Нормы потерь при транспортировке

Автор: | 04.05.2019

Содержание

Справка

О нормах естественной убыли отдельных товаров при перевозке см. справку

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4596; 2006, N 23, ст. 2523) приказываем:

утвердить согласованные с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации:

нормы естественной убыли овощей при перевозке автомобильным транспортом в % от массы груза (приложение N 1);

нормы естественной убыли овощей и картофеля при перевозке автомобильным транспортом в % от массы груза (приложение N 2);

нормы естественной убыли капусты, моркови и лука репчатого при перевозке железнодорожным транспортом в % от массы за сутки нахождения груза в пути (приложение N 3);

нормы естественной убыли картофеля при перевозке железнодорожным транспортом в % от массы груза (приложение N 4);

нормы естественной убыли овощей и сахарной свеклы при перевозке железнодорожным транспортом в % от массы груза (приложение N 5);

нормы естественной убыли арбузов при перевозке железнодорожным транспортом (приложение N 6);

нормы естественной убыли свежих дынь при перевозке железнодорожным транспортом в % от массы груза (приложение N 7);

нормы естественной убыли картофеля и овощей при перевозках речным транспортом (приложение N 8);

Нормы естественной убыли овощей при перевозках морским транспортом (приложение N 9).

Министр сельского хозяйства
Российской Федерации
А.В. Гордеев
Министр транспорта
Российской Федерации
И.Е. Левитин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2008 г.

Регистрационный N 11152

Приложение N 1
к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ
от 14 января 2008 г. N 3/2

Нормы естественной убыли овощей при перевозке автомобильным транспортом в % от массы груза

Расстояние перевозок, км При перевозке в грузовых автомобилях При перевозке в авторефрижераторах, авторефрижераторных поездах и рефрижераторных контейнерах
огурцов томатов перца сладкого и горького, баклажанов, кабачков арбузов, тыквы дынь огурцов томатов перца сладкого и горького, баклажанов, кабачков арбузов, тыквы дынь
в таре в таре в таре навалом в контейнерах навалом в контейнерах в таре в таре в таре навалом в контейнерах навалом в контейнерах
До 10 0,5 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2
окт.25 0,6 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2
25-50 0,9 0,3 0,5 0,2 0,2 0,3 0,3 0,2 0,2 0,3 0,3
51-75 1,2 0,4 0,7 0,2 0,2 0,4 0,4 0,2 0,2 0,4 0,4
76-100 1,5 0,5 0,8 0,3 0,3 0,5 0,5 0,3 0,3 0,4 0,4
101-125 1,7 0,6 1,0 0,4 0,4 0,6 0,5 0,4 0,4 0,5 0,4
126-150 1,8 0,7 1,1 0,5 0,5 0,7 0,6 0,4 0,4 0,6 0,5
151-175 1,9 0,8 1,2 0,6 0,5 0,8 0,7 1,8 0,6 1,1 0,5 0,4 0,7 0,6
176-200 2,0 0,9 1,2 0,7 0,6 0,9 0,8 1,8 0,7 1,1 0,6 0,5 0,8 0,7
201-225 2,1 1,0 1,3 0,8 0,7 1,0 0,9 1,9 0,7 1,2 0,7 0,6 0,9 0,8
226-250 2,2 1,1 1,4 0,8 0,7 1,1 1,0 1,9 0,7 1,2 0,7 0,6 1,0 0,9
251-275 2,3 1,2 1,4 0,9 0,8 1,2 1,1 2,0 0,7 1,2 0,8 0,7 1,1 1,0
276-300 2,4 1,3 1,5 1,0 0,9 1,3 1,2 2,0 0,8 1,3 0,9 0,8 1,2 1,1
301-350 2,6 1,4 1,5 1,1 1,0 1,4 1,3 2,1 0,8 1,3 1,0 0,9 1,2 1,2
351-400 2,8 1,5 1,6 1,2 1,1 1,6 1,4 2,2 0,9 1,4 1,1 1,0 1,4 1,2
401-450 3,0 1,6 1,6 1,3 1,2 1,7 1,5 2,3 0,9 1,4 1,2 1,1 1,5 1,3
451-500 3,2 1,7 1,7 1,4 1,3 1,8 1,6 2,4 1,0 1,5 1,2 1,2 1,6 1,4
501-550 3,4 1,8 1,8 1,5 1,4 1,9 1,7 2,5 1,0 1,6 1,3 1,2 1,7 1,5
551-600 3,6 1,9 1,9 1,7 1,5 2,0 1,8 2,6 1,1 1,7 1,5 1,4 1,8 1,6
601-700 2,1 2,0 1,9 1,7 2,2 2,0 2,8 1,2 1,8 1,7 1,5 2,0 1,8
701-800 2,3 2,1 2,1 1,9 2,4 2,2 3,0 1,3 1,9 1,9 1,7 2,1 2,0
801-900 2,5 2,2 2,3 2,1 2,6 2,3 3,2 1,4 2,0 2,0 1,9 2,3 2,2
901-1000 2,7 2,3 2,5 2,3 2,8 2,5 3,4 1,5 2,0 2,2 2,0 2,5 2,2
При перевозке свыше 1000 км норма увеличивается на каждые последующие 100 км 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Приложение N 2
к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ
от 14 января 2008 г. N 3/2

Нормы естественной убыли овощей и картофеля при перевозке автомобильным транспортом в % от массы груза

Периоды года Способ перевозок Расстояние перевозок, км картофеля капусты корнеплодов лука репчатого, чеснока лука-перо укропа, салата и других зеленных овощей
Осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта) В таре 10-25 0,3 0,4 0,4 0,2 0,3 1,3
26-50 0,4 0,6 0,4 0,4 0,6 2,5
51-75 0,5 0,9 0,5 0,5
76-100 0,6 1,1 0,7 0,6
Навалом 10-25 0,3 0,4 0,3
26-50 0,5 0,7 0,5
51-75 0,7 1,1 0,7
76-100 0,8 1,5 0,8
Весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября) В таре 1-9 0,3 0,4 0,3 0,2 0,2 1,0
10-25 0,4 0,4 0,4 0,3 0,3 1,3
26-50 0,6 0,8 0,6 0,4 0,6 2,5
51-75 0,7 1,0 0,7 0,5
76-100 0,8 1,2 0,8 0,6

Примечание: При перевозке летом ранних картофеля и обрезанных корнеплодов на расстояние свыше 100 до 400 км нормы увеличиваются на каждые последующие 25 км по 0,1%, свыше 400 до 1000 км на каждые последующие 100 км — по 0,3%. При перевозке ранней капусты на расстояние свыше 100 до 600 км нормы увеличиваются на каждые последующие 25 км по 0,1%, а свыше 600 км до 1000 км на каждые 100 км — по 0,3%. При перевозке поздних картофеля и корнеплодов, средне- и позднеспелой капусты указанные надбавки уменьшаются в 2 раза. При перевозке лука и чеснока на расстояние свыше 100 до 1000 км нормы увеличиваются на каждые последующие 100 км по 0,1%. Надбавки распространяются на нормы, установленные для соответствующего сезона.

Приложение N 3
к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ
от 14 января 2008 г. N 3/2

Нормы
естественной убыли капусты, моркови и лука репчатого при перевозке железнодорожным транспортом в % от массы за сутки нахождения груза в пути

Продолжительность перевозки, сут. в рефрижераторных вагонах и контейнерах в крытых вагонах в рефрижераторных вагонах и контейнерах в крытых вагонах
капуста ранняя капуста поздняя капуста поздняя морковь лук репчатый
1 1,7 0,3 0,6 0,25 0,28
2 2,3 0,5 0,8 0,38 0,43
3 2,7 1,6 1,0 1,2 0,45 0,55
4 3,2 0,7 1,0 1,7 0,53 0,65
5 3,5 0,8 1,1 2,1 0,60 0,75
6 3,8 0,8 1,2 2,4 0,63 0,83
7 4,1 0,9 1,2 2,6 0,70 0,92
8 4,4 1,0 1,3 2,8 0,73 0,99
9 4,6 1,0 1,4 3,0 0,82 1,07
10 4,8 1,1 1,4 3,2 0,88 1,14
11 5,0 1,1 1,5 3,3 0,94 1,20
12 5,2 1,2 1,5 3,4 1,00 1,27
13 5,4 1,2 1,6 1,05 1,33
14 5,6 1,3 1,6 1,11 1,39
15 5,8 1,3 1,6 1,20 1,45
16 5,9 1,4 1,7
17 1,4 1,7
18 1,4 1,7
19 1,4 1,7
20 1,5 1,7

Норма естественной убыли при перевозке чеснока — 0,9

Приложение N 4
к приказу Минсельхоз РФ и Минтранса РФ
от 14 января 2008 г. N 3/2

Нормы
естественной убыли картофеля при перевозке железнодорожным транспортом в % от массы груза

Продолжительность перевозки (в сутках) картофель поздний в крытых вагонах картофель ранний в рефрижераторных вагонах и контейнерах
без тары в таре в специальных контейнерах — обрешетках
3 1,0 0,8 0,7 1.2
4 1,2 1,0 0,9 1.7
5 1,3 1,0 1,0 2.1
6 1,4 1,2 1,1 2.4
7 1,5 1,3 1,2 2.8
8 1,6 1,4 1,3 2.8
9 1,6 1,5 1,3
10 1,7 1,5 1,4
11 1,8 1,6 1,4
12 1,8 1,6 1,5
13 1,9 1,7 1,5
14 1,9 1,7 1,6
15 2,0 1,8 1,6

Приложение N 5
к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ
от 14 января 2008 г. N 3/2

Нормы
естественной убыли овощей и сахарной свеклы при перевозке железнодорожным транспортом в % от массы груза

Наименование груза Нормы убыли за первые трое суток Нормы убыли за каждые последующие сутки
Огурцы в рефрижераторных вагонах 2,00 0,20
Помидоры в рефрижераторных вагонах и контейнерах 1,20 0,20
Помидоры в крытых вагонах 1,9 0,3
Баклажаны в рефрижераторных вагонах и контейнерах 1,8 0,2

Норма естественной убыли при перевозке сахарной свеклы — 1,80

Приложение N 6
к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ
от 14 января 2008 г. N 3/2

Нормы
естественной убыли арбузов при перевозке железнодорожным транспортом

Продолжительность перевозки, (сутки) Нормы убыли в % от массы груза Продолжительность перевозки, (сутки) Нормы убыли в % от массы груза
до З 0,7 15 3,2
4 1,2 16 3,3
5 1,5 17 3,4
6 1,8 18 3,4
7 2,1 19 3,5
8 2,3 20 3,6
9 2,4 21 3,7
10 2,6 22 3,7
11 2,7 23 3,8
12 2,9 24 3,9
13 3,0 25 3,9
14 3,1

Приложение N 7
к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ
от 14 января 2008 г. N 3/2

Нормы
естественной убыли свежих дынь при перевозке железнодорожным транспортом в % от массы груза

Наименование груза Нормы естественной убыли за сутки нахождения груза в пути
Дыни в крытых вагонах 0,44
Дыни в рефрижераторных вагонах и контейнерах 0,27

Приложение N 8
к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ
от 14 января 2008 г. N 3/2

Нормы
естественной убыли картофеля и овощей при перевозках речным транспортом

Наименование грузов Предельный срок перевозки, сутки Нормы естественной убыли в % от массы груза
Помидоры свежие при нахождении в пути
до 5 суток
молочные 1,5 за весь период
бурые 1,6 за весь период
розовые 1,7 за весь период
свыше 5 суток
молочные 16 0,3 за каждые сутки
бурые 14 0,4 за каждые сутки
розовые 12 0,5 за каждые сутки
Капуста, лук и чеснок свежие 20 2,7
Остальные овощи свежие (картофель, бахчевые и т.п.) 20 1,8

Приложение N 9
к приказу Минсельхоза РФ и Минтранса РФ
от 14 января 2008 г. N 3/2

Нормы естественной убыли овощей при перевозках морским транспортом

Наименование грузов Предельный срок перевозки, сутки Нормы естественной убыли за весь период в % от массы груза
Овощи свежие 20 1,8
Капуста свежая 20 2,7
Лук и чеснок свежие 20 2,7

Приказ Минсельхоза РФ и Минтранса РФ от 14 января 2008 г. N 3/2 «Об утверждении норм естественной убыли картофеля, овощей и бахчевых культур при перевозках различными видами транспорта»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2008 г.

Регистрационный N 11152

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа официально опубликован не был

ПОТЕРИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Транспортные потери возникают, когда персонал, оборудование, продукция или информация перемещаются чаще или на большие расстояния, чем это действительно необходимо. В ходе многоэтапных процессов материалы и персонал перемещаются от процесса к процессу, которые разделены пространством и/или временем. Вместо того чтобы расположить процессы последовательно или рядом, их часто располагают далеко друг от друга, что требует применения автопогрузчиков, конвейеров или других транспортных устройств для перемещения материалов на следующую операцию. Все эти перемещения не добавляют потребительской ценности производимой продукции.

Пути улучшения:

1.Проанализируйте, как выстроен поток транспортировки ваших материалов или поток информации.

2.Сократите потери путем минимизации физического расстояния транспортировки материалов и перемещения транспортных средств, выделив зоны и применив перепланировку.

3.Сократите расстояние между оператором или оборудованием.

4.Найдите перемещения персонала, материалов или информации, которые не способствуют процессу создания ценности.

ПРИМЕР: В качестве примера можно привести «проем, сделанный в бетонной стене», разделяющую на заводе шинглас цех и склад, рядом с местом упаковки поддона с гибкой черепицы, чтобы сократить лишние перемещения готовой продукции на склад. Сейчас в этом месте установлены ворота. Но чтобы устранить бетонную перегородку в цехе, сначала пришлось устранить немало «бетонных перегородок» в головах людей.

ПОТЕРИ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ

Потери при передвижении — это ненужные перемещения персонала, продукции, материалов и оборудования, которые не добавляют ценности процессу. Часто рабочие совершают лишние перемещения со своего участка до цехового склада и обратно, а также ходят вокруг ненужного им оборудования. Такие перемещения можно устранить и за счет этого ускорить процесс. Это одна из наиболее неприятных потерь и для рядового персонала, и для руководства, так как потраченное время и простои лишают эффективности большинство производственных процессов, утяжеляя труд рабочих. Несмотря на то, что большинство производственных процессов изначально разрабатывались с учетом минимизации лишних движений, в основном это один из крупнейших источников потерь, возникающих незаметно и приводящих к сбоям.

Пути улучшения:

1.Перепланировка размещения и перестановка оборудования, чтобы уменьшить перемещения оператора

2.Стандартизация движений оператора на уровне «наилучшей практики»

3.Прохождение и составление каждого шага в процессе, чтобы установить потери наилучшим образом.

4.Разработка и изучение карты потока создания ценности и/или карты физических потоков для каждого процесса с последующим сокращением перемещений операторов, оборудования, материалов.

5.Составление комплексной схемы (диаграммы «спагетти») фактических потоков процесса для установления ситуаций, когда персонал совершает ненужные передвижения или перемещения.

ПРИМЕР: Так, на заводе шинглас при установке ламинатора место оператора, складывающего гонты в нужном количестве после их склейки, было оборудовано обычным стулом. Оператору приходилось совершать за смену тысячи однообразных поворотов корпусом тела вправо. Установка стула с крутящимся механизмом позволила сократить время на выполнение данной операции и облегчить труд оператора.

Дата добавления: 2016-03-25; просмотров: 1797 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Справка

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4596; 2006, № 23, ст. 2523; 2009, № 12, ст. 1429) приказываем:

1. Утвердить согласованные с Министерством экономического развития Российской Федерации нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении согласно приложению.

2. Не применять на территории Российской Федерации:

постановление Госснаба СССР от 8 июня 1977 г. № 30 «Об утверждении норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировании» в части норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным и автомобильным видами транспорта;

постановление Госснаба СССР от 26 марта 1986 г. № 40 «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании» в части норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным и водным видами транспорта;

постановление Госснаба СССР от 7 августа 1987 г. № 107 «Об утверждении норм естественной убыли бензинов при перевозке морскими судами наливом»;

постановление Госснаба СССР от 25 марта 1988 г. № 25 «Об утверждении норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке морскими и речными судами наливом».

Министр энергетики
Российской Федерации
С.И. Шматко
Министр транспорта
Российской Федерации
И.Е. Левитин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2010 г.

Регистрационный № 19297

1. Нормы естественной убыли нефти при перевозке наливом в железнодорожных цистернах и танк-контейнерах железнодорожным транспортом и в смешанном железнодорожно-водном сообщении

(в килограммах на 1 тонну перевезенного количества (в % от массы груза))
I климатическая группа II климатическая группа III климатическая группа
осенне-зимний период весенне-летний период осенне-зимний период весенне-летний период осенне-зимний период весенне-летний период
0,339 (0,0339) 0,372 (0,0372) 0,350 (0,0350) 0,378 (0,0378) 0,356 (0,0356) 0,381 (0,0381)

2. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке наливом в железнодорожных цистернах и танк-контейнерах железнодорожным транспортом и в смешанном железнодорожно-водном сообщении

(в килограммах на 1 тонну перевезенного количества (в % от массы груза))
Группа нефтепродуктов Нормы естественной убыли нефтепродуктов для всех климатических зон и во всех периодах года
1, 2 0,210 (0,021)
3, 4 0,140 (0,014)
5 0,070 (0,007)
6 0,100 (0,010)

3. Нормы естественной убыли нефти при перевозке автомобильным транспортом

(в килограммах на 1 т принятой к перевозке нефти (в % от массы груза))
Климатическая группа
1 2 3
осенне-зимний период весенне-летний период осенне-зимний период весенне-летний период осенне-зимний период весенне-летний период
0,02 (0,002) 0,05 (0,005) 0,03 (0,003) 0,07 (0,007) 0,05 (0,005) 0,1 (0,010)

4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке автомобильным транспортом

Климатическая группа (подгруппа) Группы нефтепродуктов
1, 2 3, 4 5 6
Нормы естественной убыли, кг/т (в % от массы груза)
осенне-зимний период весенне-летний период осенне-зимний период весенне-летний период осенне-зимний период весенне-летний период осенне-зимний период весенне-летний период
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1(1) 0,082 (0,0082) 0,167 (0,0167) 0,007 (0,0007) 0,013 (0,0013) 0,002 (0,0002) 0,003 (0,0003) 0,025 (0,0025) 0,025 (0,0025)
1(2) 0,091 (0,0091) 0,185 (0,0185) 0,008 (0,0008) 0,015 (0,0015) 0,002 (0,0002) 0,004 (0,0004) 0,025 (0,0025) 0,025 (0,0025)
2(1) 0,117 (0,0117) 0,210 (0,0210) 0,010 (0,0010) 0,019 (0,0019) 0,002 (0,0002) 0,005 (0,0005) 0,025 (0,0025) 0,025 (0,0025)
2(2) 0,134 (0,0134) 0,211 (0,0211) 0,012 (0,0012) 0,021 (0,0021) 0,003 (0,0003) 0,006 (0,0006) 0,025 (0,0025) 0,025 (0,0025)
2(3) 0,140 (0,0140) 0,214 (0,0214) 0,012 (0,0012) 0,021 (0,0021) 0,003 (0,0003) 0,006 (0,0006) 0,025 (0,0025) 0,025 (0,0025)
3(1) 0,146 (0,0146) 0,220 (0,0220) 0,013 (0,0013) 0,021 (0,0021) 0,003 (0,0003) 0,005 (0,0005) 0,025 (0,0025) 0,025 (0,0025)
3(2) 0,156 (0,0156) 0,224 (0,0224) 0,016 (0,0016) 0,026 (0,0026) 0,004 (0,0004) 0,006 (0,0006) 0,025 (0,0025) 0,025 (0,0025)

5. Нормы естественной убыли нефти при перевозке судами морского и внутреннего водного транспорта

(в килограммах на 1 т принятой к перевозке нефти (в % от массы груза))
Водные бассейны Нормы естественной убыли нефти
осенне-зимний период весенне-летний период
Азово-Черноморский бассейн, Каспийское море, реки: Волга (южнее г. Волгограда), Дон (южнее Калача-на-Дону) 0,7 (0,07) 1,2 (0,12)
Балтийское море и водный бассейн Дальнего Востока (за исключением Берингова моря), реки: Волга (севернее г. Волгограда), Волхов, Дон (севернее Калача-на-Дону), Кама, Ока, Нева, Печора, Северная Двина 0,5 (0,05) 0,9 (0,09)
Другие морские и речные бассейны 0,4(0,04) 0,7 (0,07)

6. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке судами морского и внутреннего водного транспорта наливом на каждый рейс

Водные бассейны Группы нефтепродуктов Нормы естественной убыли нефтепродуктов в килограммах на 1 т нефтепродуктов принятых к перевозке (в % от массы груза)
осенне-зимний период весенне-летний период
Азово-Черноморский бассейн, Каспийское море, реки: Волга (южнее г. Волгограда), Дон (южнее г. Калача-на-Дону) 1,2 2,300 (0,23) 4,500 (0,45)
3,4 1,300 (0,13) 2,500 (0,25)
5 1,100 (0,11) 2,200 (0,22)
6 (масла) 1,700 (0,17) 1,700 (0,17)
6 (кроме масел) 1,500 (0,15) 1,500 (0,15)
Балтийское море и водный бассейн Дальнего Востока (за исключением Берингова моря), реки: Волга (севернее г. Волгограда), Волхов, Дон (севернее г. Калача-на-Дону), Кама, Ока, Нева, Печора, Северная Двина 1,2 2,100 (0,21) 4,100 (0,41)
3,4 1,200 (0,12) 2,300 (0,23)
5 1,000 (0,10) 2,100 (0,21)
6 (масла) 1,700 (0,17) 1,700 (0,17)
6 (кроме масел) 1,500 (0,15) 1,500 (0,15)
Другие морские и речные бассейны 1,2 1,900 (0,19) 3,700 (0,37)
3,4 1,100 (0,11) 2,100 (0,21)
5 1,000 (0,10) 2,000 (0,20)
6 (масла) 1,700 (0,17) 1,700 (0,17)
6 (кроме масел) 1,600 (0,16) 1,600 (0,16)

7. Нормы естественной убыли 1 и 2 группы нефтепродуктов при перевозке морскими судами на каждые сутки нахождения в пути

Водные бассейны Нормы естественной убыли нефтепродуктов в кг на 1 т нефтепродуктов принятых к перевозке (в % от массы груза)
осенне-зимний период весенне-летний период
Водные бассейны европейской части Российской Федерации (за исключением Белого моря) и Сибири 0,040 (0,004) 0,070 (0,007)
Белое и Берингово моря 0,060 (0,006) 0,110 (0,011)
Балтийское море и водный бассейн Дальнего Востока (за исключением Берингова моря) 0,120 (0,012) 0,180 (0,018)
Черное и Азовское моря 0,200 (0,020) 0,280 (0,028)
Каспийское море 0,220 (0,022) 0,320 (0,032)

Примечание:

1. Пункт 6 настоящих норм 1 и 2 группы нефтепродуктов при перевозках судами морского транспорта применяется для времени нахождения груза в пути:

а) свыше 15 суток для водных бассейнов европейской части Российской Федерации, Сибири, Белого и Берингова морей;

б) свыше 10 суток для остальных водных бассейнов.

Пункт 7 настоящих норм применяется для времени нахождения груза в пути:

а) до 15 суток для водных бассейнов европейской части Российской Федерации, Сибири, Белого и Берингова морей;

б) до 10 суток для остальных водных бассейнов.

2. При перевозках нефти и нефтепродуктов из одной климатической группы в другую, а также при переходе из одного сезонного периода в другой применяется большая величина нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов.

3. При перевозке нефти и нефтепродуктов из одного водного бассейна в другой определение величины естественной убыли при ее возникновении осуществляется по норме, имеющей среднеарифметическую величину норм, установленных для каждого из водных бассейнов, по которым транспортировались нефть или нефтепродукты от пункта налива (погрузки) до пункта слива (разгрузки).

4. При перегрузках с одного вида транспорта на другой и/или перегрузке с судна на судно в пути его следования соответствующая норма при перевозке увеличивается на 10% и применяется к перегружаемой массе с учетом пункта 5 настоящих примечаний.

5. В случаях, когда в соответствии с технологией проведения транспортной операции нефть и нефтепродукты 5 и 6 групп должны подогреваться, то независимо от периода года применяется норма весенне-летнего периода, увеличенная в зависимости от температуры подогрева:

от 21 до 30°С в 1,5 раза;

от 31 до 50°С в 2 раза;

от 51°С и выше в 3 раза.

При температуре подогрева от 11 до 20°С в осенне-зимний период соответствующая норма осенне-зимнего периода увеличивается в 1,5 раза, а норма весенне-летнего периода остается без изменения.

6. Распределение нефтепродуктов по группам для применения настоящих норм осуществляется согласно приложению 1 к настоящим нормам.

7. Распределение субъектов Российской Федерации по климатическим группам для применения настоящих норм приводится в приложении 2 к настоящим нормам.

8. Указанные нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи груза.

Приложение 1
к нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов
при перевозке железнодорожным, автомобильным,
водным видами транспорта и в смешанном
железнодорожно-водном сообщении

Распределение нефтепродуктов по группам

Группа нефтепродуктов Наименование нефтепродукта
1 Бензины автомобильные всех марок. Прямогонные бензины. Газовый конденсат стабильный. Бензин газовый стабильный (из газового конденсата).
2 Нефтяные растворители всех марок с температурой начала кипения от +50°С до 100°С. Бензины авиационные всех марок. Изооктан технический. Гептан нормальный. Бензол нефтяной. Отработанные нефтепродукты марки СНО. Топливо для реактивных двигателей Т-2.
3 Нефтяные растворители всех марок с температурой начала кипения от 100°С и выше. Топлива для реактивных двигателей с температурой начала кипения от 100°С до 150°С, кроме Т-2. Сольвент нефтяной. Керосин для технических целей. Лигроин приборный. Ксилол нефтяной. Толуол нефтяной. Этилбензол технический.
4 Керосины осветительные всех марок. Топлива дизельные и судовые с температурой помутнения (застывания) или с предельной температурой фильтруемости ниже минус 10°С. Топлива для реактивных двигателей с температурой начала кипения более 150°С. Изопропилбензол технический.
5 Топлива дизельные и судовые с температурой помутнения (застывания) или с предельной температурой фильтруемости от минус 10°С и выше. Топливо печное бытовое. Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей.
6 Мазуты всех марок. Масла смазочные всех марок. Битумы нефтяные жидкие. Прочие жидкие нефтепродукты, требующие подогрева. Отработанные нефтепродукты, кроме марки СНО.

Приложение 2
к нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов
при перевозке железнодорожным, автомобильным,
водным видами транспорта и в смешанном
железнодорожно-водном сообщении

Распределение субъектов Российской Федерации по климатическим группам (подгруппам) для применения норм естественной убыли

Климатическая группа Обозначение климатического района Обозначение климатической группы (подгруппы) для применения норм Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа
1 2 3 4
1 -я (соответствует холодному макроклиматическом у району) I_1, II_2 1(1) Республики: Саха (Якутия) Автономные округа: Чукотский
I_2, II_3 1(2) Республики: Коми Края: Красноярский (севернее 56 с.ш.), Хабаровский (севернее 56 с.ш.) Области: Амурская, Магаданская, Мурманская, Томская Автономные округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий
2-я (соответствует холодному умеренному макроклиматическом у району) II_4 2(1) Республики: Алтай, Бурятия, Карелия, Тыва, Хакасия Края: Алтайский, Забайкальский, Красноярский (южнее 56 с.ш.), Пермский, Хабаровский (южнее 56 с.ш.) Области: Архангельская, Иркутская, Кемеровская, Курганская, Курская, Новосибирская, Омская, Свердловская, Тюменская, Челябинская Автономная область: Еврейская
II_4 2(2) Республики: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская — Чувашия Области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Ярославская. Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург
II_6 2(3) Края: Камчатский, Приморский Области: Сахалинская
3-я (соответствует тёплому умеренному макроклиматичес-кому району) II_7 3(1) Республики: Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания Области: Волгоградская, Ростовская
II_9 II_11 3(2) Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Чеченская Края: Краснодарский, Ставропольский Области: Астраханская

Приказ Министерства энергетики РФ и Минтранса РФ от 1 ноября 2010 г. № 527/236 “Об утверждении норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2010 г.

Регистрационный № 19297

Текст приказа официально опубликован не был

Пример

В июне оптовая торговая организация (продавец) отгрузила розничной торговой организации (покупателю) сыр пошехонский в парафиновом покрытии 3500 кг по 55 руб. за 1 кг, в том числе НДС 10%. Всего стоимость отгруженного товара с учетом НДС составила 192 500 руб. (55 руб. х х 3500 кг) , в том числе стоимость товара без НДС 175 000 руб., сумма НДС — 17 500 руб. Себестоимость отгруженного товара составляет 120 000 руб.

Доставку товара осуществляла транспортная организация. Расстояние транспортировки составило 200 км. Расходы по доставке товара по условиям договора несет поставщик. Стоимость перевозки составила 2360 руб., в т.ч. НДС 360 руб.

При приемке товара обнаружилась недостача сыра в размере 3 кг, всего на сумму 165 руб., в т.ч. стоимость товара -150 руб., сумма НДС — 15 руб.

Согласно нормам, доведенным письмом Минторга РСФСР от 21.05.87 г. № 085, норма естественной убыли сыра при условиях перевозки, принятых в данном примере, составляет 0,05%.

Величину потерь вследствие естественной убыли (Е) определяют по формуле:

Е = Т х Н : 100,

где Т — стоимость (масса) перевезенного товара; Н — норма естественной убыли в %.

Рассчитаем размер естественной убыли:

  • — по весу: 3500 кг х 0,05 : 100 = 1,75 кг;
  • — по стоимости: 175 000 руб. х 0,05 : 100 = 87 руб. 50 коп.

Потери сверх норм составили:

  • — по весу: 3 кг- 1,75 кг = 1,25 кг;
  • — по стоимости: 1,25 кг х 50 руб. = 62 руб. 50 коп.

Потери сыра в пределах норм естественной убыли торговая организация-покупатель списала в расходы на продажу. На стоимость (с учетом НДС) недостачи товара сверх норм покупатель направил претензию поставщику: 62 руб. 50 коп. + 62 руб. 50 коп. х 10% =68 руб. 75 коп.

Поставщик в свою очередь предъявил претензию на сумму недостачи перевозчику (транспортной организации). Перевозчик признал претензию и произвел расчет с отправителем товара (оптовой организацией).

Посмотрим, как в бухгалтерском учете сторон отражается данная хозяйственная операция.

1. Поставщик товара (оптовая организация)

Дебет 62-1 Кредит 90-1 — 192 500 руб. — отгружены сыры покупателю;

Дебет 90-2 Кредит 41.1 — 120 000 руб. — списана себестоимость (стоимость в учетных ценах) отгруженных сыров;

Дебет 90-3 Кредит 68-3 — 17 500 руб. — начислен НДС со стоимости отгруженных сыров;

Дебет 44 Кредит 60-2 — 2000 руб. — транспортные расходы, предъявленные перевозчиком, отнесены в расходы на продажу;

Дебет 19-3 Кредит 60-2 — 360 руб. — НДС, предъявленный транспортной организацией;

Дебет 60-2 Кредит 51 — 2360 руб. — оплачены услуги перевозчика ( в т.ч. НДС);

Дебет 68-3 Кредит 19-3 — 360 руб. — налоговый вычет НДС по оплаченным услугам, стоимость которых включена в расходы на продажу;

Дебет 76-2 «Покупатель» Кредит 62-1 — 68 руб. 75 коп. — признана претензия покупателя;

Дебет 51 Кредит 62-1 — 192 431 руб. 25 коп. (192 500 руб. — 68 руб. 75 коп ) -покупатель оплатил стоимость полученного товара за минусом недостачи сверх норм;

Дебет 76-2 «Перевозчик» Кредит 76-2 «Покупатель» — 68 руб. 75 коп. — предъявлена претензия перевозчику;

Дебет 51 Кредит 76-2 «Перевозчик» — 68 руб. 75 коп. — перевозчик признал претензию и перечислил денежные средства на расчетный счет отправителя.

2. Покупатель товара (розничная организация)

Дебет 41-2 Кредит 60-1 — 174 850 руб. (175 000 — 150) — оприходованы сыры за минусом потерь (недостачи);

Дебет 94 Кредит 60-1 — 87 руб. 50 коп. — отражены потери (недостача) в пределах норм естественной убыли;

Дебет 44 Кредит 94 — 87 руб. 50 коп. — списаны в расходы потери в пределах норм естественной убыли;

Дебет 19-4 Кредит 60-1 — 17 493 руб. 75 коп. ((174 850 руб. + 87 руб. 50 коп.) х 10%) — НДС, предъявленный поставщиком на сумму фактически поступившего товара и потерь в пределах норм;

Дебет 60-1 Кредит 51 — 192 431 руб. 25 коп. (174 850 руб. + 87 руб. 50 коп. + 17 493 руб. 75 коп.) — произведена оплата фактически поступившего товара поставщику.

3. Перевозчик (транспортная организация)

Дебет 62 Кредит 90-1 — 2360 руб. — отражена выручка от оказания услуг перевозки грузов;

Дебет 90-3 Кредит 68-3 — 360 руб. — начислен НДС со стоимости услуг;

Дебет 51 Кредит 62 — 2360 руб. — получена оплата за оказанные услуги перевозки от грузоотправителя (оптовой организации);

Дебет 91-2 Кредит 76-2 — 68 руб. 75 коп. — признана претензия отправителя груза;

Дебет 76-2 Кредит 51 — 68 руб. 75 коп. — перечислена сумма претензии грузоотправителю.

Согласно ст. 139 Устава автомобильного транспорта и ст. 112 Транспортного устава железных дорог грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию:

— при городской и пригородной перевозке автомобильным транспортом — в течение 10 дней со дня приема груза; — при междугородней перевозке автотранспортом или по железной дороге — в течение 30 дней по истечении срока доставки; — при перевозке в прямом смешанном сообщении — по истечении 4-х месяцев со дня приема груза к перевозке.

Источник: Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

Как известно, при транспортировке и хранении материально-производственных запасов возникают потери от их недостачи и порчи. Разберемся, можно ли такие потери включить в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Какую роль в решении данного вопроса играют утвержденные нормы естественной убыли? От чего зависит выбор нужной нормы? Как посчитать потери с учетом норм естественной убыли?

Изучаем положения Налогового кодекса

Согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов (забегая вперед, сразу же подчеркнем, что речь идет о потерях, возникших в связи с уменьшением массы (количества) товара). Но действует ограничение: расходы признаются в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, в состав материальных расходов допустимо включение потерь только в пределах норм естественной убыли, утвержденных соответствующим образом.

В связи с этим возникает вопрос, можно ли учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль сверхнормативные потери и потери по продукции, в отношении которой нормы естественной убыли не утверждены. Для ответа обратимся к положениям п. 2 ст. 265 НК РФ, где перечислены убытки, приравниваемые к внереализационным расходам. В этот перечень попали расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (пп. 5). (Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.)

Делаем выводы

Потери запасов при транспортировке включаются в состав материальных расходов в том случае, если они связаны с естественной убылью (безвозвратными потерями) материальных ценностей (в пределах утвержденных норм). К внереализационным расходам потери запасов при транспортировке приравниваются только в ситуации, когда недостача связана с хищением груза, а виновники не установлены, что должно быть подтверждено документально.

Потери материально-производственных запасов при хранении приравниваются к материальным расходам в случае их естественной убыли (в пределах норм). Потери сверх норм можно включить в состав внереализационных расходов при отсутствии виновных лиц. То же самое касается потерь по продукции, в отношении которой нормы естественной убыли при хранении не утверждены. Помимо этого, нужно помнить об общем правиле признания расходов: налоговыми признаются только обоснованные (экономически оправданные) затраты. Поэтому если, к примеру, недостача материально-производственных запасов связана с нарушением технологических условий хранения товара (хранение в непригодном для этого помещении), потери от порчи нельзя признать экономически обоснованными затратами (Постановление ФАС ВСО от 08.11.2007 № А19-3185/07-51-Ф02-8271/07).

На какие нормы естественной убыли ориентироваться?

В главе 25 НК РФ сказано, что нормы естественной убыли должны быть утверждены в порядке, установленном Правительством РФ, а именно его Постановлением от 12.11.2002 № 814. В соответствии с этим документом разработка и утверждение норм естественной убыли – обязанность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по отраслям, отнесенным к сфере их ведения, исполняемая с учетом Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2003 № 95. К примеру, нормы естественной убыли:

  • при хранении (сливе, наливе) химической продукции утверждены Приказом Минпромторга РФ от 08.11.2010 № 1000;
  • при хранении нефтепродуктов – Приказом Минэнерго РФ от 13.08.2009 № 364;
  • при хранении нефти – Приказом Минэнерго РФ от 13.08.2009 № 365;
  • при перевозке сырья и побочной продукции сахарной промышленности – Приказом Минсельхоза РФ № 426, Минтранса РФ № 139 от 21.11.2006;
  • при перевозках железнодорожным транспортом грузов в металлургической промышленности – Приказом Минпромнауки РФ от 25.02.2004 № 55.

Необходимо учитывать, что федеральные органы исполнительной власти во исполнение Постановления Правительства РФ № 814 утвердили нормы естественной убыли не во всех областях (хотя срок был установлен до 01.01.2003). В связи с этим в соответствующих случаях следует применять нормы естественной убыли, утвержденные ранее. Данное допущение закреплено в ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002. Так, до сих пор подлежат применению нормы естественной убыли:

  • отдельных видов продукции при перевозках речным транспортом – утвержденные Постановлением Госснаба СССР от 18.05.1976 № 51;
  • отдельных видов продукции производственно-технического назначения при морских перевозках – Постановлением Госснаба СССР от 27.04.1989 № 32;
  • нерудных строительных материалов при хранении и перевозках – Постановлением Госснаба СССР от 15.06.1984 № 72;
  • отдельных видов продукции производственно-технического назначения при перевозках железнодорожным транспортом – Постановлением Госснаба СССР от 19.10.1989 № 64. К сведению: утвержденная данным документом норма естественной убыли черных металлов в виде изгари и окалины черных металлов при транспортировке железнодорожным транспортом (0,65% от массы груза) может применяться для определения потерь массы окалины и ржавчины, содержащихся в ломе черных металлов, в случае его транспортировки железнодорожным транспортом – естественно, при наличии доказательств наличия окалины на ломе при его погрузке и транспортировке железнодорожным транспортом (Постановление ФАС ЦО от 25.09.2009 по делу № А14-14842/2008/454/28);
  • строительных материалов при их транспортировании автотранспортом, хранении и реализации – Приказом Минторга СССР от 27.11.1991 № 95. Нормы убыли, установленные данным документов для цементов, можно применять для цементного клинкера (Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.10.2009 по делу № А57-22653/2007, оставленное без изменения постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 и ФАС ПО от 05.05.2010). (Клинкер – это полупродукт, получаемый (в виде гранул) при обжиге тонкоизмельченной смеси известняка с глиной, применяемый в производстве цементов.)

Что следует понимать под естественной убылью?

Информация об этом представлена в Методических рекомендациях по разработке норм естественной убыли. Итак, под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю в виде уменьшения массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами, произошедшую в результате естественного изменения биологических или физико-химических свойств товаров. Таким образом, о возникновении естественной убыли речь идет исключительно в случае количественного изменения запаса (Постановление ФАС ЦО от 24.04.2013 по делу № А54-4268/2012).

К естественной убыли не относятся:

  • технологические потери;
  • потери от брака;
  • потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования;
  • потери товарно-материальных ценностей при ремонте или профилактике применяемого для хранения и транспортировки технологического оборудования, при внутрискладских операциях;
  • аварийные потери.

Норма естественной убыли – это допустимая величина безвозвратных потерь (естественной убыли). При транспортировке она определяется путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем. Обратите внимание: потери (естественная убыль) возможны на протяжении всего процесса доставки груза от продавцов к покупателям, в него включаются как перевозка, так и перегрузка товаров. Поэтому налоговой орган без должных доказательств не может настаивать на том, что потери, связанные с перегрузкой товара, не являются естественной убылью, так как обусловлены не естественными процессами, вызывающими изменение количества товара (Постановление ФАС ЗСО от 25.03.2009 № Ф04-1893/2009(3500-А27-25)). При хранении норма естественной убыли рассчитывается за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение.

При перевозке

При расчете предельной величины потерь при транспортировке норма естественной убыли выбирается в зависимости:

  • от вида транспорта (железнодорожный, водный, автомобильный, смешанный);
  • от расстояния перевозки (учитывается не всегда);
  • от количества перевалок с одного вида транспорта на другой – перегрузок из вагона в вагон, с судна на судно (устанавливаются дополнительные нормы естественной убыли);
  • от времени нахождения в пути.

По определенным видам груза норма естественной убыли выбирается с учетом периода, когда осуществляется перевозка (весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября), осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта)). Это, к примеру, касается перевозки природных и синтетических смол, глифталевой и пентафталевой олифы, олифы оксоль (см. Приказ Минпромэнерго РФ № 93, Минтранса РФ № 41 от 11.03.2008).

В связи с этим предприятию необходимо побеспокоиться о документальном подтверждении сведений, которые нужны для выбора нормы естественной убыли (в противном случае существует риск расчета потерь по наименьшей из возможных величин).

Обратите внимание: утвержденные нормы естественной убыли при транспортировке применяются, как правило, только в случае фактической недостачи массы груза.

Считаем потери по нормам

Нормы естественной убыли устанавливаются в процентах от массы (количества) перевозимого груза (хранимой продукции), поэтому для того, чтобы определить, не превышают ли потери (в количественном выражении) предельную величину, массу (количество) груза (продукции) нужно умножить на норму естественной убыли. Что для сравнения необходимо брать количественные показатели, продемонстрировано в Постановлении ФАС ЦО от 19.03.2009 по делу № А68-3262/08-270/14-358/13.

Предприятие может столкнуться с тем, что для расчета предельной величины потерь количество груза (вес нетто) нужно пересчитать (то есть норму естественной убыли применить не к фактически полученной (хранимой) массе груза, а провести дополнительные корректировки, допустим, определить количество продукции в пересчете на ту или иную влажность). Чаще всего это актуально при хранении и перевозке полезных ископаемых. Например, такая ситуация возникает в случае приобретения гранулированного шлака (используется в качестве компонента шихты при производстве цементов). Влажность шлаков не нормируется, поэтому она устанавливается по договоренности между поставщиком и потребителем. В то же время количество поставляемого шлака устанавливается в пересчете на сухой шлак. Понятно, что масса шлака определенной влажности и масса шлака в пересчете на сухую массу – разные величины (причем существенно отличающиеся друг от друга). Поэтому нормы естественной убыли для перевозимых гранулированных шлаков в Приказе Минпромнауки РФ № 55 даны в пересчете на сухую массу.

Пересчет нужен не всегда. Это наглядно продемонстрировали судьи ФАС УО на примере цинкового концентрата. Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик был вправе применить пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ в отношении стоимости утраченного в процессе поставки сырья только после пересчета его количества в сухих метрических тоннах, поскольку по условиям договоров поставок оплачиваемым металлом в концентрате является цинк. Налогоплательщик же применял норму естественной убыли к количеству, определенному во влажных метрических тоннах (в соответствии с договорами).

Арбитры выяснили, что согласно ПриказуМинпромнауки РФ № 55 по группе 15 «Сырье цветных металлов, сырье серное» к цинковым концентратам при перевозке на расстояние до 750 км применяется норма естественной убыли в размере 1,5%. Из указанного приказа следует, что нормы естественной убыли по цинковым концентратам применяются к фактически полученной массе груза без каких-либо дополнительных корректировок. Требования, что для целей определения потерь в пути и их соответствия нормам естественной убыли масса груза должна быть пересчитана в сухие метрические тонны либо приведена к единой влажности (фактической либо указанной в документах поставщика), приказ не содержит. Случаи, когда пересчет на сухую массу является существенным условием определения нормы естественной убыли, прямо названы в приказе. Поэтому налогоплательщик правомерно применял норму естественной убыли к влажным метрическим тоннам, то есть умножал влажную метрическую тонну на 1,5%, а затем влажную метрическую тонну поставщика с учетом потерь 1,5% сравнивал с фактически принятым весом и, если сверхдопустимые отклонения по влажному весу отсутствовали, принимал фактический вес (Постановление от 28.04.2012 № Ф09-2433/12). Таким образом, норма естественной убыли применяется к фактической массе груза (цинковым концентратам) без пересчета в сухие метрические тонны, поскольку иная методика нормативно не установлена.

* * *

Потери от недостачи или порчи материально-производственных запасов, возникшие в процессе их транспортировки или хранения, можно включить в состав материальных расходов, но только в пределах утвержденных норм естественной убыли. В отношении других потерь следует рассмотреть возможность их включения в состав внереализационных расходов (это допустимо при условии экономической оправданности (обоснованности) расходов и отсутствия виновных лиц).

В целях исчисления налога на прибыль должны применяться нормы естественной убыли, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 814. Если данная обязанность по определенной продукции органами власти не исполнена, налогоплательщик может ориентироваться на нормы, утвержденные ранее. Конкретная норма естественной убыли по соответствующему наименованию продукта выбирается с учетом различных факторов, влияющих на естественную убыль запаса. Так, при транспортировке нужно принимать во внимание вид транспорта, расстояние перевозки, количество перевалок с одного вида транспорта на другой.

Исходя из нормы естественной убыли рассчитывается масса (количество) перевозимого груза (хранимой продукции), потеря которой не превышает предельной величины. При этом следует помнить, что фактическую массу определенных видов продукции требуется пересчитать (например, вес гранулированного шлака должен быть установлен в пересчете на сухой шлак).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *