Необходимые разрешения на вторичного использования металлолома

Автор: | 04.05.2019

Блог

Письмо Росприроднадзора от 10.09.2018 N АА-10-01-32/19160
«О направлении информации»
При наличии лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов получение дополнительно лицензии на обращение с отходами при осуществлении указанных видов деятельности не требуется
Указывается, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ), ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению установлены ст. 13.1 Федерального закона N 89-ФЗ и регулируются Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370, а также Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369.
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов является отдельным лицензируемым видом деятельности. Также лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
Группа отходов «лом и отходы черных и цветных металлов» включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, и виды отходов, входящие в состав указанной группы, имеют различные классы опасности от II класса опасности до V.
Таким образом, поскольку предусмотрено лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, получение дополнительно лицензии на обращение с отходами при осуществлении указанных видов деятельности не требуется.
При этом, если в процессе указанной деятельности образуются иные отходы I — IV классов опасности, не являющиеся ломом черных и цветных металлов, обращение с такими отходами осуществляется в общем порядке, предусмотренном Законом N 89-ФЗ.

Немаловажную роль в правовом обеспечении сбыта продукции предприятий играет региональное законодательство, развивающее, конкретизирующее и детализирующее положения нормативно-правовых актов федерального уровня. Для иллюстрации специфики регионального законодательства в сфере реализации товаров (работ, услуг) рассмотрим ряд нормативных актов, применяемых на территории Москвы.
развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально-значимых ее видов;
поддержка отечественных товаропроизводителей.
Субъектами торговой деятельности признаются юридические лица различных организационно-правовых форм (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане (индивидуальные предприниматели), осуществляющие торговую деятельность и зарегистрированные в установленном порядке.
Под торговыми объектами (торговыми предприятиями) понимаются имущественные комплексы, используемые для осуществления торговой деятельности. Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик предприятия. При этом
согласно ст. 3 упомянутого Закона стационарные (капитальные) торговые объекты устанавливаются на заглубленных фундаментах и присоединяются к городским инженерным коммуникациям. Нестационарными торговыми объектами признаются торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.
Категория торговых объектов (универмаг, универсам, торговый комплекс и т.д.) определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Москвы, устанавливающими требования к ассортименту реализуемой продукции, технической оснащенности помещений, методам обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания, перечню предоставляемых услуг.
Статья 11 Закона г. Москвы определяет понятие крупных торговых объектов, к категории которых относятся принадлежащие субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с торговой площадью свыше 1000 м². Разрешение на строительство крупных торговых объектов, а также отнесение действующих объектов к категории крупных находится в компетенции Правительства Москвы. Решения об этом принимаются в соответствии с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов и оформляются распоряжением Премьера Правительства Москвы.
В соответствии со ст. 5 Закона Москва обладает всей полнотой государственной власти по определению порядка организации оптовой и розничной торговли потребительскими товарами и предоставления услуг общественного питания на своей территории. Органы государственной власти Москвы определяют порядок размещения торговых объектов на территории города, а также осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.
Согласно этим Правилам основной задачей торгового предприятия является розничная торговля в ассортименте, соответствующем его товарному профилю, обеспечение высокой
культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Товарный профиль и специализация предприятия торговли определяются его Уставом. Изменение товарного профиля осуществляется по согласованию с органами местной администрации.
Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговли определенной группой товаров, выдаваемую лицензионными службами (Московской лицензионной палатой или ее филиалами в административных округах). Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием его товарного профиля, организационно-правовой формы и фирменного наименования на русском языке. На входной двери магазина помещается табличка или делается трафаретная надпись с информацией о режиме работы, юридическом адресе (местонахождении) его собственника. В течение всего рабочего времени все двери торгового предприятия должны быть открыты для свободного доступа покупателей в торговый зал.
Предприятия обязаны представлять следующую информацию для покупателей: указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров; фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках; перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг; текст Закона РФ «О защите прав потребителей»; правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров; о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан; адреса и телефоны Мосгосторгинспекции и местных органов администрации.
На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная подписью и печатью руководителя муниципального округа, на чьей территории данное предприятие находится, которая ежегодно проходит перерегистрацию. Работники магазина не могут чинить каких-либо препятствий покупателям, желающим сделать запись в книге.
Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях торговли должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика, посредника (продавца), а также другими необходимыми документами.
При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны соблюдать принципы
товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям, предъявляемым к условиям хранения товаров, содержащимся в нормативно-технических документах, и не допускать снижения качества товаров.
Товар перед поступлением в торговый зал необходимо подготовить к продаже (освободить от тары, одежду отутюжить, куски ткани оправить, велосипеды, мопеды, мотоциклы и другие изделия из металла собрать, очистить от смазки, продовольственные товары — зачистить, нарезать, предварительно расфасовать и т.д., бутылки и консервные банки протереть).
Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, согласованный с органом местной администрации и центром Госсанэпиднадзора административного округа, на территории которого оно расположено, действующие правила работы предприятия, санитарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.
Продажа товаров в торговом предприятии производится всем гражданам на общих основаниях. Предприятие должно обеспечивать льготами, предоставленными законодательством и Правительством Москвы, отдельные категории населения (организацию специальных видов торгового обслуживания) — по решению органов управления административных округов.
Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие метки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупателя оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан и т.п. магазин обязан обеспечить их сохранность.
Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других. Не допускается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также до начала и по окончании установленных часов работы магазина. Продажа товаров работникам данного магазина в каждом случае допускается только с разрешения и под контролем его администрации.
В торговом зале продовольственных магазинов на доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп; в предприятиях, торгующих тканями, — контрольные метры. Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и меры
отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Администрация торгового предприятия должна создавать для этого необходимые условия. В случае повреждения или уничтожения товара либо имущества по вине покупателя он обязан возместить торговому предприятию стоимость такого товара или имущества.
Правилами работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории Москвы, предусматриваются требования, предъявляемые к продавцам. Так, при осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и корректно относиться к покупателям; при вручении покупки — поблагодарить покупателя.
Продавец непродовольственных товаров должен предлагать и показывать товары, оказывать помощь в выборе товаров и консультировать покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними, ценах, предлагать взаимозаменяемые товары, новые и сопутствующие товары. Его обязанностью являются примерка, отмеривание, отрез, взвешивание, демонстрация товаров в действии; подсчет стоимости покупки, выписка (печатание) чека, получение денег; оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования; упаковка товаров, выдача покупки или передача ее на контроль; обмен товаров. Продавец также обязан производить полную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку, осмотр внешнего вида изделий, переборку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств и т.д.); производить продажу товаров только при наличии правильно оформленных ярлыков цен или ценников на товары; размещать и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы; сообщать администрации о случаях обнаружения товаров, не соответствующих маркировке.
За невыполнение и нарушение Правил работы торговых предприятий их работниками контролирующие органы (Мосгосторгинспекция, Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы и др.) вправе применить в пределах своей компетенции меры воздействия или поставить перед соответствующими органами вопрос об административной или уголовной ответственности.
Действия контролирующих органов могут быть обжалованы в вышестоящем органе или в суде.
Вестник мэрии Москвы. — 1999. — № 6.
Вестник мэрии Москвы. — 1994. — № 18.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Кроме этого существует ряд видов деятельности, подлежащих лицензированию, которые регулируются отдельными законами, такие как деятельность кредитных организаций и участников рынка ценных бумаг, страховая деятельность и деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 1 закона № 99-ФЗ).

Если вы обнаружили в этих списках ту деятельность, которой планируете заниматься, надо будет получить на нее лицензию. Для малого бизнеса актуальным является получение лицензий на образовательную, медицинскую, охранную деятельность, пассажирские перевозки (в порядке, предусмотренным законом № 99-ФЗ) и получение лицензии на розничную торговлю алкоголем, которую мы рассмотрим отдельно.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением:

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции — 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание – госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии. В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается. В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

  • лично, при визите в лицензирующий орган;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней, а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *