Налог на имущество иностранных организаций

Автор: | 04.05.2019

3.5. Налогообложение иностранных организаций

Как отмечалось ранее, плательщиками налога на имущество в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ иностранные организации могут являться в двух случаях:

1. Если иностранные организации осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Согласно статье 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, признаваемое объектами основных средств в соответствии с правилами ведения российского бухгалтерского учета. В соответствии с п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 30 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее – отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Статьей 306 НК РФ также установлено, что постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента окончания предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При налогообложении имущества, находящемся на континентальном шельфе РФ и принадлежащем иностранной организации, осуществляющей деятельность в РФ, следует учитывать, что в соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 марта 2006 г. № 03-06-01-04/62 иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, является налогоплательщиком налога в отношении имущества, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и относящегося к деятельности этой организации в Российской Федерации через постоянное представительство, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (статья 7 Кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 383 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Кроме того, пунктом 1 статьи 386 НК РФ установлено, что в отношении имущества, имеющего местонахождение на континентальном шельфе Российской Федерации, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу иностранными организациями представляются в налоговый орган по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации.

Поскольку объекты движимого и недвижимого имущества рассматриваемых организаций подлежат учету в соответствии с российским законодательством, то иностранной организации необходимо вести бухгалтерский учет так же, как и российским организациям. Поэтому при формировании стоимости основных средств для целей исчисления налога на имущество организаций иностранным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. Следовательно, описанные в данном издании ситуации, актуальны не только для российских организаций, но и для иностранных организаций, ведущих деятельность на российской территории.

2. Если иностранные организации имеют в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Такие иностранные организации должны уплачивать налог на имущество с недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации и принадлежащего им на праве собственности.

Что касается недвижимого имущества, находящегося на континентальном шельфе РФ, то учитывая тот факт, что континентальный шельф Российской Федерации не является территорией Российской Федерации согласно статье 67 Конституции Российской Федерации, то находящееся на континентальном шельфе Российской Федерации недвижимое имущество иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, не подпадает под действие главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ.

При налогообложении стоимости недвижимого имущества иностранные организации должны также руководствоваться пунктом 2 статьи 375 и пунктом 5 статьи 376 НК РФ, согласно которым объекты недвижимого имущества указанных иностранных организаций принимаются при налогообложении по налогу на имущество по инвентаризационной стоимости по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января текущего года. Сумма налога и (или) авансового платежа по налогу на имущество по рассматриваемым объектам недвижимого имущества исчисляется по истечении соответствующего отчетного или налогового периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января текущего года, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Для объекта недвижимого имущества, право собственности, на которое зарегистрировано после начала календарного года, налог на имущество исчисляется с учетом требований пункта 5 статьи 55 Налогового кодекса РФ, которые предусматривают принимать во внимание в целях налогообложения время фактического нахождения объекта недвижимости в собственности в данном календарном году. При расчете суммы налога в таких случаях учитывается количество месяцев в календарном году (отчетном периоде) нахождения объекта недвижимого имущества в собственности иностранной организации. Иностранная организация вправе обратиться по поводу инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости или его территориальные органы согласно письму Минфина России от 30 ноября 2004 г. № 03-06-01-04/146.

При этом при представлении налоговой декларации по налогу на имущество, утвержденной приказом МНС России от 23 марта 2004 г. № САЭ-3-21/224, в разделе 3 по строке 20 «Инвентаризационная стоимость» иностранная организация должна указать инвентаризационную стоимость соответствующего объекта недвижимого имущества, скорректированную на количество месяцев фактического нахождения ее в собственности в данном календарном году. При этом дополнительно согласно письму ФНС России от 19 мая 2005 г. № 21-4-04/179 «О налоге на имущество организаций» следует представить в налоговые органы справку-расчет инвентаризационной стоимости и копию соответствующего документа о праве собственности, содержащего информацию о дате регистрации права собственности.

Например, рассматриваемая организация приобрела здание в апреле 2006 года и зарегистрировала право собственности на него 16 мая 2006 года, тогда налог на имущество она должна исчислить и уплатить со стоимости указанного имущества за 8 месяцев, включая май месяц.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

НДФЛ

Последние годы в РФ наблюдается постоянный поток трудовых мигрантов, ситуацию усложнила непростая обстановка на Украине, которая повлекла за собой приезд большого числа беженцев. Устраивая на работу иностранцев, компания должна учесть много нюансов, особенно в той части, которая касается налогообложения, а мигранты не должны забывать, что после получения дохода необходимо заплатить налоги.

Принято считать, что подоходный налог выплачивается стране, где человек провел большую часть времени. При расчете налога во внимание принимают не гражданство, а резидентность — фактическое проживание мигранта в РФ в течение определенного времени. По общему правилу человек признается резидентом, если проживает в России дольше 183 дней в году на протяжении 12 месяцев. Если иностранец живет в РФ меньше этого срока, то он считается нерезидентом. Здесь имеется в виду не календарный год, который начинается с января, а именно период в 12 месяцев, отсчет может вестись и с середины одного года, а закончится в середине другого. К примеру, если сотрудник приехал в РФ в июле, то этот срок закончится в июне следующего года. Именно от этого статуса зависит применяемая ставка, а значит и размер НДФЛ — налога на доходы с физических лиц.

НДФЛ с зарплаты

НДФЛ — один из главных источников пополнения бюджета страны, его платят все физические лица, получивших доход в РФ. В налогообложении иностранцев есть много нюансов, которые зависят от их миграционного статуса и продолжительности проживания в РФ, а также ряда факторов:

  • Работник является ВКС или беженцем;
  • Мигрант прибыл в безвизовом порядке;
  • Иностранец является гражданином одной из стран Евразийского союза.

Обязанность по начислению, удержанию из заработной платы и перечислению налога на доходы иностранных граждан (НДФЛ) в бюджет является обязанностью работодателя, который в этом случае выступает налоговым агентом. Некоторое исключение из этого случая — иностранец с патентом. НДФЛ в определенной доле он выплачивают самостоятельно в виде авансового платежа, а работодатель учитывает эти суммы при окончательном расчете НДФЛ.

Если доход получен мигрантом не в результате выполнения своих обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, а например, после продажи автомобиля, то заявить об этом иностранец должен самостоятельно путем подачи декларации 3-НДФЛ в налоговые структуры.

Ставки НДФЛ

Законодательство РФ устанавливает фиксированный размер ставок по НДФЛ:

  • 30 % — для нерезидентов;
  • 13 % — с доходов ВКС;
  • 13 % — с доходов, полученных участниками Госпрограммы по переселению;
  • 13 % — для иностранцев-резидентов.

Очевидно, что ставка зависит от длительности проживания иностранца в РФ, то есть является ли он резидентом или нет. Нерезиденты платят НДФЛ по 30-процентной ставке, если срок их проживания в РФ составил меньше 183 дней. Но есть ряд иностранцев, которые не являясь налоговыми резидентами, выплачивают НДФЛ по особым ставкам:

  1. Высококвалифицированные специалисты (ВКС);
  2. Иностранцы с патентами;
  3. Беженцы;
  4. Граждане Евразийского союза.

Высококвалифицированные специалисты

Иностранец получает статус ВКС при выполнении одного главного условия — его заработная плата составляет свыше 2 млн в год (или 1 млн в год для научных и педагогических сотрудников). Прием ВКС на работу накладывает на компанию дополнительные обязанности. Например, работодатель обязан ежемесячно подтверждать, что заработная плата ценного кадра осталась на необходимом уровне.

Для ВКС ставка по НДФЛ составляет 13 %, независимо от достижения им статуса налогового резидента. Но это относится только к заработной плате специалиста высокой квалификации, которая является вознаграждением за выполнение им трудовых функций. Если речь идет о ряде других выплат, например, компенсации за аренду жилья, сотовую связь, доплате за питание, единоразовых премиях, то ставка составит 30 % до достижения ВСК статуса резидента.

Беженцы

Статус беженца присваивает ФМС (с апреля 2016 года – ГУВМ МВД) после предоставления иностранцем или апатридом необходимой документации. Главное условие для получения такого статуса — личностное преследование на родине, угроза жизни и здоровью. Статус присваивается на 3 года, если через это время угроза для человека не исчезнет, то срок продлевают.

У беженцев есть целый ряд привилегий по сравнению с другими иностранцами (например, получившими временное убежище или РВП): они практически полностью уравнены в правах с россиянами, могут получать пособия и пенсии, иметь социальные льготы, пользоваться бесплатной медициной. Налоговая ставка по НДФЛ для таких лиц составляет 13 %. Но как только человек утратит свой статус, исчисление НДФЛ происходит уже на общих основаниях.

Граждане стран ЕАЭС

Граждане Армении, Казахстана и Белоруссии имеют такую же ставку, как и россияне, — 13 %. Это установлено международными договоренностями.

Иностранцы с патентами

Для работы в РФ безвизовый иностранец обязан самостоятельно получить патент. За период действия патента мигрант уплачивает фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. Их размер для каждого региона различный, к примеру, для Москвы ежемесячная сумма платежа на 2019 год составляет 5000 рублей. Работодатель также рассчитывает НДФЛ с заработной платы мигранта и уменьшает его размер на сумму авансовых платежей, самостоятельно перечисленную иностранцем.

Страховые взносы с зарплаты

Кроме НДФЛ, с заработной платы работодатель обязан начислить и выплатить страховые взносы в ФСС, ПФ и ФФОМС. То есть налоги с зарплаты включают в себя: НДФЛ и взносы в государственные фонды. Но если в случае с подоходным налогом его сумма удерживается из зарплаты сотрудника, страховые взносы работодатель выплачивает за свой счет.

Выделяют три статуса иностранцев:

  • Временно пребывающие (иностранец въехал в РФ в визовом или безвизовом порядке, не имеет РВП или ВНЖ);
  • Временно проживающие (имеет РВП);
  • Постоянно проживающие (имеет ВНЖ).

В отдельные группы выделяют беженцев и высококвалифицированных специалистов (ВКС). Иностранцы из перечисленных категорий могут быть как обычными работниками, так и ВКС. Для последних установлены особенные правила начисления НДФЛ и страховых взносов.

  1. Страховые взносы в ПФ начисляются всем иностранцам, за исключением ВКС в статусе временного пребывания. Работодатель обязан делать стандартные перечисления по установленному тарифу компании.
  2. Взносы в ФСС также начисляются всем иностранцам, кроме ВКС-временно пребывающих.
  3. Взносы в ФФОМС начисляются на выплаты только иностранцам с РВП и ВНЖ.
  4. На выплаты беженцам начисления происходит в том же порядке, что и на обычных сотрудников.
  5. Взносы гражданам Белоруссии, Армении и Казахстана начисляются так же, как и российским работникам, независимо от их статуса. Эти лица признаются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. По ВКС из этих стран начисления в ПФ не делаются, только в ФСС и ФФОМС по общим ставкам.

>Видео: как платить налоги за иностранцев

Имущественный налог

На недвижимое имущество иностранных граждан (дом, квартиру, комнату, дачу) начисляется аналогичный налог, как и на жилье россиян. Налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость всех строений по состоянию на 1 января текущего года.

Ставка налога на имущество:

  • Если по оценочным данным БТИ объект стоит меньше 300 000 рублей, то ставка налога не может быть ниже 0,1 % от налоговой базы;
  • Если инвентаризационная стоимость составляет от 300 000 до 500 000 рублей, то предельный размер налоговых отчислений не может быть выше 0,3 % и ниже 0,1 %;
  • Когда объект стоит свыше 500 000 рублей, максимальный размер ставки ограничен 2 %, но при этом он не может быть ниже 0,3 %.

В каждом региональном образовании действуют свои ставки. Местные власти вправе дифференцировать их, но только в указанных выше диапазонах.

Земельный налог

Иностранцы имеют право оформлять в собственность недвижимое имущество, под которым подразумевается квартира, комната, дом или дача. Но законодательством РФ установлены определенные ограничения на передачу в собственность земельных участков. Их иностранцы могут взять только в аренду, даже если покупается дом, стоящий на этой земле. Однако стать владельцами земли мигранты все-таки смогут, если основаниями приобретения такой собственности станет наследование или дарение.

Земельный налог, как и имущественный, является региональным, то есть ставки по нему устанавливают местные органы самоуправления (но в утвержденных пределах). Земельный налог (ЗН) рассчитывается по следующей формуле:

ЗН=Кст х Д х Ст х Кв, где

  1. Кст — кадастровая стоимость земли (можно узнать на сайте Росреестра – rosreestr.ru/wps/portal/);
  2. Д — размер доли;
  3. Ст — региональная налоговая ставка (точную цифру по своему региону можно посмотреть по ссылке: nalog.ru/rn77/service/tax/);
  4. Кв — коэффициент владения (используется только, если владение участком осуществлялось на протяжении неполного года, нежен для корректировки налога).

Начислением земельного и имущественного налогов занимается ФНС, после чего собственник получает уведомление о необходимости уплаты налога с указанием его суммы.

Продажа имущества

По налоговому законодательству, иностранцы, как и россияне, обязаны заплатить налог с любых доходов, полученных в РФ, в том числе и с продажи недвижимости, земельных участков, транспортных средств. Гражданская принадлежность при продаже дома или квартиры не имеет никакого значения, здесь важно налоговое резидентство, так как с этим связаны ставки по НДФЛ: для резидентов — 13%, для нерезидентов — 30 % от суммы, за которую была продана собственность. Чтобы реализовать недвижимость с меньшими затратами, нужно стать резидентом РФ, то есть прожить в стране на законных основаниях больше 183 дней без перерывов.

По продаже имущества есть один важный момент. Если оно находилось в собственности больше 3 лет, то обязанности по выплате НДФЛ в случае его продажи не возникает. Но это касается только резидентов, нерезиденты оплачивают налог полностью. При этом нерезиденты не могут воспользоваться налоговыми вычетами, которые предоставляются резидентам РФ.

После продажи недвижимости или автомобиля бывший собственник обязан подать в ФНС декларацию по форме 3-НДФЛ и заплатить налог. Сделать это нужно до 30 апреля следующего за налоговым периодом годом. За несвоевременное предоставление декларации налагаются штрафные санкции в размере:

  • 1000 рублей, если налог был оплачен;
  • 5 % от суммы налога за каждый просроченный месяц, если платеж не был совершен.

Заполнить декларацию удобно через личный кабинет на сайте ФНС – lk2.service.nalog.ru/lk/

Транспортный налог

Транспортный налог выплачивают физические и юридические лица, имеющие в собственности автомобиль, мотоцикл, автобус, яхту и так далее. Резиденты и нерезиденты обязаны заплатить налог на основании уведомления, полученного из ФНС, до 1 декабря, следующего за прошедший налоговый период, то есть в 2019 году налог оплачивается за 2018 год. Сумма налога не является фиксированной величиной, а рассчитывается на основании сведений о транспорте:

  1. Группе (наземный, воздушный, водный транспорт);
  2. Срока пользования;
  3. Налоговой базы, которая зависит от мощности двигателя, вместимости;
  4. Типа транспорта (легковой, грузовой, мотоцикл и так далее).

В зависимости от вида транспортного средства и мощности его двигателя, установлены базовые налоговые ставки, но региональные власти могут на свое усмотрение их повышать. Для расчета суммы налога перемножают налоговую ставку и мощность двигателя. Например, для Москвы на автомобили с мощностью до 100 л.с. действует ставка, равная 12. Если автомобиль, находящийся в собственности, имеет 90 л.с, то сумма налога составит: 90х12=1080 рублей.

Порядок налогообложения имущества иностранных организаций в рф согласно
главе 30 НК РФ

Международной практикой выработаны определенные принципы налогообложения имущества, принадлежащего иностранному резиденту одного государства и находящемуся на территории другого государства.

В частности, не подлежит налогообложению в Российской Федерации имущество иностранного резидента, находящееся в Российской Федерации, кроме случаев, когда это:

· недвижимое имущество;

· движимое имущество в виде активов постоянного представительства иностранного резидента в России.

Указанный подход закреплен в главе 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». В связи с этим, рассмотрим отдельно порядок налогообложения имущества, относящегося к постоянному представительству иностранной организации, и имущества иностранной организации, не имеющего отношения к постоянному представительству.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации признаются плательщиками налога на имущество в соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ.

Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом обложения для иностранных организаций, имеющих постоянные представительства в Российской Федерации, так же как и для российских организаций, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам.

В связи с этим, некоторые иностранные организации, которые не являются собственниками недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, но осуществляющие в Российской Федерации деятельность, не приводящую к образованию постоянного представительства, не признаются плательщиками налога на имущество, в частности:

· иностранные организации, деятельность которых в Российской Федерации образует строительную площадку, но согласно положениям международных соглашений в течение определенного периода времени не признается постоянным представительством;

· иностранные организации, деятельность которых в Российской Федерации носит подготовительный и вспомогательный характер.

Другими словами, движимое имущество указанных иностранных организаций, не осуществляющей деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, не подлежит обложению налогом на имущество организаций.

Пунктом 2 статьи 374 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков – иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, вести учет объектов обложения налогом на имущество в порядке, определенном нормативными актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации.

Отметим, что учет основных средств регламентирован ПБУ «Учет основных средств» (Приказ Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»).

Иностранные организации, деятельность которых приводит к образованию постоянного представительства, налоговую базу, а также суммы авансовых платежей и суммы налога они исчисляют в таком же порядке, как и российские организации.

Определение налоговой базы.

Статьей 375 НК РФ определено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (пункт 4 статьи 376 НК РФ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении:

· имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах каждого постоянного представительства иностранной организации;

· в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства;

· а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.

Налоговый и отчетный периоды по налогу на имущество.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, по итогам которого окончательно определяется сумма налога.

Отчетными периодами признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года, по итогам которых определяется сумма авансовых платежей.

Налоговая ставка.

Статьей 380 НК РФ установлена налоговая ставка в размере, не превышающем 2,2 процента.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Расчет суммы авансового платежа.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

Пример.

По состоянию на 01.01.2004 года в представительстве иностранной организации в составе основных средств организации числится ксерокс.

Первоначальная стоимость ксерокса составляет – 22 500 рублей, срок полезного использования – 3 года, амортизация начисляется линейным методом и составляет ежемесячно 625 рублей. Остаточная стоимость ксерокса по состоянию на 01.01.2004 составила — 20 000 рублей.

Определим чему равна сумма авансового платежа, по налогу на имущество за I квартал 2004 года, законом субъекта Российской Федерации установлена ставка 2,2%.

Произведем расчет остаточной стоимости ксерокса на 1-е число каждого месяца I квартала 2004 года:

— на 01.01.2004 – 22 500 рублей;

— на 01.02.2004 – 21 875 рублей (22 500 рублей – 625 рублей);

— на 01.03.2004 – 21 250 рублей (21 875 рублей – 625 рублей).

Среднегодовая стоимость ксерокса на I квартал 2004 года составила:

— 21 562 рубля 50 копеек (22 500 рублей + 21 875 рублей + 21 250 рублей + 20 625 рублей) / (3 + 1).

Ставка по налогу на имущество составляет 2,2%.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период.

Следовательно, сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал 2004 года будет равна 118 рублей 59 копеек (21 562 рублей 50 копеек х 2,2% / 4).

Порядок уплаты налога.

Уплату налога иностранные организации, имеющие постоянные представительства в Российской Федерации, производят по месту постановки на учет в налоговых органах своих постоянных представительств (пункт 5 статьи 383 НК РФ) в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Представление налоговой декларации.

Постоянные представительства иностранных организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если иностранная организация не осуществляет деятельность в Российской Федерации, которая приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, то данная организация признается плательщиком налога на имущество только в отношении объектов недвижимости, находящихся в Российской Федерации и принадлежащих этой иностранной организации на праве собственности (пункт 1 статьи 373 НК РФ).

Объект налогообложения.

В этом случае объектом налогообложения является только недвижимое имущество на территории России, которое ей принадлежит на праве собственности (пункт 3 статьи 374 НК РФ).

Определение налоговой базы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговой базой для таких организаций признается инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, указанного в пункте 2 статьи 375 НК РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно (пункт 3 статьи 376 НК РФ). В связи с тем, что инвентаризационная стоимость имущества по решению местных органов власти время от времени индексируется, иностранной организации следует периодически уточнять его инвентаризационную стоимость в Бюро Технической Инвентаризации или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации.

Порядок расчета суммы авансового платежа.

Сумму авансовых платежей по истечении отчетного периода иностранная организация рассчитывает следующим образом. Берется одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и умножается на налоговую ставку (пункт 5 статьи 382 НК РФ).

Уплата налога и авансовых платежей.

Налог и авансовые платежи по налогу иностранная организация уплачивает по местонахождению недвижимости (пункт 6 статьи 383 НК РФ).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Налогообложение имущества иностранных организаций

Вопрос налогообложения имущества организаций урегулирован главой 30 НК РФ. Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками, помимо российских организаций, также являются:

  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или)
  • Иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
  • Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Применяя нормы Налогового права РФ по отношению к иностранным организациям, необходимо также учитывать и нормы международного права. Так в соответствии со ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

Итак, рассмотрим два основных варианта, когда иностранная компания будет налогоплательщиком налога на имущество на территории РФ: 1) иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство и имеющая в собственности недвижимое имущество 2) иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство, но имеющая в собственности недвижимое имущество. Следует обратить внимание на то, что исходя из содержания ст.374 НК РФ, если иностранная организация не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство, не имеет в собственности недвижимое имущество, но при этом является собственником движимого имущества на территории РФ, то такая иностранная компания не будет признаваться налогоплательщиком налога на имущество организаций.

1. Иностранная компания имеет постоянное представительство на территории РФ.

Условия, когда деятельность иностранной компании может привести к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, указаны в ст. 306 НК РФ.

Объект налогообложения

Согласно п.2 ст.374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению (п. 2 ст. 374 в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ).
Иностранные организации (как осуществляющие, так и не осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства) обязаны уплачивать налог с имущества, которое получено ими по концессионному соглашению (п. п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ).
Налог на имущество согласно новой ст. 378.1 НК РФ уплачивает концессионер, причем объектом обложения признается имущество как переданное ему, так и созданное им в соответствии с концессионным соглашением.

Абзацем вторым п.2 ст.374 НК РФ также устанавливается, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что учет основных средств регламентирован Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н).

Налоговая база

В отношении движимого и недвижимого имущества иностранных организаций, используемого в деятельности данных организаций через постоянные представительства, налоговая база (база по авансовому платежу) исчисляется аналогично порядку, установленному для российских организаций, т.е. как среднегодовая (средняя) стоимость имущества (ст. 375 НК РФ). Согласно абзацу 2 ч.1 ст. 375 в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с гл. 30 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно в отношении:
— имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах каждого постоянного представительства иностранной организации;
— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства;
— имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая ставка и уплата налога

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ порядок исчисления и уплаты налога установлен лишь в общих чертах (ст. ст. 382 — 385.1). Многие же ключевые вопросы исчисления и уплаты налога на имущество вправе решать только законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это непосредственно следует из п. 2 ст. 372 НК РФ.

В частности, законом субъекта РФ устанавливаются:
— ставка (либо шкала ставок) налога в размере не более 2,2% (ст. 380 НК РФ);
— разные виды льгот по налогу;
— порядок уплаты налога и его особенности (к примеру, введена обязанность перечислять налог и авансовые платежи (их части) в местные бюджеты или отменены авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков и др.);
— сроки уплаты авансовых платежей и налога.

Таким образом, определить, когда и как нужно платить налог (авансовые платежи), можно только с учетом норм о налоге на имущество, которые установлены законами региона, где будет уплачиваться налог (например, Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций»).

Уплату налога иностранные организации, имеющие постоянные представительства в Российской Федерации, производят по месту постановки на учет в налоговых органах своих постоянных представительств (п. 5 ст. 383 НК РФ) в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Согласно ст. 379 налоговым периодом признается календарный год, а отчётными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Постоянные представительства иностранных организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган, по месту постановки на учет, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

2. Иностранная компания не имеет постоянное представительство на территории РФ

Что касается иностранных организаций, не осуществляющих в Российской Федерации деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства, то такие организации будут признаваться плательщиками налога на имущество только в отношении объектов недвижимости (которыми они владеют на праве собственности) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ). Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям (п. 3 ст. 374 НК РФ), а именно:

1) имущество является недвижимым. К недвижимости относятся объекты, которые прочно связаны с землей и не могут быть перемещены без нанесения им ущерба. Например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т.д. (п. 1 ст. 130 ГК РФ);

2) имущество находится на территории РФ. При этом территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).

3) имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.

Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, объектом налогообложения имущество не признается. С 1 января 2009г. к объекту налогообложения отнесено также недвижимое имущество, которое получено иностранными организациями по концессионному соглашению и находится в России. Такие изменения внесены в п. 2 ст. 374 НК РФ (п. 6 ст. 5, п. 2 ст. 7 Закона N 108-ФЗ).

Налоговая база

Для объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, налоговой базой согласно п. 2 ст. 375 НК РФ признается инвентаризационная стоимость объектов на основании данных органов технической инвентаризации. В обязанность органов технической инвентаризации входит своевременная подача сведений, а именно в течение 10 дней со дня оценки или переоценки, в налоговые органы по месту нахождения вышеуказанных объектов недвижимого имущества. Однако предоставлять необходимую информацию налогоплательщику они не обязаны. То есть иностранной организации придется самостоятельно обращаться к ним за сведениями, необходимыми для расчета налоговой базы.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранной организации, указанного в п. 2 ст.375 НК РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу на имущество согласно п.6 ст. 383 НК РФ, иностранная организация уплачивает по местонахождению недвижимости.

В ситуации, когда недвижимость расположена одновременно на территориях нескольких субъектов РФ или в субъекте и в территориальном море РФ, (на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ), налог рассчитывается исходя из той части среднегодовой стоимости объекта недвижимости, которая соответствует доле его балансовой стоимости на территории соответствующего субъекта РФ (п. 2 ст. 376 НК РФ).

Налоговая ставка и уплата налога

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ). При приобретении недвижимости иностранной компанией, такая компания должна встать на налоговый учет в Российской Федерации. Данное требование установлено Приказом МНС России от 7 апреля 2000г. N АП-3-06/124 «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (далее — Положение). Постановка на налоговый учет осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2.4 указанного Положения.

Исходя из содержания п. 2.4.3 указанного Положения следует, что заявление иностранной организации о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в РФ права собственности, прав владения, пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию РФ.

При отсутствии установленного законодательством требования о такой регистрации — в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав. Уплату налога иностранные организации, не имеющие постоянные представительства в Российской Федерации, производят по местонахождению объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ) в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Екатерина Тропникова, юрист

Особенности налогообложения имущества нерезидентов РФ, находящейся и зарегистрированной на территории России

Резидентами Российской Федерации признаются:

  • — физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых, постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • — постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного российским законодательством, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;
  • — находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодательством; дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. — СПб: Питер, 2011. -с.12.

Нерезидентами Российской Федерации признаются:

  • — физические лица, не являющиеся резидентами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ (мене 183 дней);
  • — организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России;
  • — аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • — межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
  • — находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. — СПб: Питер, 2011. -с.13.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций:

  • — без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено законом;
  • — производить расчеты при осуществлении валютных операций через банковские счета, за исключением некоторых валютных операций (передачи физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию);
  • — производить расчеты при осуществлении валютных операций через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета;
  • — списывать и (или) зачислять денежные средства, внутренние и внешние ценные бумаги со специального счета и на специальный счет резидента;
  • — осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Нерезиденты имеют право:

  • — открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках;
  • — без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках;
  • — без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ;
  • — списывать и (или) зачислять денежные средства, внутренние и внешние ценные бумаги со специального счета и на специальный счет нерезидента в установленном ЦБ РФ порядке Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. — СПб: Питер, 2011. -с.14.

В Российской Федерации основными налогами, уплачиваемыми физическими лицами, кроме налога на доходы физических лиц, являются:

  • — налог на имущество физических лиц;
  • — транспортный налог;
  • — налог на землю;
  • — налог на дарение.

Рассмотрим, в каком порядке уплачиваются перечисленные налоги иностранными физическими лицами в Российской Федерации.

Налог на имущество физических лиц — это местный налог.

Правовую основу взимания налога на имущество физических лиц в настоящее время составляют Закон Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие ставки налога, а также предусматривающие налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности:

  • — приватизированные квартиры, домовладения, дачи, гаражи нежилые производственные, торговые и бытовые помещения — с момента регистрации прав собственности в учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • — квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи и гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах — с момента выплаты паевого взноса.

Таким образом, можно сделать вывод, что иностранные физические лица являются плательщиками налога на имущество физических лиц на общих основаниях. налог имущество иностранный льгота

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. — М.: Юрайт — М, 2010. -с.77.

Инвентаризационная оценка строений определяется в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 г. № 87 «О порядке оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» и приказом Министерства строительства Российской Федерации от 30.10.1995 г. № 17-115 «Об утверждении временной методики оценки жилых помещений» для целей налогообложения.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих пределах (таблица 1).

Таблица 1. Ставки налога на имущество физических лиц

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. руб.

до 0.1 %

От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

От 0.1 % до 0.3 %

Свыше 500 тыс. руб.

От 0.3 % до 2.0 %

В соответствии с действующим законодательством налоговые органы обязаны исчислить налог на строения, помещения и сооружения и не позднее 1 августа вручить гражданам налоговые уведомления на уплату налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах, сроке исполнения требования и мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. — М.: Юрайт — М, 2010. -с.78.

Обязанности по уплате налога возникают у плательщика с момента вручения ему налогового уведомления.

Прекращаются эти обязанности при уплате налога физическим лицом, либо в связи со смертью налогоплательщика, либо в связи с признанием его умершим в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Рассмотрим на примере, как рассчитывается налог на имущество физических лиц с недвижимости, принадлежащей иностранному физическому лицу. Иностранное физическое лицо имеет на территории одного представительного органа местного самоуправления Российской Федерации в собственности две квартиры инвентаризационной стоимостью 300 тыс. руб. каждая и два гаража инвентаризационной стоимостью 100 тыс. руб. каждый Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. — М.: Юрайт — М, 2010. -с.79.

Орган местного самоуправления установил ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от стоимости и типа использования строений:

  • 1. Для жилых помещений стоимостью:
    • — до 300 тыс. руб. — 0,1%;
    • — от 300 до 500 тыс. руб. — 0,2%;
    • — свыше 500 тыс. руб. — 0,5%.
  • 2. Для нежилых помещений стоимостью:
    • — до 300 тыс. руб. — 0,1%;
    • — от 300 до 500 тыс. руб. — 0,3%;
    • — свыше 500 тыс. руб. — 2%.

В данном случае налог на имущество физических лиц будет исчислен иностранным физическим лицом в следующем размере.

  • 1. За две квартиры суммарной инвентаризационной стоимостью 2 600 тыс. руб. по ставке 0,5% — 13 тыс. руб.
  • 2. За два гаража суммарной инвентаризационной стоимостью 2 000 тыс. руб. по ставке 0,1 % — 2 тыс. руб.
  • 3. Общая сумма налога на имущество в расчете на год составит 15 тыс. руб.

Физические лица, имеющие на территории Российской Федерации в собственности строения, помещения, сооружения, обязаны уплатить налог равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты (не позднее 15 сентября). То есть, иностранное физическое лицо может уплатить налог двумя частями: 7,5 тыс. руб. — не позднее 15 сентября 2013 г. и 7,5 тыс. руб. не позднее 15 ноября, либо всю сумму 16 тыс. руб. не позднее 15 сентября 2013 г.

Транспортный налог установлен в 28-й главе Налогового кодекса РФ «Транспортный налог». В каждом регионе он вводится в действие региональным законом. Если в регионе такого закона нет, то платить налог не нужно. Таким образом, транспортный налог — это региональный налог.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса, плательщиками транспортного налога являются фирмы и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Поскольку в данном пункте статус налогоплательщика не упоминается, можно сделать вывод, что иностранные физические лица — нерезиденты РФ уплачивают налог на общих основаниях Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2011. -с.105.

В целях обложения транспортным налогом все транспортные средства подразделяются на три группы:

  • — автотранспортные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу);
  • — водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и др.);
  • — воздушные (самолеты, вертолеты и др.).

Все эти транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке. По транспортным средствам, имеющим двигатель (например, автомобиль, самолет, катер), налогом облагается паспортная мощность двигателя в лошадиных силах. По несамоходным (буксируемым) судам налог исчисляют исходя из их вместимости в тоннах. По остальным видам водного и воздушного транспорта, не имеющим двигателя, налог рассчитывают с единицы транспортного средства.

Базовые ставки по транспортному налогу установлены в статье 361 Налогового кодекса РФ. Региональные власти могут уменьшить или увеличить базовые ставки не более чем в пять раз. Кроме того, они могут устанавливать налоговые ставки по разным категориям транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

Для расчета суммы транспортного налога необходимо умножить налоговую базу на ставку налога. Если транспортное средство принадлежит плательщику меньше года, то налог платится только за эти месяцы. Чтобы рассчитать транспортный налог за несколько месяцев, нужно определить поправочный коэффициент.

Для этого нужно число полных месяцев, в течение которых транспорт был зарегистрирован на физическое лицо или фирму, разделить на 12 месяцев.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Уплачивается налог по месту нахождения транспорта.

В зависимости от вида транспорта это означает:

  • — для морских, речных и воздушных транспортных средств — по месту нахождения (месту жительства) их собственника;
  • — для всех иных транспортных средств — по месту (в порту) приписки или по месту государственной регистрации, а при отсутствии таковых — по месту нахождения (жительства) их собственника (п.5 ст.83 Налогового кодекса РФ) Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2011. -с.106.

Налоговый период по транспортному налогу равен году. Порядок и сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законом региона.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. То есть, иностранные физические лица, имеющие статус налоговых нерезидентов Российской Федерации, являются плательщиками земельного налога на общих основаниях.

Объектом налогообложения, согласно ст. 389 Налогового кодекса РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Ставки земельного налога устанавливаются не в рублях за единицу площади, а в процентах от кадастровой стоимости земли. Таким образом, налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января текущего года. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Согласно пункту 2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков на территории России должна была проводиться государственная кадастровая оценка земель Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2011. -с.107.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, который вносит в государственный земельный кадастр данные кадастровой оценки земельных участков. Государственный земельный кадастр является официальным источником информации о кадастровой стоимости земельного участка для целей исчисления земельного налога.

Рассмотрим практический пример начисления и уплаты земельного налога иностранным физическим лицом — налоговым нерезидентом Российской Федерации. Допустим, иностранное физическое лицо имеет земельный участок промышленного назначения на территории города на праве постоянного (бессрочного) пользования. На нем расположено предприятие.

Участок выделен в 2006 г. Кадастровый номер 77:12:146766:0035. Данный участок находится на территории г. Челябинска, представительные органы власти которого приняли нормативный правовой акт о введении с 1 января 2006 г. земельного налога.

Налоговая ставка в отношении земель, занятых для производственных целей, установлена 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 800 000 руб. В правоудостоверяющем документе, выданном нерезиденту, указана цель использования земельного участка: для промышленного производства. Допустим, иностранному физическому лицу необходимо представить налоговый расчет за 1 квартал 2013 г.

Для расчета необходимо знать следующее: количество месяцев отчетного периода — 3; количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода — 3, ставка налога — 1,5, налоговая база (кадастровая стоимость) — 2 800 000 руб.

Налоговый (авансовый) платеж рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и отношения полных месяцев владения земельным участком, к количеству месяцев отчетного периода, деленного на 100 Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2011. -с.108.

Сумма налога = 1/4 ((H база х С ставка х 3/3) : 100) = 0,25 ((2 800 000 руб. х 1.5 х 1) : 100) = 10 500 руб.

Допустим, иностранное физическое лицо имеет второй земельный участок, который выделен для сельскохозяйственного использования. Он находится на той же территории, что и первый участок, предоставленный для производственных целей. Его кадастровая стоимость — 6 000 000 руб.

Кадастровый номер — 88:01:010101:0006, площадь — 700 кв. м.

Налоговая ставка установлена в размере 0,3%. При этом осуществляется следующий расчет:

Сумма налога = 1/4 ((H база х С ставка х 3/3) : 100) = 0,25 ((6 000 000 руб. х 0.3 х 1) : 100) = 4 500 руб.

Поскольку иностранное физическое лицо имеет два земельных участка, соответствующие суммы авансового платежа по налогу, подлежащему уплате за отчетный период, составляют:

  • — по первому земельному участку — 10 500 руб.
  • — по второму земельному участку — 45 руб.

В заключение необходимо уточнить, где уплачиваются все перечисленные налоги с физических лиц (таблица 2).

Таблица 2. Место уплаты налогов с физических лиц

Вид налога

Уплата налога производится

Основание

Налог на имущество физических лиц

По месту нахождения имущества

ст. 385 НК

Транспортный налог

По месту нахождения транспортных средств

Ст. 363 НК РФ

Земельный налог

по месту нахождения земельных участков

ст. 397 НК

Как видно из приведенных данных, все перечисленные налоги уплачиваются по месту нахождения объекта налогообложения, то есть в РФ. Для иностранных физических лиц, налоговых нерезидентов РФ, такая ситуация может вызвать затруднение при уплате налога, поскольку налогоплательщик в срок уплаты налога может находиться за пределами нашей страны.

В данной ситуации иностранное физическое лицо может поручить своему представителю, осуществляющему полномочия на основании доверенности, уплатить налог на основании декларации о доходах, полученных им от источников в РФ, или налогового уведомления (на основании ст. 21 и 29 Налогового кодекса РФ). Кроме отмеченной особенности, в остальном налогообложение иностранных физических лиц — налоговых нерезидентов РФ осуществляется в общеустановленном порядке Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2011. -с.105.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *