Мса 300 планирование

Автор: | 02.05.2019

Задание 1. Содержание и порядок использования международных стандартов аудита и сопутствующих услуг

Наряду с международными стандартами в каждой стране существуют национальные стандарты аудита. Они могут быть определены законом, нормативными актами или уполномоченным органом данной страны. Их применение является обязательным при проведении аудита финансовой отчетности или предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Помимо обязательных к применению стандартов уполномоченный орган или профессиональные аудиторские организации страны могут разрабатывать и принимать на местном уровне положения по национальной практике аудита, рекомендуемые к применению аудиторами при проведении аудита.

Национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг, принятые во многих странах, отличаются как по форме, так и по содержанию, что связано со спецификой аудиторской практики конкретной страны.

Международные стандарты используются во многих странах по-разному. В одних странах (Австралия, Бразилия, Индия) международные стандарты выступают в качестве базы для разработки национальных стандартов. В других странах, не разрабатывающих собственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия, Шри-Ланка), они выступают в качестве национальных. В странах с устоявшимся институтом аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США) положения МСА принимаются к сведению профессиональными аудиторскими организациями. Кроме того, международные аудиторские объединения и организации применяют МСА при проведении аудита финансовой отчетности транснациональных корпораций.

В странах, где существуют национальные стандарты, именно последние играют решающую роль. Международные стандарты аудита не отменяют местных положений, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой местные положения соответствуют МСА, аудит, проводимый согласно национальным положениям, автоматически будет соответствовать аудиту, проводимому в соответствии с МСА. В том случае, если местные положения отличаются либо противоречат международным стандартам аудита, организации — члены МФБ включают в свои национальные стандарты аудита принципы, на которых основаны международные стандарты аудита, разработанные МФБ.

Страны — члены МФБ, которые желают принять МСА в качестве своих национальных стандартов, направляют соответствующее заявление в Совет по международным стандартам аудита и уверенности. Этот документ определяет юридическую силу принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Совет, в свою очередь, разрабатывает и утверждает пояснительное предисловие по статусу каждого МСА, принятого в качестве национального.

Если в МСА содержатся рекомендации, значительно отличающиеся от закона или практики страны, то в пояснительном предисловии раскрываются такие различия. При необходимости Совет разрешает странам — членам МФБ разрабатывать дополнительные стандарты по вопросам, имеющим существенное значение в данной стране, но не освещенным в МСА.

Международные стандарты позволяют унифицировать национальные стандарты. Профессиональные аудиторские объединения разных стран пересматривают свои профессиональные стандарты с целью приближения их к международным подходам. Процесс гармонизации аудиторских стандартов довольно длителен и может занять несколько десятков лет, поскольку каждая страна имеет различный уровень экономического развития. Нельзя забывать и о менталитете нации, т.е. об образе мышления, навыках, квалификации, культуре, традициях. То, что может быть приемлемо для одной страны, не подходит для другой. Тем не менее особенности объективного и субъективного характера стираются. Однако международные стандарты — это не панацея от всех бед, а только действенный инструмент совершенствования национальных стандартов, главная цель которых сводится к формированию профессионального суждения аудитора.

В России разработка аудиторских правил (стандартов) ведется самостоятельно с учетом положений международных стандартов аудита.

Работа над современным вариантом системы общероссийских аудиторских стандартов началась в нашей стране в 1995 г. С самого начала эта система создавалась как национальный аналог системы международных аудиторских стандартов.

В России сущность аудиторских стандартов определена в ст.9 Закона «Об аудиторской деятельности в РФ», в соответствии с которой правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой «единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации».

Установлено, что все стандарты могут быть разделены на:

федеральные стандарты, обязательные для исполнения аудиторами и фирмами-клиентами (за исключением положений стандартов, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер). Они утверждаются постановлениями Правительства РФ;

внутренние стандарты аудиторских фирм и профессиональных объединений. Они не могут противоречить федеральным стандартам, и их требования не могут быть ниже требований федеральных стандартов.

Структура федеральных правил (стандартов) аналогична международным стандартам аудита и содержит разделы:

1) введение. Во введении определяются цель стандарта, основные термины, используемые в стандарте;

2) параграфы, раскрывающие содержание стандарта;

3) приложения, в которых приводятся примеры процедур, таблицы и т.д.

Стандарты аудита — Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, — определяют правила проведения аудита в целом. С учетом того, что в их основе лежат международные стандарты аудита, данные стандарты позволяют проводить аудит и в соответствии с российскими ПБУ, и в соответствии с МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности и аудита являются эффективным инструментарием формирования качественной финансовой информации. Они основаны на обобщении мировой практики в области учета, отчетности и аудита, обеспечивают простоту восприятия финансовой информации и четкую экономическую логику.

МСА и МСФО практически не связаны друг с другом и рассматривают разные стороны бухгалтерской деятельности.

МСФО содержат требования по подготовке финансовой отчетности, т.е. регламентируют процедуру отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об активах, задолженности, прибыли, убытках, оценке бухгалтерских статей и т.п. МСФО унифицируют основополагающие требования бухгалтерского учета, такие как: содержание отчетности, критерии внесения в отчетность различных ее элементов, правила оценки элементов отчетности, объем предоставляемой в отчетности информации.

МСА содержат общие требования, предъявляемые к проведению аудита и аудиторам. Они включают: цель аудита (подтверждение достоверности финансовой отчетности); требования к аудиторам (независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение и выполнение стандартов); требования по планированию аудита, в том числе по изучению систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента; требования по сбору аудиторских доказательств и выполнению аудиторских процедур; требования по документированию аудита (подготовка аудиторских файлов или досье по результатам работы с данным клиентом); основные характеристики видов аудиторских выборок; порядок контроля качества работы в аудиторских фирмах; основные положения по распределению ответственности, если, например, с данным клиентом работают разные аудиторские фирмы или в аудите используются привлеченные специалисты, не являющиеся аудиторами; требования к оформлению и содержанию аудиторского заключения.

Так, МСА практически не касаются вопросов бухгалтерского учета, т.е. не содержат положений по проверке конкретных участков бухгалтерского учета (например, проверка основных средств, дебиторской задолженности). Эти вопросы раскрываются иногда в качестве практических примеров и обычно не учитывают особенности системы учета и подготовки отчетности данной страны.

Международные стандарты аудита как перечень требований к общему порядку аудита и его процедурам вполне применимы к той системе бухгалтерского учета и подготовки отчетности, которая в настоящее время существует в России, и многие российские аудиторские фирмы с успехом применяют их в своей работе, тем более что по содержанию больших противоречий между МСА и российскими стандартами нет.

МСА ни в коем случае не смогут восполнить пробел российских компаний в МСФО. Тем не менее российские аудиторские фирмы, имеющие специалистов по МСФО, часто проверяют с их помощью отчетность российских предприятий, подготовленную в соответствии с МСФО, то есть хорошо владеют и теми, и другими стандартами. Как следствие, они могут консультировать различных клиентов в области применения и внедрения МСФО в России. Именно в данном аспекте проявляется взаимосвязь МСА и МСФО в российских условиях.

«Международный стандарт аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н)

Документ не применяется

  • Международный стандарт аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности»
    • Введение
      • Сфера применения настоящего стандарта
      • Характеристики недобросовестных действий
      • Ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий
        • Обязанности аудитора
      • Дата вступления в силу
    • Цели
    • Определения
    • Требования
      • Профессиональный скептицизм
      • Обсуждение между членами аудиторской группы
      • Процедуры оценки рисков и сопутствующие действия
        • Руководство и иные лица внутри организации
        • Лица, отвечающие за корпоративное управление
        • Выявление необычных или неожиданных соотношений
        • Прочая информация
        • Оценка факторов риска недобросовестных действий
      • Выявление и оценка рисков существенного искажения вследствие недобросовестных действий
      • Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски существенного искажения вследствие недобросовестных действий
        • Аудиторские процедуры общего характера
        • Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски существенного искажения вследствие недобросовестных действий на уровне отдельных предпосылок финансовой отчетности
        • Аудиторские процедуры в ответ на риски, связанные с действиями руководства в обход средств контроля
      • Оценка аудиторских доказательств
      • Аудитор не в состоянии продолжить выполнение задания
      • Письменные заявления
      • Информирование руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление
      • Информирование регулирующих и правоохранительных органов
      • Документация
    • Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
      • Характеристики недобросовестных действий
        • Особенности организаций государственного сектора
      • Профессиональный скептицизм
      • Обсуждение между членами аудиторской группы
      • Процедуры оценки рисков и сопутствующие действия
        • Направление запросов руководству
          • Оценка руководством риска существенного искажения вследствие недобросовестных действий
          • Особенности малых организаций
        • Направление запросов руководству и иным лицам внутри организации
        • Направление запросов в службу внутреннего аудита
        • Получение понимания мер надзора, осуществляемого лицами, отвечающими за корпоративное управление
          • Особенности малых организаций
        • Рассмотрение прочей информации
        • Оценка факторов риска недобросовестных действий
          • Особенности малых организаций
      • Выявление и оценка рисков существенного искажения вследствие недобросовестных действий
        • Риски недобросовестных действий при признании выручки
          • Выявление и оценка рисков существенного искажения вследствие недобросовестных действий и понимание соответствующих средств контроля организации
      • Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски существенного искажения вследствие недобросовестных действий
        • Аудиторские процедуры общего характера
        • Назначение сотрудников и контроль за ними
        • Непредсказуемость при выборе аудиторских процедур
        • Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски существенного искажения вследствие недобросовестных действий на уровне отдельных предпосылок финансовой отчетности
        • Аудиторские процедуры в ответ на риски, связанные с действиями руководства в обход средств контроля
          • Бухгалтерские записи и прочие корректировки
        • Оценочные значения
        • Экономическое обоснование значительных операций
      • Оценка аудиторских доказательств
        • Аналитические процедуры, выполняемые перед завершением аудита в ходе формирования общего вывода
        • Анализ выявленных искажений
      • Аудитор не в состоянии продолжить выполнение задания
        • Особенности организаций государственного сектора
      • Письменные заявления
      • Информирование руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление
        • Информирование руководства
        • Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление
        • Прочие вопросы, имеющие отношение к недобросовестным действиям
      • Информирование регулирующих и правоохранительных органов
        • Особенности организаций государственного сектора
  • Приложение 1. Примеры факторов риска недобросовестных действий
    • Факторы риска, относящиеся к искажениям вследствие недобросовестного составления финансовой отчетности
      • Побуждение/давление
      • Возможность
      • Отношение/оправдание
    • Факторы риска, вызванные искажениями вследствие неправомерного присвоения активов
      • Побуждение/давление
      • Возможности
      • Отношение/оправдание
  • Приложение 2. Примеры возможных аудиторских процедур в ответ на оцененные риски существенного искажения вследствие недобросовестных действий
    • Анализ на уровне предпосылок
    • Конкретные аудиторские процедуры — искажение вследствие недобросовестной подготовки финансовой отчетности
      • Признание выручки
      • Объемы запасов
      • Оценки руководства
    • Конкретные аудиторские процедуры — искажения вследствие неправомерного присвоения активов
  • Приложение 3. Примеры обстоятельств, указывающих на возможность недобросовестных действий
    • Несоответствия в данных бухгалтерского учета, в том числе
    • Противоречивые или отсутствующие доказательства, в том числе
    • Проблематичные или необычные отношения между аудитором и руководством, в том числе
    • Прочее

Открыть полный текст документа

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

Изучив главу, вы будете:

знать

  • • систему международных стандартов аудита, регламентирующих ответственность аудиторов;
  • • методологию, методику и организацию аудита;
  • • методики планирования, составления программ и проведения процедур аудита на основе международных стандартов аудита;
  • • порядок обобщения и использования результатов аудита;
  • • права, обязанности и ответственность экономических субъектов и аудиторских фирм в осуществлении внешнего аудита;

уметь

  • • планировать, организовывать и проводить аудит на основе международных стандартов аудита;
  • • планировать аудит всех аспектов бухгалтерского учета и отчетности на предварительной, основной и заключительной ее стадиях;
  • • разрабатывать программы аудита на основе международных стандартов аудита;
  • • обобщать результаты проверок и составлять аудиторское заключение на основе международных стандартов аудита;
  • • сопоставлять международные и национальные подходы к аудиту и обосновывать целесообразность их применения;
  • • разрабатывать рекомендации руководству экономического субъекта по результатам аудита;
  • • организовывать и осуществлять проверку состояния внутреннего контроля на предприятии;
  • • использовать результаты аудита в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления предпринимательской деятельностью;

владеть

  • • понятийным аппаратом;
  • • приемами и способами выявления нарушений и противоправных действий в осуществлении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета;
  • • способами обобщения результатов проверок и составления аудиторского заключения;
  • • навыками практического решения задач внутреннего контроля;
  • • приемами использования результатов аудита в управлении повышением эффективности предпринимательской деятельности экономического субъекта.

Основные понятия. Принципы аудита, MCA 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», письмо-обязательство о проведении аудита, MCA 315 «Выявление и оценивание риска существенного искажения финансовой отчетности в ходе получения понимания деятельности и среды, в которой действует организация», MCA 320 «Существенность в планировании и проведении аудита, ответственность руководства», MCA 330 «Аудиторские процедуры по оцененным рискам».

Международный стандарт аудита 300 «Планирование»

В Международном стандарте аудита 300 «Планирование» приведены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.

Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» должен читаться в контексте MCA 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита».

Данный Международный стандарт аудита рассматривает обязанность аудитора планировать аудит финансовой отчетности. Данный стандарт сформулирован в контексте продолжающихся аудитов. Дополнительные соображения для первых проверок организации приведены отдельно.

В разделе «Роль и период планирования» сказано, что планирование аудита включает в себя разработку общей стратегии аудита и составление плана аудита. При аудите финансовой отчетности адекватное планирование помогает аудитору:

  • • в рассмотрении с должным вниманием важных разделов аудита;
  • • своевременном выявлении и разрешении потенциальных проблем;
  • • правильной организации и управлении аудитом, так чтобы его выполнение было эффективным и результативным;
  • • отборе членов аудиторской группы с надлежащим уровнем компетентности и опытом, чтобы соответствовать ожидаемым рискам по заданию, и правильном распределении работ между ними;
  • • облегчить руководство и надзор за членами аудиторской группы, контроль их работы;
  • • там, где это применимо, – в координации работ, выполняемых аудиторами, проверяющими компоненты, и экспертами.

Цель аудитора состоит в планировании аудита таким образом, чтобы проверка выполнялась эффективно.

Согласно разделу «Требования» руководитель аудиторской проверки и другие ключевые члены аудиторской группы обязаны участвовать в планировании аудита, а также в планировании и участии в обсуждении среди членов аудиторской группы.

В начале выполнения текущего аудиторского задания аудитор обязан предпринять следующие действия:

  • • выполнить процедуры, требуемые MCA 220 в отношении продолжения отношений с клиентом и принятия конкретного аудиторского задания;
  • • оценить соответствие этическим требованиям, включая независимость, как требуется в MCA 220;
  • • обеспечить понимание условий задания, как требуется в MCA 210.

В ходе работы над планом аудитор обязан разработать общую стратегию аудита, которая устанавливает масштаб, сроки и направление аудита и в которой даются указания для разработки плана аудита.

При разработке общей стратегии аудита аудитор обязан:

  • • выявить характеристики задания, которые определяют его масштаб;
  • • определить цели отчетности по заданию, чтобы спланировать сроки проведения аудита и характер требуемого сообщения информации по нему;
  • • рассмотреть факторы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора являются значимыми при определении направлений приложения усилий аудиторской группы;
  • • рассмотреть результаты предварительных процедур по принятию задания и, если применимо, возможность использования в данном аудите информации, полученной руководителем аудиторской проверки в ходе выполнения других заданий для данной организации;
  • • определить характер, сроки применения и объем ресурсов, необходимых для выполнения задания (см. п. А8–А11).

Аудитор обязан разработать план аудита, который должен включать в себя описание следующих факторов:

  • • характера, сроков и объемов планируемых процедур оценки риска, как определено в MCA 315;
  • • характера, сроков и объемов планируемых дальнейших аудиторских процедур на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности, как определено в MCA 330;
  • • других планируемых аудиторских процедур, которые должны выполняться для того, чтобы аудит соответствовал требованиям MC (см. п. А12).

Аудитор в ходе аудита обязан обновить и изменить в случае необходимости общую стратегию аудита и план аудита (см. п. А13).

Аудитор обязан планировать характер, сроки проведения и объем осуществления руководства и контроля за членами аудиторской группы (см. и. А14–А15).

План аудита более детализирован по сравнению с общей стратегией аудита, так как включает в себя описание характера, объемов и сроков проведения выполняемых членами аудиторской группы аудиторских процедур.

В параграфе 12 установлена обязанность аудитора по документированию планирования. Так, аудитор обязан документировать:

  • • общую стратегию аудита;
  • • план аудита;
  • • любые значимые изменения, которые были внесены в ходе аудита в общую стратегию аудита или в план аудита, и причины этих изменений (см. п. А16–А19).

Стандарт определяет дополнительные соображения для первой проверки организации. Так, перед тем, как приступить к первой проверке организации, аудитор обязан предпринять следующие действия:

  • • выполнить процедуры, требуемые MCA 220 в отношении установления отношений с клиентом и выполнения конкретного задания;
  • • связаться с предшествующим аудитором в случае, если имела место смена аудиторов, в соответствии с относящимися к данному вопросу этическими требованиями (см. п. А20).

При аудите субъектов малого предпринимательства весь аудит может проводиться крайне небольшой аудиторской группой. Разработка общей стратегии аудита для субъектов малого предпринимательства нс должна быть сложным и долговременным процессом: ее объемы зависят от размеров организации, сложности аудита и размеров аудиторской группы.

  • MCA 220 «Контроль качества для аудита финансовой информации», п. 12-13.
  • MCA 220. п. 9-11.
  • MCA 210 «Согласование условий аудиторского задания», п. 9–13.
  • MCA 315 «Выявление и оценивание рисков существенного искажения финансовой отчетности посредством получения понимания деятельности организации и ее среды».
  • MCA 330 «Аудиторские процедуры по оцененным рискам».
  • MCA 230, п. 8-11, А6.
  • MCA 220, п. 12-13.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *