Налоговая проверка при реорганизации

Автор: | 03.05.2019

Содержание

Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при реорганизации юридического лица

Выездная налоговая проверка при реорганизации юридического лица

В случае реорганизации налогоплательщика-организации в отношении неё налоговым органом может быть произведена так называемая внеплановая выездная налоговая проверка.

Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Проводится она независимо от времени проведения и предмета предыдущих выездных проверок. То есть на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период).

При этом в рамках данной проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Внимание

Проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при реорганизации организации проверка может и не проводиться.

Необходимо учитывать, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ (п. 1 ст. 50 НК РФ).

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица в силу п. 2 ст. 50 НК РФ возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

Поэтому проверку деятельности реорганизуемого лица налоговые органы могут провести как в рамках внеплановой выездной налоговой проверки этого лица в соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ, так и в рамках проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица (письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-02-07/1-435, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2013 по делу N А56-75256/2012 (определением ВАС РФ от 23.12.2013 N ВАС-18603/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2008 N А82-4644/2007-14, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2008 N Ф04-2275/2008(3239-А27-15).

Специальные правила для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица НК РФ не установлены (письмо Минфина России N 03-02-07/1-48 от 05.02.2009).

Не урегулированы нормами НК РФ и отношения, возникающие в случае осуществления реорганизации налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Рекомендуемый порядок назначения выездной проверки в отношении налогоплательщика-правопреемника в случае реорганизации в форме присоединения приведен ФНС России в письмах от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ и от 29.12.2012 N АС-4-2/22690:

— в случае, если такое присоединение произошло до начала проверки, решение о назначении выездной налоговой проверки выносится в отношении проверяемого налогоплательщика-правопреемника с отдельным указанием наименования присоединившейся организации (п. 7 письма N АС-4-2/22690);

— в случае, если реорганизация произошла во время проведения проверки, то в решение о проведении выездной налоговой проверки может быть внесено изменение о проведении проверки налогоплательщика-правопреемника с учетом присоединившейся организации, если в отношении данной организации ранее не была проведена проверка по тем же налогам за проверяемый период и если оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки. Если реорганизация происходит в период незадолго до окончания выездной налоговой проверки, что ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика-правопреемника в части присоединившейся организации (п. 1.2 письма N АС-4-2/13622@, п. 7 письма N АС-4-2/22690).

При этом в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника проверяется деятельность реорганизованного юридического лица за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении такой проверки.

Согласно позиции ФНС России, НК РФ не содержит правовых норм, препятствующих проведению налоговой проверки в случае завершения реорганизации проверяемого юридического лица. Учитывая, что в силу ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником, с момента завершения реорганизации процессуальные документы по продолжающейся проверке оформляются в отношении правопреемника. Требования о представлении документов (информации), решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, акт налоговой проверки и др. оформляются на правопреемника с указанием после наименования лица, в отношении которого проводится (проведена) выездная налоговая проверка «(правопреемник организации _ (наименование))».

Например, в случае, если проверяемая организация до составления акта проверки реорганизована в форме присоединения к другой организации и в отношении этой организации также проводилась выездная налоговая проверка, в актах этих проверок, составляемых в отношении организации-правоприемника, указывается, что один акт составлен в части деятельности присоединенной организации, а второй акт составлен без учета деятельности присоединенной организации (п. 6.3 письма ФНС России N АС-4-2/13622@).

Арбитражная практика также подтверждает, что в обязанность инспекции не входит прекращение выездной налоговой проверки после присоединения проверяемой организации к другой. В связи с чем признают правомерность оформления акта выездной налоговой проверки и решения по ней в отношении правопреемника в случае, если на момент их составления реорганизация общества была завершена (см. постановления АС Северо-Западного округа от 18.02.2015 N Ф07-282/14, ФАС Поволжского округа от 02.07.2014 N Ф06-12043/13 (определением ВС РФ от 21.10.2014 N 306-КГ14-2915 отказано в пересмотре дела), ФАС Западно-Сибирского округа от 31.10.2013 N Ф04-5134/13 (определением ВАС РФ от 06.03.2014 N ВАС-1673/14 отказано в пересмотре дела)).

Более того, суды приходят к выводу, что уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами и требования о предоставлении документов, адресованные организации-правопредшественнику и не исполненные им, в силу НК РФ подлежат исполнению правопреемником и не требуют их повторного направления последнему (постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.11.2014 N Ф04-7885/14).

К аналогичным выводам приходят суды и в случае реорганизации в других формах, например:

— в форме слияния (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2014 N Ф05-7868/14);

— в форме разделения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.01.2012 N Ф02-6275/11 (определением ВАС РФ от 08.06.2012 N ВАС-7334/12 отказано в пересмотре дела).

Отметим, что налогоплательщики попытались оспорить конституционность положения п. 1 ст. 50 НК РФ со ссылкой на то, что по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, допускается вынесение решения в отношении налогоплательщика-правопреемника по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопредшественника. Однако КС РФ признал позицию налогоплательщиков неправомерной, указав, что такое правовое регулирование установлено с учетом возникающего в процессе реорганизации перехода обособленного имущества организации-правопредшественника, которым она должна отвечать по своим обязательствам, к организации-правопреемнику, что позволяет эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога (определения КС РФ от 23.12.2014 N 2885-О и от 29.01.2015 N 200-О).

Соответственно, реорганизация не является обстоятельством, в связи с которым юридическое лицо может избежать выездной проверки.

>При реорганизации компании налоговая инспекция не вправе требовать документы для проверки уплаты налогов

Реорганизация предприятия: налоговые проверки

В соответствии с общепринятыми представлениями, реорганизация юридических лиц — это завершение либо другое изменение их юридического статуса.

Итогом этой финансово-правовой операции является:

  • передача прав и обязанностей от старой структуры к создаваемой;
  • либо окончание деятельности старой бизнес структуры.

Возможности, которые открываются после переустройства предприятия:

  • расширение сферы обслуживания и поставок товаров;
  • увеличение доходов или количества продаж;
  • оптимизация бизнес-процессов;
  • урегулирование отношений с государственными органами.

Формы реконструкции корпорации бывают следующими (ч.1 ст.57 Гражданского кодекса РФ):

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Производится реорганизация на основании:

  • акта, принятого уполномоченными органами компании: учредители или специального органа юридического лица – добровольная реформа;
  • решения государственного органа либо суда – принудительное изменение.

Окончательную точку в сложном процессе перестраивания предприятия ставит факт проведения государственной регистрации нового бизнес дела. Единственное исключение – это когда перестройка концерна осуществляется в виде инкорпорации старой организации в состав другой. В таком случае присоединения новое юр лицо не создается, регистрации подлежат учредительные документы компании-поглотителя.

Присоединенная коммерческая структура считается реконструированной со дня записи о завершении активности в государственном реестре юридических лиц.

Реорганизация юридических лиц: какие нужны документы?

Непременным атрибутом любого обустройства бизнес структуры являются:

  • передаточный акт – оформляется при слиянии, присоединении и преобразовании;
  • разделительный баланс – необходим при разделении и выделении.

Указанные акты утверждаются лицами, решившими реорганизовать коммерческую структуру. Впоследствии вместе с учредительными бумагами сдаются на государственную регистрацию. Если обязательные документы не сданы либо в них нет указаний о наследниках изменяемой компании, то в государственной регистрации, на условиях ч.3 ст.59 Гражданского кодекса РФ, справедливо откажут.

Форма передаточного акта – свободная, устанавливается предъявителем самостоятельно.

Форма разделительного баланса – утверждена приказом Министерства финансов РФ от 02.07.2010г. №66н, в баланс вносятся сведения по изменяемому предприятию и его правопреемнике.

Оформление указанных документов лучше всего осуществлять на момент окончания отчетного времени либо на дату разработки периодической бухгалтерской отчетности, которая служит базой для передачи активов изменяемой фирмы.

Кроме того, на момент оформления распоряжений по переустройству осуществляется инвентаризация имущества предприятия.
Когда концерн оповещает о своих переменах, то в Реестре юридических лиц делается соответствующая отметка.

Затем предприятие должно 2 раза с промежутком в месяц подать в аккредитованное СМИ объявление о своей реконструкции. Если изменениям подвергаются сразу несколько компаний, то объявление размещается от одной из них за всех.

Процесс реорганизации пошагово представляет собой следующую схему:

  1. создание начального перечня документов;
  2. представление собранных документов в компетентные государственные органы;
  3. обращение к кредиторам бизнеса путем подачи объявления в СМИ;
  4. проведение осмотра активов и собственности компании;
  5. разработка передаточного акта или разделительного баланса;
  6. создание окончательного перечня бумаг;
  7. подача документов для государственной регистрации.

Какие документы обычно требуются для реорганизации?

Для проведения процедуры подготавливаются:

  • устав;
  • справка о государственной регистрации предприятия;
  • справка о постановке на учет в фискальном учреждении;
  • действующая выписка из Реестра компаний;
  • копии документов, удостоверяющих личность руководителя и учредителей предприятия.

Отдельно готовятся следующие бумаги:

  • решение учредителя в той или иной форме;
  • договор между бизнес-структурами (если это присоединение, разделение, слияние);
  • заявление о старте процесса реконструкции;
  • уведомление в СМИ;
  • извещение для кредиторов;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • обращение об окончании процесса.

Итоговыми документами являются запись об окончании активности компании, а также извещение о снятии компании с государственного учета.

Налоговые тонкости при реорганизации

Условия соглашений, оформленных при переустройстве компании, должны содержать положения о том, что новая организация берет на себя обязанности по уплате долгов старой структуры, в том числе и уплате налогов. При этом такое обязательство возникает в любом случае, вне зависимости от того, было ли известно о долгах на период изменений.

В соответствии с п.3 ст.50 Налогового кодекса РФ, компания-наследник обязана также перечислить все недоимки, пени и штрафы, начисленные по обязательствам перед бюджетом государства. Если старая государственная или частная организация имела нарушения в налогообложении, то отвечать за них также придется новообразованному юридическому лицу.

Как уплачиваются налоги при различных формах реорганизации?

  1. Во время слияния обязана перечислять фирма, появляющаяся после процедуры.
  2. Если произошло присоединение, то платит учреждение, присоединившая к себе другую структуру.
  3. При разделении уплачивают создавшиеся предприятия.
  4. Если произошло преобразование, то платежи перечисляет новая коммерческая структура.
  5. Лишь во время выделения платит старая реорганизуемая фирма. Единственным исключением может быть ситуация, когда материнское юридическое лицо не смогло уплатить налоги. В таком случае на вновь созданную организацию могут в судебном порядке солидарно возложить обязанность по уплате задолженностей.
  6. Если возникло несколько новых компаний, то обязательства по уплате распределяются между ними по договоренности учредителей.

Все достигнутые соглашения фиксируются в передаточном акте или разделительном балансе.

В соответствии с ч.1 ст.60 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо со дня вынесения решения должно в трехдневный рабочий период письменно уведомить уполномоченный государственный орган о старте мероприятий по переустройству. В уведомлении нужно указать и форму реконструкции.

Помимо этого, фирма на основании пп.4) п.2 ст.23 Налогового кодекса РФ, должна уведомить и акцизно-фискальное ведомство о начале процесса изменений. Со дня получения уведомления фискальные органы получают право проведения посещения компании для рассмотрения записей.

При этом для налоговой службы не имеет значения, когда и по какому поводу проводилась последняя проверка. Налоговики уполномочены в таких случаях исследовать деятельность компании не более 3 лет со дня назначения проверки. Этим налоговые проверки при ликвидации или изменении юрлица отличаются от обычных фискальных досмотров.

Можно ли проверять после реконструкции?

Передаточный акт и разделительный баланс — это обязательные документы при реорганизации юридических лиц

Они утверждаются учредителями юридического лица (органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц), и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Их непредставление, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ч.3 ст. 59 ГК РФ).

Форма передаточного акта законодательством не установлена, поэтому организация может разработать ее самостоятельно. Разделительный баланс составляют на основе обычной формы бухгалтерского баланса, утвержденной Минфином России (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г.

N 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”), но в отличие от обычной формы в разделительный баланс включают данные как реорганизуемой компании, так и новых организаций.

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме (Форма N P12003 «Уведомление о начале процедуры реорганизации» утверждена Приказом ФНС от 25 января 2012г.

N ММВ-7-6/25@”Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”) сообщить в орган осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (ч.1 ст. 60 ГК РФ).

РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ СЛИЯНИЯ

А также в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 23 НК, организация, приняв решение о реорганизации, обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета (Форма N С-09-4, утверждена Приказом ФНС от 9 июня 2011 г.

N ММВ-7-6/362@ “Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”).

С этого момента налоговый орган может назначить выездную налоговую проверку, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.11 ст. 89 НК РФ).

В этом состоит отличие от обычных условий, при которых налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п.5 ст. 89 НК РФ).

А правомерно ли назначение выездной проверки после прекращения процесса реорганизации и регистрации нового юридического лица?

Перечень документов, запрашиваемых налоговой незаконно

Налоговики вправе истребовать необходимые для проверки документы у самой компании (п. 1 ст. 93 НК РФ) или у ее контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). За их непредставление могут оштрафовать из расчета 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).

Однако Налоговый кодекс не устанавливает, какие именно документы относятся к проверке. И суды, и налоговики признают это понятие оценочным.

Инспекторы настаивают на том, что именно в их компетенцию входит определение того, является тот или иной документ необходимым для проверки.

Документы, запрашиваемые во время проведении проверок, которые не связаны с предметом проверки

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассматривал дело, в котором инспекторы затребовали у контрагента проверяемой компании книгу покупок за IV квартал 2013 года.

Тот отказался представлять ее по той причине, что в ней нет и не могло быть информации о сделках с проверяемой компанией. Штраф, наложенный инспекцией, контрагент успешно оспорил.

Налоговики пытались доказать, что они запрашивали книгу покупок только в отношении покупки товара (трактора), в дальнейшем реализованного проверяемой компании. Однако суд подтвердил, что в данном случае книга покупок в целом не является документом, касающимся деятельности проверяемого лица.

Чисто теоретически контролеры могли запросить выписку из книги покупок, но сам же суд подчеркнул, что законодательство не предусматривает наличие такого документа (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 13.04.15 № А19-12487/2014).

Отменяем штраф за непредставление документов

Другой пример — для камеральной проверки обоснованности вычетов НДС инспекция запросила у компании документы, подтверждающие регистрацию прав на недвижимость. Организация их не представила и была оштрафована.

Суд принял решение в пользу компании, указав на то, что Налоговый кодекс не устанавливает в качестве основания применения вычетов НДС наличие государственной регистрации прав на недвижимое имущество налогоплательщика и документов, ее подтверждающих (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07).

ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу, что необходимыми для проверки признаются не любые документы и сведения, а только те, которые имеют целевое значение и предназначены для проведения налогового контроля. Поскольку в требовании не была показана связь запрашиваемых документов с предметом проверки, оснований для наложения штрафа не было (постановление от 13.03.08 № Ф03-А24/08–2/433).

Запрошены документы аналитического учета

При проверке налоговики часто требуют от организации документы аналитического учета: ее главную книгу, оборотно-сальдовые ведомости, ведомости по счетам и прочие аналитические бухгалтерские документы, которые не являются первичными. Однако даже Федеральная налоговая служба подтверждает, что такое требование неправомерно (письмо от 13.09.12 № АС-4-2/15309@).

Суды согласны с этим, подчеркивая, что аналитические бухгалтерские документы не содержат информацию, необходимую для исчисления налогов и сборов.

Решения в пользу компаний содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного от 18.04.13 № А56-26755/2012, Западно-Сибирского от 26.03.13 № А03-7357/2012, Московского от 01.03.13 № А40-12594/12-90-60, Дальневосточного от 26.10.

11 № Ф03-5163/2011, Северо-Кавказского от 07.10.11 № А53-23465/2010 округов.

Документы в рамках камеральной проверки по НДС, которые вправе и не вправе требовать инспекторы

Запрашиваемые документы за рамками налогового или бухгалтерского законодательства

В запрашиваемые документы налоговики часто включают статистические отчеты, техническую документацию, сертификаты соответствия, экономические расчеты, перечни основных средств, сформированных по определенному признаку, и т. д.

Минфин России настаивает на том, что статья 93 НК РФ не конкретизирует документы, которые инспекция вправе истребовать, поэтому она может запросить любые бумаги, содержащие информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика (письма от 05.08.

08 № 03-02-07/1–336, от 14.10.13 № 03-06-06-01/42704).

Есть довольно много судебных решений в пользу контролеров. Пример тому — постановления ФАС Московского от 13.02.14 № Ф05-43/2014, от 09.09.13 № А40-149427/12-140-1074 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 06.02.14 № ВАС-18263/13), от 22.02.12 № А40-28385/11-129-127, Западно-Сибирского от 30.09.08 № Ф04-6005/2008(12805-А45-29), Волго-Вятского от 19.01.09 № А29-2848/2008 округов.

Однако многие суды принимали сторону налогоплательщиков. Они утверждали, что раз требуемые документы не установлены налоговым законодательством и не содержат сведений, необходимых для исчисления налогов, то компании вправе их не представлять.

Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского от 01.03.13 № А40-12594/12-90-60, Западно-Сибирского от 04.09.12 № А27-12833/2011, от 29.11.10 № А67-3928/2010 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 05.04.11 № ВАС-3084/11), Поволжского от 13.09.11 № А72-8303/2010, Центрального от 27.10.

09 № А48-973/2009, Уральского от 20.02.08 № Ф09-11449/07-С2 округов.

Ирина Бушуева, эксперт «АНП»

Федеральная налоговая служба планирует в ближайшее время инициировать реорганизацию ведомства. предусматривающую сокращение штата сотрудников центрального аппарата на треть и в четыре раза — управлений в центральном аппарате ФНС. Об этом сообщил источник в налоговых органах.

«Сейчас штатная численность центрального аппарата предусматривает 1,1 тысячи сотрудников, предполагается сократить ее на 300-400 человек.

Не так давно мы писали статью о том, что Д.А. Медведев посетил налоговую службу, поговорил с главой ФНС Мишустиным и обсудил заработную плату в налоговых органах. Пообещал, что в скором времени будут рассмотрены вопросы увеличения заработной платы налоговикам. Мы же с вами понимаем, что вопрос повышения заработной платы не будет рассматриваться до тех пор, пока не будет проведен окончательно последний этап сокращения .

В настоящее время в ФНС идет глобальный этап сокращения.

В последние недели в ряде регионов все активнее говорят о грядущем сокращении численности государственных служащих. Эти участившиеся слухи вполне соответствуют курсу на повышение эффективности бюджетных расходов, обозначенному руководством страны. Намеки на вероятную кадровую ротацию можно найти даже в последнем послании президента Федеральному собранию.

За последние годы власти не раз заявляли о необходимости сокращения госаппарата.

УФНС России по Брянской области информирует Вас, что во исполнение пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2010. №1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2011 №39 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» и на основании приказов Федеральной налоговой службы от 10.09.2012 №ММВ-7-4/ «Об установлении предельной численности работников территориальных органов Федеральной налоговой службы», от 12.10.2012 №ММВ-7-4/722 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области» в настоящее время осуществляется реорганизация налоговых органов и сокращение численности государственных гражданских служащих (на 150 человек или на 11,3% от ранее установленной, без учета персонала по охране и обслуживанию зданий).

г.

В будущем году, в соответствии с декларацией, принятой Правительством Российской Федерации по уменьшению численности государственного аппарата на 20% в течении трех лет, Федеральная налоговая служба совершит сокращение своего штата на 5% (около 8,5 тыс. человек), а в 2012 г уменьшение количества сотрудников будет еще более значительным — на 10% .

Данные планы уже внедрены в государственный бюджет.

Барнаул, 30 января – Атмосфера. Сокращение штата до конца 2015 года произойдет в управлении Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, по некоторым данным, без работы могут остаться 250 человек, рассказали ИА «Атмосфера – Общество» в региональном ведомстве.

«Да, сокращения будут, но о точных цифрах пока не известно.

Обещанное сокращение налоговых специалистов в ближайшие два года не состоится. Как информируют «Известия». такое решение приняло Правительство РФ, посчитав, что увеличение числа предстоящих задач требует сохранения штатов региональных ФНС.

Примечательно, что курс на сохранения числа работников налоговых органов определен в «Основных направлениях налоговой политики», утвержденных правительством в начале июля.

Правительство решило отсрочить сокращения в ФНС до 2019 года. Отсрочку мотивировали увеличением задач, поставленных перед налоговиками на ближайшие три года.

Об отсрочке увольнений говорится в основных направлениях бюджетной политики на 2014 и плановый период 2015–2019 годов, пишет газета «Известия». В ФНС рассказали:

Это связано с увеличением объема функциональных задач, относимых к компетенции ФНС России, а также с поэтапным внедрением в 2014–2015 годах автоматизированной информационной системы нового поколения (АИС «Налог-3») и централизованной инфраструктуры хранения и обработки информации на основе ЦОДов (центров обработки данных), позволяющих упростить и ускорить процессы налогового администрирования.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев Интернет-обращение от 31 июля 2015 г., сообщает следующее.

В соответствии с положениями статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица, участвующие в реорганизации) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц (в настоящее время — в журнале «Вестник государственной регистрации»), уведомление о своей реорганизации.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Из судебной практики (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. по делу № 304-ЭС14-1041) следует, что представление в регистрирующий орган документов в связи с завершением процедуры реорганизации должно осуществляться с соблюдением специального порядка для реализации кредиторами реорганизуемого юридического лица своих прав на предъявление требования к реорганизуемому юридическому лицу, в том числе срока реализации указанных прав.

Учитывая изложенное, документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений в связи с завершением процедуры реорганизации (слияние, разделение, выделение, присоединение), должны представляться в регистрирующий орган после истечения тридцати дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации».

Исходя из положений абзаца второго пункта 4 статьи 57, абзаца второго пункта 1 статьи 60.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, допускается по истечении трех месяцев со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.

Учитывая вышеизложенное, документы, связанные с завершением реорганизации (слияние, разделение, выделение, присоединение, преобразование), могут быть представлены в регистрирующий орган по истечении трех месяцев после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю. Григоренко

>Из письма в редакцию

Подскажите ответ на вопрос: как большая компания (ООО) может выкупить маленькую фирму (ООО)? Будут ли налоговые проверки при таком слиянии?

Мнение эксперта

Присоединение ООО к ООО – это закрытие одной компании через ее объединение с другой. Это фактическая ликвидация ООО путем присоединения к другому обществу с передачей всех прав и обязательств ликвидируемого той фирме, с которой происходит объединение.

Слияние ООО приводит к созданию принципиально нового хозяйствующего субъекта на базе закрытых обществ. То есть ни один из участников не продолжает свою хозяйственную деятельность. Поэтому потребуется регистрация закрытия всех участников и открытия нового юридического лица.

Исходя из сути вашего вопроса, вы решили именно присоединить к себе «маленькую фирму (ООО)», а не создавать из двух действующих ООО одно новое юрлицо.

Читайте также «Слияние компаний: инструкция для бухгалтера»

Сначала несколько общих замечаний

Поглотившее общество после совершения сделки несет все риски по оплате долгов присоединенного ООО, даже если они были выявлены после регистрации. Срок исковой давности – три года. Поэтому присоединение практикуют как альтернативу добровольной и официальной ликвидации компании без долгов (надеемся, что это ваш случай). Если же предполагается банкротство ООО с последующим его присоединением, то это возможно только при участии арбитражного суда.

В процессе присоединения необходимо составить ликвидационный баланс. Также производится переоформление прав и обязательств ликвидируемого предприятия на его правопреемника, а с отдельными кредиторами придется рассчитаться до регистрации реорганизации. В процессе присоединения нет необходимости в получении справки о полном расчете с ПФР и ФСС, что означало бы проведение проверки правильности расчетов данными органами и погашение задолженности, что занимает до 2 месяцев.

Теперь рассмотрим этапы присоединения ООО к ООО

1. Подготовительный этап

Изначально в каждом из обществ проводится общее собрание учредителей с оформлением протокола с целью:

  1. принятия окончательного решения о проведении реорганизации, в котором необходимо прописать передачу поглощающему обществу прав на:
  • уведомление ИФНС об инициации объединения в трехдневный срок после оформления решения последним участником;
  • публикацию сообщения о происходящем в специальном журнале;
  1. ратификации договора о присоединении, в котором прописываются:
  • ключевые этапы проведения процедуры и их сроки;
  • величина и особенности уставного капитала после объединения;
  • распределение расходов на реорганизацию между участниками;
  • руководитель процесса и прочее.

2. Уведомление заинтересованных лиц

Для ИФНС следует подготовить:

  • сообщение-уведомление о планируемом объединении;
  • сообщение о том, что грядет реорганизация юридического лица (форма № С-09-4);
  • решения всех участников о проведении преобразования.

По месту регистрации основного общества нужно подать еще и заявление о создании новой компании путем реорганизации по форме Р12001.

Документы визируются ЭЦП либо подписями, заверенными нотариусом, и направляются в ИФНС по месту регистрации участников. ИФНС вправе затребовать иные документы, касающиеся данной процедуры.

Через три рабочих дня налоговые органы выдадут свидетельство о «старте» кампании по объединению, подтверждающее внесение изменений в ЕГРЮЛ.

После получения указанной бумаги у обществ есть 5 рабочих дней на уведомление кредиторов. Это делается путем направления писем с уведомлением.

Дополнительно публикуются два сообщения о происходящем в «Вестнике государственной регистрации» с месячным интервалом между ними.

Внебюджетные фонды уведомляются посредством отправки писем с уведомлением о вручении.

3. Инвентаризация

Инвентаризация – это ревизия:

  • наличия и сохранности ценностей общества, учтенных и неучтенных на балансе, а также остатков по счетам;
  • обязательств перед всеми заинтересованными лицами (кредиторами, государственными органами);
  • прав требования;
  • складского учета и хозяйства;
  • достоверности информации, содержащейся в документах учета.

Проверке подлежит все имущество ООО и его обязательства вне зависимости от их местонахождения, и материальные ценности, не принадлежащие обществу (полученные в аренду или переданные ему на ответственное хранение, на переработку).

По окончании инвентаризации участниками общества составляется и визируется передаточный акт.

Обратите внимание

Избежать налоговой проверки и связанных с ней задержек можно, если будет соблюден ряд условий: отсутствие долгов по налогам и страховым взносам на момент подачи заявления о реорганизации; регулярное погашение текущих платежей; сотрудничество исключительно с добросовестными контрагентами.

4. Регистрация присоединения

Присоединение ООО к ООО в части формирования пакета документов для регистрации преобразований в ИФНС предусматривает обращение в указанный орган со следующими бумагами:

  • решения о реорганизации (от каждого участника плюс совместное);
  • заявлением о прекращении хозяйственной деятельности от имени присоединяемого общества (форма Р16003);
  • заявлением по форме № Р14001 об изменении данных реестра ЕГРЮЛ;
  • заявлением по форме № Р13001 о регистрации корректировки учредительных документов;
  • протоколом общего собрания учредителей обществ;
  • передаточным актом;
  • договором о присоединении;
  • учредительными документами (Уставом);
  • квитанцией об уплате пошлины (при присоединении – порядка 1500 руб.);
  • подтверждением уведомления заинтересованных лиц (копиями извещений с отметками о получении адресатами, сообщений из «Вестника»).

По истечении 5 рабочих дней ИФНС выдаст:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о регистрации;
  • Устав с отметкой налоговиков.

Риск налоговой проверки есть.

Из 89 статьи Налогового кодекса следует, что инспекция может (не обязана) провести выездную налоговую проверку в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, причем независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Проверить могут период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. А налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Мотивация выездных проверок при проведении реорганизации понятна: ФНС заинтересована в своевременной оплате начисленных налогов и взносов, а также и в выявлении признаков банкротства.

Избежать налоговой проверки и связанных с ней задержек можно, если будет соблюден ряд условий:

  • отсутствие долгов по налогам и страховым взносам на момент подачи заявления о реорганизации;
  • регулярное погашение текущих платежей;
  • сотрудничество исключительно с добросовестными контрагентами (исключить из их списка подозрительные и явно «однодневные» фирмы).

Бухгалтерская профессиональная пресса

Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

Заказать журнал

Две службы, одна система

Сейчас не идет речи об объединении ФНС и ФТС «в одних стенах», это вторичный вопрос, пояснил РБК источник в правительстве. В первую очередь говорится об объединении информационных систем таможни и налоговой, и, по сути, это решение в правительстве уже принято. В мае кабмин решит, нужны ли структурные изменения в виде объединения двух служб в одну, и если изменения будут, то в рамках «следующего политического цикла», говорит собеседник РБК.

Шувалов в ходе коллегии также заявил, что в ведение ФНС может быть передан Федеральный реестр прав собственности на недвижимое имущество (ЕГРН), который сейчас находится у Росреестра. «Между титулом юридического лица и титулом собственности очень большая связь. Надо задуматься, почему все не должно быть в одних руках и обслуживаться одной информационной системой», — сказал Шувалов. ФНС ведет реестр физических и юридических лиц, напомнил вице-премьер, и он является основой для уплаты налога на недвижимость. Сейчас Росреестр сообщает налоговой сведения о правах собственности на недвижимость, после чего ФНС начисляет налоги.

В этом году ФНС начала администрировать взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ранее их администрировали соответствующие внебюджетные фонды), а с 1 января 2018 года на базе ФНС начнет работать единый реестр актов гражданского состояния — он заменит разрозненные региональные системы органов загса и переведет весь документооборот в единый электронный вид.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Единый центр

Объединение информационных систем таможни и налоговой начали обсуждать в декабре 2015 года, тогда правительство решило создать на базе ФНС единый центр по администрированию налоговых и неналоговых платежей. В январе 2016 года глава Минфина Антон Силуанов рассказывал, что полная интеграция систем ФТС и ФНС займет два года. Единая система поможет отследить «всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей» — и позволит «мобилизовать те доходы, которых сегодня мы не видим», говорил Силуанов.

На деле интеграция систем таможни и налоговой уже идет, механизм был запущен еще в 2016 году, и ведомства на постоянной основе обмениваются данными из своих баз — ФНС видит данные о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров, говорит источник РБК в ФТС. «Например, у вас с соседом один ноутбук на двоих, но вы не можете работать на нем одновременно — он либо у вас, либо у соседа. Интегрированная система ФТС и ФНС — это, условно, два ноутбука, два сервера, которые между собой соединены», — объясняет собеседник РБК. Интеграция помогает эффективнее применять риск-ориентированный подход, более точно находить предмет контроля. Следующий этап этой интеграции — налаживание системы прослеживаемости товаров, чтобы товар можно было проследить от этапа ввоза до этапа реализации в рознице, поясняют в ФТС.

Взаимодействие ФТС и ФНС может дать мощный синергетический эффект, считает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский, интеграция позволит более эффективно бороться с налоговыми схемами, в первую очередь таможенными «каруселями» (схема уклонения от уплаты НДС. — РБК) и серым импортом, считает он.​ «И у тех и у других в принципе единая задача — наполнять казну. Администрирование в ФНС уже налажено, и если поставить грамотного зама, который будет курировать таможенный блок, то проблем не будет», — рассуждает Успенский.

У ФТС дела похуже

Функции таможни и налоговой пересекаются в незначительной степени, считает заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко, и межведомственный обмен работает неэффективно. «Если бы сотрудничество между ведомствами было эффективным, то тогда бы не вставал вопрос о создании единого фискального органа. Каждый бы занимался своим делом как нужно. Таким образом, можно говорить о том, что ФТС испытывает какие-то проблемы, потому что мы слышим предложения объединить ее с налоговой службой, и никак не наоборот», — подчеркивает Корниенко.

О создании единого фискального органа Игорь Шувалов говорит не первый год и возобновление обсуждения этой темы связано с началом нового политического периода, считает доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга ​РАНХиГС Татьяна Сафонова: оба ведомства имеют опыт по сбору доходов, и цель объединения позволит сократить административные затраты в том числе за счет слияния функционала.

ФТС и ФНС являются крупнейшими администраторами доходов бюджета: в 2016 году ФНС собрала в федеральный бюджет 6,92 трлн руб., а ФТС — 4,98 трлн руб., следует из данных Казначейства. В сумме это более 88% всех бюджетных доходов. За десять месяцев 2017 года службы собрали для бюджета 11,16 трлн руб.: ФНС перечислила в казну 7,54 трлн руб. (86,6% от прогнозного показателя), ФТС — 3,62 трлн руб. (80,8% от прогноза).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *