Налог на добычу полезных

Автор: | 27.09.2018

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является федеральным налогом и относится к разряду природно-ресурсных платежей, необходимых для реализации воспроизводственной подфункции налогообложения (в рамках его регулирующей функции). Принципы платного природопользования основаны на том, что уровень ресурсных платежей не может быть ниже затрат на воспроизводство природных ресурсов и должен базироваться на рентной концепции их экономической оценки.

Некоторые элементы платности природопользования существовали еще во времена Советского Союза. Однако роль и значение платежей за пользование природными ресурсами в то время были несущественными в связи с их незначительностью и отсутствием у предприятий-плательщиков финансовой самостоятельности.

Принятие в 1992 г.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Закона «О недрах» заложило основы платного недропользования в РФ (этим законом были установлены плата за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Таким образом, в период 1992— 2001 гг. регулирование вопросов платности использования природных ресурсов осуществлялось в соответствии с законодательством о природопользовании, а не о налогах и сборах (за исключением акцизов на минеральное сырье). При взимании платежей за пользование природными ресурсами не были четко определены, устанавливаясь межведомственными инструкциями, основные элементы налогообложения (в частности, объект обложения, налоговая база, льготы и ряд других).

Налоговая ставка регулировалась в лицензионных соглашениях, допускалось внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме. В этой связи в период 1999—2001 гг. после вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ взимание платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, по сути, являлось незаконным, поскольку не соответствовало положениям ст. 17 НК. Поэтому существовала реальная необходимость разработки и включения в Часть вторую Кодекса соответствующих глав, посвященных природно-ресурсным налоговым платежам.

Налог на добычу полезных ископаемых вступил в действие на территории РФ с 1 января 2002 г. в соответствии с главой 26 НК. Введение НДПИ в систему налогов преследовало цели упрощения, совершенствования и упорядочения комплекса платежей за пользование природными ресурсами, а также усиления их фискального и регулирующего значения. В связи с этим одновременно с началом применения НДПИ в РФ были отменены ранее взимавшиеся в соответствии с Законом РФ «О недрах» плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также уплачиваемые в соответствии с НК акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.

Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых представлены на рисунке.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (ст. 334 НК) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством РФ признаются пользователями недр. Согласно Закону РФ «О недрах» статус пользователя недр лицо приобретает с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр или вступления в силу соглашения о разделе продукции. Отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что нет и обязанности по уплате налога, поскольку в данном случае не определен налогоплательщик. Однако при установлении факта безлицензионного использования недр для добычи полезных ископаемых с нарушителей взыскивается убыток, причиненный государству в результате самовольного пользования недрами, рассчитанный исходя из ставки налога на добычу полезных ископаемых.

Помимо общих оснований для постановки на учет в налоговом органе, налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (ст. 335 НК). Особенности постановки на учет в качестве плательщика налога определены приказом МНС РФ от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731, согласно которому постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, а те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Постановка на учет может производиться:

  • по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование, при этом местом нахождения этого участка недр признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр;
  • по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица только в случае осуществления добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в ее исключительной экономической зоне, а также за пределами территории РФ, если эти территории находятся под юрисдикцией РФ (либо арендуются у иностранных государств или используются на основании международного договора).

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии со ст. 336 НК признаются добытые полезные ископаемые (ДПИ). Более подробная характеристика объекта налогообложения и состав добытых полезных ископаемых, подлежащих налогообложению, представлены на рисунке.

Необходимо обратить внимание, что налоговым законодательством установлен достаточно большой перечень полезных ископаемых, добыча которых не облагается налогом.

Так, не признаются объектом налогообложения НДПИ полезные ископаемые:

  • общераспространенные и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Помимо этого, следует отметить, что не признается полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Налоговая база по НДПИ ⇒

С пользователей недр в соответствии с действующим законодательством взимаются обязательные платежи.

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДПИ, с 1 января 2002 г.

Кратко налог на добычу полезных ископаемых

является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»).

Налогоплательщиками НДПИ принято считать организации и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые:

– добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

– извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

– добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

– общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

– добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

– полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

– полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

– дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Налоговая база устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Налоговой базой принято считать стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Ставки НДПИ установлены в ст. 342 НК в дифференцированной форме в зависимости от объекта обложения в пределах от 0 до 17,5 %.

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

По общему правилу сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Сроки и порядок уплаты налога. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является федеральным налогом и относится к разряду природно-ресурсных платежей, необходимых для реализации воспроизводственной подфункции налогообложения (в рамках его регулирующей функции). Принципы платного природопользования основаны на том, что уровень ресурсных платежей не может быть ниже затрат на воспроизводство природных ресурсов и должен базироваться на рентной концепции их экономической оценки.

Некоторые элементы платности природопользования существовали еще во времена Советского Союза. Однако роль и значение платежей за пользование природными ресурсами в то время были несущественными в связи с их незначительностью и отсутствием у предприятий-плательщиков финансовой самостоятельности.

Принятие в 1992 г. Закона «О недрах» заложило основы платного недропользования в РФ (этим законом были установлены плата за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Таким образом, в период 1992— 2001 гг. регулирование вопросов платности использования природных ресурсов осуществлялось в соответствии с законодательством о природопользовании, а не о налогах и сборах (за исключением акцизов на минеральное сырье). При взимании платежей за пользование природными ресурсами не были четко определены, устанавливаясь межведомственными инструкциями, основные элементы налогообложения (в частности, объект обложения, налоговая база, льготы и ряд других).

Налоговая ставка регулировалась в лицензионных соглашениях, допускалось внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме. В этой связи в период 1999—2001 гг. после вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ взимание платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, по сути, являлось незаконным, поскольку не соответствовало положениям ст. 17 НК.

Налог на добычу полезных ископаемых

Поэтому существовала реальная необходимость разработки и включения в Часть вторую Кодекса соответствующих глав, посвященных природно-ресурсным налоговым платежам.

Налог на добычу полезных ископаемых вступил в действие на территории РФ с 1 января 2002 г. в соответствии с главой 26 НК. Введение НДПИ в систему налогов преследовало цели упрощения, совершенствования и упорядочения комплекса платежей за пользование природными ресурсами, а также усиления их фискального и регулирующего значения. В связи с этим одновременно с началом применения НДПИ в РФ были отменены ранее взимавшиеся в соответствии с Законом РФ «О недрах» плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также уплачиваемые в соответствии с НК акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат.

Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых представлены на рисунке.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (ст. 334 НК) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством РФ признаются пользователями недр. Согласно Закону РФ «О недрах» статус пользователя недр лицо приобретает с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр или вступления в силу соглашения о разделе продукции. Отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что нет и обязанности по уплате налога, поскольку в данном случае не определен налогоплательщик. Однако при установлении факта безлицензионного использования недр для добычи полезных ископаемых с нарушителей взыскивается убыток, причиненный государству в результате самовольного пользования недрами, рассчитанный исходя из ставки налога на добычу полезных ископаемых.

Помимо общих оснований для постановки на учет в налоговом органе, налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (ст. 335 НК). Особенности постановки на учет в качестве плательщика налога определены приказом МНС РФ от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731, согласно которому постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, а те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Постановка на учет может производиться:

  • по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование, при этом местом нахождения этого участка недр признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр;
  • по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица только в случае осуществления добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в ее исключительной экономической зоне, а также за пределами территории РФ, если эти территории находятся под юрисдикцией РФ (либо арендуются у иностранных государств или используются на основании международного договора).

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии со ст. 336 НК признаются добытые полезные ископаемые (ДПИ). Более подробная характеристика объекта налогообложения и состав добытых полезных ископаемых, подлежащих налогообложению, представлены на рисунке.

Необходимо обратить внимание, что налоговым законодательством установлен достаточно большой перечень полезных ископаемых, добыча которых не облагается налогом.

Так, не признаются объектом налогообложения НДПИ полезные ископаемые:

  • общераспространенные и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Помимо этого, следует отметить, что не признается полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Налоговая база по НДПИ ⇒

Налог на добычу полезных ископаемых.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. В соответствии с Законом «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления недр в пользование.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК) являются:

§ полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с российским законодательством;

§ полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

§ полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях.

К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения Налоговый кодекс(ст. 337) относит:

§ антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;

§ торф;

§ углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);

§ руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;

§ горно-химическое неметаллическое сырье;

§ природные алмазы и другие драгоценные камни;

§ соль природная и чистый хлористый натрий;

§ подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;

§ сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.

Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:

§ общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

§ добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;

§ полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если ранее при их добыче они уже подлежали налогообложению, и некоторые иные объекты.

Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого отдельно либо как стоимость добытого полезного ископаемого, либо как объем добытого полезного ископаемого в натуральном выражении.

Ставки НДПИ установлены в зависимости от видов полезного ископаемого как специфические или как адвалорные. Так, по большей части полезных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по нефти и природному газу — специфические.

Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча. Именно по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, налогоплательщик должен встать на налоговый учет (ст. 335 НК).

Местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр. Если участок недр находится на территории двух и более субъектов РФ, то общая сумма налога должна распределяться между субъектами Федерации пропорционального доле полезного ископаемого добытого на территории каждого региона в общем объем добычи. Однако это не означает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации.

Налог на добычу полезных ископаемых в виде: В федеральный бюджет В бюджеты субъектов Федерации
Газа горючего природного 100%
Углеводородного сырья (кроме газа горючего природного) 100%
Общераспространенных полезных ископаемых 100%
Добытых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ полезных ископаемых 100%  
Природных алмазов 100%
Прочих видов полезных ископаемых 40% 60%

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по налогу представляется налогоплательщиком за каждый отдельно взятыйпериод (не нарастающим итогом) в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Государственная пошлина.

Государственная пошлина — сбор, взимаемый c плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица(граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

§ обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;

§ выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

Вид пошлины Объект обложения
Судебная Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323) Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321) Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)
Нотариальная Нотариальные действия (26 видов, ст. 33324)
Регистрационная Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326) Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330) Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)
Административная Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328) Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е.

Налог на добычу полезных ископаемых (Россия)

до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;

2.не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна.

Читайте также:


Главная — Статьи

НДПИ: льготный и общеустановленный порядок налогообложения

Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в целях гл. 26 НК РФ не признаются объектом налогообложения, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке (пп. 4 п.

Что такое налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

2 ст. 336 НК РФ). Однако что такое общеустановленный порядок, НК РФ не разъясняет.

Из толкования пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ следует, что для исключения из объемов полезного ископаемого, подлежащего налогообложению в установленном порядке, необходимо следующее:

  • полезное ископаемое должно быть извлечено из собственных отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • ранее полезное ископаемое, которое добыто, должно было облагаться НДПИ в общеустановленном порядке.

И здесь возникает основной вопрос: что же такое общеустановленный порядок налогообложения? Как такового определения не имеется, что само по себе влечет некоторые теоретические и практические сложности. Единственное, что можно отметить: если законодатель отдельно, в рамках гл. 26 НК РФ, выделяет общеустановленный порядок налогообложения, следовательно, предполагается, что есть и другой порядок налогообложения, отличный от общеустановленного и прямо не указанный в нормах гл. 26 НК РФ.
Мы полагаем, что в структуре гл. 26 НК РФ фактически предусмотрено применение налогоплательщиком двух порядков налогообложения:

1) общеустановленного, что нашло свое отражение в п. 2 ст. 342 НК РФ, где определены общие налоговые ставки в зависимости от видов полезных ископаемых;

2) льготного по ставке 0% в зависимости от потерь (пп. 1), полезных ископаемых, добываемых попутно от основного (попутного) газа (пп. 2), подземных вод (пп. 3), места добычи (пп. 10, 11) и пр.

При этом пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в РФ промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.

Примечание. 0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Считаем, что эта норма позволяет налогоплательщику использовать льготный режим налогообложения (применять ставку 0%) в отношении части полезных ископаемых (в пределах установленных нормативов), которые невозможно извлечь в связи с отсутствием промышленной технологии, позволяющей это сделать, в целях недопущения увеличения налоговой нагрузки на предприятия в отношении полезных ископаемых, которые заведомо невозможно извлечь из породы, а следовательно, получить какой-либо экономический результат от их использования. При этом она также направлена на то, чтобы стимулировать предприятия получать максимальный эффект от использования природных ресурсов и извлекать полезное ископаемое из недр.
Вместе с тем положением пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ установлена возможность не включать полезное ископаемое в объем добытого полезного ископаемого, только если оно было ранее обложено в общеустановленном порядке. Данная норма направлена, во-первых, на недопущение двойного налогообложения в отношении объемов полезного ископаемого, с которого НДПИ ранее был исчислен и уплачен в общеустановленном порядке (например, с полезного ископаемого, оставшегося в породе сверх потерь и впоследствии извлеченного); а во-вторых, на то, чтобы при фактическом извлечении полезного ископаемого из недр НДПИ был исчислен и уплачен на общих основаниях (при отсутствии условия, предусмотренного пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ).

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Так, применительно к золоту в пп. 5 п. 2 ст. 342 НК РФ установлена налоговая ставка в 6% (при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото).

Полагаем, что использование в отношении добытого золота налоговой ставки 0% вместо общеустановленной налоговой ставки 6% должно рассматриваться как применение не общеустановленного порядка налогообложения, а льготного.

Данный подход, в частности, косвенно подтверждается правовыми позициями высших судов.

Судебная практика. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.07.2005 N 3788/05 указал, что ст. 342 НК РФ определено: для налогоплательщиков, добывающих полезные ископаемые при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых, установлена льгота по налогу на добычу полезных ископаемых в виде ставки 0%.
В Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О выражена следующая позиция: необходимо учитывать, что в абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ право на применение ставки 0% связывается с реализацией работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем. Налоговая ставка 0% не может применяться, поскольку были реализованы услуги по переработке газа, полученного в таможенном режиме переработки и экспортируемого в Казахстан в таможенном режиме экспорта. Поскольку п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения, т.е. налоговую льготу, его положения не подлежат расширительному толкованию.

Исходя из вышеперечисленных положений законодательства и мнения высших судов применение налоговой ставки 0% следует рассматривать как освобождение от налогообложения, т.е. налоговую льготу. Следовательно, если налогоплательщиком количество полезного ископаемого ранее не было обложено по общеустановленной ставке налога (в общеустановленном порядке), исключение его из количества добытого полезного ископаемого на основании пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ неправомерно.

Иное толкование вышеуказанных норм может привести к тому, что налогоплательщик будет облагать полезное ископаемое, не извлеченное из отходов, по ставке 0% (т.е. фактически не уплачивается НДПИ с полезного ископаемого, не извлеченного из породы, путем применения налоговой льготы) и впоследствии, при его фактическом извлечении из породы и получении от его использования экономического эффекта, будет исключать его из налогооблагаемой базы как не подлежащее налогообложению. При таком подходе бюджет понесет неоправданные потери.

Таким образом, теоретически, вследствие недоработки нормы права, установленной пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ, со стороны налогоплательщиков возможно использование указанной схемы, влекущее неизбежные судебные споры с налоговиками.

Сентябрь 2013 г.

Организация налогового учета, Налоговые льготы

Ставка налога Применяется при добыче:
Ставка 0%
  • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
  • попутного газа;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;
  • полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств;
  • минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;
  • подземных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.
  • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр.
  • сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

Тема 8. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

Ставка 3,8% Ставка 4,0%
  • торфа;
  • угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;
  • апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;
Ставка 4,8%
  • кондиционных руд черных металлов;
Ставка 5,5%
  • сырья радиоактивных металлов;
  • горно-химического неметаллического сырья;
  • неметаллического сырья;
  • соли природной и чистого хлористого натрия;
  • подземных промышленных и термальных вод;
  • нефелинов, бокситов;
Ставка 6,0%
  • горнорудного неметаллического сырья;
  • битуминозных пород;
  • концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;
  • иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;
Ставка 6,5%
  • концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (кроме золота);
  • драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами комплексной руды (кроме золота);
  • кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;
Ставка 7,5% Ставка 8,0%
  • кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);
  • редких металлов;
  • многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов руды, кроме драгоценных металлов;
  • природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;
Ставка 419 рублей за 1 тонну
  • добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр 
Ставка 17,5%
  • газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;
Ставка 147 рублей за 1 000 кубических метров газа
  • газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 9, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю и деления на 261:

Кц = (Ц — 9) x (Р/261)

Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв).

В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле: Кв = 3,8 — 3,5 x (N/V)

где N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;

V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.

В иных случаях коэффициент Кв принимается равным 1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *