Наценка в столовых

Автор: | 03.05.2019

Содержание

Учет продукции общественного питания столовой бюджетного учреждения

М. Зарипова

Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2016

В статье рассмотрены вопросы, связанные с выпуском готовых блюд и их реализацией в бюджетном учреждении. В частности, освещены особенности: – калькулирования стоимости готовых блюд; – применения наценки при расчете цены готовой продукции, выпускаемой в столовой образовательного учреждения; – отражения на счетах бухгалтерского учета операций по формированию стоимости готовой продукции и ее реализации.

Многие бюджетные учреждения имеют в своем составе структурные подразделения – столовые, в которых организуется изготовление готовых блюд для питания сотрудников и студентов (учащихся). Предоставление питания осуществляется за плату, при этом размер наценки регулируется нормативно-правовыми актами субъекта РФ. В статье мы рассмотрим вопросы, связанные с выпуском готовых блюд и их реализацией в бюджетном учреждении.

Продукция столовых общественного питания, реализуемая за плату, в целях бухгалтерского учета является готовой продукций и учитывается на счете 0 105 37 000 «Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения» (п. 121 Инструкции № 157н). Рассмотрим особенности учета и реализации готовой продукции.

Нормативно-плановая себестоимость готовых блюд

Особенности учета готовой продукции приведены в п. 38 – 48 Инструкции № 174н.

Одной из таких особенностей является то, что принятие к учету готовой продукции осуществляется по плановой (нормативно-плановой) себестоимости на дату ее выпуска. Выбытие готовой продукции при ее отпуске заказчику отражается также по плановой (нормативно-плановой) себестоимости.

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 174н

Принята к учету готовая продукция по плановой (нормативно-плановой) себестоимости

2 105 37 340

2 109 60 200

Пункт 39

Списана с учета готовая продукция при отпуске ее заказчику по плановой (нормативно-плановой) себестоимости

2 401 10 130

2 105 37 440

Пункт 42

На практике часто возникает вопрос: как определяется нормативно-плановая себестоимость готовых блюд общественного питания? Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минфина РФ от 22.04.2016 № 02-07-05/23495 (далее – Письмо № 02-07-05/23495). В нем чиновники финансового ведомства отметили следующее. Особенность ценообразования в общественном питании заключается в том, что себестоимость каждой единицы выпускаемой продукции (блюда) не определяется. Однако для каждого изделия собственного производства рассчитывается цена реализации. Цены реализации блюд определяются методом калькуляции на основании указанных в сборниках рецептур норм закладки сырья.

Рекомендуемые сборники приведены в письмах Минторга РФ от 07.06.1999 № 21-9/410, Роскомторга от 15.07.1996 № 1-806/32-9. Среди них:

  • Сборник технологических нормативов издания 1994 – 1997 годов;
  • Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России издания 1992 года;
  • Сборник рецептур блюд диетического питания издания 1988 года;
  • Сборник рецептур мучных кондитерских и хлебобулочных изделий издания 1986 года;
  • Сборник «Торты, пирожные, кексы, рулеты» издания 1978 года.

Кроме того, бюджетные учреждения могут использовать аналогичные сборники, выпущенные позднее, или изготавливать новые и фирменные изделия только в случаях разработки стандартов предприятий (СТП), технических условий (ТУ) и технико-технологических карт (ТТК) на них.

При разработке технико-технологических карт и стандартов предприятий (СТП) организациям общественного питания следует руководствоваться Разъяснениями МВЭС РФ от 12.07.1997 (Временный порядок разработки и утверждения технико-технологических карт на блюда и кулинарные изделия и Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятий).

Как отмечают специалисты Минфина (Письмо № 02-07-05/23495), с учетом того, что бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, определенная калькуляционным способом цена реализации изделия собственного производства является нормативно-плановой себестоимостью.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». Расчет продажных цен на блюда и изделия предприятиями общественного питания (столовыми) производится в калькуляционных карточках (ф. ОП-1), выпуск всех блюд на конкретный день – на основании плана-меню (ф. ОП-2).

Рассмотрим пример калькуляции готового блюда.

В меню столовой запланировано приготовление салата «Летний» (раскладка 25 Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, 1996). Калькуляция блюд осуществляется по I колонке раскладки. Расчет калькуляции составлен 01.07.2016.

Весовые нормы продуктов в сборниках рецептур блюд даны по брутто и нетто.

При брутто показывают вес необработанного сырья, то есть то количество сырья, которое необходимо взять для приготовления данного блюда, а при нетто – вес сырья непосредственно в готовом блюде.

Представим необходимые данные раскладки 25 в таблице.

Наименование продукта

Брутто (г)

Нетто (г)

Картофель молодой

128 / 120*

Огурцы свежие

Помидоры свежие

Лук зеленый

Фасоль стручковая консервированная или горошек зеленый

Яйца (шт.)

3 шт.

Сметана

Выход

1 000

* Масса вареного очищенного картофеля.

Цены реализации блюд определяются по нормам закладки брутто. Соль и специи включают в калькуляцию по нормам закладки по сборнику рецептур блюд.

Расчет стоимости блюда (кулинарного изделия) производится исходя из стоимости сырья (с учетом наценки), расходуемого на 100 порций блюд или 10 кг кулинарных изделий. Затем делением общей суммы стоимости набора сырья на 100 (или 10) определяется цена одной порции (или 1 кг изделия).

Цена продажи блюда (кулинарного изделия) сохраняется впредь до изменения сырьевого набора блюда (кулинарного изделия) или стоимости сырья. При изменении сырьевого набора (стоимости сырья) новая цена продажи исчисляется в следующей свободной графе калькуляционной карточки. Калькуляционные карточки регистрируются в специальном ре­естре.

Правильность исчисления цены продажи блюда (кулинарного изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации.

Рассчитаем стоимость одной порции салата «Летний».

Порядковый номер калькуляции, дата утверждения

№ 10
от 01.07.2016


п/п

Наименование продукта

Норма, кг

Цена, руб.

Сумма, руб.

Картофель молодой

1,6

Огурцы свежие

2,13

Помидоры свежие

1,88

Лук зеленый

1,50

Фасоль стручковая консервированная

1,33

Горошек зеленый консервированный

1,23

Яйца (шт.)

Сметана

2,4

Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд

Стоимость блюда

14,244

Наценка 50%*

7,122

Цена продажи блюда, руб. коп.

21,37

Выход одного блюда в готовом виде, г

* Устанавливается в соответствии с нормативно-правовым актом субъекта РФ.

Выпуск всех блюд на конкретный день определяется на основании плана-меню (ф. ОП-2). Меню составляется ежедневно в одном экземпляре заведующим производством накануне дня приготовления пищи, утверждается руководителем организации.

Предположим, что в столовой бюджетного учреждения 18 июля 2016 года планируется изготовить винегрет, борщ, блины картофельные с мясом и луком и т. д. При приготовлении готовых блюд используется Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, 2003. Общая сумма выпуска готовых блюд за 18.07.2016 составила 25 653 руб.

В плане-меню указываются наименования (графа 2) и номера (графа 4) блюд по сборнику рецептур или техническим условиям. Блюда в плане-меню записываются в следующей последовательности: закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и т. д.

Руководствуясь планом выпуска готовых блюд, 17 июля 2016 года заведующий производством утвердил следующий план-меню:

Номер по порядку

Блюдо и гарнир

Количество

Цена продажи, руб. коп.

Сумма, руб. коп.

Наименование и краткая характеристика

Код

Номер блюда по сборнику рецептур, ТТК, СТП

Выход одного блюда, г

Винегрет овощной

25,00

1 250

Борщ

30,00

3 000

Блины с мясом и луком

35,00

2 450

и т. д.

Итого

25 653

Далее отметим, что нормативно-плановая себестоимость продукции общественного питания за месяц будет рассчитана на основании всех планов-меню по столовой, составленных заведующим производством, которые будут сданы в бухгалтерию учреждения.

Предположим, что за июль 2016 года нормативно-плановая себестоимость изготовленной продукции общественного питания составила 196 800 руб. Вся продукция реализована покупателям.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принята к учету готовая продукция по нормативно-плановой себестоимости

2 105 37 340

2 109 60 200

196 800

Списана готовая продукция с учета при отпуске ее покупателям по нормативно-плановой себестоимости

2 401 10 130

2 105 37 440

196 800

Наценка, применяемая при расчете калькуляции готового блюда

Как было отмечено, нормативно-плановая себестоимость готовой продукции общественного питания определяется на основе калькуляции. В расчете конкретного блюда участвует наценка на сырьевой набор продуктов.

В соответствии с Методикой учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденной Роскомторгом 12.08.1994 № 1-1098/32-2, уровень наценок определяется и утверждается самостоятельно руководителем организации, если они не регулируются местными органами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право регулировать наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.06.2001 № 55 установлены следующие предельные уровни единой наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания (независимо от форм собственности) при общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования на территории Ленинградской области:

  • на покупные товары в мелкой расфасовке промышленного производства, реализуемые без дополнительной обработки (молоко, молочнокислые продукты, соки, кондитерские изделия), – 25%;
  • на хлеб и хлебобулочные изделия промышленного производства – 30%;
  • на продукцию собственного производства предприятий общественного питания, производимую на средства, предусмотренные в бюджетах муниципальных образований на текущий год и направляемые на льготное или бесплатное питание учащихся, а также на средства учащихся, работников общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования на основе абонементного обслуживания скомплектованными рационами – 47%.

В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.05.2010 № 282 предельная наценка (включая торговую надбавку) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, расположенных на территории Нижегородской области, составляет не более 50% к ценам приобретения сырья и покупных товаров.

Таким образом, при расчете продажной цены готовых блюд столовой бюджетному учреждению необходимо при установлении размера наценки руководствоваться нормативно-правовыми актами субъекта РФ.

Фактическая себестоимость готовых блюд

Фактическая себестоимость готовой продукции складывается из фактических затрат учреждения, которые определяются по окончании месяца (п. 122 Инструкции № 157н, Письмо № 02-07-05/23495). При этом все произведенные затраты подразделяются на прямые, накладные и общехозяйственные, для учета которых применяются соответствующие счета бухгалтерского учета (п. 58 Инструкции № 174н):

  • 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 2 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 2 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».

Перечень прямых расходов определяется в учетной политике. Отметим, что при выпуске продукции общественного питания прямыми расходами будут стоимость сырьевого набора продуктов питания, участвующих в приготовлении блюда, заработная плата поваров и отчисления с нее во внебюджетные фонды, амортизация основного оборудования.

Расходы на оплату коммунальных услуг (электро-, тепло-, газо­снабжение и т. д.), услуг связи являются накладными. Если в столовой установлены счетчики электропитания, на водо- и теплоснабжение, то данный вид расходов может перейти в состав прямых затрат.

Затраты, связанные с процессом управления учреждением, попадают в разряд общехозяйственных расходов. Например, заработная плата руководителя организации и других специалистов администрации будут являться общехозяйственными расходами.

Если накладные и общехозяйственные расходы (в части себестоимости готовой продукции, работ, услуг) не могут быть прямо отнесены на выпуск продукции, то они распределяются косвенным образом, как правило, пропорционально каким-либо показателям (установленным базам). Они относятся на себестоимость услуг через расчетные коэффициенты. Основанием для распределения накладных (общехозяйственных) расходов могут быть прямые материальные затраты, заработная плата основного персонала и т. д. (п. 134, 135 Инструкции № 157н). Способ распределения накладных и общехозяйственных расходов закрепляется в учетной политике бюджетного учреждения.

Все операции по распределению фактических затрат на себестоимость конкретных видов готовой продукции подлежат документальному оформлению справками (ф. 0504833) с приложением расчетов их распределения.

Корреспонденции счетов по формированию себестоимости приведены в п. 60 – 62 Инструкции № 174н. Представим их в таблице:

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 174н

Сформирована себестоимость в части прямых затрат

Пункт 60

на приобретение продуктов питания

2 109 60 272

2 105 32 440

на выплату заработной платы поварам

2 109 60 211

2 302 11 730

на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды

2 109 60 213

2 303 00 730

на приобретение основных средств стоимостью до 3 000 руб.

2 109 60 271

2 101 00 410*

Сформирована себестоимость в части накладных расходов

на оплату коммунальных услуг

2 109 70 223

2 302 23 730

на оплату услуг связи

2 109 70 221

2 302 21 730

на содержание имущества

2 109 70 225

2 302 25 730

Списаны накладные расходы на себестоимость готовой продукции

2 109 60 200**

2 109 70 200**

Списаны общехозяйственные расходы на себестоимость готовой продукции

2 109 60 200**

2 109 80 200**

Пункт 62

* Применяются соответствующие группа и код вида синтетического счета.

** Применяется соответствующая статья или подстатья ­КОСГУ (211 – 226, 271, 272, 290).

Учет отклонений от фактической себестоимости готовых блюд

Как мы уже говорили, фактическая себестоимость готовой продукции определяется по окончании месяца (п. 122 Инструкции № 157н). При этом возникающие отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) учитываются следующим образом:

1. В случае превышения фактической себестоимости над нормативно-плановой себестоимостью:

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 174н

В части нереализованной продукции

2 105 37 340

2 109 60 200

Пункт 40

В части реализованной продукции

2 401 10 130

2 109 60 200

В части продукции, списанной в результате потерь, в объеме норм естественной убыли

2 109 60 272

2 401 20 272

2 109 60 200

2. В случае превышения плановой (нормативно-плановой) себестоимости над фактической себестоимостью операции, указанные выше, отражаются способом «красное сторно».

Далее хотелось бы обратить внимание на следующую особенность. Поскольку нормативно-плановая себестоимость продукции общественного питания определяется как цена ее реализации, то в учете бюджетного учреждения будут иметь место в большинстве случаев только бухгалтерские записи, отражаемые способом «красное сторно».

Рассмотрим пример.

В столовой бюджетного учреждения в июле 2016 года изготовлено 10 600 блюд. Нормативно-плановая себестоимость выпущенной готовой продукции составила 120 000 руб. Фактические расходы на приготовление блюд – 100 000 руб. Вся продукция была реализована покупателям.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принята к учету готовая продукция по нормативно-плановой себестоимости

2 105 37 340

2 109 60 200

120 000

Списана готовая продукция с учета при отпуске ее покупателям

2 401 10 130

2 105 37 440

120 000

Начислены доходы от реализации готовых блюд

2 205 31 560

2 401 10 130

120 000

Отражены фактические расходы на приготовление готовых блюд

2 109 60 200

1 105 32 440

1 104 00 410

1 302 11 730

1 303 00 730

1 109 70 223

100 000

Отражено превышение нормативно-плановой себестоимости продукции общественного питания над фактической себестоимостью (120 000 — 100 000) руб.

2 401 10 130

1 109 60 200

(20 000)

Реализация продукции общественного питания потребителям

Все столовые в бюджетных учреждениях с целью организации питания сотрудников, студентов (учащихся) обязаны придерживаться Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (далее – Правила).

В соответствии с п. 20 Правил оплата готовой продукции общественного питания возможна как за наличный, так и за безналичный расчет. При этом в столовой учреждения потребителю должен быть выдан документ, подтверждающий оплату продукции общественного питания (кассовый чек, счет или другой).

Отметим, что расчеты по поступившим денежным суммам и отпущенные блюда проводятся с применением счета 2 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 21 Инструкции № 157н, п. 92 Инструкции № 174н).

Ниже представим корреспонденцию счетов по расчетам за отпущенную готовую продукцию столовой бюджетного учреждения.

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 174н

Начислены доходы от реализации готовой продукции

2 205 31 560

2 401 10 130

Пункт 93, 150

Поступили денежные средства от реализации готовой продукции в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 31 660

Пункт 84

Поступили денежные средства посредством использования банковской карты

2 201 23 510

2 205 31 660

Пункт 77

Что касается вопросов налогообложения (в частности, исчисления НДС) реализации продукции общественного питания, необходимо отметить следующее. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Перечень операций, не признаваемых объектами обложения этим налогом, представлен в п. 2 данной статьи, а не подлежащих обложению НДС (освобожденных от налогообложения) – в ст. 149 НК РФ. Так, пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям.

Таким образом, выручка, полученная от реализации готовых блюд медицинским и образовательным учреждением, не будет облагаться НДС, в случае если блюда произведены непосредственно в столовой данных учреждений и реализованы в них.

Что касается применения специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД, то отметим следующее. Согласно пп. 4 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной пп. 8 п. 2 данной статьи, если оказание услуг общественного питания:

  • является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений;
  • эти услуги оказываются непосредственно этими учрежде­ниями.

Таким образом, в отношении услуг общественного питания бюджетное медицинское, образовательное учреждение, учреждение, оказывающее социальные услуги, применяют общую систему налогообложения.

Рассмотрим пример.

В бюджетном образовательном учреждении установлен платежный терминал по безналичным расчетам за продукцию общественного питания столовой. Суммы, поступившие от потребителей через платежный терминал, перечисляются банком-эквайером на лицевой счет учреждения за вычетом комиссии банка, которая составляет 1% от суммы расчетов. За июль 2016 года реализовано готовых блюд на сумму 350 000 руб. Сумма, поступившая через кассу, составила 150 000 руб., через платежный терминал – 200 000 руб.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от реализации готовой продукции отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» ­КОСГУ. Расходы учреждения на оплату комиссионного вознаграждения банку-эквайеру относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» ­КОСГУ.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи:

Наценка на готовые блюда и готовую продукцию в столовой бюджетного учреждения

Определение торговой скидки(наценки)– не обязанность, а право учреждения, причем только в отношении покупных товаров, предназначенных для перепродажи, и при условии, что в учетной политике учреждения закреплен метод оценки таких товаров по продажным (а не покупным) ценам.

Каких-либо ограничений по размеру торговой надбавки, на уровне нормативного документа установлено быть не может. Размер скидки(надбавки) определяется с таким расчетом, чтобы обеспечивать возмещение затрат, связанных с приобретением, хранением и реализацией товаров, а также нормальную рентабельность продаж

При формировании себестоимости продукции(готовых блюд, выпечки) изготавливаемой в рамках платной деятельности учтите зарплату сотрудников учреждения участвующим в оказании платных услуг (производстве работ, изготовлении продукции). Установленный порядок формирования себестоимости закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

При установлении цен на свою продукцию столовые учебных заведений пользуются Методическими рекомендациями, направленными письмом Минэкономики России от 20 декабря 1995 г. № 7-1026.

Этим документом также предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую столовыми учебных заведений.

В этом документе сказано, что органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую столовыми учебных заведений.

Если предельный размер наценок ими не установлен, то порядок определения цены реализуемой готовой продукции определите самостоятельно, с учетом мнения учредителя и закрепите в учетной политике учреждения.

Наценка устанавливается с учетом того, что выручка от реализации покроет издержки производства и обеспечит рентабельную работу.

Операции в бухгалтерском учете отразите в соответствии с материалом, приведенным в статье «Розничная торговля в бюджетных учреждениях».

Таким образом, применение торговой наценки к продукции собственного производства нормативными документами не предусмотрено. Установление торговой наценки может осуществляться только в отношении покупных товаров.

При формировании стоимости готового питания, с отражением на счете

2 109 61 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» необходимо предусмотреть все расходы, а именно:

-заработную плату

-начисления на заработную плату

-стоимость продуктов питания

-амортизация используемого для производства оборудования

-прочие расходы.

Сформированные затраты на изготовление питания на счете 2 109 61 000 необходимо отнести на увеличение фактической стоимости готовой продукции на счет

2 105 37 340 для дальнейшей реализации.

Списывать продукцию со счета 2 105 37 340 нужно по той стоимости, по которой она учтена на момент реализации, – по плановой (нормативно-плановой) или фактической себестоимости.

Обоснование

Как учитывать затраты на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг)

Если учреждение оказывает услуги (выполняет работы, выпускает продукцию), оно должно формировать их себестоимость. Исключение, когда этого делать не нужно, предусмотрено только для некоторых случаев (например, для выполнения госзадания казенными учреждениями).

Для подсчета себестоимости важно организовать правильный учет затрат, которые ее формируют. Он поможет в принятии управленческих решений об использовании ресурсов, снижении себестоимости и, как следствие, позволит сэкономить бюджетные либо собственные средства учреждения.

Порядок формирования себестоимости

Порядок формирования себестоимости выполняемых учреждением работ (оказываемых услуг, выпускаемой продукции) установлен в пунктах 134–140 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Но в этих нормах изложены лишь общие правила, которые не учитывают специфику по видам деятельности учреждения, отраслевой принадлежности, ассортимента продукции, применяемой технологии и т. д. Поэтому подробный порядок формирования себестоимости учреждение должно разработать самостоятельно.

Чтобы установить, как формировать себестоимость, можно воспользоваться законодательством в других областях. Например, Налоговым кодексом РФ, инструкциями для коммерческих организаций. Также используйте нормативные документы вышестоящих организаций. В частности, утвержденные ими правила определения нормативных затрат на оказание госуслуг.

Установленный порядок формирования себестоимости закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Что закрепить в учетной политике

Итак, что же нужно закрепить?

Во-первых, способ калькулирования. Выбрать способ учреждение может само, либо его определит учредитель. В том числе нужно прописать и объект калькулирования (вид деятельности, конкретная услуга, работа, продукция, заказ и т. д.).

Какой способ установить, Инструкция № 157н не уточняет. Коммерческие организации обычно используют позаказный, попроцессный, попередельный методы. Кстати, позаказный метод удобно использовать при выполнении научно-исследовательских работ. А вот при выпуске готовой продукции правильнее использовать нормативный метод. Такой вывод можно сделать из положений пункта 122 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Там установлено, что готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости, а по окончании месяца определяется фактическая себестоимость.

Далее установите способ классификации затрат. В Инструкции № 157н даны такие способы:

Способ Группировка затрат
По экономическим элементам

 материальные затраты;

 затраты на оплату труда;

 отчисления на соцнужды;

 амортизационные отчисления;

 прочие затраты

По статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей

Типовые статьи калькуляции:

 сырье и материалы;

 возвратные отходы, покупные изделия (полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций);

 топливо и энергия на технологические цели;

 зарплата производственных рабочих;

 отчисления на соцнужды;

 расходы на подготовку и освоение производства;

 потери от брака;

 общепроизводственные расходы;

 прочие производственные расходы;

 общехозяйственные расходы;

 коммерческие расходы

По способу включения в себестоимость прямые и накладные
По связи с технико-экономическими факторами условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.

Установите подробный перечень прямых и накладных расходов по статьям затрат. А также не забудьте прописать и порядок распределения на себестоимость накладных и общехозяйственных расходов, в том числе базу для распределения.

Кроме того, установите, какие расходы не нужно включать в фактическую себестоимость услуг (работ, продукции).

– в бухучете

Себестоимость услуг (работ, продукции) формируется на счете 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Бюджетные и автономные учреждения должны формировать себестоимость, то есть применять счет 109.00 как в платной деятельности, так и при выполнении госзадания (а медицинские учреждения – и в рамках ОМС) – то есть при оказании бесплатных работ и услуг.

При формировании себестоимости оказываемых услуг (работ, продукции) используйте такой алгоритм.

Сначала соберите расходы на аналитических счетах счета 109.00, а именно:

 прямые затраты, которые напрямую относятся к определенному виду услуг, работ или продукции, сразу отражаются на счете 109.60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

 накладные расходы – на счете 109.70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

 общехозяйственные расходы – на счете 109.80 «Общехозяйственные расходы»;

 издержки обращения – на счете 109.90 «Издержки обращения».

Не забывайте, что некоторые расходы не нужно включать в фактическую себестоимость услуг (работ, продукции) и отражать на счете 109.00. Их нужно сразу списать на финансовый результат (счет 401.20).

В конце отчетного периода накладные и общехозяйственные расходы распределите на счет 109.60 – на себестоимость конкретных услуг (работ, продукции). Причем состав общехозяйственных расходов предварительно проанализируйте. Так, те расходы, которые относятся на себестоимость, нужно распределить на соответствующий вид услуг (работ, продукции) и отразить на счете 109.60. А нераспределяемые спишите на финансовый результат. Об этом сказано в пункте 135 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Однако в новой редакции пункта 66 Инструкции № 174н установили, что общехозяйственные нужно относить в дебет счета 401.10 – на доходы. А вот в пункт 153 правку не внесли. В нем сказано, что нераспределяемые расходы списывают в дебет счета 401.20 – на расходы. Кроме того, в пункте 135 Инструкции № 157н тоже установлено, что нераспределяемые общехозяйственные расходы относятся на увеличение расходов текущего финансового года.

Поэтому правильнее счет, куда будете списывать общехозяйственные расходы, закрепить в учетной политике (401.10 или 401.20).

Издержки обращения по окончании отчетного периода спишите на финансовый результат (п. 140 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Себестоимость работ (услуг, продукции) на счете 109.60 такие расходы не формируют.

Со счета 109.60 себестоимость списывайте:

 в части услуг и работ – на уменьшение дохода по счету 401.10;

 в части изготовленной продукции – на увеличение ее стоимости на счет 105.37.

Подробнее см. в материалах для казенных, бюджетных и автономных учреждений.

По какой себестоимости учитывать готовую продукцию

Готовую продукцию учитывайте по плановой (нормативно-плановой) себестоимости на дату ее выпуска.

Плановая (нормативно-плановая) себестоимость единицы готовой продукции устанавливается на определенный период – месяц, квартал, год. Причем период зависит от специфики самой продукции. Если затраты на нее неизменны в течение длительного времени, то плановую себестоимость можно установить на год (например, на печатную продукцию, донорскую кровь). Если же затраты меняются в зависимости от сезона, количества заказов и других факторов, то плановую себестоимость лучше устанавливать чаще – ежемесячно или ежеквартально (например, в отношении сельхозпродукции).

На практике плановую себестоимость рассчитывают специальные отделы в учреждении, например экономический, плановый. При этом они применяют нормативный метод ее расчета, когда за основу берут утвержденные нормативы.

В конце каждого месяца нужно определять фактическую себестоимость продукции. А именно после того, как все затраты спишете в дебет счета 109.60.

В итоге между фактической и плановой себестоимостью получится разница. Ее нужно списать со счета 109.60 в таком порядке:

 если продукцию еще не реализовали, разницу спишите на увеличение или уменьшение ее остатка;

 если же продукцию уже реализовали (передали безвозмездно, списали в результате недостач), то разницу в стоимости спишите на финансовый результат – на его увеличение или уменьшение.

Так установлено в пункте 122 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Учреждение вправе установить торговую надбавку

Под торговой наценкой (учитываемой в составе материальных запасов) в учреждениях понимается торговая надбавка. В соответствии с пунктом 125 Инструкции № 157н учреждения, которые занимаются розничной торговлей, вправе учитывать товары, переданные на реализацию, по их розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки).

Таким образом, установление торговой наценки – не обязанность, а право учреждения, причем только в отношении покупных товаров, предназначенных для перепродажи, и при условии, что в учетной политике учреждения закреплен метод оценки таких товаров по продажным (а не покупным) ценам.

Каких-либо ограничений по размеру торговой надбавки, на мой взгляд, на уровне нормативного документа установлено быть не может. Размер надбавки определяется с таким расчетом, чтобы обеспечивать возмещение затрат, связанных с приобретением, хранением и реализацией товаров, а также нормальную рентабельность продаж.

Применение торговой надбавки к продукции собственного производства нормативными документами не предусмотрено. Такая продукция реализуется по рыночным ценам.

Расходы и доходы

Учитываем затраты на питание учеников

Финансисты пояснили, как организовать учет образовательному учреждению, если было принято решение обеспечить питание учащихся собственными силами. Проанализируем действующие нормы и разъяснения чиновников.

Способы организации питания

Ассортимент пищевых продуктов, составляющих основу питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, установлен требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91) и СанПиН 2.4.5.2409-08 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45).

В дополнение к вышеуказанному перечню документов следует руководствоваться письмом Минобрнауки России от 12 апреля 2012 г. № 06-731. В нем даны рекомендации по формированию культуры здорового питания обучающихся и воспитанников. Так, учебные заведения могут организовать питание учащихся двумя способами: самостоятельно, а также при помощи договора со сторонней организацией общественного питания (для этого надо выделить ей по договору аренды специальное помещение).

Устанавливаем цену блюд

При установлении цен на свою продукцию столовые учебных заведений пользуются Методическими рекомендациями, направленными письмом Минэкономики России от 20 декабря 1995 г. № 7-1026.

Этим документом также предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую столовыми учебных заведений.

Для расчета цен на блюда, производимые столовой, следует определить стоимость набора продуктов, необходимых для их приготовления. С этой целью составляется калькуляция (Калькуляционная карточка формы № ОП-1). Для более точного определения цены одного блюда карточка может составляться из расчета стоимости сырья на 100 блюд.

Помимо этого в части соблюдения рецептуры блюд учреждения также обязаны руководствоваться единой нормативной документацией, а именно Сборниками рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России. Калькулирование продажной цены блюд ведется на основании нормативов, установленных сборниками. В них указан расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, приведена технология их изготовления с указанием массы отдельных компонентов и всего блюда в целом. На основании меню составляется калькуляция и формируется стоимость блюда с учетом наценки.

Доходы и расходы

Нюансы учета расходов и доходов столовой учреждения

ФАС России подготовила рекомендации по закупке детского питания для субъектов РФ. Так, ограничивать конкуренцию требованиями к деловой репутации недопустимо. В связи с этим поговорим о нюансах отражения в бухучете расходов на продукты и готовые блюда для столовой бюджетного учреждения.

Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации закупок продуктов детского питания утверждены ФАС России 24 ноября 2014 года (см. стр. 16).

Какой «первичкой» оформлять

Одной из самых распространенных является ситуация, когда пункт общественного питания в учреждении создан за счет средств от приносящей доход деятельности. В этом случае столовая реализует готовую продукцию, окупая затраты на производство установленной торговой надбавкой.

Учет ведется на основании инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н и от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 157н и Инструкция № 174н). Если питание финансируется и за счет средств субсидии, и на платной основе, то учет ведется раздельно (п. 21 Инструкции № 157н).

Продукты для приготовления блюд приобретаются двумя способами: перечислением денежных средств на счет получателя или подотчетными лицами через кассу учреждения. При безналичном расчете основанием служат товарно-сопроводительные документы поставщика, подтверждающие получение материальных запасов (п. 36 Инструкции № 174н). В случае оплаты наличными оправдательными документами являются товарные и кассовые чеки. Приобретение продуктов у физических лиц оформляется закупочным актом (ф. ОП–5). В учете информация о полученном сырье отражается на счетах 2 105 22 000 «Продукты питания – особо ценное движимое имущество учреждения» и 2 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения».

При поступлении на склад бюджетного учреждения продукты тщательно проверяются, после чего на основании «первички» составляется акт о приемке. Материально ответственное лицо ведет книгу складского учета. После ее заполнения все приходные и расходные документы, а также оформленный по ним реестр передаются в бухгалтерию на проверку.

Ежедневно сырье для приготовления блюд отпускается кладовщиком на кухню на основании меню-требования. Данную операцию проводят по дебету и кредиту счета 105 00 «Материальные запасы», отражая смену материально ответственного лица.

Для обобщения сведений о поступивших и израсходованных продуктах за месяц используют накопительные ведомости по приходу (ф. 0504037) и по расходу (ф. 0504038).

Калькуляция затрат

Блюда для реализации, приготовленные в столовой учреждения, учитываются в составе готовой продукции (п. 121 Инструкции № 157н). Применяются счета 2 105 27 000 «Готовая продукция – особо ценное движимое имущество учреждения», 2 105 37 000 «Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения». Количество сырья для изготовления порций, включенных в меню, определяется на основании сборников рецептурных блюд и кулинарных изделий. К примеру, в письмах Минторга России от 7 июня 1999 г. № 21-9/410 и Роскомторга от 15 июля 1996 г. № 1-806/32-9 перечислены сборники, рекомендуемые для использования.

Набор продуктов для закладки определяется путем калькуляции в форме № ОП-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Калькуляционная карта формируется отдельно на каждое блюдо с указанием его наименования.

Также указываются виды и стоимость продуктов, используемых для приготовления, величина торговой наценки и масса готового изделия.

Себестоимость каждого блюда не рассчитывается. Она определяется в целом для готовых изделий с учетом прямых, накладных и общехозяйственных расходов.

В состав прямых входят издержки, связанные непосредственно с изготовлением блюд, например затраты на сырье, оплата труда поваров и отчисления с нее, амортизация оборудования кухни. К накладным относятся расходы на содержание основных средств, оплату водоснабжения, отопления и связи. Затраты, связанные с управленческой деятельностью (обучение сотрудников, работа медкомиссии), считаются общехозяйственными. › |

Пример 2

Столовая учреждения финансируется за счет приносящей доход деятельности. В декабре приобретено продуктов на 100 000 руб. Торговая наценка установлена в размере 60 процентов. Реализовано готовых блюд на 158 000 руб. В учете записано:

Ценообразование в общественном питании.

Процесс ценообразования в общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой деятельности отрасли. Как правило, в основе цены на продукцию или услугу лежит себестоимость на производство данной продукции или услуги. Но в общественном питании себестоимость единицы продукции не рассчитывается, так как по товарному учёту не имеется издержек. Поэтому на продукцию предприятий общественного питания устанавливается сразу продажная цена на изделие, которая и выступает как розничная цена. Продажная цена на единицу изделия в предприятиях общественного питания устанавливается с помощью калькуляции. При этом калькуляция может осуществляться ежедневно. Это связано с неоднородностью состава сырья и продуктов, которые используют для приготовления блюд, с широким ассортиментом данного сырья и т.д. В основе калькуляции продажной цены лежит выбор калькуляционной единицы. В зависимости от выбора этой единицы в предприятиях общественного питания могут применять два метода расчета продажных цен на единицу изделия:

1. Цена устанавливается с помощью прибавления наценки к стоимости сырьевого набора, входящего в блюда или изделия.

2. Цена устанавливается с помощью прибавления наценки к отдельным видам сырья, входящим в данное блюдо или изделие.

Наиболее широко в предприятиях общественного питания применяется первый способ ценообразования. Калькуляция продажной цены осуществляется в расчете на 100 порций и методика расчета следующая:

1. Исходя из рецептуры блюд, определяющей общий расход сырья в расчете на 100 порций, включая специи, по ценам покупки сырья у поставщиков.

2. В соответствии с установленным на предприятии размером наценки на сырье и товары рассчитывается сумма наценки в рублях, которая прибавляется к стоимости сырьевого набора.

3. Рассчитывается сумма НДС на продукцию собственного производства. Для этого установленный размер НДС умножают на стоимость сырьевого набора с наценкой. Полученная сумма НДС прибавляется к стоимости сырьевого набора с наценкой и рассчитывается конечная стоимость 100 порций. И далее цена одной порции.

Цены на блюда в предприятиях общественного питания могут устанавливаться и другими способами. В частности, цены на блюда в ресторанах, например, определенного класса устанавливаются на основе заданных пропорций между основными элементами цены.

Расширение межгосударственных связей в экономической, социальной и культурной сферах, активизация туристической деятельности предполагают расширение и модернизацию гостиничного и ресторанного хозяйства и повышения качества обслуживания клиентов.

Переход предприятий ресторанного хозяйства к рыночной экономике повышает их ответственность в формировании достоверных цен на сырьё, продукты и покупные товары и розничных цен на продукцию собственного производства. При этом предприятия руководствуются действующими нормативными документами. Цены на продукцию общественного питания относятся к системе розничных цен, но методика и порядок их определения отличаются от ценообразования на продовольственные и промышленные товары, реализуемые в торговле. Это обусловлено особенностями предприятий ресторанного хозяйства, спецификой их продукции и формирования затрат. Так, предприятия ресторанного хозяйства одновременно осуществляют производство, организацию потребления и реализацию продукции собственного производства и покупных товаров (хлеб, батоны, булочные изделия, кондитерские изделия в промышленной упаковке, мороженное фасованное, сырки твороженные и глазированные, спички, табачные изделия и др.).

В отличие от других отраслей материального производства, издержки производства в ресторанном хозяйстве формируются без стоимости сырья, используемого для изготовления собственной продукции. Это объясняется тем, что по своему экономическому содержанию сырьё и продукты на предприятиях ресторанного хозяйства являются товаром и, так же как и в розничной торговле, могут реализоваться потребителям в порядке обмена на их денежные доходы. Поэтому издержки производства предприятий ресторанного хозяйства представляют собой не полную производственную себестоимость готовой продукции, а лишь затраты, связанные с её изготовлением. Формирование издержек общественного питания представлено на рисунке 14:

Рисунок 14- Формирование издержек общественного питания

На этом рисунке отражены присущие отрасли стадии процесса воспроизводства (производство, обмен и потребление) и обособление издержек производства от затрат на сырьё, продукты и полуфабрикаты.

В состав издержек производства включаются только затраты, связанные с производством собственной продукции (затраты на транспортировку и хранения сырья и полуфабрикатов; заработная плата работников производства; расходы на топливо и электроэнергию для производственных нужд; амортизация основных производственных фондов и др.).

Издержки обращения представляют собой затраты на реализацию продукции собственного производства и покупных товаров (оплата труда буфетчиков, продавцов, барменов; расходы на транспортировку покупных товаров; амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.) и затраты на организацию потребления (заработная плата официантов, гардеробщиков, уборщиков обеденных залов; расходы по содержанию помещений и оборудования обеденных залов, износу столовой посуды и т.д.).

Однако в практике учёта и планирования весьма трудно разграничить эти издержки, поскольку многие работники отрасли выполняют одновременно различные функции. Поэтому на предприятиях общественного питания определяются совокупные издержки, связанные с производством, реализацией продукции и покупных товаров и обслуживанием потребителей. В силу этого показатель себестоимости продукции не учитывается, не планируется, не калькулируется. Это обстоятельство обуславливает отличия в формировании цен на продукцию собственного производства в ресторанах от промышленности. Калькулирование продажной цены продукции, выпускаемой предприятиями общественного питания, осуществляется только на основании стоимости сырья, включаемого в рецептуру блюд.

Особенностью ценообразования в ресторанах является также применение разных цен на продукты, поступающие на предприятия из различных источников. Продукты могут быть закуплены непосредственно у предприятий изготовителей (по свободным отпускным ценам), в розничной торговой сети, на колхозных рынках и у населения. В этой связи на предприятиях общественного питания, обслуживающих население, сырьё включается в калькуляцию по розничным ценам, которые образуются из отпускных цен предприятий-изготовителей, дифференцированных торговых надбавок в установленных размерах и налога на добавленную стоимость по установленной ставке. Сырьё и продукты, закупаемые на рынках, у населения, в розничной торговой сети включаются в расчётную калькуляцию по ценам приобретения без торговых надбавок с применением наценок на продукцию собственного производства предприятий общественного питания.

Цены на продукцию собственного производства (розничные цены) в ресторанах, кафе складываются из стоимости сырья по свободным рыночным ценам, ценам приобретения и наценки. Сущность и порядок ценообразования в ресторанах, кафе, барах наглядно иллюстрирует рисунок 15:

Рисунок 15 — Сущность и порядок ценообразования в ресторанах, кафе, столовых

Таким образом, цены на продукцию общественного питания складываются из стоимости сырья по свободным розничным ценам и ценам приобретения и наценок, предназначенных, наряду с торговыми надбавками, возмещать затраты предприятий по производству, реализации и организации потребления произведенной продукции и обеспечивать после уплаты обязательных налогов платежей получение прибыли. В условиях перехода к рыночным отношениям и возрастающей социальной значимости общественного питания установлены предельные размеры наценок к стоимости набора сырья в розничных ценах. Наценки предприятий дифференцируются прежде всего по предприятиям различного типа и профиля вследствие особенностей, обусловленных спецификой в приготовлении блюд и обслуживании потребителей. Предприятия общественного питания в зависимости от типа, места расположения, степени материально-технической оснащённости и объёма предоставляемых услуг подразделяются на шесть категорий: супер-люкс (ресторан при пятизвёздочных отелях); люкс (рестораны и бары, отличающиеся уникальным характером планировки сооружения и повышенной комфортностью); высшая (рестораны, кафе, бары, отличающиеся высоким уровнем обслуживания и значительным объёмом услуг); первая (рестораны, кафе, бары, буфеты с меньшим объёмом услуг, чем на предприятиях высшей категории); вторая (рестораны, кафе, бары, буфеты, столовые, работающие по методу самообслуживания); третья (кафе, бары, столовые, расположенные на территории производственных предприятий, учреждений, учебных заведений и обслуживающие их контингент).

Каждое предприятие должно иметь документ о принадлежности к категории (приложение к лицензии на торгово-производственную деятельность). Предельные размеры наценок на продукцию собственного производства установлены в процентах к стоимости их набора по розничным ценам и составляют:

· На предприятии категории люкс – 250;

· Высшей категории – 200;

· Первой категории – 150;

· Второй категории – 70;

· Третьей категории – 40.

На блюда, реализуемые в обеденное время (по отдельному меню) на предприятиях люкс, высшей и первой категории, размер наценки составляет 70 %.

Конкретные размеры наценок, но не выше предельных, утверждаются руководителями предприятий (ресторанов, кафе и др.).

Продажные цены на полуфабрикаты, кулинарные, булочные и кондитерские изделия, напитки собственного производства для реализации их в розничных торговых предприятиях, а также на булочные и кондитерские изделия, реализуемые на предприятиях общественного питания, определяются с применением предельных наценок к розничным ценам в процентах:

· На полуфабрикаты – 30;

· На кулинарные, булочные изделия и напитки собственного производства – 50;

· На кондитерские изделия – 60.

Наценки на консервы мясные, рыбные, молочные, фруктовые, овощные; сиропы, джемы, варенье и повидло в промышленной упаковке; овощи, фрукты, ягоды свежие и переработанные применяются только при реализации порциями и использовании для приготовления продукции собственного производства.

На соки, минеральную воду, газированные безалкогольные, фруктовые, ягодные, овощные напитки, квас, молоко, кефир, реализуемые в розлив, применяется наценка в размере 20 % к розничной цене.

При использовании винно-водочных изделий для приготовления блюд, кулинарных, булочных и кондитерских изделий, а также при их реализации во всех предприятиях ресторанного хозяйства, где разрешена их продажа, применяется наценка в размере 100 %.

Одной из особенностей работы предприятий общественного питания является то, что, наряду с реализацией продукции собственного производства, продаются покупные товары, т.е. не прошедшие кулинарную обработку: хлебобулочные и кондитерские изделия (печенье, вафли, конфеты и др.) в промышленной упаковке. Покупные товары, поступившие в предприятия общественного питания по отпускным ценам и не прошедшие кулинарной обработки, реализуются с добавлением торговой надбавки, т.е. по розничным ценам без применения наценок. При использовании хлеба и батонов для приготовления продукции собственного производства применяются наценки в соответствии с категорией предприятия.

Таким образом, розничные цены на продукцию собственного производства, изготавливаемую на предприятиях общественного питания, складываются из стоимости сырья и продуктов по розничным ценам и соответствующих наценок.

Дата добавления: 2017-12-03; просмотров: 244;

Д. Васильев, главный бухгалтер фонда ИФРУ

Самое сложное на предприятии общественного питания – не приготовить вкусное блюдо, а посчитать его стоимость. При этом велика вероятность ошибки. И тому есть основания. Прежде чем начать расчеты, необходимо разобраться с особенностями кулинарного бизнеса. Ведь он имеет общие черты и с производством, и с торговлей.

Услуга или товар?

Предприятия общественного питания, во-первых, оказывают услуги, связанные с «преподнесением» посетителю готовых блюд для потребления на месте. Калькуляционная единица в этом случае – одна порция, например, борща. Во-вторых, они ведут торговлю, то есть продают то, что не требует тепловой или иной кулинарной обработки. В этом случае стоит задача определить продажную стоимость товара – обыкновенной пачки сигарет, к примеру.

Бывает, что оба направления деятельности сосуществуют рядом. Например, в баре можно заказать чашечку кофе, пирожное и тут же купить шоколадку или коробку зефира. Зачастую для учета и сырья, и товаров бухгалтеры таких комбинированных точек по старой памяти оформляют поступление всего исходного сырья как приход товара и применяют счета 41 «Товары» и 42 «Торговая наценка». И как будто становится нечего считать. Но общепит – это не магазин! Та же чашка кофе – отдельное блюдо, а нередко и несколько его разновидностей: кофе черный, кофе глясе, капучино и так далее. Чтобы рассчитать их стоимость, недостаточно накрутить наценку – придется калькулировать. То есть определить стоимость одной порции исходя из номенклатуры затрат, в том числе и на сырье всех видов. В отношении сигарет и шоколадок также можно применить принцип калькуляции. Только исходное сырье будет состоять не из многих, а из одного компонента.

Складской и бухгалтерский учеты: точки соприкосновения

При больших оборотах кладовщик приходует и отпускает ТМЦ по закупочным ценам, указанным в сопроводительных документах. Оттуда же берет наименования и единицы измерения для их количественного учета. Для бухгалтера важно не продублировать эту схему в синтетическом учете и вести бухгалтерский учет всех материально-производственных запасов в оценке по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Главное – поставить поступившее сырье и материалы на баланс в той оценке, что принята учетной политикой предприятия.

Пример

Купили для свадьбы тушку молочного поросенка. Стоимость сырья – включая НДС (18%) – 11 800 рублей. На склад поросенок оприходован по закупочной цене 11 800 рублей. Наступил день торжества. Поросенок изготовлен и подан к столу за 23 600 рублей, в том числе НДС (18%) 3600 рублей. В бухгалтерском учете финансовый результат свадьбы – 10 000 рублей (23 600 – 3600 – (11 800 – 1800)). Налог на прибыль, соответственно, – 2400 рублей (10 000 рублей x 24%).

Если, предположим, бухгалтер ошибся и для расчета оставил закупочные цены, то прибыль составит не 10 000, а 8200 рублей (23 600 – 3600 – 11 800). Значит, и налог на прибыль (гипотетически) составит 1976 руб. (8200 руб. x 24%). Вместо 2400 руб. Недоимка по налогу на прибыль составит 424 рубля.

Здесь к месту придется норма о неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы (п. 1 ст. 122 НК РФ). Штраф составит 85 руб. (424 руб. x 20%).

Рассматривая особенности складского учета, мы упростили ситуацию. На практике блюдо редко состоит из одного компонента. Современная кулинария предлагает широкий и многообразный ассортимент кушаний из множества ингредиентов. Чтобы правильно учесть все составляющие, к примеру, супа, необходимо, помимо обычных накладных, заполнить и применить специфические первичные документы.

«Первичка»: как должно быть

Главный первичный документ общепита – калькуляционная карта. Ее форма № ОП-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132) унифицирована и обязательна к применению.

У карты есть собственный порядковый номер. Она содержит много важной и полезной информации:

  • наименование блюда (полуфабриката);
  • номер рецептуры, варианта (колонки) и название сборника, из которого взяли рецептуру;
  • наименование исходных продуктов;
  • вес брутто исходного сырья по нормам закладки (количество продуктов (в килограммах или граммах) на одну порцию (100 порций) или на вес (выход) блюда, полуфабриката).

Карту должны подписать заведующий производством и составивший ее бухгалтер. А руководитель предприятия должен все это заверить.

На основании данных калькуляционной карты и сведений отчета по продажам бухгалтер может и рассчитать стоимость проданных блюд, и сделать проводку о списании сырья в расходы Дебет 20 Кредит 10. Сам факт реализации блюд подтверждают актом о реализации. Его можно составить по нескольким разным формам (№№ ОП-10, ОП-11, ОП-12) утвержденным все тем же постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 № 132. А чтобы разрешить дилемму между бухгалтерским и складским учетом, нужно просто сделать две разные калькуляционные карты на одно и то же блюдо. Одну – в соответствии с учетной политикой – для целей бухгалтерского и налогового учета. Вторую – «неправильную», с входным НДС – для контроля движения денежных потоков и формирования внутреннего отчета для руководителя. Главное – не перепутать их при расчете налогов!

Предложенная схема документооборота с одной стороны облегчает труд бухгалтера: получил акт, рассчитал по калькуляционной карте расход сырья, списал на затраты. Но на практике эта благостная картина выглядит несколько иначе.

«Первичка»: как на самом деле

Если предприятие не имеет большого склада, то новые поступления будут практически ежедневными. С каждой новой партией могут меняться и цены, и наименование сырья, и его характеристики. Следовательно, калькуляционные карты на сотни наименований продукции придется пересматривать с той же регулярностью. Особенно тяжко приходится тем, кто использует метод оценки запасов по средней стоимости. Взять хотя бы подсолнечное масло. Оно входит в состав почти всех первых и вторых блюд. Даже в связи с приходом одной-единственной литровой бутылки масла калькуляционные карты на все «вкусности» нужно будет переделать.

Могут быть и другие основания переписывать калькуляционные карты. Если по ошибке использовали сборник рецептур блюд, написанный для домохозяек. В этом случае калькуляционная карта перестает быть основанием для подтверждения обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. В работе пригодятся только рекомендованные сборники. Их полные реквизиты можно узнать, например, в управлении торговой инспекции по месту регистрации общепитовской точки.

Добавляет работы бухгалтеру и наклон земной оси. Оказывается, от сезона к сезону овощи изменяют свои свойства. Например, у капусты в сентябре и в марте – разное количество отходов. И про картошку из повседневного опыта известно, что от молодой очистков будет меньше, чем от той, что лежит с прошлого года. При товарном производстве это наблюдение наполняется экономическим смыслом. Для одного и того же блюда закладка (вес брутто исходного сырья) картофеля будет разной – в зависимости от сезона его заготовки. «Юность» картошки приходится на период с 1 сентября по 31 октября. Значит, в калькуляционных картах ежесезонно надо менять закладку по брутто.

Рассчитаем без суматохи

О закладке надо помнить не только при составлении калькуляционной карты, но и при калькулировании. Вот, к примеру, в щах из свежей капусты на выходе (нетто) – 120 грамм продукта. Если 1 сентября не учесть, что закладка стала не 200, а 160 грамм, то стоимость блюда (при том же выходе) будет рассчитана неправильно. В нашем примере стоимость списанного сырья может вырасти на 25% (200 г – 160 г)/ 160 г ) 100%. Правда, знак этого отклонения (плюс или минус, дороже или дешевле) определяется не только количеством, но и ценой исходного продукта. Но в любом случае налицо несоответствие рецептурным сборникам, а значит, получается тот же эффект – необоснованное списание расходов, искажение облагаемой базы по налогу на прибыль.

Особого внимания требует пересчет стоимости блюд при взаимозаменяемости ингредиентов. Например, для приготовления одной куриной котлеты, согласно сборнику рецептур, можно взять 5 грамм кулинарного жира или 6,85 грамм масла крестьянского. Если о замене будет знать только повар, последствия будут такие же, как в случае со старой и молодой картошкой. Для этих случаев тоже лучше иметь две калькуляционные карты с разным составом сырья на одно и то же блюдо. В некоторых случаях особенности расчета себестоимости блюда имеют значение не только для руководителя и бухгалтера, но и для тех, кто пришел покушать.

Меню, калькуляция, наценка

Первое, что посетитель получает в руки, садясь за столик, – это меню. Конечная стоимость блюда в меню и его стоимость по калькуляции не совпадают. И дело тут не только в сумме начисляемого НДС, но и в том, какой порядок принят для расчета наценки. Существуют два принципиальных подхода к ее формированию.

В первом варианте наценка – это процент от калькуляционной стоимости блюда. Бухгалтер прибавляет к себестоимости, например, 200 или 500 процентов и получает готовую стоимость. Таким образом, продажная цена блюда напрямую зависит от результатов калькулирования. Этот способ формирования цены очень неудобен, так как каждое изменение в калькуляционной карточке требует переоценки стоимости блюд. Меню нужно пересматривать практически ежедневно. Однако предприятия общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях обязаны применять именно такой способ расчета стоимости блюд. Так как наценки на продукцию (товары), реализуемую ими, указаны в Перечне услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239). Любое предприятие, имеющее столовую для сотрудников, может избрать такой способ, если подобный порядок ценообразования установлен коллективным договором.

Второй вариант – это определение продажной стоимости блюда дирекцией предприятия в зависимости от различных внутренних и внешних факторов: бренда заведения, его месторасположения, предполагаемого уровня доходов клиентуры и других. В этом случае наценка рассчитывается обратным счетом и меню не зависит от калькуляционной стоимости блюд.

совет эксперта

Илья Ветров, эксперт бератора «Розничная торговля от А до Я»

Лучше вести калькуляционные карты на весь ассортимент реализуемой продукции, включая шоколадки, зажигалки, водку в бутылках. Тогда не будет необходимости составлять еще и товарные отчеты, как при реализации товаров в розницу.

>Ценообразование в общественном питании

7.5.1. Особенности ценообразования в общественном питании

Цены на продукцию общественного питания относятся к системе розничных цен, но методика и порядок их определения существенно отличается от ценообразования на промышленные и продовольственные товары, реализуемые в торговле. Это определяется особенностями предприятий общественного питания, спецификой их продукции и формирования затрат:

Во-первых, предприятия общественного питания одновременно осуществляют:

— производство, реализацию и организацию потребления продукции собственного производства;

— реализацию продукции готовой непосредственно к потреблению без какой-либо дополнительной обработки (хлебобулочные, кондитерские изделия, алкогольные напитки, табачные изделия и.д.).

Во-вторых, затраты таких предприятий представляют собой сумму издержек производства, обращения и организации потребления.

При этом:

— издержки производства в общественном питании в отличии от других отраслей определяются без стоимости сырья используемого для изготовления продукции. В их состав входят лишь собственные затраты, связанные с производством продукции: заработная плата работников, расходы на топливо и электроэнергию, амортизация основных производственных средств;

— издержки обращения представляют собой затраты на реализацию продукции и покупных товаров (заработная плата продавцов, расходы на транспортировку покупных товаров, амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.);

— издержки по организации потребления включают заработную плату официантов, гардеробщиков, уборщиц обеденного зала, расходы на содержание и износ помещений и оборудования обеденных залов, столовой посуды и т.д.

Однако в практике планирования и учета разграничить все эти издержки трудно, так как основные фонды и многие работники общественного питания одовременно выполняют различные функции. Поэтому на предприятиях общественного питания рассчитываются совокупные издержки, связанные с производством, реализацией продукции и обслуживания потребителей.

Валовый доход (ВД) в общественном питании представляется следующим образом: ВД = Н+П+СЦФ, где Н – издержки производства, П – прибыль, СЦФ – сборы на формирование целевых фондов.

7.5.2. Определение наценок в общественном питании

Наценки предприятий общественного питания дифференцируются в зависимости от уровня издержек производства и обращения, обусловленного особенностями и качеством представляемой продукции и качеством обслуживания. В настоящее время все предприятия обще­ственного питания в зависимости от типа, местоположения, степени материальной оснащенности, объема предоставляе­мых потребителям услуг подразделяются на пять категорий:

1) люкс: рестораны, бары, отличающиеся от других пред­приятий уникальным характером объемно-планировочного решения сооружения и повышенной комфортности;

2) высшей: рестораны, кафе, бары, отличающиеся высо­ким уровнем обслуживания и значительным объемом услуг;

3) первой: рестораны, кафе, бары, буфеты с меньшим, чем на предприятиях высшей категории, объемом услуг;

4) вторая; кафе, бары, столовые, буфеты, работающие по методу самообслуживания;

5) третья: расположенные на территорий производствен­ных предприятий, учреждений, учебных заведений и обслу­живающие их контингент,

Отнесение предприятий общественного питания к наценочным категориям производится:

-люкс, высшей категории — Министерством торговли Республики Беларусь;

— первой категории — Управлением общественного пита­ния Министерства торговли Республики Беларусь, управ­лением торговли Мингорисполкома, облпотребсоюзами, управлениями торговли Министерства обороны и другими организациями, имеющими предприятия общественного питания;

— второй и третей категории — фирмами, организациями и объединениями общественного питания и другими органи­зациями, имеющими предприятия общественного питания.

Предельные размеры наценок на продукцию собственного производства в зависимости от категории предприятия общественного литания установлены для г. Минска реше­нием Минского городского исполнительного комитета от 23 августа 2007 г. № 1900 «Инструкция о порядке формиро­вания цен, включая применения наценок, в торговых объ­ектах общественного питания г. Минска».

Согласно ему:

— на продукцию предприятий категории люкс — 250%;

— На продукцию предприятий высшей категории — 200%-

— на продукцию предприятий первой категории — 150%’;

— на продукцию предприятий второй категории — 70%»

— на продукцию предприятий третьей категории — 40%

Предельные размеры Наценок для предприятий общественного питания, расположенных в других населенных пунктах республики (за исключением г. Минска) следующие:

— на продукцию предприятий категории люкс — 200%-

— на продукцию предприятий высшей категории — 170%

— на продукцию предприятий первой категории — 120%’

— на продукцию предприятий второй категории -70%

— на продукцию предприятий третьей категории — 40%

Предельные размеры наценок устанавливаются в процентах к стоимости набора сырья и включаются в розничные цены. Конкретные размера наценок, но не выше предельных утверждаются руководителями предприятий общественного питания.

7.5.3. Формирование продажных цен на полученные товары и продукцию собственного производства

Продажные цены на покупные товары, поступившие в предприятия общественного питания по опускным ценам и реализуемые без кулинарной обработки, устанавливаются с добавлением торговой надбавки без применения наценок и исчисляются по формуле:

ПЦ = ОЦ без НДС + ТН + НДС,

где ОЦ – отпускная цена без НДС;

ТН – торговая надбавка;

НДС – налог на добавленную стоимость.

Продажная цена на покупные товары в общественном питании, продаваемые в розлив или порционно, устанавливается с учетом наценки, а в кафе, барах, ресторанах и с учетом сбора на услуги и исчисляется по формуле:

ПЦ = ОЦ без НДС + ТН + НДС + Н + НУ,

где Н – наценка предприятий общественного питания;

НУ – налог на услуги.

Общий уровень торговой надбавки на покупные товары, продукты и сырье (включая оптовую надбавку базам и посредникам) не должен превышать 30%. На социально значимые товары установлены более низкие ставки торговых надбавок. Перечень социально значимых товаров и уровни торговых надбавок по ним устанавливают облисполкомы.

Конкретный уровень надбавок предприятия общественного питания могут устанавливать самостоятельно с учетом фактических затрат, конъюнктуры рынка, категории предприятия и планируемой прибыли, но не выше установленных предельных уровней

На продукцию собственного изготовления предприятия общественного питания могут использовать два метода калькулирования продажных цен на продукцию собственного изготовления:

— o исчисление продажной цены готового изделия по стоимости сырьевого набора с учетом отнесения предприятий к определенной наценочной категории;

— o определение отпускной цены на основе расчета себестоимости единицы продукции и норматива рентабельности.

Определение цены на стоимость сырьевого набора осуществляют предприятия общественного питания, реализующие продукцию собственного производства через торговый зал.

При реализации собственной продукции другим субъектам хозяйствования отпускную цену продукции калькулируют исходя из фактических расходов на ее производство, уплаченных налогов и норматива рентабельности.

Калькулирование цен на обеденную и прочую собственную продукцию производится путем составления калькуляционных карточек. Основой их обоснования являются сборники рецептур блюд. Например, действует Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, изданный Ассоциацией кулинаров Республики Беларусь в 1996 г. и утвержденный Приказом Министерства торговли Республики Беларусь № 70 от 9 ноября 1995 г.

В типовой форме калькуляционной карточки указываются:

o порядковый номер карточки;

o наименование блюда;

o номер рецептуры, колонки и название Сборника, из которого взята рецептура;

o количество продуктов в кг на 10 (100) порций блюд или 10 кг продукции;

o розничная цена продуктов с НДС за кг;

o стоимость набора сырья в розничных ценах на 10 (100) порций или 10 кг

o наценка в процентах к стоимости набора сырья;

o продажная стоимость набора сырья на 10 (100) порций или 10 кг;

o продажная цена 1 порции блюд или 1 кг изделия;

o выход готовой продукции в граммах;

o дата составления калькуляции.

Калькуляционные карточки обязательно подписываются заведующим производством и бухгалтером и утверждаются руководителем организации. Они регистрируются в специальном журнале.

Пример. Ниже приводится образец данной карточки.

При использовании сырья, отличного от приведенного в рецептуре по Сборнику (например, использование томатной пасты вместо томатного соуса и т.п.), следует применять нормы взаимозаменяемости продуктов, которые также приводятся в Сборниках рецептур блюд и кулинарных изделий.

Регистрация продажных цен в общественном питании не требуется.

Калькуляционная карточка на салат «Весна» (рецепт №71 о Сборнику рецептур блюд)

Состав сырья Норма вложения на 1 кг (10 порций), кг Розничная цена с НДС за 1 кг, р. Сумма, р. Сумма с наценкой (40%), р.
1. Салат 0,292 204,4 286,16
2. Редис красный обрезной 0,215 107,5 150,5
3. Огурцы свежие 0,25
4. Лук зеленый 0,125 93,75 131,25
5. Яйца 0,1 (2,5 шт.) 1500 (за 1 десяток)
6. Сметана 0,2
7. Соль 0,06 3,6 5,04*
Итого общая стоимость набора 2105,95
Продажная цена одной порции (1/100) 210,6
Продажная цена после округления

* В распоряжениях облисполкомов отдельных областей предусмотрено включение соли и специй в калькуляцию без наценки.

Калькулирование продажных цен на продукцию общественного питания упрощается при установлении средневзвешенных цен. Предприятия общественного питания самостоятельно решают вопрос о необходимости применения средневзешенных цен исходя из конкретных условий снабжения сырьем и продуктами. Эти цены устанавливаются на одноименные продовольственные товары различных сортов, расфасовок, а также назначению и уровню свободных цен.

Пример. Рассчитать средневзвешенную цену 1 кг макаронных изделий (табл. 11).

>
Предельная наценка в столовых учебных заведений

«О ПРЕДЕЛЬНЫХ НАЦЕНКАХ НА ПРОДУКЦИЮ (ТОВАРЫ), РЕАЛИЗУЕМУЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ, ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ, СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, И ПОРЯДКЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ»

Постановление правительства Тюменской области от 30 мая 2011 г. N 174-п

Предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях установлены в размере:

60 процентов — к ценам закупа сырья, полуфабрикатов, используемых для приготовления кулинарной продукции собственного производства, а также мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий собственного производства (за исключением продуктов промышленного производства, готовых к употреблению, реализуемых на разлив и порционно);

30 процентов — к ценам закупа покупных товаров, реализуемых в потребительской упаковке или порционно.

Таким образом, предельные надбавки больше не связаны с формой отпуска товаров.

Покупные товары, цены на которые подлежат государственному регулированию, реализуются предприятиями общественного питания при образовательных учреждениях с торговыми надбавками, установленными в соответствии с действующим законодательством.

Порядок применения предельных размеров наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных учреждениях

Предельные размеры наценок применяются всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, реализующими продукцию (товары) при образовательных учреждениях.

Наценки являются предельными и могут понижаться предприятиями общественного питания, реализующими продукцию (товары) при образовательных учреждениях, самостоятельно.

К покупным товарам, реализуемым в потребительской упаковке или порционно, относятся:

— соки фруктовые, овощные и прочие напитки промышленного производства, в том числе реализуемые на разлив;

— хлеб и хлебобулочные изделия промышленного производства (кроме используемого в качестве сырья для приготовления блюд), мучные кондитерские изделия промышленного производства (пряники, печенье, рулеты, кексы, вафли, пирожное, сушки, сухари);

— кондитерские сахаристые изделия промышленного производства;

— фрукты свежие (кроме используемых в качестве сырья для приготовления блюд), орехи, сухофрукты и их смеси;

— мороженое, реализуемое в потребительской упаковке, а также в виде порций;

— прочие покупные товары, реализуемые в потребительской упаковке.

Исчисление сумм наценок предприятиями общественного питания, реализующими продукцию (товары) при образовательных учреждениях, производится, исходя из цен, оплаченных поставщикам за сырье, полуфабрикаты, товары, с учетом налога на добавленную стоимость.

При расчете цен на блюда и продукцию предприятий общественного питания при образовательных учреждениях округление цен производится до целой копейки.

В целях удобства расчетов на продукцию (товары), реализуемую через буфет (за исключением организованного питания по меню), допускается округление до 5 или 10 копеек: до 2,5 копейки — отбрасывается, от 2,5 копейки (включительно) до 7,5 копейки — округляется до 5 копеек, от 7,5 копейки (включительно) и более — округляется до 10 копеек. Превышение предельных размеров наценок, установленных пунктом 1 настоящего постановления, за счет округления, произведенного в соответствии с настоящим порядком, не является нарушением государственной дисциплины цен.

Предельная наценка не является обязательной к применению при оказании предприятиями общественного питания при образовательных учреждениях услуг, не связанных с организацией и (или) обеспечением питанием учащихся и студентов.

В случае оказания предприятиями общественного питания при образовательных учреждениях услуг общественного питания в открытой сети или иных услуг по ценам, сформированным самостоятельно, обязателен раздельный учет продукции.

РЭК: свердловских школьников кормят слишком дорогими продуктами и слишком маленькими порциями

Менее месяца осталось до 1 сентября, когда тысячи школьников сядут за парты. Наряду с вопросами организации учебного процесса и повышения его качества педагогов и в особенности родителей будут также волновать вопросы организации школьного питания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. И в Свердловской области такое право реализовано на практике.

Постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2008 г. № 158-ПК утверждены предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемую в школьных столовых. Это 60% на кулинарную продукцию собственного производства и 20% — на покупные товары, реализуемые в потребительской упаковке или порционно.

Региональной энергетической комиссией Свердловской области в первом полугодии 2012 года проведены проверки соблюдения порядка ценообразования в четырех организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, в том числе в двух организациях в Екатеринбурге и по одной — в Новоуральске и в поселке Монетный. Результат оказался неутешительный — во всех проверенных организациях установлены нарушения порядка ценообразования, выразившиеся в завышении предельных размеров наценок на продукцию общественного питания в школьных столовых.

Так, по сообщению пресс-службы РЭК, в школьных столовых Екатеринбурга размер торговой надбавки составил до 772% — в школах Кировского района (организацию питания осуществляет ООО «Комбинат питания «Школьно-базовый») и до 868% — в школах Октябрьского района (ООО «Аппетит»). В школьных столовых Новоуральска (МУП «Комбинат питания») размер торговой надбавки составил до 477,82%, в поселке Монетный (ООО «Меркурий-2006») — до 468,94% вместо утвержденного размера 60%.

В столовой гимназии №108 Кировского района Екатеринбурга масло сливочное, которое использовалось при приготовлении блюд, реализовано детям по цене 352,82 рубля за кг вместо 224 рублей, размер наценки составил 152% вместо 60%, завышение цены составило 128,8 рубля за кг.

В столовой гимназии №94 Октябрьского района Екатеринбурга нектар «Фруктовый остров» продавался детям по цене 96,38 рубля за литр вместо 44,21 рубля, размер наценки составил 161,61% вместо 20%, завышение цены составило 52,17 рубля за литр или 10,43 рубля за порцию.

Аналогичные нарушения были выявлены и в столовой школы №10 поселка Монетный — реализация детям цыпленка бройлера при приготовлении котлет из куры производилась по цене 222,63 рубля за кг вместо 131,20 рубля, завышение цены составило 91,43 рубля за кг, размер наценки составил 171,5% вместо 60%.

Ряд нарушений порядка ценообразования связан с недовложением продуктов и, как следствие, несоответствием приготовленных блюд установленным нормам.

Так, в столовой гимназии №94 Октябрьского района Екатеринбурга из 35 кг творога было приготовлено 345 порций запеканки, тогда как для приготовления такого количества порций при норме закладки требуется 48,6 кг творога. Фактическая закладка творога на порцию составила 101,4 г вместо 141 г на порцию по норме, а фактическая цена — 306,88 рубля за кг вместо 220,80 рубля. Размер наценки составил 122,38% вместо 60%, завышение цены — 86,08 рубля за кг.

В другом случае в столовой гимназии №13 Октябрьского района Екатеринбурга приготовлено 1244 порции напитка из 5 кг шиповника, имеющегося на производстве столовой, тогда как для приготовления такого количества порций необходимо 24,9 кг шиповника. Фактически закладка шиповника была занижена в пять раз и составила 4 грамма на порцию вместо 20 граммов. Цена шиповника составила 853,23 рубля за кг вместо 173,44 рубля, размер наценки — 687,11% вместо 60%, завышение цены — 679,79 руб. за кг.

В столовой школы № 48 города Новоуральска из 5 кг кураги приготовили 515 порций компота, тогда как для приготовления такого количества порций необходимо 10,3 кг кураги. Фактическая норма закладки кураги была занижена в два раза и составила 9,71 грамма на порцию вместо 20 граммов. Фактическая цена кураги в компоте составила 428,86 рубля вместо 208 рублей, завышение цены — 220,86 рубля за кг, размер наценки — 229,9 % вместо 60%.

По результатам проверки проверенные организации и виновные должностные лица организаций привлечены к административной ответственности в виде административных штрафов. Кроме того, всем организациям были выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

Просмотров: 4296

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *