Налоговая 26 отзывы

Автор: | 28.04.2019

Москва: учет и налоги

(по материалам )

В какой столичной инспекции безопаснее состоять на учете

Андрей Карпов, эксперт «УНП»
Из всех столичных инспекций безопаснее всего состоять на учете в ИФНС № 4 по ЦАО. У зарегистрированных в ней компаний наибольшие совокупные шансы избежать приглашения на зарплатную комиссию, пройти выездную проверку с минимальными потерями, не столкнуться с углубленной «камералкой» и отбиться от претензий налоговиков, если они все же предъявлены. Напротив, больше всего проблем своим «подопечным» создает МИФНС № 37 по ЮАО. Такой вывод можно сделать из рейтинга безопасности налоговых инспекций Москвы, подготовленного «УНП».
В основе рейтинга лежат результаты деятельности столичных ИФНС за второй квартал, которые не так давно рассматривало на специальном заседании московское налоговое управление. Мы получили материалы этого мероприятия. В них приведены оценки, которые каждая инспекция получила от столичного УФНС по 67 показателям своей работы.
Далеко не все эти показатели прямо касаются взаимоотношений налоговиков и налогоплательщиков. Пример: «Освоение лимитов выделенных денежных средств» (показатель № 11). Но есть и те, которые показывают, насколько инспекция докучает своим вниманием состоящим в ней на учете компаниям, во сколько это внимание им обходится и каковы их шансы отстоять свою правоту в случае возникновения разногласий с инспекторами. Мы выбрали пять таких показателей, на основе которых составили свой рейтинг.
Шансы избежать зарплатной комиссии. В полученном нами документе приведены данные о доле налогоплательщиков в каждой инспекции, «охваченных персонально мероприятиями по легализации зарплаты». Очевидно, что чем больше «неохваченных», тем при прочих равных условиях спокойнее живется компаниям в данной ИФНС.
Шансы на выездную проверку «малой кровью». А именно с доначислениями в размере не более 50 тыс. рублей.
Степень безопасности камеральных проверок. Речь идет об удельном весе так называемого пассивного контроля в общей сумме доначислений по итогам «камералок». Пассивный контроль — это автоматическое доначисление пеней установленной в ИФНС программой в случае просрочки уплаты налога компанией. Чем больше доля такого пассивного контроля, тем меньше инспекция утруждает себя углубленными камеральными проверками, довольствуясь компьютерными доначислениями. Что, разумеется, на руку налогоплательщикам.
Шансы отбиться от претензий инспекции без суда. Это доля жалоб налогоплательщиков на инспекцию, которые удовлетворило столичное налоговое управление.
Шансы выиграть у инспекции спор в суде. Доля налоговых споров, выигранных налогоплательщиками у данной инспекции в суде, в общем их числе.
Список ИФНС, проранжированных по каждому из этих признаков, приведен на стр. 3 московской вкладки. А на этой странице во врезке справа — итоговый рейтинг безопасности налоговых инспекций по сумме всех пяти показателей.
КСТАТИ. Баллы в рейтинге посчитаны следующим образом. Процентные значения на стр. 3 переведены в числовые. Например, значение 96,1 процента принято равным 96,1 баллу. Баллы по всем пяти показателям просуммированы и поделены на пять. Тем самым получен средний балл безопасности каждой ИФНС.
«В основе рейтинга лежат результаты деятельности столичных ИФНС за второй квартал, которые не так давно рассматривало на специальном заседании московское налоговое управление»
Рейтинг безопасности инспекций

1 ИФНС № 4 56 баллов
2 ИФНС № 26 52 балла
3 ИФНС № 13 52 балла
4 МИФНС № 50 49 баллов
5 ИФНС № 30 48 баллов
6 МИФНС № 48 47 баллов
7 ИФНС № 28 46 баллов
8 ИФНС № 5 44 балла
9 ИФНС № 19 44 балла
10 МИФНС № 47 44 балла
11 ИФНС № 33 43 балла
12 ИФНС № 29 43 балла
13 ИФНС № 43 43 балла
14 ИФНС № 25 41 балл
15 ИФНС № 6 41 балл
16 ИФНС № 10 40 баллов
17 ИФНС № 8 40 баллов
18 ИФНС № 1 39 баллов
19 ИФНС № 22 39 баллов
20 МИФНС № 45 39 баллов
21 ИФНС № 27 38 баллов
22 ИФНС № 20 36 баллов
23 ИФНС № 36 35 баллов
24 ИФНС № 23 34 балла
25 ИФНС № 9 33 балла
26 ИФНС № 3 32 балла
27 ИФНС № 7 32 балла
28 ИФНС № 24 31 балл
29 ИФНС № 34 30 баллов
30 ИФНС № 31 28 баллов
31 МИФНС № 49 28 баллов
32 ИФНС № 14 28 баллов
33 ИФНС № 16 28 баллов
34 ИФНС № 17 27 баллов
35 ИФНС № 18 27 баллов
36 ИФНС № 2 27 баллов
37 ИФНС № 15 27 баллов
38 ИФНС № 35 26 баллов
39 ИФНС № 21 26 баллов
40 ИФНС № 32 24 баллов
41 ИФНС № 37 20 баллов
Ближайшие планы налоговиков по «обелению» зарплат

Любовь Гаранина, корреспондент «УНП»
Столичные налоговики собираются предать огласке список тех компаний, которые вопреки проработке на «зарплатной» комиссии отказались поднять оклады.
Правда, если верить статистике столичного налогового управления, непокорных немного. За 9 месяцев 2007 года «зарплатные» комиссии охватили более 21 тыс.
московских компаний (88,6 процента из отобранных для особого налогового контроля). Из них, по данным налоговиков, зарплату повысили 95,8 процента.
Тех, кто не отреагировал на рекомендации повысить зарплату, повторно на беседу приглашать не будут — их ждут выездные проверки. Ревизиями грозят и тем, кто повысил зарплату незначительно, пообещав увеличить доходы сотрудников позже: «Многим компаниям мы давали время на развитие, если они нам представляли бизнес-план. Сейчас мы сравним их показатели с данными налоговой отчетности, и, если обнаружатся расхождения, придется посетить налогоплательщика».
Инспекторы уповают и еще на одну меру воздействия. «Помимо убеждений придется, видимо, прибегнуть к более жестким мерам — к открытой публикации списков таких компаний», — сообщили «УНП» в столичном налоговом управлении. Налоговики с удовлетворением вспоминают о резонансе, вызванном публикацией списка убыточных компаний на сайте УФНС. «Эффективность огласки — хорошее средство для работы с непослушными плательщиками», — считают в управлении.
НОВОСТИ
Что нового в инспекциях

ИФНС России № 7 по ЦАО г. Москвы
Требует представлять документы, подтверждающие право на занимаемое помещение по своему адресу от всех, кто желает получить выписки из базы данных ЕГРЮЛ и копии учредительных документов. Причем арендаторам надо представить не только договор аренды, но и копию свидетельства о праве собственности арендодателя. Выписки выдаются в 111-м кабинете.
Сообщает, что всю информацию по поводу регистрации и снятия с учета ККТ, замены ЭКЛЗ можно узнать по тел. 250-95-37.
Вызывает представителей всех компаний, заявивших НДС к возмещению, в отдел камеральных проверок № 6. Всех, кто отразил суммы НДС по строке 050 1.1 налоговой декларации по НДС, инспекция настоятельно призывает, не дожидаясь особого приглашения, явиться в комнату 104 «для представления документов».
ИФНС России № 8 по ЦАО г. Москвы
Призывает обязательно указывать в запросах для получения справки об отсутствии задолженности следующие параметры: ИНН и КПП организации; контактный телефон; цель получения справки; запись «Справку выдать на руки».
Записывает на сверку налоговых платежей по тел. 647-05-48.
Требует, чтобы налогоплательщики, заявившие убытки в декларации по налогу на прибыль в 2006 году, явились в отдел камеральных проверок № 2 (комнаты 331, 332, 333). Телефон: 647-05-18.
ИФНС России № 9 по ЦАО г. Москвы
Принимает запросы на предоставление выписок из ЕГРЮЛ и копий учредительных документов с 9.00 до 15.00 без перерыва. Готовые документы выдают с 15.00 до 18.00 в окне № 8.
Отправляясь за выпиской, нужно взять с собой паспорт, доверенность, второй экземпляр заявления с отметкой инспекции.
Обязывает представителей компаний, которые желают получить заверенные инспекцией копии уставов и учредительных документов, подтверждать свой адрес копией договора аренды вместе с копией свидетельства арендодателя о праве собственности. Причем это свидетельство должно быть заверено собственником помещения. Но это еще не все: инспекция требует представить копии учредительных документов арендодателя.
ИФНС России № 10 по ЦАО г. Москвы
Просит сдавать в канцелярию запросы на получение выписок из ЕГРЮЛ, справок о расчетном счете юрлица, дубликатов свидетельств о постановке на учет юридических и физических лиц в случае их утраты, справок о состоянии юрлица.
Обращает внимание, что cверка платежей производится ежедневно в 107-м кабинете инспекции. Пропуск можно получить в окне № 7 операционного зала.
У налоговиков нет времени на взыскание налогов с граждан

Марина Басович, корреспондент «УНП»
Налоговики не оставляют попыток улучшить показатели по взысканию имущественных налогов с граждан: в начале октября для этой цели во всех столичных ИФНС были созданы специальные рабочие группы (по внутреннему распоряжению налогового управления, копия которого имеется в редакции). Однако сотрудники инспекций сомневаются, что спущенные начальством планы по взысканию реалистичны.
НА ЦИФРАХ. Всего на 1 сентября жители столицы задолжали бюджету имущественных налогов на сумму 3 393 034 000 рублей.
Задача-максимум, которую руководство поставило перед инспекциями, — разобраться с имеющимися должниками до конца этого года. УФНС составило для каждой инспекции план формирования документов для обращения в суд, равномерно распределив сумму текущей задолженности на три месяца.
Но надежды руководства готовы оправдать только те инспекции, за которыми числится мало должников-«физиков». А вот те, на которых «висит» много должников (ИФНС № 15, 23, 26, 29, 33), энтузиазма коллег не разделяют. «На сбор пакета документов для обращения в суд уходит много времени. Рабочие группы ничего изменить не смогут: просто усилится контроль за нами, — жалуются в одной из инспекций. — Если бы добавили новый отдел, набрав дополнительно персонал, тогда был бы результат, а так мы по-прежнему успевать не сможем».
Компании, владеющие жильем, обяжут платить налог на имущество

Галина Тимофеева, корреспондент «УНП»
Со следующего года столичные компании, в собственности которых имеются квартиры и другие жилищные объекты, будут обязаны платить налог на имущество организаций. 10 октября депутаты Мосгордумы одобрили во втором и окончательном чтении такие поправки в Закон г. Москвы от 05.11.03 № 64.
Цель законопроекта пояснил его соавтор, депутат Мосгордумы Александр Крутов: «Собственники многоквартирных домов в отсутствие покупателей зачастую сдают квартиры под офисы или иные служебные помещения, не платя при этом налог на имущество». Поэтому с 1 января от налога, ставка которого составляет 2,2 процента, будет освобождено только то жилье, которое используется исключительно по назначению, то есть занятое жильцами по договору найма или бессрочного пользования.
В столичном налоговом управлении, принимавшем участие в обсуждении законопроекта, уже строят планы по поводу проверок владельцев жилья. «Внеплановых выездных проверок компаний, владеющих квартирами в Москве, скорее всего не будет. Такие ревизии требуют большого объема работ, поэтому налоговые органы ограничатся запросом дополнительных документов при камеральных проверках, — сообщили «УНП» в отделе ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС по г. Москве. — Организации должны будут документально подтвердить, что используют помещение по назначению, то есть представить нам договор найма жилья».
Ликвидировать компанию в Москве можно без проверки

Евгения Золотарева, корреспондент «УНП»
Столичные налоговики не успевают проверять компании в связи с их ликвидацией: 40 процентов из 788 фирм, решивших закрыться в первом полугодии этого года, были вычеркнуты из Единого госреестра юрлиц без ревизии. Такая ситуация не устраивает налоговое начальство, которое видит в ликвидации попытку «похоронить» компанию вместе со всеми допущенными ею за годы работы нарушениями. Основание так считать: 85 процентов проверок ликвидируемых организаций, которые налоговикам все же удалось провести, оказались результативны.
На ревизию у налоговиков есть два месяца со дня публикации сообщения о предстоящей ликвидации компании в «Вестнике госрегистрации». Если инспекторы не успеют оформить налоговые претензии в этот срок, они несмотря ни на что должны вычеркнуть организацию из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).
В какой ИФНС безопаснее состоять на учете*

Шансы избежать
посещения зарплатной комиссии**
МИФНС № 50 96,1%
МИФНС № 47 87,5%
ИФНС № 34 86,8%
ИФНС № 5 84,2%
ИФНС № 33 83,6%
МИФНС № 48 81,0%
ИФНС № 29 80,2%
ИФНС № 13 79,5%
ИФНС № 15 79,3%
МИФНС № 45 78,5%
ИФНС № 19 77,0%
ИФНС № 4 71,7%
ИФНС № 10 71,3%
ИФНС № 20 70,2%
ИФНС № 28 69,9%
ИФНС № 26 67,9%
ИФНС № 1 67,9%
ИФНС № 14 66,3%
ИФНС № 25 65,8%
ИФНС № 8 64,6%
ИФНС № 9 63,4%
В среднем по Москве 62,4%
ИФНС № 27 61,1%
ИФНС № 23 60,2%
МИФНС № 49 58,8%
ИФНС № 43 57,7%
ИФНС № 6 57,4%
ИФНС № 37 57,1%
ИФНС № 7 56,8%
ИФНС № 36 56,5%
ИФНС № 30 55,6%
ИФНС № 24 55,4%
ИФНС № 31 50,2%
ИФНС № 22 46,7%
ИФНС № 21 46,4%
ИФНС № 32 46,2%
ИФНС № 2 33,1%
ИФНС № 17 26,0%
ИФНС № 18 23,6%
ИФНС № 16 16,8%
ИФНС № 3 9,2%
ИФНС № 35 8,0%
** Доля компаний, не вовлеченных в кампанию по обелению зарплат, в общем числе организаций, состоящих на учете в инспекции.
Шансы на выездную проверку «малой кровью»**
ИФНС № 28 54,9%
ИФНС № 5 46,7%
ИФНС № 20 37,7%
ИФНС № 31 33,8%
ИФНС № 3 33,3%
ИФНС № 26 32,9%
ИФНС № 30 31,3%
ИФНС № 4 30,2%
ИФНС № 32 27,8%
ИФНС № 25 27,6%
ИФНС № 35 26,4%
ИФНС № 18 25,5%
ИФНС № 21 25,0%
ИФНС № 37 23,4%
ИФНС № 17 23,3%
ИФНС № 8 21,8%
ИФНС № 1 21,7%
ИФНС № 34 21,7%
ИФНС № 14 21,0%
В среднем по Москве 20,5%
ИФНС № 9 20,3%
ИФНС № 36 20,0%
ИФНС № 10 19,2%
ИФНС № 22 19,0%
ИФНС № 29 18,2%
ИФНС № 23 18,2%
ИФНС № 13 17,0%
ИФНС № 6 16,0%
ИФНС № 27 15,8%
ИФНС № 19 14,0%
ИФНС № 33 12,5%
ИФНС № 16 12,4%
МИФНС № 47 12,1%
ИФНС № 43 11,1%
ИФНС № 24 10,0%
ИФНС № 7 9,3%
ИФНС № 15 5,8%
МИФНС № 45 5,6%
ИФНС № 2 5,0%
МИФНС № 48 4,3%
МИФНС № 50 3,1%
МИФНС № 49 0,0%
** Доля выездных проверок, закончившихся доначислениями в размере до 50 тыс. рублей, в общем их числе по инспекции.
Степень безопасности камеральных проверок**
ИФНС № 13 60,4%
ИФНС № 4 58,4%
МИФНС № 50 52,8%
ИФНС № 24 50,8%
ИФНС № 30 50,7%
МИФНС № 48 50,3%
ИФНС № 26 50,2%
ИФНС № 8 48,5%
ИФНС № 33 48,2%
ИФНС № 6 44,5%
ИФНС № 17 43,5%
ИФНС № 16 42,1%
ИФНС № 25 41,1%
ИФНС № 20 39,0%
ИФНС № 32 38,0%
МИФНС № 49 37,8%
МИФНС № 47 37,8%
ИФНС № 1 37,4%
ИФНС № 21 35,0%
ИФНС № 10 33,5%
ИФНС № 22 33,4%
ИФНС № 34 33,2%
ИФНС № 19 29,1%
ИФНС № 23 28,2%
В среднем по Москве 27,5%
ИФНС № 7 27,1%
ИФНС № 43 24,0%
ИФНС № 9 22,0%
ИФНС № 35 20,5%
ИФНС № 18 17,9%
ИФНС № 31 16,7%
ИФНС № 29 15,0%
МИФНС № 45 14,8%
ИФНС № 28 14,7%
ИФНС № 14 12,2%
ИФНС № 27 12,2%
ИФНС № 2 11,3%
ИФНС № 3 9,9%
ИФНС № 5 6,7%
ИФНС № 37 6,1%
ИФНС № 15 5,0%
ИФНС № 36 3,0%
** Доля «пассивного контроля» в доначислениях по итогам камеральных проверок (подробнее см. стр. 1 московской вкладки).
Шансы отбиться от претензий инспекции без суда**
ИФНС № 43 33,3%
ИФНС № 24 26,7%
МИФНС № 50 22,2%
ИФНС № 18 22,2%
ИФНС № 29 18,8%
ИФНС № 22 18,8%
ИФНС № 4 18,2%
ИФНС № 20 18,2%
ИФНС № 31 18,2%
ИФНС № 9 17,9%
ИФНС № 23 17,4%
ИФНС № 36 14,3%
ИФНС № 10 11,8%
ИФНС № 26 11,1%
ИФНС № 13 11,1%
ИФНС № 30 11,1%
ИФНС № 25 10,5%
ИФНС № 19 10,0%
ИФНС № 3 10,0%
ИФНС № 2 9,5%
В среднем по Москве 9,4%
ИФНС № 14 9,1%
МИФНС № 45 7,7%
ИФНС № 5 7,4%
ИФНС № 27 5,6%
ИФНС № 33 5,0%
МИФНС № 48 0,0%
ИФНС № 28 0,0%
МИФНС № 47 0,0%
ИФНС № 6 0,0%
ИФНС № 8 0,0%
ИФНС № 1 0,0%
ИФНС № 7 0,0%
ИФНС № 34 0,0%
МИФНС № 49 0,0%
ИФНС № 16 0,0%
ИФНС № 17 0,0%
ИФНС № 15 0,0%
ИФНС № 35 0,0%
ИФНС № 21 0,0%
ИФНС № 32 0,0%
ИФНС № 37 0,0%
** Доля жалоб налогоплательщиков на инспекцию, которые удовлетворило столичное налоговое управление.
Шансы выиграть у инспекции
налоговый спор в суде**
ИФНС № 4 100,0%
ИФНС № 26 100,0%
МИФНС № 48 100,0%
ИФНС № 3 100,0%
ИФНС № 27 94,8%
ИФНС № 30 92,2%
ИФНС № 28 91,7%
ИФНС № 19 90,5%
ИФНС № 13 89,7%
МИФНС № 45 88,9%
ИФНС № 43 86,5%
ИФНС № 6 84,6%
МИФНС № 47 82,1%
ИФНС № 36 81,7%
ИФНС № 29 80,9%
ИФНС № 22 77,8%
ИФНС № 5 77,5%
ИФНС № 2 75,0%
ИФНС № 35 75,0%
МИФНС № 50 71,4%
ИФНС № 1 68,8%
ИФНС № 16 68,4%
ИФНС № 33 66,7%
ИФНС № 7 66,7%
ИФНС № 10 63,4%
ИФНС № 8 63,0%
ИФНС № 25 59,1%
В среднем по Москве 48,9%
ИФНС № 23 45,6%
ИФНС № 18 45,4%
ИФНС № 17 44,4%
МИФНС № 49 43,6%
ИФНС № 15 42,4%
ИФНС № 9 42,1%
ИФНС № 14 31,3%
ИФНС № 31 22,6%
ИФНС № 21 21,6%
ИФНС № 20 15,4%
ИФНС № 37 14,5%
ИФНС № 24 11,8%
ИФНС № 32 8,9%
ИФНС № 34 6,7%
** Доля налоговых споров, выигранных налогоплательщиками у данной инспекции в суде, в общем их числе.
* Дополнительные данные к рейтингу безопасности столичных инспекций.
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Единый социальный налог

На вопросы отвечает
Любовь Константинова (УФНС России по г. Москве)*
«Пенсионный» регистрационный номер в платежке можно не указывать
— Должна ли наша компания указывать в платежках на уплату ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование наш регистрационный номер в Пенсионном фонде?
— Правила заполнения расчетных документов на перечисление налогов и сборов в бюджет (утверждены приказом Минфина России от 24.11.04 № 106н. — Примеч. ред.) этого не требуют. Однако для идентификации платежей, которые в этом случае поступают как в налоговые органы, так и в Пенсионный фонд, в расчетном документе в поле «наименование платежа» все-таки желательно указать номер, который вашей компании присвоили при регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда.
— А при отсутствии в платежке такой информации платежи все равно будут зачислены в нужный бюджет?
— Да, при правильном заполнении всех реквизитов поступившие суммы будут отражены в карточке расчетов с бюджетом и базе данных Пенсионного фонда.
При «вмененке» выплаты из чистой прибыли облагаются пенсионными взносами
— Мы совмещаем общий режим с ЕНВД. Оплачиваем сотрудникам за счет чистой прибыли стоимость питания. Облагаются ли такие выплаты взносами на обязательное пенсионное страхование?
— Когда речь идет о выплатах в пользу работников, которые заняты в деятельности на общем режиме, то ЕСН и взносами на обязательное пенсионное страхование такие выплаты облагать не нужно. Основание — пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
— А как быть с выплатами в пользу работников, которые заняты в деятельности на ЕНВД?
— Эти выплаты должны облагаться взносами на обязательное пенсионное страхование. По деятельности, которая переведена на ЕНВД, налог на прибыль ваша компания не платит. А значит, на выплаты в пользу работников, которые заняты в деятельности на ЕНВД, освобождение по пункту 3 статьи 236 кодекса не распространяется. Поэтому оплата питания в пользу таких работников должна облагаться взносами на обязательное пенсионное страхование в общем порядке на основании пункта 1 статьи 237 кодекса.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. В отличие от чиновников суды придерживаются мнения, что выплаты в пользу работников за счет чистой прибыли не облагаются взносами на обязательное пенсионное страхование независимо от применяемого компанией режима налогообложения (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.07.06 № А68-АП-506/14-04). Подробно об этом можно прочитать в «УНП» № 31, 2007, стр. 7 «Арбитражные дела, которые убедят инспектора в вашей правоте».
Премия, не предусмотренная договором, ЕСН не облагается
— За достижение определенных результатов, например рост объемов продаж, увеличение рынка сбыта, заключение выгодного контракта, по решению учредителей генеральному директору иногда выплачивается премия. Облагать ли ее ЕСН?
— Все зависит от того, учитываете ли вы эти выплаты в составе расходов по налогу на прибыль. Предусмотрена ли вашим коллективным договором или трудовым договором с руководителем выплата подобных премий?
— Насколько мне известно, нет.
— Значит, такие выплаты по общему правилу, несмотря на то, что они связаны с производственной деятельностью компании, учитываться в расходах по налогу на прибыль не должны. Основание — пункт 21 статьи 270 Налогового кодекса. Следовательно, такие выплаты на основании пункта 3 статьи 236 кодекса не облагаются единым социальным налогом и страховыми взносами в ПФР.
Порядок расчета вознаграждения за услуги водителя для ЕСН значения не имеет
— Недавно мы арендовали автомобиль с экипажем. По условиям договора арендная плата и вознаграждение за управление автомобилем разделены, но определяются в зависимости от пробега автомобиля. С какой суммы мы в этом случае должны платить ЕСН?
— С суммы, которую вы платите за услуги по управлению автомобилем. С суммы арендной платы ЕСН платить не нужно. Выплаты по договорам, связанным с передачей прав пользования имуществом, не признаются объектом по ЕСН. Это установлено пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса.
— У нас в договоре сказано, что стоимость одного километра пробега составляет 6 рублей, из которых 2 рубля — это плата за управление, а 4 рубля — арендная плата. Я правильно понимаю, что ЕСН мы все равно должны будем заплатить только с 2 рублей? Получается, такая формулировка в договоре допустима и позволяет рассчитать налог не со всей суммы по договору…
— Да, именно так. В целях ЕСН не имеет значения, как отражена в договоре плата за услуги по управлению автомобилем: в твердой сумме или же она рассчитывается исходя из стоимости километра пробега.
Компенсацию за использование личного имущества нужно документально подтвердить
— Сотрудники используют в служебных целях личные мобильные телефоны. По условиям трудового договора мы компенсируем им стоимость служебных переговоров. Облагается ли сумма такой компенсации ЕСН?
— Нет. Когда компенсация выплачивается в пределах норм, установленных в соглашении с работником, она ЕСН не облагается. Основание — статья 188 Трудового кодекса и абзац 7 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
— Эти телефоны не учитываются у нас на балансе. Как нам подтвердить, что они используются в деятельности компании?
— Для этого сотрудник должен представить в бухгалтерию документы, подтверждающие его право собственности на телефон. А также документы, которые подтвердят размер расходов, понесенных при использовании имущества в рабочих целях, например детализацию счета от оператора связи.
Когда ЕСН за счет вычета может быть равен нулю

— Зарплата одного из наших сотрудников сейчас превысила 280 тысяч рублей. Какие ставки по ЕСН и пенсионным взносам в этом случае применять?
— Ставки налога, которые должны применяться в этом случае, установлены в статье 241 Налогового кодекса и статьях 22, 33 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ.
— Наша дочерняя компания работает в сфере информационных технологий и применяет льготную регрессию. Как быть с вычетами по ЕСН в этом случае?
— Сумма ЕСН в федеральный бюджет, когда база достигнет 150 тысяч рублей, у вас будет меньше суммы взносов на обязательное пенсионное страхование. Закон № 167-ФЗ не предусматривает для таких компаний, как ваша, пониженной регрессивной ставки. Поэтому сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, будет равна нулю. А значит, налог перечислять не надо. Такие разъяснения Федеральная налоговая служба давала в письме от 01.06.07 № ГВ-6-05/447.
* Любовь Константинова, начальник отдела единого социального налога (взноса) УФНС России по г. Москве.
СПРАВКИ ДАЕМ
Налог на имущество начисляют с момента ввода здания в эксплуатацию

«…Недавно мы приобрели производственное здание. С какого момента нужно платить налог на имущество?..»
Из письма главного бухгалтера Нины Козловой, г. Москва
Отвечала Татьяна Пермина, главный государственный налоговый инспектор отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по г. Москве
Все зависит от того, ввели вы это здание в эксплуатацию или нет. Если объект недвижимого имущества в эксплуатацию не введен, то обязанность по уплате налога у вас возникнет только с момента государственной регистрации прав на это имущество. Если же объект недвижимости был введен в эксплуатацию до государственной регистрации, налог на имущество по такому объекту нужно платить с момента его ввода в эксплуатацию. Подтверждают это мнение и специалисты Минфина России (письмо от 03.08.06 № 03-06-01-04/151).
Вычет при продаже имущества зависит от того, как долго вы им владели

«…Два года назад я получила по наследству квартиру, которая была оформлена на родителей. В этом году квартиру продала. Имею ли я в этом случае право на имущественный вычет?..»
Из письма бухгалтера Лидии Субботиной, Москва
Отвечала Инна Михайлова, эксперт «УНП»
Да, имеете. Учтите только, что право собственности на наследуемое имущество возникает у наследника со дня открытия наследства, независимо от даты государственной регистрации этих прав. Судя по всему, полученное имущество находилось у вас в собственности меньше трех лет. Поэтому имущественный налоговый вычет при продаже квартиры в этом случае не может превышать 1 млн рублей. Основание — подпункт 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса. Такие разъяснения столичные налоговики дали в письме УФНС России по г. Москве от 06.07.07 № 28-10/064035.
Если есть возвраты, комиссия выгоднее купли-продажи

«…Наша компания занимается производством и продажей продуктов питания. По условиям договора купли-продажи магазины имеют право вернуть нам нереализованный товар с истекшим сроком годности. Можно ли признать убытки от возврата товаров в налоговом учете?..»
Из письма главного бухгалтера Елены Абакумовой, г. Москва
По мнению налоговиков, если право собственности на эти товары уже перешло к покупателю, то их возврат нужно рассматривать как обычную реализацию. В сложившейся ситуации получается, что вы приобретаете испорченный товар по стоимости, которая превышает реальную цену такого товара. На этом основании чиновники делают вывод, что расходы на выкуп товара в этом случае не соответствуют критериям статьи 252 Налогового кодекса, поэтому не могут уменьшать базу по налогу на прибыль. Такие разъяснения налоговики дали в письме Управления ФНС России по г. Москве от 26.06.07 № 20-12/060196.
С этим можно поспорить. Дело в том, что условие о вашей обязанности принять от покупателя нереализованный и просроченный товар прямо указано в договоре и направлено на сохранение дальнейших партнерских отношений с покупателями.
Однако, если вы не готовы к разбирательствам с налоговой инспекцией, выгоднее вместо договора купли-продажи заключать договор комиссии. В этом случае часть стоимости возвращенного вам нереализованного товара с истекшим сроком годности вы сможете признать в расходах — в пределах норм естественной убыли.
Отвечала Светлана Князева, эксперт «УНП»
Подпись в счете-фактуре обязательна

«…Мы получили от поставщика счет-фактуру, в котором нет подписи ни главного бухгалтера, ни руководителя. Иногда нам поступают счета-фактуры, подписанные не руководителем, а другим лицом, например финансовым директором. Можно ли заявить вычет по таким счетам-фактурам?..»
Из письма бухгалтера Софии Годуновой, г. Москва
Когда счет-фактура вообще не подписан, он не может служить основанием для принятия к вычету НДС. Вычеты по налогу предоставляются только по правильно оформленным счетам-фактурам. Реквизиты, обязательные для заполнения в счете-фактуре, указаны в пунктах 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса и требуют, чтобы счет-фактура был подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иным лицом, уполномоченным на это приказом или доверенностью.
Изменение или дополнение реквизитов «руководитель организации» и «главный бухгалтер» счета-фактуры законом не предусмотрено. Вместе с тем, если в этих полях указаны должность и подпись лица, которое уполномочено подписывать счет-фактуру от имени компании, такой документ дает право на вычет. Подтверждают это и налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 25.05.07 № 19-11/048795). Кстати, копия приказа продавца о том, что его сотрудник (не являющийся руководителем или главным бухгалтером) уполномочен подписывать счета-фактуры, обезопасит вас при налоговой проверке.
Отвечала Алина Демидова, эксперт «УНП»
№ 12
(по материалам )

Новости

Назвали самые лояльные инспекции Москвы

Олег Жук, корреспондент «УНП»

Столичные налоговики подвели итоги проверочной деятельности по прошлому году и выяснили, что рост доначислений (и по выездным, и по камеральным проверкам) составил 19,4 процента. Самыми опасными в плане доначислений стали инспекции № 1, 36 и 50. В то же время есть инспекции, которые, наоборот, начали доначислять при проверках меньше, – ИФНС № 5, 6, 25, 26, 37.

На основе данных УФНС мы составили собственный «рейтинг безопасности» инспекций (см. таблицу). Мы использовали четыре показателя. Первый – сумма доначислений на одну выездную проверку. Второй – размер доначислений по камеральным проверкам в среднем на одну компанию, которая «прописана» в соответствующей инспекции. Третий – динамика роста доначислений по итогам проверок по сравнению с прошлым годом. Четвертый – процент компаний, попавших под выездную проверку в 2008 году. Чем ниже доначисления и динамика, чем меньше шансов у компаний попасть под выездную проверку, тем больше баллов получила инспекция и тем выше ее место в рейтинге.

Соответственно первое место как самая безопасная инспекция заняла ИФНС № 18. В среднем камеральная проверка стоит здесь 74 тыс., а выездная – менее 1,5 млн рублей. При этом в прошлом году инспекторы посетили с выездной ревизией 2,26 процента своих компаний.

Отметим, что если инспекция при выездной проверке доначисляет меньше 1 млн рублей, то материалы по такой проверке поступают в специальную комиссию при УФНС. Поэтому меньше этой пороговой величины налоговики доначислять опасаются. Причем аппетиты явно растут, поскольку в нынешнем отчете УФНС пожурило инспекции, в которых средние доначисления уже меньше 2 млн рублей (особенно выделили ИФНС № 18, 23 и 34).

На последнем же месте – налоговая № 49. В ней состоят на учете крупнейшие игорные заведения, рынки и торговые центры. Поэтому здесь внушительные средние доначисления: по «камералке» – 125 тыс. рублей, по выездной проверке – 9298 тыс. рублей. При этом инспекция в прошлом году посетила с проверкой каждую пятую компанию.

Какие столичные инспекции наименее опасны при проверках

Позиция в рейтинге

Номер ИФНС

Средняя доначисленная сумма при одной камеральной проверке, тыс. руб.

Средняя доначисленная сумма при одной выезд­ной проверке, тыс. руб.

Динамика роста доначислений по проверкам по сравнению с 2007 годом, %

Сколько компаний в 2008 году посетили с выездной проверкой, %

Общая сумма баллов

88,9

2,26

74,7

3,36

69,2

2,15

98,7

2,20

90,8

2,51

97,7

4,88

115,3

1,87

11 646

45,5

1,30

157,2

1,24

93,7

5,23

1,78

148,3

1,84

13–14

187,5

1,47

13–14

119,8

2,69

121,8

4,27

195,6

1,52

17–18

131,5

2,24

17–18

117,1

2,48

104,6

2,77

20–21

5,05

20–21

107,7

2,12

121,7

1,34

99,1

2,03

10 610

83,3

1,44

174,2

2,75

122,5

4,57

27–28

52*

5427*

1 209,90**

1,74

27–28

109,4

2,20

29–30

127,3

2,72

29–30

115,1

3,23

194,4

5,84

19 898

146,7

1,69

146,4

3,50

97,1

16,01

21 008

125,8

8,60

224,1

3,88

4 006

206,8

3,89

41 296

218,1

1,75

2 120

37 119

102,7

42,56

10 650

191,6

8,88

221,7

19,06

* Без учета доначислений ООО «Эльдорадо».

** С учетом доначислений ООО «Эльдорадо».

Отправив уведомление на юридический адрес, налоговики нарушили процедуру проверки

Анна Соколовская, корреспондент «УНП»

Если налоговая инспекция, зная фактический адрес компании, направляет акт проверки по юридическому адресу, то это является существенным нарушением. Только на этом основании компания может оспорить в суде результаты проверки. Такой вывод следует из постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.02.09 № КА-А40/12874-08. Судьи, в частности, указали: рассмотрение материалов проверки без представителя проверенной компании возможно только при наличии веских доказательств того, что налогоплательщик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов.

Дело было так. В суд обратилась московская компания «Опора-С», чтобы оспорить отказ в возмещении НДС. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что инспекторы направили акт и уведомление о рассмотрении материалов проверки по юридическому адресу, хотя точно знали, что фактический адрес компании другой. Как рассказал Игорь Майоров, генеральный директор ЗАО «Опора-С», компания подавала в канцелярию инспекции письмо с указанием фактического адреса. Кроме того, такое письмо прикладывалось к каждому отчету и запросу. Наконец, налоговики были в офисе компании в ходе выездной проверки.

Судьи подчеркнули, что акт налоговой проверки должен быть вручен представителю компании под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ). По почте же отправлять документы можно лишь в том случае, если компания уклоняется от их получения. Таким образом, в данном случае процедура рассмотрения материалов была нарушена, а это нарушение является самостоятельным основанием для признания решения налоговиков недействительным.

В самой же компании упорст­во налоговиков связывают с излишним формализмом. «Это не первый случай, когда документы инспекторы направили не туда. Был случай, когда акт проверки был направлен даже домой генеральному директору компании», – сообщил Игорь Майоров.

Налоговики станут приходить к свидетелям на дом

Ирина Скачкова, корреспондент «УНП»

Сотрудники московских компаний могут столкнуться с неожиданными визитами налоговых инспекторов – прямо к ним домой. Из УФНС в инспекции поступило распоряжение проводить допросы свидетелей по месту их проживания. Специалисты управления указали подчиненным на то, что письменными вызовами нельзя ограничиваться.

Следуя указаниям начальства, в ходе «беседы» на дому налоговики предъявят свидетелю финансово-хозяйственные документы, которые он якобы подписывал, для того, чтобы он признал свою подпись. Кроме того, спросят про доверенности, которые он выдавал или получал, попросят описать лиц, заключавших договоры, доставляющих товар и т. д.

Налоговый кодекс позволяет налоговикам допрашивать свидетелей по месту пребывания, если свидетель, например, болен или стар, а также в других случаях на усмотрение руководителя ИФНС (п. 4 ст. 90 НК РФ).

По словам Алексея Яковлева, руководителя арбитражной практики «ФБК-Право», налоговики все чаще представляют свидетельские показания в качестве доказательства недобросовестности компании. Тем не менее юрист отметил, что суды принимают подобные показания только в качестве дополнительного аргумента. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.01.09 № КА-А40/13325-08 сказано, что «свидетельские показания могут быть использованы в качестве сведений, имеющих значение при осуществлении налогового контроля, но должны быть использованы наряду с другими доказательствами», и, кроме того, «информация, содержащая­ся в показаниях допрошенных лиц, должна быть подтверждена другими доказательствами». Иначе говоря, одни только слова сотрудника, что ему выдают зарплату «в конверте» или что сделка с таким-то контрагентом – фикция, еще не основание для доначислений.

Как налоговикам предписано искать в действиях компании схемы

Павел Анисимов, корреспондент «УНП»

Нам стал известен список дейст­вий, которые по предписанию столичного УФНС инспекторы должны произвести в отношении компании, заподозренной в уклонении от налогов. Вот он, этот алгоритм.

1. Проверить контрагентов компании – не являются ли они взаимозависимым лицом или однодневкой.

2. Проанализировать цены в цепочке перепродавцов.

3. Проверить договоры с поставщиками и покупателями компании. В них подозрения вызовет «необоснованная» отсрочка платежей. Также инспекторы усомнятся в реальности сделки, если товар был передан «транзитом» – непосредственно от поставщика проверяемой компании к ее покупателю. Разумеется, «транзитные» продажи могут быть вполне законными, но у инспекторов они традиционно вызывают подозрения.

4. Проверить торговую наценку – она должна свидетельствовать о рентабельности продаж.

5. Проверить цену аренды офиса – она должна соответствовать рыночной (с учетом местонахождения офиса).

6. Посетить складские помещения компании. Данные по складу сравнят с теми, которые отражены в учете.

7. Проверить первичку, в том числе товаросопроводительные и товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи, доверенностей на получение груза. К примеру, дату продажи товара сравнят с днем его фактического вывоза со склада: если по документам окажется, что фактически товар получили раньше, чем его продали, инспекторы уверятся, что все документы «нарисованы», операции реально не было.

Портрет инспекции. ИФНС № 3 по ЦАО г. Москвы: проверяет долго, но доначисляет мало

Что хорошего. Доначисления по камеральным проверкам в этой инспекции чуть ниже среднего показателя по Москве. На одну камеральную проверку в ИФНС № 3 приходится 141 000 рублей (средний уровень – 142 000 рублей на одну проверку). А доначисления по выездным проверкам значительно ниже средних столичных показателей: на одну среднестатистическую ревизию – 2 866 000 рублей, средний показатель по столице – 7 151 000 рублей.

Лишь 13 процентов проверок ККТ, которые проводит ИФНС № 3, заканчиваются штрафами. Это очень низкий показатель, в среднем по Москве он составляет 38 процентов.

Что плохого. Инспекция довольно долго проводит выездные налоговые проверки. В среднем проверка длится 101 день. Для сравнения: средняя продолжительность по столице составляет 82 дня.

Чего хотят инспекторы. «Хотелось бы обратить внимание наших налогоплательщиков на правильность заполнения платежных поручений. Чаще всего мы сталкиваемся именно с этой проблемой, – говорит Ольга Сервули, заместитель руководителя ИФНС № 3. – Налого­плательщики, в том числе участ­ники ВЭД, налоговые агенты должны руководствоваться Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджет (утв. приказом Минфина России от 24.11.04 № 106н). В строгом соответствии с этими правилами необходимо указывать информацию в полях «ИНН плательщика», «КПП плательщика», «плательщик», «ИНН получателя», «КПП получателя», «получатель», «статус плательщика». Код ОКАТО Преснен­ского района – 45286575000.

Что говорят коллеги. «Эта инспекция достаточно уютная и вместительная, – считает Анастасия Петрусь, главный бухгалтер Московского зоопарка (состоит на учете в ИФНС № 3). Очереди, правда, бывают, но в них, по-моему, инспекторы не виноваты. Более того, я сама лично видела, как замначальника инспекции просила инспекторов оптимизировать свою работу.

Руководитель инспекции. Прежде чем встретиться с руководителем ИФНС № 3 Князевой Ольгой Вениаминовной, необходимо обсудить свою проблему с одним из ее заместителей. Предварительная запись на прием к заместителям руководителя и руководителю ИФНС ведется по телефону (495) 605-32-57.

Где находится. 123100, Москва, ул. Анатолия Живова, д. 2, стр. 6. Проезд: м. «Улица 1905 года», далее троллейбусами 54, 18 или автобусом 12 до остановки «Улица Анны Северьяновой».

Телефоны отделов ИФНС № 3 по ЦАО г. Москвы

Отдел

№ кабинета

Телефон

Юридический отдел

(499) 256-41-20

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

206, 208

(495) 605-60-44

Отдел работы с налогоплательщиками

(495) 795-18-57

Отдел учета, отчетности и анализа

(499) 256-30-93

Отдел камеральных проверок № 1

(499) 256-62-37

Отдел камеральных проверок № 2

(495) 605-34-53

Отдел камеральных проверок № 3

(495) 605-34-65

Отдел камеральных проверок № 4

(499) 256-44-29

Отдел камеральных проверок № 5

(499) 256-54-24

Отдел выездных проверок № 1

(495) 605-37-31

Отдел выездных проверок № 2

(495) 605-37-33

Отдел выездных проверок № 3

(495) 605-63-17

Отдел выездных проверок № 4

(495) 605-38-91

Отдел оперативного контроля

(495) 605-34-63

Подмосковные приставы изменили правила публикации списков должников

Иван Чернев, корреспондент «УНП»

Подмосковные судебные приставы решили включать в открытые списки должников только те компании, которые не погасили свою задолженность в течение полугода после передачи информации о ней в службу. Об этом недавно сообщило Управление ФССП по Московской области. Сейчас в списке должников, опубликованном на сайте УФССП в разделе «Информация», числится 1175 компаний. Как сообщили «УНП» в отделе общественных связей УФССП, в эти перечни попадают компании вне зависимости от размера задолженности и причин ее возникновения. При этом в списке не указан размер долга – только название компании, месторасположение и номер исполнительного листа, а также наименование органа, постановлением которого дело передано в исполнительное производство. Приставы отмечают, что для многих компаний даже угроза попадания в список является стимулом для полного погашения задолженности.

Причем, заплатив долг, компании придется довольно долго ждать исключения из списка. Расплатившегося должника удалят из перечня после того, как старшие судебные приставы передадут информацию в аппарат управления. Именно поэтому должникам дали полгода форы, чтобы они могли рассчитаться по долгам, не рискуя быть вывешенным на «доску позора».

НАПОМНИМ. После получения исполнительного документа от службы судебных приставов компания вправе добровольно (без штрафа) погасить долг в срок, указанный в этом документе. Если он не указан, то дается пять дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. За нарушение приставы могут взыскать исполнительный сбор в размере 7 процентов (ст. 30, 112 Федерального закона от 02.10.07 № 229 ФЗ).

Горячая линия

Единый налог на вмененный доход

На вопросы отвечает Алена Щербина (МИФНС России № 9 по Московской области)

Алена Щербина, главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Московской области.

О прекращении «вмененной» деятельности нужно сообщать по специальной форме

– Часть деятельности нашей компании подпадает под уплату единого налога. Руководство сейчас планирует отказаться от ведения «вмененной» деятельности. Нужно ли нам уведомлять об этом инс­пекцию и если да, то каким образом?

– Да, нужно. Когда компания полностью прекращает вести деятельность, облагаемую ЕНВД, в инспекцию нужно подать заявление о снятии с учета в течение пяти дней со дня прекращения «вмененной» деятельности. Такая обязанность с этого года прямо установлена в пункте 3 статьи 346.28 Налогового кодекса.

– По какой форме нужно подать такое заявление?

– Специальная форма ЕНВД?3 утверждена приказом ФНС России от 14.01.09 № ММ-7-6/5@. Этот документ вступит в силу с 28 марта. До этого дня заявление можно подавать в произвольной форме.

– А если руководство решит свернуть только часть «вмененной» деятельности. Как быть в этом случае?

– Если компания по-прежнему будет числиться в инспекции в качестве плательщика ЕНВД, то подавать заявление о снятии с учета ей не нужно.

– А нашей компании требуется как-то известить инспекцию о сокращении «вмененных» видов деятельности?

– Налоговый кодекс такого требования не содержит. Однако сокращение видов деятельности наверняка снизит сумму «вмененного» налога. Чтобы обосновать такое снижение, лучше вместе с декларацией по ЕНВД представить в инспекцию уведомление о том, какие из своих видов деятельно­сти компания прекратила вести.

Управленческий персонал учитывают при расчете ЕНВД

– Помимо «вмененного» налога наша компания также платит налог по упрощенной системе. Каких сотрудников нужно учитывать при расчете физического показателя по ЕНВД?

– Налоговый кодекс не содержит порядок определения численности сотрудников в подобных случаях. На мой взгляд, при совмещении спецрежимов в целях ЕНВД следует учитывать работников, которые непосредст­венно заняты в бизнесе, переведенном на «вмененный» налог, а также административно-управленческий и общехозяйственный персонал. Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 06.03.09 № 03-11-09/88.

– Одна из сотрудниц сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком. Нужно ли учитывать ее при расчете налога?

– Нет, не нужно. Сотрудницы, которые находятся в отпусках по беременности и родам, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком, в среднесписочную численность не входят (п. 84.1 Указаний, утвержденных приказом Росстата от 12.11.08 № 278. – Примеч. ред.). Поэтому эти категории работников при определении физического показателя в целях расчета единого налога не учитывают. Основание – статья 346.27 Налогового кодекса.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Как верно заметили сами чиновники в письме № 03-11-09/88, Налоговый кодекс не регламентирует порядок учета численности управленче­ского персонала при расчете ЕНВД. А значит, компании ничто не запрещает закрепить в учетной политике свою методику расчета (п. 7 ст. 3 НК РФ). Численность управленческого персонала можно учитывать пропорционально выручке от деятельности, переведенной на ЕНВД. Либо исходить только из количества работников, фактически занятых в деятельно­сти на ЕНВД, – такой способ расчета поддержал, в частности, и Федеральный арбитражный суд Московского округа (постановление от 16.05.06 № КА-А40/3810-06). Однако правомерность собственной методики расчета придется доказывать в суде.

Площадь двух магазинов, расположенных в одном здании, складывают

– У нашей организации два магазина, но вход в них с улицы один, внутри, естественно, разные. Ассортимент товара в магазинах также не идентичен – в одном продаем одежду, в другом – обувь. В каждом магазине своя кассовая машина, но договор на аренду площадей один. Как считать площадь для расчета ЕНВД – отдельно по каждому магазину или как за один магазин?

– Их нужно рассматривать как один объект торговли.

– А если мы оформим отдельный договор аренды на каждое помещение?

– Это ничего не изменит. Розничная торговля переводится на ЕНВД, если общий метраж всех арендованных в одном магазине торговых залов не превышает 150 квадратных метров. Такой вывод следует из писем Минфина России от 06.02.07 № 03-11-05/20 и от 16.05.06 № 03-11-05/127. При аренде в одном объекте торговли – магазине двух помещений нужно учитывать их общую площадь, несмотря на то, что каждый из них арендован по отдельному договору. Об этом Минфин России также разъяснял в письме от 08.02.07 № 03-11-04/3/39.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Позиция чиновников спорна, правда, нет единства мнений даже среди судей. Некоторые считают, что если помещения под магазин имеют разную специализацию, но расположены друг над другом, имеют общие коммуникации, общие административно-бытовые и подсобные помещения, соединены техническим люком для перемещения товаров, то их нужно рассматривать как один магазин (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.10.06 № А64-5144/05-15). Другие судьи, напротив, убеждены, что если помещения имеют различные входы, в каждом из них установлен разный режим работы, учет ведется отдельно по каждому магазину, в каждом их них есть свой персонал, то их нужно рассматривать как два отдельных магазина. Даже если по ним заключен один договор аренды (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.02.06 № Ф04-598/2006(19968-А27-27), от 07.06.06 № Ф04-3328/2006(23297-А27-35)). К сожалению, в Московском округе судебных решений по данному вопросу пока нет.

Услуги техосмотра по договору с ГИБДД под «вмененку» не подпадают

– У нас автосервис. Занимаемся тем, что оказываем услуги по ремонту машин частным лицам. Недавно мы также заключили договор с ГИБДД, в рамках которого будем проверять техническое состояние автомобилей при проведении государственного технического осмотра. Переводятся ли услуги по такому договору на ЕНВД?

– Нет. К услугам по техническому обслуживанию автомобилей, которые переводятся на ЕНВД, услуги по проверке технического состояния автотранспорта при государственном техосмотре не относятся. А значит, единым налогом на вмененный доход не облагаются. Такие разъяснения, в частности, даны в письме Минфина России от 29.01.09 № 03-11-09/23.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Заметим, что прежде чиновники придерживались иного мнения и считали, что такие услуги должны облагаться единым налогом на вмененный доход. Такое мнение специалисты Минфина России озвучили в письме от 15.07.05 № 03-11-04/3/21). Однако в более поздних разъяснениях финансисты уже заняли противоположную позицию (письма от 18.12.08 № 03-11-04/3/561, от 30.10.08 № 03-11-04/3/491). Поэтому сейчас налог по таким услугам безопаснее платить по общей или упрощенной системе налогообложения.

Справки даем

Сумма, выданная сотруднику на лечение, НДФЛ не облагается

«…Недавно одному из сотрудников врач для лечения прописал дорого­стоящие лекарственные препараты. По заявлению сотрудника наша компания выдала ему наличными за счет чистой прибыли половину стоимости медикаментов. Удерживать ли НДФЛ с суммы такой матпомощи?..»
Из письма главного бухгалтера Елены Потаповой, г. Королев Московской обл.

Отвечала Лариса Семина, главный налоговый инспектор отдела выездных проверок МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области

Нет, Елена. Оплата за счет чистой прибыли лечения и медобслуживания своих работников, их супругов, родителей и детей не облагается НДФЛ. Естественно, при наличии у медучреждения лицензии, а у сотрудника – документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинские услуги. В какой форме денежные средства были выданы сотруднику, значения не имеет. Такие доходы освобождаются от НДФЛ при условии, что передаются их получателям наличными или путем перечисления на их банковские счета либо счета медучреждения. Основание – пункт 10 статьи 217 Налогового кодекса.

Требование с пенями, но без недоимки можно не исполнять

«…Недавно мы получили из налоговой инспекции требование заплатить пени. В самом требовании нет ни суммы недоимки, ни оснований ее возникновения, ни периода, когда она образовалась. Насколько законно такое требование инспекции и должны ли мы его исполнять?..»
Из письма главного бухгалтера Анны Комовой, г. Москва

Отвечал Максим Фомин, эксперт «УНП»

Анна, требование должно содержать данные об основаниях взимания пеней. В частности, сведения о размере недоимки за конкретный налоговый период, которую на основании закона компании нужно заплатить к конкретной дате, ставку пеней и другие обязательные данные, которые перечислены в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса. Права указывать в требовании итоговые суммы (сальдо) на дату его направления компании Налоговый кодекс инспекторам не дает. Ведь обязанность компании заплатить налог в определенной сумме возникает не на основании внутренних документов инспекции, а на основании налоговой декларации. Когда в требовании не указаны дата образования недоимки и сумма, на которую были начислены пени, то судьи, как правило, признают его незаконным. К такому выводу в определении от 08.02.08 № 263/08 пришел Высший арбитражный суд. Аналогичное решение можно найти и в недавнем постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.02.09 № КА-А41/347-09.

Медпункт к обслуживающим производствам не относится

«…У нас в компании есть собственный автопарк, который мы используем в том числе для доставки товаров покупателям. Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей мы проводим своими силами. В этих целях мы организовали в офисе медицинский кабинет. Как учесть расходы на его содержание – как затраты на обслуживающее производство или как расходы, связанные с основным видом деятельности?..»
Из письма главного бухгалтера Галины Романовой, г. Москва

Отвечала Инна Михайлова, эксперт «УНП»

Галина, налоговики, как правило, считают медпункты обслуживающим производством и настаивают на том, что налоговый учет по такому виду деятельности нужно вести по правилам статьи 275.1 Налогового кодекса. То есть организовать раздельный учет доходов и расходов, которые относятся к данному виду деятельности, и учитывать их обособленно от основной производственной деятельности (п. 2 ст. 274 Налогового кодекса).

Но это мнение спорно. Ведь в вашем конкретном случае расходы на медосмотры напрямую связаны с производственной деятельностью компании и, по сути, являются ее составной частью. Тем более что обязанность проводить такие медосмотры для обеспечения безопасности дорожного движения прямо возложена на компанию статьей 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196?ФЗ «О безопасности дорожного движения».
И компания по закону не вправе допустить сотрудника к работе без прохождения им обязательного медосмотра (ст. 212 Трудового кодекса). А значит, расходы на содержание такого медпункта можно учесть в составе затрат на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Тем более что расходы по содержанию здравпунктов, которые находятся на территории компании, прямо перечислены в подпункте 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Согласны с этим и судьи (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.02.09 № КА-А40/454-09).

Компания сама отвечает за то, что продавец не выдал чек

«…Оказываем услуги по перевозке пассажиров маршрутным такси. Контрольно-кассовую технику водители не применяют, вместо чеков они должны выдавать пассажирам отрывные талоны. Однако, как выяснилось при проверке, один из водителей талоны пассажирам не выдавал, из-за чего нашу компанию оштрафовали за неприменение ККТ. Насколько это правомерно, учитывая, что обязанность выдать талон закреплена в нашей инструкции по оказанию услуг по перевозке, с которыми все водители ознакомлены под роспись, а значит, в допущенном нарушении виновата не компания, а работник?..»
Из письма главного бухгалтера Оксаны Тихоновой, г. Москва

Отвечала Алина Демидова, эксперт «УНП»

Оксана, как показывает практика, подобные аргументы вряд ли освободят вашу компанию от штрафа. Тот факт, что обязанность водителя выдавать билет каждому пассажиру за проезд за каждое оплаченное место закреплена в инструкции, с которой он был ознакомлен, по мнению судей, не свидетельствует о том, что компания предприняла все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства о ККТ. В частности, к такому выводу судьи пришли в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.02.09 № КА-А40/528-09.

В данном случае тот факт, что сотрудник был ознакомлен с правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, подтверждалось журналом по проведению инструктажа. Однако компанию от административной ответственности на этом основании суд не освободил. Ведь услуги маршрутного такси оказываются от имени компании, поэтому, принимая сотрудника на работу, она несет ответственность за соблюдение им законодательства, в том числе обязанности применять контрольно-кассовую технику или выдать бланк строгой отчетности. А значит, несоблюдение работником этих правил влечет ответственность общества, от имени которого совершены операции по оказанию услуг.

Расходы на адвоката взыскивают с ИФНС, даже если есть штатные юристы

«…Недавно у нас закончилась выездная налоговая проверка. По ее итогам нам сняли часть вычетов по НДС, а также отказали в признании некоторых расходов, которые мы учитывали при расчете налога на прибыль. С решением мы не согласны, но вышестоящая инспекция оставила решение в силе. Теперь будем обжаловать его в суде, в этих целях хотим привлечь сторонних юристов. Сможем ли мы в случае, если выиграем дело, в полном объеме взыскать с инспекции расходы на адвоката? Имеет ли значение тот факт, что у нас в компании есть юридический отдел?..»
Из письма главного бухгалтера Дарьи Ивановой, г. Москва

Отвечала Марина Астахова, эксперт «УНП»

Дарья, такие расходы взыскиваются судом в разумных пределах (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса). Что это за пределы, суд решает самостоятельно. Поэтому гарантированно сказать, что инспекцию обяжут возместить вам все расходы, невозможно.

Судам при решении подобных вопросов рекомендовано исходить из времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительности рассмотрения и сложности дела (информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда от 13.08.04 № 82). Кроме того, ваша компания должна будет представить суду документы, подтверждающие разумность и целесообразность расходов на оплату услуг представителя. Наличие в компании юриста, по мнению судей, не запрещает прибегать к услугам профессионального представителя (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.02.09 № КА-А40/344-09).

Тем не менее необходимость обращения к сторонним специалистам лучше подтвердить служебной запиской о загруженности штатных сотрудников текущей работой либо должност­ными инструкциями, из которых видно, что юристы занимаются правовыми вопросами в других сферах. А чтобы у суда не возникло лишних вопросов о цене услуг, связанных с процессом, в договоре ее лучше писать отдельно от досудебных услуг.

Составить рейтинг на звание самой проблемной инспекции Москвы довольно просто. А вот самой идеальной – возникают сложности. По мнению московских бухгалтеров, самая опасная – ИМНС № 10. Есть и получше, но ненамного – это инспекции № 5 и 6. Найти самую лучшую оказалось весьма проблематично.

В очереди

Согласно штатному расписанию, обеденный перерыв в ИМНС № 10 – с 13.30 до 14.30. Но в этот раз страж порядка объявил посетителям, что инспекторы обедают до 15.00.

К трем часам дня возле инспекции выстроилась очередь из налогоплательщиков. Собравшиеся не теряли времени даром, а объединялись по интересам.

– Вам придется поселиться в этой инспекции, – объясняла женщина тем, кто за ней занимал очередь. – Я вторую неделю жду своей очереди. Наконец-то сегодня отмучаюсь…

– А почему стоите? – спросила я.

По лицу женщины было понятно, что она давно ждала этого вопроса. С видом знатока бухгалтер рассказала мне, что же на самом деле происходит в ИМНС № 10.

Оказалось, что в кабинет № 67 на регистрацию и перерегистрацию выстраиваются безумные очереди. Чтобы попасть на прием, посетители кара улят и днем, и ночью. Очередь живет по своему собственному расписанию. У самого спокойного, надежного и коммуникабельного плательщика хранится список очередников. Кстати, я в этом списке была 61-й.

– Ничего, через четыре дня ваша очередь тоже подойдет, – сказала моя собеседница. – Рассчитывайте на то, что в день принимают от 4 до 8 человек. Кстати, вы семейная?

– Нет. А как семейное положение может повлиять на очередь? – поинтересовалась я.

– Дело в том, что если вы стоите в очереди с шести часов вечера до двух ночи, то вас пропускают первой. Я, к сожалению, не могла приезжать ночью, у меня ребенок совсем маленький, не с кем было оставить.

– А какой здесь порядок? – спросила я.

– Два раза в день, в восемь часов утра и пять часов вечера, подъезжайте в инспекцию и отмечайтесь. Только будьте внимательны. Если пропустите свое время, то вас сразу же вычеркнут из списка. Мы живем по жестким законам, – растолковала женщина.

– Да можно документы заказным письмом отправить и не терять ни очереди, ни нервов, – сказал солидный мужчина, записавшийся в эту же очередь.

– Тогда считайте, что все пропало… Если по почте отправлять, то придется постоянно напоминать о себе. И может быть, через два месяца вам на письмо ответят, – парировала налогоплательщица.

– А инспекторы знают о ваших списках? – cпросила я.

– Конечно. Каждый день в 10.30 выходит начальник и переписывает несколько фамилий из списка. Обратите внимание: необходимо, чтобы фамилия, написанная в доверенности, совпадала со списком. В противном случае вас не примут, – предупредила женщина.

– А если за деньги пройти? – стали поговаривать в очереди.

– Если у вас есть знакомые, тогда воспользуйтесь ситуацией. Вчера одна дамочка все утро бегала, искала кому заплатить, а потом исчезла. Видимо, нашла. Я не интересуюсь, потому что инспекторам не за что платить. Они обязаны выполнять свою работу, – ответила моя собеседница.

К этому времени обеденный перерыв подошел к концу и бухгалтеры поспешили в налоговую…

Говорим в открытую

Екатерина Шемягина, главный бухгалтер Академии предпринимательства и инвестиций, работает с двумя инспекциями Центрального административного округа – ИМНС № 5 и ИМНС № 10: «Эти инспекции далеки от наших проблем. Здесь сверку данных проводить не реально. Но если поставить цель, то в течение шести месяцев можно добиться результата. При сдаче отчетности я стараюсь подстраиваться под работу налоговых инспекций».

К нам в редакцию позвонила женщина и сообщила, что ИМНС № 10 целый день не работает. В целях безопасности звонившая просила не упоминать ее имя. Оказалось, что со 2 июля инспекторы не принимают платежки для выверки. А зам. руководителя отдела по работе с налогоплательщиками Кубышкина Ирина Юрьевна напрямую сказала бухгалтерам: «Не стойте у порога! На уточнение данных приходите в августе».

Честно говоря, инспекции мало чем отличаются друг от друга, считает Валентина Староверова, главный бухгалтер компании «Клернер». От инспектора ИМНС № 38 можно услышать и такое: «Кто вас звал, не мешайте работать нам». «В ИМНС № 38 к инспектору прорваться невозможно. Сотрудники ИМНС не решают вопросы. Они стараются любыми путями избежать ответственности», – рассказала Валентина. Главный бухгалтер уверена в том, что все чиновники работают по указаниям сверху, слепо исполняя указы, не принимая во внимание коррективы, которые вносит жизнь. Отсюда большое количество и судебных разбирательств.

Татьяна Березина, главный бухгалтер ОАО «Черкизовский молочный завод», работает бухгалтером 26 лет, из них 15 – в должности главбуха. За это время ей приходилось сталкиваться со многими столичными инспекциями, и потому она имеет полное представление об их работе: «В ИМНС № 7 всегда можно задать вопрос и получить профессиональный ответ, – сказала она. – А ИМНС № 18 – настоящая “Маша-растеряша”. Здесь всегда что-нибудь теряют. С налогоплательщиками не работают: задаешь инспектору вопрос, а в ответ получаешь сказку. Однажды нам выставили счет на 300 тысяч рублей за то, что мы не сдали бланк. Разбирательство дошло до суда».

Как крупного налогоплательщика Черкизовский молочный завод измучили проверками. «Мы не уходим от уплаты налогов, – рассказывает Татьяна Березина, – но проверка все равно заставляет понервничать. Я уже шучу по поводу контроля. Мне лучше налоговая проверка, чем аудиторская».

Ирина Бузовская, главный бухгалтер кондитерской фабрики «Рот Фронт», считает, что ИМНС № 5 абсолютно не подготовлена к работе с фирмами и предпринимателями. Полгода назад в инспекции установили программное обеспечение, но в течение этого времени инспекция никак не может начать работать по новым правилам. «Если мы сдаем отчетность по электронной почте, – говорит Ирина, – то у них всегда происходят сбои».

Главный бухгалтер Московского областного банка Марина Тимошилова говорит, что в Подмосковье работают милые инспекторы: «Юридически мы относимся к ИМНС № 44 по адресу нашей головной компании. С этой налоговой мы никогда не работали, сотрудничаем с мытищинской инспекцией. Единственная проблема подмосковных инспекций в том, что в них часто меняются сотрудники. Поэтому порой очень долго приходится разыскивать своего инспектора».

Любовь Смирнова, главный бухгалтер издательства «За рулем», понимает, что их фирме повезло с ИМНС № 8: «К бухгалтерам в этой инспекции относятся с уважением и пониманием. Я прекрасно знаю, что во многих инспекциях обратная ситуация».

Так кто же лучший?

На бухгалтерском форуме также был задан вопрос о работе чиновников. Некоторые решительно настроенные граждане предложили внести коррективы в опрос, ссылаясь на то, что на данный момент идеальной инспекции нет и быть не может. Поэтому надо бы выбирать по двум категориям: худшая и не совсем худшая.

«Четыре года назад я общалась с ИМНС № 17. Там всегда работали вежливые инспекторы. Сейчас мы сдаем отчетность в ИМНС № 6. Эта инспекция – передовик по бестолковости и злобности персонала. Здесь постоянно теряют документы, в коридорах – завалы до потолка – декларации и письма налогоплательщиков», – рассказала одна из посетительниц форума Елена.

«Хотите взять папочку с чужими документами – берите и идите. Никто против не будет», – поделился «светлыми» впечатлениями о работе ИМНС № 6 другой участник форума Златор.

Такой же комментарий получила ИМНС № 13. Правда, некоторые собравшиеся возлагали надежды на смену руководителя и ожидали перемен. «Для меня плохая ИМНС – это та, в которой нет порядка в принятии отчетности и есть постоянные очереди. Если эти два пункта опустить, то остальное зависит в основном от умения общаться с инспекторами и качества отчетности», – ответил на это сообщение другой участник форума.

Согласно мнению большинства, в ИМНС № 14 постоянно меняется персонал. «За этот год я уже и не припомню, сколько инспекторов у нас было», – сказал тот же пользователь сайта.

Инспекцию № 10 продолжают называть плохой. С чиновниками здесь не пообщаешься. Чтобы сделать акт сверки, нужно пройти все круги ада. «Инспекторы находят тысячи причин, чтобы протянуть время. Ждем по полгода известий из каждого кабинета. В середине срока сдачи отчетности километровые очереди выстраиваются на улице. В помещение охрана запускает человек по пять».

Лучшей московской инспекцией, по мнению большинства, названа ИМНС № 4. Справедливости ради надо заметить, что руководство этой инспекции стремится создать комфортные условия для своих налогоплательщиков. Что касается такой кропотливой и продолжительной процедуры для бухгалтеров, как сверка, то она занимает много времени. Поэтому инспекторы просят налогоплательщиков почаще напоминать о себе. Ну и, конечно, быть внимательными при указании реквизитов своей организации. Налоговики не любят утруждать себя поиском потерянных данных.

В инспекции № 29, по отзывам ее посетителей, работа также организована хорошо. Можно пообщаться с инспектором всегда – и никаких неразрешимых вопросов практически не возникает. Правда, есть одна оговорка: лучше приносить отчеты на дискетах. Сверку можно пройти в любое время года, но желательно предварительно договориться по телефону.

Мы затронули лишь небольшую часть проблем налоговых инспекций. Если вы готовы рассказать о работе вашей инспекции, что-то добавить к сказанному, мы готовы вас выслушать. Ждем ваших звонков по телефону: 363-95-42.

Светлана ГРИГОРЬЕВА

Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №8 2004 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *