Налог на экологию

Автор: | 07.06.2018

Содержание

В практике бухгалтерского и налогового учета порой возникает вопрос о квалификации платы за загрязнение окружающей среды, а именно, является ли этот платеж налогом (сбором) или нет.
С одной стороны – это, безусловно, обязательный платеж в бюджет, с другой – этот платеж не включен в перечень налогов, закрепленный Налоговым Кодексом РФ.

Плата за загрязнение окружающей среды в настоящее время взимается на основании:
— Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды";
—  Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред. от 14.06.2001, с изм.

Китай вводит налог на загрязнение окружающей среды

от 14.05.2009) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, установлен статьями 13, 14 и 15 НК РФ. В указанных статьях отсутствует платеж за загрязнение окружающей природной среды. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Однако, платежи за загрязнение природной среды все же взимаются.

По заявлению ОАО "Кольская Горно — Металлургическая Компания" Верховный суд Российской Федерации рассматривал вопрос о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632  и вынес решение от 28 марта 2002 г. № ГКПИ 2002-178, которым признал незаконность взимание сбора за загрязнения окружающей среды.

В свою очередь, пользуясь своими конституционными правами, Правительство РФ обратилось в Конституционный суд Российской Федерации с соответствующим запросом.

Конституционный суд Российской Федерации, рассмотрел обращение Правительства РФ и вынес определение от  10.12.2002 № 284-О, которым признал законность взимания сбора за загрязнение окружающей среды.

Как видим и в судах нет единого мнения по поводу правовой природы данного сбора. Полемика по этому вопросу не окончена по сей день.

При этом позиция судов сходится в одном:  сбор за загрязнение окружающей природной среды не является налогом и сбором в раках налоговой системы Российской Федерации. Этот сбор обязательный, «фискальный», но к налогам и сборам, регулируемым налоговым законодательством не относится.

Для бухгалтеров из этого следует вывод о том, что данный платеж не следует учитывать на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кроме того, в налоговом учете этот платеж в составе прочих расходов не относится к расходам на оплату налогов и сборов, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, а может быть квалифицирован как другие расходы в соответствии с  подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Следует также отметить, что сумму данного сбора не следует отражать по строке 041 «суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,…» Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организации.
 
 

Консалтинговая группа «Капитал» оказывает услуги по налоговому консультированию и ведению бухгалтерского учёта в Перми и Пермском крае. Позвоните нам по телефону (342) 294-30-00 или приезжайте в офис по адресу г. Пермь, ул. 25 октября, 66

 
 

Коротко: Начиная с 2015 года все юридические лица и ИП, занимающиеся производством и ввозом на территорию РФ товаров, включенных в специальный перечень, обязаны делать отчисления в бюджет за утилизацию отходов. Исключение сделано для отдельных групп товаров, не входящих в утвержденный Правительством РФ список, а также для тех производителей и импортеров, которые осуществляют самостоятельную переработку данных отходов.

Экологические платежи в 2018 году

Рассмотрим более подробно, кто и в каком размере уплачивает новый платеж, кто освобожден от данной обязанности и в каком порядке необходимо предоставлять отчетность.

Подробно

1 января 2015 года в РФ начал действовать новый вид платежаэкологический сбор. 2016 год – первый год за который плательщики данного сбора должны будут отчитаться по нему и соответственно уплатить его уплатить в бюджет. Связано это с тем, что в прошлому году Правительством не были утверждены ни нормативы переработки отходов, ни ставка сбора, ни формы отчетности.

Кто уплачивает экологический сбор

Отчисления за уничтожение отходов делают организации и ИП производящие или импортирующие товары на территорию РФ.

Условия уплаты платеж за отходы

  • Продукция должна быть включена в Перечень Правительства от 24 сентября 2015 года № 1886-р;
  • Изготовитель или импортер не может обеспечить самостоятельное уничтожение отходов.

Если продукция не является готовым изделием – сбор уплачивается только за упаковку.

Кто освобожден от уплаты утилизационного сбора

От уплаты утилизационного платежа освобождены организации и ИП:

  • Вывозящие товары в режиме экспорта;
  • Лично (или с привлечение сторонних организаций) производящие переработку отходов;
  • Чья продукция не включена в вышеуказанный перечень.

Формула расчета

Экологический сбор для импортеров и изготовителей продукции рассчитывается по следующей формуле:

ЭС = Ст х М х Н

где:

Необходимо отметить, что по некоторым видам продукции до конца 2017 года установлен НУ – 0%, а это значит, что делать отчисления за утилизацию в данном случае не нужно.

Уплатить сбор необходимо в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. За 2016 год это необходимо будет сделать до 17 апреля 2017года (15 апреля приходится на выходной день).

Пример расчета

  • ООО «Северск» занимается производством стиральных машин.
  • В месяц предприятие производит 120 штук готовой продукции.
  • Вес одного изделия – 85 кг.
  • Масса товара за год составляет 122 тонны 400 кг: (120шт х 85кг) х 12мес.
  • Ставка по данному типу продукции – 26 469 руб. за 1 тонну.
  • Утилизационная норма на 2015-2016 год – 0%, на 2017 год – 5%

Расчет суммы к уплате

В 2015 и 2016 годах организация за утилизацию отчислений не делает, так как НУ равен 0%.

В 2017 году ООО «Северск» должно исчислить и уплатить в бюджет сбор в размере 161 990 руб.:

122,4 х 26 469 х 0,05 (5%)

Отчетность по платежу за уничтожение отходов

Что сдавать

Когда сдавать

Куда сдавать

Форма

Декларация о кол-ве выпущенных в обращение на территории РФ товаров (в т.ч. упаковки), подлежащих утилизации

до 03.04.2017г.

(01.04 – выходной день)

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов

Расчет суммы экологического сбора

До 17.04.2017 г.

(15.04. – выходной день)

Росприроднадзор

См. Прим.*

* В связи с тем, что форма расчета на данный момент не утверждена отчитываться по ней пока не нужно.

Рассмотрев, что такое экологический сбор с 2016 года, кто платит и отчитывается по нему, подведем вкратце итоги вышесказанному:

  • Отчисления за утилизацию мусора делают организации и ИП, изготавливающие или импортирующие товары на территорию РФ, при условии, что их продукция включена в специальный перечень;
  • Организации могут не делать отчислений, если самостоятельно или с помощью привлекаемых компаний будут перерабатывать (уничтожать) отходы;
  • До конца 2017 года на 70% товаров действует утилизационная норма – 0%, в связи с чем отчисления за ликвидацию отходов делать не нужно;

Петр Столыпин, 2016-09-26

Вопросы и ответы по теме

Посмотреть все (1)



Сохраните статью в социальные сети:

В практике бухгалтерского и налогового учета порой возникает вопрос о квалификации платы за загрязнение окружающей среды, а именно, является ли этот платеж налогом (сбором) или нет.
С одной стороны – это, безусловно, обязательный платеж в бюджет, с другой – этот платеж не включен в перечень налогов, закрепленный Налоговым Кодексом РФ.

Плата за загрязнение окружающей среды в настоящее время взимается на основании:
— Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды";
—  Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред. от 14.06.2001, с изм.

Является ли налогом плата за загрязнение окружающей природной среды

от 14.05.2009) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, установлен статьями 13, 14 и 15 НК РФ. В указанных статьях отсутствует платеж за загрязнение окружающей природной среды. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Однако, платежи за загрязнение природной среды все же взимаются.

По заявлению ОАО "Кольская Горно — Металлургическая Компания" Верховный суд Российской Федерации рассматривал вопрос о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632  и вынес решение от 28 марта 2002 г. № ГКПИ 2002-178, которым признал незаконность взимание сбора за загрязнения окружающей среды.

В свою очередь, пользуясь своими конституционными правами, Правительство РФ обратилось в Конституционный суд Российской Федерации с соответствующим запросом.

Конституционный суд Российской Федерации, рассмотрел обращение Правительства РФ и вынес определение от  10.12.2002 № 284-О, которым признал законность взимания сбора за загрязнение окружающей среды.

Как видим и в судах нет единого мнения по поводу правовой природы данного сбора. Полемика по этому вопросу не окончена по сей день.

При этом позиция судов сходится в одном:  сбор за загрязнение окружающей природной среды не является налогом и сбором в раках налоговой системы Российской Федерации. Этот сбор обязательный, «фискальный», но к налогам и сборам, регулируемым налоговым законодательством не относится.

Для бухгалтеров из этого следует вывод о том, что данный платеж не следует учитывать на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кроме того, в налоговом учете этот платеж в составе прочих расходов не относится к расходам на оплату налогов и сборов, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, а может быть квалифицирован как другие расходы в соответствии с  подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Следует также отметить, что сумму данного сбора не следует отражать по строке 041 «суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,…» Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организации.
 
 

Консалтинговая группа «Капитал» оказывает услуги по налоговому консультированию и ведению бухгалтерского учёта в Перми и Пермском крае. Позвоните нам по телефону (342) 294-30-00 или приезжайте в офис по адресу г. Пермь, ул. 25 октября, 66

 
 

Российский государственный аграрный университет —

МСХА имени К.А. Тимирязева

(ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

Учетно-финансовый факультет

Специальность 080107 "Налоги и налогообложение"

Кафедра налогообложения и финансового права

Дисциплина "Теория и история налогообложения"

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

Экологическое налогообложение в России

Выполнил (а):

Студент (ка) 3 курса 306 группы

Учетно-финансового факультета

дневной формы обучения

Трегубская Ирина Анатольевна

Руководитель:

Шадрина Маргарита Александровна

Москва — 2010

Введение

Глава 1. Теоретические основы экологического налогообложения в россии и за рубежом

1.1 История экологического налогообложения в России

1.2 Опыт различных стран в области экологического налогообложения

1.3 Правовая природа природоресурсных платежей. Налог Пигу

Глава 2. Система существующих в рф экологических платежей и порядок их взимания

2.1 Виды экологических платежей и их характеристика

2.2 Особенности уплаты экологических платежей. Льготы по платежам

2.3 Экологические фонды в РФ

Глава 3.

Налог на загрязнение окружающей среды сроки уплаты

Проблемы экологического налогообложения в россии и перспективы его развития

3.1 Оценка экологических платежей с позиций критерия эффективности

3.2 Пути совершенствования экологического налогообложения в РФ

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Список сносок

Приложение

Введение

Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, поскольку они проникают в различные сферы общественной жизни, во многом определяют особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно-технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. Однако не стоит забывать, что самой первой необходимостью для каждого из нас должна быть среда, в которой мы живем. В настоящее время человечество уже действительно осознало важность бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.

Сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом. Ведь всё, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Но, к сожалению, в современном рыночном мире бороться за окружающую среду приходится экономическими методами, с помощью экономических рычагов. А экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.

В России уязвимая окружающая среда, и в результате антропогенных нагрузок практически на всей территории страны нарушена способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие. Получается, что в настоящее время ограниченность природных благ становится критическим фактором, сдерживающим возможности дальнейшего прогресса не только промышленности, но и всей социально-экономической системы России. Поэтому необходимы своевременное исследование и теоретическая разработка финансовых вопросов охраны окружающей среды.

Отметим, что российское законодательство о налогах и сборах, природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются несовершенными, не обеспечиваются эффективным механизмом реализации. Это приводит к тому, что развитие промышленного производства, в том числе и экологически вредного, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, усиливает загрязняющее воздействие на атмосферный воздух, водные ресурсы и территориальные пространства. Существующие экологические платежи в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, не достаточных ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях. Кроме того, неразрешенность вопроса о правовом статусе платежей за негативное влияние на окружающую среду в течение длительного времени приводит к многочисленным судебным спорам.

Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни человека при осуществлении различных направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства.

Одним из таких приоритетов, по нашему мнению, являются экологические налоги или так называемые "экологические платежи".

Целями курсовой работы являлись изучение особенностей природоохранной деятельности в РФ и зарубежных странах, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также проведение анализа проблем современного экологического налогообложения и перспектив его развития.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

изучены экологическое налогообложение в России, США, Японии, а также в Германии (в сравнении с российской моделью); было дано определение налога Пигу;

рассмотрены экологические платежи в РФ, их правовая природа, понятие экологических фондов;

для анализа существующих проблем в экологическом налогообложении и построения перспектив развития дана характеристика экоплатежей с позиции критерия эффективности.

Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Кроме того, в работе представлены необходимые рисунки, таблицы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы экологического налогообложения в россии и за рубежом

1.1 История экологического налогообложения в России

Выделение экологической функции в самостоятельную функцию государства в РФ говорит о той степени значимости, которую она приобрела за последнее время. Целенаправленность этой деятельности государства состоит в регулировании конкретных отношений — отношений в сфере взаимодействия общества и природы, для улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. Другими словами, отношения, определяющие содержание экологической функции государства.

Рассматриваемое направление деятельности государства является законодательно обусловленным, ибо наряду с природоресурсными отраслями законодательства (земельным, водным, горным, лесным) и природоохранительным, органами законодательной власти РФ принимаются нормативные акты экологического содержания, определяющие дальнейшее направление развития законодательства о природе как экологического законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

А.А. Ялбуганов полагал, что в основе осуществления экологической функции государства, определяющей ее содержание, лежат следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за их нарушение.

Следует отметить, что экологическая функция государства существовала практически на всех этапах развития цивилизации. И хотя ранее в России она носила другое название — "природоохранительная", "охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов" — имела несколько иные задачи, чем в настоящее время.

Если проследить историю развития экологической функции государства, то мы заметим, что она проходит 6 этапов:

1.1917 — 1922 гг. — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;

2.1922 — 1957 гг. — активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления;

3.1957 — 1963 гг. — принятие во всех республиках СССР законов об охране природы — новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР "Об охране природы в РСФСР" от 26 октября 1960г.

4.1968 — 1980 гг. — проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе.

5.1985 — 1990 гг. — попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках.

6.1990 г. — до настоящего времени.

И на последнем этапе особенно актуальным является вопрос о создании наиболее оптимальной модели экологического управления для реализации экологической функции государства.

В.В. Петров отмечает, что в нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. Экономические методы управления на этом этапе отсутствовали практически полностью. На это, в частности, указывает бесконтрольный порядок финансирования большинства отраслей и предприятий, занятых воспроизводством природных ресурсов, отсутствие достоверной денежной оценки результатов деятельности этих отраслей, бесплатность большинства видов природопользования и т.д. К наиболее существенным недостаткам относилось практически полное игнорирование экономических и тем более рыночных стимулов, либо их формальное применение, не затрагивающее в должной мере экономические интересы предприятий-природопользователей; централизованное директивное установление заниженных цен на природное сырье и продукты его переработки, что приводило к расточительному использованию ресурсов предприятиями; ограничение самостоятельности и отсутствие необходимой экономической ответственности у предприятий за загрязнение природной среды и экономное использование природных ресурсов; ведомственная система руководства народным хозяйством обуславливала преобладание отраслевого подхода к регулированию природопользования, что противоречило территориальной организации экологических систем и комплексному характеру многих природных объектов; государственная монополия на природные ресурсы, огосударствление всех сфер и отраслей природопользования, приводящее к расточительному использованию природных ресурсов.

В практике бухгалтерского и налогового учета порой возникает вопрос о квалификации платы за загрязнение окружающей среды, а именно, является ли этот платеж налогом (сбором) или нет.
С одной стороны – это, безусловно, обязательный платеж в бюджет, с другой – этот платеж не включен в перечень налогов, закрепленный Налоговым Кодексом РФ.

Плата за загрязнение окружающей среды в настоящее время взимается на основании:
— Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об охране окружающей среды";
—  Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред. от 14.06.2001, с изм.

Экологические налоги

от 14.05.2009) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, установлен статьями 13, 14 и 15 НК РФ. В указанных статьях отсутствует платеж за загрязнение окружающей природной среды. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Однако, платежи за загрязнение природной среды все же взимаются.

По заявлению ОАО "Кольская Горно — Металлургическая Компания" Верховный суд Российской Федерации рассматривал вопрос о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632  и вынес решение от 28 марта 2002 г. № ГКПИ 2002-178, которым признал незаконность взимание сбора за загрязнения окружающей среды.

В свою очередь, пользуясь своими конституционными правами, Правительство РФ обратилось в Конституционный суд Российской Федерации с соответствующим запросом.

Конституционный суд Российской Федерации, рассмотрел обращение Правительства РФ и вынес определение от  10.12.2002 № 284-О, которым признал законность взимания сбора за загрязнение окружающей среды.

Как видим и в судах нет единого мнения по поводу правовой природы данного сбора. Полемика по этому вопросу не окончена по сей день.

При этом позиция судов сходится в одном:  сбор за загрязнение окружающей природной среды не является налогом и сбором в раках налоговой системы Российской Федерации. Этот сбор обязательный, «фискальный», но к налогам и сборам, регулируемым налоговым законодательством не относится.

Для бухгалтеров из этого следует вывод о том, что данный платеж не следует учитывать на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кроме того, в налоговом учете этот платеж в составе прочих расходов не относится к расходам на оплату налогов и сборов, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, а может быть квалифицирован как другие расходы в соответствии с  подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Следует также отметить, что сумму данного сбора не следует отражать по строке 041 «суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,…» Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организации.
 
 

Консалтинговая группа «Капитал» оказывает услуги по налоговому консультированию и ведению бухгалтерского учёта в Перми и Пермском крае. Позвоните нам по телефону (342) 294-30-00 или приезжайте в офис по адресу г. Пермь, ул. 25 октября, 66

 
 

Российский государственный аграрный университет —

МСХА имени К.А. Тимирязева

(ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

Учетно-финансовый факультет

Специальность 080107 "Налоги и налогообложение"

Кафедра налогообложения и финансового права

Дисциплина "Теория и история налогообложения"

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

Экологическое налогообложение в России

Выполнил (а):

Студент (ка) 3 курса 306 группы

Учетно-финансового факультета

дневной формы обучения

Трегубская Ирина Анатольевна

Руководитель:

Шадрина Маргарита Александровна

Москва — 2010

Введение

Глава 1. Теоретические основы экологического налогообложения в россии и за рубежом

1.1 История экологического налогообложения в России

1.2 Опыт различных стран в области экологического налогообложения

1.3 Правовая природа природоресурсных платежей. Налог Пигу

Глава 2. Система существующих в рф экологических платежей и порядок их взимания

2.1 Виды экологических платежей и их характеристика

2.2 Особенности уплаты экологических платежей. Льготы по платежам

2.3 Экологические фонды в РФ

Глава 3. Проблемы экологического налогообложения в россии и перспективы его развития

3.1 Оценка экологических платежей с позиций критерия эффективности

3.2 Пути совершенствования экологического налогообложения в РФ

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Список сносок

Приложение

Введение

Среди глобальных проблем современности одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, поскольку они проникают в различные сферы общественной жизни, во многом определяют особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно-технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. Однако не стоит забывать, что самой первой необходимостью для каждого из нас должна быть среда, в которой мы живем. В настоящее время человечество уже действительно осознало важность бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.

Сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом. Ведь всё, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Но, к сожалению, в современном рыночном мире бороться за окружающую среду приходится экономическими методами, с помощью экономических рычагов. А экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.

В России уязвимая окружающая среда, и в результате антропогенных нагрузок практически на всей территории страны нарушена способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие. Получается, что в настоящее время ограниченность природных благ становится критическим фактором, сдерживающим возможности дальнейшего прогресса не только промышленности, но и всей социально-экономической системы России.

Поэтому необходимы своевременное исследование и теоретическая разработка финансовых вопросов охраны окружающей среды.

Отметим, что российское законодательство о налогах и сборах, природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются несовершенными, не обеспечиваются эффективным механизмом реализации. Это приводит к тому, что развитие промышленного производства, в том числе и экологически вредного, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, усиливает загрязняющее воздействие на атмосферный воздух, водные ресурсы и территориальные пространства. Существующие экологические платежи в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, не достаточных ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях. Кроме того, неразрешенность вопроса о правовом статусе платежей за негативное влияние на окружающую среду в течение длительного времени приводит к многочисленным судебным спорам.

Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни человека при осуществлении различных направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства.

Платить за загрязнение окружающей среды должны все компании Московского региона

Одним из таких приоритетов, по нашему мнению, являются экологические налоги или так называемые "экологические платежи".

Целями курсовой работы являлись изучение особенностей природоохранной деятельности в РФ и зарубежных странах, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также проведение анализа проблем современного экологического налогообложения и перспектив его развития.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

изучены экологическое налогообложение в России, США, Японии, а также в Германии (в сравнении с российской моделью); было дано определение налога Пигу;

рассмотрены экологические платежи в РФ, их правовая природа, понятие экологических фондов;

для анализа существующих проблем в экологическом налогообложении и построения перспектив развития дана характеристика экоплатежей с позиции критерия эффективности.

Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Кроме того, в работе представлены необходимые рисунки, таблицы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы экологического налогообложения в россии и за рубежом

1.1 История экологического налогообложения в России

Выделение экологической функции в самостоятельную функцию государства в РФ говорит о той степени значимости, которую она приобрела за последнее время. Целенаправленность этой деятельности государства состоит в регулировании конкретных отношений — отношений в сфере взаимодействия общества и природы, для улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. Другими словами, отношения, определяющие содержание экологической функции государства.

Рассматриваемое направление деятельности государства является законодательно обусловленным, ибо наряду с природоресурсными отраслями законодательства (земельным, водным, горным, лесным) и природоохранительным, органами законодательной власти РФ принимаются нормативные акты экологического содержания, определяющие дальнейшее направление развития законодательства о природе как экологического законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

А.А. Ялбуганов полагал, что в основе осуществления экологической функции государства, определяющей ее содержание, лежат следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за их нарушение.

Следует отметить, что экологическая функция государства существовала практически на всех этапах развития цивилизации. И хотя ранее в России она носила другое название — "природоохранительная", "охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов" — имела несколько иные задачи, чем в настоящее время.

Если проследить историю развития экологической функции государства, то мы заметим, что она проходит 6 этапов:

1.1917 — 1922 гг. — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;

2.1922 — 1957 гг. — активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления;

3.1957 — 1963 гг. — принятие во всех республиках СССР законов об охране природы — новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР "Об охране природы в РСФСР" от 26 октября 1960г.

4.1968 — 1980 гг. — проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе.

5.1985 — 1990 гг. — попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках.

6.1990 г. — до настоящего времени.

И на последнем этапе особенно актуальным является вопрос о создании наиболее оптимальной модели экологического управления для реализации экологической функции государства.

В.В. Петров отмечает, что в нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. Экономические методы управления на этом этапе отсутствовали практически полностью. На это, в частности, указывает бесконтрольный порядок финансирования большинства отраслей и предприятий, занятых воспроизводством природных ресурсов, отсутствие достоверной денежной оценки результатов деятельности этих отраслей, бесплатность большинства видов природопользования и т.д. К наиболее существенным недостаткам относилось практически полное игнорирование экономических и тем более рыночных стимулов, либо их формальное применение, не затрагивающее в должной мере экономические интересы предприятий-природопользователей; централизованное директивное установление заниженных цен на природное сырье и продукты его переработки, что приводило к расточительному использованию ресурсов предприятиями; ограничение самостоятельности и отсутствие необходимой экономической ответственности у предприятий за загрязнение природной среды и экономное использование природных ресурсов; ведомственная система руководства народным хозяйством обуславливала преобладание отраслевого подхода к регулированию природопользования, что противоречило территориальной организации экологических систем и комплексному характеру многих природных объектов; государственная монополия на природные ресурсы, огосударствление всех сфер и отраслей природопользования, приводящее к расточительному использованию природных ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *