Некоммерческие образовательные организации

Автор: | 29.04.2019

Отличительные черты некоммерческих организаций

Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Достоинство некоммерческой организации: относительная стабильность , поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти.

Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйственной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работников.

Некоммерческие организации:

— обладают правами юридического лица;

— не преследуют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли;

— не распределяют возможную прибыль между участниками, направляя её на обеспечение основной деятельности.

Под основной понимают деятельность некоммерческой организации, соответствующую целям, ради осуществления которых эта организация создана, и предусмотренную ее учредительными документами.

Ограничено право НКО на ведение предпринимательской деятельности: некоммерческие организации могут предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Необходимость общественного контроля деятельности НКО. За рубежом подобный контроль осуществляется путем создания Попечительских советов.

Попечительский совет – орган управления, осуществляющий надзор за деятельностью некоммерческой организации принятием другими органами управления решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства.

Особенности образовательного учреждения, как некоммерческой организации

Для понимания сущности образовательного учреждения как некоммерческой организации необходимо определение его статуса, включающего определение как самого понятия «об­разовательное учреждение», так и тех отношений, которые это учреждение реализует. Под статусом понимается место обра­зовательного учреждения среди организаций других типов, его отличия от них и характерные черты. К основным характерным чертам образовательного учреж­дения, уже закрепленным в действующем законодательстве, мо­гут быть отнесены следующие:

• некоммерческий тип организации, осуществляющей об­разовательную деятельность;

• наличие в оперативном управлении образовательного уч­реждения имущества, переданного учредителем для осуществ­ления образовательного процесса (и иной деятель­ности, в т.ч. приносящей доходы);


• право на доходы от собственной деятель­ности, на продукты интеллектуального и творческого труда или само­стоятельное распоряжение этими доходами;

• право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществле­нием образовательного процесса и использовать для этого пере­данное имущество;

• определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.

Законом «Об образовании», образовательным учреждениям разрешена практически любая предпринимательская, т.е. коммерческая деятельность, что на практике и осуществляется. В результате остается совершенно неясным, каким же образом можно определить размеры коммерческой деятельности, удовлетворяющие указанным условиям. Вместе с тем возникает вопрос, до каких пор некоммерческая организация, осуществляющая коммерческую деятельность в качестве одного из видов своей деятельности, остается некоммерческой? Второй стороной данного вопроса является определение той количественной грани, переходя через которую некоммерческая организация превращается в коммерческую и наоборот.

По определению учреждение — это некоммерческая орга­низация. Однако термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли осуществления своей деятельности. Само по себе отсутствие такой цели вовсе не оз­начает, что прибыль некоммерческой организацией не может быть получена. Кроме того, коммерческие организации, имея в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, мо­гут ее не получать вовсе, будучи, например, убыточными.

Очевидно, что термин «учреждение» обычно применяется к организациям, осуществляющим функции непроизводственно­го характера: управленческие, культурные, образовательные, на­учные и т.д. Однако этим характеристика учреждения также не исчерпывается, поскольку эти же функции могут осуществлять­ся (и осуществляются) организациями других типов, например предприятиями, реализующими функции управления, научных исследований и др. Но на предприятии реализация функций уп­равления, например, является одним из видов деятельности, обес­печивающим достижение основной цели. При этом предприя­тие, в принципе, может функционировать и без осуществления этих функций, передав по договору их исполнение другим ор­ганизациям. Созданная же специально для осуществления по­добных функций организация должна выполнять их сама в ка­честве своей основной деятельности, в том числе и с целью извлечения прибыли.


Важной характеристикой, является то обсто­ятельство, что учреждение финансируется собственником (уч­редителем). По определению финансирование — это обеспече­ние необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализа­цию некоторой потребности. Основным принципом финанси­рования является принцип безвозвратности, означающий, что предоставляемые учреждениям ресурсы непосредственно ими не возмещаются. Следует подчеркнуть, что при этом собствен­ник (учредитель) не оплачивает произведенные для него това­ры или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность, т.е. компенсирует полностью или частично расходы, понесен­ные в процессе осуществления этой деятельности, имеющей зна­чение для учредителя. В частности, учебное заведение осуще­ствляет образовательный процесс, а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы сотрудникам и содержание (развитие) материально-технической базы. Для государственных образовательных учреждений собственником является государство, осуществляя бюджетное финансирование их деятельности.

Говорить о финансировании какой-либо деятельности мож­но в случаях, когда результат этой деятельности не выступает в форме товара, не может быть реализован и, следовательно, не может возместить расходы по его достижению. Именно этот случай и имеет место применительно к образовательной деятельности как к реализации общественной потребности (не личной). Или когда реализация результата деятельности не возмещает издержек по его достижению, т.е. имеет место погашение убытков. Следовательно, говорить о необходимости существования такой формы организации, как учреждение, можно лишь при условии наличия необходимости осуществления ею деятель­ности, результат которой не выступает в товарной форме и не возмещает издержек по его достижению.

В результате можно сделать вывод о том, что деление орга­низаций на коммерческие и некоммерческие является в значи­тельной степени условным и вызвано сложившимся отношени­ем в обществе к тем или иным видам деятельности.

Тем не менее, многие ученые и специалисты в области экономики образования считают, что образовательная деятельность должна осуществляться именно в учреждениях, а никак не в иных формах организаций, тем более не в коммерческих. Это связано в значительной сте­пени с интуитивным пониманием необходимости сохранения доступности бесплатного образования, достигаемой в условиях сохранения некоммерческого характера образовательной дея­тельности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Раскройте понятие «образовательная система»

2. Перечислите особенности некоммерческой организации на примере образовательного учреждения.

3. Опишите функции образовательного учреждения.

Литература:

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1998.

2. Экономика и организация управления вузом / Под ред. д-ра эконом. наук Глухова В.В. – СПб.: издательство «Лань», 1999.

3. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.

Особенности учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации

УДК 340.11
С.А. КОНОПЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент Московской академии экономики и права
Учреждение как некоммерческая организация обладает определенной спецификой организационно-правовой формы. Правовое регулирование данной формы некоммерческой организации основано на различных законах и иных нормативных правовых актах. В статье дается краткий анализ учреждений различных видов.
Ключевые слова: частное учреждение, государственное учреждение, муниципальное учреждение, бюджетное учреждение, автономное учреждение, общественное учреждение.
Feature of establishment as organizational — legal form of the noncommercial organization is the version. Legal regulation of the given form of the noncommercial organization is based on various laws and others legal acts. In article the brief analysis of establishments of various kinds is given.
Учреждение, являясь одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации, выделяется особенностями правового регулирования, основанного на различных законах и иных нормативных правовых актах, а также тем, что оно не имеет имущества на праве собственности. Это создает определенные сложности в применении правовых норм к отдельным видам некоммерческой организации.
По общему правилу, некоммерческой признается организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Основное назначение некоммерческих организаций — осуществление деятельности, направленной на достижение общественных благ, в частности, социальных, а также деятельности благотворительной, культурной, образовательной, научной и управленческой в целях охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23.07.2008; далее — Закон о некоммерческих организациях)).
Одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации является учреждение. Законодательство устанавливает, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ).
Основу правового регулирования учреждений как разновидности юридических лиц составляют нормы ГК РФ, которые получают развитие и конкретизируются в законах и иных нормативных правовых актах, устанавливающих общие и специальные правила деятельности учреждений. То есть ГК РФ устанавливает общие положения об учреждениях, а особенности создания и деятельности отдельных видов учреждений определяются специальным законодательством. Так, создание, правовой статус и деятельность частных учреждений регулируется Законом о некоммерческих организациях, автономных учреждений — Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 18.10.2007; далее — Закон об автономных учреждениях), бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ, общественных учреждений — Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» (в ред. от 23.07.2008; далее — Закон об общественных объединениях), религиозных образовательных учреждений — Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 23.07.2008; далее — Закон о свободе совести), благотворительных учреждений — Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 30.12.2008; далее — Закон о благотворительной деятельности), образовательных учреждений — Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 13.02.2009; далее — Закон об образовании).
Учреждение может быть создано любыми собственниками — как гражданами, так и юридическими лицами (частные учреждения), а также Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (соответственно государственные или муниципальные учреждения).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы — документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения (ст. 6 БК РФ).
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Создать учреждение может как один, так и несколько собственников. Например, ст. 11 Закона об образовании предусматривает, что допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Аналогичные нормы содержатся в статьях 11 и 35 Закона об общественных объединениях.
Однако в ряде случаев специальные законы ограничивают круг лиц, которые вправе выступать учредителями при создании определенного вида учреждений. Так, благотворительное учреждение может быть учреждено только благотворительной организацией (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности), общественное учреждение — физическими лицами и юридическими лицами, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6 Закона об общественных объединениях), религиозное образовательное учреждение — только религиозными организациями (ст. 5 Закона о свободе совести).
Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Первые создаются собственниками—общественными объединениями, вторые же являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица — только общественные объединения. Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется
лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями.
Как уже было отмечено, особенность учреждений, выделяющая их из всей массы некоммерческих организаций, заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. Учреждения наделяются имуществом учредителями, которые являются собственниками этого имущества, что обеспечивает участие учреждений в гражданско-правовых отношениях.
Имущество любого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Право оперативного управления относится к ограниченным вещным правам, т. е. обладатель этого права не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности таких денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (п. 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ).
Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.
Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.
Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
Что же касается имущества, приобретенного учреждением любого вида на доходы от предпринимательской деятельности, то здесь порядок обращения иной. Как и любая другая
некоммерческая организация, учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям ее создания (ст. 50 ГК РФ). Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ). При этом надо отметить, что доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, а также приобретенное за его счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.
Эти доходы и имущество, приобретенное на них, находятся у учреждения не на праве оперативного управления, а, как склонно считать большинство юристов, на праве хозяйственного ведения. Подобные выводы построены на анализе того режима, который установлен законодательством для имущества, приобретенного учреждением на доходы от предпринимательской деятельности. Это имущество не может быть изъято учредителем, даже если учреждение использует его не для уставных целей.
Библиография
1 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. — М., 2006.
2 См., например: Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 2000.

Как открыть НКО в сфере образования

Добрый день, Андрей!

Постараюсь ответить на ваши вопросы:

1.Да, правильно вы понимаете: закон не ограничивает количество учредителей при создании АНО. Согласно пункту 1 статьи 123.24. Гражданского кодекса РФ АНО может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Для принятия решений коллегиальным высшим органом управления по вопросам деятельности АНО удобнее, на мой взгляд, голосовать нечетным количеством учредителей ( членов органа), так как решения по вопросам исключительной компетенции принимается единогласно или квалифицированным большинством (2/3) голосов.

2.АНО создается на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Сумма взносов не ограничено: это может быть и 100 рублей и более- на усмотрение учредителей. Но, если организация планирует вести приносящую доход деятельность (это предусмотрено ее уставом ), до начала ведения такой деятельности учредители должны внести достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО. В настоящее время- это либо деньги в сумме не менее 10000 рублей либо иное имущество такой же стоимостью( на такую же сумму) (п.5 ст. 50 ГК РФ).

3.Вы вправе заключать договоры оказания услуг, договоры с добровольцами. Если отношения будут трудовыми, вы должны оформить с работником трудовой договор.

4.С директором может быть заключен любой из вышеуказанных видов договоров. Обязанности директора может исполнять и ИП.

5.В АНО обязательно формируется коллегиальный высший орган управления ( п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В него входят учредители, которые осуществляют управление и надзор в АНО (п.1 ст.123.25 ГК РФ) . Орган может называться Правление. Но может называться и по иному: Собрание либо Совет учредителей.

6.В НКО все выплаты обычно рассчитываются , исходя из годового бюджета или смет на отдельные проекты (программы) на определенный период. Понятие заработная плата характерно для трудовых отношений. В этом случае при полном рабочем дне работника размер оплаты труда не может быть ниже официально установленного минимального размера. Если заключен договор оказания услуг, то такого ограничения нет. Выплата вознаграждения осуществляется в том размере, который указан в соответствующем договоре.

Также рекомендую вам ознакомиться с другими решениями о создании АНО в разделе «Похожие проблемы». Возможно, они будут вам полезны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *