниципальные (бюджетные, казенные или автономные) и частные);

2.4. Автономные некоммерческие организации (АНО);

2.5. Фонды;

2.6. Ассоциации и союзы;

2.7. Некоммерческие партнерства.

Автономные учреждения

Части 5 и 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Федеральный закон «Об автономных учреждениях») устанавливают, что автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника следующее имущество: недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации,

№Ю Менеджер

здравоохранения

Э-

предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда).

Таким образом, автономное учреждение:

1. Может выступать учредителем или участником любых юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих). Например, автономное учреждение может выступать учредителем (акционером) акционерных обществ.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. В отличие от бюджетного учреждения, автономное учреждение вправе вносить в уставной капитал других юридических лиц не только особо ценное движимое имущество, но и недвижимое имущество.

3. Требуется согласие учредителя на внесение (передачу) вышеуказанного имущества.

Возникает закономерный вопрос: при создании других юридических лиц автономным учреждением может передаваться только указанное выше имущество? Дело в том, что кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, существует еще и иное движимое имущество, не относящееся к особо ценному. Это имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности не будет существенно затруднено и которое по стоимости не подпадает под критерии особо ценного движимого имущества. Примером такого имущества (далее будем именовать его «иным имуществом») могут служить музыкальные установки или телевизоры, находящиеся в кабинете или приемной главного врача (хотя отметим, что на практике зачастую и эти виды имущества включают в особо ценное движимое имущество).

О праве автономного учреждения самостоятельно (или хотя бы с согласия собственника) вносить в уставный капитал других юридических лиц иное имущество прямо ничего не говорится. Тем не менее, в рассматриваемом законе имеются положения, позволяющие дать ответ на этот вопрос.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учрежде-

ниях» «Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи».

К «остальному имуществу» наряду с недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, приобретенными автономным учреждением за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, относятся и рассматриваемое нами иное имущество (вышеупомянутые музыкальные установки и телевизоры и т.д.). А поскольку у автономного учреждения имеется право самостоятельного распоряжения этим имуществом, то его можно вносить в уставной капитал других лиц (с учетом наличия в уставе учреждения такого права).

Действительно, так же, как и в отношении бюджетного учреждения, создание других юридических лиц предполагает закрепление в уставе автономного учреждения такого права. Правда, в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» не говорится об этом прямо, но это вытекает из части 7 статьи 4 данного закона, которая устанавливает: «Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе)».

Несмотря на то, что права автономных учреждений в целом шире, чем бюджетных, в некоторых вопросах участия учреждений в создании других юридических лиц, руководители бюджетных учреждений имеют больше прав. Выше уже указывалось, что создавать другие некоммерческие организации и участ-

1енеджер №Ю

здравоохранения 2012

вовать в ассоциациях или союзах в случаях, если это не связано с передачей денежных средств или имущества, бюджетные учреждения вправе без всякого разрешения со стороны учредителя (согласие требуется только для внесения имущества). А вот учредитель автономного учреждения в подобных случаях вынужден согласовывать этот вопрос с наблюдательным советом.

В соответствии с п. 5 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в

уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника. По итогам рассмотрения наблюдательный совет автономного учреждения дает свое заключение. Заключение дается большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета автономного учреждения.

Как видим, в данном, казалось бы, простом вопросе достаточно много нюансов, которые нужно иметь в виду, чтобы не совершить ошибок.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Здравоохранение-20 Л 2

В РОССИИ ПЛАНИРУЕТСЯ УЖЕСТОЧИТЬ ПОРЯДОК ОТПУСКА И УЧЕТА ЛЕКАРСТВ, НЕ ОТНЕСЕННЫХ К НАРКОТИКАМ

Комитет Госдумы по охране здоровья рассмотрел проект Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», внесенный Правительством РФ. Документ предполагает законодательное закрепление нормы по осуществлению предметно-количественного учета лекарственных средств для медицинского применения, осуществляемого производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.

Предлагается законодательно установить обязательное осуществление предметно-количественного учета лекарственных средств для медицинского применения путем регистрации операций, связанных с обращением указанных лекарственных средств, при которых изменяется их количество и состояние (приходные и расходные операции; операции, связанные с фасовкой лекарственного средства, изготовлением лекарственного препарата, и др.). Проектом предусматривается наделить полномочием по утверждению перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Помимо этого, проектом предусматривается утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также правил ведения и хранения специальных журналов для осуществления регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, поскольку в настоящее время такие правила не установлены.

Источник: официальный сайт ГД

№Ю Менеджер

По условиям трудового договора руководителю государственного бюджетного учреждения запрещено быть акционером (в отношении статуса «учредитель» запрет отсутствует).
Правомерно ли установление в трудовом договоре с руководителем государственного бюджетного учреждения запрета на участие в коммерческих организациях? Вправе ли руководитель бюджетного учреждения быть учредителем какой-либо коммерческой организации?
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ст. 17 и ст. 22 ГК РФ все граждане обладают общей правоспособностью и не могут быть ограничены в ней иначе, как в порядке и на основаниях, предусмотренных законом.
Содержание гражданской правоспособности, помимо прочего, включает в себя право граждан создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами (ст. 18 ГК РФ). При этом только федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах (абзац третий п. 6 ст. 66 ГК РФ).
Так, например, руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Определенные ограничения в этой сфере предусмотрены также для государственных и муниципальных служащих (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В отношении руководителя государственного бюджетного учреждения подобные запреты ни Гражданским кодексом РФ, ни Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (к числу которых в силу ст.ст. 9.1, 9.2 данного закона относятся и бюджетные учреждения), ни каким-либо иным нормативным актом не установлены. Следовательно, руководитель такого учреждения может быть одновременно учредителем, участником коммерческой организации.
С точки зрения трудового законодательства (часть шестая ст. 11, ст.ст. 16, 20 ТК РФ), руководитель организации является ее работником. В силу ст. 273 ТК РФ руководитель бюджетного учреждения является физическим лицом, которое, в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения и его локальными нормативными актами, осуществляет руководство этим учреждением, в том числе выполняет функции его единоличного исполнительного органа.
Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 274 ТК РФ). При этом трудовой договор должен заключаться на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 (часть третья ст. 275 ТК РФ), которая, в свою очередь, не содержит положений, запрещающих руководителю бюджетного учреждения выступать одновременно в качестве акционера (участника) акционерного общества*(1).
Согласно части второй ст. 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению. В соответствии с частью четвертой ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, но только не ухудшающие положение работника, по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Поскольку запрета на участие руководителя бюджетного учреждения в коммерческих организациях (в том числе и в акционерных обществах) законодательство не содержит, установление такого запрета в трудовом договоре, по нашему мнению, неправомерно и ухудшает положение работника по сравнению с действующим законодательством.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
21 октября 2014 г.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» следует, что понятие «акционеры» равнозначно понятию «участники акционерного общества», поэтому акционеры могут именоваться участниками этого юридического лица.

>Разъясняем законодательство

Про запреты директору унитарного предприятия

Руководитель унитарного предприятия (ФГУП, ОГУП, МУП) должен соответствовать определенным требованиям, установленным пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон).

В целом указанные требования представляют собой запреты:

— быть учредителем (участником) либо директором другого юридического лица (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, полного товарищества или товарищества на вере, крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива, государственного и муниципального унитарного предприятия);

— занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления;

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях,

— заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме того, руководителю унитарного предприятия запрещено совершать сделки без согласия собственника имущества, если в совершении сделок имеется заинтересованность руководителя (ст. 22 Закона).

Важной составляющей данного ограничения является понятие заинтересованности , руководителя в определении условий заключаемой сделки, выборе контрагента и т.п.

Директор ФГУП, ОГУП и МУП признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— являются второй стороной сделки;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более % акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки;

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки.

Аффилированными лицамипризнаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица.

Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;

— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Неисполнение указанной обязанности, а также нарушение запретов руководителем унитарного предприятия является основанием для увольнения.

Органами прокуратуры области в 2013-2014 годах повсеместно выявлялись случаи нарушений указанных запретов и ограничений.

Так, по результатам мер прокурорского реагирования в 2013 году 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, 2 директора прекратили статус индивидуального предпринимателя, с 3 директорами трудовые договоры расторгнуты.

В 2014 году по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, с 6 директорами трудовые договоры расторгнуты.

В связи с чем, директорам ФГУП, ОГУП и МУП следует более ответственно подходить к соблюдению установленных для них законом запретов и ограничений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *