Налоговая нагрузка по отраслям

Автор: | 01.05.2019

Данные для расчета формулы и сравнение полученного показателя со среднеотраслевым

Для анализа налоговой нагрузки необходимо вычислить именно относительный показатель. Разберемся, где брать данные для расчета формулы:

СН – сумма уплаченных налогов за календарный год по данным налоговой отчетности*.
В – сумма по строке 2110 «Выручка» в годовом отчете о финансовых результатах.

*Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@ указывает, что в сумму уплаченных за год налогов не нужно включать страховые взносы. Нагрузку по взносам можно рассчитать отдельно.

Полученный коэффициент нужно сравнить со среднеотраслевым показателем. Если ваш коэффициент находится на уровне среднеотраслевого или выше его – значит, расчеты были произведены верно. Если ниже – значит, вы где-то ошиблись в расчетах или платите меньше налогов, чем другие компании в вашей отрасли, – а это грозит выездной контрольной проверкой предприятия со стороны сотрудников ИФНС.

Имейте в виду, что налоговики анализируют налоговую нагрузку в динамике и будут сравнивать ваши показатели не только со среднеотраслевыми, но и с тем, как они менялись на протяжении 2–3 последних лет. Если они постепенно снижались, это может быть расценено налоговой службой как уклонение компании от уплаты налогов. Вы сами можете расценить, как менялись показатели налоговой нагрузки вашей компании, найдя данные на сайте nalog.ru.

Как рассчитать налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как выраженное в процентах отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов по декларации за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как выраженное в процентах отношение суммы исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строки 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Таким образом, налоговую нагрузку по налогу на прибыль можно рассчитать по формуле:

Пример расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Сумма исчисленного налога на прибыль общества с ограниченной ответственностью «Альфа» за 2017 г. (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль) составила 1 200 000 руб.

Сумма доходов от реализации (строка 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль) составила 26 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов (строка 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) — 18 000 000 руб.

Таким образом, по итогам 2017 г. налоговая нагрузка по налогу на прибыль организации составила 2,7% (1 200 000 руб. / (26 000 000 руб. + 18 000 000 руб.) x 100%).

Такой порядок расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль ранее был закреплен в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 (отменено Письмом ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).

Несмотря на то, что Письмо было отменено, налоговые органы могут отслеживать налоговую нагрузку по налогу на прибыль. Это связано с тем, что показатели низкой налоговой нагрузки могут свидетельствовать о занижении налоговой базы и суммы налога к уплате. Поэтому при проверке налоговой декларации по налогу на прибыль инспекция может запросить у вас пояснения.

Какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций считается низкой

В настоящее время показатели низкой налоговой нагрузки по налогу на прибыль не установлены. Ранее они содержались в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 (отменено Письмом ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).

Нагрузка считалась низкой, если:

  • у организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), налоговая нагрузка по налогу на прибыль составляла менее 3%;
  • у организаций, осуществляющих торговую деятельность — менее 1%.

    Однако, в случае если ваша налоговая нагрузка по налогу на прибыль ниже среднего показателя, у налогового органа все же могут возникнуть вопросы о занижении налоговой базы и суммы налога к уплате.

    Пример сравнения показателей налоговой нагрузки по налогу на прибыль

    Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Альфа» является строительство. По итогам 2017 г. налоговая нагрузка по налогу на прибыль организации составила 2,7%.

    Поскольку организация осуществляет работы, то низкой налоговой нагрузкой для нее будет показатель менее 3%.

    Следовательно, у организации низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль (2,7% < 3%). Это может вызвать вопросы со стороны инспекции.

    Если при камеральной налоговой проверке декларации по налогу на прибыль инспекция посчитает вашу налоговую нагрузку ниже среднего показателя, то может предложить представить пояснения о причинах ее низкого уровня.

    Письменные пояснения составляются в произвольной форме с указанием причин низкой налоговой нагрузки.

    Пример письменных пояснений по факту снижения налоговой нагрузки

    Руководителю

    ИФНС России N 27 по г. Москве

    Алексееву В.В.

    от Общества с ограниченной

    ответственностью «Альфа»

    ОГРН 1147787654321,

    ИНН 7727098765, КПП 772701001

    Адрес: 117418, г. Москва,

    ул. Профсоюзная, д. 39, стр. 1

    Исх. N 22-07/2018 от 24.07.2018

    На N 08-13/01234 от 20.07.2018

    Письменные пояснения по факту снижения

    налоговой нагрузки по налогу на прибыль

    По факту снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль ООО «Альфа» за 2017 г. поясняем, что руководством организации было принято решение о снижении с 1 июля 2017 г. на 10% отпускных цен на реализуемые товары. Данная мера принята по результатам анализа ситуации, сложившейся на рынке сбыта, с целью привлечения покупателей и получения конкурентного преимущества.

    Снижение цен отрицательно сказалось на размере доходов, полученных во втором полугодии 2017 г. При этом расходы организации, связанные с основной деятельностью, возросли на 5% по сравнению с первым полугодием 2017 г. В результате указанные факторы привели к снижению сумм налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет.

    В настоящее время ООО «Альфа» принимает меры по оптимизации расходов. Кроме того, в III квартале текущего года в случае стабилизации спроса планируется увеличение на 8% отпускных цен на реализуемые товары.

    Приложения:

  • копия приказа ООО «Альфа» от 20.06.2017 N 18-п о снижении отпускных цен на реализуемые товары;
  • пояснительная справка по результатам анализа доходов и расходов ООО «Альфа» за первое и второе полугодия 2017 г.;
  • копия приказа ООО «Альфа» от 16.01.2018 N 4-п об утверждении плана по оптимизации расходов на 2018 г.

    Генеральный директор ООО «Альфа» Сергеев А.А. Сергеев

Если у вас низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль, это не значит, что вас обязательно привлекут к ответственности и доначислят налог на прибыль. Негативные последствия возможны только по результатам проведения налоговой проверки и обнаружения налоговых правонарушений (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Зачем рассчитывать налоговую нагрузку по налогам

Помимо налоговой нагрузки по налогу на прибыль инспекция обращает внимание на всю налоговую нагрузку налогоплательщика в конкретной отрасли. И если ваша общая нагрузка ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности, то вас могут включить в план выездных налоговых проверок.

Самостоятельный расчет налоговой нагрузки позволит вам оценить этот риск (Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Налоговую нагрузку по налогам считают как соотношение суммы уплаченных налогов по данным налоговой отчетности к обороту (выручке) организаций по данным Росстата за год (п. 1 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее — Общедоступные критерии оценки рисков)).

Средние показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. С ними вам и надо сравнивать свои данные о налоговой нагрузке (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков).

Если данные о показателях налоговой нагрузки за нужный год отсутствуют, вы можете использовать данные за последний год, в отношении которого утверждены такие показатели.

НОРМАТИВЫ ОТЧИСЛЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
И КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2004 ГОД

Приложение 2 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» (в процентах) ┌──────────┬───────────────────────────────┬──────────┬──────────┐ │Код │ Наименование налога (сбора) │Федераль- │Консолиди-│ │бюджетной │ │ный бюджет│рованные │ │классифи- │ │ │бюджеты │ │кации │ │ │субъектов │ │Российской│ │ │Российской│ │Федерации │ │ │Федерации │ └──────────┴───────────────────────────────┴──────────┴──────────┘ 1010100 Налог на прибыль организаций 1010101 Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет 100 1010102 Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации 100 1010103 Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 100 1010105 Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских органи- заций российскими организациями 100 1010107 Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских органи- заций иностранными организациями и от иностранных организаций российскими организациями 100 1010108 Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 100 1010110 Налог на прибыль организаций, зачисляемый в местные бюджеты 100 1010200 Налог на доходы физических лиц 100 1010400 Налог на игорный бизнес 1010401 Налог на игорный бизнес, зачисляемый в федеральный бюджет (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) 100 1010402 Налог на игорный бизнес, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации 100 1020100 Налог на добавленную стоимость 100 1020200 Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации 1020201 Этиловый спирт из пищевого сырья, в том числе этиловый спирт-сырец из пищевого сырья 50 50 1020202 Этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, за исключе- нием пищевого 100 1020203 Спиртосодержащая продукция 50 50 1020204 Табачные изделия 100 1020205 Ювелирные изделия (в части пога- шения задолженности прошлых лет) 100 1020206 Бензин автомобильный 40 60 1020207 Бензин автомобильный, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжектор- ных) двигателей (в части погаше- ния задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 года) 100 1020208 Легковые автомобили и мотоциклы 100 1020209 Природный газ (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) 100 1020210 Нефть и стабильный газовый кон- денсат (в части погашения задол- женности прошлых лет) 100 1020211 Дизельное топливо 40 60 1020213 Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 40 60 1020215 Вина 100 1020217 Пиво 100 1020220 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) 100 1020230 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) 100 1020240 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин) 100 1020250 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 год 1020251 При реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады 50 50 1020252 При реализации производителями на акцизные склады 100 1020253 При реализации с акцизных складов 100 1020300 Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на терри- торию Российской Федерации 100 1020400 Лицензионные и регистрационные сборы 1020411 Лицензионный сбор за право на производство и оборот этило- вого спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, зачисля- емый в федеральный бюджет 100 1020412, Лицензионный сбор за право 1020413 на производство и оборот этило- вого спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, зачисля- емый в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты 100 1020431 Прочие лицензионные и регистра- ционные сборы, зачисляемые в федеральный бюджет 100 1020432, Прочие лицензионные и регистра- 1020433 ционные сборы, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты 100 1020600 Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иност- ранной валюте (в части погаше- ния задолженности прошлых лет) 60 40 1040300 Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения 100 1040400 Налог на операции с ценными бумагами 100 1050100 Платежи за пользование недрами (в части погашения задолженности прошлых лет) 1050110 Платежи за проведение поисковых и разведочных работ 100 1050121 Платежи за добычу общераспрост- раненных полезных ископаемых 100 1050123 Платежи за добычу углеводород- ного сырья: на территории автономного округа, входящего в состав края или области 20 в том числе: в бюджет округа 60 в бюджет края или области 20 на остальных территориях 40 60 1050124 Платежи за добычу подземных вод 40 60 1050125 Платежи за добычу полезных иско- В порядке, установ- паемых из уникальных месторожде- ленном соглашением ний и групп месторождений феде- рального значения 1050126 Платежи за добычу других полез- ных ископаемых: на территории автономного округа, входящего в состав края или области 12,5 в том числе: в бюджет округа 75 в бюджет края или области 12,5 на остальных территориях 25 75 1050130 Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых 100 1050140 Платежи за пользование недрами территориального моря Российской Федерации 40 60 1050150 Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации 100 1050160 Платежи за пользование недрами В порядке, установ- при реализации соглашений ленном соглашением о разделе продукции в соответствии с законодательством, действовавшим на дату подписания соглашения 1050161 Разовые платежи (бонусы), регу- В порядке, установ- лярные платежи (роялти) ленном соглашением в соответствии с законодательством, действовавшим на дату подписания соглашения 1050162 Ежегодные платежи за проведение В порядке, установ- поисковых и разведочных работ ленном соглашением (ренталс) и платежи за договор- в соответствии с ную акваторию и участки законодательством, морского дна действовавшим на дату подписания соглашения 1050200 Платежи за пользование континентальным шельфом Российской Федерации 100 1050300 Налог на добычу полезных ископаемых 1050310 Налог на добычу полезных иско- паемых в виде углеводородного сырья 1050311 Нефть, взимаемая: на территории автономного округа, входящего в состав края или области 81,6 в том числе: в бюджет округа 13,4 в бюджет края или области 5,0 на остальных территориях 85,6 14,4 1050312 Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводо- родного сырья 100 1050313 Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, взимаемый: на территории автономного округа, входящего в состав края или области 81,6 в том числе: в бюджет округа 13,4 в бюджет края или области 5,0 на остальных территориях 85,6 14,4 1050320 Налог на добычу общераспростра- ненных полезных ископаемых 100 1050340 Налог на добычу прочих полезных ископаемых 40 60 1050350 Налог на добычу полезных ископа- емых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключи- тельной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации 100 1050360 Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при исполнении соглашений о разделе продукции, взимаемые: на территории автономного округа, входящего в состав края или области 81,6 в том числе: в бюджет округа 13,4 в бюджет края или области 5,0 на остальных территориях 85,6 14,4 1050500 Водный налог 100 1050800 Сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов 1050801 Сбор за пользование объектами животного мира 100 1050802 Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 70 1050803 Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 100 1050900 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы 1050901 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в федеральный бюджет 100 1050902 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачис- ляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, за исклю- чением уплачиваемых при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, ис- пользуемых для местных нужд 100 1050903 Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации 100 1060100 Таможенные пошлины 1060110 Ввозные таможенные пошлины 100 1060120 Вывозные таможенные пошлины 100 1064000 Прочие налоги и пошлины, взима- емые в связи с осуществлением внешнеэкономических операций 100 1400100 Государственная пошлина 1400101 Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в арбитраж- ные суды, Верховный Суд Россий- ской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации 100 1400102 Государственная пошлина с иско- вых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции 100 1400103 Государственная пошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, за рассмот- рение и выдачу документов, свя- занных с приобретением граждан- ства Российской Федерации или с выходом из гражданства Российской Федерации 100 1400104 Государственная пошлина за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 100 1400300 Прочие федеральные налоги 1400302 Сбор за использование наимено- ваний «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний 100 1400303 Налог на пользователей авто- мобильных дорог (в части погаше- ния задолженности прошлых лет) 100 1400304 Задолженность по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов 100 1400305 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключен- ными договорами (соглашениями) 100 1400315 Задолженность по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобре- тение транспортных средств 100 1400340 Прочие налоги и сборы (в части погашения задолженности по отмененным федеральным налогам и сборам) 100 1010500 Единый социальный налог 1010510 Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет 100 ────────────────────────────────────────────────────────────────── ——————————— <*> Согласно нормативам, утвержденным приложением 34 «Нормативы отчислений от сумм сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год» к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год».

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет



В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о бюджете на текущий год и плановые года. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета.

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, нормативы отчислений, полномочия

Для полного понимания темы «Нормативы отчислений налогов в местный бюджет» нужно, для начала, обратиться к основному закону Российской Федерации — Конституции. Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Главный источник финансового и бюджетного права — Конституция Российской Федерации, включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права являются:

‒ федеральные законы РФ;

‒ правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

‒ правовые акты органов управления социальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержаться нормы и права в дополнение и развитие Конституции .

Обязанность по формированию бюджета местного уровня ложится на органы местного самоуправления, основным законом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов формируется за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним .

В соответствии со ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления,финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть достаточными и соразмерными полномочиям, предоставленным им Конституцией и законами. Важнейшим условием самостоятельности местного бюджета является наличие собственных источников доходов. Закрепление доходов за муниципальными образованиями служит необходимым условием для их социально-экономического развития.

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги, взимаемые с организаций и физических лиц. БК РФ содержит перечень видов источников доходов, закрепленных за бюджетами разных уровней. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам отнесены только три налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, и торговый сбор, доходов от которых, как показала практика налогообложения, явно недостаточно для формирования доходной части местных бюджетов.

В БК РФ в настоящее время имеются нормы, предусматривающие процентные отчисления в доходы местных бюджетов от таких федеральных налогов и сборов, как налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины. Так, например, в соответствии с п. 2 ст.61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются средства от налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 %; от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 50 %; от государственной пошлины — по нормативу 100 %. Тем не менее, отчислений от указанных федеральных налогов недостаточно для укрепления доходов местных бюджетов. Поэтому на современном этапе местные бюджеты, как правило, дефицитны.

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор. При этом плательщиками торгового сбора, согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Однако доходы от перечисленных налогов не могут полностью покрывать расходы местных бюджетов, значит речь должна идти и об отчислениях от федеральных и региональных налогов в доходы местных бюджетов. На наш взгляд, целесообразно отчислять в местные бюджеты, в т. ч. бюджеты городских и сельских поселений, средства не только от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и государственной пошлины (как это установлено статьями БК РФ), но и от таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций .

Например, В. В. Соловьев справедливо предлагает перевести в разряд местных налогов такой региональный налог, как транспортный .

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет устанавливаются не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета. Таким законом является, например: Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Согласно проведенного анализа следующих законов субъектов РФ:

‒ Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Сахалинской области от 12.12.2014 г. № 80-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Республики Башкортостан от 28.11.2014 г. № 152-з «О бюджете Республики Башкортостана на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Томской области от 30.12.2014 № 193-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Московской области от 28.11.2014 № 158/2014-ОЗ «О бюджете Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Краснодарского края от 12.12.2014 года N 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

Замечено, что в каждом из них утверждены основные характеристики областного бюджета на 2015 год и на плановый в период 2016 и 2017 годов: установлены общие объемы доходов и расходов бюджета, а также определен дефицит бюджета. Бюджеты в своем большинстве являются дефицитными. При этом соотношение дефицита бюджета к доходам бюджета в процентах достигает следующих размеров:

Субъект

2015г. (%)

2016г. (%)

2017г. (%)

Тюменская область

Сахалинская область

0,87(профицит)

Республика Башкортостан

Томская область

Московская область

Краснодарский край

Законами субъектов о бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов установлены дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты согласно приложениям к закону. В таких приложениях распределены нормативы отчислений в процентном отношении по каждому муниципальному образованию субъекта.

Например, согласно Закона Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» отчисления от налога на доходы физических лиц в областной бюджет происходит от самых крупных субъектов области, таких как:

‒ Уватский муниципальный район (за исключением межселенных территорий) по нормативу 60 %;

‒ Упоровский муниципальный район по нормативу 60 %;

‒ Заводоуковский городской округ по нормативу 57 %;

‒ Городской округ г. Ишим по нормативу 57 %;

‒ Городской округ г. Тобольск по нормативу 64 %;

‒ Городской округ г. Тюмень по нормативу 77 %;

‒ Городской округ г. Ялуторовск по нормативу 65 %;

В бюджеты муниципальных районов, городских округов установлены нормативы:

‒ по Бюджетному кодексу (5 и 15 % в зависимости от субъекта),

‒ дополнительные нормативы, (от 8 % до 85 %).

Таким образом, нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о бюджете на текущий год и плановые года.

Тем не менее, налоговых поступлений не достаточно для обеспечения полномочий органов публичной власти разных уровней. Для эффективного функционирования бюджетной системы РФ происходит перераспределение бюджетных ресурсов, для этого государству необходимо изымать часть доходов бюджета более высокого уровня и перераспределять их между муниципальными образованиями с помощью дотаций, субсидий и субвенций.

Литература:

  1. Грачева Е. Ю., Щекин Д. М. Комментарии к диссертационным исследованиям по финансовому праву. — М.: Статут, 2009. — С. 289–290.
  2. Дементьева О. А. Соответствие ресурсов местных бюджетов полномочиям местного самоуправления: декларация и реальность. // Законодательство и экономика. — 2013. — № 2. — С. 5–16.
  3. А. С. Нешитой. Бюджетная система РФ. — 10-е издание. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 336 с. (стр. 48)
  4. Савостьянова С. А. Правовое регулирование доходов местных бюджетов. // Финансовое право. — 2011. — № 9 — С. 14–18.
  5. А. З. Селезнев, Ф. И. Ниналалова. Бюджетная система Российской Федерации — М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 272 с. (ст. 41)

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

О том, как проводят выездную проверку, читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Подробнее см. «Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?».

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *