Налогообложение временно пребывающих иностранцев 2018

Автор: | 03.05.2019

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по 3 основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в материале «Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах (нюансы)».

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2018–2019 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам

Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:

  • ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
  • ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
  • ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.

То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС. ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.

Общеустановленные тарифы для взносов в 2018–2019 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев составят (ст. 426 НК РФ):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 021 000 руб. (в 2018 году) и 1 150 000 руб. (в 2019 году) , и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 815 000 руб. (в 2018 году) и 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
  • ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.

При этом у плательщика взносов также может возникнуть:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2018–2019 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):

1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 26 545 руб. в 2018 году и 29 354 руб. в 2019 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 26 545 × 8 = 212 360 руб. в 2018 году и 29 354 × 8 = 234 832 руб. в 2019 году.

2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма (5 840 руб. в 2018 году и 6 884 руб. в 2019 году).

О том, какой может быть величина взносов на травматизм, читайте в статье «Тарифы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от вида экономической деятельности».

Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов

Обложение взносами временно пребывающих в РФ иностранцев имеет свои правила, прежде всего потому, что из их числа выделяются специалисты высокой квалификации, доходы которых по договору (трудовому или ГПХ) не облагаются никакими взносами, кроме взносов на травматизм.

Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС. Тарифы для них в общем случае будут равны (ст. 426 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-15-06/11189):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 021 000 руб. (в 2018 году) и 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 815 000 руб. (в 2018 году) и 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут.

При этом для плательщика взносов могут создаваться ситуации, когда у него возникнет:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы взносов на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для ИП-иностранцев временного пребывания страховые платежи будут определяться так же, как для ИП-граждан РФ и ИП-иностранцев, проживающих (временно или постоянно) в России.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает 2 исключения, при которых такие взносы не будут начисляться:

  • когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5);
  • когда трудовой или ГПХ договор с иностранцем заключен с FIFA, ее дочерними организациями, оргкомитетом «Россия-2018», его дочерними организациями в связи с проведением в РФ в 2017–2018 годах мероприятий под эгидой FIFA (п. 7).

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ 1951@).

Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).

С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).

О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».

Об особенностях начисления страховых взносов по гражданско-правовому договору с иностранцем рассказали финансисты

AndreyPopov / .com

Когда временно пребывающий на территории РФ иностранный гражданин (не высококвалифицированный специалист) получает доход от российского работодателя за оказанные услуги или выполненные работы по договору гражданско-правового характера, необходимо начислять страховые взносы только по обязательному пенсионному страхованию. Об этом сообщил Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России в письме от 20 апреля 2018 г. № 03-15-06/26835 «Об обложении страховыми взносами выплат, производимых организацией иностранным гражданам по договорам оказания услуг».

Начисление взносов по обязательному пенсионному страхованию на выплаты и вознаграждения иностранцу по договору гражданско-правового характера прямо предусмотрено в абз. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Напомним, что по общему правилу страховыми взносами облагаются все выплаты и иные вознаграждения, причитающиеся физлицам, которые подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с принятыми федеральными законами по конкретным видам страхования. В том числе и выплаты и вознаграждения по договорам оказания услуг и выполнения работ. За исключением выплат ИП, нотариусам, медиаторам и другим лицам, которые занимаются частной практикой (п. 1 ст. 420 Налогового кодекса РФ).

Какие выплаты иностранным высоквалифицированным специалистам облагаются страховыми взносами? Узнайте из материала «Страховые взносы с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ» в «Энциклопедии решений. Страховые взносы на выплаты иностранным высококвалифицированным специалистам» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В то же время иностранные граждане, которые временно пребывают на территории России, не подлежат обязательному медицинскому страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Иностранные граждане с данным статусом не указаны в ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» также не предусматривает страхование временно пребывающих иностранцев, которые оказывают услуги, выполняют работы именно по договору гражданско-правового характера. Значит, такие взносы в данном случае не начисляются. Кроме того, начисление страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по договорам гражданско-правового характера не предусмотрено (подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ).

Добавим, что если иностранный гражданин оказывает услуги или выполняет работы по договору гражданско-правового характера для российской компании дистанционно, то есть без въезда в Россию, то на сумму выплат и вознаграждений страховые взносы также не начисляют (п. 5 ст. 420 НК РФ).

Кроме того, если международными договорами России предусмотрен иной порядок и нормы обложения страховыми взносами, то применяются положения действующих международных договоров (п. 1 ст. 7 НК РФ). Например, гражданам Белоруссии и других стран ЕАЭС все взносы начисляют независимо от их статуса. То есть в том же порядке, как и россиянам.

Бухгалтеру не надо забывать о некоторых специфических ситуациях, в которых могут находиться иностранные работники. О патенте, пересчете НДФЛ при изменении статуса иностранного работника и налогообложении при оплате за него жилья – в статье.

Специальная ставка для беженцев и переселенцев

Напомним, что ставка НДФЛ в отношении дохода физического лица зависит не от его гражданства, а от наличия или отсутствия у него статуса налогового резидента РФ. Если этого статуса нет – ставка налогообложения доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности, составит 30%. Если данный статус имеется, то применяется ставка 13%. Но есть случаи, в которых ставка НДФЛ для иностранного работника не зависит от его статуса как налогового резидента.

В настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ ставка НДФЛ в размере 13% независимо от наличия статуса налогового резидента применяется к доходам от трудовой деятельности, полученным иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528‑1 «О беженцах». Если доходы от трудовой деятельности, получил, например, гражданин Республики Украины, не являющийся налоговым резидентом РФ и не признанный беженцем, такие доходы облагаются по ставке 30%, пока этот гражданин не станет налоговым резидентом РФ (Письмо Минфина России от 03.04.2015 № 03‑04‑05/18625).

Ставка налога на доходы от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, также установлена равной 13% независимо от наличия статуса налогового резидента. Данная ставка применяется в отношении переселенцев при предъявлении ими свидетельств участников этой программы (Письмо Минфина России от 02.10.2014 № 03‑04‑05/49503).

Подтверждение пребывания в Российской Федерации

Организация устанавливает налоговый статус своего сотрудника – физического лица самостоятельно, исходя из особенностей конкретной ситуации. В этих целях организация может запрашивать у физического лица необходимые сведения и документы (Письмо Минфина России от 22.02.2017 № 03‑04‑05/10518). Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица – получателя дохода, исчисления и уплаты налога в соответствии с установленным статусом лежит на организации – налоговом агенте.

Вместе с тем физическое лицо может самостоятельно представить налоговому агенту документы, необходимые для удержания налога в соответствии с имеющимся налоговым статусом.

Перечень документов, подтверждающих время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, в НК РФ не определен. В связи с этим для указанных целей могут использоваться любые документы, оформленные согласно законодательству РФ и позволяющие установить количество календарных дней пребывания лица на территории нашей страны (письма ФНС России от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@, от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086). Прежде всего, это могут быть копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы. Когда такие копии предоставить невозможно, в качестве подтверждающих документов выступают табель учета рабочего времени, миграционные карты с отметками о въезде и выезде с территории России, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ. Нотариальное заверение копий таких документов и их перевода на русский язык не требуется.

Обратите внимание:

Если физическое лицо не предоставляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами (Письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03‑04‑06/32676).

Документом, подтверждающим пребывание физического лица в Российской Федерации, по мнению налоговиков, может являться копия паспорта иностранного гражданина с отметками органов Федеральной пограничной службы о днях въезда этого лица в Россию и выезда из нее, на основании которых может быть подсчитан фактический период его нахождения на территории РФ (Письмо ФНС России от 16.05.2006 № 04‑2‑05/3).

В то же время Минфин в Письме от 04.02.2008 № 03‑04‑07‑01/20 указал, что установление налогового статуса физического лица может осуществляться на основании сведений, имеющихся у самого налогового агента (если он, например, является работодателем), и сведений, предоставляемых налогоплательщиком. При этом Налоговый кодекс не предусматривает специальный порядок определения налогового статуса физических лиц в зависимости от их гражданства.

Помимо копии паспорта, можно предъявить справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице, справку из учебного заведения, другие документы (см., например, Письмо Минфина России от 13.01.2015 № 03‑04‑05/69536). Можно представить эти документы по почте. Нотариальное заверение их копий и их перевода на русский язык не требуется (Письмо Минфина России от 26.10.2007 № 03‑04‑06‑01/362).

Кроме того, при отсутствии отметок пограничного контроля работодатель для определения срока пребывания иностранного гражданина на территории РФ может использовать количество рабочих дней, указанное в журнале учета рабочего времени, который ведется в отношении этого гражданина с момента заключения с ним трудового договора (соглашения, контракта и т. д.) в соответствии с нормами трудового законодательства.

Вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в Российской Федерации, а не является документом, устанавливающим фактическое время его нахождения на территории страны (Письмо Минфина России от 14.04.2008 № 03‑04‑05‑01/108).

Возврат НДФЛ иностранному гражданину – налоговому резиденту РФ

Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в стране более 183 дней в текущем налоговом периоде), суммы вознаграждения, полученного работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат обложению по ставке 13%.

В таких случаях работодателям – налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

То есть начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30% (письма Минфина России от 15.02.2016 № 03‑04‑06/7958 и от 15.04.2014 № 03‑04‑06/17166).

Если суммы НДФЛ, удержанные с доходов сотрудника по ставке 30%, по итогам налогового периода были зачтены не полностью и после проведения указанного зачета осталась сумма НДФЛ, подлежащая возврату, ее возврат налогоплательщику осуществляется налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), в порядке, предусмотренном п. 1.1 ст. 231 НК РФ.

Возможна и противоположная ситуация. Налогоплательщик признавался налоговым резидентом, но по истечении некоторого времени с начала года его контракт оказался завершен. Если этот период времени меньше 183 дней, то по окончании года такое физическое лицо будет признано нерезидентом. Следовательно, весь доход, полученный им с начала года, надо будет пересчитать по ставке 30%. Непонятно, правда, как в данном случае удержать с налогоплательщика дополнительно начисленную сумму налога. Впрочем, об этом сами налоговые органы и должны позаботиться. Ведь согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать с налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Иностранец может взять патент

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигший возраста 18 лет, имеет право осуществлять трудовую деятельность в нашей стране в особом порядке на основании патента.

Согласно п. 5 ст. 13.3 этого закона названный патент выдается иностранному гражданину на срок от 1 до 12 месяцев, но срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от 1 месяца. Общий срок действия данного документа с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня его выдачи.

Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого гражданину выдан патент (п. 16 указанной статьи Федерального закона № 115‑ФЗ).

Иностранные граждане, получившие патент, самостоятельно вносят фиксированные ежемесячные платежи. Размер каждого платежа составляет 1 200 руб., но он корректируется на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент (п. 3 ст. 227.1 НК РФ). Коэффициент-дефлятор на 2017 год установлен равным 1,623.

Для таких граждан организация или индивидуальный предприниматель, принявшие их на работу, исчисляют НДФЛ в общем порядке, но уменьшают налог на сумму указанных фиксированных платежей за период действия патента (п. 6 ст. 227.1 НК РФ). В бюджет налоговый агент перечисляет только остаток.

Эта обязанность возникает у налогового агента при условии получения им от налогового органа специального уведомления, а от налогоплательщика – письменного заявления и документов, подтверждающих уплату им фиксированного платежа. При наличии такого уведомления можно учесть и фиксированные платежи, внесенные до его фактического получения (Письмо ФНС России от 14.03.2016 № БС-4-11/4184@). Налоговый агент вправе самостоятельно обратиться за таким уведомлением в налоговый орган.

Если сумма НДФЛ за период действия патента получилась меньше, чем фиксированный платеж, то никакого возврата или зачета делать не нужно.

Оплата жилья иностранных работников

Скажем еще об одной проблеме, которая возникает у работодателя, несущего расходы на жилье для привлекаемых иностранных рабочих.

По мнению Минфина, если организация арендует жилье для своих сотрудников либо выплачивает им денежные средства для оплаты аренды жилья, у сотрудников образуется экономическая выгода (доход), полученная в натуральной форме, поскольку организация несет за них расходы по найму жилого помещения (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Не делают чиновники исключения и для иностранцев (Письмо от 13.08.2014 № 03‑04‑06/40543).

В Постановлении ФАС СЗО от 18.02.2008 № А21-3559/2007 рассмотрена ситуация, в которой организация оплачивала проживание в гостинице иностранных специалистов, не имеющих постоянного места жительства на территории РФ и не состоящих в трудовых отношениях с этой организацией. Она перечисляла денежные средства за проживание иностранных специалистов на расчетный счет гостиницы, выплата дохода непосредственно этим физическим лицам не производилась. Следовательно, у организации в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ не возникло обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ.

ФАС ЦО в Постановлении от 11.12.2007 № А48-717/07‑2 (Определением ВАС РФ от 23.04.2008 № 4623/08 в передаче в Президиум ВАС данного дела для пересмотра в порядке надзора отказано) нашел аргументы в пользу налогоплательщика. Суд напомнил, что не подлежат налогообложению (освобождаются от него) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона № 115‑ФЗ одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Порядок предоставления указанных гарантий устанавливается Правительством РФ.

В частности, пп. «г» п. 3 Положения о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания на территории Российской Федерации предусмотрено, что принимающая сторона берет на себя обязательства по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в нашей стране в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти конкретного субъекта РФ.

Следовательно, организация, пригласившая иностранных работников, не должна была удерживать НДФЛ со стоимости оплаченных услуг по найму жилья для них (см. также постановления ФАС СКО от 06.02.2007 № Ф08-247/2007-105А, ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917‑11 по делу № А40-94667/10‑13‑439, Определение ВАС РФ от 23.04.2008 № 4623/08 по делу № А48-717/07-15).

Уточним, что под гарантиями в указанном документе вполне определенно понимаются гарантийные письма работодателя о принятии на себя, в том числе, обязательства по предоставлению жилья.

Кроме того, надо иметь в виду позицию ФНС, по нашему мнению, необоснованную: чиновники в целях исчисления НДФЛ к жилищному обеспечению почему-то не относят возмещение расходов иностранного работника на проживание (Письмо от 10.01.2017 № БС-4-11/123@).

Очевидно, что работодатель вправе сам выбрать, каким способом осуществить «жилищное обеспечение» иностранного работника. И в любом случае его расходы на это не должны признаваться материальной выгодой работника, то есть не входят в облагаемую базу по НДФЛ. Имеющаяся арбитражная практика наш вывод подтверждает. Возможно, для налоговиков она и выглядит устаревшей, но нормы законодательства, регулирующие налогообложение в данной части, не изменились до сих пор.

Кто официально относится к нерезидентам

В статье 207 НК РФ нерезиденты определены, как прочие лица, не относящихся к категории резидентов РФ. Как резиденты, так и нерезиденты, трудящиеся в РФ, вправе рассчитывать на трудовую пенсию. 1 статья закона 167-ФЗ определяет иностранных граждан без гражданства, проживающих в РФ как постоянно так и временно, как застрахованных лиц. Соответственно, на производимые им выплаты страховые взносы должны быть начислены.

Следует иметь ввиду, что для тех иностранцев, которые трудятся в обособленных подразделениях за пределами РФ обложение дохода страховыми взносами не предусмотрено. Требование об обложении дохода страховыми взносами применимо только к тем иностранцам, которые трудятся и проживают в РФ. Читайте также статью: → «Порядок уплаты страховых взносов для нерезидентов РФ».

Ставка, по которой определяются страховые взносы нерезидентам зависит их статуса. Различают 3 статуса иностранных граждан и отдельную категорию иностранных лиц – высококвалифицированные специалисты. Рассмотрим подробнее:

  • Граждане временно пребывающие. К ним относятся граждане иностранного государства, оформившие миграционную карту, которые не оформили вид на жительство либо разрешение на временное проживание. Для того, чтобы такие лица могли получить работу, им нужно получить на нее разрешение. При безвизовом пребывании в РФ они могут находить не более 90 дней. В том случае, если они устраиваются на работу, пребывание продлевается до завершения срока в трудовом договоре.
  • Граждане временно проживающие. Данная категория включает в себя граждан иностранного государства, которые на 3 года оформили разрешение на временное проживание. В паспорте таким гражданам ставится соответствующая отметка.;
  • Граждане постоянно проживающие. К ним также относятся граждане иностранного государства, которые помимо разрешения на временное пребывание на 5 лет оформили вид на жительство. В дальнейшем его можно продлить до 10 лет.

Страховые взносы за иностранных граждан пребывающих временно в РФ

Когда организация или ИП заключает договора с временно пребывающими лицами, с начисленной им суммы выплаты следует оплатить страховые взносы. Для данных лиц на 2017 год установлен следующий порядок начисления взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС) – 22%;
  • на обязательное социальное страхование (ОСС) – 1,8%;
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС) – взносы не начисляются.

Также нужно учитывать максимальный лимит для пенсионных и социальных взносов. На 2017 год они составляют:

  • 876 000 рублей для пенсионных взносов;
  • 755 000 рублей для социальных взносов.

При превышении данной суммы взносы на социальное страхование не уплачиваются, а на пенсионное страхование оплачиваются по ставке 10%.

Пример 1. В ООО «Континент» с 1 мая 2017 года приняли на работу иностранца, который имеет статус пребывающего временно в РФ с заработной платой в размере 65 500 рублей.

Произведем расчет страховых взносов за май:

  • Пенсионное страхование 65 500 х 22% = 14 410 рублей
  • Социальное страхование 65 500 х 1,8% = 1 179 рублей
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Смена статуса при расчетах

При смене статуса иностранным лицом, например, у гражданина временно пребывающего появилось разрешение на проживание, изменяться и страховые взносы. Изменения в расчет страховых взносов нужно будет внести с той даты, когда выдано официальное разрешение. Теперь на суммы выплат такому сотруднику будут начисляться взносы на медицинское страхование по ставке 5,1%, а социальное страхование измениться до 2,9%. Читайте также статью: → «Плательщики НДФЛ: налоговые резиденты и нерезиденты».

Следует иметь ввиду, что подсчет общей базы выплат для сравнения с лимитом прерываться не будет, независимо от того, когда произошла смена статуса.

Пример 2. В ООО «Континент» с 1 мая 2017 года приняли на работу иностранца, который имеет статус пребывающего временно в РФ с заработной платой в размере 65 500 рублей. С 1 июля он получил статус временно проживающего.

Страховые взносы в мае и июне 2017 года будут следующими:

  • Пенсионное страхование 65 500 х 22% = 14 410 рублей
  • Социальное страхование 65 500 х 1,8% = 1 179 рублей

В июле:

  • Пенсионное страхование 65 500 х 22% = 14 410 рублей
  • Социальное страхование 65 500 х 2,9% = 1 899,5 рублей
  • Медицинское страхование 65 500 х 5,1% = 3 340,5 рублей

Пример, когда зарплата иностранца превышает предельную базу

В ООО «Континент» работает сотрудник, который является иностранным гражданином со статусом временно проживающего. Его оклад составляет 125 000 рублей в месяц, с июля оклад повысили до 130 000 рублей. Рассчитаем страховые взносы.

С января по июнь 2017 года общий доход составил 125 000 х 6 = 750 000 рублей, страховые взносы в месяц составят:

  1. Пенсионное страхование 125 000 х 22% = 27 500 рублей
  2. Социальное страхование 125 000 х 2,9% = 3 625 рублей
  3. Медицинское страхование 125 000 х 5,1% = 6 375 рублей

В июле 2017 общий доход составит 750 000 + 130 000 = 880 000 рублей, превышение максимального лимита составило:

  • По ОПС 880 000 – 876 000 = 4 000 рублей
  • По ОСС 880 000 – 755 000 = 125 000 рублей

Значит страховые взносы за июль составят:

  1. Пенсионное страхование со 126 00 рублей составит (876 000 – 750 000) х 22% = 27 720 рублей и с 4 000 рублей (880 000 – 876 000) х 10% = 400 рублей
  2. Социальное страхование с 5 000 рублей составит (755 000 – 750 000) х 2,9% = 145 рублей, с остальной суммы взносы по ОПС не уплачиваются.
  3. Медицинское страхование 130 000 х 5,1% = 6 630 рублей.

>Законодательная база для расчетов

Рекомендуется заранее изучить:

Законодательный акт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *