НДС 0 при экспорте

Автор: | 21.04.2018

Содержание

Часть 1 и Глава 21 части 2 НК РФ, регулирующая исчисление НДС, не содержат самостоятельного определения понятия «экспорт», поэтому для целей применения нулевой ставки НДС, следует руководствоваться тем, как экспорт определен в таможенном законодательстве.

Статья 212 ТК ТС:

экспорт — таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

То есть правила главы 21 НК о нулевой ставке НДС применимы для случаев вывоза товаров из России за пределы ЕАЭС, даже если такой вывоз происходит через территорию других стран-участниц ЕАЭС (Казахстан, Армения, Белоруссия и Кыргызстан).

Порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте за пределы ЕАЭС

Сразу оговоримся, что все сказанное ниже не применяется к реализации товаров на экспорт лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС.

В отличие от большинства других налогов применение ставки НДС 0% носит не заявительный характер, а обусловлено предоставлением экспортером документов, подтверждающих экспорт:

  • таможенное оформление вывозимых товаров,
  • а также фактическое перемещение товаров за пределы Евразийского экономического союза,

    которые должны быть также подтверждены результатами камеральной налоговой проверки, в процессе которой налоговые органы сверяют эту информацию с таможенными органами.

При вывозе товара с территории РФ НДС не уплачивается и не исчисляется (ст. 151 НК РФ). Однако этот момент является ключевым, т.к. с него исчисляться срок для предоставления в налоговый орган подтверждающих документов.

Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС 0% при экспорте

Перечень таких документов установлен ст. 165 НК РФ и достаточно велик, однако для случая экспорта товаров, перемещаемых обычным транспортом (не по трубопроводу) и не являющихся государственными припасами, его можно упростить до следующего:

  • внешнеторговый контракт (копия) налогоплательщика с иностранным покупателем*;
  • таможенная декларация (копия или электронный реестр деклараций**) с отметками российского таможенного органа о выпуске товаров в процедуре экспорта, а также отметку о фактическом вывозе, поставленную российским таможенным органом места фактического убытия (граница или аэропорт), через которое товар был вывезен с территории РФ;
  • транспортные, товаросопроводительные и / или иные документы (копии или электронные реестры документов**) с отметками российских таможенных органов места убытия о фактическом вывозе;
  • посреднический договор (копия), если реализация товаров на экспорт производилась через агента, комиссионера или поверенного.

* контракт должен содержать собственноручные подписи сторон, если законодательством не допускается иная форма заключения договора, а с 1 января 2016 — также документы, свидетельствующие о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащие необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в т. ч. о цене и сроках ее реализации (например, коммерческое предложение и инвойс).

** возможность предоставления реестров документов вместо копий документов предусмотрена изменениями в п. 15 и 17 ст.

Какие документы надо собрать для подтверждения 0% ставки НДС при экспорте?

165 НК РФ, вступившими в силу с 1 октября 2015 года).

Проверить факт поступления от ФТС сведений по документам, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% НДС можно на сайте ФНС . Доступ к нему  не требует авторизации или ЭЦП.

Сбор и контроль оформления документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0% при экспорте входит в перечень услуг, оказываемых нами в рамках таможенного оформления экспорта.

Направьте нам запрос, чтобы узнать стоимость услуг по сопровождению экспорта:

запрос на расчет стоимости услуги

 

Порядок и последствия предоставления документов, подтверждающих экспорт

Для применения ставки налога 0% экспортер обязан в течение 180 календарных дней с даты выпуска экспортной декларации предоставить налоговую декларацию и вышеназванные документы в налоговый орган.

После этого в течение 3-х месяцев налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку, в ходе которой в т.ч. сверяет содержащиеся в предоставленных документах данные со сведениями, полученными от таможенных органов. При наличии расхождений в сведениях налоговый орган потребует предоставить копии документов или даже признает применение нулевой ставки НДС необоснованным.

Как показывает практика, камеральная проверка не ограничивается рамками предоставленного комплекта документов:

  • проверкой охватывается не отдельная экспортная сделка, а в целом отчетный период (квартал), за который подана налоговая декларация;
  • налоговый орган с большой долей вероятности проведет встречную проверку поставщика экспортируемого товара и то, как он отражает и уплачивает НДС со стоимости экспортированного товара;
  • при проверке устанавливается фактическая возможность экспортера осуществлять данный вид деятельности (наличие штата сотрудников, складов, лицензий, офиса, логистической цепочки и т.п.);
  • особо тщательно проверяются экспортеры, созданные, реорганизованные или сменившие место нахождения менее чем за 6 месяцев до экспортной сделки.

Что будет, если не предоставить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт?

Если документы, подтверждающие право на применение ставки 0%, будут представлены экспортером позднее 180 дней, то:

  • налог по ставке 10 или 18% (в зависимости от категории товара) начисляется в дату отгрузки товара, а не истечения 180-дневного срока на сбор пакета подтверждающих нулевую ставку документов;
  • за период просрочки (с даты отгрузки до даты фактического подтверждения обоснованности нулевой ставки) начисляются пени;
  • уплаченный к этому времени налог подлежит возврату (возмещению) по решению налогового органа после проведения камеральной налоговой проверки. Трехмесячный срок на проведение этой проверки будет исчисляться с даты окончания отчетного периода, в котором был подан полный комплект документов.

Таким образом, недочеты в оформлении документов при экспорте могут обернуться «заморозкой» уплаченного НДС более, чем на полгода.

Можно ли не заявлять нулевую ставку НДС, если заранее известно, что необходимые документы собрать не удастся?

Преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков, в т.ч. возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере, является налоговой льготой, ее применение является добровольным, если иное не установлено законом (56 НК РФ).

Исходя из этой формулировки ставка 0% очень похожа на налоговую льготу в виде освобождения от налога. Однако, судя по тому, как сформулированы положения главы 21 НК РФ о налоговой ставке 0%, она является обязательным элементом налогообложения, а не льготой.

Освобождение не предусматривает ведение налогового учета и подачу деклараций.

НДС даже по ставке 0% все же имеет налоговую базу – стоимость товара, указанная во внешнеторговом контракте (ст. 154 НК РФ) – и исчисляется отдельно по каждой экспортной операции на последнее число квартала, в котором экспортер собрал и предоставил в налоговый орган полный комплект подтверждающих документов.

Обособленный учет также требуется и для «входящего» НДС по товарам, работам, услугам, которые использовались для осуществления экспортных операций.

Освобожденные от НДС операции не отражаются в налоговых декларациях и не отражаются в налоговом учете, в отличие от операций, облагаемых НДС по ставке 0%.

Обложение реализации на экспорт НДС по ставке 0% означает возможность применения экспортером вычетов по НДС в отношении соответствующих входящих потоков (сырье и материалы, транспортные услуги, аренда и т.п.),  в отличие от освобождаемых от НДС операций, по которым весь объем входного НДС включается в расходы по налогу на прибыль, а не к вычету.

Применение ставки обусловлено предоставлением документов в определенный срок или отсутствием таких документов по истечении этого срока, и не предусматривает возможности выбора налогоплательщика, по какой ставке облагать экспортную операцию.

Этой же логики придерживается и Верховный Суд (определение от 20.02.2015 по делу А33-3050/2013).

Нужно ли выставлять счет-фактуру при экспорте?

Пункт 3 ст. 169 НК РФ не делает послаблений по данному вопросу для экспортеров – если операция признается объектом налогообложения (пусть даже и по ставке 0%) и экспортер не освобожден от обязанностей налогоплательщика и является плательщиком НДС, то счет-фактуру выставлять нужно в обычном порядке (в течение 5 дней с даты отгрузки товара с указанием в ней ставки 0% и регистрацией в книге продаж).

В случае предоставления в налоговый орган пакета документов, подтверждающих экспорт, с опозданием, помимо счета-фактуры с нулевой ставкой, придется также зарегистрировать в книге покупок ранее выставленный счет-фактуру со ставкой 10 или 18% на сумму экспортной поставки для того, чтобы у экспортера возникло основание на применение вычета по уже начисленному и уплаченному налогу.

К счастью, счет-фактура не назван в качестве условия обоснованности применения ставки 0% для продавца, поэтому ошибки и нарушения при составлении счет-фактуры или его отсутствие не повлияют на применение нулевой ставки НДС.

В то же время, учитывая, что налоговый орган будет проводить налоговую проверку, он скорее всего обнаружит это нарушение и выставит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ).

Применение ставки 0% по НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Как было сказано выше, вывоз товаров в страны ЕАЭС не является экспортом в смысле Налогового кодекса РФ, однако союзным законодательством могут быть установлены особые условия налогообложения в рамках ЕАЭС.

Приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» установлен во многом схожий порядок преференциального налогообложения операций между странами-участницами ЕАЭС:

  • экспортом товаров признается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (экспорт внутри ЕАЭС);
  • при экспорте внутри ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС;
  • условие ставки 0% НДС возможно при условии предоставления в налоговый орган по месту нахождения экспортера вместе с налоговой декларацией:
    — экспортного контракта (копия);
    — заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (по форме, утв. Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009) с отметкой налогового органа государств — члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, на бумажном носителе либо перечень заявлений в бумажном/электронном виде и, информация о котором (которых) поступила в налоговые органы.
    Проверить поступление заявления можно на сайте ФНС России;
    — транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров;
    — документов, подтверждающих получение экспортной выручки, если это предусмотрено национальным законодательством страны-экспортера (НК РФ не требует такого подтверждения).
  • документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки, в противном случае НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров;
  • в случае представления налогоплательщиком документов по истечении 180-дневного срока, уплаченный НДС подлежит вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством страны экспорта;
  • датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика;
  • экспортер имеет право на налоговые вычеты / зачеты в порядке, установленном его национальным законодательством для экспорта за пределы ЕАЭС;
  • применение нулевой ставки НДС, применение вычета или возмещение налога должно быть подтверждено результатами налоговой проверки с учетом национальных правил о ценообразовании между взаимозависимыми лицами.

Приведенный выше перечень документов применяется для подтверждения нулевой ставки НДС и факта экспорта из России в Казахстан, Армению, Белоруссию и Кыргызстан.

Интересно отметить, что «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов…», в отличие от НК РФ, предусматривает обязанности по выставлению счета-фактуры экспортером. Следовательно, при экспорте товаров в пределах ЕАЭС выставлять счета-фактуры не требуется и оснований для наказания экспортера «за грубое нарушение правил учета» в данном случае нет.

Комментируйте этот материал на нашей странице в FB 
или поделитесь с друзьями

​    

Читать другие статьи

Форумы TKS.RU > Разделы > Таможенный > НДС на реэкспорт

Просмотр полной версии : НДС на реэкспорт

Народ, налоговый с таможенным кодексы штудитровать некода, а вопрос решать надо, помогите, плиз….

Собствено вопрос:

будет ли облагаться НДС товар с Турции, который впоследствии уйдёт в Беларусь, Украину, Литву.

Дело в том что, где-то слышал, что реэкспорт в страны Евросоюза, происходит без двойного налогообложения, а в страны СНГ с

падший ангел

20.11.2007, 16:06

А причем здесь реэкспорт? Если Вы ввозите товар из Турции на территорию России, помещаете его под режим "для внутреннего потребления", а потом продаете в страны СНГ, то при ввозе товара он будет облагаться всеми положенными платежами в зависимости от кода ТН ВЭД и назначения.

Спасибо за ответ…

Ну так, а если он у меня будет не "под внутренним потреблением"?

падший ангел

20.11.2007, 16:31

А под чем?

Ну скажем так, товар будет для внешнего потребления, т.е партии будут транзитом уходить в вшеуказанные страны, без потребления в России

Ну скажем так, *товар будет для внешнего потребления, т.е партии будут транзитом уходить в вшеуказанные страны, без потребления в России

Это называется Международный таможенный транзит.(ст.167 ТК РФ). И принять в нем деятельное участие Вы можете только в качестве водителя транспортного средства, осуществляющего перевозку из Турции в третью страну, через таможенную территорию РФ.

Пребольшущее спс…а где регламентированно, что только в качестве водителя? (в статье этого нет).

Это что получается — я, в кач-ве юр. лица на территории РФ, не смогу провезти груз, по Международному таможенному транзиту, *минуя пошлины и НДС?

Это что получается — я, в кач-ве юр. лица на территории РФ, не смогу провезти груз, по Международному таможенному транзиту, *минуя пошлины и НДС?

Можете.

В качестве перевозчика или экспедитора.(ст.169 п.2). Берете груз в Турции, садитесь за руль, и потихонечку-потихонечку рулите… По необъятным просторам нашей Великой Родины. Транзитом.

Ещё раз спасибо!!!…теперь ол клиа

Попробуйте ввозить груз минуя территориб России, сразу через Украину, порт Ильичевск, например.

ребята вы что идиотами прикинулись? какой нах транзит? человек ясно описывает классический реэкспорт- ввез из турции, заплатил обеспечение, вывез в украину, вернул обеспечение

падший ангел

27.11.2007, 11:31

ребята вы что идиотами прикинулись? какой нах транзит? человек ясно описывает классический реэкспорт- ввез из турции, заплатил обеспечение, вывез в украину, вернул обеспечение

Какой реэкспорт, если он его покупает а потом продает, да еще хочет провезти по территории РФ? С какого перепугу они у него при ввозе на территорию РФ останутся иностранными товарами? А потом, если Вы так настаиваете на реэкспорте, то под какой таможенный режим он товар будет помещать при ВВОЗЕ на территорию РФ?

Ну скажем так, *товар будет для внешнего потребления, т.е партии будут транзитом уходить в вшеуказанные страны, без потребления в России

Коллеги, было обсуждение, когда из Украины в Казахстан российская фирма товар переправляла: на Украине покупала, в Казахстан продавала. Украинский грузоотправитель, казахский грузополучатель. *Товар следует транзитом через Россию. Его никто в России не растамаживает и не затамаживает. *При этом российская фирма делает только валютные операции, обеспечивчающие куплю и продажу товара. ПС есть, ГТД нет.

А почему из Турции на Украину *российская фирма не может таким же путем сработать? Объясните блондинке, во что я не врубилась в теме?

1.можно растаможить его в РФ на таможенный склад, а потом с таможенного склада экспорт. Тогда никаких пошлин-ндс не будет.

2.можно международным транзитом — в турецком инвойсе написать покупатель-Россия, место доставки-Украина, и ехать с границы прямо в Украину.

3.можно растаможить для свободного обращения, а потом-реэспорт, пошлину и ндс вернут если соблюсти все условия.

4.а лучше всего вообще не использовать территорию рф при перевозке из турц в ураину

Кто сталкивался с заявлением режима таможенный склад? Можно ли заявить в пограничной таможне (в аэропорту) такой режим? То есть таможня выпускает ГТД с режимом таможенный склад, и сразу же подать ГТД на реэкспорт. (товар с СВХ никуда не перемещается). Цель — не увозить товар с СВХ, и банк будет доволен — две ГТД.

Кто сталкивался с заявлением режима таможенный склад? Можно ли заявить в пограничной таможне (в аэропорту) такой режим? То есть таможня выпускает ГТД с режимом таможенный склад, и сразу же подать ГТД на реэкспорт. (товар с СВХ никуда не перемещается). Цель — не увозить товар с СВХ, и банк будет доволен — две ГТД.
В таможне можно заявить любой режим, предусмотренный кодексом.Путем подачи ГТД. Для этого Вы должны быть декларантом( не декларантом-набойщиком в вульгарном понимании), а декларантом с т.зрения закона. Вы должны быть субъектом контракта, его стороной. Хотелось бы очень взглянуть на контракт и на ПС по нему. Кто Вы там? Нет такого понятия -транзитный владелец. Который на этом хочет срубить возврат НДС. Да и не вернут его Вам.Возвращать можно только то, что Вы сначала отдали(заплатили). Не выдумывайте схем.Не те времена.

Если товар не будет оформляться в России — ПС не нужен, банк только стучит легаризаторам. При экспорте оформленного в ИМ40 товара — пошлину не вернуть, для реэкспорта товар должен быть бракованным.
С СВХ и ТС — реэкспорт реально, но некоторые посты трактуют что реэкспорт должен осуществляться в ту же страну и по тому же контракту. На вопрос где это написано — пожимают плечами.

С СВХ и ТС — реэкспорт реально, но некоторые посты трактуют что реэкспорт должен осуществляться в ту же страну и по тому же контракту. На вопрос где это написано — пожимают плечами.Правильно трактуют. И для этого не надо ничего дополнительно читать. Товар изначально ввозится по контракту, предусматривающему куплю-продажу. Замена режима импорта на ТС в данном случае — инструмент отсрочки платежей. И возможность дробить товарную партию до молекулярного уровня при выпуске в свободное обращение. Реэкспорт возникает при невозможности выполнения условий контракта (например некачественный товар). И, естественным образом, этот реэкспорт должен быть направлен в ТУ страну и ТОМУ отправителю, откуда ЭТОТ товар поступил. Всё абсолютно логично.

Правильно трактуют. И для этого не надо ничего дополнительно читать. Товар изначально ввозится по контракту, предусматривающему куплю-продажу. Замена режима импорта на ТС в данном случае — инструмент отсрочки платежей. И возможность дробить товарную партию до молекулярного уровня при выпуске в свободное обращение. Реэкспорт возникает при невозможности выполнения условий контракта (например некачественный товар). И, естественным образом, этот реэкспорт должен быть направлен в ТУ страну и ТОМУ отправителю, откуда ЭТОТ товар поступил. Всё абсолютно логично.

По нашим законам (а они один в один слизаны с РФ), реэкспорт товаров с территории РУз при оформлении при ввозе режима выпуск в свободное обращение возможен в течении двух лет после декларирования и при условиях …невозможность исполнений условий контракта (невозможность оплаты за отсутствием средств и конвертации думаю тоже к этому относится) и т.д. и т.п. при этом производится возврат уплаченных платежей за исключением сборов за оформление.
Так вопрос: Вы писали, что реэкспорт должен быть направлен в ту страну и тому отправителю откуда поступил!!! А если продавец переуступил право требования задолженности другому лицу и вообще в другую республику как тогда?

1.можно растаможить его в РФ на таможенный склад, а потом с таможенного склада экспорт. Тогда никаких пошлин-ндс не будет.

3.можно растаможить для свободного обращения, а потом-реэспорт, пошлину и ндс вернут если соблюсти все условия.

Все перепутали:
1. С таможенного склада не экспорт, а реэкспорт.
К экспорту заявляются товары находящиеся в свободном обращении. При помещении в режим "таможенный склад" (после ввоза на территорию РФ) товар считается иностранным, а значит поместить товар в режиме "экспорта" нельзя.

3. Не реэкспорт, а экспорт. При реэкспорте нужно доказать что товар был на момент растаможки "бракованным". А мы говорим о нормальном товаре.

2 Апрель — данное ограничение на брак и т.п только для реэкспорта товаров, выпущенных в свободное обращение, потому что потом будут требовать возврат платежей. А так человек завёз на ТС, оно там простояло пару лет, не то что контрагента, может и страны то той уже нет.

Документы для подтверждения 0 ставки при экспорте 2018

Любое ограничение прав, в том числе и объёдинений нраждан на распоряжение своим имуществом, определением его юридической судьбы должно быть указано в законе.

А так человек завёз на ТС, оно там простояло пару лет, не то что контрагента, может и страны то той уже нет. Любое ограничение прав, в том числе и объёдинений нраждан на распоряжение своим имуществом, определением его юридической судьбы должно быть указано в законе.

Уважаемый, можно сколь угодно много придумывать ситуаций, де, и страны уже нет, и контрагент сидел в "башнях-близнецах" 11 сентября…Пусть земля им будет пухом. Нельзя только одно. Прописать в контракте, что товар приобретается на условиях "таможенный склад". Не отразив при этом право перехода собственности и порядок рассчетов. Таможенный склад- это экономический таможенный режим, не более того. А ввоз товара по контракту подразумевает, по — любому, движение товара и капитала. И условия этого движения. Изначально, товар отгружается Поставщиком, например, по Договору купли — продажи. А импортёр в рамках данного контракта помещает его в режим ТС. И распоряжаться данным товаром сможет только по обретении права собственности на него. А это — исполнение контрактных условий и выпуск товара во внутреннее потребление. Не нравится товар, не соответствует он контрактным условиям, — заявляется реэкспорт. НО! В рамках условий действующего контракта. Как говорится, почувствуйте разницу…

Что то неясно мне как в рамках контракта можно помещать под режим ТС. Постащиков не касаются наши режимы. Они продали товар и забыли про него, право собственности перешло в момент передачи груза перевозчику по мат. праву РФ, если не оговорено другое применимое право или указан другой момент.

А импортёр в рамках данного контракта помещает его в режим ТС. И распоряжаться данным товаром сможет только по обретении права собственности на него. А это — исполнение контрактных условий и выпуск товара во внутреннее потребление.

Бред. По условиям EXW, например, Право собственности на товар переходит еще задолго до пересечения границы. В контракте не обязательны требование выпуска товара во внутреннее потребление.

2 dim13 — тоже ошибаетесь, Инкотермс не лезет в право собственности

Что то неясно мне как в рамках контракта можно помещать под режим ТС. Постащиков не касаются наши режимы. Они продали товар и забыли про него… Абсолютно верно, так ведь и я о том же…Нельзя только одно. Прописать в контракте, что товар приобретается на условиях "таможенный склад". Не отразив при этом право перехода собственности и порядок рассчетов. Таможенный склад- это экономический таможенный режим, не более того.

Часть 1 и Глава 21 части 2 НК РФ, регулирующая исчисление НДС, не содержат самостоятельного определения понятия «экспорт», поэтому для целей применения нулевой ставки НДС, следует руководствоваться тем, как экспорт определен в таможенном законодательстве.

Статья 212 ТК ТС:

экспорт — таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

То есть правила главы 21 НК о нулевой ставке НДС применимы для случаев вывоза товаров из России за пределы ЕАЭС, даже если такой вывоз происходит через территорию других стран-участниц ЕАЭС (Казахстан, Армения, Белоруссия и Кыргызстан).

Порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте за пределы ЕАЭС

Сразу оговоримся, что все сказанное ниже не применяется к реализации товаров на экспорт лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС.

В отличие от большинства других налогов применение ставки НДС 0% носит не заявительный характер, а обусловлено предоставлением экспортером документов, подтверждающих экспорт:

  • таможенное оформление вывозимых товаров,
  • а также фактическое перемещение товаров за пределы Евразийского экономического союза,

    которые должны быть также подтверждены результатами камеральной налоговой проверки, в процессе которой налоговые органы сверяют эту информацию с таможенными органами.

При вывозе товара с территории РФ НДС не уплачивается и не исчисляется (ст. 151 НК РФ). Однако этот момент является ключевым, т.к. с него исчисляться срок для предоставления в налоговый орган подтверждающих документов.

Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС 0% при экспорте

Перечень таких документов установлен ст. 165 НК РФ и достаточно велик, однако для случая экспорта товаров, перемещаемых обычным транспортом (не по трубопроводу) и не являющихся государственными припасами, его можно упростить до следующего:

  • внешнеторговый контракт (копия) налогоплательщика с иностранным покупателем*;
  • таможенная декларация (копия или электронный реестр деклараций**) с отметками российского таможенного органа о выпуске товаров в процедуре экспорта, а также отметку о фактическом вывозе, поставленную российским таможенным органом места фактического убытия (граница или аэропорт), через которое товар был вывезен с территории РФ;
  • транспортные, товаросопроводительные и / или иные документы (копии или электронные реестры документов**) с отметками российских таможенных органов места убытия о фактическом вывозе;
  • посреднический договор (копия), если реализация товаров на экспорт производилась через агента, комиссионера или поверенного.

* контракт должен содержать собственноручные подписи сторон, если законодательством не допускается иная форма заключения договора, а с 1 января 2016 — также документы, свидетельствующие о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащие необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в т.

ч. о цене и сроках ее реализации (например, коммерческое предложение и инвойс).

** возможность предоставления реестров документов вместо копий документов предусмотрена изменениями в п. 15 и 17 ст. 165 НК РФ, вступившими в силу с 1 октября 2015 года).

Проверить факт поступления от ФТС сведений по документам, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% НДС можно на сайте ФНС . Доступ к нему  не требует авторизации или ЭЦП.

Сбор и контроль оформления документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0% при экспорте входит в перечень услуг, оказываемых нами в рамках таможенного оформления экспорта.

Направьте нам запрос, чтобы узнать стоимость услуг по сопровождению экспорта:

запрос на расчет стоимости услуги

 

Порядок и последствия предоставления документов, подтверждающих экспорт

Для применения ставки налога 0% экспортер обязан в течение 180 календарных дней с даты выпуска экспортной декларации предоставить налоговую декларацию и вышеназванные документы в налоговый орган.

После этого в течение 3-х месяцев налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку, в ходе которой в т.ч. сверяет содержащиеся в предоставленных документах данные со сведениями, полученными от таможенных органов. При наличии расхождений в сведениях налоговый орган потребует предоставить копии документов или даже признает применение нулевой ставки НДС необоснованным.

Как показывает практика, камеральная проверка не ограничивается рамками предоставленного комплекта документов:

  • проверкой охватывается не отдельная экспортная сделка, а в целом отчетный период (квартал), за который подана налоговая декларация;
  • налоговый орган с большой долей вероятности проведет встречную проверку поставщика экспортируемого товара и то, как он отражает и уплачивает НДС со стоимости экспортированного товара;
  • при проверке устанавливается фактическая возможность экспортера осуществлять данный вид деятельности (наличие штата сотрудников, складов, лицензий, офиса, логистической цепочки и т.п.);
  • особо тщательно проверяются экспортеры, созданные, реорганизованные или сменившие место нахождения менее чем за 6 месяцев до экспортной сделки.

Что будет, если не предоставить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт?

Если документы, подтверждающие право на применение ставки 0%, будут представлены экспортером позднее 180 дней, то:

  • налог по ставке 10 или 18% (в зависимости от категории товара) начисляется в дату отгрузки товара, а не истечения 180-дневного срока на сбор пакета подтверждающих нулевую ставку документов;
  • за период просрочки (с даты отгрузки до даты фактического подтверждения обоснованности нулевой ставки) начисляются пени;
  • уплаченный к этому времени налог подлежит возврату (возмещению) по решению налогового органа после проведения камеральной налоговой проверки. Трехмесячный срок на проведение этой проверки будет исчисляться с даты окончания отчетного периода, в котором был подан полный комплект документов.

Таким образом, недочеты в оформлении документов при экспорте могут обернуться «заморозкой» уплаченного НДС более, чем на полгода.

Можно ли не заявлять нулевую ставку НДС, если заранее известно, что необходимые документы собрать не удастся?

Преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков, в т.ч. возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере, является налоговой льготой, ее применение является добровольным, если иное не установлено законом (56 НК РФ).

Исходя из этой формулировки ставка 0% очень похожа на налоговую льготу в виде освобождения от налога.

Подтверждение 0% ставки НДС при экспорте в 1С 8.3

Однако, судя по тому, как сформулированы положения главы 21 НК РФ о налоговой ставке 0%, она является обязательным элементом налогообложения, а не льготой.

Освобождение не предусматривает ведение налогового учета и подачу деклараций.

НДС даже по ставке 0% все же имеет налоговую базу – стоимость товара, указанная во внешнеторговом контракте (ст. 154 НК РФ) – и исчисляется отдельно по каждой экспортной операции на последнее число квартала, в котором экспортер собрал и предоставил в налоговый орган полный комплект подтверждающих документов.

Обособленный учет также требуется и для «входящего» НДС по товарам, работам, услугам, которые использовались для осуществления экспортных операций.

Освобожденные от НДС операции не отражаются в налоговых декларациях и не отражаются в налоговом учете, в отличие от операций, облагаемых НДС по ставке 0%.

Обложение реализации на экспорт НДС по ставке 0% означает возможность применения экспортером вычетов по НДС в отношении соответствующих входящих потоков (сырье и материалы, транспортные услуги, аренда и т.п.),  в отличие от освобождаемых от НДС операций, по которым весь объем входного НДС включается в расходы по налогу на прибыль, а не к вычету.

Применение ставки обусловлено предоставлением документов в определенный срок или отсутствием таких документов по истечении этого срока, и не предусматривает возможности выбора налогоплательщика, по какой ставке облагать экспортную операцию.

Этой же логики придерживается и Верховный Суд (определение от 20.02.2015 по делу А33-3050/2013).

Нужно ли выставлять счет-фактуру при экспорте?

Пункт 3 ст. 169 НК РФ не делает послаблений по данному вопросу для экспортеров – если операция признается объектом налогообложения (пусть даже и по ставке 0%) и экспортер не освобожден от обязанностей налогоплательщика и является плательщиком НДС, то счет-фактуру выставлять нужно в обычном порядке (в течение 5 дней с даты отгрузки товара с указанием в ней ставки 0% и регистрацией в книге продаж).

В случае предоставления в налоговый орган пакета документов, подтверждающих экспорт, с опозданием, помимо счета-фактуры с нулевой ставкой, придется также зарегистрировать в книге покупок ранее выставленный счет-фактуру со ставкой 10 или 18% на сумму экспортной поставки для того, чтобы у экспортера возникло основание на применение вычета по уже начисленному и уплаченному налогу.

К счастью, счет-фактура не назван в качестве условия обоснованности применения ставки 0% для продавца, поэтому ошибки и нарушения при составлении счет-фактуры или его отсутствие не повлияют на применение нулевой ставки НДС.

В то же время, учитывая, что налоговый орган будет проводить налоговую проверку, он скорее всего обнаружит это нарушение и выставит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ).

Применение ставки 0% по НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Как было сказано выше, вывоз товаров в страны ЕАЭС не является экспортом в смысле Налогового кодекса РФ, однако союзным законодательством могут быть установлены особые условия налогообложения в рамках ЕАЭС.

Приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» установлен во многом схожий порядок преференциального налогообложения операций между странами-участницами ЕАЭС:

  • экспортом товаров признается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (экспорт внутри ЕАЭС);
  • при экспорте внутри ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС;
  • условие ставки 0% НДС возможно при условии предоставления в налоговый орган по месту нахождения экспортера вместе с налоговой декларацией:
    — экспортного контракта (копия);
    — заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (по форме, утв. Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009) с отметкой налогового органа государств — члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, на бумажном носителе либо перечень заявлений в бумажном/электронном виде и, информация о котором (которых) поступила в налоговые органы.
    Проверить поступление заявления можно на сайте ФНС России;
    — транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров;
    — документов, подтверждающих получение экспортной выручки, если это предусмотрено национальным законодательством страны-экспортера (НК РФ не требует такого подтверждения).
  • документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки, в противном случае НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров;
  • в случае представления налогоплательщиком документов по истечении 180-дневного срока, уплаченный НДС подлежит вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством страны экспорта;
  • датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика;
  • экспортер имеет право на налоговые вычеты / зачеты в порядке, установленном его национальным законодательством для экспорта за пределы ЕАЭС;
  • применение нулевой ставки НДС, применение вычета или возмещение налога должно быть подтверждено результатами налоговой проверки с учетом национальных правил о ценообразовании между взаимозависимыми лицами.

Приведенный выше перечень документов применяется для подтверждения нулевой ставки НДС и факта экспорта из России в Казахстан, Армению, Белоруссию и Кыргызстан.

Интересно отметить, что «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов…», в отличие от НК РФ, предусматривает обязанности по выставлению счета-фактуры экспортером. Следовательно, при экспорте товаров в пределах ЕАЭС выставлять счета-фактуры не требуется и оснований для наказания экспортера «за грубое нарушение правил учета» в данном случае нет.

Комментируйте этот материал на нашей странице в FB 
или поделитесь с друзьями

​    

Читать другие статьи

НДС при экспорте товаров: подтверждение ставки 0%

Часть 1 и Глава 21 части 2 НК РФ, регулирующая исчисление НДС, не содержат самостоятельного определения понятия «экспорт», поэтому для целей применения нулевой ставки НДС, следует руководствоваться тем, как экспорт определен в таможенном законодательстве.

Статья 212 ТК ТС:

экспорт — таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

То есть правила главы 21 НК о нулевой ставке НДС применимы для случаев вывоза товаров из России за пределы ЕАЭС, даже если такой вывоз происходит через территорию других стран-участниц ЕАЭС (Казахстан, Армения, Белоруссия и Кыргызстан).

Порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте за пределы ЕАЭС

Сразу оговоримся, что все сказанное ниже не применяется к реализации товаров на экспорт лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС.

В отличие от большинства других налогов применение ставки НДС 0% носит не заявительный характер, а обусловлено предоставлением экспортером документов, подтверждающих экспорт:

  • таможенное оформление вывозимых товаров,
  • а также фактическое перемещение товаров за пределы Евразийского экономического союза,

    которые должны быть также подтверждены результатами камеральной налоговой проверки, в процессе которой налоговые органы сверяют эту информацию с таможенными органами.

При вывозе товара с территории РФ НДС не уплачивается и не исчисляется (ст. 151 НК РФ). Однако этот момент является ключевым, т.к. с него исчисляться срок для предоставления в налоговый орган подтверждающих документов.

Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС 0% при экспорте

Перечень таких документов установлен ст. 165 НК РФ и достаточно велик, однако для случая экспорта товаров, перемещаемых обычным транспортом (не по трубопроводу) и не являющихся государственными припасами, его можно упростить до следующего:

  • внешнеторговый контракт (копия) налогоплательщика с иностранным покупателем*;
  • таможенная декларация (копия или электронный реестр деклараций**) с отметками российского таможенного органа о выпуске товаров в процедуре экспорта, а также отметку о фактическом вывозе, поставленную российским таможенным органом места фактического убытия (граница или аэропорт), через которое товар был вывезен с территории РФ;
  • транспортные, товаросопроводительные и / или иные документы (копии или электронные реестры документов**) с отметками российских таможенных органов места убытия о фактическом вывозе;
  • посреднический договор (копия), если реализация товаров на экспорт производилась через агента, комиссионера или поверенного.

* контракт должен содержать собственноручные подписи сторон, если законодательством не допускается иная форма заключения договора, а с 1 января 2016 — также документы, свидетельствующие о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащие необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в т. ч. о цене и сроках ее реализации (например, коммерческое предложение и инвойс).

** возможность предоставления реестров документов вместо копий документов предусмотрена изменениями в п. 15 и 17 ст. 165 НК РФ, вступившими в силу с 1 октября 2015 года).

Проверить факт поступления от ФТС сведений по документам, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% НДС можно на сайте ФНС . Доступ к нему  не требует авторизации или ЭЦП.

Сбор и контроль оформления документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0% при экспорте входит в перечень услуг, оказываемых нами в рамках таможенного оформления экспорта.

Направьте нам запрос, чтобы узнать стоимость услуг по сопровождению экспорта:

запрос на расчет стоимости услуги

 

Порядок и последствия предоставления документов, подтверждающих экспорт

Для применения ставки налога 0% экспортер обязан в течение 180 календарных дней с даты выпуска экспортной декларации предоставить налоговую декларацию и вышеназванные документы в налоговый орган.

После этого в течение 3-х месяцев налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку, в ходе которой в т.ч. сверяет содержащиеся в предоставленных документах данные со сведениями, полученными от таможенных органов. При наличии расхождений в сведениях налоговый орган потребует предоставить копии документов или даже признает применение нулевой ставки НДС необоснованным.

Как показывает практика, камеральная проверка не ограничивается рамками предоставленного комплекта документов:

  • проверкой охватывается не отдельная экспортная сделка, а в целом отчетный период (квартал), за который подана налоговая декларация;
  • налоговый орган с большой долей вероятности проведет встречную проверку поставщика экспортируемого товара и то, как он отражает и уплачивает НДС со стоимости экспортированного товара;
  • при проверке устанавливается фактическая возможность экспортера осуществлять данный вид деятельности (наличие штата сотрудников, складов, лицензий, офиса, логистической цепочки и т.п.);
  • особо тщательно проверяются экспортеры, созданные, реорганизованные или сменившие место нахождения менее чем за 6 месяцев до экспортной сделки.

Что будет, если не предоставить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт?

Если документы, подтверждающие право на применение ставки 0%, будут представлены экспортером позднее 180 дней, то:

  • налог по ставке 10 или 18% (в зависимости от категории товара) начисляется в дату отгрузки товара, а не истечения 180-дневного срока на сбор пакета подтверждающих нулевую ставку документов;
  • за период просрочки (с даты отгрузки до даты фактического подтверждения обоснованности нулевой ставки) начисляются пени;
  • уплаченный к этому времени налог подлежит возврату (возмещению) по решению налогового органа после проведения камеральной налоговой проверки. Трехмесячный срок на проведение этой проверки будет исчисляться с даты окончания отчетного периода, в котором был подан полный комплект документов.

Таким образом, недочеты в оформлении документов при экспорте могут обернуться «заморозкой» уплаченного НДС более, чем на полгода.

Можно ли не заявлять нулевую ставку НДС, если заранее известно, что необходимые документы собрать не удастся?

Преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков, в т.ч. возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере, является налоговой льготой, ее применение является добровольным, если иное не установлено законом (56 НК РФ).

Исходя из этой формулировки ставка 0% очень похожа на налоговую льготу в виде освобождения от налога. Однако, судя по тому, как сформулированы положения главы 21 НК РФ о налоговой ставке 0%, она является обязательным элементом налогообложения, а не льготой.

Освобождение не предусматривает ведение налогового учета и подачу деклараций.

НДС даже по ставке 0% все же имеет налоговую базу – стоимость товара, указанная во внешнеторговом контракте (ст. 154 НК РФ) – и исчисляется отдельно по каждой экспортной операции на последнее число квартала, в котором экспортер собрал и предоставил в налоговый орган полный комплект подтверждающих документов.

Обособленный учет также требуется и для «входящего» НДС по товарам, работам, услугам, которые использовались для осуществления экспортных операций.

Освобожденные от НДС операции не отражаются в налоговых декларациях и не отражаются в налоговом учете, в отличие от операций, облагаемых НДС по ставке 0%.

Обложение реализации на экспорт НДС по ставке 0% означает возможность применения экспортером вычетов по НДС в отношении соответствующих входящих потоков (сырье и материалы, транспортные услуги, аренда и т.п.),  в отличие от освобождаемых от НДС операций, по которым весь объем входного НДС включается в расходы по налогу на прибыль, а не к вычету.

Применение ставки обусловлено предоставлением документов в определенный срок или отсутствием таких документов по истечении этого срока, и не предусматривает возможности выбора налогоплательщика, по какой ставке облагать экспортную операцию.

Этой же логики придерживается и Верховный Суд (определение от 20.02.2015 по делу А33-3050/2013).

Нужно ли выставлять счет-фактуру при экспорте?

Пункт 3 ст. 169 НК РФ не делает послаблений по данному вопросу для экспортеров – если операция признается объектом налогообложения (пусть даже и по ставке 0%) и экспортер не освобожден от обязанностей налогоплательщика и является плательщиком НДС, то счет-фактуру выставлять нужно в обычном порядке (в течение 5 дней с даты отгрузки товара с указанием в ней ставки 0% и регистрацией в книге продаж).

В случае предоставления в налоговый орган пакета документов, подтверждающих экспорт, с опозданием, помимо счета-фактуры с нулевой ставкой, придется также зарегистрировать в книге покупок ранее выставленный счет-фактуру со ставкой 10 или 18% на сумму экспортной поставки для того, чтобы у экспортера возникло основание на применение вычета по уже начисленному и уплаченному налогу.

К счастью, счет-фактура не назван в качестве условия обоснованности применения ставки 0% для продавца, поэтому ошибки и нарушения при составлении счет-фактуры или его отсутствие не повлияют на применение нулевой ставки НДС.

В то же время, учитывая, что налоговый орган будет проводить налоговую проверку, он скорее всего обнаружит это нарушение и выставит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ).

Применение ставки 0% по НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Как было сказано выше, вывоз товаров в страны ЕАЭС не является экспортом в смысле Налогового кодекса РФ, однако союзным законодательством могут быть установлены особые условия налогообложения в рамках ЕАЭС.

Приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» установлен во многом схожий порядок преференциального налогообложения операций между странами-участницами ЕАЭС:

  • экспортом товаров признается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (экспорт внутри ЕАЭС);
  • при экспорте внутри ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС;
  • условие ставки 0% НДС возможно при условии предоставления в налоговый орган по месту нахождения экспортера вместе с налоговой декларацией:
    — экспортного контракта (копия);
    — заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (по форме, утв. Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009) с отметкой налогового органа государств — члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, на бумажном носителе либо перечень заявлений в бумажном/электронном виде и, информация о котором (которых) поступила в налоговые органы.
    Проверить поступление заявления можно на сайте ФНС России;
    — транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров;
    — документов, подтверждающих получение экспортной выручки, если это предусмотрено национальным законодательством страны-экспортера (НК РФ не требует такого подтверждения).
  • документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки, в противном случае НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров;
  • в случае представления налогоплательщиком документов по истечении 180-дневного срока, уплаченный НДС подлежит вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством страны экспорта;
  • датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика;
  • экспортер имеет право на налоговые вычеты / зачеты в порядке, установленном его национальным законодательством для экспорта за пределы ЕАЭС;
  • применение нулевой ставки НДС, применение вычета или возмещение налога должно быть подтверждено результатами налоговой проверки с учетом национальных правил о ценообразовании между взаимозависимыми лицами.

Приведенный выше перечень документов применяется для подтверждения нулевой ставки НДС и факта экспорта из России в Казахстан, Армению, Белоруссию и Кыргызстан.

Интересно отметить, что «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов…», в отличие от НК РФ, предусматривает обязанности по выставлению счета-фактуры экспортером. Следовательно, при экспорте товаров в пределах ЕАЭС выставлять счета-фактуры не требуется и оснований для наказания экспортера «за грубое нарушение правил учета» в данном случае нет.

Комментируйте этот материал на нашей странице в FB 
или поделитесь с друзьями

​    

Читать другие статьи

После подписания Договора о ЕАЭС вывозить товары в Белоруссию стало проще. Для оформления требуется минимальный пакет документов, отсутствуют таможенные пошлины, российские компании не платят НДС при экспорте.

В объеме вывозимых из России товаров экспорт в Белоруссию занимает первое место, а сальдо внешнеторговых оборотов положительное для нашей стороны. Соседям мы поставляем метизы, автомобили, машины и станки, ювелирные изделия, металлолом, продукцию топливно-энергетического комплекса. С 2015 года также действует ЕРУ — единый рынок услуг, включающий практически все виды деятельности, за исключением финансовой и страховой сферы.

При перевозке товаров не нужно оформлять таможенную декларацию (ГТД), не требуется сертификат соответствия (СТ-1), не уплачиваются пошлины и сборы, не ставится отметка таможни на транспортных документах. Более того, экспортер получает право на применение ставки НДС равной 0%, а если в стоимость включен «входной» налог — можно получить вычет. Ниже рассмотрим, как правильно оформить экспорт в Белоруссию, какие необходимы документы для обоснования нулевой ставки, и некоторые вопросы, встречающиеся при оформлении таких сделок.

Пакет документов для ФНС

Порядок взимания косвенных налогов между странами Таможенного союза определен в Приложении № 18 к Договору от 29.05.2014 года. Согласно ему, НДС при экспорте уплачивается покупателем на территории своего государства. Чтобы российская компания получила право не платить налог, она должна подтвердить факт экспортной поставки, представив ФНС декларацию и доказательства. 

  1. Договорпродажи, поставки продукции, лизинга, контракт на изготовление или переработку продукции.
  2. Заявление о ввозе товара от белорусской компании, с отметкой об уплате НДС в РБ, либо «Перечень заявлений».
  3. Транспортные, товаросопроводительные накладные, свидетельствующие о перемещении груза за границу России.
  4. Статистическую форму учета о движении товаров в границах Таможенного союза.
  5. Другие документы для проведения бухгалтерского и валютного контроля.

Для сбора всего пакета дается 180 дней. Если не уложиться в этот срок, то налог придется заплатить по ставке 18% (за исключением товаров, с которых он не берется). При подтверждении экспорта на протяжении 3-х лет после уплаты, можно будет включить его в расходы по налогу на прибыль. Заполнение декларации по НДС имеет особенности, что зависит от того, вовремя или с опозданием подаются сведения.

На что обратить внимание при оформлении сделки

  1. Поскольку заявление о поставке приходится получать от белорусского контрагента, желательно обезопасить себя включением таких договорных условий:

    цена контракта включает все налоги, так же косвенные, предусмотренные законодательством РФ;

    Покупатель обязуется представить продавцу 3-й экземпляр заявления с отметкой об уплате не позднее 40 дней после отгрузки;

    Покупатель при невыполнении п.2 должен выплатить Продавцу неустойку не менее 18% от цены договора;

    при нарушении срока перечисления оплаты за поставку и наложении на Продавца административных санкций, он имеет право выставить счета на оплату штрафа Покупателю.
    Внимание: при заключении договора поставки товара в Беларусь с российским резидентом — право применения нулевой ставки утрачивается!

  2. Заявление покупатель составляет на месте доставки. Третий экземпляр (оригинал или заверенную копию) он должен передать экспортеру. На бумажном бланке должна быть отметка налогового органа об уплате налога в РБ. Вместо него можно представить «Перечень заявлений» (на бумаге или электронный вариант). Это выписка из базы данных ФНС (https://www.nalog.ru/), куда поступают сведения из стран ТС о выдаче ввозных документов и уплате налога на своей территории (рис.1).

    Рисунок 1. Форма поиска уведомлений при экспорте в страны ЕАЭС.

  3. Вид и состав транспортных документов зависит от условий договора. Чаще всего встречается два варианта:

    груз доставляется поставщиком, включая проезд по РБ;

    белорусский покупатель вывозит его со склада самостоятельно.

    Образцы, которые могут использовать российские организации, рекомендованы Письмом Министерства транспорта РФ (№ ОБ-16/5460 от 24.05.2010). При перемещении грузов по странам ЕАЭС применяются в зависимости от вида транспорта:

    форма 1-Т (товарно-транспортная накладная) — автомобильный;

    нейтральная накладная, грузовая накладная перевозчика — воздушный;

    бланки СМГС (соглашение о международном железнодорожном сообщении) — железнодорожный.

    В республике Беларусь хозяйствующие предприятия (включая ИП) обязаны оформлять перевозки другими документами (Письмо ФНС № ЕД-4-3/1706 от 14.10.2011 года). Налоговые органы принимают как доказательство ввоза груза из РФ на территорию Белоруссии при самовывозе только международную SMR-накладную (рис.2).

    Рисунок 2. Образец международной транспортной накладной.

    Вопрос 1. Белорусская компания требует, чтобы мы оформили международную SRM-накладную, хотя товар по договору они вывозят на своем транспорте. Правомерно ли такое требование? И нужна ли нам эта накладная?
    Есть разъяснение ФНС России о том, что в случае самовывоза резидентом Белоруссии, продавец может не предоставлять ФНС перевозочные документы (письмо № 03-07-13/01-17, от 18.05.2011). Достаточно подтвердить передачу товара другой стороне товарной накладной ТОРГ-12. Однако белорусский партнер должен представить SRM-накладную у себя на родине при оплате налога и получении заявления на ввоз, которое нужно поставщику для получения льготы по НДС.

    Более того. Все чаще у российских производителей, вывозящих продукцию за границу, стали требовать при пересечении границы международную накладную, хотя раньше было достаточно бланка ТОРГ-12. Строго говоря, для нашего перевозчика правомерна форма Т-1. Однако на «чужой» территории могут возникнуть вопросы. Из сказанного следует вывод: проще выписать SRM-накладную, чем этого не делать.

    Вопрос 2. По условиям контракта российская сторона должна доставить груз до склада покупателя. Нужно ли водителям получать допуск к международным перевозкам?
    Допуск МАП нужен для получения разрешения проезда транспортного средства по территории другого государства, и при оформлении допуска к процедуре международной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией. Согласно п.4 Приложения 24 к Договору о ЕАЭС, доставка грузов перевозчиками, зарегистрированными в одной из стран союза, осуществляется без разрешения, даже когда перевозка осуществляется транзитом через нескольких стран.

  4. Статистическая форма (рис.3) заполняется экспортером, либо логистической компанией, если она владеет и распоряжается товаром на дату его отгрузки. Данные вводятся через личный кабинет на сайте ФТС (http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/Stat) и заверяются ЭЦП. Если электронной подписи нет, то заполненный бланк распечатывают, заверяют печатью, и отправляют лично или по почте. Это нужно сделать не позднее 8-го дня после окончания месяца отгрузки. Неисполнение этого требования наказывается штрафом от 3 000 до 5 000 рублей.

    Рисунок 3. Форма для заполнения данных статистики по движению экспорта.

  5. Другие документы, которые могут потребовать от экспортера для подтверждения экспортной операции:

    Выписку банка о фактическом поступлении оплаты за поставленный экспорт предоставлять не требуется. При расчете наличными (если это разрешается в стране экспортера), вместо нее предоставляется приходный ордер и справка банка о зачислении средств на счет. Если это бартерная сделка, нужно доказать факт поступления груза из РБ, то есть потребуются: заявление о поставке его в РФ, накладные, акт приема, бухгалтерские регистры. Сумма предоплаты по экспортному договору — освобождается от обложения НДС.

    Счета-фактуры при экспортной реализации выписывают как обычно, с указанием ставки 0%. Их нужно регистрировать в книге продаж, и на дополнительном листе книги покупок согласно правилам раздельного учета. С 1 июля 2016 года в бланке нужно дополнительно указывать код товара (ТН ВЭД).    

    Вопрос 3. Малое предприятие на УСН заключило договор поставки продукции в Беларусь. Плательщиком НДС не является. Партнеру требуются номер и дата счета-фактуры (рис.3). Что делать? В этом случае нужно руководствоваться Письмом ФНС № АС-4-2/7439 от 10.05.2011. Если в стране вывоза для экспортера не предусмотрена обязанность выписывать счет-фактуру, то белорусский контрагент может указать в этих графах любой другой документ, например ТОРГ-12, УПД и другие, где указана стоимость товара (рис.4). Допускается вносить в графы 9 — 12 одинаковые реквизиты. Дополнительно можно предоставить официальное уведомление о том, что экспортирующая организация работает на упрощенной системе.

    Рисунок 4.

    НДС при экспорте товаров 2017 — ставка 0, декларация и другие вопросы

    Таблица раздела 1 заявления. Приложение 1 к «Протоколу об обмене информацией …» от 11.12.2009.

Резюме

Собрать необходимые документы, чтобы не платить НДС при экспорте в Белоруссию, не так уж сложно. Большая часть из них находится на предприятии, а вместо уведомления о ввозе зарубежной продукции или товара теперь достаточно представлять стандартную распечатку с официального сайта ФТС.

Виктор Степанов, 2016-08-02

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Рекомендуемые похожие материалы

Справочные материалы по теме



Сохраните статью в социальные сети:

Налогообложение экспортных операций налогом на прибыль

Реализацией товаров, в соответствии со ст.39 Налогового кодекса признается передача права собственности на товары на возмездной основе. Момент перехода права собственности на экспортируемые товары определяется условиями внешнеторгового договора. В случае, если в договоре этот пункт отсутствует, то руководствоваться следует ГК РФ (223,224 ст.).

Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных НК РФ.

Налоговый учет экспортных операций существенно не отличается от налогообложения операций по реализации товаров, работ и услуг российским покупателям. Поэтому организации, осуществляющие экспорт товаров, должны руководствоваться общим порядком учета доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль, установленным главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль у российских фирм признается прибыль, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 249 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль выручка от реализации товаров на экспорт является доходом от реализации. При этом согласно пункту 3 статьи 248 НК РФ полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике, для целей налогообложения, метода признания доходов в соответствии со статьями 271 и 273 НК РФ.

НК РФ предусмотрено два метода определения доходов и расходов для целей налогообложения: метод начисления; кассовый метод. Организациям дается право выбора метода определения доходов и расходов для целей налогообложения. При этом не стоит забывать, что согласно пункту 1 статьи 273 НК РФ организации имеют право на применение кассового метода, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила определенной законом суммы за каждый квартал. Поскольку этот предел очень низкий, организациям, деятельность которых связана с поставками товаров на экспорт приходится применять метод начисления.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен статьей 271 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

При этом согласно пункту 3 статьи 271 НК РФ для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров, независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату.
Согласно пункту 8 статьи 271 НК РФ доходы, выраженные в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации (далее — ЦБ РФ), на дату признания соответствующего дохода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату перехода права собственности по операциям с указанным имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

В результате пересчета иностранной валюты в рубли при регулярном изменении официального курса ЦБ РФ образуются курсовые разницы. При этом курсовые разницы бывают положительные и отрицательные.

Под положительной курсовой разницей понимается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.

Согласно пункту 11 статьи 250 НК РФ доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов полученных), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ признаются внереализационными доходами.

Для внереализационных доходов согласно пункту 4 статьи 271 НК РФ датой получения дохода признается:
— последнее число текущего месяца — по доходам в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов);
— дата перехода права собственности на иностранную валюту для доходов от продажи иностранной валюты.

Российская организация (экспортер) в целях налогообложения прибыли уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, не забывая о статье 270 НК РФ, содержащей перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения.

Расходами в общем случае признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Понесенные экспортером расходы, в целях исчисления налога на прибыль, согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 — 320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Документы для подтверждения 0 ставки при экспорте в казахстан

В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случае если расходы, выражены в иностранной валюте, то для целей налогообложения они пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего расхода (пункт 10 статьи 272 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 268 НК РФ, при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из методов, перечисленных в пункте 3 статьи 268 НК РФ.
При реализации имущества налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 НК РФ.

В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, для торговых организаций, исчисляется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

— определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

— определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

— рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

— определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Таким образом, транспортные расходы можно учитывать двумя способами — либо относить на издержки обращения (при этом составлять на конец месяца дополнительный расчет прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров), либо формировать стоимость товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением.

Арбитражным судом Московского округа от 21.01.2011 г. рассматривалось дело № А40-32984/10-114-168, в котором налоговый орган доначислил налог на прибыль в связи с тем, что налогоплательщик включил в состав расходов затраты на доставку товаров без определения части транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров на конец налогового периода. Решение суда было в пользу налогоплательщика. Рассмотрев материалы дела, суд постановил, что закрепленный обществом в учетной политике метод учета транспортных расходов, в соответствии с которым при определении налоговой базы стоимость приобретенных товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением, учитывается в составе расходов того отчетного периода, когда товары были реализованы, не противоречит положениям статьи 320 НК РФ.

В учетной политике организации, чтобы не возникло спорных ситуаций с налоговыми органами, необходимо прописать порядок формирования стоимости приобретения товаров.

Минфин Российской Федерации в своем Письме от 13.12.2010 г. № 03-03-06/1/771 рассмотрел вопрос о порядке учета транспортных расходов для целей налогообложения прибыли организации при изменении учетной политики в части формирования стоимости товаров.

Основным видом деятельности налогоплательщика является оптовая торговля. В течение нескольких лет налогоплательщик расходы на доставку товаров распределял в порядке, изложенном в статье 320 НК РФ, то есть сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определялась по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

С 2012 года налогоплательщик решает внести изменения в учетную политику — формировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, в том числе транспортных расходов. Но при этом в налоговом учете налогоплательщика будут числиться остатки транспортных расходов, приходящихся на ранее приобретенный товар, в цену приобретения которого не включены транспортные расходы. Можно ли распределить оставшиеся транспортные расходы на остаток нереализованных товаров и с 2012 года стоимость этих товаров учитывать при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль?
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Таким образом, организация в целях налогообложения прибыли может предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены. Указанный порядок должен быть установлен в учетной политике общества для целей налогообложения прибыли организаций.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

К косвенным расходам текущего месяца в целях налогообложения относятся: таможенные пошлины и сборы; расходы на страхование и хранение товара; расходы на информационные услуги; расходы на услуги таможенного брокера; оплата банку как агенту валютного контроля; другие расходы.

Расходы, в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, за исключением авансов полученных, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ, а также расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту, относятся к внереализационным расходам в соответствии с подпунктами 5 и 6 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Датой осуществления внереализационных расходов, согласно подпунктам 6, 9 пункта 7 статьи 272 НК РФ, признается дата перехода права собственности на иностранную валюту, а также последнее число текущего месяца — по расходам в виде отрицательной — курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), для расходов от продажи иностранной валюты — дата перехода права собственности на иностранную валюту.

Таким образом, при применении метода начисления отрицательная курсовая разница признается во внереализационных расходах на дату перехода права собственности на иностранную валюту, а также на последний день текущего месяца.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в России. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами России, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в России. Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами России: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента. Подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту. При наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории России, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.

В соответствии с п.3 ст.248 Налогового кодекса, доходы, полученные в иностранной валюте, учитываются вместе с доходами, полученными в рублях. Они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перехода права собственности и/или на отчетную дату, в зависимости от того, какое событие наступило раньше (п.8 ст.271 НК РФ).

НДС, уплаченный в случае неподтверждения экспорта товаров, при расчете налога на прибыль не учитывается (письмо УФНС РФ по г. Москве от 20.05.2011 № 16-15/049561@).

Date: 2015-09-24; view: 403; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *