Неиспользованные целевые средства налогообложение

Автор: | 01.05.2019

Целевое финансирование для целей налогообложения прибыли

Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 01.01.2002 года определяется налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Целевое финансирование формирует доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены статьей 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.

Однако для целей применения положений налогового законодательства определен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию. При отнесении имущества к средствам целевого финансирования для целей обложения налогом на прибыль следует руководствоваться положениями статьи 251 НК РФ, в частности подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:

1. в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

· в виде полученных грантов;

2. в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3. в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

4. в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

5. в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;

6. в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

7. в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в форме некоммерческих организаций;

8. в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

9. в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;

10. в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

Средства целевого финансирования и целевые поступления бюджетным учреждениям расходуются в соответствии с назначением и на условиях на которых они предоставлялись. Целевое бюджетное финансирование относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли при условии их целевого использования.

В случае нецелевого использования их следует включать во внереализационные доходы организации (пункт 14 статьи 250 НК РФ). Причем момент их включения в состав таких доходов определен как момент фактического их использования не по целевому назначению. Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ для внереализационных доходов датой получения указанных выше доходов признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись.

В пункте 14 статьи 250 НК РФ сказано, что в отношении бюджетных средств, использованных не по назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

В связи с этим организации, получившие доходы в виде целевого финансирования либо целевых поступлений, должны тщательно оформлять документы, подтверждающие использование этих средств исключительно на цели, определенные передающей стороной.

На целевые поступления НК РФ не накладывает ограничений по сроку использования, в то время как средства, полученные по некоторым видам целевого финансирования, должны быть использованы в определенный срок:

· в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

· в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Налоговое законодательство не дает определения бюджетного учреждения в целях налогообложения. В Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 года №БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», бюджетным учреждением признается организация, отвечающая требованиям статьи 161 БК РФ, то есть организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Средствами целевого финансирования (абзац 3 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ) признаны средства, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, по смете доходов и расходов бюджетного учреждения направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности.

Средства бюджетного финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения не учитываются в составе доходов, подлежащих налогообложению.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются:

1) доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников;

2) расходы, производимые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности.

Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль бюджетным учреждением не формируется в отношении целевого бюджетного финансирования и расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования.

Состав расходов бюджетных учреждений, как по бюджетной, так и внебюджетной деятельности, определяется Указаниями №127н.

Отметим, что налоговое законодательство предполагает вести раздельный учет расходов по видам деятельности (бюджетной и предпринимательской). В связи с этим если осуществляются расходы в отношении имущества, относящегося к бюджетной деятельности, произведенные расходы за счет средств от предпринимательской деятельности не могут учитываться в расчете налоговой базы. Такие расходы должны финансироваться за счет бюджетных средств.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала предусмотрено за счет двух источников: по смете доходов и расходов бюджетного учреждения и по смете доходов и расходов от коммерческой деятельности, то в соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль в уменьшение доходов от коммерческой деятельности бюджетного учреждения фактически произведенные им в отчетном (налоговом) периоде вышеназванные расходы принимаются пропорционально объему средств, полученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов, включая средства целевого финансирования.

При определении указанной пропорции в составе доходов, полученных от коммерческой деятельности, внереализационные доходы не учитываются.

Для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели за отчетный (налоговый) период исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Определенная в указанном порядке сумма сравнивается с суммой таких расходов, определенной исходя из доли доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг в общей сумме доходов.

Налоговый учет в организациях, имеющих статус бюджетных учреждений, основан на принципах раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов):

1) полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;

2) полученных (произведенных) за счет иных источников.

Налоговая база у бюджетных организаций определяется как разница между суммой доходов, полученных по коммерческой деятельности, и суммой фактических расходов на ведение коммерческой деятельности.

Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических лиц и физических лиц по операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационные доходы.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль организаций не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, указанных в статье 251 НК РФ, и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

Согласно пункту 4 статьи 321.1 НК РФ, у бюджетных учреждений при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, относятся суммы амортизации. В данном случае имеются в виду суммы амортизации по имуществу, приобретенному за счет осуществления коммерческой деятельности и используемому исключительно для осуществления этой деятельности.

В отношении расходов по капитальному и текущему ремонту объектов основных средств, приобретенных бюджетными учреждениями за счет бюджетных средств, но используемых для предпринимательской деятельности, налоговыми органами указывается, что они не могут быть учтены при определении базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Указанные расходы должны покрываться за счет средств целевого финансирования, предусмотренных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При недостаточности финансирования названные расходы не должны уменьшать базу по налогу на прибыль.

В обоснование своей позиции министерство утверждает, что перечень расходов, распределяемых между бюджетной и предпринимательской деятельностью, приведен в пункте 3 статьи 321.1 НК РФ и является исчерпывающим. В него входят только расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи и транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, финансируемые в соответствии со сметой доходов и расходов за счет двух источников: доходов от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования.

Если объекты основных средств, приобретенные бюджетным учреждением за счет средств от предпринимательской деятельности, используются только в предпринимательской деятельности, то и затраты по их ремонту следует полностью учитывать в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль. При этом налогооблагаемая база на стоимость этих основных средств, как используемых не по целевому назначению, не увеличивается, поскольку согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в данном случае применяются нормы бюджетного, а не налогового законодательства.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».

Действующее законодательство не содержит универсальных определе­ний понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Между тем го­сударственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто прихо­дится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации.

На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреж­дений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ. Обратимся к вопросу налого­вого учета данных доходов.

Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитывае­мым при налогообложении прибыли, в частности, относятся сред­ства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целе­вые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям.

Рассмотрим особенности применения государственными (муни­ципальными) учреждениями указанных норм налогового законода­тельства в отношении отдельных видов доходов.

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и исполь­зованное им по назначению, определенному организацией (физиче­ским лицом) — источником целевого финансирования; федераль­ными законами.

К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:

  • лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований);
  • субсидий, предусматриваемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств, получаемых медицинскими организациями, осущест­вляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг за­страхованным лицам от страховых организаций, осуществляю­щих обязательное медицинское страхование этих лиц. Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обяза­тельств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным уч­реждениям, а также бюджетным учреждениям — получателям бюд­жетных средств до 1 июля 2012 г.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на воз­мещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соот­ветствии с государственным (муниципальным) заданием государ­ственных (муниципальных) услуг (вы­полнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учиты­ваемыми при налогообложении прибыли, понимаются использо­ванные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц.

В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важ­ных изменений. В рамках данной ста­тьи обратим внимание только на по­ложения действующих редакций подп. 1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреж­дениями работ (услуг) могут отражать­ся в налоговом учете в качестве целе­вых поступлений на основании соот­ветствующих договоров.

Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учрежде­ния, в целях налогового учета может быть квалифицирована в каче­стве целевых поступлений (целевого финансирования).

Инструкция № 157н предусматривает определенный инструмен­тарий для организации раздельного учета доходов и расходов в раз­резе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджет­ная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обо­собленного учета соответствующих приходных и расходных хозяй­ственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятель­ности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим пара­метрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке.

Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицировать­ся при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.

Налогообложение целевых средств при применении УСН

На основании ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы — ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

В частности, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом получатели обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики должны вести книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н.

Поскольку специальных форм ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, организациями, применяющими УСН, гл. 26.2 НК РФ не предусматривает, то, по мнению автора, организация вправе самостоятельно разработать необходимые формы для ведения раздельного учета доходов (расходов) и утвердить их соответствующим приказом.

Таким образом, целевые поступления, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.

В Письме Минфина России от 28.06.2006 N 03-11-04/2/132 даны разъяснения коммерческой организации по вопросу, учитываются ли доходы в виде целевых поступлений на осуществление научно-исследовательских работ при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН. Указано, что, поскольку ст. 251 НК РФ не содержит такой вид доходов, они учитываются при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Следует отметить, что налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. Форма отчета является составной частью декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (лист 07 декларации). В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль. Так как специальная форма для организаций, применяющих УСН, не предусмотрена, некоторые специалисты считают, что указанный отчет можно не представлять. По нашему мнению, поскольку организация, применяющая УСН, определяет доходы в соответствии со ст. ст. 249, 250 НК РФ, она обязана представлять отчет.

Пунктом 14 ст. 250 НК РФ установлено, что в состав внереализационных доходов налогоплательщиков включаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, целевые средства, использованные налогоплательщиком, применяющим УСН, не по целевому назначению, должны быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Отметим, что не использованные налогоплательщиками на конец налогового периода средства целевого финансирования налоговую базу не увеличивают. Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина России от 21.02.2007 N 03-11-04/2/42.

Е.Акилова

Консультант по налогам и сборам

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Возврат не полностью внесенного целевого взноса при выходе из ДНТ

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член дачного некоммерческого объединения обязан своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные данным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи.

В ст. 1 названного закона определено, что целевые взносы – денежные средства, внесенные членами дачного некоммерческого товарищества на приобретение (создание) объектов общего пользования.

На основании п. 2 ст. 4 указанного закона в дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в совместной собственности, определен в ст. 253 Гражданского кодекса РФ, согласно которой участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.

Кроме этого, как следует из п. 4 ст. 16 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в уставе дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются в том числе:

  • порядок приема в члены такого объединения и выхода из него;
  • порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов такого объединения.

Таким образом, для определения дальнейшего порядка действий необходимо ознакомиться с уставом ДНТ (в части порядка выхода из членов ДНТ и порядка выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов ДНТ).

Копию устава ДНТ можно получить непосредственно у председателя правления ДНТ или в налоговых органах.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года

Подольский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи
при секретаре
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к СНТ , М., о понуждении к возврату целевых взносов с СНТ ,

УСТАНОВИЛ

В. обратился в суд с иском к СНТ о понуждении к возврату целевых взносов с СНТ с момента образования СНТ, взыскать уплаченную госпошлину в размере 100 руб., затраты на почтовые услуги в размере 275 руб. 70 коп., за моральные страдания в размере 20 000 руб.

Свои требования истец мотивирует тем, что является владельцем участка №, добровольно вышел из членов СНТ с 2006 года. С момента образования СНТ членом СНТ ежегодно, согласно решениям общего собрания членов СНТ , сдавались целевые взносы на создание имущества общего пользования на территории СНТ. Целевые взносы собирались на проектные документации по планировке и застройке СНТ, проект электрификации СНТ, на приобретение электротехнического имущества и для оплаты монтажа подрядной организацией, пуско-наладочные работы, на строительство внутренних дорог, общественного колодца, строительство домика правления и на другие хозяйственные нужды и обязательства по договорам. 30.12.2009 года истцом было направлено по почте, заказным письмом, членам правления СНТ уведомление о возврате целевых взносов, но до сих пор ответа не получил.

Истец — В. в судебное заседание явился, иск поддержал.

Ответчик — председатель СНТ М. в судебное заседание явилась, иск не признала.

Ответчик — в судебное заседание не явилась, извещена (л.д.75).

Ответчик — в судебное заседание не явилась, извещена (л.д.78).

Ответчик — в судебное заседание не явилась, извещена (л.д.77).

Ответчик — в судебное заседание не явилась, извещена.

Ответчик — в судебное заседание не явился, извещен (л.д.76).

Представитель по доверенности СНТ Л. в судебное заседание явился, в иске просил отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.4 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу в соответствии со статьями 35, 36 и 38 настоящего Федерального закона, прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов.

В соответствии с п.4 ст.16 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются: порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов; порядок образования имущества такого объединения и порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов такого объединения или ликвидации такого объединения.

В соответствии с п.1 пп.6 ст.19 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры.

В судебном заседании установлено, что В. является собственником земельного участка и садового, расположенных по адресу , СНТ , согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 17.06.2009 года (л.д.7-8).

Решением Подольского городского суда от 16.06.2009 года В. признан добровольно вышедшим из членов СНТ с момента подачи заявления о добровольном выходе — с 08.07.2006 года. Признаны незаконными требования председателя СНТ об оплате В. членских взносов за период с мая 2006 года по 2008 год включительно. В удовлетворении исковых требований о признании незаконными требований председателя СНТ об оплате В. членских взносов за период с января 2006 года по апрель 2006 года — отказать (л.д.22-29).

В судебном заседании истец пояснил, что с момента образования СНТ ежегодно, согласно решениям общего собрания членов СНТ , сдавались целевые взносы на создание имущества общего пользования на территории СНТ. Целевые взносы собирались на проектные документации по планировке и застройке СНТ, проект электрификации СНТ, на приобретение электротехнического имущества и для оплаты монтажа подрядной организацией, пуско-наладочные работы, на строительство внутренних дорог, общественного колодца, строительство домика правления и на другие хозяйственные нужды и обязательства по договорам. 30.12.2009 года истцом было направлено по почте, заказным письмом, членам правления СНТ уведомление о возврате целевых взносов (л.д.9).

Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, так как исковое заявление поступило в суд 29.09.2010 года.

Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии с ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п.1 ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Суд считает, что истцом не пропущен срок исковой давности, так как Решением Подольского городского суда от 16.06.2009 года В. признан добровольно вышедшим из членов СНТ с момента подачи заявления о добровольном выходе — с 08.07.2006 года. В связи с чем суд не находит оснований для применения сроков исковой давности.

Отказывая В. в исковых требованиях о понуждении к возврату целевых взносов с СНТ с момента образования СНТ, суд исходит из того, что возврат целевых взносов не предусмотрен нормой закона. При таких обстоятельствах суд не находит данное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (л.д.39-43).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск В. к СНТ , о понуждении к возврату целевых взносов с СНТ оставить без удовлетворения.

Взыскать с В. в пользу СНТ в счет расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение 10 дней.

Учет расхода средств целевого финансирования

Величина целевого финансирования, принимаемая к учету, оценивается в стоимости фактически полученных активов (в соответствии с правилами оценки последних, установленных соответствующими ПБУ) или номинальной величиной погашенной кредиторской задолженности. Не целевое использование средств может привести может привести к прекращению или отзыву финансов. Сумма ранее признанного дохода от помощи должна быть списана в расход. На общую величину подлежащего возврату финансирования кредитуются соответствующие счета расчетов (с бюджетом или с прочими кредиторами) в корреспонденции с дебетом счета 86 «Целевое финансирование», а превышение возвращаемой помощи над сальдо неиспользованной суммы признается расходом и относится в дебет счета финансовых результатов.

Таблица 4

Бухгалтерские записи по расходованию средств целевого финансирования

Операция

Д

К

Возврат денежных средств по финансированию

Организацией приняты денежные средства на работы, закрытые генподрядчиком по КС-2

Отчет по материальным затратам Заказчика-Застройщика

Отчет по транспортным расходам Заказчика-Застройщика

ООО «СК «Волганефтегазспецстрой» отчитывается перед инвесторами по этапам закрытых работ. Данный отчет носит внутренний характер: это проверка стоимости работ генподрядчика и расходование материальных затрат и их соответствие применяемым СНИПам и нормам.

Налогообложение средств целевого использования денежных средств

ООО «СК «Волганефтегазспецстрой» использует традиционную систему налогообложения согласно Российскому налоговому законодательству.

При исчислении налоговой базы на прибыль ООО «СК «Волганефтегазспецстрой» основывается на требованиях 25 главы Налогового Кодекса РФ. В Учетной политике предприятия определены способы ведения налогового учета по налогу на прибыль.

Таблица 5

Налоговая нагрузка исследуемого предприятия

Виды налогов

Ставка налога

База для начислений

Налог на прибыль

20%

Доходы от реализации плюс внереализационные Доходы минус расходы, Уменьшаемые на сумму Внереализационных расходов

НДС

18%

Налог с суммы реализации товаров, услуг, имущественных прав плюс налог с сумм авансов минус налоговые вычеты

Налог на имуществ

2,2%

Остаточная стоимость основных средств

Транспортный налог

Определяется в зависимости от типа транспортного средства

Мощность двигателя (л.с.)

Налог на доходы физических лиц

13%

Совокупный доход физических лиц (за исключением дивидендов и выигрышей)

Как видим из таблицы 5, на исследуемом предприятии довольно серьезная налоговая нагрузка.

В налоговую базу по налогу на прибыль не включается имущество, которое получено организацией в рамках целевого финансирования. Исчерпывающий перечень и состав средств целевого финансирования, а также условия, при которых они не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, даны в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Целевыми в налоговом учете признаются поступления:

— из бюджета бюджетополучателям;

— на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности;

— поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц.

Целевые поступления должны быть использованы указанными получателями по назначению. В случае нецелевого использования полученных средств или их неполного использования средства целевого финансирования классифицируются как безвозмездно полученные денежные средства, которые подлежат налогообложению в установленном Законом порядке. По окончании отчетного года или по истечении периода, в течении которого суммы бюджетных средств для целевого финансирования должны были быть израсходованы, остаток средств на счете 98 «Доходы будущих периодов» списывается в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». В ряде случаев полученные бюджетные средства (например, при их нецелевом использовании) подлежат возврату. Порядок отражения в бухгалтерском учете возврата бюджетных средств установлен нормами ПБУ 13/2000, согласно которым в случае возврата бюджетных средств, полученных в отчетном году, организации необходимо сделать в учете исправительные (сторнировочные) записи.

Таблица 6

Отражение в бухгалтерском учете возврата средств целевого финансирования

Операция

Д

К

Сторнирована сумма полученных бюджетных средств, ранее включенная в состав доходов будущих периодов

Сторнирована часть бюджетных средств, ранее включенная в состав прочих доходов (например, в сумме, равной стоимости ранее отпущенных в производство материалов)

Отражен возврат бюджетных средств

Применительно к исследуемому предприятию можно сказать следующее. В ходе инвестирования строительства у предприятия не возникает оснований для налогообложения инвестируемых средств и вкладов дольщиков по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

По завершению строительства и продаже жилых помещений между товарищами будет распределяться прибыль от деятельности. Каждая из сторон, полученную прибыль будет учитывать у себя в качестве «Прочих доходов» и соответственно, сумма прибыли войдет в состав общей прибыли за налоговый период и будет обложена по ставке 20% налогом на прибыль. Причем, ООО «СК «Волганефтегазспецстрой» получит вознаграждение в рамках инвестиционного строительства вознаграждение за ведение общих дел и вознаграждение Заказчика-Застройщика. С суммы вознаграждения ООО «СК «Волганефтегазспецстрой» заплатит и налог на прибыль и НДС по ставке -18%.

Таблица 7

Планируемая налоговая нагрузка Заказчика-Застройщика

Показатель

Сумма, тыс. руб.

НДС

107 306

Земельный налог

2,2% от кадастровой стоимости ?88 000 (если в собственности)

Налог на имущество

Взносы во внебюджетные фонды

1 718 741

Налог на прибыль

108 047

Общая налоговая нагрузка

Как видим из таблицы 7, под налогообложение на исследуемом предприятии попадают только суммы от основных видов деятельности. Средства целевого финансирования, как таковые, не попадают под налогообложение.

Отражение в отчете поступления и расхода средств целевого финансирование

Средства целевого финансирования отражается в бухгалтерском балансе в сумме сальдо по счету 86 «Целевое финансирование» в статье «Доходы будущих периодов» или по особой статье в разделе «Краткосрочные обязательства». Последний вариант предпочтительнее для предприятий, которые имеют значительный объем специального финансирования под капитальное строительство, так как при первом варианте по статье «Доходы будущих периодов» будет показано как использованное, так и неиспользованное финансирование. Необходимые раскрытия приводятся в пояснительной записке.

ООО «СК «Волганефтегазспецстрой» учитывает средства целевого финансирования в разделе «Капиталы и резервы» бухгалтерского баланса. В отчете о финансовых результатах суммы финансирования не найдут никакого отражения. А вот в форме отчетности «Отчет о движении денежных средств» можно проследить движение средств по инвестиционному проекту.

Таблица 8

Движение денежных средств ООО «СК «Волганефтегазспецстрой»

1. Операционная деятельность:

Поступления всего:

Поступления от продажи

Отток всего:

Платежи за товары, услуги

Прочие платежи по операционной деятельности

40 000

Чистый операционный поток

2. Инвестиционная деятельность

Приток всего:

646 979 460

Доходы от участия в других организациях

Отток, всего:

646 939 460

Платежи за ОС

645 739 460

Прочие платежи- аренда, страховая премия, реклама

1 200 000

Чистый инвестиционный поток

-646 939 460

3. Финансовая деятельность

Приток всего:

Получение кредита

Отток всего:

Возврат кредита

Чистый финансовый поток

Чистый денежный поток

Сальдо входящее

Сальдо исходящее

После завершения строительства и закрытия дел общего товарища сумма дохода, полученная ООО «СК «Волганефтегазспецстрой» найдет свое отражение в налоговых декларациях по налогу на прибыль предприятия и по НДС.

Целевое финансирование (проводки) в НКО

Дт 76 Кт 86 — отражены причитающиеся к поступления средства финансирования.

51 (50, 52) Кт 76 — отражено поступление финансирования.

Приобретение ОС

Дт 08 Кт 76, включая НДС — приобретен объект ОС за счет целевых поступлений.

Дт 01 Кт 08 — объект принят на баланс по первоначальной стоимости.

Дт 60, 70, 76 К 51 — произведена оплата объекта ОС и расходов, связанных с его приобретением.

Дт 86 Кт 83 — отражено увеличение добавочного капитала.

По объектам ОС амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. При выбытии объекта ОС, приобретенного за счет средств целевого финансирования либо полученного в качестве целевых поступлений, его первоначальная стоимость списывается следующей записью:

  • Дт 91 Кт 01 — списана стоимость объекта ОС;
  • Дт 83 Кт 84 — уменьшен добавочный капитал;
  • Кт 010 — списан износ.

Расходы, связанные с содержанием НКО и с ведением уставной некоммерческой деятельности

Дт 20, 26 Кт 60, 76 — отражены услуги, выполнены работы, другие расходы, произведенные за счет целевого финансирования.

Дт 60, 76 Кт 51 — оплата за услуги, работы, приобретенные материалы, др.

Дт 20, 26 Кт 10 — отражено использование в деятельности материалов.

Дт 20, 26 Кт 70, 69 — начислена зарплата и взносы.

Дт 69 Кт 51 — страховые взносы перечислены в бюджет.

Дт 70 Кт 50, 51 — выплачена зарплата.

Ежемесячно

Дт 86 Кт 20, 26 — расходы списаны за счет целевого финансирования.

Нередко НКО, кроме некоммерческой, осуществляют и коммерческую деятельность (реализация товаров, работ, услуг). В данном случае возможно применять следующий порядок определения общехозяйственных расходов:

  • определяется сумма денежных средств, поступивших в качестве аванса или выручки от реализации товаров (работ, услуг), и сумма целевых поступлений за отчетный месяц;
  • определяется процент выручки от реализации товаров (работ, услуг) в общей сумме поступивших средств;
  • полученный по п. 2 процент применяется к сумме общехозяйственных расходов (с НДС), понесенных Организацией в отчетном месяце. Полученная сумма является долей общехозяйственных расходов, относящихся к предпринимательской деятельности. Указанная сумма списывается с кредита счета 26-3 «Общие общехозяйственные расходы» в дебет счета 26-1 «Общехозяйственные расходы по предпринимательской деятельности»;
  • разница между суммой всех общехозяйственных расходов и суммой, полученной по п. 3, является долей общехозяйственных расходов, относящихся к основной уставной (некоммерческой) деятельности. Указанная сумма списывается с кредита счета 26-3 «Общие общехозяйственные расходы» в дебет счета 26-1 «Общехозяйственные расходы на содержание НКО».

Указанный расчет оформляется бухгалтерской справкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *