Научная статья НДФЛ

Автор: | 30.04.2019

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены основные положения, актуальные проблемы и перспективы, характеризующие систему налогов РФ. Поскольку, налогообложение физических лиц занимает ключевое место в налоговой системе РФ, основной целью работы выступает определение степени развитости налогообложения физических лиц, порядок постановки на учет и оценка действенности механизма налогообложения.

Ключевые слова: Налоги, налоговая система, бюджет, физические лица, налогообложение, налоговая политика, льготы, налоговое стимулирование, меры.

Начало формирования российской налоговой системы было положено в 1998 году с принятием части первой Налогового кодекса РФ. На протяжении этого времени в стране несколько раз изменялись принципы подхода к взиманию налогов и процесс поиска наиболее оптимальной и справедливой схемы еще не завершен, так как налоговая система России является довольно нестабильной, что обусловлено объективной экономической ситуацией, а также несовершенством законодательства.

Высокие налоги – это, безусловно, негативное явление, ведущее не только к спаду производства в целом, но и к всеобщему стремлению скрыть свои доходы, что приведет к нарушению целостности системы налогообложения. В то же время, дефицит государственного бюджета требует постоянного поступления денежных средств, источником которых как раз и являются налоги. Такая ситуация присуща современной экономико-правовой системе в нашей стране. В этом и заключается одна из основных проблем установления оптимального соотношения налоговых ставок и налоговых поступлений.

Среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, наибольшая доля приходится на НДФЛ, так как он является самым значимым по суммам поступлений в государственный бюджет. «С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением» . Данный налог затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Именно поэтому проблемы, связанные с исчислением данного налога и его уплатой, крайне актуальны.

Рисунок 1. Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджетной системы РФ

За прошедший 2017 год в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 146,8 млрд рублей администрируемых ФНС России доходов, что больше аналогичного периода 2016 года на 25,9 млрд рублей, или на 21 %. По НДФЛ снижение поступлений в общей сумме 203,9 млн рублей, или на 1,1 %. Такой результат связан с низким темпом роста фонда заработной платы работников организаций , а также уменьшением поступлений в погашении задолженности по налогу (Рис.1).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой федеральный налог, взимаемый с доходов граждан в денежной форме за отчетный период. В целом можно сказать, что методы начисления НДФЛ достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретизированы, а налоговая база определяется четко. Все эти характеристики делают данный налог достаточно простым для налогообложения, но в РФ до сих пор происходят различного рода дискуссии и споры в отношении данного налога.

Одним из самых первых вопросов встает при определении круга лиц, обязанных уплачивать НДФЛ с учетом порядка признания лица резидентом РФ. Необходимо различать налогообложение резидентов РФ и нерезидентов, поскольку, данное разграничение является довольно важным, так как на такие группы установлены различные налоговые ставки, кроме того, отличительную особенность формирует объем выполняемой налоговой обязанности.

Налоговые резиденты уплачивают подоходный налог со всех видов доходов независимо от территории их получения, поэтому несут полную налоговую обязанность перед государством. Налоговые нерезиденты уплачивают налог только в части доходов, полученных от источников в Российской Федерации, поэтому они несут ограниченную налоговую обязанность. Законодательно определяется следующий принцип: для признания лица резидентом необходимо его пребывание на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

После истечения данного срока, лицо признается резидентом и налог исчисляется по ставке 13% . В то же время, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25 июня 2015 г. N 16-П в указанном документе разъясняет, что лицу необходимо подтвердить статус резидента по состоянию на конкретный налоговый период, только в таком случае есть основания для перерасчета НДФЛ. Из Постановления очевидно, что лицу с новым статусом необходимо ждать еще год до начала нового налогового периода: «для перерасчета налога на доходы физических лиц с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации применительно к конкретному налоговому периоду». Это правило с правовой точки зрения кажется довольно спорным. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) , а Налоговый кодекс прямо предусматривает налоговую ставку для резидентов РФ в 13%.

Необходимо взять во внимание проблемы, связанные с налогообложением кадастровой стоимости. В них доказательством, как правило, выступает отчет уполномоченной организации о реальной рыночной стоимости имущества. Однако в вопросе определения базы для исчисления НДФЛ фигурирует лишь кадастровая стоимость. То есть, прежде чем продать недвижимое имущество, приобретенное после 1 января 2016 года, лицу необходимо либо подождать до 2021 года, либо доказать через суд оправданность снижения кадастровой стоимости и приравнивания ее к рыночной. Именно такая сложность механизма минимизации НДФЛ с продажи недвижимого в первую очередь имущества является одной из причин стагнации рынка сбыта недвижимости. Разрешить данную проблему позволило бы, например, использование в качестве доказательства не только такого фактора, как кадастровая стоимость, но и отчетов о реальной рыночной стоимости, чего в Законе прямо не предусмотрено. Кроме того, увеличение срока, после которого продавец освобождается от уплаты налога, усугубит и без того сложную ситуацию.

В настоящий момент основной целью РФ выступает преобразование экономики и продвижение путей экономического развития в целях достижения благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Главной предпосылкой служит рациональное подоходное налогообложение физических лиц, которое наиболее приближено к товарно-денежной экономике. Проведя краткий обзор налогообложения физических лиц в РФ, наиболее очевидной возникает проблема достижения наиболее оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Способом решения данной проблемы является применение таких ставок налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимизации ущерба интересов налогоплательщиков от налогообложения. Рациональное выполнение налогом своих прямых функций зависит от большинства факторов, а не только от налоговой ставки.

Как сообщалось ранее представителями Министерства финансов, в 2018 году планируются изменения в начислении и уплате налога на имущество физических лиц. Данный вопрос рассматривается в двух направлениях либо будет разработана и внедрена прогрессивная система налогообложения, либо же увеличится размер адвалорной ставки, применяемой к доходам резидентов РФ .

Нет необходимости брать во внимание эффективность выполнения нашим государством своих основных функций, но показателен тот факт, что большая доля населения получает «черную зарплату» в конвертах, что делает бессмысленным введение прогрессивной , дифференцированной шкалы налогообложения .

После принятия главы 23 НК РФ в нее постоянно вносится ряд мероприятий, направленных на реализацию социальной политики. Они, в свою очередь, обусловлены тем, что в системе налогообложения имеются недостатки по формированию налоговой базы в отношении денежных средств, получаемых исходя из доходов физических лиц. Такие недостатки определяют невыполнение налогом на доходы физических лиц свое функциональное предназначение, а именно пополнять бюджет РФ и контролировать доходы различных групп граждан. Именно для этого возникает необходимость в усовершенствовании системы налогообложения в части доходов физических лиц.

Список литературы:

  1. Пансков В.Г. Принцип справедливости и его отражение при налогообложении физических лиц в российской налоговой системе // ЭТАП. 2017. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsip-spravedlivosti-i-ego-otrazhenie-pri-nalogooblozhenii-fizicheskih-lits-v-rossiyskoy-nalogovoy-sisteme (дата обращения: 03.05.2017).
  2. Анкудинова, Н.В. Экономика России: перед долгим переходом/Н.В. Акиндинова, Е.Г. Ясиненко, Я.И. Кузьмина//Вопросы экономики. -2016. -№ 6. -С. 5-35.
  3. Ильенко, В.А. Эффективность государственного управления 2000-2017 г. Противоречивые итоги -закономерный результат/В.А. Ильенко, А.И. Пивоварова. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. -304 с.
  4. Пансков, В.Г. К вопросу о прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц/В.Н. Пансков//Налоги и налогообложение. -2017. -№ 7. -С. 14-19.
  5. Петрюк О.А. Направления совершенствования администрирования налога на доходы физических лиц //Вестник ИМСИТ – 2015 г . — С. 2-5.

К вопросу о роли НДФЛ в экономике России

ABOUT THE ROLE OF PERSONAL INCOME TAX IN THE RUSSIAN ECONOMY

Ekaterina Semenova

candidate of economic science, associate professor in Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar

Anna Lyashenko

student in Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar

Tamila Dadaeva

student in Kuban State Technological University, Russia, Krasnodar

Аннотация. В статье рассмотрена экономическая роль НДФЛ, проанализирована его динамика поступления и задолженности, а также структура и динамика налоговых вычетов в России за 2014-2016 гг. по НДФЛ. Сформулированы проблемы и направления совершенствования НДФЛ в РФ.

Ключевые слова: налог; налог на доходы физических лиц; налоговые вычеты; налоговые поступления; функции налогов.

Keywords: tax; the tax to incomes of physical persons; tax deductions; tax revenue; functions of taxes.

В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из основных по объему поступлений в консолидированный бюджет РФ налоговых доходов. Формирование всех доходов в 2016 г. на 78% обеспечено за счет поступления НДФЛ – 21%, НДПИ – 20%, налога на прибыль – 19% и НДС – 18% .

Несмотря на то, что большая часть налогоплательщиков (налоговых агентов и физических лиц) добросовестно уплачивают рассматриваемый налог, проблема собираемости НДФЛ в бюджетную систему РФ является достаточно острой и актуальной. Это связано, прежде всего, с тем, что многие экономические субъекты уклоняются от уплаты налога: категория самозанятых физических лиц, не имеющих правового статуса индивидуального предпринимателя (ИП) и оказывающих услуги или работы другим физическим лицам, при этом нигде не отражающих своих доходов, а также налоговые агенты (организации и ИП), применяющие «конвертную (серую)» систему выплаты заработной платы. В результате этого в бюджет не поступают значительные суммы налога.

Согласно налоговому законодательству НДФЛ является федеральным налогом – устанавливается Налоговым кодексом и обязателен к уплате на всей территории РФ. Однако по положениям Бюджетного кодекса за счет НДФЛ формируются налоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты: нормативы отчислений составляют 85% и 15% соответственно . Так, на долю НДФЛ в консолидированном бюджете субъектов РФ в 2016 г. приходится более 40% налоговых доходов, что свидетельствует о высокой роли НДФЛ в экономике страны .

Рассмотрим роль НДФЛ для экономики посредством его функции:

1. Фискальная функция. Основное общественное назначение данного налога – это формирование финансовых ресурсов государства на региональном и местном уровнях для возможности реализации государственных задач.

2. Социальная функция. НДФЛ за счет налоговых ставок, льгот и вычетов направлен на сглаживание неравенства в распределении доходов, воздействует на их уровень и структуру, а также на внутренний спрос, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой и её стабильностью. Однако, данная функция реализуется не в полной мере по причине несовершенства налогового законодательства.

3. Регулирующая функция. В экономической теории за счет данной функции можно воздействовать на уровень доходов разных групп населения и направление их деятельности посредством дифференцированной ставки налога в зависимости от размера получаемого дохода и вида деятельности, а также через систему налоговых льгот, скидок и налогового кредита.

В этой связи считаем, что данная функция не реализуется в рамках налоговой системы РФ, поскольку действующие ставки налога зависят от вида получаемого дохода (источника дохода) и его налогового статуса, а не от его размера, а также по причине отсутствия механизмов контроля и взимания налогов с доходов самозанятых граждан, нигде не декларирующих получаемые ими доходы от выполнения работ, оказания услуг другим экономическим субъектам.

Ставки НДФЛ в России варьируются от 9 до 35% и зависят от следующих факторов : 1) вид получаемого дохода – заработная плата, доходы по ценным бумагам, проценты по вкладам, доходы от реализации имущества, выигрыш; 2) налоговый резидент или нерезидент РФ (в т. ч. беженец); 3) является ли налогоплательщик специалистом высокой квалификации (без учета налогового статуса). Здесь следует отметить тот факт, что обложение дохода от трудовой деятельности иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом (а согласно ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» – это медицинские, педагогические и научные работники, преподаватели, сотрудники особых экономических зон, Сколково и др. ) осуществляется по ставке 13%, а не 30% как для остальных иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ. Таким образом, считаем данную законодательную норму преференцией для иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов. И цель ясна: стимулировать приток таких кадров в Россию. В свою очередь, для российских высококвалифицированных специалистов (медицинских, педагогических и научных работников, преподавателей), в целях их поддержки, льготы по снижению ставки НДФЛ в законодательстве не предусмотрено – налоги с доходов от трудовой деятельности они оплачивают по ставке 13% как и их иностранные коллеги. На наш взгляд, это не отвечает принципам справедливости и реализации в полной мере социальной и регулирующей функций НДФЛ.

Для дальнейшей оценки значимости НДФЛ проведем анализ поступлений и задолженности по данному налогу в бюджет за 2014-2016 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика поступлений и задолженности по НДФЛ за 2014-2016 гг.

Показатели

Отклон.,

2016/ 2014

Тр, %, 2016/2014

Поступления в бюджет НДФЛ, млрд руб.

2 702,6

2 806,5

3 017,3

314,7

111,64

Задолженность по НДФЛ, млрд руб.

86,4

89,8

108,7

22,3

125,8

Удельный вес задолженности к поступлению НДФЛ,%

3,19

3,21

3,6

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о росте поступлений в бюджет НДФЛ – темп роста составляет 111,64 %, что связано с сокращением задолженности по заработной плате в 2016 г. и темпов роста общей численности безработных. При этом следует отметить более быстрый темп роста совокупной задолженности по данному налогу в бюджет – 125,8%. На прирост задолженности в 2016 г. помимо экономической ситуации большое влияние оказали факторы банкротства организаций и изменение администрирования НДФЛ . На базе представленной статистики можно сделать вывод о том, что на динамику поступлений и задолженности по НДФЛ в большей степени оказывают влияние экономические факторы: уровень доходов населения (динамика отрицательная), динамика субъектов реального сектора экономики (динамика отрицательная), общая экономическая обстановка в стране (наличие структурных проблем в экономике). Поэтому и фискальная функция в настоящее время реализуется не в полной мере по причине действия перечисленных факторов.

В рамках НДФЛ важное значение имеют налоговые вычеты: с одной стороны, с их помощью реализуются государственные целевые программы, а с другой – происходит стимулирование сбережений налогоплательщиков, а также потребительского спроса на финансовые продукты и недвижимость. Рассмотрим динамику применения физическими лицами налоговых вычетов за 2014-2016 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Динамика применения налоговых вычетов в России за 2014-2016 гг.

Показатель

Отклон.,

2016/ 2014

Тр, %, 2016/2014

Стандартные вычеты

Количество налогоплательщиков по данным формы 2-НДФЛ, млн шт.

18,49

18,10

18,01

-93,2

99,5

Сумма вычетов, млрд руб.

334,99

325,13

326,69

1,6

100,5

Имущественные вычеты

Количество налогоплательщиков по данным формы 3-НДФЛ, млн шт.

4,64

4,99

4,83

0,19

104,1

Сумма вычетов, млрд руб.

1 994,77

2 658,91

2 745,28

750,51

137,6

Социальные вычеты

Количество налогоплательщиков по данным формы 3-НДФЛ, млн шт.

1,45

1,62

1,83

0,38

126,2

Сумма вычетов, млрд руб.

57,01

66,10

77,41

20,4

135,8

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о снижении количества стандартных вычетов, темп роста – 99,5% в виду роста задолженности по заработной плате и уровня безработицы в 2014-2015 гг. Динамика по имущественным и социальным вычетам, наоборот, является положительной как по количеству налогоплательщиков, которым предоставлены такие вычеты, так и по суммам вычетов – темп роста составляет 137,6% и 135,8% соответственно . В 2015 г. законодателем был расширен размер социальных вычетов по негосударственному пенсионному страхованию и долгосрочному страхованию жизни. С 2016 г. у налогоплательщиков появилась возможность реализовать свое право на получение ряда социальных вычетов у работодателя, а с 2017 г. появился дополнительный социальный вычет, полагающийся физическому лицу, из личных средств оплатившему проведение независимой оценки своей квалификации. Поэтому, считаем, что социальная функция НДФЛ реализуется достаточно полно, поскольку ежегодно растет количество физических лиц, использующих право на налоговый вычет, а также государство совершенствует работу по предоставлению таких налоговых вычетов.

На основании проведенного исследования выделим следующие проблемы реализации функций НДФЛ:

1. Снижение уровня доходов населения, в том числе у работающих за счет сокращения во многих отраслях экономики официальной заработной платы. Это негативно оказывает влияние на реализацию фискальной функции НДФЛ.

2. Проблемы с практической реализацией контроля со стороны налоговых органов за доходами физических лиц и их источниками оказывает негативное влияние на эффективность системы налогового контроля. Так, до сих пор не ясен порядок контроля по взиманию налогов с физических лиц, официально нигде не работающих, но оказывающих услуги для личных, домашних и/или иных подобных нужд другим физическим лицам. На наш взгляд, взимание налогов с таких лиц будет способствовать росту налоговых доходов бюджета и активизации регулирующей функции НДФЛ за счет стимулирования определенных видов деятельности посредством вычетов, льгот и других налоговых инструментов. Таким образом, будут учитываться интересы как государства, так и налогоплательщиков.

3. Низкий уровень налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков . Налоговые обязательства воспринимаются физическими лицами как конфискация части имущества или их доходов. С учетом низкого уровня социальной обеспеченности в России многие физические лица стараются скрывать свои дополнительные доходы и их источники: репетиторство, сдача в аренду собственного имущества, реализация товаров собственного изготовления и др.

4. Стремительный рост степени расслоения российского общества по доходам. В настоящее время существует резкая дифференциация населения по уровню располагаемого дохода. Так, более 13% населения имеет в распоряжении доход ниже прожиточного минимума, а 20% населения располагают 40% доходов страны.

К основным предложениям по совершенствованию НДФЛ можно отнести следующие:

1. Для активизации регулирующей функции – введение прогрессивной ставки налога. В Госдуму уже в 2016 г. внесен проект по замене существующей плоской шкалы НДФЛ на прогрессивную – кратное повышение ставки налога по мере роста облагаемого дохода (табл. 3) . На наш взгляд, данная мера позволила бы усилить эффект социальной функции НДФЛ в части неравенства в доходах.

Таблица 3

Прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ согласно проекту

Размер дохода

Ставка налога

до 15 тыс. руб. в мес.

освободить от уплаты НДФЛ

от 180 тыс. до 2,4 млн руб. в год

13% в части превышения 180 тыс. руб.

от 2,4 млн руб. до 100 млн руб. в год

289 тыс. руб. + 30% в части превышения 2,4 млн руб.

свыше 100 млн руб. в год

29,6 млн руб. + 70% в части превышения 100 млн руб.

2. Введение необлагаемого минимума в размере 9000 руб. с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции для категории малообеспеченных граждан. На наш взгляд, данная мера будет способствовать улучшению качества жизни граждан с невысокими доходами, что усилит эффект социальной функции НДФЛ в части материальной поддержки малообеспеченных граждан.

3. Учет региональных особенностей социально-экономического развития при определении размера налоговых вычетов по НДФЛ. В настоящее время применяемые налоговые вычеты не в полной мере выполняют свою стимулирующую роль, потому как не учитывается территориальные особенности развития регионов России . Так, размер стандартных налоговых вычетов считаем целесообразнее привязать к показателю прожиточного минимума или среднего показателя заработной платы в соответствие с регионом их применения. Таким образом, должна заработать стимулирующая функция, о которой в настоящее время только говорится.

4. Совершенствование порядка налогового контроля за доходами лиц, превышающих средний уровень посредством применения программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег, а также ужесточение системы налоговых санкций за нарушения налогового законодательства физическими лица в части сокрытия своих доходов. В России такой порядок не развит, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, тем самым создавая условия для выплаты заработной платы в конвертах.

Таким образом, перечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень поступлений налога в региональные и местные бюджеты, послужат большей активизации его функций, достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан и повышении роли и значимости НДФЛ в экономике.

Список литературы: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС «КонсультантПлюс». 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1): федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 28.12.16) // СПС «КонсультантПлюс». 3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции: федер. от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // СПС «Консуль-тантПлюс» 4. Калюков Е. Госдуме предложили вернуть прогрессивную шкалу по-доходного налога .–URL: http://www.rbc.ru/economics/11/08/2016/ (дата обращения: 10.04.2017). 5. Семенова Е.В. Налоговый контроль в России: проблемы и направле-ния совершенствования / Е.В. Семенова, Д.А. Абальянц, И.С. Черкасская // Материалы VII Междунар. науч.-практич. конференции «Актуальные вопро-сы права, экономики и управления». – Пенза: «Наука и Просвещение», 2017. – С. 35-38. 6. Тищенко Е.С. Проблемы действующей системы регионального нало-гообложения в РФ и возможные пути их решения / Е.С, Тищенко, Ю.А. Клейменова // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «Наука: прошлое, настоящее, будущее». – Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. – С. 27-31 7. Федеральная налоговая служба – Режим до-ступа: www.nalog.ru http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата об-ращения: 10.04.2017).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *