НДС в России

Автор: | 08.06.2018

Особенности развития НДС в России

к.э.н. , доцент Коваленко Г.В.

студент группы НИН-СB 31 Комарова А.Ю.

ИСОиП (филиал) ДГТУ

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее значимых косвенных налогов в РФ. Выполняет фискальную функцию, которая заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции — оказывать государственные услуги (социальные услуги, правоохранительная деятельность и др.). Нельзя не отметить и регулирующее воздействие НДС на экономику РФ.

 Изобретен НДС в середине ХХ века, а именно в 1954 году французским финансистом Морисом Лоре. Он описал схему действия НДС и научно обосновал его существенные преимущества перед налогом с оборота, которые выражаются в устранении «каскадного» эффекта в системе ценообразования, имеющего место при взимании налога с оборота.

Более 10 лет НДС применялся в экспериментальном варианте в африканском государстве Кот -д’ Ивуар. Во Франции НДС в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики № 66-10.

НДС — для чего нужен? Понятие и сущность НДС.

В 70-е гг. распространение НДС стало общеевропейским. В скором времени НДС утвердился в качестве основного косвенного налога. А для стран, планирующих вступление в мировые сообщества, такие как ЕС необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС.

В РФ взимание НДС началось с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

Первоначальная ставка НДС в 1992 году равнялась 28 %, спустя год была понижена до 20%, а с января 2004 году она составляет 18 %. Кроме того, ряд товаров, работ и услуг облагается по ставкам 0 % и 10 %, существуют и расчётные ставки. До 2001 года порядок исчисления и уплаты налога регулировался Законом №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», а с 2001 года НДС посвящена 21 глава НК РФ.

Начиная с 2000 года российский НДС был существенно модернизирован, приближен к международным аналогам, в частности к требованиям VI Директивы ЕС, регламентирующей вопросы взимания данного налога. Таким образом, в 2014 году российскому НДС исполняется 22 года. И всё это время этот налог остается одним из бюджетообразующих налогов. За этот период механизм исчисления и взимания налога претерпел существенные изменения, и меняется до сих пор, так как НДС является сложным налогом как для налогоплательщика, так и для его администрирования. На современном этапе этот налог остаётся более предпочтительным, чем прямые налоги.

На это есть несколько причин: 1) от НДС налогоплательщику труднее уклониться; 2) поступления в бюджет от НДС достаточно стабильны и т.д.

Налог на добавленную стоимость в России является федеральным налогом. Представляет собой преобразованный налог с оборота. Этот налог взимается на всех стадиях производства и распределения и является универсальным косвенным налогом на потребление.

Особенностью налога на добавленную стоимость является такая его организация, при которой в общем случае продавец обязан уплатить налог только с налоговой базы, равной той стоимости, которую он добавил к продаваемым товарам или услугам. Для достижения этого результата налог построен таким образом, что первоначальная сумма налога рассчитывается умножением налоговой ставки на всю цену, за которую налогоплательщик продает товары или услуги, но для определения величины налогового обязательства перед государством ему разрешается уменьшить первоначальную сумму налога на те суммы налога, которые он ранее уплатил своим поставщикам (или подрядчикам), приобретая материальные ресурсы или услуги, используемые потом в процессе производства продаваемых товаров или услуг. В федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Однако этот налог по-прежнему является одним из самых сложных, запутанных и конфликтных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная практика по налоговым спорам, где рассмотрение конфликтов, связанных с исчислением и уплатой НДС составляют большинство.

Некоторое время продолжаются дискуссии на тему реформирования налога на добавленную стоимость. Одни авторы предлагают снизить ставку НДС, идея других учёных — полностью отменить НДС, заменив его налогом с продаж. Однако, Наталья Акиндова, директор ИРВЭШ считает, что НДС- более прогрессивный и более справедливый налог, потому что его платят все, а не только конечный потребитель. А налог с продаж платится только в торговле и перекладывается на плечи конечного потребителя. В этом случае в выигрыше оказываются производители. Поэтому нельзя утверждать, что замена НДС налогом с продаж будет лучшим решением проблем функционирования данного налога.

Рассматривая развитие НДС в России необходимо указать и на недостатки этого налога. Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.

Налогом недовольны и предприниматели. В первую очередь бизнесменов не устраивают постоянные отказы в возмещении налога при экспорте продукции. Как неоднократно отмечали представители различных предприятий, налоговые органы практически никогда не укладываются в отведенный для возмещения НДС срок. Более того, как утверждают предприниматели, в большинстве случаев возмещения НДС удается добиться только через суд. Высоки и административные издержки, которые несут предприниматели при возмещении НДС. Это приводит к увеличению стоимости продукции и оказываемых услуг. Можно сделать вывод, что издержки и бизнеса, и государства, связанные с администрированием НДС очень высоки.

Несмотря на все недостатки, которые приведены выше, НДС есть и остаётся одним из важнейших федеральных налогов. В перспективе развития НДС в России планируется внести поправки в гл. 21 НК РФ. Минфин также изучает целесообразность установления единого порядка вычетов поНДС. А также предлагается упростить порядок документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота.

                                             Список литературы

1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика, Бакалавр 2011.

2. Электронный ресурс www.financemotion.ru Проблемы и перспективы развития НДС в России

3. Электронный ресурс www.klerk.ru Перспективы развития НДС в России

4. Электронный ресурс www.nalog.ru Федеральная налоговая служба

5. Налоги и налогообложение под ред. Черника Д.Г. , 2012.

НДС — ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ НА СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА, РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ

 
    Обладая статусом юридического лица, бюджетное учреждение по общему правилу признается налогоплательщиком НДС. Причем учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, по своей природе являются некоммерческими организациями, ведущими деятельность в социально-значимых сферах, где государством традиционно представляется большое количество льгот, в том числе по НДС. В условиях одновременного осуществления налогооблагаемых операций и операций, освобождаемых от налогообложения, бюджетное учреждение обязано вести раздельный учет таких операций.
    Об особенностях отражения налога на добавленную стоимость на счетах бюджетного учета и раздельном учете по НДС и пойдет речь в настоящем материале.
 
    Как Вы знаете, государственные (муниципальные) учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, сегодня представлены тремя типами учреждений — казенными, бюджетными и автономными, что следует из пункта 1статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Деятельность бюджетных учреждений, о которых мы будет говорить в статье, регулируется гражданским правом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ).
    В силу статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
    В рамках основного вида деятельности, предусмотренного уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе. Для федеральных бюджетных учреждений такое задание формируется Правительством Российской Федерации, а для региональных и муниципальных учреждений — региональной властью или местной администрацией соответственно.
    То есть основную деятельность, предметы и цели которой определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения, бюджетное учреждение ведет в рамках выполнения соответствующего государственного (муниципального) задания.
    Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
    Обычно за свои услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в рамках государственного (муниципального) задания, бюджетное учреждение платы не берет. В то же время бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а иногда и в его пределах, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, на платной основе. При этом оказание платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания и сверх него предоставляется бюджетным учреждением на одинаковых условиях всем лицам без исключения.

Налог на добавленную стоимость во всей своей универсальности (Кудряшова Е.В.)

Порядок определения указанной платы в общем случае устанавливается учредителем бюджетного учреждения (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
    Наряду с ведением основного вида деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, но только если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
    Таким образом, можно отметить, что бюджетное учреждение может оказывать услуги (выполнять работы) не только в рамках своего основного вида деятельности, но и в рамках иных видов деятельности, не являющихся основными.

Особенности развития НДС в России

к.э.н. , доцент Коваленко Г.В.

студент группы НИН-СB 31 Комарова А.Ю.

ИСОиП (филиал) ДГТУ

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее значимых косвенных налогов в РФ. Выполняет фискальную функцию, которая заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции — оказывать государственные услуги (социальные услуги, правоохранительная деятельность и др.). Нельзя не отметить и регулирующее воздействие НДС на экономику РФ.

 Изобретен НДС в середине ХХ века, а именно в 1954 году французским финансистом Морисом Лоре. Он описал схему действия НДС и научно обосновал его существенные преимущества перед налогом с оборота, которые выражаются в устранении «каскадного» эффекта в системе ценообразования, имеющего место при взимании налога с оборота.

Более 10 лет НДС применялся в экспериментальном варианте в африканском государстве Кот -д’ Ивуар. Во Франции НДС в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики № 66-10. В 70-е гг. распространение НДС стало общеевропейским. В скором времени НДС утвердился в качестве основного косвенного налога. А для стран, планирующих вступление в мировые сообщества, такие как ЕС необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС.

В РФ взимание НДС началось с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

Первоначальная ставка НДС в 1992 году равнялась 28 %, спустя год была понижена до 20%, а с января 2004 году она составляет 18 %. Кроме того, ряд товаров, работ и услуг облагается по ставкам 0 % и 10 %, существуют и расчётные ставки. До 2001 года порядок исчисления и уплаты налога регулировался Законом №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», а с 2001 года НДС посвящена 21 глава НК РФ.

Начиная с 2000 года российский НДС был существенно модернизирован, приближен к международным аналогам, в частности к требованиям VI Директивы ЕС, регламентирующей вопросы взимания данного налога. Таким образом, в 2014 году российскому НДС исполняется 22 года.

НДС: просто о сложном

И всё это время этот налог остается одним из бюджетообразующих налогов. За этот период механизм исчисления и взимания налога претерпел существенные изменения, и меняется до сих пор, так как НДС является сложным налогом как для налогоплательщика, так и для его администрирования. На современном этапе этот налог остаётся более предпочтительным, чем прямые налоги. На это есть несколько причин: 1) от НДС налогоплательщику труднее уклониться; 2) поступления в бюджет от НДС достаточно стабильны и т.д.

Налог на добавленную стоимость в России является федеральным налогом. Представляет собой преобразованный налог с оборота. Этот налог взимается на всех стадиях производства и распределения и является универсальным косвенным налогом на потребление. Особенностью налога на добавленную стоимость является такая его организация, при которой в общем случае продавец обязан уплатить налог только с налоговой базы, равной той стоимости, которую он добавил к продаваемым товарам или услугам. Для достижения этого результата налог построен таким образом, что первоначальная сумма налога рассчитывается умножением налоговой ставки на всю цену, за которую налогоплательщик продает товары или услуги, но для определения величины налогового обязательства перед государством ему разрешается уменьшить первоначальную сумму налога на те суммы налога, которые он ранее уплатил своим поставщикам (или подрядчикам), приобретая материальные ресурсы или услуги, используемые потом в процессе производства продаваемых товаров или услуг. В федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Однако этот налог по-прежнему является одним из самых сложных, запутанных и конфликтных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная практика по налоговым спорам, где рассмотрение конфликтов, связанных с исчислением и уплатой НДС составляют большинство.

Некоторое время продолжаются дискуссии на тему реформирования налога на добавленную стоимость. Одни авторы предлагают снизить ставку НДС, идея других учёных — полностью отменить НДС, заменив его налогом с продаж. Однако, Наталья Акиндова, директор ИРВЭШ считает, что НДС- более прогрессивный и более справедливый налог, потому что его платят все, а не только конечный потребитель. А налог с продаж платится только в торговле и перекладывается на плечи конечного потребителя. В этом случае в выигрыше оказываются производители. Поэтому нельзя утверждать, что замена НДС налогом с продаж будет лучшим решением проблем функционирования данного налога.

Рассматривая развитие НДС в России необходимо указать и на недостатки этого налога. Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.

Налогом недовольны и предприниматели. В первую очередь бизнесменов не устраивают постоянные отказы в возмещении налога при экспорте продукции. Как неоднократно отмечали представители различных предприятий, налоговые органы практически никогда не укладываются в отведенный для возмещения НДС срок. Более того, как утверждают предприниматели, в большинстве случаев возмещения НДС удается добиться только через суд. Высоки и административные издержки, которые несут предприниматели при возмещении НДС. Это приводит к увеличению стоимости продукции и оказываемых услуг. Можно сделать вывод, что издержки и бизнеса, и государства, связанные с администрированием НДС очень высоки.

Несмотря на все недостатки, которые приведены выше, НДС есть и остаётся одним из важнейших федеральных налогов. В перспективе развития НДС в России планируется внести поправки в гл. 21 НК РФ. Минфин также изучает целесообразность установления единого порядка вычетов поНДС. А также предлагается упростить порядок документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота.

                                             Список литературы

1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика, Бакалавр 2011.

2. Электронный ресурс www.financemotion.ru Проблемы и перспективы развития НДС в России

3. Электронный ресурс www.klerk.ru Перспективы развития НДС в России

4. Электронный ресурс www.nalog.ru Федеральная налоговая служба

5. Налоги и налогообложение под ред. Черника Д.Г. , 2012.

1 Сибиряткина И. В. 1 Кондусова Е. В. 1

1 Воронежская государственная лесотехническая академия

1. Брызгалин А.В., Федорова О.С., Королева М.В., Ильиных Д.А., Донцова А.А., Грицюк А.Г., Пиликин Г.Г., Тютин Д.В. Из практики налогового консультирования: интересные вопросы по НДФЛ, НДС, налогу на имущество, земельному и транспортному налогам // Налоги и финансовое право, 2013, № 12, Раздел VII.

2. Абрамов М.Д., Кашин В.А., Машков С.А.. Об исчислении НДС прямым способом // журнал «Налоговые споры: теория и практика» № 2, 2008.

3. Пепеляев С.Г. Налоговое право: учебное пособие для студентов юридических и экономических ВУЗов / С.Г. Пепеляев / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Пресс, 2014.

В настоящее время налог на добавленную стоимость – один из самых важных федеральных налогов. В косвенном налогообложении налог на добавленную стоимость играет важную роль, в части формирования бюджета государства его поступление занимает важнейшее место, при этом доля поступлений от НДС возрастает в общих налоговых доходах государства.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. НДС можно представить как разница между выручкой от реализации товаров, работ, услуг и произведёнными при этом затратами внешнего характера.

Налогоплательщиками являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу. Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции: реализация товаров, работ и услуг на территории РФ; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товара на таможенную территорию РФ; передача на территории РФ товаров для собственных нужд, а также расходы на которые не применяются к вычету при исчислении налога на прибыль. Не признаются объектом налогообложения обращение Российской или иностранной валюты, передача денежных средств некоммерческим организациям. Налогооблагаемая база по НДС рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно и определяется отдельно по группам товаров, работ, услуг. Налоговым периодом устанавливается квартал.

Существующий механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость наряду с достоинствами, присущими косвенным налогам, имеет значительные недостатки. Прежде всего – это сложность администрирования, которые требуют значительных контролирующих мероприятий. Не смотря на то, что налоговое законодательство не связывает право на применение налоговых вычетов по НДС с исполнением своих налоговых обязательств контрагентами налогоплательщика, фактически в настоящее время все налоговые риски возложены на проверяемое лицо. Тем самым обязанность администрирования уплаты налога поставщиками фактически была переложена на налогоплательщика. При этом никакого механизма контроля контрагентов предоставлено не было. Тот факт, что контрагент является действующим лицом, состоит на учете в налоговом органе, имеет расчетный счет, зачастую сдает налоговую отчетность, по мнению налоговых органов (поддержанному судами) не могут служить достаточным основанием для признания налоговых вычетов. Таким образом, нарушается основополагающий принцип применения ответственности за правонарушения – наказание несет не виновная сторона, а тот, кто может быть проверен.

Для решения проблем налогообложения налога на добавленную стоимость необходимо предпринимать меры, направленные на увеличение дохода организации. Одним из направлений политики в области повышения доходного положения в налоговой системе является оптимизация системы налоговых льгот и освобождений, а также устранение имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее распространенных налогов, обеспечивающим значительную долю доходов государственных бюджетов. В условиях кризиса, роль налога на добавленную стоимость возрастает. Несмотря, на достаточно большой практический опыт взимания этого налога, механизм исчисления является предметом изучения и постоянных споров, как с теоретико-методологической, так и с практической точек зрения.

В настоящее время предлагаемые пути развития НДС различны: замена НДС на налог с продаж; принятие единой ставки НДС и исключение льготных ставок для отдельных видов товаров; формирования нового подхода к механизму администрирования данного налога на основе улучшения технологий контроля.

Экономическая сущность налога на добавленную стоимость. Плательщики НДС

Предложенные пути совершенствования налогообложения НДС должны быть детально рассмотрены, изучены и проанализированы с точки зрения последствий для бюджетной системы и налогоплательщиков.

Библиографическая ссылка

Сибиряткина И. В., Кондусова Е. В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13519 (дата обращения: 08.10.2018).

 

Из истории НДС — интересные факты

Впервые о потенциальной возможности взимания косвенного налога заговорили в Германии, а непосредственным инициатором подобных изменений стал Вильгельм фон Сименс. В 1919 году его компания понесла колоссальные убытки, поэтому фон Сименс хотел реформировать налоговую систему с целью перекладывания бремени выплат на потребителей. Но вскоре владелец крупной транснациональной корпорации умер, а идея внедрения системы НДС на время была забыта.

Мысль о введении косвенного налога возродилась во Франции в 1954 году, когда финансист Морис Лоре предложил правительству страны схему налогообложения, в которой она функционирует ныне.

После недолгого обсуждения было принято решение "обкатки" схемы взимания налога на французской колонии, а именно, в Кот-д’Ивуаре. Финансовый эксперимент имел значительный успех, поэтому Директивой Совета ЕЭС в 1967 году НДС был признан главным косвенным налогом Европы.

Сегодня НДС взимается в 137 странах, причем ставки в государствах существенно различаются. К примеру, наиболее высокая ставка в Норвегии, Дании, Швеции, поскольку она составляет 25%. В Великобритании, Австрии, Болгарии, на Украине стандартная ставка равняется 20%, в Германии, на Кипре — 19%, во Вьетнаме, в Ливане — 10%. В Соединенных Штатах Америки НДС отсутствует, а вместо него функционирует налог с продаж.

1.Налог на добавленную стоимость (ндс).

Он взимается магазином с покупателя в пользу штата, в котором был приобретен товар. В каждом конкретном штате процентная ставка разная: она варьируется в диапазоне 3-15%. Также НДС не взимается в Макао, в Гонконге.

 

НДС в России

В СССР в 1930-1932 гг. начал функционировать налог, взимаемый с оборота. Он вводился на некоторые виды продукции (табачные изделия, товары длительного пользования) и обеспечивал весомую долю доходов бюджета Советского Союза. Конечно, данный налог мог существовать в условиях жесткого регулирования цен государством, поэтому в 80-х годах по причине прогрессирования рыночных отношений его ограниченность стала очевидной.

В 1990 г. система налогообложения претерпела изменения, потому что был введен налог с продаж. Но хоть он и в большей степени соответствовал условиям хозяйствования, однако весь спектр не охватывал. А это значит, что налог, взимаемый в момент приобретения товара либо услуги, также имел ограниченную сферу действия.

В 1992 году вышеперечисленные налоги были заменены на НДС. Порядок его исчисления и уплаты изначально определялся законом "О налоге на добавленную стоимость", а с 2001 года он регулируется главой 21 Налогового кодекса. Наибольшая ставка НДС в России с даты его введения составляла 28%, но потом она была снижена до 20%. Сегодня размер НДС составляет 18%. Кроме того, действуют пониженные 10-процентные ставки: речь идет о продаже медицинских и детских товаров, печатных изданий, книжной продукции, носящей образовательный характер. Кстати, для экспортируемых товаров ставка НДС составляет 0%.

В России налоговый учет ведется с использованием счета-фактуры. Формат данного бланка имеет установленную форму, а порядок его заполнения строго регламентирован. На основании счетов-фактур формируется Книга покупок, а базисом для Книги продаж считаются выданные счета-фактуры. Важным изменением, коснувшимся отчетности, является сдача декларации по НДС в электронном виде. Такое новшество разработано с целью масштабной борьбы с фирмами-однодневками.

А все ли платят косвенный налог? Плательщиками НДС признаются различные организации и частные предприниматели, работающие по обычной системе налогообложения. Плюс ко всему, существует особый вид режима, основной ориентацией которого является снижение налоговой нагрузки на владельцев среднего и малого бизнеса. Получается, что, субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты ставки.

 

Уплата НДС

НДС уплачивается поквартально, а его расчет является крайне важным аспектом ведения бухгалтерии. Для начинающих предпринимателей выделение НДС может показаться сложной процедурой, но если разобраться в нюансах, расчеты можно вести самостоятельно. Итак, как же начисляется и выделяется НДС ?

 

Методика расчета НДС

Если нужно выделить НДС, следует цену с НДС умножить на 18 и разделить на 118.
Например, если сумма составляет 2000 рублей, 2000 умножить на 18 (36 000) и разделить на 118. Получается 305,08 рублей.

Если необходимо начислить НДС на сумму, следует цену без НДС умножить на 0.18 (получаем сумму НДС) и к получившемуся результату прибавить сумму без НДС.
Например, если сумма без НДС составляет 2000 рублей, 2000 умножаем на 0.18, НДС равен 360.00 рублей. К сумме НДС прибавляем сумму без НДС, 360 + 2000.00 получаем 2360.00 рублей.

Калькулятор НДС

Если же рассчитывать НДС вручную неудобно, можно воспользоваться нашим специальным онлайн-сервисом "Калькулятор НДС". Все очень просто: вводится сумма, выбирается операция, ставка, нажимается кнопка расчета. Основным достоинством калькулятора является экономия времени и исключение вероятности ошибки.

Перейти на страницу с Калькулятором НДС

Геометрические фигуры

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

  1. Сущность и функции налога на добавленную стоимость (НДС) ………………………………………………………………5

  1. Сущность НДС и история его возникновения ………………………………5

  2. Роль и функции НДС …………………………………………………………..7

2 Налогоплательщики и элементы налогообложения НДС …………………………………………………………………………………9

2.1 Налогоплательщики НДС ……………………………………………………9

2.2 Объект налогообложения ……………………………………………………11

2.3 Налоговая база ……………………………………………………………….14

2.4 Налоговый период и налоговые ставки…………………………………….15

2.5 Порядок исчисления и уплаты налога в бюджет ………………………….17

3 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..24

Список использованной литературы ……………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации — от сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые).

Актуальность проблемы заключается в совершенствовании косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг.

Цель данной работы – изучение налога на добавленную стоимость, его сущности, функций и роли. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

  • рассмотрение сущности НДС и истории его возникновения;

  • изучение роли и функций налога на добавленную стоимость;

  • рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и налоговой базы;

  • рассмотрение основ взимания НДС согласно Налоговому кодексу.

Предметом исследования является налог на добавленную стоимость. Объект исследования – налоговая система России.

Методологическо-информационной основой моей работы послужили: Налоговый кодекс РФ, подзаконные нормативные акты, а также статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах и Интернет.

  1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

1.1 Сущность НДС и история его возникновения

Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX века стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налог называют самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети ХХ века. Об этом свидетельствует опыт различных зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и др. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30% стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.

Конкретная схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году.

НДС относится к группе косвенных налогов, для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его, подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 — в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах.

1.2 Роль и фукции НДС

В России НДС был введен с 1 января 1992г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991г. № 19921 О налоге на добавленную стоимость в ранге федерального налога.

Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Еще одна особенность косвенных налогов заключается в том, что применяется дозированный порядок их уплаты для реального плательщика.

Русский ученый М.Н. Соболев отмечал другие преимущества косвенных налогов:

1) эти налоги, поскольку они попадают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства;

2) косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа;

3) косвенные налоги не могут со провождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами, по скольку они входят в цену товаров, которые и покупаются потребителями тогда, когда у них имеются деньги.

Взимание НДС как косвенного налога направлено прежде всего на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой ак тивности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов.

В теории налогообложения в систему косвенного обложения обычно включают две группы налогов:

— налоги на потребление , сумма которых включается в состав платежей, получаемых от покупателя при реализации товаров (работ, ус луг), т.е. они взимаются через цену в виде своеобразных надбавок (налог с оборота, налог с продаж, акциз);

— налоги, относимые на затраты , которые увеличивают издержки производства, а следовательно, и цену товаров (работ, услуг). К ним, в частности, относятся налог на имущество, таможенная пошлина, налог на рекламу.

НДС входит в группу налогов на потребление. Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую.Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

2 Налогоплательщики и элементы налогообложения НДС

2.1 Налогоплательщики НДС

При определении круга плательщиков НДС необходимо руководствоваться Законом «О налоге на добавленную стоимость», Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 г. №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», а также Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).

  • К первой группе относятся любые организации (как коммерческие, так и не коммерческие), имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность.

К данной группе плательщиков следует отнести все коммерческие организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями). Согласно п.1 ст.50 ч.I ГК РФ данные организации в качестве основной цели своей цели преследуют извлечение прибыли. При этом необходимо учитывать, что плательщиками НДС являются как промышленные, так и финансовые организации, в том числе и страховые общества, банки и др.

Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные или иные фонды и другие, также являются плательщиками НДС, в случае осуществления ими коммерческой деятельности. В соответствии с ч.2 п.3 ст.50 ГК РФ: «Некоммерческие организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижением целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

  • Во вторую группу плательщиков следует включить филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (не являющихся юридическими лицами), самостоятельно реализующих товары (работы, услуги). Необходимо отметить, что данная группа налогоплательщиков выделяются в качестве самостоятельных субъектов исключительно для целей налогообложения и никак не связана с гражданским законодательством, т.к. согласно ст.55 ГК РФ обособленными подразделениями юридического лица являются только представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными участниками гражданского оборота.

  • К третьей группе можно отнести предприятия, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие с новым ГК РФ. Так, согласно п.5 ст.6 ФЗ «О введении в действие первой части ГК РФ» индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, подлежали до 1 июля 1999г. преобразованию.

Страницы: следующая →

123Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Налогнадобавленнуюстоимость (30)

    Реферат >> Финансы

    … от налога производственных затрат. Из всех вышеперечисленных функцийналоганадобавленнуюстоимость в момент … сущностьюналога и особенностями его применения в экономической ситуации сложившейся в Казахстане. При введении налоганадобавленнуюстоимость

  2. Налогнадобавленнуюстоимость (21)

    Курсовая работа >> Финансы

    налогана добавочную стоимость. Для реализации цели требуется решение ряда задач: — изучить сущность и понятие налоганадобавленнуюстоимость … задач и функций. Теоретически объектом налогообложения НДС является добавленнаястоимость, которая определяется …

  3. Налогнадобавленнуюстоимость при строительно–монтажных работах

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … . В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления … сущность и понятие налоганадобавленнуюстоимость; — рассмотреть механизм уплаты НДС, технологию учета НДС; — определить ставки налоганадобавленнуюстоимость

  4. Проблемы правового регулирования налоганадобавленнуюстоимость

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    … . Позиции различных исследователей относительно сущности определения объекта налоганадобавленнуюстоимость и сложившегося в настоящее время … законности установления налогов (ст. 57). Роль налогов проявляется в их функциях. Функцииналогов выражают наиболее …

  5. Понятие налоганадобавленнуюстоимость (2)

    Кодекс >> Финансы

    … ); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и налоганадобавленнуюстоимость. Основной функциейналоганадобавленнуюстоимость является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется …

Хочу больше похожих работ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *