Невыясненные поступления

Автор: | 02.05.2019

Содержание

Об уточнении невыясненных поступлений на соответствующий код доходов бюджета Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 16 июля 2008 года N 42-7.1-15/5.4-318

Федеральное казначейство в связи с продолжающими поступать от Федеральной налоговой службы обращениями по вопросу нарушения управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации порядка уточнения невыясненных поступлений, установленного совместными приказами Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы от 27.06.2005 N 7н/САЭ-3-10/285 «Об обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации» (далее — приказ N 7н) и от 07.09.2005 N 16н/САЭ-3-13/432 «Об утверждении структуры и форматов сообщений при обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации» (далее — приказ N 16н), сообщает следующее.
Обмен информацией между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации по уточнению невыясненных платежей осуществляется в электронном виде в строгом соответствии с совместными приказами Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы N 7н и N 16н.
Кроме того, обращаем внимание на то, что уточнение невыясненных поступлений на соответствующий код доходов бюджета Российской Федерации производится в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее — приказ Минфина России N 116н), на основании представленного администратором поступлений в бюджет в управление Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.
В соответствии с приказом Минфина России N 116н только администратор поступлений в бюджет может произвести уточнение невыясненных поступлений на соответствующий код бюджетной классификации Российской Федерации, направив в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности данного платежа.
Невыясненный платеж, учтенный в выписке из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета по коду бюджетной классификации Российской Федерации 100 1 170101001 0000 180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», реквизиты расчетного документа по которому позволяет отнести указанный платеж к определенному администратору поступлений в бюджет, может быть включен управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации в Извещение о направлении дополнительных поступлений соответствующему администратору поступлений в бюджет на основании уведомления администратора поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа, оформленного структурным подразделением данного органа Федерального казначейства, осуществляющего функции администрирования платежей, учитываемых по главе 100 «Федеральное казначейство».
При этом в уточняемой части Уведомления указываются ИНН и КПП соответствующего органа Федерального казначейства, а в уточненной — ИНН и КПП администратора поступления, которому указанные невыясненные поступления направляются на уточнение.

Р.Е.Артюхин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Почему возникают и как возвращаются плательщику невыясненные поступления

Федеральное казначейство рассказало о своих особенностях обработки невыясненных поступлений.

Казначейство учитывает невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, по КБК 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» без разделения по типам плательщиков. Информация о таких поступлениях находится в открытом доступе на сайте ФК www.roskazna.ru в разделе «Исполнение бюджетов», подразделе «Федеральный бюджет», вид отчета – годовой/ежеквартальный, финансовый период – 2017 год/2018 год.

Наиболее частыми причинами отнесения платежей к невыясненным являются:

  • отсутствие или некорректное указание значения «ИНН» и «КПП» администратора доходов бюджета в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя;
  • отсутствие или некорректное указание КБК в реквизите «104»;
  • отсутствие или некорректное указание в реквизите «105» кода ОКТМО.

В случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.

Орган ФК для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует запрос на выяснение принадлежности платежа и направляет его администратору. Администратор в течение 20 рабочих дней направляет в орган ФК уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

Невыясненные поступления подлежат возврату органом ФК плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы, которым направлялся запрос, и (или) администратор, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, предоставили уведомления с отказом от принятия на учет данного поступления.

Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» и (или) текстовом поле «Назначение платежа» не указано оснований для отнесения такого платежа к налогам, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления (письмо от 3 августа 2018 г. N 07-05-04/16453).

1.8. Структура номера счета бюджетного учета

Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов). Учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается и утверждается учреждением на основе Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению. Номер счета бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов (таблица 1):

Таблица 1

Номер счета бюджетного учета

Номер счета
Код
аналитический по бюджетной классификации вида деятельности синтетического счета аналитический по КОСГУ
объекта учета группы вида
номер разряда счета
1 — 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

1 – 17 разряды – аналитический код по бюджетной классификации Российской Федерации.

Для обозначения первых семнадцати разрядов номера счета используются буквенные обозначения в соответствии с Приложением № 2 к Инструкции № 162н:

— КРБ – код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета;

— КДБ – код главного администратора доходов бюджета, код вида, подвида дохода бюджета;

— КИФ – код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицита бюджета;

— гКБК – код главы по бюджетной классификации, в 4 – 17 разрядах номера счета указываются нули.

В отношении доходов бюджета классификационный код (таблица 2) имеет следующую структуру:

1 – 3 разряды – код главного администратора доходов бюджета

4 – 13 разряды – код вида доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

14 – 17 разряды – код подвида доходов.

Таблица 2

Классификационный код доходов бюджета

Код главного администратора доходов бюджета Код вида доходов бюджетов Код подвида доходов бюджетов
группа доходов подгруппа доходов статья доходов подстатья доходов элемент доходов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

В отношении расходов бюджета классификационный код (таблица 3) имеет следующую структуру:

1 – 3 разряды – код главного распорядителя бюджетных средств;

4 – 5 разряды – код раздела;

6 – 7 разряды – код подраздела;

8 – 14 разряды – код целевой статьи, включающий программный срез;

15 – 17 разряды – код вида расходов.

Таблица 3

Классификационный код расходов бюджета

Код главного распорядителя бюджетных средств Код раздела Код подраздела Код целевой статьи Код вида расходов
группа подгруппа элемент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

18 разряд – код вида финансового обеспечения (деятельности):

1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 – средства во временном распоряжении;

4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 – субсидии на иные цели;

6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

7 – средства по обязательному медицинскому страхованию;

8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;

9 – средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

При ведении бюджетного учета учреждениями в 18 разряде номера счета бюджетного учета применяются коды вида финансового обеспечения (деятельности):

1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

3 – средства во временном распоряжении.

Заметим, что в номере счета бюджетного учета казенными учреждениями код вида деятельности «2» не применяется, так как они не вправе осуществлять операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности в соответствии с п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, ч.ч. 7, 8 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ;

При ведении бюджетного учета учреждениями не предусмотрено применение кода финансового обеспечения для средств по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Поэтому при ведении бюджетного учета со средствами ОМС учреждениями в 18-м разряде номера счета бюджетного учета применяется код вида финансового обеспечения (деятельности) «1».

19 – 23 разряды – код синтетического счета Единого плана счетов.

Код синтетического счета включает:

19 – 21 разряды – код синтетического счета объекта учета;

22 разряд – код группы синтетического счета;

23 разряд – код вида синтетического счета.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.

В связи с этим и в соответствии с п. 1 Инструкции № 157н учреждениям при оказании медицинских услуг в рамках программы ОМС целесообразно предусмотреть при формировании своей учетной политики и с учетом требований законодательства РФ о раскрытии информации о расходах, произведенных учреждением за счет средств ОМС, аналитику (в том числе счетов аналитических кодов в синтетических счетах объектов учета) в рабочем плане счетов учреждения, позволяющую осуществлять раздельный учет.

24 – 26 разряды – код Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Приложение. Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета

Информация об изменениях:

Приложение изменено с 10 февраля 2019 г. — Приказ Минфина России от 28 декабря 2018 г. N 297Н

Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного учета, начиная с 2019 г.

См. предыдущую редакцию

Приложение
к Инструкции по применению Плана
счетов бюджетного учета,
утвержденной приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 6 декабря 2010 г. N 162н

Порядок
включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2012 г., 17 августа, 30 ноября 2015 г., 16 ноября 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г.

Наименование счета

Номер счета бюджетного учета

код

аналитический по БК<1>

вида деятельности

синтетического счета

аналитический по виду поступлений, выбытий объекта учета

объекта учета

группы

вида

номер разряда

1 — 17

18

19

20

21

22<2>

23

24

25

26

1

2

——————————

<1> гКБК — группировочный код бюджетной классификации Российской Федерации;

КДБ — код классификации доходов бюджетов;

КРБ — код классификации расходов бюджетов;

КИФ — код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Если иное не установлено настоящей Инструкцией, отражение в номере счета бюджетного учета аналитического кода по бюджетной классификации осуществляется в следующем порядке:

гКБК — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются нули;

КРБ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются 4 — 20 разряды кода расходов бюджета: код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

КДБ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются 4 — 20 разряды кода доходов бюджета: код вида, подвида доходов бюджета;

КИФ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются 4 — 20 разряды кода источников финансирования дефицита бюджета: код группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицита бюджета.

При формировании номера счета финансовыми органами:

КРБ-в 1 — 17 разрядах номера счета указываются первые 17 разрядов кода классификации расходов бюджетов, по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

КДБ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются первые 17 разрядов кода классификации доходов бюджетов, по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

КИФ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются первые 17 разрядов кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция, по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

XXX — соответствующий аналитический код поступлений и выбытий объекта учета, отражаемый в 24-26 разрядах номера счета, соответствующий разрядам с 18 по 20 кода классификации доходов бюджетов (аналитическая группа подвида доходов бюджетов), расходов бюджетов (код вида расходов), источников финансирования дефицитов бюджетов (аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящей Инструкцией.

<2> В 22-ом разряде номера счета отражается соответствующая группа объекта учета.

Институт является бюджетным учреждением, подведомственным ФАНО России. В декабре 2017 года Институт перечислил денежные средства Поставщику за поставленный ему товар по КВР 244. Деньги были списаны с лицевого счета учреждения. На счет Поставщика денежные средства не поступили, а остались на счете банка Поставщика по причине неверных реквизитов, указанных в счете на оплату товара.
В 2018 году эти средства банк перечислил обратно на лицевой счет учреждения. Деньги вернулись 09.01.2018 как невыясненные поступления на код дохода 180, затем уведомлением были уточнены на вид расходов 244 и оплачены контрагенту по виду расходов 244. Остатка по счету 302 00 на начало года не было. Отчетность представлена в феврале 2018 года, до настоящего момента не принята.
Каким образом отразить данную операцию (восстановление кассовых расходов прошлых лет) в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и на лицевом счете учреждения?

15 марта 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бухгалтерские записи по отражению в учете поступления невыясненных доходов (а также используемый для этих целей счет) и их уточнения в рассматриваемой ситуации необходимо согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н.
Восстановление кассовых расходов прошлых лет отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности в порядке, установленном учредителем.

Обоснование вывода:
Операции по поступлению, выбытию денежных средств с лицевых счетов бюджетного учреждения оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (п.п. 72, 73 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Приказ N 174н, Инструкция N 174н). Следовательно, в рассматриваемой ситуации в 2017 году корректно было отражено по счету 201 11 выбытие денежных средств контрагенту.
Расчеты по невыясненным поступлениям отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 205 82 «Расчеты по невыясненным поступлениям» (п. 199 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н). Также данный счет внесен в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (Приложение N 1 к Приказу N 174н). Однако перечень счетов аналитического учета счета 205 00 «Расчеты по доходам», указанный в п. 92 Инструкции N 174н, не содержит счета 205 82, а положения Инструкции N 174н — корреспонденций с ним. В такой ситуации, для расчетов с невыясненными поступлениями может использоваться счет 205 81 «Расчеты с плательщиками прочих доходов».
Вместе с тем в Инструкции N 174н также отсутствуют бухгалтерские записи, отражающие расчеты по невыясненным поступлениям. В такой ситуации учреждение вправе самостоятельно определить конкретные проводки по уточнению невыясненных платежей, согласовав их в порядке, установленном п. 4 Инструкции N 174н.
При уточнении невыясненного поступления на код видов расходов 244 в учете одновременно восстанавливается кредиторская задолженность перед контрагентом, которая затем погашается путем соответствующего перечисления. Восстановление кредиторской задолженности отражается по тому же счету, по которому она учитывалась ранее, то есть по соответствующему аналитическому счету учета счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам». Учитывая, что информация об уточненном платеже на основании соответствующего уведомления отражается в выписке по лицевому счету, бюджетному учреждению следует также отразить соответствующие корректировочные записи в бухгалтерском учете. Первоначально поступление средств на счет в качестве невыясненных платежей, а также их дальнейшее уточнение следует отражать в полном соответствии с выписками и прилагаемыми к ним документами. В такой ситуации уточнение платежей может быть отражено в качестве выбытия с одного кода и поступления на другой. При таком порядке отражения в учете будут полностью показаны обороты по счетам, что, в свою очередь, обеспечит достоверное составление отчетности.
Таким образом, рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения датами, указанными в выписках из лицевого счета, следующим образом:
1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 81 660,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (180 АнКВД, 180 КОСГУ) — на лицевой счет зачислены невыясненные поступления;
2. Дебет 2 205 81 560 Кредит 2 201 11 610,
с одновременным уменьшением забалансового счета 17 (180 АнКВД, 180 КОСГУ) — отражено уточнение невыясненного поступления;
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 302 ХХ 730,
с одновременным уменьшением забалансового счета 18 (244 КВР, 300 КОСГУ) — отражено уточнение поступления и восстановлена кредиторская задолженность перед контрагентом;
4. Дебет 2 302 ХХ 830 Кредит 2 201 11 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (244 КВР, 300 КОСГУ) — отражено перечисление денежных средств контрагенту.
Следует отметить, что если денежные средства от контрагентов вернулись на счет бюджетного учреждения до сдачи годовой отчетности, то информацию о таком возврате целесообразно раскрыть в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760).
Федеральное бюджетное учреждение составляет план финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД) в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее — Требования N 81н), в порядке, определенном органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее — учредитель), если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (п. 2 Требований N 81н).
Детальный порядок отражения в Таблице 2 Плана ФХД сумм возвратов денежных средств, подобных рассматриваемому, положениями Требований N 81н прямо не установлен. Следовательно, такой порядок должен быть предусмотрен учредителем.
Вместе с тем полагаем, что планируемые к поступлению (либо уже поступившие) суммы возврата денежных средств прошлых лет, не зачисленных на счет контрагента по причине указания неверных реквизитов, могут быть отражены в Таблице 2 Плана ФХД по строке 300 «Поступления финансовых активов» с последующей детализацией в строке 320 «Прочие поступления». Для перечисления данных денежных средств контрагенту необходимо предусмотреть Планом ФХД соответствующее направление расходования (в строках, формирующих показатели строки 200 «Выплаты по расходам» Таблицы 2 Плана ФХД).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Федеральное Казначейство выпустило письмо № 07-05-04/16453 от 03.08.2018, в котором разъяснило некоторые вопросы относительно невыясненных поступлений.

Как вернуть

Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.
Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, или администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.
Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» (КБК) или текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

Практика работы с невыясненными поступлениями, зачисляемыми в федеральный бюджет (Зайцева Е.В.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Практика работы с невыясненными поступлениями, зачисляемыми в федеральный бюджет (Зайцева Е.В.)

Дата размещения статьи: 20.09.2016

В число полномочий органов Федерального казначейства, согласно ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ, входит учет и распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок отнесения платежей к невыясненным поступлениям, а также порядок их уточнения определены Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Платежи учитываются органами Федерального казначейства как невыясненные поступления в случае, если в расчетном документе плательщиком не указана или неверно указана информация в реквизитах «61» (ИНН получателя), «103» (КПП получателя), «104» (КБК), «105» (ОКТМО). Предполагаемому администратору доходов бюджета направляется запрос на выяснение принадлежности платежа.

Вместе с тем в соответствии со ст. 160.1 БК РФ полномочия по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты всех уровней и представлению уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа возложены на администраторов доходов бюджетов.

Кроме того, Приказом N 125н на администратора доходов возложена обязанность доведения до плательщиков сведений о реквизите счета, значения ИНН и КПП получателя (администратора поступлений в бюджет), кода бюджетной классификации и другой информации, необходимой для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ.

Один из показателей мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденных Приказом Минфина России от 13.04.2009 N 34н, — доля невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет, от общего объема поступлений с учетом уточнений и возвратов.

УФК по Кемеровской области проводит масштабную работу с невыясненными поступлениями, зачисляемыми в федеральный бюджет, преследуя как минимум две цели — снижение объема платежей, подлежащих зачислению на невыясненные поступления, и минимизация неуточненного остатка сумм невыясненных поступлений. На такие поступления оперативно направляются администраторам доходов бюджетов уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.

Результат такой работы позволяет избежать задержки в получении денежных средств областным и местными бюджетами Кемеровской области, а также сократит время прохождения платежей до администратора доходов бюджета и исключит факт повторного списания сумм со счетов плательщиков на основании инкассовых поручений и исполнительных листов.

Для реализации поставленных целей в Управлении проводятся следующие мероприятия.

На этапе обработки банковской выписки Управлением осуществляется визуальный контроль расчетных документов, отнесенных в текущем операционном дне на невыясненные поступления. В случае возможного устранения причины отнесения на невыясненные поступления в рамках действующего бюджетного законодательства проводятся соответствующие мероприятия и платеж идентифицируется по соответствующему коду бюджетной классификации.

Ежедневно в день зачисления платежей на невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, предполагаемым администраторам доходов направляется запрос на выяснение принадлежности платежа. За 2014 г. Управлением направлено более 173 тыс. запросов, за 2015 г. — более 160 тыс., за январь — май 2016 г. — более 38 тыс.

Применяется схема уточнения невыясненных поступлений в день поступления платежа на основании уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа администратора доходов бюджета.

Осуществляется активное взаимодействие с администраторами доходов бюджетов, кредитными организациями и плательщиками. Только за 2015 г. Управлением были направлены в адрес администраторов доходов бюджета 39 писем, в адрес плательщиков — 233 письма, из них 26 — физическим лицам.

На официальном сайте Управления (http://kemerovskaya.roskazna.ru) во вкладке «Учет и распределение поступлений» размещается актуальная информация как для администраторов доходов бюджетов (образцы заполнения уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, заявки на возврат, изменения в нормативные документы и др.), так и для плательщиков (образец заполнения платежного поручения для уплаты платежей в бюджетную систему РФ).

Регулярно проводятся совещания с администраторами доходов бюджетов по порядку завершения операций на счете Управления N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» и подготовке к началу нового финансового года. На них обсуждаются проблемы оперативного уточнения остатков сумм невыясненных поступлений до конца текущего финансового года, а также изменения бюджетного законодательства, вступающие в действие в следующем финансовом году, для своевременного доведения администраторами доходов бюджетов информации об изменениях до плательщиков и минимизации роста невыясненных поступлений в начале финансового года.

В рамках выполнения стратегической задачи «совершенствование процедур и повышение качества кассового обслуживания исполнения федерального бюджета и учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса» и в целях создания оптимальной модели по минимизации невыясненных поступлений на счетах органов Федерального казначейства Управлением в Федеральное казначейство направлены предложения по оптимизации ресурсоемких процедур.

Чтобы наглядно определить объем выполненной специалистами Управления работы, рассмотрим фактические показатели.

На невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, отнесено: в 2014 г. — более 165 тыс. расчетных документов на сумму 2378,7 млн руб., в 2015 г. — более 160 тыс. расчетных документов на сумму 2424,2 млн руб., в январе — мае 2016 г. — более 36 тыс. расчетных документов на сумму 698,9 млн руб.

Следует отметить, что рост количества платежей, учтенных как невыясненные поступления, отмечается в январе 2014 и 2015 г. и составляет примерно 12% от общего количества невыясненных поступлений за год. Главным образом он возникал из-за недостаточной ориентированности плательщиков в изменяющемся бюджетном законодательстве, несвоевременного доведения администраторами доходов бюджетов до них необходимой информации и отсутствия со стороны кредитных организаций контроля значений реквизитов в распоряжениях юридических и физических лиц о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

Поскольку в части учета поступлений в бюджетную систему РФ в 2016 г. значительных изменений в бюджетное законодательство не принималось, а изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, для применения при составлении и исполнении бюджетов на 2016 г. были внесены уже в июне 2015 г. Приказом Минфина России N 90н, количество невыясненных поступлений в 2016 г. снизилось более чем в 2 раза в сравнении с предыдущими годами.

В результате проведенных Управлением мероприятий остаток невыясненных поступлений прошлых лет, зачисленных в федеральный бюджет в 2005 — 2015 гг., по состоянию на 1 июня 2016 г. составил 3980,00 руб. по 3 расчетным документам.

На разных этапах при выполнении мероприятий по уточнению невыясненных поступлений Управление сталкивалось с определенными трудностями.

Например, до вступления в силу Приказа N 125н неидентифицированные платежи, подлежащие зачислению на счета государственных внебюджетных фондов, учитывались как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет. Управлению приходилось направлять запрос на выяснение принадлежности платежа администраторам доходов бюджета — органам управления государственными внебюджетными фондами, да и денежные средства до проведения операций уточнения аккумулировались на счете федерального бюджета.

Только начиная с 1 января 2014 г. невыясненные поступления зачисляются непосредственно в бюджеты государственных внебюджетных фондов и, соответственно, более оперативно уточняются на основании уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа органов управления государственными внебюджетными фондами.

Кроме того, до 1 января 2014 г. невозможно было уточнить платежи, ошибочно поступившие на счет Управления N 40101, но предназначавшиеся к зачислению на счет органа Федерального казначейства другого региона, их можно было только вернуть плательщику.

Проблема заключалась в отсутствии нормативно установленной схемы передачи информации соответствующему администратору доходов бюджета, так как в этом случае, как правило, ни администратор доходов бюджета, ни плательщик не знали, что денежные средства ошибочно зачислены на счет органа Федерального казначейства другого региона.

Поэтому Управлению приходилось направлять письма предполагаемому администратору доходов бюджета, в УФК другого региона и плательщику, ошибочно перечислившему платеж, с разъяснениями порядка возврата денежных средств. Все это не способствовало снижению сумм невыясненных поступлений, так как только 12% плательщиков, которым были направлены письма, обратились с заявлениями о возврате денежных средств.

С 1 января 2014 г. в соответствии с Приказом N 125н стало возможным уточнение невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, учтенных на счете Управления N 40101, соответствующим администратором доходов бюджета другого региона.

Введение новой формы «Реестр платежей, ошибочно зачисленных на счет другого органа Федерального казначейства» позволило администраторам доходов бюджета другого региона в короткие сроки уточнить все платежи и зачислить в соответствующие бюджеты: в 2014 г. — по 275 документам на сумму более 1,1 млн руб., в 2015 г. — по 100 документам на сумму 1,6 млн руб., за январь — май 2016 г. — по 45 документам на сумму 0,4 млн руб.

Вместе с тем с 9 февраля 2016 г. в соответствии с изменениями к Приказу N 125н:

— реализован новый механизм предоставления запроса на выяснение принадлежности ошибочно зачисленного платежа предполагаемому администратору доходов бюджета другого региона, внедрение которого позволило исключить необходимость направления писем предполагаемому администратору доходов бюджета, в УФК другого региона и плательщику;

— установлен срок предоставления в орган Федерального казначейства уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа администратором доходов бюджета, который не должен превышать 20 рабочих дней со дня предоставления в его адрес запроса на выяснение принадлежности платежа.

Но, к сожалению, действующим бюджетным законодательством не предусмотрена ответственность администратора доходов бюджета за нарушение установленного срока. Да и уточнение налоговых платежей и страховых взносов осуществляется на основании заявления плательщика. Сроки их уточнения установлены Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Известно, что эти платежи составляют немалую долю невыясненных поступлений.

И наконец, долгожданная поддержка пришла со стороны кредитных организаций.

С 28 марта 2016 г. вступил в силу пп. «б» п. 1 Приказа Минфина России от 23.09.2015 N 148н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н», в соответствии с которым кредитными организациями осуществляется контроль значений реквизитов принимаемых к исполнению распоряжений юридических и физических лиц о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

Данная мера обеспечит полноту, обязательность и достоверность заполнения реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему, а следовательно, эти суммы уже не пополнят невыясненные поступления.

Кроме того, контроль значений реквизитов, принимаемых кредитными организациями к исполнению распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, способствует развитию и функционированию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, которая в перспективе составит одну из систем, взаимодействующих с интегрированной информационной системой государственных финансов «Электронный бюджет».

В заключение хотелось обратить внимание на то, что изменения отдельных норм бюджетного законодательства не только дают возможность значительно снизить суммы невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, но и способствуют повышению эффективности администрирования платежей, совершенствованию механизмов функционирования бюджетной системы в целом, развитию системы государственных финансов «Электронный бюджет».

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Глава 6. Порядок уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений, включенных в документы, представляемые УФК администратору учета

Указанием Банка России от 28 декабря 2015 г. N 3919-У в подпункт 6.3.4 внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

6.3.4. Журнал заполняется с учетом следующего.

В графе 1 проставляется номер по порядку.

В графе 2 проставляется дата внесения записи в Журнал.

В графе 3 проставляется КБК, указанный в документе УФК.

В графе 4 проставляется вид документа УФК:

«1» — в случае когда основанием для внесения записи в Журнал является Выписка;

«2» — в случае когда основанием для внесения записи в Журнал являются Выписка и приложение к Выписке;

«3» — в случае когда основанием для внесения записи в Журнал является Запрос;

«4» — в случае когда основанием для внесения записи в Журнал является Выписка из реестра; «5» — в случае когда основанием для внесения записи в Журнал являются иные документы.

В графе 5 проставляется соответственно номер документа (при его наличии), являющегося основанием для внесения записи в Журнал.

В графе 6 проставляются соответственно дата отражения операции на лицевом счете из Выписки, дата осуществления операции, информация по которой указана в Выписке из реестра, или дата Запроса.

В графе 7 проставляется сумма, указанная в документе.

В графе 8 указывается сокращенное наименование плательщика.

В графе 9 проставляется ИНН плательщика при его наличии.

В графе 10 проставляется КПП плательщика при его наличии.

В графах 11 — 13 проставляются соответственно номер, дата расчетного (платежного) документа, на основании которого составлен документ, и сумма уточняемого платежа.

В графе 14 проставляется ИНН получателя.

В графе 15 проставляется КПП получателя.

В графе 16 проставляется код ОКТМО.

В графе 17 проставляется дата внесения записи в Журнал. Графы 17-33 Журнала заполняются при наличии информации после осуществления уточнения на КБК, предназначенный для учета невыясненных поступлений, либо на код главного администратора Центрального банка Российской Федерации — «999».

В графе 18 проставляется КБК уточняемого платежа, указанный в графе 6 измененной части Уведомления.

В графах 19 — 20 проставляются соответственно номер и дата Уведомления.

В графе 21 проставляется сокращенное наименование плательщика, указанное в Уведомлении.

В графах 22-25 проставляются соответственно ИНН, КПП, код ОКТМО, сумма, указанные в измененной части Уведомления, направляемого в УФК.

В графе 26 проставляется номер Выписки при его наличии либо номер Уведомления, в случае когда основанием для внесения записи в Журнал является Запрос и администратор уточнил платеж на КБК, предназначенный для учета невыясненных поступлений в федеральный бюджет.

В графе 27 проставляется дата, указанная в Выписке, либо дата, указанная в отметке органа Федерального казначейства о принятии Уведомления, в случае когда основанием для внесения записи в Журнал является Запрос и платеж уточнен на КБК, предназначенный для учета невыясненных поступлений.

В графе 28 указывается сокращенное наименование плательщика.

В графе 29 проставляется сумма уточненного платежа. Заполнение графы 29 осуществляется после получения документа УФК (отметки органа Федерального казначейства), подтверждающего уточнение.

В графе 30 проставляется уточненный КБК:

в случае уточнения администратором учета (с кодом «100» или «999», в том числе с кодом подвида доходов «4000») на КБК, предназначенный для учета невыясненных поступлений;

в случае уточнения администратором учета (с кодом «100» или «999», в том числе с кодом подвида доходов «4000») на код главного администратора Центрального банка Российской Федерации — «999», — соответствующий КБК, закрепленного за администратором учета.

В графе 31 проставляются:

в случае отказа УФК в исполнении Уведомления — причины отказа УФК в исполнении Уведомления;

в случае уточнения администратором учета на код главного администратора Центрального банка Российской Федерации — «999» — делается запись «_____»_________20_ г. внесено в Карточку учета__________N ____»;

в случае уточнения администратором учета на код главного администратора Федерального казначейства — «100» делается запись «отказано в администрировании поступления» и указывается причина отказа;

иная информация по учету невыясненных или требующих уточнения поступлений.

В графе 32 проставляется значение разницы графы 7 и графы 29. Заполнение графы 32 осуществляется после получения документа УФК (отметки органа Федерального казначейства), подтверждающего уточнение.

В графе 33 указываются фамилия и инициалы ответственного исполнителя, осуществляющего внесение записи в Журнал.

В графе 34 проставляется подпись ответственного исполнителя (только на бумажном носителе), осуществляющего внесение записи в Журнал.

Что такое невыясненные поступления

Если невозможно установить принадлежность поступлений, такие суммы признаются невыясненными. Федеральное Казначейство учитывает эти средства на специальных КБК. Нормативные основания для данных действий утверждены Минфином в Приказе № 125н от 18.12.13 г. Согласно законодательным требованиям к невыясненным поступлениям относят следующие ошибки в платежах в бюджетную систему:

  • Наименование получателя приведено неверно или не указано совсем.
  • Внесенный № лицевого счета открыт в ином казначействе.
  • № лицевого счета получателя денег приведен неправильно или не заполнен.
  • КБК приведен с ошибками или недействительный. Одновременно не заполнены поля с № и датой расчетного документа-основания для выплаты средств.
  • Поля с кодами ИНН и/или КПП заполнены с ошибками или приведены недействительные.
  • Отражен неверный код ОКАТО.
  • Значения в полях с кодами ИНН, КПП и КБК отражены с противоречиями.

В таком случае бухгалтер учреждения должен отразить в учете суммы невыясненных поступлений. Документальным основанием является выписка из лицевого счета организации.

Обратите внимание!

Общепринятый порядок применения КОСГУ утвержден Минфином в Приказе № 209н от 29.11.17 г. Действующие в 2019 г. коды КБК приведены в Приказе Минфина № 132н от 08.06.18 г.

Невыясненные поступления казенных учреждений

При поступлении в бюджет невыясненных поступлений от казенного учреждения решение о зачете или уточнении принимается администратором доходов. Данная норма закреплена в п. 2 стат. 160.1 БК. В Федеральное Казначейство направляется письменное уведомление по ф. 0531809. В документе приводятся правильные реквизиты вместо неправильных.

Форма ОКУД 0531809

Бухгалтер администратора доходов «непонятные» средства приводит по коду 181 КОСГУ «Невыясненные поступления». Для отражения в учете невыясненных поступлений в казенном учреждении проводки выполняются с использованием счетов 121082000 и 121092000:

  • Д 121002181 К 120581660 – Поступили средства, требующие уточнения.

Согласно п. 78 Инструкции № 162н обратная запись будет сделана при уточнении платежа. Если не получится выяснить поступившую сумму до завершения финансового года, при реформации баланса необходимо списать средства со сч. 121002000 на сч. 140130000. Восстановить средства нужно после уточнения поступления в следующем году.

В отчетах о движении денежных средств ф. 0503123 и по исполнению бюджета ф. 0503127 имеющиеся «непонятные» суммы указывают в положительном значении при поступлении таких средств, в отрицательном – при выяснении. Коды КБК и КОСГУ расшифровывают с соответствующей аналитикой.

Актуальная редакция Инструкции № 157н дополнена новыми аналитическими счетами для отражения поступлений за прошлые года. В п. 227 имеется общее описание, на которое следует ориентироваться:

  • При уточнении невыясненных сумм за прошлые периоды нужно использовать следующие аналитические счета:
    • 121082000 – для операций года перед годом уточнения.
    • 121092000 – для операций года перед годом уточнения и неотраженных на сч. 121082000.

Примеры проводок по отражению невыясненных поступлений, смотрите в статье журнала Казенные учреждения

Для корректного составления отчетных форм за текущий период регистр, где указываются операции за прошлые периоды (как при уточнении, так и при исправлении ошибок), заполняется отдельно от других документов. Включенная в этот регистр аналитика не относится к показателям текущего года, а исправляет входящие остатки.

Когда администратор делает корректировку через дополнительные аналитические учетные счета, такие обороты не относятся к отчетным формам за 2019 г., а напрямую включаются во входящие остатки.

Обратите внимание!

Использование счетов требует согласования с финорганом, ГРБС, а порядок применения утверждается в учетной политике учреждения (п. 6 № 157н, п. 2 № 162н).

Невыясненные поступления бюджетных и автономных учреждений

Невыясненные поступления в бюджетном учреждении до того, как платеж будет уточнен, следует отражать на аналогичной подстатье КОСГУ 181. Для расчетов с плательщиками предназначен сч. 205.81. Типовые проводки различаются при уточнении или возвращении платежа:

  • Если платеж уточняют – нужно направить в Казначейство уведомление по ф. 0531852 (для федеральных средств). Когда учреждение обслуживают финорганы регионального или местного уровня, реквизиты выясняются в установленном такими органами порядке (п. 3 стат. 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.10 г.).
  • Если платеж возвращают – для возврата средств в Казначейство направляется заявка ф. 0531803. Когда учреждение обслуживают финорганы регионального или местного уровня, возврат осуществляется в установленном такими органами порядке (п. 3 стат. 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.10 г.).

Порядок отражения в учете уточнения или возврата платежей различается в зависимости от типа учреждения – бюджетного или автономного. Основные проводки по невыясненным суммам приведены в таблицах:

Примеры проводок по уточнению платежа при невыясненных поступленияхПроводки для бюджетных и автономных учреждений в Системе Госфинансы Примеры проводок по возврату платежа при невыясненных поступленияхПроводки для бюджетных и автономных учреждений в Системе Госфинансы

Документальным основанием для отражения операций в бух учете учреждения являются оригиналы банковских выписок по лицевому счету. При уточнении суммы дополнительно понадобится уведомление на уточнение. При возврате – заявление (письмо) организации-плательщика. Общие правила к составлению проводок по невыясненным поступлениям приведены в Инструкции № 174н, Инструкции № 183н.

Обратите внимание!

Для учета невыясненных поступлений применяется ведомость ф. 0531456. Документ формируется с целью классификации доходов органом, ответственным за исполнение бюджета (Письмо ФК № 42-7.4-05/2.6-216 от 01.04.11 г.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *