Налоговое планирование и оптимизация

Автор: | 25.08.2018

Содержание

Оптимизация налогов и налоговое планирование

Налоговая оптимизация (налоговое планирование) — что это?

  • Способы налогового планирования

  • Учетная политика

  • Полезные ссылки

  • В первую очередь необходимо понимать, что наша Родина заинтересована в максимально возможном поступлении налогов и контролирует полноту исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом налогоплательщики не заинтересованы уплачивать налоги в максимальном размере и ищут пути решения этого вопроса.

    Конечно же, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым и вовсе не по силам, но не стоит для этого прибегать к черным (незаконным) схемам т.к. существуют и белые, т.е. законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией.

    Разрабатывая алгоритмы налоговой оптимизации необходимо помнить, что арбитражная практика ввела понятие "налоговая выгода" (Постановление Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006), поэтому сама схема налоговой оптимизации не должна приводить к нарушению законов. Достичь этой цели можно с помощью налогового планирования.

    Налоговая оптимизация (налоговое планирование) — что это?

    Налоговое планирование – это такое планирование финансово-хозяйственных операций, которое позволяет организации уплачивать законно установленные налоги и не платить излишние суммы налогов (сборов), т.е. это комплекс мероприятий, целью которых является построение рациональной системы налогообложения организации на основе законов. Построение рациональной системы налогообложения основано на методах планирования доходов и расходов, использования отсрочек и рассрочек уплаты налогов, получения инвестиционного налогового кредита, способах и методах признания доходов и расходов, использования резервов, льгот и освобождений.

    Налоговое планирование прежде всего позволяет ответить на 3 основных вопроса:

    • какую сумму налогов и в какие сроки надо платить;

    • имеется ли возможность минимизировать налоговые платежи;

    • как выявить и минимизировать налоговые риски.

    При этом всегда надо держать в уме, что даже если законом четко указано – как поступать налогоплательщику, налоговые органы могут иметь другую точку зрения, что неизбежно влечет спор.

    Способы налогового планирования

    Осуществление налогоплательщиком налогового планирования означает выполнение следующих основных функций:

    1. Оптимизация налогообложения (постоянное изыскание возможностей по уменьшению налогового бремени).

    2. Планирование сроков и сумм уплаты налогов путем составления бюджета.

    3. Отслеживание сроков уплаты налогов.

    4. Минимизация штрафных санкций и пеней.

    5. Выявление и анализ налоговых рисков.

    6. Прогнозирование изменений налогового законодательства.

    Способы налогового планирования можно разделить на несколько видов:

    1. Выбор оптимальной организационно-правовой формы ведения бизнеса

    2. Использование пробелов в законах

    3. Выявление ошибок при расчете и уплате налогов путем создания внутреннего контроля.

    4. Применение налоговых льгот

    5. Правильное формирование учетной политики

    6. Применение оффшоров

    7. Использование льготных схем налогообложения

    8. Правильная организация договорной работы

    9. Прогнозирование изменений налогового законодательства

    Одним из эффективных способов оптимизации налогообложения является учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

    Схематично изложнное можно представить так:

    Учетная политика

    Учетная политика – это определенные принципы, основы, обычаи, правила и практические приемы, принятые организацией для формирования бухгалтерского учета и подготовки финансовой и налоговой отчетности.

    С 01.01.2007 в статью 11 Налогового кодекса РФ внесено определение учетной политики, согласно которому учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

    При разработке учетной политики организации предстоит решить следующие задачи:

    1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющем осуществить анализ хозяйственной деятельности организации.

    2. Создать оптимальную схему налогового учета.

    3. Предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие налоговому законодательству.

    4. Создать систему организации документооборота и учета информации.

    Т.о. в учетной политике необходимо описать все нюансы деятельности именно вашей организации: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в такой политике лучше всего оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса.

    22 способа оптимизации налогов организации

    Принимая какое-либо решение об оптимизации, нужно тщательно проанализировать сделку для того, чтобы она не вызывала интереса налоговиков.

    Учетная политика для целей налогообложения является обязательным документом. Так в соответствии с п. 12 ст. 167 НК:

    Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

    Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

    Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

    Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

    Читать следующую статью на эту тему: Проверка контрагентов на добросовестность

    Статья подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 18.03.2012.

    Статья написана и размещена 01.05.2011. Дополнена — 18.03.2012

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

    Полезные ссылки по теме "Оптимизация налогов и практические вопросы ее применения"

    1. НДФЛ с наследства

    2. Налоговая ответственность за непредставление документов

    3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

    4. Что такое налоговая выгода

    5. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

    6. Оптимизация зарплатных налогов

    7. Налоговое планирование

    8. Как уменьшить налоговые риски бизнеса

    9. Проверка контрагентов на добросовестность

    10. Что делать, когда к вам пришла налоговая проверка

    11. Признаки недобросовестности налогоплательщиков

    12. Что такое фирма — однодневка

    13. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

    Тэги: оптимизация налогов, налоговая оптимизация, методы, схемы, налоговое планирование, налоговая нагрузка

    Главная — Статьи

    Виды налогового планирования

    Виды налогового планирования могут классифицироваться, в частности, по следующим основаниям:

    1) в зависимости от формы предпринимательской деятельности:

    налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей;

    налоговое планирование деятельности организаций;

    2) в соответствии со стадией хозяйственной деятельности:

    налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса (выбор формы предпринимательской деятельности, выбор территории ведения бизнеса, выбор системы налогообложения и т.д.);

    налоговое планирование на стадии развития бизнеса;

    налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;

    налоговое планирование на стадии ликвидации бизнеса;

    3) исходя из объемов хозяйственной деятельности:

    налоговое планирование малого бизнеса;

    налоговое планирование среднего бизнеса;

    налоговое планирование крупного бизнеса;

    налоговое планирование в интегрированных структурах (холдинги, корпорации и т.д.);

    4) в зависимости от объектов налогового планирования:

    налоговое планирование деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в целом;

    налоговое планирование структурных подразделений (филиалов, представительств и иных территориально обособленных подразделений);

    5) исходя из направленности и масштабов налогового планирования:

    стратегическое налоговое планирование, т.е. налоговое планирование всей деятельности организации (индивидуального предпринимателя) на продолжительный период;

    оперативное (текущее) налоговое планирование, т.е. налоговое планирование отдельной хозяйственной операции либо совокупности взаимосвязанных хозяйственных операций.

    Налоговое планирование целесообразно также разделить в зависимости от продолжительности планового периода на:

    долгосрочное (период более года);

    среднесрочное (период от месяца до года);

    оперативное (период не превышает месяца).

    Некоторые исследователи, например В.В. Муравьев, особенно подчеркивают необходимость текущего планирования, выделяя следующие мероприятия:

    Налоговая
    нагрузка

    Мероприятия и требования
    к персоналу

    Потребность в
    налоговом
    планировании /
    Периодичность

    10 — 30%

    Четкое ведение бухгалтерского
    учета, внутреннего
    документооборота,
    использование прямых льгот

    Минимальна /
    разовые
    мероприятия

    Уровень профессионального
    бухгалтера.
    Разовые консультации внешнего
    налогового консультанта

    30 — 55%

    Налоговое планирование
    становится частью общей
    системы финансового управления
    и контроля, специальная
    подготовка (планирование)
    контрактных схем типовых,
    крупных и долгосрочных
    контрактов.
    Требуется наличие специально
    подготовленного персонала,
    контроль и руководство со
    стороны финансового директора.
    Абонентское обслуживание в
    специализированной компании

    Необходимо /
    регулярные
    мероприятия

    55 — 80%

    Важнейший элемент создания и
    стратегического планирования
    деятельности организации и
    ее текущей ежедневной
    деятельности по всем внешним
    и внутренним направлениям.
    Требуется наличие специально
    подготовленного персонала и
    организация тесного
    взаимодействия со всеми
    службами с организацией и
    контролем со стороны члена
    совета директоров.
    Постоянная работа с внешним
    налоговым консультантом и
    наличие налогового адвоката.
    Специальная программа
    развития, обязательный
    налоговый анализ и экспертиза
    любых организационных,
    юридических или финансовых
    мероприятий и инноваций
    налоговыми консультантами

    Жизненно
    необходимо /
    ежедневные
    мероприятия

    Более 80%

    Смена сферы деятельности и
    (или) налоговой юрисдикции

    При этом определяется конкретная роль сотрудников организации в текущем планировании каждой сделки в отдельности.

    Так, менеджер дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения.

    Бухгалтер проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет, с учетом прямых и косвенных налогов.

    Юрист анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом "узких мест" при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом "узких мест" при ее исполнении.

    Иной подход к планированию налогов предлагается Е.В. Акиловой. Она считает, что все налоги условно можно разделить на следующие группы.

    1. Налоги, находящиеся "внутри себестоимости" (например, единый социальный налог, далее — ЕСН).

    Снижение этих налогов ведет к снижению себестоимости продукции, что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли организации и соответственно увеличивает налоговые платежи в бюджет по налогу на прибыль. В результате эффект от снижения этих налогов очень незначителен.

    2. Налоги, находящиеся "вне себестоимости" (например, налог на добавленную стоимость, далее — НДС).

    Для этой группы налогов важно добиться уменьшения разницы, подлежащей уплате в бюджет. Напомним, что порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, установленный гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагает, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов, т.е. методом зачета. В связи с чем для этой группы налогов оптимизация заключается в выборе контрагентов, с которыми работает субъект хозяйственной деятельности.

    3. Налоги, находящиеся "над себестоимостью" (например, налог на прибыль).

    Чтобы минимизировать налоговые платежи по данной категории налогов, налогоплательщик должен стремиться либо к снижению налогооблагаемой базы, либо к уменьшению ставки налога. Причем добиться уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль можно путем увеличения налогов, находящихся "внутри себестоимости".

    Н.О. Овчинникова отмечает, что следует придавать особое значение налоговому планированию:

    на стадии создания предприятия (с момента возникновения идеи об организации предприятия);

    на стадии функционирования предприятия (в процессе текущей хозяйственной деятельности).

    Классический налоговый план должен включать в себя следующие разделы:

    1) построение схемы исчисления налогов (в соответствии с выбранной системой налогообложения);

    2) определение совокупных налоговых издержек;

    3) расчет финансового результата деятельности предприятия (с учетом величины налоговых издержек) и основных налоговых показателей, отражающий эффективность налогообложения;

    4) составление налогового календаря, отражающего обязательства предприятия по уплате налогов.

    Оптимизационный налоговый план должен содержать, помимо основных, перечисленных для классического плана, разделов, еще и дополнительные, т.е. состоять из следующих разделов:

    1) разработка календарного плана мероприятий по реализации налоговой схемы;

    2) построение схемы исчисления налогов (в соответствии с выбранной системой налогообложения и конкретной налоговой схемой);

    3) определение совокупных налоговых издержек;

    4) определение дополнительных издержек, связанных с реализацией налоговой схемы;

    5) расчет финансового результата деятельности предприятия (с учетом величины налоговых издержек и дополнительных издержек) и основных налоговых показателей, отражающий эффективность налогообложения;

    6) учет налоговых рисков;

    7) составление налогового календаря, отражающего обязательства предприятия по уплате налогов.

    Для правильного установления отпускных цен на работы и услуги, корректного расчета затрат и финансовых результатов, формирования жизнеспособного плана денежных поступлений и выплат необходимо учесть установленную законодательством совокупность налогов, уплачиваемых предприятием. Поэтому в состав финансового и любого плана, разрабатываемого на предприятии, следует включать отдельным разделом расчет налогов.

    Налоговые издержки должны учитываться при составлении плана доходов и расходов предприятия, основной целью которого является расчет финансового результата его деятельности. Форма составления плана доходов и расходов и показатели, входящие в его состав, напрямую зависят от налогового режима, под который подпадает рассматриваемое предприятие.

    При составлении плана денежных поступлений и выплат (плана движения денежной наличности) налоги учитываются в разделе платежей предприятия. Назначение этого плана — правильное планирование денежной наличности, так как вполне рентабельные фирмы терпят банкротство из-за того, что у них не хватает оборотных средств.

    Налоговое планирование и оптимизация налогов

    В плане денежных поступлений и выплат налоговые платежи по отдельным налогам включаются единой суммой. Все платежи строго относятся на тот месяц, где они планируются к уплате. Поэтому необходимо установить строгое соответствие между этим планом и налоговым календарем предприятия. План денежных поступлений и выплат позволяет оценить, в каком месяце у предприятия может возникнуть дефицит. Как правило, дефицит денежных средств приходится на периоды, наиболее отягощенные налоговыми платежами. Предприятию бывает затруднительно отсрочить уплату налогов, но те из платежей, уплату которых возможно варьировать во времени, оно может перенести на другой, более благоприятный период.

    В заключительной части налогового раздела плана следует привести расчет эффективности налогообложения. В качестве основного оценочного показателя возможно использовать показатель эффективности затрат на мероприятия, осуществляемые в рамках выбранной системы налогового планирования.

    Заключительным этапом работы по внедрению налогового планирования на предприятии должен стать процесс организации внутреннего налогового контроля. На крупных предприятиях этой работой занимаются специальные структуры: службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные службы и т.п. На средних и мелких предприятиях основные функции по организации налогового контроля должны взять на себя руководители предприятия. Основные исполнители контроля — это привлекаемые извне специалисты (как правило, внешние аудиторы). Поэтому еще одним вариантом организации работы малых предприятий в области налогового планирования может быть заключение договора со специализированной аудиторской компанией на осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты предприятием налогов (налогового аудита) и получение консультаций по вопросам, связанным с налогообложением.

    Налоговое планирование

    Оптимизация налогов и налоговое планирование

    Налоговая оптимизация (налоговое планирование) — что это?

  • Способы налогового планирования

  • Учетная политика

  • Полезные ссылки

  • В первую очередь необходимо понимать, что наша Родина заинтересована в максимально возможном поступлении налогов и контролирует полноту исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом налогоплательщики не заинтересованы уплачивать налоги в максимальном размере и ищут пути решения этого вопроса.

    Конечно же, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым и вовсе не по силам, но не стоит для этого прибегать к черным (незаконным) схемам т.к. существуют и белые, т.е. законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией.

    Разрабатывая алгоритмы налоговой оптимизации необходимо помнить, что арбитражная практика ввела понятие "налоговая выгода" (Постановление Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006), поэтому сама схема налоговой оптимизации не должна приводить к нарушению законов. Достичь этой цели можно с помощью налогового планирования.

    Налоговая оптимизация (налоговое планирование) — что это?

    Налоговое планирование – это такое планирование финансово-хозяйственных операций, которое позволяет организации уплачивать законно установленные налоги и не платить излишние суммы налогов (сборов), т.е. это комплекс мероприятий, целью которых является построение рациональной системы налогообложения организации на основе законов. Построение рациональной системы налогообложения основано на методах планирования доходов и расходов, использования отсрочек и рассрочек уплаты налогов, получения инвестиционного налогового кредита, способах и методах признания доходов и расходов, использования резервов, льгот и освобождений.

    Налоговое планирование прежде всего позволяет ответить на 3 основных вопроса:

    • какую сумму налогов и в какие сроки надо платить;

    • имеется ли возможность минимизировать налоговые платежи;

    • как выявить и минимизировать налоговые риски.

    При этом всегда надо держать в уме, что даже если законом четко указано – как поступать налогоплательщику, налоговые органы могут иметь другую точку зрения, что неизбежно влечет спор.

    Способы налогового планирования

    Осуществление налогоплательщиком налогового планирования означает выполнение следующих основных функций:

    1. Оптимизация налогообложения (постоянное изыскание возможностей по уменьшению налогового бремени).

      Налоговое планирование

    2. Планирование сроков и сумм уплаты налогов путем составления бюджета.

    3. Отслеживание сроков уплаты налогов.

    4. Минимизация штрафных санкций и пеней.

    5. Выявление и анализ налоговых рисков.

    6. Прогнозирование изменений налогового законодательства.

    Способы налогового планирования можно разделить на несколько видов:

    1. Выбор оптимальной организационно-правовой формы ведения бизнеса

    2. Использование пробелов в законах

    3. Выявление ошибок при расчете и уплате налогов путем создания внутреннего контроля.

    4. Применение налоговых льгот

    5. Правильное формирование учетной политики

    6. Применение оффшоров

    7. Использование льготных схем налогообложения

    8. Правильная организация договорной работы

    9. Прогнозирование изменений налогового законодательства

    Одним из эффективных способов оптимизации налогообложения является учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

    Схематично изложнное можно представить так:

    Учетная политика

    Учетная политика – это определенные принципы, основы, обычаи, правила и практические приемы, принятые организацией для формирования бухгалтерского учета и подготовки финансовой и налоговой отчетности.

    С 01.01.2007 в статью 11 Налогового кодекса РФ внесено определение учетной политики, согласно которому учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

    При разработке учетной политики организации предстоит решить следующие задачи:

    1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющем осуществить анализ хозяйственной деятельности организации.

    2. Создать оптимальную схему налогового учета.

    3. Предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие налоговому законодательству.

    4. Создать систему организации документооборота и учета информации.

    Т.о. в учетной политике необходимо описать все нюансы деятельности именно вашей организации: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в такой политике лучше всего оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса. Принимая какое-либо решение об оптимизации, нужно тщательно проанализировать сделку для того, чтобы она не вызывала интереса налоговиков.

    Учетная политика для целей налогообложения является обязательным документом. Так в соответствии с п. 12 ст. 167 НК:

    Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

    Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

    Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

    Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

    Читать следующую статью на эту тему: Проверка контрагентов на добросовестность

    Статья подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 18.03.2012.

    Статья написана и размещена 01.05.2011. Дополнена — 18.03.2012

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

    Полезные ссылки по теме "Оптимизация налогов и практические вопросы ее применения"

    1. НДФЛ с наследства

    2. Налоговая ответственность за непредставление документов

    3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

    4. Что такое налоговая выгода

    5. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

    6. Оптимизация зарплатных налогов

    7. Налоговое планирование

    8. Как уменьшить налоговые риски бизнеса

    9. Проверка контрагентов на добросовестность

    10. Что делать, когда к вам пришла налоговая проверка

    11. Признаки недобросовестности налогоплательщиков

    12. Что такое фирма — однодневка

    13. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

    Тэги: оптимизация налогов, налоговая оптимизация, методы, схемы, налоговое планирование, налоговая нагрузка

    Главная — Статьи

    Планирование налога на доходы физических лиц

    Основной целью планирования налога на доходы физических лиц являются разработка четкой кадровой политики предприятия и планирование налогообложения и рисков. Также целями планирования являются оптимизация налогообложения и прогнозирование.

    В целом планирование проходит следующие этапы:

    1) планирование численности работников;

    2) планирование численности работников, доходы которых облагаются по ставке 13% годовых;

    3) планирование численности работников, доходы которых облагаются по ставке 35%;

    4) планирование сумм налогов.

    Пример

    Количес-
    тво
    человек

    Количес-
    тво
    человек
    13% НДФЛ

    Количес-
    тво
    человек
    35% НДФЛ

    Фонд
    заработ-
    ной платы

    Сумма
    налогов
    по
    ставке
    13%

    Сумма
    налогов
    по
    ставке
    35%

    Общая
    планиру-
    емая
    сумма

    Самым важным фактором, влияющим на уровень налогового планирования, является информационное обеспечение деятельности.

    Информационное обеспечение деятельности может быть достигнуто следующими путями:

    мониторинг нормативно-правовой базы и изменений в законодательстве;

    анализ разъяснений Минфина России, налоговых инспекций.

    В основу информационного обеспечения должен быть положен принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом действующего законодательства. Более того, в основу информационного обеспечения должна быть заложена концепция постоянного мониторинга законодательства. В том числе мониторингу должны подвергаться основные виды хозяйственной деятельности.

    Некоторые компании игнорируют значимость контрольных мероприятий, вместе с тем именно контрольные мероприятия позволяют оценить эффективность налогового планирования. Среди контрольных мероприятий можно назвать следующие:

    контроль за своевременностью и правильностью исполнения налоговых обязательств;

    исследование причин невыполнения обязательств.

    К прогнозным мероприятиям можно отнести:

    составление годовых прогнозов налоговых обязательств организации;

    исследование причин неуплаты налогов, несвоевременной уплаты налогов, штрафов и пени;

    планирование налоговых обязательств при осуществлении сделок;

    планирование финансовых результатов организации;

    прогноз возможных рисков, причин отклонений показателей деятельности организации.

    К рискам относятся рискованные сделки, отклонения, связанные с увеличением или уменьшением прибыли, в том числе количества прибыльных сделок, увеличение затрат, например затрат на оплату персонала, проведение капитального ремонта, открытие новых направлений деятельности. На планирование результатов деятельности также могут оказывать влияние схемы финансовых, документарных и товарно-материальных потоков. В связи с этим при осуществлении планирования требуется особое рассмотрение "узких мест" с точки зрения налоговых последствий, в том числе рассмотрение судебной практики.

    Применительно к налогу на доходы физических лиц к рискованным мероприятиям относятся:

    прием сотрудников, не обладающих полным комплектом документов, необходимых при приеме на работу;

    прием значительного числа иностранной рабочей силы;

    значительное число гражданско-правовых договоров.

    Минимизировать риски позволит наличие локальных нормативных актов, закрепляющих порядок ведения учета, внутреннего документооборота и использования льгот. Локальные нормативные акты будут служить в качестве доказательственной базы при проведении налоговых проверок, а также позволят систематизировать ведение учета на предприятии, усилить контроль со стороны руководства. Особенно это касается больших предприятий, имеющих разветвленную филиальную и представительскую сеть.

    Налоговые риски.

    Следует отметить следующие правовые риски по различным категориям налоговых нарушений, которые необходимо учитывать при осуществлении планирования налогов.

    1. Задержка в перечислении НДФЛ.

    Задержка с перечислением НДФЛ говорит о ненадлежащем исполнении обязанности налогового агента. Подобные нарушения, в частности, признали судьи ФАС Поволжского округа в Постановлении от 11 октября 2006 г. N А12-33216/05-С3. Есть и другие судебные решения в пользу налоговых органов, выносящие решения о штрафах налоговых агентов за несвоевременный расчет с бюджетом (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 апреля 2005 г. N А43-4707/2003-31-182). При этом существует и прямо противоположная позиция, которая представлена, например, в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2008 г. N А33-9185/07-Ф02-2808/08 по делу N А33-9185/07, ФАС Уральского округа от 11 марта 2008 г. N Ф09-1210/08-С2 по делу N А76-8227/07. Она основана на том, что ст. 123 Кодекса предусматривает ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, а отнюдь не за нарушение сроков по уплате налога. Иначе говоря, если организация перечислила НДФЛ в бюджет, то она по факту исполнила свою обязанность. Следовательно, состав правонарушения по ст. 123 Кодекса попросту отсутствует.

    2. Вынужденный прогул.

    Минфин России в своем письме от 17 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/236 поясняет особенности исполнения организацией обязанностей налогового агента при выплате дохода в виде заработной платы за время вынужденного прогула, взысканной с организации на основании решения суда.

    В письме отмечается, что в этом случае организация, производящая выплаты работнику в виде заработной платы за время вынужденного прогула, подлежащей налогообложению НДФЛ, признается налоговым агентом, который обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

    3. Налоговые вычеты больше доходов.

    В ситуации, когда сумма налоговых вычетов в целом за год оказывается больше суммы доходов за тот же налоговый период, налоговая база принимается равной нулю, но разница между данными величинами на следующий год уже не переносится.

    Подобную точку зрения Минфин высказывал и ранее, в частности в письме от 22 января 2007 г. N 03-04-06-01/12. Однако, как ни парадоксально, судьи с подобной позицией соглашаются далеко не всегда. Примером тому могут служить Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2007 г. N А19-19632/06-Ф02-1816/07, от 28 февраля 2007 г. N А69-2980/05-2(11)-Ф02-724/07 по делу N А69-2980/05-2(11), ФАС Волго-Вятского округа от 29 января 2007 г. N А31-11712/2005-19.

    4. Уплата НДФЛ обособленными подразделениями.

    Особенности уплаты НДФЛ обособленными подразделениями состоят в следующем. Пунктом 7 ст. 226 Налогового кодекса на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм НДФЛ как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения, независимо от того, выделено или не выделено подразделение на отдельный баланс.

    Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащей налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

    Вышеизложенный порядок применяется независимо от того, когда созданы структурные подразделения организации.

    На основании вышеизложенного исчисленный и удержанный НДФЛ с доходов работников структурных подразделений подлежит перечислению в бюджет по местонахождению этого структурного подразделения.

    5. Добровольное медицинское страхование.

    Согласно п. 3 ст.

    Оптимизация налогов и налоговое планирование

    213 НК РФ, включая в социальный пакет медицинскую страховку, компания не будет удерживать НДФЛ с суммы, которая перечисляется страховой компании, поскольку данная выплата не входит в совокупный годовой доход работника. НДФЛ не удерживается также при выплате сотруднику страхового возмещения, полученного от страховой компании (подп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ). Кроме того, на эти суммы не начисляются ЕСН и взносы в Пенсионный фонд. При этом нужно выполнить одно условие: договор на добровольное медицинское страхование сотрудника компании должен быть заключен на срок не менее года (подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

    Сумма, уплаченная страховой компании, будет уменьшать налог на прибыль, если компания в трудовых (коллективном) договорах указывает, что ее сотрудникам предоставляется медицинская страховка (п. 16 ст. 255 НК РФ). Однако, даже прописав такое условие в коллективном договоре, компания может столкнуться с риском непризнания страховых премий по договорам добровольного медицинского страхования сотрудников при смене застрахованных лиц в течение года. Как правило, в условиях договоров на добровольное медицинское страхование предусматривается, что по согласованию сторон могут вноситься изменения в списки застрахованных сотрудников компании (например, если один из сотрудников увольняется или компания принимает на работу нового сотрудника). Налоговые органы, увидев, что в течение года произошли изменения в списке застрахованных, могут не принять расходы по добровольному медицинскому страхованию уволенных сотрудников компании для целей уменьшения налогооблагаемой базы, так как в данном случае договор страхования таких сотрудников будет длиться менее года.

    6. Компенсация расходов за пользование мобильной связью.

    В настоящее время многие компании компенсируют своим сотрудникам расходы на оплату услуг мобильной связи, используемых в служебных целях. Компенсировать такие расходы компания может в соответствии со ст. 188 ТК РФ, согласно которой конкретную сумму данных расходов следует указывать в соглашении между сотрудником и компанией. Это означает, что с суммы компенсации расходов на мобильную связь не нужно удерживать НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ) и начислять ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Важно отметить, что и Налоговый кодекс РФ не устанавливает каких-либо ограничений для таких компенсаций, соответственно любой их объем можно учесть в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    7. Оплата питания.

    Оплату стоимости питания компания может либо полностью взять на себя, либо существенно доплачивать за своих сотрудников, либо предоставлять им питание по символической цене. Бесплатное питание или питание по льготным ценам должно быть предусмотрено трудовым или коллективным договором (п. 25 ст. 270 НК РФ). В противном случае компания не сможет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на такие расходы, за исключением ситуации, когда отдельным категориям работников бесплатное или льготное питание положено на основании закона (письмо УМНС России по г. Москве от 13 марта 2003 г. N 26-08/13973 "О налоге на прибыль организаций").

    В любом случае, если компания организует для своих сотрудников питание по льготным ценам или бесплатно, возникает налогооблагаемая база по НДФЛ, так как компания полностью или частично оплачивает услуги по предоставлению питания сотрудникам (п. 1 ст. 210 НК РФ). Причем в налоговую базу включается полная стоимость обедов с учетом НДС (п. 1 ст. 211 НК РФ), а датой возникновения дохода для сотрудника компании в данном случае будет дата получения дохода в натуральной форме (ст. 223 НК РФ).

    Основной проблемой в данной ситуации является правильное определение величины налоговой базы по НДФЛ исходя из уровня рыночных цен (п. 1 ст. 211 НК РФ), иначе налоговые органы смогут пересчитать используемые цены, доначислив налоги и пени (ст. 40 НК РФ).

    На практике для компании определить рыночную стоимость обедов — весьма непростая задача, так как очень сложно найти сопоставимые рыночные цены. Как вариант — компания может использовать показатель своих расходов на предоставленное работнику питание. Величина дохода сотрудника, частично оплачивающего свое питание, будет определяться как разность между расходами, компенсируемыми компанией, и самостоятельно оплаченной суммой. Величина расходов, приходящихся на одного сотрудника, может быть получена путем деления всех расходов на питание на количество сотрудников, обедающих в офисе.

    Налоговое планирование, Оптимизация НДФЛ, НДФЛ

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *