Налоги на целевое финансирование

Автор: | 01.05.2019

Налогообложение целевого финансирования

В законодательстве России содержится такое понятие, как целевое финансирование. Оно имеет определенные нюансы и может по-разному трактоваться. Но, в общем своем виде представляет примерно следующее:

Определение 1

Целевым финансированием называется процесс распределения денежных ресурсов для конкретных целей и использования их с целью решения одной из экономических или социальных проблем.

Есть определенный список доходов, которые не включаются в список обязательных при вычислении необходимого размера прибыли, которая подлежит налогообложению. К этому перечню также относят средства целевого финансирования. Это такое имущество, которое получает определенный человек и использует его по назначению согласно источникам целевого финансирования.

Кроме того, к денежным ресурсам целевого финансирования относят:

  • Денежные средства, которые выделяются на финансирование мероприятий по ремонту или восстановлению общего имущества в квартирных домах (например, лестничные площадки, лифты и так далее). Вся процедура происходит в соответствии и кодексом РФ по жилищным вопросам.
  • Денежные средства владельцев или жильцов многоквартирных домов. Они поступают на счет специальных организаций, которые отвечают за контроль состояния общего имущества. Это разного рода товарищества собственников жилья, потребительские кооперативы и некоммерческие специализированные организации, работа которых связана с ремонтом и обслуживанием имущества в домах общего пользования.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Существует определенный перечень потенциально-возможных целевых доходов. В них есть такие, которые не должны попадать под налогообложение. К таким относятся, например, добровольные благотворительные взносы, которые используются для поддержания работоспособности некоммерческих организаций.

Бухгалтерский учет целевого финансирования

Существует два вида распределения получаемых безвозмездно активов:

  • Зачислить их в пользу увеличения прибыли.
  • Зачислить их в пользу увеличения капитала.

В большинстве своем используется именно первый вариант. Увеличение таким образом капитала конкретной организации не применяется примерно с 1999 года. Данный способ учета средств не распространяется на деньги, которые получают по договорам продажи продукции или товаров, по договорам выполнения работ или предоставления услуг.

Замечание 1

Ключевым отличием таких доходов является именно передача права собственности на определенные товары или услуги. Примером можно назвать вариант, когда для предприятия необходимо выполнить ряд научно-исследовательских работ. Бухгалтерский учет в таком случае должен вестись с учетом всех необходимых правил и с использованием определенных счетов, а именно 90 и 62.

В данной ситуации финансовые ресурсы подлежат специальному учету, поскольку на них распространяются особые положения бюджетного законодательства. Кроме того, метод подсчета и проведения налогообложения должен предусматривать обязательства для организации по возврату денежных средств.

Целевое финансирование представляется в виде начисления на счета третьих лиц, а не на юридические расчётные реквизиты организаций. В таком случае в налоговом учете обязательно должны отражаться задолженности по финансированию и этап погашения задолженности.

Учет государственной помощи

Для отражения в бухгалтерской отчетности полученных таким образом бюджетных средств используются такие направления возможного их расхода:

  • Выделение денежных средств с целью финансирования капитальных расходов для приобретения внеоборотных активов.
  • Как средств, необходимых для покрывания расходов конкретной организации. Сюда относят закупку определенных материалов, плату за работу для сотрудников компании и аналогичные расходы.
  • Использование денежных ресурсов с целью компенсировать возможный убыток компании или некоторые ее расходы в конкретных случаях (например, в вопросах ЖКХ с целью поддержания работоспособности и должного финансирования организации в виду нехватки прибыли для поддержания размера капитала).
  • Использование средств для критично необходимого финансирования с целью поддержания работоспособности организации. Например, когда предприятие на грани банкротства из-за конкретных убытков или ситуации в регионе.

Замечание 2

Все этапы использования и расхода возможной государственной помощи строго контролируются и исследуются законодательными органами государства. Все полученные средства организация в обязательном порядке должна отразить в бухгалтерском учете с целью подтверждения их получения.

По окончанию определенного установленного срока, организация должна составить специальный отчет, который используется для подтверждения расходов организации на установленные цели. Благодаря этому пресекается возможность нецелевого использования финансовых ресурсов. Всё это в совокупности дает хороший результат и высокую эффективность используемых организациями средств. Используется также метод целевого программного финансирования, который включает в себя тщательное планирование и попытки предусмотреть все возможные последствия использования ресурсов для повышения качества их использования.

1. Учет бюджетных средств, направленных на финансирование расходов

Предметом рассмотрения данной статьи является порядок отражения в бухгалтерском учете коммерческих организаций получения и использования средств целевого бюджетного финансирования, предусматриваемых в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ в соответствии со ст.ст.85, 86 и 87 Бюджетного кодекса РФ.

Долгое время, среди прочих, одним из наиболее актуальных является вопрос о необходимости отражения полученных средств бюджетного финансирования с использованием счетов реализации в составе выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При рассмотрении данной проблемы необходимо определить объект выделения бюджетных средств (направлением финансирования), т.е. выяснить статус полученных организацией средств и, соответственно, решить вопрос о сфере применения положений ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи» (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

На основании п.4 ПБУ 13/2000 формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах 1. При этом положения ПБУ 13/2000 используется, в частности, для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств на следующие направления расходования:

  • на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
  • на покрытие текущих расходов организации, подлежащих компенсации на систематической основе (приобретение материально — производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно — коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно — комму нального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др..

При этом в соответствии с п.3 ПБУ 13/2000 при организации бухгалтерского учета получаемых из бюджетов соответствующих уровней сумм дотаций в связи с государственным регулированием цен на продукцию (работы, услуги) не могут использоваться положения ПБУ 13/2000. В части отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств в качестве выручки от продажи продукции и товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученной от обычных видов деятельности, следует применять положения ПБУ 9/99″Доходы организации». В таком порядке в бухгалтерском учете отражаются, в частности, средства, полученные:

  • на компенсацию тарифов на электрическую энергию;
  • на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате услуг жилищно — коммунального хозяйства, услуг связи, по проезду в городском транспорте и метрополитене, на оплату медицинских услуг;
  • на осуществление программы по ремонту и техническому обслуживанию объектов социальной сферы, благоустройству, озеленению, освещению городов и поселков, благоустройству и содержанию дорог, на реструктуризацию оборонной отрасли, на научно — исследовательские работы и т.д.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета и налогообложения сумм, получаемых организациями целевых бюджетных ассигнований, определяется тем, какие расходы предусматривается компенсировать данной субсидией. Например, в зависимости от целей выделения средств целевого финансирования организации жилищно-коммунального хозяйства отражают в бухгалтерском учете различным образом следующие бюджетные поступления:

  • на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот гражданам (по нормам ПБУ 9/99);
  • на возмещение из бюджета разницы между тарифами за продукцию, работы и услуги и затратами организаций жилищно — коммунального хозяйства, т.е. на покрытие убытков (по нормам ПБУ 13/2000).

Как было отмечено выше, учет бюджетных средств, направленных в виде государственной помощи (субсидий, субвенций) на финансирование расходов, осуществляется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 13/2000.

1.1 Поступление средств целевого финансирования

Согласно требованиям, установленным в п.5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть: целевая программа организации, постановления, договоры, принятые и публично объявленные решения, план передачи земли и сооружений, технико — экономические обоснования, утвержденная проектно — сметная документация и т.п.;

— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть: утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акт (накладная) приемки — передачи основных средств (форма N ОС-1), акт (накладная) приемки — передачи оборудования (форма N ОС-14) и иные соответствующие документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.

При соблюдении указанных условий бюджетные средства принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п.7 ПБУ 13/2000). По мере фактического получения бюджетных средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств и т.п.

1. Отражено принятие к учету средств целевого финансирования по факту принятия решения о выделении организации целевых средств.

Дебет 76, субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86

2. Целевое финансирование поступили в организацию в виде денежных средств.

Дебет 50 (51, 52) Кредит 76, субсчет «Расчеты по целевому финансированию»

3. Оприходованы материальные ценности, поступившие в качестве средств целевого финансирования.

Дебет 08 (10, 41 …) Кредит 76, субсчет «Расчеты по целевому финансированию».

1.2 Расходование средств целевого финансирования

Для целей бухгалтерского учета средства государственной помощи подразделяются на:

  • средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
  • средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

В соответствии с ПБУ 13/2000 предусмотрен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования на финансовые результаты как внереализационные доходы в зависимости от вида направления бюджетных средств — капитальных и текущих расходов.

1.2.1 Капитальные затраты

При вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов в соответствии с п.п.8 и 9 ПБУ 13/2000.

Средства целевого финансирования, учтенные в составе доходов будущих периодов, признаются внереализационными доходами в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации.

Пример 1. Коммерческая организация получила субвенцию на приобретение производственного оборудования в размере 7 000 000 руб. Срок полезного использования оборудования составляет 12 лет. Допустим, оборудование приобретено за 7 000 000 руб., что соответствует размеру полученной субвенции — в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

дебет счета 76 кредит счета 86) — 7 000 000 руб. — признание в учете суммы государственной помощи по факту ее утверждения в составе расходов соответствующего уровня бюджета;

дебет счета 51 кредит счета 76 — 7 000 000 руб. — сумма полученной субвенции;

дебет счета 08 кредит счета 60 — 7 000 000 руб. — стоимость приобретенного оборудования;

дебет счета 01 кредит счета 08 — 7 000 000 руб. — ввод в эксплуатацию приобретенного оборудования;

дебет счета 86 кредит счета 98 — 7 000 000 руб. — при вводе оборудования в эксплуатацию суммы государственной помощи признаны в составе доходов будущих периодов;

дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 02 — 48 611 руб. (7 000 000 руб. : 12 лет : 12 месяцев) — ежемесячное начисление амортизации по приобретенному оборудованию (без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль);

дебет счета 98 кредит счета 91 — 48 611 руб. — с начислением амортизации признаются внереализационные доходы организации по полученным суммам государственной помощи.

1.2.2. Текущие затраты

При направлении бюджетных средств на финансирование текущих расходов списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально — производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально — производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов (п.п.8 и 9 ПБУ 13/2000).

Пример 2. Коммерческая организация в сентябре 2003 г. получила субвенцию на текущие расходы в размере 4 000 000 руб., которая предназначена для осуществления целевых работ согласно утвержденной смете.

За период до конца года средства государственной помощи направлены на приобретение материалов на сумму 240 000 руб. и оплату труда работников организации в рамках проводимых целевых мероприятий — 50 000 руб., отчисления на социальное страхование с которых составили 18 550 руб.

За этот же период фактически отпущено в производство материалов на сумму 150 000 руб.

В учете организации отражаются следующие записи:

дебет счета 76 кредит счета 86 — 4 000 000 руб. — принятие сумм государственной помощи к учету;

дебет счета 51 кредит счета 76 — 4 000 000 руб. — получены суммы государственной помощи;

дебет счета 10 кредит счета 60 — 240 000 руб. — стоимость материалов, приобретенных за счет средств государственной помощи;

дебет счета 86 кредит счета 98 — 240 000 руб. — признание сумм государственной помощи в составе доходов будущих периодов;

дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 50 000 руб. — начислены суммы оплаты труда;

дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам учета) — 18 550 руб. — отчисления с сумм оплаты труда на нужды социального страхования и обеспечения в составе единого социального налога и отчислений на нужды обязательного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

дебет счета 86 кредит счета 98 — 68 550 руб. (50 000 руб. + 18 550 руб.) — признание сумм государственной помощи в части, направляемой на оплату труда и отчисления на социальное страхование, в составе доходов будущих периодов;

дебет счета 98 кредит счета 91 — 68 550 руб. — признание сумм государственной помощи в части, направленной на оплату труда и отчисления на социальное страхование, в составе доходов отчетного периода организации;

дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 10 — 150 000 руб. — стоимость материалов, отпущенных в производство;

дебет счета 98 кредит счета 91 — 150 000 руб. — суммы государственной помощи в части, направленной на приобретение материалов, признаны в составе доходов отчетного периода организации.

1.2.3 Поступление бюджетных средств в следующем отчетном году

В соответствии с п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы, т.е. отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» и дебету счета 86 «Целевое финансирование».

Пример 3:

дебет счета 20 кредит счета 10;

дебет счета 90 кредит счета 20 — при осуществлении расходов;

дебет счета 76 кредит счета 91 — при получении извещения о назначении бюджетных ассигнований в покрытие произведенных расходов;

дебет счета 51 кредит счета 76 — на сумму фактически полученных бюджетных средств.

1.2.4 Отражение целевого бюджетного финансирования, полученного на покрытие убытков, возникших в результате применения государственных регулируемых цен и тарифов

Возмещение из бюджета организациям сумм расходов на оплату товаров (работ, услуг) (т.е. возмещение разницы между суммой, уплаченной потребителем, и величиной установленного законодательством тарифа) может быть связано с государственным регулированием цен и тарифов в рамках предусмотренных законодательством программ социальной защиты (ветеранов, инвалидов). Если целевое бюджетное финансирование направлено на указанные цели, для отражения в бухгалтерском учете применяются нормы ПБУ 13/2000. В этом случае получение государственной помощи отражается в бухгалтерском учете в порядке, установленном для учета полученного финансирования текущих расходов. Таким образом, полученные бюджетные средства признаются в составе внереализационных доходов (по кредиту счета 91) в части разницы между тарифами за услуги и затратами организации, т.е. без отражения сумм полученных на возмещение убытков в составе выручки от реализации.

Исходя из вышеизложенного операция по реализации товаров по регулируемым ценам с последующим возмещением убытков за счет средств бюджетных дотаций, должна отражаться в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — признание в бухгалтерском учете суммы выручки от реализации товаров исходя из государственного регулирования цен на реализуемые товары (п.6 ПБУ 9/99);

Дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит счета 41 «Товары» — учетная стоимость реализованных товаров;

Дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит счета 43 «Расходы на продажу» — списаны издержки обращения, связанные с реализацией товаров;

Дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — НДС со стоимости реализованных товаров;

Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счета 62 — оплата стоимости реализованных товаров покупателями;

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 90, субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» — ежемесячно выявляется убыток от реализации товаров по государственным регулируемым ценам;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 86 — отражена задолженность бюджета соответствующего уровня по погашению убытка, связанного с реализацией товаров по государственным регулируемым ценам (т.е. по предоставлению дотаций);

Дебет счета 51 Кредит счета 76 — отражаются полученные суммы дотаций из бюджета;

Дебет счета 86 Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» — одновременно с получением дотаций из бюджета они признаются в качестве безвозмездных поступлений;

Дебет счета 98 Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — в рамках погашения образовавшегося за отчетный месяц убытка от реализации товаров по государственным регулируемым ценам суммы полученных дотаций признаются в качестве внереализационных доходов организации;

Дебет счета 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит счета 99 — ежемесячно выявляется сальдо в рамках прочих доходов и расходов организации.

В том случае если получаемые суммы дотаций в полной мере покрывают убыток от реализации товаров по государственным регулируемым ценам, в бухгалтерском учете по счету 99 убытка не будет.

2. Учет бюджетных средств, полученных на возмещение разницы в тарифах и предоставленных льгот в связи с применением государственных регулируемых цен

Как было отмечено выше, ПБУ 13/2000 не применяется в случае осуществления организацией поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) по государственным регулируемым ценам с получением дотаций из бюджета на возмещение разницы в тарифе. Например, в отношении перечня продукции производственно — технического назначения, товарам народного потребления и услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которые, в частности, входят электроэнергия и теплоэнергия, перевозки грузов на железнодорожном транспорте, транспортировка нефти, продукция оборонного назначения, отдельные услуги связи и др.

При отражении в бухгалтерском учете полученных средств целевого финансирования на компенсацию тарифов в части предоставленных льгот отдельным категориям населения следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы от обычных видов деятельности.

Указанная схема действует в части выделяемых из бюджета сумм, предназначенных на возмещение (покрытие) предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот гражданам на оплату проезда в транспорте, оплату услуг связи (за телефон), программы по ремонту и техническому обслуживанию объектов социальной сферы, благоустройству, озеленению, освещению городов и поселков, благоустройству и содержанию дорог, по оказанию медицинских услуг льготным категориям населения и др. В таком же порядке учитывается использование средств, выделяемых в рамках Программы на реструктуризацию оборонной отрасли, на финансирование научно — исследовательских работ из бюджета в рамках федеральных целевых программ в соответствии с заключенным договором.

В этом случае величина дохода от основной деятельности этих организаций (кредит счета 90 «Продажи») подлежит признанию в бухгалтерском учете в размере суммы тарифа за продукцию, работы и услуги, покрываемого за счет:

  • платы граждан за продукцию, работы и услуги, отражаемой по дебету счетов 51 «Расчетные счета» и 50 «Касса»;
  • суммы возмещения из бюджета, предусмотренной на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот гражданам, отражаемой по дебету счета 86 «Целевое финансирование».

Пример 5. Условно: тариф за единицу оказываемых услуг равен 10 руб., из них:

покрывается населением — 5 руб. ;

возмещается из бюджета — 5 руб. .

При этом для учета сумм бюджетных дотаций в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов предназначен счет 86 «Целевое финансирование». При этом в соответствии с п.8 ПБУ 9/99 и Инструкцией по применению Плана счетов полученные суммы дотаций должны быть признаны в качестве внереализационных доходов, как безвозмездно полученные активы, с отражением их на счете 90.

Предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы от обычных видов деятельности и отражаются по:

дебету счетов 51, 62, 76 и кредиту счета 86;

дебету счета 86 и кредиту счета 90.

Таким образом, выручка от продажи этих услуг, исчисляемая в момент их оказания по действующим тарифам, отражается по кредиту счета 90 «Продажи, и на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения и возмещаемых из бюджета, не уменьшается. Пример 6. Стоматологическая поликлиника (ООО) наряду с оказанием платных стоматологических услуг населению проводит зубопротезирование пенсионеров, инвалидов и участников ВОВ по договорам с управлением здравоохранения. Данные услуги поликлиники оплачиваются из бюджета города по расценкам, утверждаемым правительством города и управлением здравоохранения. В конце каждого месяца поликлиника представляет в управление здравоохранения реестры, в которых указываются номер направления, фамилия, вид выполненных работ и общая сумма, затраченная на оказание услуг по зубопротезированию.

Поликлиника (ООО) является коммерческой организацией, и вся ее деятельность, будь то оказание платных стоматологических услуг населению, выполнение работ по договорам добровольного медицинского страхования или оказание стоматологических услуг по договорам с управлениями здравоохранения округов и городским фондом обязательного медицинского страхования независимо от того, получена прибыль или нет, является коммерческой деятельностью.

В соответствии с ПБУ 9/99 организации должны формировать доходы в части обычных видов деятельности с отражением их по кредиту счета счет 90 «Продажи» в корреспонденции со счетами учета расчетов в разрезе плательщиков.

При наличии договоров ООО с администрацией города и фондом обязательного медицинского страхования на осуществление мероприятий (работ, услуг) целевого характера за счет целевого финансирования (средств городского бюджета) такой вид деятельности считается обычным. Поэтому полученные средства в бухгалтерском учете отражаются с использованием счетов учета выручки. Счета учета расчетов за выполненные работы закрываются с применением счета 86 «Целевые финансирование и поступления». В бухгалтерском учете поликлиники в этом случае будут сделаны записи:

Дебет 76, Кредит 86 — отражена задолженность бюджета по предоставлению целевых (бюджетных) средств;

Дебет 51, Кредит 76 — получены целевые (бюджетные) средства;

Дебет 62, 76 (в части дотации), Кредит 90-1 — отражена выручка от оказания услуг льготной категории населения;

Дебет 20, Кредит 10, 02, 70, 69, 60, 76 и др. — отражены затраты по оказанию услуг льготной категории населения;

Дебет 90-2, Кредит 20 — списаны затраты по оказанию данного вида услуг;

Дебет 90-2, Кредит 26 — списаны общехозяйственные расходы в части, приходящейся на выручку от оказания данного вида услуг;

Дебет 86, Кредит 76 — отражено расходование бюджетных средств на оказание услуг льготной категории населения в текущем отчетном периоде (дотация);

Дебет 26, Кредит 67 (68) — начислен налог на пользователей автомобильных дорог с реализации услуг льготной категории населения;

Дебет 90-2, Кредит 26 — списан налог на пользователей автомобильных дорог на реализацию;

Дебет 90-9, Кредит 99 — определен финансовый результат от реализации услуг льготной категории населения;

Дебет 99, Кредит 68 — начислен налог на прибыль.

4. Получение имущества унитарным предприятием от собственника

В деятельности унитарных предприятий при получении имущества в хозяйственное ведение возникает вопрос о порядке отражения на счетах бухгалтерского средств, средств, наделяемых на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как установлено п.3 нормы ПБУ 13/2000 не применяются в отношении отражения в учете операций, связанных с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

В связи с этим отметим, что получение государственным или муниципальным унитарным предприятием основных средств на праве хозяйственного ведения не рассматривается в бухгалтерском учете этого предприятия как безвозмездное поступление основных средств.

Указанные объекты должны быть соответствующим образом оформлены и отражены в бухгалтерском учете:

  • либо в качестве взноса в уставный фонд по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» и соответственно по дебету счета 75 и кредиту счета 80 «Уставный капитал и дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08;
  • либо по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и соответственно по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08.

1Понятия «субвенция», «субсидия» и «бюджетный кредит» даны в ст.6 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ).

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит — это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на возмездной и возвратной основе.

Как отразить в налоговом учете негосударственное целевое финансирование

$AJAX_JS$

Налог на прибыль

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям, предусмотренным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, при расчете налога на прибыль в состав доходов не включайте. Это правило, в частности, относится к:

— выделенным в пользу организации грантам;
— инвестициям, полученным при проведении инвестиционных конкурсов;
— инвестициям, поступившим от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
— средствам дольщиков и инвесторов, аккумулированным на счетах организации-застройщика.

Курсовые разницы по средствам целевого финансирования в иностранной валюте относятся к доходам (расходам) в рамках целевого финансирования и не учитываются при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 21 мая 2013 г. № 03-03-06/1/17924).

При этом для того, чтобы полученные средства в целях расчета налога на прибыль признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий. В частности, средства от иностранных инвесторов, поступившие на финансирование капитальных вложений, признаются целевым финансированием, только если организация использовала их в течение одного календарного года с момента получения (абз. 9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Полный перечень средств и условий их признания целевым финансированием при расчете налога на прибыль приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Для того чтобы не учитывать полученные суммы целевого финансирования при расчете налога на прибыль, необходимо выполнить два обязательных условия:

— организация – получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;

— полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Об этом говорится в абзаце 1 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования?

Ведите раздельный учет в самостоятельно разработанных регистрах, формы и применение которых закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (абз. 1 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако каким образом необходимо организовать такой учет, в законодательстве не сказано. Поэтому разработать регистры для ведения раздельного учета доходов (расходов) организация вправе самостоятельно. Закрепить применение разработанных форм необходимо в учетной политике для целей налогообложения. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 13 марта 2006 г. № 03-11-04/2/59. Несмотря на то что данные разъяснения обращены к организациям, применяющим упрощенку, им могут следовать и организации на общей системе налогообложения.

Совет: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, рекомендованные налоговой службой для некоммерческих организаций.

Формы регистров приведены в рекомендациях МНС России. Для учета получения и расходования целевых средств предлагается использовать следующие регистры:

— регистр учета поступлений средств целевого финансирования;
— регистр учета использования средств целевого финансирования;
— регистр учета средств целевого финансирования, использованных не по целевому назначению.

Использование средств

Средства целевого финансирования организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:

— когда получатель средств целевого финансирования использовал указанные средства не по целевому назначению;
— когда были нарушены условия предоставления средств целевого финансирования.

Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК РФ).

На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ). Это, в частности, относится к средствам, поступившим от учредителей на финансирование целевых мероприятий. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите при расчете налога на прибыль в порядке, предусмотренном для получения финансовой помощи от учредителя.

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты организации, которые оплачены за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, амортизация, зарплата персонала)?

Ответ на этот вопрос зависит от того, перечислены ли полученные средства целевого финансирования в перечне, приведенном в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Если полученные целевые средства входят в указанный перечень, то учесть при расчете налога на прибыль расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя. Это объясняется следующим.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК РФ).

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств негосударственного целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях расчета налог на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ). Соответственно, на расходы, оплаченные за счет этих средств, можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль (ст. 252 НК РФ). Данное утверждение касается, в частности, оплаты расходов за счет средств целевого финансирования (финансовой помощи), полученных от учредителя (если доля учредителя в уставном капитале организации не превышает 50%).

Экономия средств

В ряде случаев в рамках получения и расходования средств целевого финансирования возможна ситуация, когда получатель тратит на предусмотренные программы меньшую сумму, чем это предусмотрено в договоре. В этом случае возможны два варианта:

— сумма экономии остается у получателя средств целевого финансирования;
— получатель средств целевого финансирования возвращает инвесторам образовавшуюся сумму экономии.

Ситуация: нужно ли отразить в доходах при расчете налога на прибыль сумму экономии средств негосударственного целевого финансирования, которая остается у получателя средств?

Ответ: да, нужно.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются при расчете налога на прибыль при соблюдении двух условий:

— организация – получатель средств должна организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;

— полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

Это правило следует из абзаца 1 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Если в результате проведения целевых мероприятий организация получает экономию целевых средств, которая остается в ее распоряжении, то такие средства признаются использованными не по целевому назначению. А значит, их нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Такой позиции придерживается и Минфин России в письмах от 28 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/71, от 10 октября 2006 г. № 03-11-04/2/201. Хотя указанные письма действуют в отношении организаций на упрощенке, их можно применять и организациям на общей системе налогообложения (ст. 346.15, 251, 250 НК РФ).

Отчетность об использовании целевого финансирования

По окончании года, в котором были получены средства целевого финансирования, организация должна представить в налоговую инспекцию Отчет о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174). То есть указанный отчет нужно сдать в составе годовой декларации по налогу на прибыль в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим (п. 4 ст. 289 НК РФ). Сдавать лист 07 в составе декларации, подаваемой по итогам отчетных периодов, не нужно.

НДС

По общему правилу начислять НДС с сумм, полученных в рамках целевого финансирования, не нужно. Это объясняется тем, что объектом обложения НДС является реализация товаров, работ, услуг. В данном случае реализации не происходит – источник финансирования (инвестор) лишь компенсирует получателю средств сумму, израсходованную на целевые мероприятия. Такой вывод позволяют сделать подпункт 1 пункта 1 статьи 146 и статья 39 Налогового кодекса РФ. Однако из этого правила могут быть исключения, в частности, если средства целевого финансирования направлены на оплату товаров (работ, услуг), которые реализует организация – получатель средств. Например, такая ситуация может возникнуть, когда средства целевого финансирования получает организация-застройщик, которая самостоятельно выполняет строительно-монтажные работы.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по товарам, работам, услугам, которые были приобретены за счет полученных средств негосударственного целевого финансирования?

Ответ: да, можно.

Условия, при которых организация вправе принять к вычету входной НДС, определены в статьях 171 и 172 Налогового кодекса РФ. От того, за счет каких источников были приобретены товары (работы, услуги), право организации-покупателя на вычет по НДС не зависит. Поэтому в рассматриваемой ситуации входной НДС можно принять к вычету на общих основаниях.

Аналогичной позиции в подобной ситуации придерживается Минфин России в письмах:

— от 29 июня 2009 г. № 03-03-06/1/431, от 6 июня 2007 г. № 03-07-11/152 (в части получения средств от учредителя);
— от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/52 (в части средств, полученных от иных лиц).

УСН

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в состав доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:

— вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
— использовать полученные средства строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета поступившие средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Ситуация: как организации, применяющей упрощенку, организовать раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования?

Ведите раздельный учет в самостоятельно разработанных регистрах, формы и применение которых закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в составе доходов при расчете единого налога не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования. В противном случае поступившие средства нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Для ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования организация может самостоятельно разработать необходимые регистры и утвердить их формы в учетной политике для целей налогообложения.

Такие рекомендации даны в письме Минфина России от 13 марта 2006 г. № 03-11-04/2/59.

Совет: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, которые налоговая служба рекомендует для некоммерческих организаций (рекомендации МНС России).

Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению (нарушила условия предоставления средств) (абз. 3 п. 1 ст. 346.15, п. 14 ст. 250 НК РФ). Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возник именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (п. 1 ст. 346.14, ст. 41 НК РФ).

На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите в составе доходов при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ). В частности, данный вывод относится к средствам, полученным от учредителей на финансирование целевых мероприятий. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите при расчете единого налога в порядке, предусмотренном для получения финансовой помощи от учредителя.

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Ситуация: нужно ли управляющей организации включить в доходы при расчете единого налога средства, полученные от собственников жилых помещений на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома? Организация применяет упрощенку

Ответ: нет, не нужно.

Средства, полученные управляющей компанией от собственников помещений с целью проведения ремонта (в т. ч. и капитального) общего имущества многоквартирного дома, не учитываются при расчете налога на прибыль (абз. 21 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому организации на упрощенке вправе не включать такие поступления в состав доходов при расчете единого налога (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:

— вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
— использовать полученные средства строго по целевому назначению.

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ и подтверждено письмом Минфина России от 20 февраля 2012 г. № 03-11-06/2/28.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть в расходах затраты, оплаченные за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, зарплату персонала)?

Если полученные целевые средства входят в перечень, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, то учесть при расчете единого налога расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы в рамках средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19. Несмотря на то что данные разъяснения касаются определения налоговой базы при расчете налога на прибыль, данная позиция применима и при расчете единого налога при упрощенке.

Кроме того, точку зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, подтверждает и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2008 г. № 18-11/3/059130).

Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях расчета единого налога. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ). Соответственно, на расходы, оплаченные за счет таких средств, можно уменьшить базу по единому налогу при условии, что они предусмотрены статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли организации, применяющей упрощенку, представлять в налоговую инспекцию Отчет о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль)? Организация получила средства в рамках целевого финансирования

Ответ: да, нужно. Это объясняется следующим.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, организации на упрощенке вправе не включать в состав доходов при расчете единого налога (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:

— вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
— использовать полученные средства строго по целевому назначению.

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Если организация нарушает целевые условия предоставления средств, то полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250, абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

В целях соблюдения требования, касающегося использования целевых средств по назначению, организации по окончании налогового периода представляют в налоговую инспекцию по своему местонахождению Отчет о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174) (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). Для организаций, применяющих упрощенку, отдельного документа, подтверждающего целевое использование средств, в законодательстве не установлено.

Поэтому организации, применяющие упрощенку, в срок не позднее 28 марта года, следующего за тем, в котором были получены средства целевого финансирования, обязаны подать в налоговую инспекцию по своему местонахождению Отчет о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль) (п. 2 ст. 287 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-11-06/2/25803.

В ряде случаев в рамках получения и расходования средств целевого финансирования возможна ситуация, когда получатель тратит на предусмотренные программы меньшую сумму, чем это предусмотрено в договоре. В этом случае возможны два варианта:

— сумма экономии остается у получателя средств целевого финансирования;
— получатель средств целевого финансирования возвращает инвесторам образовавшуюся сумму экономии целевых средств.

Ситуация: нужно ли отразить в доходах при расчете единого налога сумму экономии средств негосударственного целевого финансирования, которая остается у получателя средств? Организация – получатель средств применяет упрощенку

Ответ: да, нужно.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются при расчете налога на прибыль при соблюдении двух условий:

— организация – получатель средств должна организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;

— полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

Это правило содержится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Если в результате проведения целевых мероприятий организация получает экономию целевых средств, которая остается в ее распоряжении, то такие средства признаются использованными не по целевому назначению. А значит, их нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250, п. 1. ст. 346.15 НК РФ).

Такой позиции придерживается и Минфин России в письмах от 28 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/71, от 10 октября 2006 г. № 03-11-04/2/201.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Получение средств целевого финансирования выходит за рамки деятельности, облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, предусмотренные для общей системы налогообложения или упрощенки.

ОСНО и ЕНВД

Получение средств целевого финансирования выходит за рамки деятельности, облагаемой ЕНВД. Поэтому даже в случае совмещения режимов при поступлении и использовании такого имущества нужно применять правила, предусмотренные для общей системы налогообложения.

Порядок учета средств целевого финансирования

Полученные средства целевого финансирования не облагаются налогом на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

У передающей стороны средства целевого финансирования не учитываются в расходах при расчете налога (п. 17 ст. 270 НК РФ).

Что понимается под целевым финансированием для целей налога на прибыль

К средствам целевого финансирования относится имущество, которое получено и используется по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами. Перечень средств целевого финансирования закрытый и закреплен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • гранты;
  • средства от дольщиков (инвесторов), если вы организация-застройщик;
  • средства от собственников жилья, если вы ТСЖ, ЖСК;
  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, субсидии бюджетным и автономным учреждениям.

Обязательные условия для того, чтобы такие средства не облагались налогом на прибыль, — использовать их по целевому назначению и вести раздельный учет таких доходов, а также расходов, которые произведены в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Если отсутствует раздельный учет средств целевого финансирования, то их следует облагать налогом на прибыль с даты их поступления (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Целевое финансирование, которое вы использовали не по назначению, нужно учесть во внереализационных доходах. Это правило не касается бюджетных средств. По ним применяются нормы бюджетного законодательства (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Дата признания такого дохода зависит от применяемого метода учета: начисления или кассового.

При методе начисления доход признается с даты, когда средства начали использоваться не по назначению либо были нарушены условия, на которых они предоставлены (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Для кассового метода конкретной даты Налоговый кодекс РФ не устанавливает. Полагаем, что доход нужно признать с даты использования этих средств нецелевым образом либо нарушения условий, на которых они предоставлены. Объясняется это тем, что именно с этого момента утрачивается характер целевого финансирования. На дату получения денег нет оснований считать такие средства облагаемым доходом, поскольку им являются средства, которые использованы не по целевому назначению (п. 14 ст. 250, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

По окончании года нужно отчитаться в инспекцию по месту своего учета о целевом использовании полученных средств (п. 14 ст. 250, п. 1 ст. 285 НК РФ). Для этого в состав декларации по налогу на прибыль включите лист 07 (п. 1.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

См. также: Как заполнить лист 07 декларации по налогу на прибыль

У вас может образоваться остаток средств, которые не будут использованы по целевому назначению. Если эту экономию вы не будете возвращать источнику целевого финансирования, то включите ее во внереализационные доходы в момент утраты средствами статуса целевых (п. 14 ст. 250, пп. 14 п. 1 ст. 251, пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

См. также: Как отражать в бухгалтерском учете средства целевого финансирования

Как учесть средства целевого финансирования коммерческой организации

Средства целевого финансирования, полученные коммерческой организацией, не облагаются налогом на прибыль при условии их использования по целевому назначению и ведения раздельного учета (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

К ним применяются те же правила, что и для всех средств целевого финансирования.

Что понимается под целевым финансированием коммерческой организации в целях налога на прибыль

Перечень средств целевого финансирования закрытый и закреплен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В частности, к целевому финансированию коммерческих организаций можно отнести:

  • средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
  • инвестиции от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения (при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения).

Если полученные вами средства в данном перечне не содержатся, то считать их целевым финансированием нельзя. Такие средства нужно включить в состав доходов, к примеру, как безвозмездно полученное имущество (п. 8 ст. 250 НК РФ). В то же время эти средства могут не облагаться налогом по другому основанию. Например, не облагается финансирование, которое получено от единственного учредителя (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Расходы, которые понесены за счет целевого финансирования, при расчете налога на прибыль не учитываются (Письма Минфина России от 14.09.2018 N 03-03-06/1/65837, от 01.12.2017 N 03-03-06/1/79964). Например, не амортизируются основные средства, которые приобретены за счет средств целевого финансирования (пп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ).

См. также: В каком порядке применяют счет 86 «Целевое финансирование» коммерческие организации

Раздельный учет при получении средств целевого финансирования

Раздельный учет должен подтверждать не только отдельный учет полученных средств целевого финансирования, но и расходов, которые понесены в рамках такого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Организовать такой учет вы должны самостоятельно. Если данных бухгалтерского учета для этого недостаточно, разработайте отдельные формы регистров налогового учета и закрепите их в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

Такие регистры вы можете составить, взяв за основу Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями, предложенные в Рекомендациях МНС России.

Важно организовать раздельный учет таким образом, чтобы по каждому адресному расходу прослеживалась четкая связь с поступившими средствами и их целевым использованием. Это должно быть подтверждено документами (договорами, актами, товарными накладными, бухгалтерской справкой и т.п.). Все подтверждающие целевые доходы и расходы документы целесообразно хранить отдельно.

При этом раздельный учет ведите в разрезе каждого вида целевых средств, а также средств, по которым установлен срок использования (если он есть). Данные такого учета понадобятся вам при заполнении листа 07 декларации по налогу на прибыль (п. 15.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *